Научная статья на тему 'Институциональные основы развития государственного финансового мониторинга и контроля'

Институциональные основы развития государственного финансового мониторинга и контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЙ НАДЗОР / СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арыкбаев Р.К., Каширская Л.В., Карабашева М.Р.

В статье рассмотрены основные полномочия контролирующих органов, динамика выявляемых ими финансово экономических нарушений. На основе проведенных исследований, предложена Единая концепция государственного финансового контроля, а также схема взаимодействия учреждений и органов государственного финансового контроля. Сделан вывод, что в сложившейся системе государственного финансового контроля четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE STATE FINANCIAL MONITORING AND CONTROL

In article the main powers of the supervisory authorities, the loudspeaker revealed by them financially economic violations are considered. On the basis of the conducted researches, the Uniform concept of the state financial control, and also the scheme of interaction of establishments and bodies of the state financial control is offered. The conclusion is drawn that in the developed system of the state financial control a number of the directions needing essential changes accurately is allocated.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы развития государственного финансового мониторинга и контроля»

Литература

1. Сидорова Н.И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов /Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - N 44.

2. Иванова О.Б., Карепина О.И. Необходимость внедрения и использования системы бюджетирования на промышленном предприятии в современных условиях/ В сборнике: Проблемы федеральной и региональной экономики ученые записки. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Научно-исследовательский институт РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011.

3. Богославцева Л.В., Богданова О.Ю. Модернизация системы бюджетного управления на промышленном предприятии/В сборнике: Проблемы федеральной и региональной экономики ученые записки. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Научно-исследовательский институт РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011. С. 140-145.

4. Гришунина И.А. Оценка платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований как мера повышения эффек-

тивности управления общественными финансами (на примере нижегородской области)//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 1 (331). С. 74-84.

5. Богославцева Л.В. Формирование условий для обеспечения целей бюджетной политики региона на современном этапе/В сборнике: Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации материалы международной научно- практической интернет-конференции. 2016. С. 53-56.

6. Андреева О.В. Современная политика государства в социальной сфере: финансовый ас-пект//Sciences of Europe. 2016. № 2-1 (2). С. 11-13.

7. Такмазян А.С. Оценка современного состояния бюджетных расходов региона, повышение их эффективности//Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 31-35.

8. Яшина Н.И., Гришунина И.А. Совершенствование теоретических и практических основ оценки финансового состояния и качества управления бюджетами в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами терри-тории//Финансы и кредит. 2006. № 7 (211). С. 7-16.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И

КОНТРОЛЯ

Арыкбаев Р.К.

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия

Каширская Л.В.

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ

ВО «Астраханский государственный университет», Россия

Карабашева М.Р.

Ассистент кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

университет», Россия

INSTITUTIONAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE STATE FINANCIAL MONITORING AND CONTROL

Arykbayev R. K.

Doctor of economics, professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state

university», Russia Kashirskaya L.V

Doctor of economics, associate professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia Karabasheva M.R.

Assistant of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia

ABSTRACT

In article the main powers of the supervisory authorities, the loudspeaker revealed by them financially -economic violations are considered.

On the basis of the conducted researches, the Uniform concept of the state financial control, and also the scheme of interaction of establishments and bodies of the state financial control is offered.

The conclusion is drawn that in the developed system of the state financial control a number of the directions needing essential changes accurately is allocated.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные полномочия контролирующих органов, динамика выявляемых ими финансово - экономических нарушений.

На основе проведенных исследований, предложена Единая концепция государственного финансового контроля, а также схема взаимодействия учреждений и органов государственного финансового контроля.

Сделан вывод, что в сложившейся системе государственного финансового контроля четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях.

Ключевые слова: эффективность деятельности, государственный финансовый контроль, финансово-бюджетный надзор, схема взаимодействия.

Keywords: efficiency of activity, state financial control, financial and budgetary supervision, scheme of interaction.

Эффективность государственного финансового контроля является одним из важнейших условий экономической устойчивости и социальной стабильности государства.

Как указывает Н. А. Саттарова [1], создание эффективной системы государственного финансового контроля позволит уменьшить негативные моменты, связанные с функционированием теневой экономики, нецелевым использованием бюджетных средств, уменьшением сбора налогов, вывозом капитала за границу и ростом экономических преступлений, что должно найти отражение в законе о государственном финансовом контроле. Основная задача государственного финансового контроля в Российской Федерации - осуществление деятельности по проверке, выявлению, констатации и устранению выявленных нарушений в деятельности субъектов финансового права, что обусловливает его связь с финансово-правовой ответственностью. Вызывающая у современного мирового сообщества интерес глобализация существенно влияет на характер и функции государства (в т. ч. на образование, распределение, использование денежных фондов государства и муниципальных образований). Это также обусловливает необходимость развития (помимо прочих) институтов финансовой дисциплины, финансово-правовой ответственности и финансовой безопасности.

Осуществляться государственный финансовый контроль должен в первую очередь за:

- источниками поступления средств в бюджет и их расходованием;

- использованием государственной собственности;

- использованием средств бюджета;

- эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.

В связи с этим, цель государственного финансового контроля в бюджетной сфере определяется как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль в целях обеспечения соблюде-

ния бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

- соблюдение законодательства в финансово -бюджетной сфере;

- обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

- соблюдение порядка и условий формирования бюджетного процесса;

- предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с нарушением бюджетного законодательства;

- контроль и координация деятельности контрольных органов.

В результате реализации задач государственного финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон правопорядка в правовом государстве.

В процессе осуществления государственного финансового контроля реализуется комплексное, органически взаимосвязанное достижение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов.

Однако, сущность государственного финансового контроля состоит не только в том, чтобы установить и устранить недостатки, отрицательные последствия, но и не допустить подобных нарушений в области распоряжения бюджетными ресурсами в последующем. Действующий и реализуемый государственный финансовый контроль позволит установить многие причины и факторы негативных явлений в управлении экономикой и финансами, а также выявить обстоятельства, объясняющие их формирование [2].

В целях оценки эффективности контрольных мероприятий проводится анализ объема восстановленных в бюджет средств по результатам ревизий и проверок, их динамики.

Соответствующие результаты приведены в таблице 1.

34_SCIENCES OF EUROPE # 11 (11), 2017 | ECONOMIC SCIENCES

Таблица 1

_Динамика восстановленных средств в 2015 - 2016 гг._

№ п/п Финансовое нарушение Сумма средств, подлежащая восстановлению (млн. руб.) Рост, снижение % Сумма восстановленных средств (млн. руб.) Рост, снижение %

2015 2016 2015 2016

1 Нецелевое использование средств 23,674 1,818 7,7 22,797 1,818 8

2 Необоснованная выплата денежных средств 0,007 0,001 1,3 0,007 0,001 14,3

ИТОГО: 23,681 1,819 7,7 22,804 1,819 8

Из общей суммы выявленных финансовых нарушений подлежит восстановлению в 2016 году 1,819 млн. руб. (в 2015 году - 23,681 млн. руб.). Снижение данного показателя на 7,7 %.

В результате принятия предусмотренных законодательством мер восстановлено в 2016 году 1,819 млн. руб. (в 2015 году - 22,804 млн. руб.).

Для оценки результатов контроля контрольно-ревизионным департаментом используется показатель эффективности, рассчитываемый по следующей формуле:

Эф = * 100% ф Опв

где: Эф - эффективность финансово-бюджетного контроля за отчетный

период;

Ов - объем восставленных в бюджет средств в отчетном периоде в денежном выражении;

Опв - объем бюджетных средств, подлежащих восстановлению в бюджет в отчетном периоде, в денежном выражении.

Рассчитаем соответствующие показатели эффективности по изложенной формуле, используя данные таблицы 1.

22,804

Эф2015 = —-* 100% = 95%

23,681

1,819

Эф2016 = -* 100% = 100%

1,819

Таким образом, согласно применяемому контрольно-ревизионным департаментом показателю, эффективность контрольной работы находится на высоком уровне и в 2016 году возросла.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации изменились как виды бюджетных нарушений, так и бюджетные меры принуждения. Вместо принимаемых ранее распоряжений составляются представления и (или) предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

По распоряжениям исполнительных органов государственной власти и органах местного самоуправления привлечено к дисциплинарной ответственности 26 человек (руководители, бухгалтеры, кассиры и т.д.), в том числе объявлено 15 выговоров, 11 замечаний. В структуре мер принуждения

наибольший рост (375 %) отмечается по выговорам.

Контрольно-ревизионным департаментом осуществляется систематический контроль за представлением проверенными объектами информации о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений. Информация по принятым мерам получена от всех объектов проверок.

Государственные учреждения, осуществляющие свою деятельность в одной сфере, но с разными направлениями, могут получать одинаковый объем финансирования от государства. Контроль за соотношением выгод и затрат, имеет весьма ограниченное применение, поскольку результаты деятельности учреждения сопряжены с внешними эффектами: бюджетные средства должны работать на экономический эффект, при этом создавая условия для увеличения рабочей силы, которая находит свое применение в разных сферах.

Основные проблемы при фактической реализации контрольных мероприятий в отношении государственных учреждений, с которыми сталкиваются специалисты, можно выделить следующие:

- отсутствует процесс согласования по объектам контроля с иными органами государственного финансового контроля, которое крайне необходимо, при планировании контрольных мероприятий;

- низкий уровень квалификации специалистов объектов контроля в части ответственности за совершаемые действия и бездействия при выполнении своих функций, что в последствии может привести к торможению деятельности объекта контроля при применении мер воздействия при выявлении значительных нарушений;

- низкий уровень финансовой дисциплины объектов контроля;

- при использовании бюджетных средств отсутствует оперативный контроль объектами контроля;

- отсутствует система оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Кроме того, необходимо констатировать факт отсутствия единого подхода к квалификации нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, которые выявляются различными органами государственного финансового контроля (например, Контрольно-счетная палата и Мини-

стерство финансов) одни и те же по содержанию нарушения могут квалифицироваться различно.

В целях обобщения результатов контрольных мероприятий при установлении в процессе проведения контрольных мероприятий нарушений можно выделить следующие основные виды бюджетных нарушений:

- нецелевое использование (расходование) бюджетных средств;

- неправомерное использование (расходование) бюджетных средств;

- неэффективное использование (расходование) бюджетных средств.

Но для того чтобы государственный финансовый контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок и недобросовестных действий как на микро, так и на макроуровнях, необходимо решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов государственного финансового контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы государственного финансового контроля, целевых критериев для всех видов государственного финансового контроля и т. д.

Среди ключевых вопросов теории можно отметить противоречивую точку зрения ученых в отношении классификации форм и методов государственного финансового контроля.

В нормативных актах и научных работах по-

нятия «ревизия», «проверка», «контроль» часто отождествляются. Такое терминологическое многообразие толкований и классификации форм, методов государственного финансового контроля негативно отражается на возможности развития методологии организации проверок и в конечном итоге на качестве их результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие единых подходов к методологии государственного финансового контроля, недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры не позволяют эффективно и результативно проводить проверки на всех уровнях. Нами выделены следующие классификационные признаки государственного финансового контроля: виды контроля, объекты контроля, субъекты контроля, предмет контроля, целевые показатели контроля (рисунок).

В результатах исследования ряда ученых, сделан вывод о том, что регулирование отношений в области государственного финансового контроля осуществляется сегодня посредством более 290 законодательных актов. Это приводит к отсутствию системности, к рассогласованности действий контрольных органов, крайне негативно влияет на качество проверок. Очевидно, что фундаментальные положения государственного финансового контроля требуют глубокого переосмысления работы.

Для решения рассматриваемых проблем необходимо разработать и утвердить единую Концепцию государственного финансового контроля в Российской Федерации. Предложения единой Концепции государственного финансового контроля представлены в таблице 2.

36 SCIENCES OF EUROPE # 11 (11), 2017 | ECONOMIC SCIENCES

Таблица 2 Основные разделы Единой концепции государственного финансового контроля

Наименование раздела Концепции Описание раздела Концепции

Термины и определения - понятийный аппарат; - принципы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации

Виды, цели, задачи, функции и основные направления развития государственного финансового контроля - формирование системы государственного финансового контроля; - определение целевых критериев для каждого вида государственного финансового контроля; - основные направления развития государственного финансового контроля на краткосрочную и среднесрочную перспективы

Реализация Концепции. Целевые ориентиры - условия и механизмы реализации Концепции; - формирование организационно-коммуникационной инфраструктуры

Регулирование государственного финансового контроля. Взаимодействие различных видов контроля - нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля (разработка федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации»); - передача функций проведения аудита эффективности аудиторским организациям; - внесение изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»; - внесение изменений в нормативные акты, регулирующие государственный финансовый контроль в Российской Федерации; - разработка рекомендаций по организации внутреннего контроля; - разработка Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»

Методологическое обеспечение государственного финансового контроля - разработка стандартов в области государственного финансового контроля; - разработка методических рекомендаций, положений, инструкций и других локальных актов; - формирование и обобщение практики в области государственного финансового контроля

Образование специалистов в области государственного финансового контроля. Профессиональные образовательные стандарты - образование специалистов в области государственного финансового контроля; - квалификационные требования к контролерам; - система аттестации и повышения квалификации; - разработка профессиональных образовательных стандартов для специалистов в области государственного финансового контроля

Контроль качества - организация контроля качества; - методология контроля качества; - контроль качества как инструмент повышения информационной прозрачности

Необходимо учитывать наличие в настоящее время проблемы отсутствия сведений о проверяемых учреждениях в информационных массивах, трудность получения этих банков данных, а также низкой периодичности актуализации этой информации.

С этой целью представляется необходимым рассмотреть возможности использования различных информационных массивов, которые позволят проверить те или иные ключевые особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Так, например, для проверки Счетной Палатой РФ деятельности всех учреждений должны рассматриваться учетно-регистрационные массивы информации Росстата. При проверке правильности начисления и систематизации уплаты налогов учреждением должны быть использованы информационные массивы базы данных налоговых органов. Для проверки движения основных средств и вопросов формирования их первоначальной стои-

мости возможно исследование информационных массивов таможенных органов, контрольно -пропускных пунктов пограничной службы ФСБ России.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс государственного финансового контроля должен быть основан на создании взаимоувязанных баз данных, которые позволили бы выявлять экономические правонарушения. Иными словами, в настоящее время существует необходимость создания комплексной системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств.

Выявленные проблемы необходимости создания единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, позволили предложить определенную схему взаимодействия учреждений и органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.

- в сфере образования

----в сфере нормативного регулирования

................... в сфере информационных технологий

Схема взаимодействия учреждений и органов государственного финансового контроля

Совершенствование

государственного финансового контроля в Российской Федерации позволит целесообразно и эффективно использовать бюджетные средства, а также осуществлять контроль движения финансовых потоков, снизить вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и или не по целевому назначению.

Таким образом, предлагаемая усовершенствованная методика проведения государственного финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности государственных учреждений, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Литература

1. Саттарова, Н. А. К вопросу о государственном финансовом контроле: Финансовое право, 2012. - № 1. - С. 3.

2. Акбарова, Ж.Д. Современная Россия. К вопросу о государственном финансовом контроле. Режим доступа: http//www.nasledie.ru.

3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.08.2015. - № 31. - Ст. 4191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.