Научная статья на тему 'Институциональные основы инновационного развития: опыт Швеции'

Институциональные основы инновационного развития: опыт Швеции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2102
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / "ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ" / „TRIPLE HELIX‟ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT INSTITUTIONS / INNOVATION CENTER / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / VENTURE INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Анна Эдуардовна

В статье исследована инновационная система Швеции, основанная на тесном взаимодействии деловых, научно-исследовательских и государственных институтов. Основной площадкой и результатом их взаимодействия выступают различные инновационные центры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institutional Framework of Innovative Development: The Swedish Experience

The paper investigates into Sweden’s innovation system based on close interaction of business and research institutions with government bodies. Various innovation centers are the main areas and results of their cooperation.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы инновационного развития: опыт Швеции»

Институциональные основы инновационного развития: опыт Швеции

А. Э. Никифорова (Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России)

В статье исследована инновационная система Швеции, основанная на тесном взаимодействии деловых, научно-исследовательских и государственных институтов. Основной площадкой и результатом их взаимодействия выступают различные инновационные центры.

Ключевые слова: инновации, институты инновационного развития, инновационный центр, национальная инновационная система, венчурное финансирование, «тройная спираль».

Сегодня многие государства пытаются ступить на инновационный путь развития и вкладывают значительные средства в подготовку инновационных стратегий и программ, создание инновационных зон, научных парков, в развитие инновационного предпринимательства и т. д. Все они обращаются к инновационной политике для достижения не только устойчивого экономического и технологического развития, но и социальной и политической стабильности. В условиях мирового экономического кризиса данный вопрос становится особенно актуальным, поскольку инновационный способ развития рассматривается как возможность преодолеть продолжающий спад в экономике и сопутствующие социально-политические проблемы и не допустить его повторения в будущем.

Такие страны, как Финляндия, Швеция, Германия, Сингапур, Тайвань, смогли построить эффективные инновационные системы, что сделало их более подготовленными к негативным последствиям экономических изменений и помогло избежать серьезных социальных и политических кризисных проявлений. Институты инновационного развития таких стран обеспечивают их устойчивое развитие, несмотря на негативную внешнюю конъюнктуру.

В настоящей статье исследуется инновационная система Швеции, которая из года в год занимает верхние строчки различных международных инновационных рейтингов, таких как, например, Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Глобальный инновационный индекс

международной бизнес-школы INSEAD). Страна не просто достигла впечатляющих результатов в области инновационного развития, признанных международными экспертами, но и сохраняет и совершенствует свои достижения. Институты и организации инновационного развития Швеции уже имеют серьезную историю, поэтому анализ данного опыта поможет сделать выводы и заключения, основанные на долгосрочных тенденциях и проверенных временем инновационных решениях, актуальных и значимых для современной России.

КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТИТУТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШВЕЦИИ Формирование инновационных институтов в Швеции было вызвано экономическим кризисом второй половины 1970-х годов, в результате чего в стране были созданы различные структуры, направленные на выработку долгосрочных решений экономических проблем. Одним из таких решений стало формирование в 1983 г. научного парка (НП)1 «Иде-он» в южной провинции Сконе, представляющего собой сегодня один из основных инновационных институтов Швеции. Однако для его работы требовалась особая институциональная среда, которая сегодня, спустя порядка тридцати лет после его создания, представлена разнообразными инновационными организациями, большинство которых складывалось одновременно с научным парком или уже после его появления.

В формировании инновационной системы Швеции участвуют как государственные, так

и научно-исследовательские и бизнес-институты без явного доминирования какой-либо из сторон. Благодаря относительно равновесному и слаженному взаимодействию этих институтов шведскую систему инновационного развития зачастую приводят в качестве примера так называемой тройной спирали (Миндич, 2011; Leydesdorff, Etzkowitz, 1998). В результате инновационная система Швеции становится, по существу, саморегулирующейся — в ней нет единой главной управляющей организации; скорее, речь может идти лишь о координирующей и направляющей роли ряда государственных учреждений.

Ключевыми государственными участниками инновационных процессов в современной Швеции выступают Министерство предпринимательства, энергетики и коммуникаций и подотчетное ему государственное агентство по развитию инновационных систем «ВИННОВА» (VINNOVA), созданное в 2001 г. Совместно они разработали «Национальную инновационную стратегию», вступившую в силу осенью 2012 г. и охватывающую все правительственные учреждения страны и другие инновационные организации, институционализировав открытый диалог между ними по вопросам инновационного развития страны. VINNOVA в отличие от отвечающего за фундаментальные исследования Совета по исследованиям занимается прикладной наукой, инноватикой и исследованиями, вызванными потребностями промышленности.

Другие государственные институты, участвующие в инновационном диалоге, — это Агентство по экономическому и региональному росту Швеции, Агентство по энергетике, Министерство образования и исследований, Совет по исследованиям, Управление по патентам и регистрации Швеции, Национальное агентство по образованию в Швеции, Управление по вопросам высшего образования Швеции и Шведский совет по вопросам высшего образования и целый ряд других.

Отдельно нужно остановиться на некоторых особенностях системы образования страны. Поскольку в Швеции проводится политика согласования образовательных, исследовательских и инновационных задач, на уровне

университетов организовано практико-ориен-тированное предпринимательское образование по типу центров передачи технологий. Подобное образование представляет собой регулярные курсы, которые ведут привлеченные со стороны люди, обладающие практическими навыками и опытом. Поэтому подготовкой предпринимателей, в том числе и инновационных, занимаются не специалисты, знающие лишь теоретическую сторону вопроса, но обладающие необходимыми знаниями эксперты-практики в соответствующих отраслях. Этот процесс координируется Министерством образования и исследований, которое обладает определенными рычагами влияния на предпринимательскую подготовку в университетах. Если университет не организует такого рода курсы и программы, то его финансирование сокращается.

Таким образом, властные структуры не только формируют единые правила игры и следят за их исполнением, что обеспечивает порядок и снижение транзакционных издержек в области инновационного развития, они также отвечают за качественное развитие образования и фундаментальных и прикладных наук, связь научно-исследовательских институтов и организаций с деловыми структурами.

Другая функция государства — формирование устойчивой системы финансирования инновационных проектов и компаний, отличающихся высокими рисками. Властные институты на федеральном, региональном или муниципальном уровне выступают надежным спонсором, партнером и, по сути, гарантом, тем самым вовлекая в этот процесс других участников инновационных процессов, готовых разделить с ним риски.

Поэтому система венчурного финансирования Швеции представлена широкой сетью государственных и частных организаций по финансированию инноваций. В 1979 г. шведским правительством был сформирован Фонд венчурного капитала и долгосрочных займов Industrifonden, который инвестирует на коммерческой основе и не получает государственного финансирования. Его целевая группа — это молодые компании среднего

и малого бизнеса, работающие в области ИКТ, Интернета, медицины и биотехнологий и др. Помимо финансовой поддержки, фонд обеспечивает своих подопечных широкими деловыми контактами и техническими решениями. Совет директоров фонда включает представителей как правительства страны, так и научных и деловых организаций, что позволяет принимать более качественные решения, учитывающие позиции всех трех сторон инновационного диалога — государства, бизнеса и науки (см.: About [Industrifonden]: Электр. ресурс).

Другой пример — государственная структура Almi, созданная в 1994 г. как фонд по поддержке среднего и малого бизнеса. Впоследствии компания включила в сферу компетенции инкубационные услуги, а также финансовую (в виде займов и венчурного капитала) и консультационную поддержку компаний и бизнес-проектов на всех стадиях их развития, в том числе на начальном, когда другие инвесторы отказываются предоставлять финансовую поддержку. Almi принадлежит государству и региональным общественным институтам, имеет порядка 40 представительств на местах.

Система частного венчурного капитала представлена инновационными инвесторами, так называемыми бизнес-ангелами, и различными частными венчурными компаниями. Их роль велика, однако проявляется лишь на поздних этапах создания и функционирования инновационных компаний. Немногие частные инвесторы (обычно это действующие или бывшие предприниматели) рискнут вкладывать свои средства в долгосрочные и высокорисковые проекты, большинство которых заканчиваются провалом, поскольку, как известно, старт-апы не отличаются высокой выживаемостью. Поэтому «бизнес-ангелы» инвестируют позже, когда повышаются шансы на успех, и вкладывают небольшие суммы. В то же время частные венчурные фонды проявляют большую готовность рисковать, поскольку обладают большими ресурсами (кадровыми и финансовыми), чтобы вкладывать в десятки и сотни инновационных проектов. Помимо прямых инвестиционных ус-

луг, такие частные венчурные компании также проводят независимую и часто более качественную оценку инновационных компаний и проектов, оказывают им консультационные услуги, помогают с разработкой бизнес-плана.

Следует отметить, что львиная доля средств на инновации поступает не от государства, а от частного бизнеса. По статистике Организации экономического сотрудничества и развития, государство покрывает 27,53% от общей суммы расходов на НИОКР, в то время как бизнес — 58,15%. В эту группу попадают и частные венчурные фонды, и отдельные предприниматели разного масштаба, и крупные частные компании. Кроме того, эти участники инновационных процессов распоряжаются даже большими объемами средств на исследования и разработки, нежели вкладывают, — 69,29% от всех расходов на НИОКР в Швеции в 2011 г. Государственные исследовательские центры и лаборатории пользуются немногим больше четырех процентов (4,33%) общих средств на НИОКР.

Среди большого разнообразия коммерческих организаций наиболее заметное влияние на инновационную модель Швеции в течение последних десятилетий оказывает крупный бизнес, такие крупные компании, как Ericsson, AstraZeneca, IKEA, Scania, Volvo и SKF, Electrolux, Alfa Laval, Tetra Pak, Sandvik и др.; частные банки, например SEB (одно из направлений его работы — финансирование среднего и малого бизнеса и порядка 400 тыс. клиентов этой категории), Handelsbanken, Swedbank и др. Участия именно таких крупных структур стремились добиться региональные власти юга Швеции при создании технопарка «Идеон». Многие из крупных компаний страны имеют свои штаб-квартиры или исследовательские лаборатории на территории научного парка (НП) и спонсируют его мероприятия и исследования. Крупнейшие банки страны предоставляют венчурное финансирование инновационным проектам и спонсируют различные мероприятия инновационного характера (например, крупнейший в Скандинавии конкурс инновационных проектов Venture Cup).

Средний и малый бизнес также составляет неотъемлемую часть инновационной системы страны. Предприятия этой группы — один из основных получателей государственных, частных и некоммерческих средств на развитие инноваций. Именно они создают новые рабочие места в современной Швеции. Уже существующие малые технологические компании постоянно расширяются или поглощаются крупными компаниями, выступая источником новых идей, кадров и рабочих мест. Что касается новых инновационных компаний, то они зачастую возникают при университетах, научных парках, отделяются от крупных компаний и пр. Некоторые из них появляются в рамках регионального и национального конкурса бизнес-планов Venture Cup.

Этот проект — своего рода школа по подготовке инновационных предпринимателей, действующая в четырех региональных подразделениях, которые охватывают всю территорию страны и все основные университеты. Конкурс организуется на некоммерческой основе и вовлекает представителей государственных, деловых и академических структур. Конкурс стартовал в 1998 г. по инициативе компании McKinsey & Company при сотрудничестве Технического университета Чалмерса в Гетеборге и организации Innovation Bridge. Сначала это был конкурс бизнес-планов среди профессорско-преподавательского коллектива и студентов, но постепенно перерос в процесс подготовки конкурентоспособных инновационных проектов с последующим представлением на конкурсе этих проектов и помощи победителям при выходе на рынок.

Консультации по разработке детального бизнес-плана, финансовой стратегии и по подготовке презентации проектов проводят ежегодно порядка 400 специалистов из разных отраслей экономики на безвозмездной основе. Согласно официальному сайту проекта, за время существования конкурса в нем приняли участие около 30000 человек, было разработано более 13000 проектов, треть которых сформировалась в самостоятельные компании; более одной тысячи предпринимателей проявили интерес к Venture Cup за последние три года. Этот элемент инновацион-

ной модели Швеции доказал свою успешность и был воспроизведен впоследствии в Норвегии, Дании и Финляндии.

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ШВЕДСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Несмотря на относительную сбалансированность основных инновационных участников, основообразующим элементом шведской инновационной системы выступают научные учреждения, прежде всего университеты. Университеты Швеции имеют более длительную историю, нежели другие инновационные институты страны. Они обладают необходимыми финансовыми, исследовательскими, научными и людскими ресурсами и влиянием, чтобы задавать тон и проявлять инициативу в инновационном диалоге. Вузы страны самостоятельно выбирают направления исследований и основные сферы подготовки студентов и образовательных программ с учетом условий со стороны государства в обмен на финансирование, как, например, требований о предпринимательских курсах, о которых говорилось выше.

Университеты страны организуют многие шведские города — их архитектуру, структуру занятости и обыденную жизнь. Так, г. Лунд, где был создан первый научный парк Швеции, — это крупный университетский центр, где на 112 950 постоянных жителей Лунда приходится более 47 000 студентов и более 7000 высококвалифицированных специалистов, которых Лундский университет обеспечивает работой.

Именно существование в городе университета, который в 2016 г. отмечает свое 350-летие, способствовало превращению региона в крупнейший инновационный центр Скандинавии и Европы. Научный парк «Идеон» располагается вблизи наиболее динамично развивающихся комплексов университета: Технологического университета, Школы экономики, Химического центра, Биомедицинского центра и Экологического центра. Подавляющее большинство исследовательских проектов и инновационных компаний берут свое начало в Лундском университете, и среди клиентов и партнеров «Идеона» трудно найти

компанию, не связанную с университетом — происхождением, сотрудниками или деловыми контактами. Весь район технопарка и университета представляет собой самое приспособленное место для инновационного бизнеса, где концентрируется современная техника, лучшие научные специалисты и эксперты в области инноваций, технологические компании разного размера, а также огромные финансовые средства; здесь же ведутся передовые исследования и разработки различных направлений. В Лунде, неподалеку от «Идеона», также завершается строительство международной междисциплинарной исследовательской лаборатории по изучению и применению энергии расщепления ядра European Spallation Source (ESS), что лишь повышает инновационный потенциал региона и привлекает новых специалистов, предпринимателей и дополнительные средства.

Университеты Швеции, обладая большими ресурсами и влиянием, успешно взаимодействуют с деловыми кругами, проявляя при этом значительную самостоятельность и предприимчивость. В результате в стране сложилась продуктивно и слаженно работающая связка «университеты — бизнес», которая и двигает вперед инновационное развитие Швеции. Наглядный тому пример — технопарк «Идеон», при создании которого государственные организации выступили преимущественно в качестве посредника в переговорах между крупнейшими предпринимателями и большими компаниями, с одной стороны, и Университетом Лунда — с другой.

СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ШВЕЦИИ

Инновационные центры (ИЦ) — это один из основных инновационных институтов Швеции, представляющий собой не просто облагороженную территорию, на которой размещается ряд научно-исследовательских, политических и деловых организаций, квалифицированных талантливых специалистов и инновационных проектов. Такие центры выступают также в качестве крупных узлов коммуникаций и взаимодействий как иерархиче-

ского, так и сетевого типа, необходимых для развития инноваций.

Государственные институты и управляющие компании инновационного центра генерируют преимущественно иерархические взаимодействия в жизни технопарков Швеции, что позволяет снижать транзакционные издержки, сокращать неизбежные в инновационном развитии риски и неполноту информации через обеспечение инновационных институтов.

В шведском инновационном центре в г. Лунде участие государства снижается и на современном этапе проявляется довольно слабо. «Идеон» создавался по инициативе губернатора региона Нильса Херйеля (Nils Hörjel), чтобы дать импульс устойчивому развитию региона, повысить его конкурентоспособность, формируя экономику знаний; создать новые рабочие места; развить систему коммерциализации разработок и исследований в университетах города. Губернатор провинции оказывал всестороннюю поддержку проекту инновационного центра и участвовал в переговорах по его созданию, в результате чего удалось привлечь финансовые средства основателя компании IKEA Ингвара Кампра-да (Ingvar Kamprad). В то же время поддержка властей ограничилась нефинансовыми формами: инициативностью, посредничеством в переговорах с частными инвесторами и представителями университета и выделением земельного участка. НП никогда не получал прямых инвестиций из государственного и муниципального бюджетов. Впоследствии роль государственных организаций была ограничена лишь косвенным участием в инновационных процессах через создание и обеспечение единых правил игры.

Другой источник иерархический взаимодействий — управляющая компания Ideon Center, которая не занимается вопросами строительства и облагораживания территории, но отвечает за бизнес-инкубаторы, оказание услуг и предоставление оборудования, маркетинг и т. д. Это некоммерческая структура, задача которой — не извлечение прибыли, а развитие технопарка, обеспечение занятости площадей и качества оказания услуг и в ко-

нечном счете рост его привлекательности. Кроме того, управляющая компания технопарка никогда не контролировалась властями провинции Сконе, муниципалитетом Лунда, Университетом Лунда или акционерами. Ее уставный капитал в равных долях принадлежит двум коммерческим компаниям — Ikano Kontor и Wihlborgs Fastigheter AB, владеющим недвижимостью технопарка. При этом компания IKANO, входящая в одноименную группу, принадлежит семье И. Кампрада, одного из главных инвесторов и сторонников технопарка при его создании. Вторая компания в начале 2000-х годов выкупила акции инновационного центра у Университета. В инновационном парке также действует важное правило, которое запрещает владельцам недвижимости инвестировать в компании «Идеона». Все компании-резиденты ИЦ независимы.

Такая организация управления инновационным центром свидетельствует о разграничении прав и обязанностей управляющих структур. Тем самым отношения между ними оказываются подчинены правилам, и целый ряд вопросов не подлежит обсуждению. Здесь царит иерархичность коммуникаций, и пространство для выстраивания горизонтальных отношений сужено. Однако это дает гарантии против конфликтов и резких перемен в управлении, что обеспечивает стабильность и понятность правил для внутренних и внешних игроков и позволяет привлекать новых предпринимателей и инвесторов, исследователей и независимых специалистов. Так же благотворны крайне редкие изменения в структуре собственности «Идеона», что указывает на заинтересованность владельцев, успех их предприятия, а также на серьезность их намерений. В результате складывается благоприятный стабильный фон для инновационной деятельности.

С другой стороны, активными оказываются взаимодействия между управляющей компанией, ее сотрудниками и партнерами, с одной стороны, и молодыми исследователями и предпринимателями, компаниями-резиден-тами, студентами — с другой. В центре дискуссий на территории технопарка тем самым стоят не вопросы о том, кто сколько кому за-

платит и кому перешла доля в растущей компании, а другие темы: чем заинтересовать инвесторов; как построить свой бизнес-план, чтобы обеспечить успех инновационного проекта; как исследователям и предпринимателям найти общий язык, как подготовить исследовательский проект и коммерциализировать его и проч. При этом все участники для обсуждения и решения этих и других вопросов находятся либо в ИЦ, либо в его округе, т. е. формированию сетей доверия в нем способствует и само расположение «Идеона».

Внутреннее устройство ИЦ также располагает к выстраиванию горизонтальных связей. В технопарке расположено несколько удобных площадок для встреч и менее официального общения и обмена мнениями — например, Ideon Agora, где расположено несколько небольших кафе, куда стягиваются все находящиеся в НП люди на обед и за кофе.

Со временем в НП сформировалась целая сеть высокоспециализированных инновационных структур, сотрудничающих между собой. Здесь функционирует множество частных, государственных и частно-государственных организаций как на базе технопарка, так и на основе партнерства, охватывающих все потребности современного инновационного исследователя и предпринимателя.

Важное место в деятельности НП занимают его бизнес-инкубаторы. Они учитывают специфику направления разрабатываемого инновационного проекта, интересы и возможности начинающих предпринимателей, предоставляют площадки для офисов и/или лабораторий со всем необходимым оборудованием, а также консалтинговые услуги, услуги по продвижению и полной поддержке инновационных проектов, поиск финансирования и другие специфические услуги, которые всегда индивидуальны и профессиональны. В частности, Ideon Innovation — это инкубатор широкого профиля, в то время как VentureLab рассчитан на студенческие проекты, The LIFT Incubator предназначен для компаний в области услуг.

Другая подобная площадка — CONNECT Skane, некоммерческая структура, созданная по инициативе бизнесменов и компаний и пре-

доставляющая различные услуги, необходимые молодым предпринимателям, — финансовую поддержку, консультирование по различным вопросам, юридические и аудиторские услуги на безвозмездной основе. Сама идея такой структуры заимствована из американского опыта, родившегося в Университете Калифорнии в Сан-Диего. Партнерами этой организации в провинции Сконе выступают крупнейшие банки, компании Volvo, AstraZeneca, госструктуры, Университет Лунда и другие, включая сам «Идеон».

Также научный парк развил широкую сеть частных партнеров, выступающих спонсорами и консультантами, к услугам которым он обращается на более поздних стадиях, поскольку они платные. На начальных этапах бесплатно можно воспользоваться помощью действующих в технопарке собственных программ и организаций, университетскими фондами, участием в вышеупомянутом конкурсе Venture Cup. Также есть система кредитования на льготных условиях (soft loan), при которых кредит выплачивается с процентом только в случае успеха. Имеются в технопарке и фонды посевного финансирования (Tek-noSeed 1 и TeknoSeed 2) и возможность получить государственные средства. С «Идеоном» также бесплатно сотрудничают и очень опытные, но уже вышедшие на пенсию предприниматели, а также бывшие и действующие сотрудники различных компаний.

Кроме того, инфраструктура ИЦ включает:

— Лундский университет, что позволяет сотрудничать с профессорско-преподавательским составом, рекрутировать молодых специалистов и иметь доступ его идеям и проектам. При университете действует Центр передачи технологий LU Innovation System, объединяющий представителей научной и предпринимательской среды для финансирования и поддержки (исследовательской, консультативной и юридической) исследовательских проектов для их последующей коммерциализации. Его головная компания-учредитель принадлежит правительству страны, но управляется университетом. При этом в совете директоров управляющей компании есть

и члены от университета, в том числе один студент, и от бизнеса;

— научно-исследовательские подразделения крупных компаний, которые выступают партнерами, помощниками-консультантами, инвесторами или конкурентами. Успех малого предпринимательства в «Идеоне» и на юге страны (Freden, 2012: Электр. ресурс) оказался показательным для транснациональных корпораций (Gambro, Active Biotech, Sony Ericsson и др.), которые стали охотно открывать или расширять свое присутствие на территории научного парка. Это позволило значительно увеличить капитал доверия и облегчить формирование инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;

— новые технологические компании и проекты — основной замысел при создании технопарка и ключевой компонент его среды. Многие из них впоследствии покидают научный парк, но не регион, создавая спрос, повышая общий уровень конкуренции и соответственно конкурентоспособности всего региона и компаний, в результате чего создается благоприятная внешняя среда технопарка.

«Идеон» также является членом Шведской ассоциации технопарков, которая также служит сетевой площадкой, где технопарки могут обмениваться опытом и учиться друг у друга мастерству поддержки инновационных инициатив. Здесь они оказываются не только конкурентами, но совместно при поддержке региональных и местных властей, деловых структур и университетов организуют различные мероприятия на пересечении их общих интересов — конкурсы вроде Venture Cup, выставки инновационных проектов, программы обмена опытом и т. д., которые позволяют заводить новые знакомства и поддерживать уже существующую систему связей, вводить в эту систему молодых участников.

Таким образом, весь район вокруг инновационного парка оказывается окутан паутиной горизонтальных взаимодействий. Сам технопарк в Лунде предстает не только как совокупность удобных офисов и лабораторий, но и как центр консультирования и финансовой поддержки, удачно расположенный и спроек-

тированный, позволяющий приятно и с пользой провести время в динамичной творческой среде.

Благодаря близости исследовательского университета и поддержке крупных компаний научный парк получил поставщиков и заказчиков ценных кадров и идей, в то время как обеспечением стабильности их работы и снижением рисков и транзакционных издержек занимаются политические институты. Так сложился взаимовыгодный союз разных сил и интересов, позволяющий «Идеону» успешно развиваться уже в течение трех десятилетий.

Различные элементы инновационной системы далеко не всегда согласовано взаимодействуют между собой. Например, задачи бизнес-инкубаторов «Идеона», два из которых принадлежат технопарку, один — университету, а еще один — НКО, зачастую пересекаются, и они нередко начинают конкурировать за ресурсы и перспективные проекты. Единственным способом эффективно устранить эти противоречия являются регулярные встречи руководителей ИЦ с руководителями работающих в «Идеоне», но независимых от него институтов поддержки, и поиск компромиссов. Технопарк — это сложная экосистема, в которой все друг на друге завязаны, и ее участники пытаются оптимизировать работу системы путем диалога при возникновении проблем. Так, «Идеон» оказывается посредником между расположенным вблизи университетом и его студентами и исследователями, крупными корпорациями, малым и средним бизнесом.

КРАТКИЕ ИТОГИ

Инновационное развитие — сложный, многогранный феномен, который в разных странах обретает своеобразное институциональное оформление. Так, в Швеции сложилась продуктивная и слаженная связка «университеты — бизнес», выступающая двигателем инновационного развития страны. Государственные институты при этом выступают посредником инновационных взаимодействий. Их участие и инициатива сыграли решающую роль на начальном этапе развития,

но впоследствии были сведены к минимуму для оптимизации институционального баланса в пользу деловых и научных организаций.

Технопарки — ключевой институт инновационного развития Швеции, концентрирующий множество различных структур — деловых, научно-исследовательских, властных и смешанных. Научные парки формируют вокруг себя плотное пространство горизонтального, не основанного на подчинении взаимодействия и капитала доверия, расширению которого способствуют их расположение, внутреннее устройство, участие разных структур в их жизнедеятельности, институционализация совместных встреч и мероприятий, конкурсов и программ, а также целый ряд площадок для неформального общения.

Таким образом, инновационное развитие — не только результат функционирования некоего институционального дизайна, но и сам процесс взаимодействия составляющих его институтов и организаций. Об инновационном развитии можно говорить только в том случае, если оно представляет собой последовательность спонтанных и намеренных взаимодействий по инициации инноваций, разработке новых продуктов и операций, их реализации и дальнейшему распространению результатов, вследствие чего происходит не только качественное изменение жизни людей, но и возможен переход общества на новую ступень исторического развития.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Научные парки (НП) — это сложные комплексные институты инновационного развития, сочетающие в себе множество других инновационных институтов и затрагивающие всех основных участников инновационных процессов. Согласно Международной ассоциации научных парков НП — это «управляемая узкими профессионалами организация, основная цель которой состоит в том, чтобы увеличивать благосостояние общества через продвижение культуры инноваций и конкурентоспособности ассоциированных компаний и основанных на знаниях институтов» (Theme, 2012: Электр. ресурс. — Пер. авт.).

Для достижения этой цели научный парк стимулирует и организует поток знаний и техноло-

гий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками; способствует созданию и росту инновационных компаний через процессы инкубирования и передачи технологий и бизнес-опыта и предоставляет дополнительные услуги наряду с помещением и оборудованием высокого качества. В настоящей статье, как в научном сообществе и международной практике, понятия «инновационный парк», «научный парк» (НП), «инновационный центр» (ИЦ), «исследовательский парк», «технологический парк», «технопарк» равнозначны и используется как синонимы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Миндич, Д. (2011) Тройная спираль по-шведски // Эксперт. № 35. С. 58-62.

About [Industrifonden] [Электр. ресурс] // Industrifonden. URL: http://www.industrifonden. se/english/about-us/about [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 22.06.2013).

Leydesdorff, L., Etzkowitz, H. (1998) The Triple Helix as a Model for Innovation Studies (Conference Report) // Science & Public Policy. Vol. 25. № 3. P. 195-203.

Freden, J. (2012) Innovative Swedish ICT Leads the Way [Электр. ресурс] // Sweden.se. The Official Gateway to Sweden. 17 April. URL: http://www. sweden.se/eng/Home/Business/ICT/Reading/Inno vative-Swedish-ICT-leads-the-way/ [архивировано в Archive.is] (дата обращения: 1.07.2013).

Theme (2012) [Электр. ресурс] // Science and Technology Parks: Serving the Companies and the Innovation Community : The 29th IASP Annual World Conference in Tallinn. URL: http://www. iasp2012tln.com/en/Conference/theme [архивировано в WebCite] (дата обращения: 1.07.2013).

Дата поступления: 15.08.2013 г.

THE INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF INNOVATIVE DEVELOPMENT:

THE SWEDISH EXPERIENCE A. E. Nikiforova (Moscow State Institute of International Relations [MGIMO-University] of the Ministry of Foreign Affairs of Russia)

The paper investigates into Sweden’s innovation system based on close interaction ofbusiness and research institutions with government bodies. Various innovation centers are the main areas and results of their cooperation.

Keywords: innovations, innovative development institutions, innovation center, national innovation system, venture investment, «triple helix».

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Mindich, D. (2011) Troinaia spiral’ po-shvedski // Ekspert. № 35. S. 58-62.

About [Industrifonden] [Elektr. resurs] // Industrifonden. URL: http://www.industrifonden.se/ english/about-us/about [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 22.06.2013).

Leydesdorff, L., Etzkowitz, H. (1998) The Triple Helix as a Model for Innovation Studies (Conference Report) // Science & Public Policy. Vol. 25. № 3. P. 195-203.

Freden, J. (2012) Innovative Swedish ICT Leads the Way [Elektr. resurs] // Sweden.se. The Official Gateway to Sweden. 17 April. URL: http://www.s weden.se/eng/Home/Business/ICT/Reading/Innov ative-Swedish-ICT-leads-the-way/ [arkhivirovano v Archive.is] (data obrashcheniia: 1.07.2013).

Theme (2012) [Elektr. resurs] // Science and Technology Parks: Serving the Companies and the Innovation Community : The 29th IASP Annual World Conference in Tallinn. URL: http://www. iasp2012tln.com/en/Conference/theme [arkhivi-rovano v WebCite] (data obrashcheniia: 1.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.