Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC ENVIRONMENT / PROBLEMS OF ECONOMY / MONETARY POLICY / MONETARY REGULATION / INSTITUTIONAL SUPPORT OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник М.А.

Статья посвящена системе экономических институтов в России. В статье рассматривается система экономических институтов как корневая система экономики в целом. Обозначены проблемы, порождающие слабость институционального обеспечения экономики и препятствующие росту и развитию экономики страны. Рассмотрены аспекты текущего состояния институционального развития российской экономики в области банковского сектора и монетарной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL BASES OF THE ECONOMIC POLICY OF THE STATE IN RUSSIA

The article is devoted to the system of economic institutions in Russia. The article considers the system of economic institutions as the root system of the economy as a whole. The problems that cause the weakness of the institutional support of the economy and hinder the growth and development of the country's economy are identified. The aspects of the current state of the institutional development of the Russian economy in the field of the banking sector and monetary policy are considered.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ»

2. Бежанов В.О. Государственное управление в системе обеспечения национальной безопасности России // В сборнике: Труды XXII международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем». -2014. - С. 60-62.

3. Цыбаков Д.Л. Обеспечение национальной безопасности - приоритетная задача системы государственного управления современной России // Вестник государственного и муниципального управления. - 2011. - № 1. - С. 133-138.

4. Санникова С.С. развитие системы обеспечения национальной безопасности в России // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 66. - С. 12-14.

УДК 338.2

Мельник М.А. студент магистратуры 2 курса экономический факультет кафедра экономического анализа, статистики и финансов направление подготовки «Финансы и кредиты» направленность программы «Финансовый менеджмент» Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Аннотация:

Статья посвящена системе экономических институтов в России. В статье рассматривается система экономических институтов как корневая система экономики в целом. Обозначены проблемы, порождающие слабость институционального обеспечения экономики и препятствующие росту и развитию экономики страны. Рассмотрены аспекты текущего состояния институционального развития российской экономики в области банковского сектора и монетарной политики.

Ключевые слова: экономическая среда, проблемы экономики, монетарная политика, денежно-кредитное регулирование, институциональное обеспечение экономики.

Melnik M.A. graduate student 2 course, Faculty of Economics Department of Economic Analysis, Statistics and Finance direction of preparation "Finance and loans" focus of the program "Financial Management"

Kuban State University Russia, Krasnodar INSTITUTIONAL BASES OF THE ECONOMIC POLICY OF THE

STATE IN RUSSIA

Annotation:

The article is devoted to the system of economic institutions in Russia. The article considers the system of economic institutions as the root system of the economy as a whole. The problems that cause the weakness of the institutional support of the economy and hinder the growth and development of the country's economy are identified. The aspects of the current state of the institutional development of the Russian economy in the field of the banking sector and monetary policy are considered.

Keywords: economic environment, problems of economy, monetary policy, monetary regulation, institutional support of the economy.

Система экономических институтов в Росси носит ярко выраженный переходных характер, поскольку происходит рост их количественных и качественных характеристик, в связи с этим, формируется более эффективная экономическая среда. Это подробным образом конкретизируется в современной экономической программе развития и ее аспектах: принятие программы цифровой экономики, перевооружение российской армии, развитие инвестиционного климата; организация единого экономического пространства со странами-соседями; развитие отечественной промышленности за счет субсидий, целевых программ поддержки (например, сельского хозяйства) и т.д. Данный подход обуславливается рядом внешне- и внутриэкономических факторов. В свою очередь, экономика внутри страны характеризуется, в том числе, политической и внешнеполитической конъюнктурой.

Систему экономических институтов обычно представляют, как корневую систему, которая укрепляет экономику, позволяет развить такие стратегически значимые вещи как конкурентный рынок, правовое обеспечение предпринимательства, эффективное информационное обеспечение, оптимизация налогообложения, пенсионного страхования, размер внешнего долга страны и т.д. Слабость существующего системного подхода к росту и развитию экономики страны предполагает порождение таких социально-экономических проблем как рост правонарушений в экономической сфере (с уклоном в тот или иной конкретный сектор), рост безработицы, инфляции, ставок по депозитным и кредитным операциям, сокращение монетизации в стране, технологическое и правовое отставание (эти институциональные сферы непосредственно влияют на экономическую составляющую страны).

Например, одной из важнейших проблем на текущий период в экономике России выделяют нехватку прямых инвестиций в основной капитал. Инвестиции являются двигателем всякой макроэкономики, а деньги по существу - бензином, за счет которого экономика может развить высокую скорость роста ВВП, в частности. Иностранные рестрикции российской экономики резко сократили возможности роста (резко сократились возможности увеличения внешне государственного долга; межбанковские

операции; выходы на иностранный рынок капитала; позиции экспортеров и т.д.) и развития производства внутри страны, это объясняется внешнеполитическими отношениями со странами-партнерами, так и внутренней слабостью системы институтов не только экономического содержания. Сюда, в частности, также относится система правовых и политических институтов, транзакционные издержки, культурный уровень введения экономической деятельности, распределение функций и полномочий между различными органами и т.д.

Актуальность данного обзора характеризуется тем, что на текущий момент времени нельзя сказать, что российская система институционального обеспечения экономики находится на высоком уровне своего развития, поскольку остается ряд нерешенных задач:

- нехватка ресурсов для обеспечения роста и развития экономики (недостаток монетизации, рост ставок по займам и снижение по депозитам, транзакционные издержки);

- отсутствие эффективной иерархической и сбалансированной системы управления;

- нехватка некоторых элементов экономической системы (вычислительные центры; центры исследования экономических проблем; отраслевые профсоюзы);

- недостаток влияния существующих экономических институтов (судебная и фискальная системы; контрактные обязательства.

Кроме указанных, есть те, которые распространяются шире и глубже, чем экономические, уходя корнями в личность и модели поведения «экономического человека». Так, можно отметить неуважение закона в России, особенно, в экономической сфере, игнорирование требований судебных постановлений, рост теневого сектора доходов и заработных плат, кадровая эмиграция, отток капитала и много другое. В связи с этим, чисто экономические проблемы нельзя решить за счет использования только экономических инструментов, это требует более обширных мер.

Так, в данной работе будут рассмотрены некоторые аспекты текущего состояния институционального развития российской экономики в области банковского сектора и монетарной политики. Для определения рамок в вопросах подхода к рассмотрению будет применяться формальный и транзакционный подходы, по мере необходимости также эволюционный и информационный.

Известно, что система институтов денежно-кредитного регулирования (реализуют монетарную политику, в частности) за счет своих инструментов количественного и качественного воздействия на экономику посредством действий (инструментария) ЦБ РФ влияет на денежную массу внутри страны. В частности, в качестве примера, рассмотрим основные методы и способы ими достижения различных целей кредитного регулирования внутри страны на рисунке 1.

Рисунок 1 - Взаимодействие целей и инструментов регулирования

монетарной политики 1 Суть применения указанных методов на рисунке 1 выражается в управлении платностью заемными ресурсами, а также в регулировании общей денежной массы (за счет влияния на совокупный спрос). Теория денежно -кредитного регулирования предполагает использование лишь двух рычагов (количественный и качественный), которые влияют на денежную массу, рассмотрим эти подходы на рисунке 2.

Рисунок 2 - Административные (качественные) и экономические (количественные) инструменты воздействия на монетарную политику [6]

1 Эдвин Дж. Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика / Эдвин Дж. Долан. - М: Высшая школа, 2014. - 496 с.

В результате использования инструментария монетарного регулирования ЦБ РФ может достигать экономико-социальные цели такие как таргетирование инфляции, управление потребительскими ценами, процентной ставки заемных средств, а также регулировать сглаживание циклических колебаний (антициклическая политика). Сложившаяся экономическая ситуация в России на сегодняшний день носит кризисный характер, который обусловлен рядом политико-экономических факторов, в том числе это сказалось целей монетарной политики России - трудность достижения плановых показателей. Экономические санкции иностранных государств направленные в адрес России, коснулись банковского сектора страны, препятствуя проведению стабилизационной макроэкономической государственной программы и т.д.

В частности, по итогам 2015 и 2016 г. темпы производства в России по данным Росстата стали снижаться на 3,7-5% в год, сократилась инвестиционная активность на 55,2%, а также прямых инвестиций в Россию на 70,6% (обновленный минимум с 2003 г.). Кроме того, достигнуто максимально высокое значение по банкротствам предприятий (более 1,4 тыс. в мес.). Доля убыточных предприятий частного сектора (не нефтегазовый сектор) в целом составляет в среднем 28,1%, вывоз капитала, приобретший устойчивую негативную тенденцию с 2008 г., составляет 56,9 млрд. долл. в год.

Отдельно изменились условия кредитного рынка страны: отношения внутри него, размерность, доступность, интерес со стороны потребления и т.д. Так в 2014-2015 гг. произошел стремительный рост средневзвешенного значения кредитных ставок. Краткосрочные кредиты выросли более чем в 2 раза: с 9,15% до 19,86% (конец 2015 г.), при этом средняя рентабельность продаж составляла 8,6% 1.

Данные процессы не развивались единовременно под влиянием одних лишь иностранных санкций, этому предшествовал целый ряд внутренних макроэкономических причин, в том числе несостоятельности и неэффективности совокупности экономических институтов, которая привела к снижению ключевого индикатора ВВП. Например, в начале 20-ых годов 20-го века в СССР темпы прироста ВВП опережали среднемировые, было достигнуто опережение роста таких стран как БРИКС. Начиная с 2008 г., после развития мирового финансового кризиса, Россия стремительно теряла лидирующие темпы, её экономика дестабилизировалась и начала давать сбои, которые и нашли свое отражение в поверхностных, уже описанных эффектах. Не смотря на попытки увеличить рост экономики, начиная с 2011 и 2012 г., эти цели так и не были достигнуты, а с 2014 г. вновь произошли негативные макроэкономические колебания: стагнация прироста ВВП на уровне 0,7% роста при среднемировых темпах роста 3,3-3,7%. Глобально, это отражается

1 Некипелов А. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А. Некипелов, М. Головин // Вопросы экономики. - 2017. - №1. - С. 4-20.

сокращением доли России в мировом ВВП с 3,4 до менее 3%.

Решения, которые позволят выйти из сложившейся неблагоприятной ситуации, в том числе лежат на Банке России. Например, известно, что целью последних лет для данной политики было таргетирование темпов инфляции (производно от этого снижались инфляционные ожидания, ставки по займам, рост способности планирования инвестиционной деятельности внутри страны и т.д.), стабилизация валютного курса и потребительских цен.

В основных направлениях монетарной политики с 2015 г., обозначено, что ЦБ РФ планирует снизить темпы роста потребительских цен, а целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста - без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста. В данную идиому изначально заложено определенное противоречие с действиями менеджмента банка. Данная задача с заданным условием так и не была решена, поскольку произошел рост ключевой ставки с 5,5% до 17% (начиная с 2014 г.), что привело к росту ставок по займам. Данные последствия привели к существенной неустойчивости экономической ситуации в целом. Также, в данных условиях стала труднодоступной программа импортозамещения в связи с высокой стоимостью заемных средств. Для реализации данной программы использовали отдельные государственные финансы, которые на конкурсной основе в форме субсидий выделялись предприятий. Если бы были заемные средства были более дешевыми, то не пришлось тратить дополнительные ресурсы. За 2014 г. ставка изменилась 6 раз и шла на увеличение - в конце года она составляла 17% (инфляция составила 11,4 %), по итогам 2015 г. ставка также менялась 6 раз и в конце отчетного периода составила 11% (инфляция составила 12,9 %), в конце 2016 г. ставка изменялась также 6 раз и остановилась на уровне 10% (инфляция была на уровне 5,4%), а сегодня это значение составляет 7,75%. За весьма короткий период трудных экономических изменений произошел скачек более чем в 2 раза одного из наиболее важных параметров в экономике - нельзя сказать, что это благоприятно сказывается на банковском и потребительских секторах. Также существует такое явление, как временной лаг, который оказывает существенный эффект при манипулировании данным спектром инструментов.

Следующей важной целью денежно-кредитной политики было трагетирование инфляции на весьма низком, по российским меркам, уровне. Так в 2014 г. плановый уровень инфляции должен был составить (по данным доклада об основных направлениях монетарной политики на 2014-2016 гг.) 5%, в 2015 г. - 4,5, а в 2016 г. - 4%. Фактические значения составили 11,35%, 12,91%, 5,4% соответственно. Более подробную динамику инфляции за последние 8 лет в России приведем в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень инфляции в России

Год 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Уровень инфляции, % 2,52 5,38 12,91 11,36 6,4 6,5 6,1 8,78 8,8 13,28 11,87

Необходимо отметить, ряд экспертов считает, что низкий уровень инфляции в 2016 г. был достигнут за счет снижения реально располагаемых доходов населения - снижения эффективного спроса, а также за счет «осушения» монетизации в стране. Фактически, кредиты стали столь дорогостоящими, что привело к их сокращениям, за счет этого ЦБ РФ удерживал инфляцию, сокращая объемы кредитования. По официальным данным Росстата, по окончанию 2014 и 2015 гг. не был достигнут запланированный уровень индекса роста потребительских цен. К сожалению, это вызвало проблемы в других областях экономики. Следовательно, как было раньше отмечено, нельзя сказать, что исключительно за счет управления монетарной политикой, ЦБ РФ удается эффективно нивелировать темпы роста инфляции, в частности. Инфляция не находит решения только в плоскости монетарной политики, это выходит за ее пределы и нуждается в комплексном решении.

Работая над решением одной проблемы - борьба с высоким уровнем инфляции, производно рождается новая - низкий коэффициент монетизации. Так, известно, что коэффициент монетизации в России весьма низок, а доля безналичных средств еще ниже, чем в более развитых иностранных государствах. Это является одной из причин замедления темпов роста экономики. Особенно, это касается субъектов малого и среднего бизнеса. В особенности, компенсировать высокую стоимость заемных средств крупные компании могут за счет поднятия цен, что в конечном счете может привести к новому витку ужесточения монетарной политики. Так, часть аналитиков считает, что объем монетизации не гарантирует стране высокие темпы роста ВВП приводя в пример Японию или Швейцарию. Но это страны, которые в значительной степени развили собственные рыночные институты, повысили уровень благосостояния граждан, а коэффициент монетизации отражает объемы средств, аккумулируемых банками страны. Можно добавить, что столь высокое значение уровня монетизации отражает некоторые признаки дефляции.

В целом, в России сформировалась коллизия относительно роста доходности и снижения риска, которая формируется за счет существующего инструментария монетарной политики. Иногда она не способна эффективно

решить задачу, которая при поверхностном взгляде попадает в поле интересов монетарной политики, но при глубинном анализе становится ясно, что проблема выходит за пределы её инструментария и нуждается в дополнительных инструментах воздействия со стороны других органов власти.

В текущий период важно довести значения денежной массы до достаточного уровня (например, о важности этого баланса писал еще Ирвинг Фишер и его уравнение это подтверждает), для целей сокращения нехватки финансовых ресурсов, которая приводит к развитию неплатежеспособности в целом по стране и сокращает реальное производство. Сегодня коэффициент монетизации составляет 44,5%, из чего следует, что отечественная экономика даже на половину не приблизилась к эффективному значению около единицы.

На сегодняшний день, ЦБ РФ работает в кратко- и среднесрочной перспективе, особенно, не закладывая стратегически важных планов на будущее. Например, иностранные ЦБ не сужают свою деятельность до санации банковского сектора или таргетирования инфляции, а наоборот -ставят своей целью максимально широкую экономическую программу и задачи для ее реализации. Например, ЦБ Китая ставит в приоритет обеспечение темпов эконмического роста, Банк Англии фокусирует свою деятельность вокруг поддержки роста экономики и занятости населения, а ФРС планирует долгосрочный рост денежных агрегатов с учетом увеличения производства. Это не характеризует российский менеджмент банка как плохой или недальновидный, просто с учетом уровня развития и существующей проблематики формируются различные задачи и решения к ним1.

Резюмируя, можно кратко представить наиболее актуальные проблемы денежно-кредитного регулирования в России:

- высокая стоимость ссудного капитала за счет ключевой ставки;

- низкий уровень монетизации внутри страны;

- узость целеполагания при формировании длительных ориентиров денежно-кредитной политики;

- специфика достижения целей в одной области приводят к проблемам в других областях экономики.

Как было отмечено, решение данного спектра проблем должны выходить за рамки понятий монетарной политики, которая, тем не менее, должна наиболее эффективно действовать в рамках предложенных ею инструментов.

Во-первых, чтобы развить внутренний рынок, решить проблему с рентабельностью производства, повысить объемы кредитования (инвестиций в реальный капитал), необходимо снижать ключевую ставку. Высокие процентные ставки предполагают высокий уровень себестоимости

1 Улюкаев, А.В. Меры противодействия мировому финансовому кризису // Деньги и кредит. 2015. - №10. -С. 15-19.

изготовления продукции, это в свою очередь приводит к геометризации роста издержек на всех этапах производства. В конечном результате, в стране развивается инфляция, объемы банкротств, безработица и т.д. Сокращение стоимости привлечения средств до уровня рентабельности по секторам позволит более эффективно развивать внутренний рынок и экономику предприятий, в частности, нивелируя ряд данных проблем.

Во-вторых, наличие должных объемов денежной массы позволит осуществить более высокий рост ВВП. В дополнение к текущему объему денежной массы разумно увеличить долю кредитной эмиссии ЦБ с её целевыми направлениями на реализацию некоторых стратегически важных программ. Например, в Японии, в 50-70-ых гг. прошлого века данная программа успешно применялась, что позволило вывести страну из послевоенного кризиса.

В-третьих, рост монетизации приведет к насыщению экономики деньгами, что заставит снизить ставки по заемным средствам, а также увеличит реальное потребление (за счет увеличения реальных доходов), этот процесс заставит производителей наращивать объемы производства, что в конечном счете поднимет уровень рентабельности предприятий. Как было отмечено, за счет роста рентабельности предприятий производители смогут оплачивать привлеченные заемные средства. Рост конкуренции за счет реализации данного механизма создаст условия для совокупного расширения воспроизводства1.

Следует также сказать о действиях, выходящих за рамки компетенций институтов монетарной политики, но которые эффективно помогут решить задачи, стоящие перед самой монетарной политикой.

Во-первых, это совокупное увеличение рынка сбыта. Это решение относится к численному составу рынка России. На сегодняшний день это число составляет около 146 млн. чел., но для роста рентабельности некоторых секторов, таких как тяжелая промышленность, автомобилестроение, производство наноэлектроники и т.д. требуется рынок в размере превышающий 230-250 млн. чел., чтобы самоокупаемость стала системным фактором.

Во-вторых, необходимо перераспределить часть бюджетных ресурсов военного и около военного назначения (объем 5,4% в структуре бюджетных расходов), которые тратятся на оборонный сектор, направив часть ресурсов на формирование рыночных институтов и создание положительного инвестиционного климата. Это уменьшит репутацию страны, которая находится на грани военного конфликта2.

Необходимость реформирования и реструктуризации некоторых институтов в экономической системе, а также подходов к решению комплекса задач в соответствии с некоторыми научно обоснованными образцами для

1 Юдаева К. Ю. О валютной политике / К. Юдаева // Вопросы экономики. - 2015. - №1. - С. 21-28

2 Смирнов С. В. Курсовая политика как фактор изменения структуры российской экономики / С. Смирнов, Е. Балашова, Л. Посвянская // Вопросы экономики. - 2016. - №1. - С. 63-81.

реализации потенциала страны и стремительного рывка вперед, непременно должен протекать планомерно и комплексно - это наиболее важное свойство всякой системы - каждый компонент должен работать в полной синхронизации с другими, иметь согласие и гармонию, и компетентные управленческие ресурсы.

Использованные источники:

1. Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит. - 2017. - № 5.

2. Некипелов А.Д. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А. Некипелов, М. Головин // Вопросы экономики. - 2017. - №1. - С. 4-20.

3. Смирнов С.В. Курсовая политика как фактор изменения структуры российской экономики / С. Смирнов, Е. Балашова, Л. Посвянская // Вопросы экономики. - 2016. - №1. - С. 63-81.

4. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы. - 2017. - № 9.

5. Улюкаев А.В. Меры противодействия мировому финансовому кризису // Деньги и кредит. 2015. - №10. - С.15-19.

6. Эдвин Дж. Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика / Эдвин Дж. Долан. - М: Высшая школа, 2014. - 496 с.

7. Юдаева К.Ю. О валютной политике / К. Юдаева // Вопросы экономики. -2015. - №1. - С. 21-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.