ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БАШКОРТОСТАНА
Г.Н. Хужахметова, канд. филос. наук, старший научный сотрудник
Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук -ИСЭИ УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11194
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН № 007-00256-18-01 на 2019 г.
Аннотация. Институциональные ограничения, которые влияют на социально-экономический рост муниципальных образований, кроются в доминировании неформальных правил над действующей нормативной базой. Рассмотрены показатели статистической отчетности, как отражающие конечный результат преобразований и их эффективности. Выявлено, что ресурсозависимая экономика в Республике Башкортостан, в том числе и разработка шихан для производства кальцинированной соды, выдает сильную зависимость новых институтов от старых в российской экономике и определяется как «эффект колеи». Установлено, что потенциал роста в сельском хозяйстве кроется в эффективном использовании земель сельхозназначения поэтому необходимо произвести ревизию заброшенных земельных массивов, разработать экономический механизм возврата пригодных для сельскохозяйственного использования земель в хозяйственный оборот, решить проблему с освоением средств выделенных на рекультивацию. Наблюдается снижение реальных денежных доходов населения РБ, что приводит к возникновению институциональной ловушки когда низкая платежеспособность населения приводит к высокой закредитованности перед финансовыми учреждениями. Рассмотрены системные ошибки в здравоохранении республики такие как низкая заработная плата врачей, нежелание молодых специалистов ехать работать в моногорода и райцентры, перевод всех медучреждений из муниципальной собственности в республиканскую. Выявлены высокие трансакционные издержки в строительной отрасли: издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта. Специалисты отмечают что, все это ведет к снижению активности строительных предприятий и уходу в теневой бизнес.
Ключевые слова: институциональные ограничения, муниципальные образования, «эффект колеи», трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, институциональные ловушки.
Развитие муниципальных образований в Республике Башкортостан, как и по Российской Федерации в целом, имеет ряд важных институциональных ограничений. Дальнейшее игнорирование которых может препятствовать оптимистичному и инновационному сценарию развития региона и оставить консервативный сценарий развития, когда кардинальных сдвигов в экономике не происходит [1, с. 166]. Ин-
ституциональные ограничения, которые влияют на социально-экономический рост муниципальных образований, кроются в доминировании неформальных правил над действующей нормативной базой.
Наиболее информативным будет рассмотреть показатели статистической отчетности как отражающих конечный результат преобразований и их эффективность. Данный подход унифицирует набор
индикаторов, позволяя отследить динамику развития соседних территорий за 2018 гг.
Индекс потребительских цен в РБ по
данным Росстата составил 101,6%. Наи-
большее увеличение цен наблюдается в Челябинской области -102,3%, наименьшее в Пермском крае - 94%.
Таблица 1. Социально-экономическое развитие некоторых субъектов Российской Фе-
дерации в 2О18 г. [9]
Субъект РФ К 2О17 г., % Среднедушевые денежные доходы в 2018г., руб./мес. Численность больничных коек на 10 000 чел. населения Численность врачей на 10 000 чел. населения Инвестиции в основной капитал в январе-июле 2018 г., % от среднероссийского уровня Индекс физического объема, выполненных по виду деятельности «Строительство» в % к предыдущему году
Индекс потребительских цен Индекс промышленного производства Индекс производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) в % к предыдущему году Индекс физического объема оборота розничной торговли
Республика Башкортостан 1G1,6 1G2,6 1G3,3 1G2,1 28442 78 42,1 26G894 9G,2
Республика Татарстан 1G2,2 1G1,8 1G5,1 1G2,8 31719 63 41,5 637612 98,7
Челябинская область 1G2,3 1G5,5 1G2,5 97,5 23397 75 42,5 194745 115,2
Свердловская область 1G2,2 1G1,4 1G2,1 98,5 35289 85 42 337798 81,1
Пермский край 94 1G4,1 1GG,5 1G1,4 28655 83 51,2 2538G2 93,3
Оренбургская область 1G1,9 1GG,1 1G8,9 1G4,2 22689 83 47 181713 96,4
Самарская область 1G1,5 1G2,5 1G1,4 99,5 26988 74 47,9 251464 94,1
Данный показатель является средневзвешенным значением разных статей расходов таких как продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, бытовая техника, расходы на топливо для автомобилей и т.д. Этот показатель отражает уровень инфляции в экономике. По данным Башкортостанстата уровень инфляции в 2018 г. в республике был 4,3%. Для сравнения в 2017 г. - 1,6%, а в 2014 г. -10,4%.
Индекс промышленного производства. По данным Росстата в республике в 2018 году индекс составил 102,6 %. Для сравнения этот показатель больше в Челябинской области 105,5 и в Пермском крае 104,1%, меньше в Оренбургской области 100,1 %. По данным Башкортостанстата добыча полезных ископаемых в 2018г. составила 109,4% к 2017г., в том числе: добыча сырой нефти - 98,8%.
Важные институциональные ограничения на муниципальном уровне связаны с разработкой шихан для производства кальцинированной соды. В институтцио-нально-эволюционной теории Д. Норт различает три степени зависимости институциональных изменений от влияния старых институтов на новые [2]. Продолжая логику Норта, российский институционалист А. Аузан указал на глубокую связь и сильную зависимость новых институтов от старых в российской экономике определяет как «эффект колеи» [3, с. 4]. Это приводит к ресурсозависимой экономике в Республике Башкортостан. Так, БСК работает с 1945 года, поглощая один за другим памятники природы.
Помимо того, что шиханы это уникальный памятник природы, это и значимый культурный код башкирского народа, который выполняет важную роль в становлении стереотипов поведения, жизненных
позиций, социальных ожиданий, смысло-жизенных предпочтений и ожиданий индивидов, их социальных групп в своих культурно-цивилизационных границах [4].
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) в % к предыдущему году. В Республике Башкортостан и в соседних регионах в 2018 г. эти показатели стали выше по сравнению с 2017 г. и значительно улучшили показатели по сравнению с 2014 г. В 2014 г. наблюдался спад аграрного производства и этот показатель вирировался в пределах 95,6-96,8%. По нашему мнению потенциал роста кроется в эффективном использовании земель сельхозназначения. Представляется необходимым произвести ревизию этих заброшенных земельных массивов и, разработав экономический механизм возврата пригодных для сельскохозяйственного использования земель в хозяйственный оборот, наметить программу восстановления объемов производства сельскохозяйственной продукции дореформенного уровня, обеспечив тем самым продовольственную безопасность республики. Так, за период с 1990 по 2014 гг. площадь пашни в РБ сократилась более чем на 25% (1,2 млн га). Одним из таких институциональных ограничения на муниципальном уровне является хищение средств выделенных на рекультивацию земель сельскохозяйственного назначения, доведение их до биологического состояния и упущенную выгоду для землевладельцев нефтедобывающей компанией. Без вмешательства человека плодородие почвы восстановится в результате самоочищения только через сотни лет [6. с. 85-86]. Нефтяники в Башкортостане на проведение рекультивационных мероприятий выплачивают компенсации владельцам земельных участков, в качестве которых выступают муниципальные образования, НКО, фонды, пайщики кооперативов, юридические лица, индивидуальные предприниматели, КФК и др. Речь идет о суммах от 50 до 100 млн. руб. в год на протяжении длительного периода времени. В итоге сотни миллионов рублей идут не реальным держателям земли, а на счета третьих лиц. Есть основания полагать, что эти конторы
аффилированы с местными чиновниками. К ним прикреплялся список КФК или физических лиц, которые должны были получать компенсацию. Однако в «Баш-нефть» попадали постановления со списком людей, состоящих из подставных лиц [7]
Под следствием сейчас находятся бывшие главы Краснокамского и Татышлин-ского районов, которые «вклинивались» в эту схему. Пострадавшей стороной официально признана лишь компания «Баш-нефть. Таким образом, оппортунистическое поведение в социально-экономическом развитии муниципальных образований связанных с нефтедобывающей промышленностью стало возможным из-за отсутствия нормативной базы. Во-первых, необходимо инициировать принятие государственного стандарта точных значений предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в почве, для правильного учета степени загрязнения почвы. Создать службу по контролю за выполнением рекультивационных мероприятий и доведения до биологического состояния земель, бывших в разработке при нефтедобыче. Во-вторых, на республиканском уровне, формализовать правила использования средств от нефтедобывающей компании в муниципалитетах. Для учета и контроля за движением средств полученных от нефтяной компании.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежного дохода в регионе на численность его населения на начало года. В нашей республике этот показатель составил 28442 руб. примерно также как и в Пермском крае. Наибольший доход на душу населения зафиксирован в Свердловской области - 35289 руб., наименьший в Оренбургской области - 22689 руб.
Наблюдается снижение реальных денежных доходов населения РБ. Отсюда вытекает институциональное ограничение связанное с возникновением институциональной ловушки. Низкий уровень реальных располагаемых доходов приводит к низкой платежеспособности населения и высокой закредитованности населения пе-
ред финансовыми учреждениями, особенно от этого страдает сельское население.
В области здравоохранения за 5 лет существования трехуровневой системы оказания медицинской помощи в республике резко возросла смертность населения по онкологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям. Численность врачей на 10000 чел. населения в РБ составила 42,1 чел, в Татарстане 41,5, а в Пермском крае 51,2 чел. Есть несколько системных ошибок, которые привели к высокой смертности населения именно по причине запущенных заболеваний. Это, прежде всего, низкая заработная плата врачей. Вторая причина это нежелание молодых специалистов ехать работать в моногорода и райцентры. Третья причина это перевод всех медучреждений из муниципальной собственности в республиканскую, поэтому рычагов и возможностей помочь врачам у глав администраций теперь нет. В муниципальном бюджете не заложены расходы по этим статьям. Здесь наблюдается важное институциональное ограничение в решении проблем здравоохранения на муниципальном уровне, ведь проблемы здоровья населения и качества жизни касаются напрямую муниципалитетов, а помочь им нет возможности. На республиканском уровне необходимо использовать опыт Татарстана, где нашли лазейки в законодательстве и передали часть полномочий по охране здоровья местным органам власти. Нужно наделить полномочиями органы муниципальной власти, чтобы у них была возможность реально оказать помощь лечебным учреждениям.
Инвестиции в основной капитал. За указанный период в Республике Татарстан было инвестировано 637612 млрд. руб., в Свердловскую область 337798. В Респуб-
соседних регионов этот показатель в Оренбургской области - 181713. Институциональные ограничения были озвучены Р. Хабировым: «В Башкирии нет единой инфраструктуры привлечения инвестиций. Тенденция снижения инвестиционной привлекательности республики идёт последние несколько лет» [8].
Индекс физического объема, выполненных по виду деятельности «Строительство» в % к предыдущему году. По данному показателю в Республике Башкортостан наблюдается значительное снижение - 90,2%. В Челябинской области 115,2%, в Свердловской области 81,1%.
Институциональные ограничения муниципальных образований препятствующие развитию строительной отрасли связаны с высокими трансакционными издержками на административно-управленческом уровне, такими как издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта. Специалисты отмечают что, все это ведет к снижению активности строительных предприятий и уходу в теневой бизнес [9].
Другое важное ограничение связано с низкими располагаемыми денежными доходами, что определяет низкую платежеспособность. Данные факторы обуславливают недостаточный спрос на жилье и объекты социально-культурной инфраструктуры при наличии потенциальной потребности в республике. Рост уровня жизни населения республики послужит естественным стимулом к созданию условий для обеспечения соответствующего качества этой жизни (строительство жилья, инфраструктуры и др.) [9].
лике Башкортостан 260894. Ниже всех из
Библиографический список
1. Аслаева С.Ш. Прогноз архитектуры экономического пространства Республики Башкортостан с применением производственных функций // Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. Р.Ф. Гатауллина. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 216 с.
2. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл и науч. ред Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
3. Аузан А. Социокультурная экономика // Наука и инновации. - 2017. - № 2 (168). -С. 4-10.
4. Бабосов Е. Культурный код нации: сущность и особенности // Наука и инновации. -2016. - № 3 (157). - С. 48-50.
5. Мустафин Р.Ф., Харисова Л.Я., Комиссаров А.В. Проблемы природоустройства при рекультивации нарушенных земель на примере Республики Башкортостан // Природообу-стройство. - 2017. - № 5. - С. 83-89.
6. Рахматов Р. Администрация Татышлинского района не контролирует муниципальные земли? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://proufu .ru/news/economika/75745-
administratsiya_tatyshlinskogo_rayona_ne_kontroliruet_munitsipalnye_zemli_/
7. Мухаметшина Е. Врио главы Башкирии: «Стерильных выборов не бывает». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/characters/2019/01/22/792028-sterilnih-viborov
8. Буренина И.В., Сайфуллина С.Ф., Бирюкова В.В., Батталова А.А. Стратегический анализ и оценка потенциала развития строительного комплекса в Республике Башкортостан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - Т. 8, №6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/36EVN616.pdf.
9. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., - 2018. - 751 с.
INSTITUTIONAL RESTRICTIONS AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE
ECONOMY OF BASHKORTOSTAN
G.N. Khuzhahmetova, Candidate of Philosophical Sciences, Senior Researcher
Institute of Social and Economic Research - a Separate Structural Unit of the Federal
State Budgetary Scientific Institution of the Ufa Federal Research Center of the Russian
Academy of Sciences - ISEI UFIC RAS
(Russia, Ufa)
Abstract. Institutional constraints that affect the socio-economic growth of municipalities lie in the dominance of informal rules over the current regulatory framework. The indicators of statistical reporting are considered as reflecting the final result of the transformations and their effectiveness. It is revealed that the resource-dependent economy in the Republic of Bashkortostan, including the development of shihans for the production of soda ash, gives a strong dependence of the new institutes on the old ones in the Russian economy and is defined as the "gauge effect". It has been established that the growth potential in agriculture lies in the effective use of agricultural land, therefore, it is necessary to re-examine abandoned land massifs, develop an economic mechanism for returning agricultural land to economic use, and solve the problem of development offunds allocatedfor reclamation. There is a decrease in real monetary incomes of the population of the Republic of Belarus, which leads to the emergence of an institutional trap when the low solvency of the population leads to a high debt burden to financial institutions. Considered systemic errors in the public health of the republic such as low wages of doctors, the reluctance of young specialists to go to work in monotowns and regional centers, the transfer of all medical institutions from municipal to republican property. High transaction costs in the construction industry were revealed: the costs of collecting and processing information, the costs of conducting negotiations and making decisions, the costs of control, and the costs of legal protection of contract implementation. Experts note that all this leads to a decrease in the activity of construction enterprises and care in the shadow business.
Keywords: institutional constraints, municipal formations, "gauge effect", transaction costs, opportunistic behavior, institutional traps.