Научная статья на тему 'Институциональные изменения в аграрной сфере'

Институциональные изменения в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные изменения в аграрной сфере»

по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной .

ЛИТЕРАТУРА

1. Вютрих ХА., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управ-ления//Проблемы теории и практики управления, №5, 1999.

2. Катаев А.В. Виртуальные предприятия - новая ступень в организации

//

конкуренции: Отчет по НИР № 01.2.00100692. Таганрог: ТРТУ, 2001.

3. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления, №3,. 1997.

4. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых органи-заций//Проблемы теории и практики управления, №1, 1997.

5. .

нового типа//Проблемы теории и практики управления, №1, 1998.

6. Faucheux C. How virtual organizing is transforming management sci-ence//Association for Computing Machinery. Communications of the ACM; New York; Sep 1997.

7. Mowshowitz A. Virtual organization//Association for Computing Machinery. Communications of the ACM; New York; Sep 1997.

УДК 334.012.3

ТТ. Гилина

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

Переход нашей страны на рыночные основы хозяйствования проходит на фоне фундаментальных институциональных сдвигов. Становление рыночных отношений носило спонтанный характер, и многие представители властных структур полагали, что рынок автоматически решит проблему ин-

. -ний сформировались, но без какого-либо системного контроля. К проблеме институциональных преобразований в рыночной экономике привлекает внимание огромный разрыв между экономическими и институциональными .

Институт, с точки зрения социально-экономических преобразований, представляет собой совокупность норм права, регулирующих социальноправовые отношения в различных сферах общества.

Под институциональными преобразованиями следует понимать динамику изменений в структуре власти и управления, возникновение новых элементов в ее содержании на определенном этапе развития общества, которые происходят под влиянием сложившегося менталитета. Они формируются под воздействием социально-экономических, организационно-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

технических, психологических и других причин. Успех рыночных преобразований предполагает решение проблем институциональной определенности, ..

.

Институциональные преобразования в нашей стране не могли не затронуть такую отрасль, как сельское хозяйство. В соответствии с произошедшими изменениями отношений собственности, имели место преобразования прежних форм хозяйствования в новые. На фоне этих изменений в сельском хозяйстве продолжаются процессы сокращения ресурсного потенциала, ухудшения финансового состояния хозяйств, а также снижение социальной защищенности сельского населения. В подобной экономической ситуации при ограниченной поддержке сельскохозяйственных предприятий со стороны государства, им необходимо находить всевозможные пути по выходу из тяжелого экономического состояния, в том числе осуществлять институциональные преобразования.

Одним из путей решения данной проблемы могут стать различные виды кооперации и интеграции на основе сформировавшихся организационно-правовых форм предприятий.

В 80-х гг. XX в. стали возникать различные организационнопроизводственные формы интеграции. Примером такой интеграции может служить успешно функционирующие в отдельных регионах агропромышленные объединения с регистрацией юридического лица. Данная форма представляет собой объединение сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий для достижения взаимовыгодных условий .

Перспективное направление интеграции - приобретение сельскохозяйственными производителями контрольных пакетов акций перерабаты-. -стью этих предприятий для реализации собственных целей.

Еще одним направлением объединения является создание на базе перерабатывающих предприятий потребительских кооперативов. Являясь учредителями или членами кооператива, сельскохозяйственные товаропроизводители получают право перерабатывать свою продукцию на условиях, устанавливаемых ими самими исходя из имеющихся производст-, -

дом, избегая дополнительного налогообложения.

Получает развитие интеграция путем создания формирований холдингового типа. Когда несколько юридических лиц, объединяясь, теряют свой статус, преобразуясь в одно юридическое лицо. Например, АО «Восток» в

, -

, , -мом крупного рогатого скота и два свиноводческих хозяйства. Головным предприятием выступил мясокомбинат и на его основе сформировал общее руководство акционерным обществом. Однако основными держателями акций являются сельскохозяйственные товаропроизводители (90%), а остальные (10%) - у трудового коллектива мясокомбината.

Одним из новых направлений интеграции является создание финансо-- ( ). воссоздание технологической цепочки - от производства сельскохозяйственной продукции до ее переработки и реализации. Необходимо отметить,

что в состав ФПГ входят финансовые институты, объединяющие капитал и

аккумулирующие инвестиционный потенциал.

,

,

приспособленными к условиям рыночной экономики. Они получают распространение во многих регионах страны, характеризуются большим разнооб-

, , , -

.

УДК 304.42: 338.2

..

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ РОССИИ

Как общая концепция социальной политики, так и ее конкретные мероприятия определяются, прежде всего, социально-экономической моделью государства, которая принимается за основу в данном обществе. Эта модель предопределяет стратегические ориентиры, для достижения которых (с учетом текущей ситуации) и разрабатывается система мероприятий.

В настоящее время сформировалось мнение, что «принимая во вни-, , должна формироваться социальная рыночная экономика»[2. С.41].

Но сам по себе выбор в качестве «идеальной модели» социальной рыночной экономики не позволяет выработать систему эффективных социальных мероприятий применительно к условиям нашей страны. Это вызвано, прежде всего, сильно широким толкованием самого понятия «социальная рыночная экономика».

Но, несмотря на вышеизложенные проблемы, анализ теории социальной рыночной экономики и изучение опыта зарубежных стран позволяют сделать следующий достаточно общий, но принципиальный вывод: повышение эффективности рыночной экономики и рост социальной защищенности населения не являются взаимоисключающими целями.

Структуру социальной политики можно представить в виде пирамиды. В основе этой пирамиды лежит социальная политика федерального уровня, затем следуют региональная социальная политика, социальная политика местных органов власти, политика отдельного предприятия. Соответствующее разграничение полномочий между уровнями определяет тип соци-, .

Отсюда можно получить два основных свойства, которыми должна обладать социальная политика на современном этапе:

1.

.

2. Учет регионального фактора в качестве доминирующего. «...Это оз,

свои приоритеты социальной политики, решаться зачастую очень разные задачи» [1. С.43].

В этих условиях одной из основных задач при формировании региональной социальной политики является обеспечение адекватности предпринимаемых действий условиям конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.