Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранова А.Ф.

В статье рассматриваются вопросы институционального обеспечения процесса обращения с отходами, а также организационные аспекты управления природоохранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баранова А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL SUPPORT OF THE WASTE MANAGEMENT PROCESS AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

The article deals with the issues of institutional support for the process of waste management, as well as organizational aspects of environmental management.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Баранова А. Ф.,

ассистент кафедры правового и организационного обеспечения бизнес-процедур, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы институционального обеспечения процесса обращения с отходами, а также организационные аспекты управления природоохранной деятельности.

Ключевые слова: институциональное обеспечение: отходы производства и потребление: ресурсосбережение; государственная политика.

INSTITUTIONAL SUPPORT OF THE WASTE MANAGEMENT PROCESS AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Baranova A. F.,

Assistant of the Department of Legal and Organizational Support of Business Procedures, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

Abstract. The article deals with the issues of institutional support for the process of waste management, as well as organizational aspects of environmental management.

Keywords: institutional support: production waste and consumption: resource saving; public policy.

Опыт многих индустриально развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы, на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким - от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования [1].

Институциональные механизмы регулиро-

вания социально-экономических процессов представляют собой совокупность институтов, т.е. элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил [2].

Нормативно-правовая база России в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами. В России институциональное обоснование экологизации экономического

развития закреплено в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440), в Экологической доктрине Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.1992 № 1225-р), в федеральных законах.

Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основными приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Основополагающим законом, определяющим правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», № 7-ФЗ от 10.01.2002г.. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение со-

циально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с законом одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйственной деятельности является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Закон регламентирует обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду и создавать угрозу жизни и здоровью человека. Речь идет о предотвращении экологически вредного воздействия на природную среду и здоровье человека хозяйственной деятельности. Экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности осуществляют органы государственной власти РФ или субъектов РФ.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В Федеральном законе № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплены основные механизмы, которые регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил. В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определены долгосрочные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации. В настоящее время, наряду с основополагающими действующими законами регулирующие регулирующим деятельность в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами является «Комплексная стратегия обращения с твердыми

коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации». Комплексная стратегия - это система целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с твердо бытовыми отходами [3; 4].

Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия данных отходов на здоровье человека и окружающую среду. Документ регулирует вопросы развития инфраструктуры по раздельному сбору, использованию (утилизации), обезвреживанию и экологически безопасному размещению твердо бытовых отходов, а также внедрению механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с твердо бытовых отходов. Для решения данных вопросов предусматривается создание транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки твердо бытовых отходов к конечному удалению, включающих площадки для сбора (в том числе раздельного) и накопления отходов, станции перегрузки твердо бытовых отходов, мусоросортировочные станции центров сбора компонентов, входящих в состав отходов, которые могут быть утилизированы в целях вовлечения их в хозяйственный оборот. Кроме того, будут созданы объекты по использованию и обезвреживанию твердых бытовых отходов для получения тепловой и электрической энергии, метана при обработке органических компонентов ТКО, а также экологически безопасные полигоны захоронения твердых бытовых отходов, соответствующие экологическим требованиям.

Согласно законодательной базе сфера обращения с твердыми отходами в Российской Федерации, формируется на трех уровнях: национальном (федеральном); региональном; местном (муниципальном). Федеральные законы Российской Федерации, включая законы, относящиеся к сфере

обращения с отходами, утверждаются высшим представительным законодательным органом - Федеральным собранием. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания разделены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом федерации (верхняя палата) (в соответствии со статьей 95 Конституции РФ).

В составе Государственной думы сформирован комитет, в сферу деятельности которого входят вопросы обращения с твердыми отходами, который занимается:

- предварительным рассмотрением законов и их подготовкой для Государственной думы

- подготовкой заключений по проектам законов и проектам решений, выносимым Государственной думой

- анализом исполнения законов, регулирующих вопросы, входящие в компетенцию комитета.

В Российской Федерации современная структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом президента от 21 мая 2012 г. № 636. Согласно этому указу на федеральном уровне имеются два основных федеральных органа исполнительной власти, занимающихся вопросами обращения с твердыми

отходами. Первый - это Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с находящейся у него в подчинении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднад-зор). Второй - это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации самостоятельно занимается юридическим регулированием, а также разработкой и представлением правительству проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов президента и правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

использование и охрана водных объектов; охрана воздуха;

охрана окружающей среды и экологическая безопасность;

утилизация отходов производства и потребления (кроме радиоактивных);

•совершенствование экономического механизма рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Управление федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Ро-сприроднадзор) во Владимирской области осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), ведет государственный кадастр отходов, государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов (в том числе выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласования паспортов отходов I - IV классов опасности), выдает лицензии юридическим лицам лицами, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Владимирской области, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Подчиняется структура Росприроднадзора по Владимирской области департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

В то же время существующий Департамент природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области обеспечивает государственную политику об этой сфере. Подчиняется первому заместителю губернатора области по промышленности и экономической политике. В пределах своей компетенции взаимодействует с федеральными органами исполнительными власти и их территориальными органами; органами местного самоуправления, организациями различных форм собственности и общественными организациями.

К административно-распорядительным функциям относится:

Разработка и реализация единой политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор;

Ведение регионального кадастра отходов, включающего в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами;

Нормирование качества окружающей среды;

Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

Организационная структура системы управления станет эффективной, если для решения проблем в сфере обращения с отходами, будет обеспечено взаимодействие всех участников сторон;

органы местного самоуправления: органы государственного контроля и надзора (Росприроднадзор, Роспотребнадзор);

руководителей крупнейших предприятий -источников муниципальных отходов;

руководителей специализированных предприятий по утилизации и транспортированию твердых коммунальных отходов;

население, общественные организации, средства массовой информации. Комплексная система управления отходами позволить задать вектор в сфере обращения с отходами, учитывающие все специфические особенности региона, а также определить приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели, сформировать организационную структуру управления, обеспечивающую комплексный межведомственный подход к утилизации отходов и способную адаптироваться к изменяющимся условиям, реализовать эффективные программы для достижения целевых и плановых экологических показателей.

Список литературы

1. Астафьева. О.Е. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью / О.Е. Астафьева, Я.Д. Вишняков, А.Л. Новоселов

/Менеджмент в России и за рубежом. -2011.- № 6.

2. Соколова, Н.Р. Законодательная регламентация обращения с отходами / Н.Р. Соколова// Экология производства. -2013.-№10.-с.32-37

3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/

4. Комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации (2012 г.) // http://ecologygroup.msk.ru/utverzhdena-kompleksnaya-strategiya-obrascheniya-s-tverdimi-bitovimi-otchodami-tbo-v-rossiyskoy-federatsii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.