Институциональные формы процессов вовлечения
ЧУ ЧУ ^
в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности
Рассмотрены концептуальные основы трансфера результатов научно-технической деятельности (РНТД) в экономике, которая находится в стадии развития рыночных отношений. На основе методологии институционального анализа в исследовании процесса трансфера РНТД разработаны основные направления совершенствования институционального поля инновационной деятельности.
Ключевые слова: трансфер результатов научнотехнической деятельности (РНТД), институциональный анализ, институт интеллектуальной собственности.
Понятие открытых инноваций, сформулированное Г. Чесбро, означает, «что ценные идеи могут поступать как из самой компании, так и извне, и наоборот — могут оказываться на рынке в результате как действий самой компании, так и других структур. При таком подходе внешние идеи и внешние пути на рынок становятся столь же важными, как и идеи и пути на рынок, применявшиеся компаниями в эпоху закрытых, то есть внутренних инноваций» [1]. В ряде отечественных научных трудов процесс продвижения знаний и технологий между субъектами инновационной деятельности рассматривается в рамках понятий «трансфер технологий», «инновационный трансфер» и т. п.
Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития ее научного (интеллектуального) потенциала имеют жизненное значение. Резкая и масштабная деинституционализация российской экономики, произошедшая за последние десятилетия, разрушила институциональные связи предприятий с другими организациями и субъектами. Ликвидация отраслевой структуры экономики в условиях пренебрежения институтами мезоэкономического уровня имела следствием также разрушение отраслевой науки, отрыв предприятий от результатов научно-технической деятельности1 (РНТД), в конечном счете — ограничение влияния научно-технического прогресса.
Н. В. Шумянкова,
д. э. н., профессор, кафедра менеджмента, Московский государственный университет приборостроения и информатики - МГУПИ
e-mail: [email protected]
Использование возможностей и достижений российского научно-технического комплекса и вовлечение в хозяйственный оборот РНТД и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий рассматриваются в настоящее время как главное направление подъема и модернизации российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России.
Целью государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу провозглашен переход к инновационному развитию страны посредством адаптации научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и повышения эффективности использования его результатов2. Содержанием названного процесса адаптации является формирование условий для повышения востребованности инноваций отечественным производством при рациональном сочетании государственного регулирования и рыночных механизмов, что позволит обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники.
Исследованию институциональных форм процессов вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, создаваемых в организациях научно-технической сферы в условиях адаптации научно-технического комплекса к рыночным условиям, посвящена настоящая статья.
1 Под результатами научно-технической деятельности (РНТД) понимаются как охраняемые, так и неохраняемые законодательством Российской Федерации результаты НИОКР, включая: научно-технические отчеты; пояснительные записки по аванпроектам и их составным частям; проектную, конструкторскую, техническую, эксплуатационную документацию; технические описания и инструкции по эксплуатации изделия; объекты интеллектуальной собственности, созданные в связи с выполнением этих работ (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронно-вычислительных машин, топологии интегральных микросхем, базы данных); секреты производства (ноу-хау), охраняемые в режиме служебной или коммерческой тайны.
2 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» приняты на совместном заседании Совета Безопасности РФ, президиума Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям (утверждены Президентом РФ 30.03.02 № Пр-576).
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
Трансфер РНТД — осуществляемый в законодательно установленных условиях процесс передачи прав на использование РНТД (новаций как носителей новых ценностей — стоимостей) другим субъектам
инновационной деятельности
Некоммерче-
ский
трансфер
РНТД
Коммерче-
ский
трансфер
РНТД
Государственное
некоммерческое
управление
инновационной
деятельностью
Обмен
свободной
научно-
технической
информацией
Вертикальный коммерческий трансфер РНТД
Г оризонтальный коммерческий трансфер РНТД
Прямое финансирование фундаментальных НИР и прикладных разработок, имеющих экологические, социальные цели, оборонный характер, а также бюджетных научных организаций
Косвенное финансирование инновационных процессов (налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготные кредиты и др.)
Семинары, выставки, симпозиумы, обмен учеными и специалистами и др.
Передача РНТД внутри организации на основе трансфертных цен
Распределение функций по созданию и продвижению инновационной продукции между субъектами инновационной деятельности
Результаты НИОКР, Организации
обеспечивающих и предприятия
безопасность научно-
государства, технической
эффективное развитие сферы,
экономики, социальной участвующие
политики, культуры, в инновационной
научного познания, деятельности
развития личности и объединенные
и образовательного потоками
уровня общества инноваций
Научно-техническая
и учебная литература,
справочники,
стандарты, патенты
и др.
Интеллектуальные
товары
Деятельность нерыночными методами, направленная на организацию взаимодействия некоммерческих и коммерческих предприятий и организаций с государством в интересах общественно необходимых инноваций, не реализуемых на базе коммерческих критериев максимизации прибыли для их инициаторов
Разграничение стратегических и коммерческих рисков между государством
и предпринимательскими структурами
5К
F о к к
Методы трансфера РНТД
Объекты
трансфера
РНТД
Субъекты
трансфера
РНТД
Рис. 1. Система понятий, описывающих трансфер РНТД
Сущность и содержание понятия трансфера результатов научно-технической деятельности
В связи с неоднозначностью широко применяемых в научной и периодической печати понятий «трансфер(т) инноваций», «трансфер(т) технологий» и других близких по смыслу словосочетаний, представляется целесообразным конкретизировать сущность и содержание этого понятия3 применительно к предмету настоящего исследования.
Определим трансфер РНТД как осуществляемый в законодательно установленных условиях процесс передачи прав на использование РНТД (новаций как носителей новых ценностей — стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Система понятий, описывающих трансфер РНТД, представлена на рис. 1.
В этих условиях коммерциализация4 РНТД — форма коммерческого трансфера, при котором потребитель (покупатель) приобретает права на использование РНТД в исследованиях, производстве, эксплуатации или потреблении с целью извлечения прибыли от использования РНТД и выплачивает их владельцу в той или иной форме вознаграждение в размерах, определяемых условиями лицензионного (или иного) договора между ними.
Используя предложенную Г. Б. Клейнером [2] методологию исследования институциональных систем, определим институциональную систему трансфера
РНТД на системосодержащем пространстве — функциональном универсуме, в котором систематически осуществляется в законодательно установленных условиях процесс передачи прав на использование РНТД (новаций как носителей новых ценностей — стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности.
Функциональным системообразующим признаком является роль, которую по отношению к интеллектуальным товарам выполняют в инновационном процессе участники инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Субъектами трансфера РНТД являются участники инновационной деятельности, которые — в зависимости от их роли в инновационном процессе по отношению к интеллектуальным товарам — делятся на три категории:
• организации научно-технической сферы (ОНТС), осуществляющие научно-техническую деятельность (НТД), направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. ОНТС формируют интеллектуальные товары, являются владельцами прав на использование РНТД, обладают обусловленной особым положением науки в социально-экономическом раз-
В обычное понятие трансфер(т)а (от лат. — transferre, англ. — transfer, фр. — transfert — переносить, переводить) вкладывается процесс передачи права владения именными ценными бумагами одним лицом другому; перечисление, перевод денег из одного финансового учреждения в другое.
В законодательстве термин «коммерциализация РНТД (коммерческий трансфер РНТД)» не используется, применяется выражение «вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».
3
4
витии общества возможностью активного влияния на формирование инновационных целей остальных участников инновационной деятельности;
• инновационно активные предприятия реального сектора экономики (ИАП), заинтересованные в приобретении и использовании РНТД для повышения собственной устойчивости и конкурентоспособности на потребительском рынке путем достижения инновационных целей. В процессе коммерциализации РНТД инновационно активные предприятия ИАП инвестируют средства в РНТД, обеспечивая финансовую возможность осуществления диффузии инноваций в научнотехнической сфере;
• инфраструктурные инновационные предприятия (ИИП), обеспечивающие трансфер РНТД (обмен прав на РНТД, созданные в ОНТС, на инвестиционные ресурсы ИАП). Роль инфраструктурных инновационных предприятий в процессе коммерциализации РНТД обусловлена особенностями интеллектуальных товаров, предлагаемых ОНТС [3]. Отбор и включение в инновационные проекты организаций, участвующих в реализации научнотехнической идеи, задается критерием максимизации результата использования РНТД, созданных в ОНТС, их потребителями — инновационно активными предприятиями (ИАП).
Сущностью коммерческого трансфера РНТД является взаимовыгодный обмен в рамках инновационных проектов интеллектуальных товаров, принадлежащих организациям научно-технической сферы (ОНТС), на инвестиционные ресурсы инновационно активных предприятий (ИАП) при участии инфраструктурных инновационных предприятий (ИИП), с целью увеличения совокупного результата инновационного проекта, а, следовательно, и результатов деятельности его участников (ОНТС, ИИП, ИАП).
Условия обмена определяются:
• государственной научно-технической политикой через разграничение коммерческих и стратегических рисков между организациями научно-технического комплекса страны, соответствующее бюджетное обеспечение преимущественно фундаментальных и поисковых научных исследований и распределение имущественных прав на РНТД с учетом интересов государства и научного сообщества;
• путем предварительного формирования инновационных целей ИАП. Ведущей стороной в этом процессе являются — в соответствии с положением науки как активной силы в социальноэкономическом развитии общества — ОНТС во взаимодействии с ИИП, обеспечивающими процесс обмена.
Изложенное выше комплексное системное представление процесса трансфера РНТД позволило определить концепцию трансфера РНТД как систему взглядов на совершенствование инновационной деятельности путем нахождения экономического компромисса в рациональном использовании ограниченных ресурсов всех участников научно-технической деятельности в условиях неантагонистических противоречий разнонаправленных интересов участников инновационного проекта.
Интеграция отдельных звеньев комплексного инновационного процесса в единую систему составляет
основу управления сквозными потоками инноваций с учетом распределения риска по стадиям и этапам жизненного цикла проекта или процесса реализации инновации.
Особенности институционального поля инновационной деятельности
С позиций признания институций фактором производства [4, 5], пространство взаимодействия между двумя или многими участниками сделки превращается в социальное силовое поле, в котором сталкиваются разнонаправленные интересы, реализуются потребности, обнаруживается мотивация, формируется противоречие, определяется мера сделки на основе признания индивидуальных издержек и доходов. При этом экономическое пространство в широком смысле ассоциируется с множеством ресурсов, с одной стороны, и товаров и услуг — с другой, сюда относят и все множество технологий человеческой деятельности. В узком смысле границы экономического пространства совпадают с технологическими границами хозяйственной системы. В силу того, что товар или услуга предстают в качестве фактических «носителей» экономического пространства, они «влекут» за собой это пространство за его старые пределы, производя раздвижение границ.
Выдвинутый Б. А. Ерзнкяном концепт «институциональное поле» в широком смысле ассоциируется с множеством всевозможных взаимодействий между контрагентами — участниками трансакций. «В узком смысле институциональное поле выступает скорее как поле социальное, как поле, внешнее по отношению к экономическому пространству в узком смысле. Товар или услуга, покидая границы экономического пространства, автоматически попадают в поле действия институциональных сил» [6, 7]. В расширительной трактовке институциональное поле пронизывает также и внутриэкономическое пространство, что дает возможность исследования хозяйственных взаимодействий в терминологии трансакционных издержек. Признание трансакционных издержек фактически как издержек выхода за пределы экономического пространства (через понимание самой трансакции буквально как трансграничного действия) позволяет выделить институт (как элемент институционального поля) в качестве силы, имеющей направленность, противоположную трансакции.
На основе изложенной методологии институционального анализа рассмотрим подробнее условия реализации основного отношения — отношения согласования взаимодействий субъектов [4] трансфера РНТД в системосодержащем пространстве институциональной системы трансфера РНТД. Применение указанных подходов позволяет развить представленную выше концептуальную модель трансфера РНТД.
На рис. 2 показана концептуальная модель трансфера РНТД в институциональном поле инновационной деятельности. Множество субъектов трансфера РНТД, составляющих научно-техническую сферу народного хозяйства, включает объединение трех совокупностей хозяйственных систем:
• организаций научно-технической сферы (ОНТС)
(1);
• инновационных инфраструктурных организаций
(ИИП), в совокупности с ОНТС составляющих
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
Рис. 2. Концептуальная модель трансфера РНТД в институциональном поле инновационной деятельности (а, б — детерминированная модель; в — стохастическая модель)
1 — экономическое пространство организаций научно-технической сферы (ОНТС); 2 — экономическое пространство инфраструктурных инновационных предприятий (ИИП); 3 — экономическое пространство инновационно активных предприятий реального сектора экономики (ИАП); 4 — высокотехнологичная продукция и услуги (ВТПУ);
5 — потребительский рынок (ПР); 6 — институциональное поле инновационной деятельности (ИПИД); 7 — формирование инновационных целей ИАП; 8 — инвестиции ИАП в ОИС с целью повышения собственной устойчивости и конкурентоспособности; 9 — действие института интеллектуальной собственности в институциональном поле
инновационной деятельности
научно-технический комплекс народного хозяйства (2);
• инновационно активных предприятий (ИАП) реального сектора экономики (3). Высокотехнологичная продукция и услуги (4), которые в результате трансфера РНТД производятся предприятиями реального сектора экономики, поступают на потребительский рынок (5).
Созданные в ОНТС интеллектуальные товары покидают границы экономического пространства (1) и автоматически попадают в поле действия институциональных сил в системосодержащем пространстве институциональной системы трансфера РНТД (6). Определим это пространство как институциональное поле инновационной деятельности (ИПИД).
Формирование инновационных целей инновационно активных предприятий реального сектора экономики (7, рис. 2, б) достигается в рамках инновационного проекта при ведущей роли ОНТС во взаимодействии с ИИП, обеспечивающими процесс обмена. Обмен интеллектуальных товаров, принадлежащих ОНТС, на инвестиционные ресурсы ИАП (8) осуществляется с целью повышения последними собственной устойчивости и конкурентоспособности. Именно институт интеллектуальной собственности
(как существенный элемент институционального поля инновационной деятельности) (9) является силой, имеющей направленность, противоположную трансакции, и обеспечивающей возможность осуществления трансфера РНТД.
Представленная на рис. 2, в стохастическая модель трансфера РНТД в институциональном поле инновационной деятельности, отражающая случайные процессы и факторы, влияющие на эти процессы, позволяет конкретизировать функциональную роль инфраструктурных инновационных предприятий (ИИП) в процессе коммерциализации РНТД на основе использования концепта «институционального поля».
На рис. 2, в показано, что противоположное трансакции действие института интеллектуальной собственности побуждает ИИП искать в экономических пространствах (1) и (3) варианты формирования состава участников инновационного проекта, позволяющие получить максимальные совокупные результаты инновационного проекта при соблюдении рационального уровня трансакционных издержек. Инструментами формирования таких вариантов являются современные средства коммуникации (например, электронные торги, информационные сети и др.).
Рис. 3. Совершенствование институционального поля инновационной деятельности 1 — экономическое пространство организаций научнотехнической сферы (ОНТС); 2 — экономическое пространство инфраструктурных инновационных предприятий (ИИП); 3 — экономическое пространство инновационно активных предприятий реального сектора экономики (ИАП);
4 — высокотехнологичная продукция и услуги (ВТПУ);
5 — потребительский рынок (ПР); 6 — институциональное поле инновационной деятельности (ИПИД). Направления развития институционального поля инновационной деятельности: 7 — развитие института интеллектуальной собственности в формирующейся в России экономике, основанной на знаниях; развитие субъектов трансфера РНТД: 8 — совершенствование управления инновационной деятельностью на основеразвития научно-технологического маркетинга как управляющей технологии; 9 — смена парадигмы инновационной инфраструктуры научно-технической сферы в пользу ведущей роли инновационных инфраструктурных предприятий; 10 — повышение инновационной активности как фактора конкурентоспособности; 11 — инновационное развитие субъектов трансфера РНТД через систему подготовки кадров в области научно-технической деятельности
Таким образом, применение методологии институционального анализа в исследовании процесса трансфера РНТД позволило:
а) на основании концепта «институционального поля» обосновать положение о том, что недостаточное развитие института интеллектуальной собственности является существенным фактором, сдерживающим процесс вовлечения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот; сформулировать вывод о необходимости повышения уровня развития института ИС в институциональном поле инновационной деятельности в условиях развития экономики, основанной на знаниях5;
б) дополнить перечень условий вовлечения РНТД в хозяйственный оборот, определяемых государственной научно-технической политикой и предварительным формированием инновационных целей
5 Институт ИС имеет глубокие корни в российской научнотехнической сфере. Поэтому речь идет не о создании нового института или «трансплантации» его из одного территориального образования в другое (в том числе из одного государства в другое), а о сознательной целенаправленной работе, ориентированной на признание в современных условиях фундаментальной институциональной роли интеллектуальной собственности и развитие на этой основе институционального поля инновационной деятельности (см., например, [2, 8-10]).
ИАП, требованиями к уровню развития института интеллектуальной собственности;
в) уточнить функциональную роль ИИП в процессе коммерциализации РНТД, которая состоит в снижении издержек в научно-технической сфере путем обеспечения обмена в рамках инновационных проектов интеллектуальных товаров, принадлежащих ОНТС, на инвестиционные ресурсы ИАП в условиях реализации адаптационных механизмов трансфера РНТД;
г) выявить основные направления совершенствования институционального поля инновационной деятельности (рис. 3).
Системный синергетический эффект может быть получен только в результате комплексного развития как самого института интеллектуальной собственности, так и всех субъектов трансфера РНТД (ОНТС, ИИП, ИАП), направленного на использование дополнительных конкурентных преимуществ на основе вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Важным инструментом развития институционального поля инновационной деятельности является система подготовки кадров в области научно-технической деятельности, обеспечивающей формирование и развитие соответствующих качеств всех участников инновационной деятельности, являющихся одновременно субъектами трансфера РНТД.
Список использованных источников
1. Г. Чесбро. Открытые инновации/Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: Поколение, 2007.
2. Г. Б. Клейнер. Эволюция институциональных систем. ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2004.
3. Н. В. Шумянкова. Коммерциализация результатов научнотехнической деятельности. М.: Национальный институт бизнеса, 2005.
4. О. В. Иншаков, Д. П. Фролов. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): в 2-х т. Т. 2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
5. О. В. Иншаков. Теория факторов производства в контексте экономики развития//Научный доклад на Президиуме МАОН (Москва, 29 ноября 2002 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
6. Б. А. Ерзнкян. Экономическое пространство и институциональное поле: импликации для стратегического планирования// Стратегическое планирование и развитие предприятия. Секция 1. Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне: Тез. Докл. и сообщ. второго всеросс. симпозиума. Москва, 10-12 апреля 2001 г./Под. ред. проф. Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
7. Б. А. Ерзнкян. Экономика «Sous rature» или экономика «реализма в квадрате»//Экономическая наука современной России: материалы всеросс. конф. Москва, 28-30 ноября 2000 г./Под ред. проф. Г. Б. Клейнера. Ч. 2. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
8. В. М. Полтерович. Трансплантация экономических институ-тов//Экономическая наука современной России, № 3, 2001.
9. В. Л. Тамбовцев. Теоретические вопросы институционального проектирования//Вопросы экономики, № 3, 1997.
10. А. Е. Шаститко. Условия и результаты формирования инсти-тутов//Вопросы экономики, № 3, 1997.
Institutional form of processes involving the results scientific-and-engineering activities in the economic turnover
N. V. Shumyankova, Doctor of economics, professor of department of «Management», Moscow State University Of Instrument Engineering And Computer Science.
The item submitted for consideration is conceptual basis transfer of the results scientific-and-engineering activities (RSEA) in the economy which is in the stage of development market relations. Based on the methodology of institutional analysis in the study of the process of transfer of RSEA developed basic directions of improvement institutional sphere of innovation activities.
Keywords: transfer of the results scientific-and-engineering activities, institutional analysis, Institute of Intellectual Property.
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011