Научная статья на тему 'Институциональные аспекты современной парадигмы мировой финансовой архитектуры'

Институциональные аспекты современной парадигмы мировой финансовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ / АРХИТЕКТУРА / ФИНАНСОВЫЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ / ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефременко И.Н.

Определение последствий влияния глобализационных процессов на развитие мировой финансовой системы в рамках неоклассической парадигмы, основанной на предпосылке, что все участники экономических отношений максимизируют предельные величины, не позволяет в полной мере отразить особенности данного процесса. Именно поэтому исследование особенностей институционального развития мировой финансовой архитектуры, как наиболее динамично изменяющейся части институциональной матрицы мировой финансовой системы, обусловлено современными реалиями и определяемыми ими сдвигами в научной парадигме социальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты современной парадигмы мировой финансовой архитектуры»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

и. н. ЕФРЕМЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент Ростовский государственный экономический

университет «РИНХ»

Определение последствий влияния глобализационных процессов на развитие мировой финансовой системы в рамках неоклассической парадигмы, основанной на предпосылке, что все участники экономических отношений максимизируют предельные величины, не позволяет в полной мере отразить особенностей данного процесса. Именно поэтому исследование особенностей институционального развития мировой финансовой архитектуры как наиболее динамично изменяющейся части институциональной матрицы мировой финансовой системы обусловлено современными реалиями и определяемыми ими сдвигами в научной парадигме социальных исследований.

Ключевые слова: мировой, архитектура, финансовый, глобализация, институциональный, теория.

Исследование институциональных особенностей развития современной мировой финансовой системы позволяет выявить взаимосвязь институционального развития и экономического роста, понять логику, основной тренд, принципы и базовые элементы экономического развития.

Вопрос о влиянии институционального устройства современного общества на экономический рост в настоящий момент выступает предметом интенсивных исследований. В своих работах Асемглу, Джонсон и Робинсона (D. Acemoglu, S. Jonson, J. Robinson) [13] утверждают, что фундаментальной причиной различного уровня эффективности функционирования национальных экономик выступает качество функционирующих в них институтов. Действительно, различия в уровне финансового развития стран, в силу которых одни оказываются донорами, а другие — реципиентами финансовой глобализации, зависят во многом от сложившихся в них институтов.

Согласно определению, данному Д. Нортом, «институты — это «правила игры» в обществе или, более формально, созданные человеком ограничения, которые формируют взаимодействие между людьми» [16]. Эти правила одновременно ограничивают и стимулируют действия хозяйственных агентов, позволяют им совершать осознанный выбор и предсказывать действия окружающих [4]. При этом возникновение новых институтов происходит в уже сложившейся институциональной среде в результате различных действий групп или объединений людей.

Глобальная экономика и рынки переживают сегодня необычное время. Необходимость реформирования мировой финансовой системы предопределила следующие факторы: повторяемые глубокие финансовые и валютные кризисы; слабость финансового сектора в странах с развивающимися рынками; увеличение численности офшорных финансовых центров; ограниченные возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки развивающимся странам по сравнению с размерами частного капитала; появление нового класса международных инвесторов; увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций.

Реформы генерируют поток институциональных инноваций, часть которых с высоким уровнем адаптивности принимается системой без искажений, другая часть искажается и реализуется уже в трансформированном виде, третья — отторгается системой. Таким образом, механизм институционального развития, подобно биологическому и технологическому, включает в себя генерирование инноваций, отбор эффективных институтов и их

распространение путем имитации. Роль имитации особенно возросла благодаря интенсификации контактов между странами, деятельности международных финансовых организаций.

Перестраивая управление общественным сектором, банковскую систему, регулирование рынков по образцу наиболее эффективных систем, развивающиеся страны стремятся преодолеть за десятилетия или даже за годы тот путь, который промышленно развитые страны прокладывали в течение столетий, заимствуя (трансплантируя) институты, развившиеся в иной институциональной среде [7]. Широкомасштабные реформы, проведенные в послевоенный период в десятках стран всех регионов мира, в значительной мере базировались на идее ускорения экономического развития путем трансплантации институтов.

Процесс институционального развития системы сопряжен с изменением объема трансак-ционных издержек1. Мэтьюз (Matthews R. C. O. ) предлагает следующее определение трансакци-онных издержек: «фундаментальная идея транс-акционных издержек в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта ex ante, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения ex post» [15]. Создание институтов, регулирующих экономическую деятельность и снижающих неопределенность экономической среды за счет введения устойчивых правил поведения, позволяет снизить транзакционные издержки в системе и изменить их структуру.

Бурное развитие финансовых рынков в условиях активизации глобализационных процессов за два последних десятилетия способствовало росту интереса научного сообщества к роли мировой финансовой системы, механизму ее воздействия на развитие национальных финансовых систем и интеграционные процессы, причинам различий в уровнях развития финансовых систем и их структуре в разных странах.

1 Акцент на издержи процесса осуществления транзакций или издержки транзакционного процесса (cost transacting) впервые был сделан в работах Рогальда Г. Коуза о фирме и социальных издержках. // Coase, Ronald H.(1937). The Nature of the Firm. // Economica 4 (November), рус. перевод: Природа фирмы. / под ред. О. И. Ульямсона и С. Дж. Уинтера. М., 2001. С. 33—52. Подход, основанный на концепции трансакционных издержек, получил импульс также от работ Стиглера и других авторов по экономической теории информации. // Stigler, George J.(1961). The economics jo Information. // Journal of Political Economy 69 (June); Hayek, Frederich A.(1937). Economics and Knowledge. // Economica (February); Idem (1945). The Use of Knowledge in Society. // American Economic Review (September).

С последней трети прошлого столетия финансовые рынки (прежде всего развитых стран) стали функционировать не как локальные структуры, а как совокупности, объединенные общими условиями, связями и закономерностями развития, что позволяет говорить о формировании мировой финансовой системы. Р. Д. Джомэин предлагает понятие мировой финансовой системы как «множества правил и процедур, посредством которых осуществляются международные финансовые трансакции» 2. Далее он поясняет, что под мировой финансовой системой он понимает «совокупность всех правил и процедур, через которые финансовые трансакции соединяют одну экономику с другой». Такое определение видится нам наиболее точным с позиции институционального подхода.

Институциональный подход как экономическая парадигма опирается на теорию систем как общенаучную парадигму познания социальных и природных систем. Понятие системы предполагает рассмотрение исследуемого объекта с точки зрения его целостности, включает в себя представление о некотором объединении каких-то элементов и о формированиях взаимосвязей между ними [8]. Целостность предполагает несводимость свойств целого к его составляющим, а также анализ составляющих элементов с точки зрения целого. Целостность системы предполагает формирование внутренних механизмов самогенерации ее элементов и взаимосвязей между ними, позволяет системе развиваться на собственной основе.

Формирование системы, развивающейся на собственной основе, соответственно означает формирование базового уровня ее устойчивости, при котором система способна сохранять целостность. Развитие экономической, в том числе финансовой, системы означает образование ее институциональной матрицы и соответствующего ей базового уровня транзакционных издержек в ней, также обеспечивающих ее целостность.

При этом прослеживается и обратная зависимость, определяющая формирование взаимосвязей между элементами системы вследствие изменения помимо других факторов, самих транзакцион-ных издержек. «Процесс изменений в подавляющем большинстве случаев остается непрерывным (incremental). Причина кроется в том, что экономия

2 Это устоявшееся определение мировой финансовой системы, которое использовали в своих работах, например, Cohen, В. Organizing the World's Money. / В. Cohen. New York: Basic Books, 1977. 218 p.; Eichengreen, B. Elusive Stability: essays in the history of international finance. / B. Eichengreen. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 473 p.

от ограничения видов деятельности (economies of scope — буквально «эффект охвата»), взаимодополняемость и сетевые внешние эффекты, обусловленные заданной институциональной матрицей формальных правил, неформальных ограничений и характеристик принуждения, будут «подстраивать» выгоды и издержки в сторону альтернатив выбора, совместных с существующей институциональной структурой» [5]. Таким образом, изменения самих элементов системы (качественное или количественное), трансформация взаимосвязей между ними, а также интенсивность проводимых преобразований могут привести как к позитивному развитию, расширению системы, так и к сжатию и даже разрушению.

Структура как выражение связей и отношений между элементами представляет собой результат их (элементов) движения в рамках определенной системы. Достигая некоторых оптимальных при данных условиях соотношений (пропорций), элементы самоорганизуются, упорядочиваются в относительно устойчивое системное образование — целостность.

Роль структуры объекта всегда двойственна. С одной стороны, она обеспечивает стабильность, равновесие системы, развивающейся в изменчивой среде. С другой стороны, именно структура задает элементам известный коридор свободы для эволюционного развития в пределах целостности объекта. Поэтому статичность, неизменность структуры нельзя абсолютизировать.

Назначение структуры не сводится к жесткой фиксации однажды сложившихся соотношений элементов и их функций. Любая структура в тех или иных пределах позволяет объекту изменять свои свойства и параметры, приспосабливаться к стремительно меняющейся внешней среде. Из этого следует, что понятие «структура» выражает диалектическое единство устойчивости объекта и его эластичности, изменчивости.

Естественное развитие связей и отношений элементов может повлечь появление новых блоков и отмирание старых, переход функций от одних элементов к другим, существенные передислокации в структуре целостности. Следует отметить, что указанные характеристики не составляют прерогативы развитой (зрелой) системы; они в полном объеме справедливы и для предмета, проходящего стадию своего становления — перехода от простейшей, исторически первой формы существования предмета к системе, обладающей развитой структурой.

Институциональная структура той или иной системы определяется, во-первых, тем, насколько она отвечает поставленным целям; во-вторых, тем, насколько эффективно происходит нивелирование конфликтов в данной системе; в-третьих, ограничениями в действиях отдельных индивидов и их объединений. «Изменение институтов в системе, взаимосвязей между ними означает трансформацию упорядоченности в данной системе. Базисным каркасом институциональной системы экономики выступает институциональная матрица, включающая в различной мере институты рыночной и нерыночной подсистем» [6]. Элементы институциональной структуры мировой финансовой системы систематизированы нами на рис. 1.

В условиях глобализации система регулирования международных финансово-кредитных отношений трансформируется. Иерархическая структура системы регулирования, в которой вопросы экономического и социального развития, политическая активность индивидов и компаний находились в зоне регулирования государств — на национальном уровне. В сфере международного регулирования решались вопросы межгосударственного значения.

Усиление взаимозависимости национальных экономик, интенсификация международных финансово-кредитных отношений, транснационализация деятельности финансовых институтов привели к необходимости возложить на международные финансовые организации многие функции общественного контроля, традиционно принадлежавшие национальным государствам. Как утверждает профессор Ю. В. Шишков, «мировая финансовая система стала практически независимой от государственного контроля и регулирования... Национальные государства со своими регуляторами оказались как бы островами в глобальном финансовом океане» [10]. Процессы интеграции национальных финансовых систем создают предпосылки для формирования институтов межгосударственного регулирования в рамках региональных интеграционных групп. В результате и межгосударственное, и наднациональное регулирование объективно начинают превращаться из вторичного по отношению к регулированию национальных финансовых систем в первичное.

При этом сказанное не означает снижения роли государства в данном процессе. Перед национальным уровнем регулирования стоит задача решения вопросов вовлечения национальных экономик в

процесс глобализации, адаптации финансовых систем к негативным ее воздействиям, нейтрализации и снижения рисков развития кризисных явлений, а также позиционирование на мировой финансовой арене. Решение таких задач актуализирует необходимость существенной перестройки и модернизации системы национального регулирования путем сочетания различных направлений, форм, методов и средств регулирования, обеспечивающих также стратегическое взаимодействие национальных финансовых систем с мирохозяйственной сферой. Таким образом, можно говорить о трансформации и национального уровня регулирования финансово-кредитных отношений.

Трансформируются и формы регулирования. В нашем исследовании мы оперируем двумя видами, реализующимися на различных уровнях регулирования мировой финансовой системы: государственное и саморегулирование. Особенности противостояния современным глобальным финансовым кризисам подтверждают необходимость обновления задач и функций государственного регулирования: «даже там, где в прошлом государство хорошо справлялось со своими задачами, многих беспокоит, что оно не сможет адаптироваться к требованиям мировой экономики, находящейся в процессе глобализа-

ции» [3]. Возрастает значение государственного регулирования в обеспечении долговременных условий конкурентоспособности национальных финансовых систем в условиях региональной интеграции и формирования новых финансовых центров.

Глобализация финансов в условиях межгосударственной конвергенции определила необходимость гармонизации функций государственного регулирования и саморегулирования. Хотя рыночные силы и саморегулирующиеся институты, в т. ч. институты наднационального регулирования, могут способствовать гармонизации регулирующих функций3, при интеграции регулирующих институтов нельзя полагаться исключительно на их действие. Сбои в работе саморегулирующихся институтов могут породить негативные системные экстерналии, в частности перераспределяя потоки капиталов в направлении менее регулируемых систем и институтов или создавая такие формы конкуренции, которые могут подорвать финансовую стабильность [9].

3 Одним из основных направлений саморегулирования на

современном этапе эволюции мировой финансовой системы выступает концепция «мягкого права» (soft low), заключающаяся в разработке международными финансовыми организациями и адаптации к национальным условиям международных кодексов, стандартов и сводов лучшей практики и правил поведения.

Неустойчивость системы приводит к снижению уровня ее адаптивности, что приводит к неэффективному принятию или полному отторжению новых элементов. При этом важная роль начинает отводиться процессу мониторинга устойчивости системы и регулирования ее развития. Исходя из этого, систематизируя элементы институциональной структуры мировой финансовой системы, нами выделены группы по уровню регулирования и типу регулирования мировой финансовой системы.

Помимо этого издержки финансового регулирования и контроля могут оказаться слишком высокими для малых стран, что потенциально является одной из самых острых проблем на пути разработки и внедрения общемировых стандартов. Д. Норд выделяет институты, непосредственно снизившие уровень транзакционных и производственных (трансформационных) издержек, а также институты гарантии исполнения обязательств. В первой группе институтов выделяются три типа.

Первый тип включает организационные нововведения, инструменты и специфические нормы. Все они непосредственно снижают затраты на совершение обмена, т. е. издержки трансакций4. В итоге их развитие приводит к отмене формальных институтов, которые снижали мобильность функционирования системы, и росту издержек трансакций. В качестве примера такого типа институциональных инноваций может служить формализация процесса интеграции биржевых торговых систем во второй половине ХХ в. В данном случае введение новых адаптивно эффективных институтов (термин, используемый Д. Нортом) позволяет согласовать интересы экономических субъектов. При этом формальные и неформальные нормы их деятельности являются исторически первыми и широко распространенными инновациями институционального развития.

Второй тип институтов мировой финансовой системы — институты, снижающие информационную асимметрию, информационные издержки. Основной задачей таких институтов является экономия на масштабе операций в результате увеличения их международного объема. Применение информационных технологий на многих глобальных финансовых рынках сократило число звеньев

4 Проводя типологизацию элементов институциональной структуры мировой финансовой системы по критерию «типы институтов», мы опираемся на работу Д. Норда «Эволюция эффективных рынков в истории» (http://www. ie. boom. ru/Referat/North5.htm).

в посреднических цепочках. Инвесторы понимают, что больше не нуждаются в посредниках и брокерах. При этом поставщики финансовых продуктов получают прямой доступ к потребителю5.

Третий тип институтов — институты, трансформирующие неопределенность в риск. Современное понимание страхования, хеджировании и диверсификации портфельных рисков подразумевает методы, которые переводят неопределенность в риски и через использование институциональных особенностей вместо вероятностей снижают стоимость сделки, т. е. издержки трансакций [6]. При этом введение данных институтов приводит к необходимости контроля за деятельностью экономических агентов.

Следующая группа институтов нацелена на снижение асимметрии в нормах деятельности экономических субъектов. Основной целью данного типа институтов является координация перехода от неформатного статуса норм к формальному, т. е. обязательному в рамках действующих правовых систем, статусу в глобальном охвате. Выравнивание норм деятельности экономических субъектов в планетарном масштабе снижает информационную неопределенность, создает основу создания и деятельности институтов распределения рисков, а также равные институциональные условия для функционирования государств и других экономических субъектов в рыночной экономике.

Элементы институциональной структуры мировой финансовой системы включены в той или иной мере в институциональную матрицу, составляющую ее базисный каркас. Таким образом, основным объектом регулирования является именно институциональная матрица: ее структура, характер и качество ее элементов. В условиях активизации глобализационных процессов повышается актуальность исследования особенностей наиболее динамично изменяющейся части институциональной матрицы мировой финансовой системы — мировой финансовой архитектуры.

Впервые термин «финансовая архитектура» был озвучен в выступлении президента США Б. Клинтона в Нью-йоркском совете по внешним связям (New York's Council on Foreign Relations) в сентябре 1998 г. Он назвал финансовый кризис

5 Происходящие во внефинансовой среде технологические изменения отражаются на финансовых показателях деятельности компаний: так, акции пионеров информационного века, таких как интернет-компании Yahoo, Excite и AOL, представляются инвесторам значительно более привлекательными, чем ценные бумаги гигантов индустриальной эпохи General Motors, Boeing, Xerox и т. д.

финансовая аналитика

проблемы и решения

1997—1998 гг. «крупнейшим финансовым вызовом, с которым мир столкнулся за последние полвека» и призвал страны «семерки» «адаптировать международную финансовую архитектуру к XXI столетию» [12].

Практически в это же время сценарий реформирования мирового валютного порядка был изложен Г. Брауном, министром финансов Великобритании, в статьях «Новая глобальная финансовая архитектура» (октябрь 1998 г.) и «Строительство прочной мировой финансовой системы» (апрель 1999 г.), а также в его речи в Школе управления им. Кеннеди Гарвардского университета 15 декабря 1998 г. [11].

В течение пятидесяти лет, по утверждению автора, вся политика регулирования, надзора и управления кризисами формировалась без учета принципов глобализации, с ориентацией на независимые национальные экономики с отдельными национальными режимами капиталов и ограниченным и медленным движением капитала. «Теперь мы, — считает Г. Браун, — вступили в эру взаимозависимых и подвижных рынков капитала. Отдельные экономики уже не могут быть в стороне от массивных стремительных и иногда дестабилизирующих глобальных финансовых потоков. Естественно, мы должны дать ответ этому новому вызову, нам нужна новая финансовая архитектура и реформа как на национальном, так и на глобальном уровнях... Новая финансовая архитектура, предлагаемая нами, — это кодексы поведения, новый глобальный регулятор и международный меморандум понимания, четко определяющий ответственность за предупреждение и урегулирование кризисов. Речь идет не о новых институтах, а о том, как во взаимозависимом мире мы ведем себя, соблюдаем дисциплину и достигаем решений более координируемым образом. Ключевым вызовом, который стоит перед нами. является определение новых правил игры, которые посредством повышения кредитоспособности и доверия инвесторов способствуют стабильности и процветанию».

Р. Д. Джомэин отмечает, что «более полезно определить международную финансовую архитектуру как механизмы и структуры, при помощи которых эти правила и процедуры устанавливаются: это комплекс институциональных организаций, которые определяют, кто принимает (правила), какие, когда и как. Этот взгляд на архитектуру подчеркивает ее политическую природу..» [14].

В то время как термин «международная финансовая архитектура» в последнее время достаточно

активно используется, нет согласия относительно того, что под ним подразумевается, каково его экономическое содержание. Зачастую под мировой финансовой архитектурой понимаются сами международные финансовые институты и методы, связанные с регулированием и предотвращением долговых кризисов, прежде всего (но не исключительно) в развивающихся экономических системах. Так, в своей работе «Новая глобальная финансовая архитектура» Дж. Сорос утверждает, что «говоря о международной финансовой архитектуре, мы в первую очередь имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно МВФ». А в материалах Всемирного банка отмечается, что в ответ на главные финансовые кризисы 1990-х международное сообщество предприняло ряд инициатив, направленных на предотвращение и управление кризисами. Эта структура упоминается как международная финансовая архитектура.

Наиболее точное, на наш взгляд, определение предлагает доктор экономических наук, профессор Н. Г. Вовченко: «Международная финансовая архитектура — это институциональная структура мировой финансовой системы, рассматриваемая в динамическом процессе. Это как совокупность экономических отношений, на основе которых определяются как принципы построений мировой финансовой системы и национальных финансовых систем, так и сами финансовые институты, из которых складываются национальные и мировые финансовые системы» [2].

В общесмысловом контексте термин «архитектура» предполагает некий неподвижный и статичный проект; он интуитивно связан с планированием и построением твердой, устойчивой конструкции. Основной задачей создателя — «архитектора» — является рассмотрение статики строительства и прочности его основы. Изначально прочная конструкция должна быть время от времени осмотрена экспертами. На предмет обнаружения слабых ячеек в структуре касательно финансовых отношений мы можем говорить, что мировая финансовая архитектура — это конструкция мировой финансовой системы, то есть элементы ее институциональной структуры.

Смысловая экстраполяция понятия «архитектура» в сферу финансовых отношений может ввести в заблуждение, если понимать ее буквально. На наш взгляд, для понимания сущности мировой финансовой архитектуры скорее подходит использование аналогий с компьютерной (программной, сетевой) архитектурой, которая предполагает пос-

ледовательною обработку данных, установление стандартов, норм и принципов, на основе которых формируется и функционирует система.

В настоящем исследовании под мировой финансовой архитектурой мы будем понимать наиболее активно изменяющуюся часть институциональной матрицы мировой финансовой системы (рис. 2). Выступая особым постоянно обновляемым элементом институциональной матрицы мировой финансовой системы, мировая финансовая архитектура отлична от других институтов глобальной экономики, специфична и способна радикально изменяться как во времени, так и в пространстве.

Используя такое определение понятия мировой финансовой архитектуры, в ее составе можно выделит три основные компоненты.

Национальная: масштаб действия охватывает функционирование национальной финансовой системы с целью установления наиболее благоприятного сочетания между стабильностью национальной денежной единицы, уровнем либерализации внутреннего финансового сектора и выполнением функций его регулятора.

Международная: охватывает деятельность государств по преодолению противоречий в установлению свободного движения капитала и сохранению относительной автономии страны с использованием механизмов валютной политики.

Глобальная (наднациональная): по масштабу действия представляет механизм управления международным сообществом как единым целым, не ограничивая суверенитета государств, через систему международных финансовых институтов.

Четких критериев выделения функций мировой финансовой архитектуры и обоснования уровня обобщения в рассматриваемых нами работах не сформулировано. Систематизируя функциональные взаимосвязи, элементы институциональной матрицы мировой финансовой архитектуры, мы можем выделить следующие ее функции.

Адаптация элементов институциональной структуры мировой финансовой системы к процессам глобализации. Основными задачами адаптации является выработка механизма защиты («иммунитета») институциональных трансформаций, вызванных процессами финансовой глобализации. Выполнение данной функции предполагает контроль за нарастанием внутренней энтропии в мировой финансовой системе за счет трансформации институциональной матрицы и как следствие увеличения амплитуды изменений качественных и количественных характеристик элементов системы и взаимосвязей между ними.

Мониторинг стабильности мировой финансовой системы в отношении негативных последствий глобализации и предотвращение глобальных финансовых

Институты, снижающие транзакционные издержки Институты гарантии исполнения обязательств

Институты, непосредственно снижающие издержки транзакций Институты снижения информационной асимметрии Институты, трансформирующие неопределенность в риск Институты снижения асимметрии в нормах деятельности экономических субъектов

Институты, снижающие транзакционные издержки Институты, непосредственно снижающие издержки транзакций Создание формальных и неформальных институтов регулирования и контроля прозрачности финансовых потоков Адаптация стандартов и кодексов функциониров ания финансовых институтов в условиях финансовой глобализации Создает равные условия для функционирования институтов в рыночной экономике Комплексная межгосударственная разработка мер гарантии исполнения финансовых обязательств

Институты снижения информационной асимметрии Комплексная межгосударственная разработка финансовых мер обеспечения прозрачности финансовых потоков Снижение информационных издержек за счет выполнения координирующей функции Координация перехода от неформатного статуса норм к формальному статусу в глобальном масштабе Введение принципа раскрытия информации как исключительного, т.е. достаточного при несоблюдении для аннулирования сделки

Институты, трансформирующие неопределенность в риск Формирование стандартов и кодексов функционирования финансовых институтов в условиях финансовой глобализации Снижение рисков недо бросовестного поведения (moral hazard) Снижает информационную неопределенность, создает основу создания и деятельности институтов распределения рисков Решение проблемы контроля над агентами экономических отношений, удаленными друг от друга и от места сделки

Институты снижения асимметрии в нормах деятельности экономических субъектов Осуществление перехода от неформатного статуса норм к формальному, т.е. обязательному в рамках действующих правовых систем, статусу в глобальном масштабе Создание норм, направленных на снижение информаци онной асимметрии в финансовой сфере Координация в области экономической политики на основе более совершенных систем раннего предупреждения и более открытого обмена информацией о рисках Создание системы контроля соблюдения норм гарантии исполнения обязательств на глобальном уровне

Институты гарантии исполнения обязательств Реализация принципа репутационной дисциплины Согласование норм и правил различного уровня действия Создание глобальных информационных систем сбора и анализа информации Выравнивание норм деятельности экономических субъектов в глобальном масштабе

Рис. 2. Элементы институциональной матрицы МФА и их функциональные взаимосвязи

кризисов. Выполнение данной функции предполагает формирование институтов и взаимосвязей между ними, повышающих уровень защищенности мировой финансовой системы от воздействия внешних шоков, вызванных активизацией глобализа-ционных процессов.

Формирование новых институтов в целях снижения трансакционных издержек регулирования развития мировой финансовой системы. Выполнение данной функции предполагает мониторинг уровня трансакционных издержек финансового регулирования в целях вовлечения наибольшего количества акторов в процесс принятия решений в отношении развития мировой финансовой системы, что в итоге приведет к снижению вероятности их блокирования.

Эффективность функционирования мировой финансовой архитектуры в решающей степени зависит от того, насколько сбалансированы и гармонично взаимосвязаны ее элементы. Преодолевая деформации институциональной структуры мировой финансовой архитектуры, можно добиваться повышения общей результативности ее функционирования. В связи с этим актуальное значение приобретает проблема поддержания динамического равновесия в развитии мировой финансовой архитектуры как целостного единства ее структурных элементов и функций. Снизить вероятность ошибочных решений можно лишь в случае использования определенных, четко сформулированных принципов развития мировой финансовой архитектуры, которые могли бы служить долговременными ориентирами ее совершенствования.

Список литературы

1. Алифанова Е. Н. Институциональное развитие российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации. Ростов-н/Д., РГЭУ «РИНХ», 2005.

2. Вовченко Н. Г. Институциональные преобразования финансовой системы России в условиях глобализации. РГЭУ «РИНХ». Ростов н/Д, 2006. С. 96

3. Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии за 1997г. Всемирный банк, 1997. С. 1.

4. Кузьминов Я. И., Радаев В. В., Яковлев А. А., Ясин Е. Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. // К 6-й Международной научной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов», Москва, 5—7 апр. 2005 г. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 9.

5. Норд Д. Институциональные изменения: рамка анализа. // Вопросы экономики. 1997. № 3. С 9.

6. Норд Д. Эволюция эффективных рынков в истории. http://www. ie. boom. га/.

7. Пальтерович В. М. Трансплантация экономических институтов. // Журнал «Экономическая наука современной России», 2001. № 3. С. 24—50.

8. Философский словарь. С. 789.

9. ХансонДж. А, ХоноханП., Маджнони Дж. Глобализация и национальные финансовые системы. Пер. с англ. М.: Изд-во «Вест мир», 2005. С. 282.

10. Шишков М. Ю. Мировая финансовая система: необходимость реформ. // МЭиМО, 1999. № 11. С 3—4.

11. Brown Gordon. A New Global Financial Architecture. // The Wall Street Journal Europe. 6. X. 1998.

12. Building a Strong World Financial System. // The Wall Street Journal Europe, 28. IV. 1999. P. 15.

13. D. Acemoglu, Jonson S., Robinson J. // Institution as the Fundamental Cause of Long-run Growth. NBER Working Paper No. 9377. May 2004.

14. Germain R. Reforming the international financial architecture the new political agenda. // Cardiff University of Wales Press, 2000.

15. Matthews R. C. O. The Economics of Institutions and the Sources of Growth. // Economic Journal 96. December 1986. P. 96.

16. North D. C. Institution, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, New York. 1991.

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

40 ^ проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.