Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития розничного банковского бизнеса в РФ'

Институциональные аспекты развития розничного банковского бизнеса в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНЫЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / РОЗНИЧНЫЙ БАНК / УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстов С. Н.

В работе рассмотрены некоторые вопросы влияния институциональной структуры банковского сектора на рынок розничных услуг. Дана оценка позиций крупнейших банков с государственным участием на рынке потребительского кредитования и вкладов физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития розничного банковского бизнеса в РФ»

УДК 336.71

Толстов С.Н.

К.э.н. Самарский институт Высшая школа приватизации и предпринимательства

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА В РФ

В работе рассмотрены некоторые вопросы влияния институциональной структуры банковского сектора на рынок розничных услуг. Дана оценка позиций крупнейших банков с государственным участием на рынке потребительского кредитования и вкладов физических лиц.

Ключевые слова: розничный банковский бизнес, институциональная структура, розничный банк, уровень концентрации.

Развитие розничного банковского бизнеса является важнейшим направлением деятельности коммерческого банка, поскольку банковские услуги населению являются эффективным инструментом решения экономических и социальных задач: с одной стороны, они формируют платежеспособный спрос, с другой стороны, стимулируют развитие отраслей потребительского сектора экономики.

Как показывает банковская практика, розничный бизнес в последние годы стал одним из наиболее динамично развивающихся направлений банковской деятельности, что обусловлено рядом причин, наиболее существенными из которых представляются следующие. Во-первых, крупные корпоративные клиенты были уже охвачены банковскими услугами, и за них сложилась жесткая конкуренция, а рынок операций с физическими лицами только формировался, в настоящее время продолжает развиваться и имеет огромный потенциал роста. Следующая существенная причина связана с высокой доходностью операций кредитования физических лиц, кроме того, кредитование населения способствует росту потребительского спроса, который выступает одним из факторов экономического роста. Наконец, сбережения населения в форме банковских вкладов и депозитов становятся все более важным источником пассивов коммерческих банков.

Проблемы развития розничного банковского бизнеса в экономической литературе довольно редко становились объектом специального самостоятельного исследования, многие аспекты данной проблематики не нашли должного отражения в исследованиях авторов, не в полной мере отражена роль розничных и универсальных банков в развитии данного сегмента банковского рынка. Разделяя понятия розничного и универсального банка, авторы, тем не менее, недостаточно четко определяли их позиции на российском банковском рынке, не в полной мере учитывали влияние на его развитие институциональной структуры банковского сектора.

Наиболее активное развития розничных банковских операций в РФ было связано со стабилизацией экономической, политической и социальной ситуации, наблюдающейся с начала 2000-х годов. Проводимые законодательные реформы, а также улучшение макроэкономического климата, создали предпосылки общего роста экономики, в том числе производственного сектора, роста розничного товарооборота и реальных доходов населения. Все это, в свою очередь, стало определяющей предпосылкой развития рынка розничных финансовых услуг. На этом фоне произошли качественные изменения потребительского и сберегательного поведения, что, в свою очередь, вызвало изменение спроса населения на банковские услуги, связанные, прежде всего, с ростом реальных располагаемых доходов населения. Именно в этот период стали появляться и развиваться кредитные организации,

специализирующиеся на оказании услуг населению. Вместе с тем, важное влияние на формирование и развитие розничного рынка оказала институциональная структура российского банковского сектора.

Основы институциональной структуры определены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которым банковскую систему РФ составляют Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. В свою очередь, в составе кредитных организаций выделяют небанковские кредитные организации, осуществляющие ограниченный перечень банковских операций. Действующее законодательство закрепляет принцип универсальности в организации банковской системы, в соответствии с которым банки могут осуществлять любые банковские операции при наличии соответствующих лицензий. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Из этого следует, что, во-первых, любая кредитная организация, имея соответствующие лицензии Банка России, может развивать направления розничного бизнеса; во-вторых, банки могут добровольно специализироваться на розничной деятельности. В этой связи возникает необходимость дать характеристику понятиям «розничный банк» и «универсальный банк».

Термин «розничный банк» достаточно часто встречается в экономический литературе, имея самый широкий круг определений, более точные из которых акцентируются на ориентации розничного банка на работу с физическими лицами. Если говорить о розничном банке и разделении розничного и универсального банка, то наиболее существенное значение имеет формализация специализации на розничных операциях, и, в первую очередь при формировании активов. Поэтому с нашей точки зрения розничным является коммерческий банк, позиционирующий себя в качестве такового, оказывающий услуги частным лицам, осуществляющий мероприятия по предложению и продвижению услуг частным клиентам и формирующий значительную часть своих активов и пассивов за счет розничных операций.

Другим аспектом институциональной структуры банковского сектора, является кластеризация кредитных организаций по форме собственности и региональному расположению: банки, контролируемые государством; банки, контролируемые иностранным капиталом; крупные частные банки; средние и малые банки Московского региона; региональные средние и малые банки; небанковские кредитные организации [2]. С позиций влияния на развитие розничного бизнеса можно выделить четыре группы банков, объединив средние и малые банки.

Важной особенностью российского банковского сектора является доминирующее положение банков с государственным участием, или «госбанков», которые и формируют основной объем операций с физическими лицами, и прежде всего кредитование и привлечение вкладов и депозитов.

Таблица 1 — Распределение кредитов и вкладов физических лиц по группам банков

Группы банков Доля кредитов физическим лицам, % Доля вкладов физических лиц, %

01.01.2014 01.01.2015 01.01.2014 01.01.2015

Банки, контролируемые государством 53,0 57,4 60,8 60,4

Банки с участием иностранного капитала 17,2 15,5 6,7 6,6

Крупные частные 26,1 24,1 27,0 28,2

банки

Средние и малые банки 3,6 3,0 5,5 4,8

Составлено по данным [3].

Приведенные в таблице данные показывают, что «госбанки» не только занимают более половины рынка кредитования физических лиц, но их доля в анализируемом периоде выросла до 57,4% за счет сокращения доли всех остальных групп кредитных организаций российского банковского сектора.

Основные позиции на рынке розничного кредитования занимают универсальные банки, контролируемые государством и крупные частные банки. Так, на долю ПАО «Сбербанк России» приходится более 4 трлн. рублей [4], или 35,9% кредитов физическим лицам, а удельный вес крупнейшего российского розничного банка ПАО «ВТБ 24» составил 12,7% рынка розничного кредитования [5].

Еще более значительна роль ПАО «Сбербанк России» на рынке вкладов физических

лиц.

Таблица 2 — Концентрация на рынке вкладов населения [3]

01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015

ИХХ по 0,236 0,225 0,216 0,227 0,213

вкладам

Доля Сбербанка в общем объеме 47,9 46,6 45,7 46,7 45,0

вкладов, %

Доля 5 банков в общем объеме 60,0 59,4 58,3 60,5 59,9

вкладов

Одним из распространенных в международной практике и используемых Банком России индикаторов уровня концентрации является индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ). В данном случае индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов удельных весов (в виде коэффициентов) показателя кредитной организации в общем объеме показателя банковского сектора при этом индекс принимает значения от 0 до 1. Значение менее 0,10 соответствует низкому уровню концентрации; от 0,10 до 0,18 — среднему уровню концентрации; свыше 0,18 — высокому уровню концентрации. Из этого следует, что рынок вкладов физических лиц характеризуется высоким уровнем концентрации за счет высокой доли ПАО «Сбербанк России».

Таким образом, основные позиции на рынке розничного бизнеса в современных условиях занимают универсальные коммерческие банки, контролируемые государством, поскольку розничные банки в современных условиях несут более высокие риски за счет ограниченных возможностей диверсификации бизнеса.

Приоритетное значение для развития розничного бизнеса имеет институциональная составляющая банковского сектора, при которой крупнейшие универсальные банки в целях диверсификации развивают розничное направление своего бизнеса. Тем не менее, создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективного развития розничного рынка, и для этого необходимы определенные изменения в реализации политики развития российского банковского сектора

Литература

1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 [ред. от 13.07.2015]

2. Петрова Т.И. Эффективность институциональной структуры банковской системы Российской Федерации // Деньги и кредит № 1. 2014г. с. 57-62.

3. Центральный банк Российской Федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 г. http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9878

4. Годовой Отчет ОАО «Сбербанк России» за 2014 год http://data.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/Annual_report_rus_y2014.pdf

5. Годовой отчет Банка «ВТБ 24» (публичное акционерное общество) за 2014 год. http://www.vtb24.ru/about/info/results/Documents/vtb24_accounting_report_2014.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.