Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае'

Институциональные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омельченко Лилия Федоровна

В данной статье рассматривается институциональная среда развития малого и среднего предприятия в Ставропольском крае. Автор характеризует действующие законодательные основы, а также функционирующую систему институтов, осуществляющих поддержку предпринимателям. Выявляются основные проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

региональных программ формирования и развития туризма, в продвижении туристского продукта как на внутреннем, так и на мировом туристском рынке, а самое важное, что создают новые туристские продукты и услуги, что является основой для функционирования и развития сферы туризма. Именно на микроэкономическом уровне проявляется предпринимательская инициативность, которая благоприятно влияет на уровень жизни населения, так как появляются новые предприятия и организации в сфере туризма, ведущие к созданию дополнительных рабочих мест, и как следствие, это способствует экономическому росту.

В современных условиях главные задачи каждого субъекта - самоопределение в общей системе хозяйства, самостоятельное формирование стратегии своего развития, выделение приоритетных направлений развития экономики, которые будут способны «вытянуть» за собой другие отрасли хозяйства. Список использованной литературы:

1. Алиев Ш.М. Туристский комплекс и туристский рынок региона: содержание понятий// География и туризм . — Сб. науч.тр./ Перм.ун-т. — Пермь, 2006. - вып. 3. - с. 17-26.

2. Квартальнов В.А. Туризм / Квартальнов В.А. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных туристских комплексов / Котляров Е.А. — М., 1978.

4. Кусков А.С. Рекреационная география: Учебно-методический комплекс / Кусков А.С. - М.: МПСИ, Флинта, 2005.

5. Полякова И.Л. Материал XXIII Студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки», 2011.

6. Розенберг Г.С. На пути к «зелёной» экономике (знакомясь с докладом ЮНЕП к «Рио + 20») / Биосфера. -2012. - Т. 4, № 3.

7. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие / Севастьянова С.А. - М.: КНОРУС, 2007.

8. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Госкомстат РФ, 2015.

© Оконишникова Ю.Е., Волкова Т.А., 2016

УДК 332.14

Омельченко Лилия Федоровна

студентка 2 курса магистратуры СКФУ, г. Ставрополь, РФ.

E-mail: mnatsakanova.liliya@yandex.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается институциональная среда развития малого и среднего предприятия в Ставропольском крае. Автор характеризует действующие законодательные основы, а также функционирующую систему институтов, осуществляющих поддержку предпринимателям. Выявляются основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова

Малое и среднее предпринимательство, институциональная среда, нормативно-правовое регулирование, государственная поддержка.

Одним из самых необходимых условий существования и функционирования современной модели рыночно-конкурентного хозяйства является развитие малого и среднего бизнеса. Как показывает мировой опыт - без данного сектора значительно осложняется гармоничное развитие экономической системы в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет важную роль в решении многих социально-экономических и политических проблем современного общества, выполняя функцию стержневой основы экономической структуры развитых стран. Субъекты малого и среднего предпринимательства содействуют развитию научно-технического прогресса, являясь источником более половины всех инноваций. Кроме того, данный вид предпринимательства оказывает существенное влияние на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции. Наконец, малый и средний бизнес создает фундаментальную основу формирования так называемого «среднего класса», благодаря которому населением были накоплены стартовые капиталы [1, с. 142]. В России субъекты МСП выполняют также функцию адаптации населения к основам рыночного хозяйствования.

Именно поэтому возрастает значение институционального фактора развития малого и среднего предпринимательства, который подразумевает под собой создание сбалансированной нормативно-правовой базы, как на федеральном, так и на региональном уровне; специальных федеральных, региональных, муниципальных программ развития малого бизнеса; эффективной системы государственных и негосударственных институтов, отвечающих за координацию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Неоспоримо также благоприятное воздействие малого и среднего бизнеса на сбалансированное развитие экономики регионов страны, поскольку МСП осуществляют свою деятельность во многих отраслях, таких как сельское хозяйство, пищевая промышленность, легкая промышленность, инновационное производство, сфера услуг и организации досуга населения и т.д. В связи с этим проанализируем значения основных экономических показателей деятельности малых предприятий в Ставропольском крае за период с 2005 по 2014 годы.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, приведенным в таблице 1, за 10 лет статистических наблюдений количество малых предприятий увеличилось в 1,85 раза. Ежегодный прирост составляет около 9 %. Среднесписочная численность работников выросла в 1,5 раза, а оборот предприятий и инвестиции в основной капитал - соответственно в 5,1 и 21,7 раза. Данные цифры свидетельствуют о том, что сфера малого предпринимательства в крае развивается стремительно и требует соответствующего регулирования.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

Показатели Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество малых предприятий (на конец года), тыс. ед. 12,6 12,5 12,1 12,7 16,2 22,2 22,7 21,9 22,7 23,4

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. 108,7 134,9 153,2 148,7 160,1 141,3 153,7 162,8 162,9 165,2

Оборот малых предприятий, млрд. руб. 77,3 97,3 143,6 184,5 202,9 232,8 268,4 323,6 347,8 396,1

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 397,4 564,7 1156,9 1231,7 1847,3 2577,2 3221,9 4025,9 6502,5 8659,7

Основу для нормативно-правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае составляют Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. № 61 -кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства», а также другие нормативно-правовые акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В Федеральном законе № 209-ФЗ раскрываются общие вопросы организации и развития малого и среднего предпринимательства, такие как особенности нормативно-правового регулирования, формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также субъектов и органов местного самоуправления.

Закон Ставропольского края № 61 -кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства» направлен на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории края и правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях развития предпринимательских отношений на Ставрополье.

Согласно статье 6 вышеназванного Закона СК в целях совершенствования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в СК был образован Координационный совет по развитию МСП - коллегиальный, совещательный, консультативный орган - созданный в целях обеспечения эффективного взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами исполнительной власти СК, выработки согласованных решений по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в крае.

Основными задачами координационного совета являются:

1) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики;

2) выдвижение и поддержка инициатив, направленных на реализацию государственной политики в области развития МСП;

3) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов регулирующих развитие МСП;

4) привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработке по данным вопросам рекомендаций [4, с. 149].

Главным уполномоченным органом исполнительной власти края в области развития малого и среднего предпринимательства является Министерство экономического развития Ставропольского края. Министерство обладает особыми полномочиями и функциями. Этот орган призван реализовать государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства на территории СК посредством:

1) разработки и реализации краевых и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию;

4) методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления в области развития

МСП:

5) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений данных организаций;

6) пропаганды и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджета СК.

В обязанности Министерства экономического развития также входит информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о тех формах поддержки, которые действуют на территории Ставропольского края. К данным формам относятся: 1) финансовая поддержка; 2) имущественная поддержка; 3) информационная поддержка; 4) консультационная поддержка; 5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 6) поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; 7) иные формы поддержки.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

В настоящее время применяется такой инструмент финансовой поддержки, как субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания нового, либо развития и модернизации действующего производства товаров, работ или услуг. Субсидия предоставляется субъекту предпринимательства в размере до 15,0 млн. рублей на одного субъекта предпринимательства, но не более 50% фактически произведенных субъектом предпринимательства затрат, связанных с приобретением и монтажом оборудовании. Ранее популярной формой государственной поддержки за счет средств бюджета СК являлось субсидирование процентных ставок по кредитам банков.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций может оказываться в виде передачи во владение и (или) пользование государственного имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства [3, с. 85].

На территории Ставропольского края действует также информационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Она включает в себя создание информационных ресурсов, общедоступных для пользователей сети «Интернет» и содержащих: правовую базу малого предпринимательства, включая вопросы налогообложения, регистрации, лицензирования, государственного надзора; информацию об органах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также их ассоциациях и предпринимательских объединениях; информацию о реализуемых в текущем периоде программах государственных заказов, в которых могут участвовать малые и средние предприятия [2, с. 43].

В последнее время наметилась тенденция возникновения новых общественных институтов, возлагающих на себя полномочия по содействию малому и среднему предпринимательству.

Так 17 декабря 2012 года Распоряжением Правительства Ставропольского края № 529-рп была учреждена Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» (ФПП СК), учредителем которой выступило Министерство экономического развития Ставропольского края, главной целью которой является создание благоприятных условий для эффективной деятельности предпринимательских структур Ставропольского края путем развития финансовых и нефинансовых инструментов поддержки и их результативного применения. Фондом осуществляется оказание комплекса услуг в режиме «одного окна», направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в крае (информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МСП и содействие выходу экспортно-ориентированных субъектов МСП на зарубежные рынки).

Стоит охарактеризовать также деятельность такой негосударственной некоммерческой структуры, осуществляющей поддержку малому и среднему бизнесу, как Региональный Интегрированный Центр (РИЦ) Ставропольского края. РИЦ создан в 2015 году (ранее функционировал под названием Евро Инфо Корреспондентский Центр на базе Торгово-промышленной палаты СК) с целью обеспечения предоставления интегрированного пакета услуг субъектам малого и среднего предпринимательства Ставропольского края, направленного на интернационализацию их бизнеса, а также повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса на межрегиональных и международных рынках. РИЦ предоставляет оперативную помощь своим клиентам по следующим направлениям: поиск деловых партнеров, как на территории РФ, так и за ее пределами; сопровождение первого контракта; размещение информации о компании в международной и межрегиональной базах данных; поиск необходимой информации о потенциальных покупателях экспортной продукции или услуг; организация бизнес-миссий за рубежом; помощь в участии на международных выставках; консультации по логистике и таможенному оформлению; сертификация продукции; международный маркетинг.

Основные услуги, предоставляемые РИЦ, оказываются ставропольским предприятиям бесплатно. Какие-либо ограничения по отраслям и сферам деятельности получателей услуг - отсутствуют.

Таким образом, в Ставропольском крае функционирует значительное количество институтов по поддержке и организации деятельности малого и среднего предпринимательства, однако в большинстве

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

своем, предприниматели редко обращаются за помощью в данные структуры, поскольку существует боязнь бумажной волокиты и недоверие бюрократической системе в целом. На наш взгляд - это основная проблема взаимодействия бизнеса и подобных институтов. Малые предприятия настолько погружены в вопросы выживания на рынке и в свою каждодневную деятельность по производству товаров и услуг, взаимодействию с поставщиками, клиентами, расширению сбыта, что им просто некогда изучать институциональную систему, которая должна им содействовать. Данное противоречие требует разрешения, поскольку взаимодействие предпринимательства с государственными и негосударственными институтами действительно приносит пользу.

Кроме того, существуют и другие проблемы в данной сфере. В 2016 году на территории Ставропольского края действуют 19 государственных программ с общим объемом финансирования - 138,1 млрд. руб., ни одна из которых прямо не направлена на развитие малого и среднего бизнеса. Существующая программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» лишь косвенно касается развития малого и среднего предпринимательства.

Также уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края принята 21 отраслевая стратегия развития. Среди их полного перечня также нет стратегий по развитию малого и среднего бизнеса, что говорит о недостаточном внимании со стороны руководства Ставропольского края к такому важному звену экономики.

Несмотря на официальную статистику положительной динамики показателей развития субъектов малого и среднего бизнеса в крае, предпринимательство нуждается в большем внимании со стороны региональных властей, в более эффективной поддержке через механизмы льготного субсидирования, налоговых послаблений, повышения уровня информированности, предоставления госзаказов и др. Важно помнить, что малый бизнес несет оздоровление всей экономической системе государства в целом, являясь естественным и эффективным решением многих значимых социально-экономических и политических проблем.

Список использованной литературы:

1. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2011. - 326 с.

2. Джавадова О. М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса. // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика». г. Пенза, МНИЦ ПГСХА 2012.

3. Джавадова О. М., Сысоева Ю.А. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства IV Международная научно-практическая конференция «Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона» Ставрополь, март СтГАУ, 2013

4. Карасевич Е.В. Правовые аспекты развития малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Ставропольского края) / Общество и право. - № 5(27). -2009. С. 146- 150.

© Омельченко Л.Ф.,2016

УДК 338.2

Панфилова Ольга Викторовна

доцент кафедры ЭММ ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail: kaf-qm@donstu.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.