Научная статья на тему 'Институциональные аспекты предпринимательства'

Институциональные аспекты предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРУКТУРЫ / БАРЬЕРЫ / РЕЙТИНГ / ЗАКОНЫ / СВОБОДА / ШТРАФЫ / МОРАТОРИЙ / БЮРОКРАТИЯ / НЕДОВЕРИЕ / КАПИТАЛ / INSTITUTE / FORMAL RULES / INFORMAL RESTRICTIONS / ENTREPRENEURSHIP / STRUCTURES / BARRIERS / RATING / LAWS / FREEDOM / FINES / MORATORIUM / BUREAUCRACY / MISTRUST / CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Ирина Викторовна, Игнатов Евгений Сергеевич, Лузина Татьяна Викторовна

Цель исследования оценить наполненность институтами сферы предпринимательства, их действенность. Разработана модель институтов предпринимательства. Она включает неформальные ограничения природные законы, законы предпринимательства, социальные нормы (религиозные и общественные). Формальные правила нормативные правовые акты разного уровня юридической значимости и законотворческие организации. Также структуры, обеспечивающие выполнение социальных норм и формальных правил. Сфера регулирования предпринимательства насыщена требуемыми инструментами. В ней преобладают правила, регламентирующие коммерческое предпринимательство, некоммерческое представлено незначительно. Эффективность реализации формальных правил недостаточно высока. В структуре перечисленных штрафов в федеральный бюджет РФ преобладают суммы за нарушения трудового законодательства, о пожарной безопасности, антимонопольного. Факторы: ужесточение правил осуществления предпринимательской деятельности; низкий уровень оперативности принятия и внедрения законодательных актов; противоречивость норм права; лоббирование государством интересов крупного капитала; увеличение числа участников закупок. Организации, способствующие развитию предпринимательства, неэффективны, большинство предпринимателей не принимают участия в их деятельности. В России развивается «субсидийное» предпринимательство, отсутствуют принципиально новые инициативы, облегчающие правила игры на рынке. Поддерживая крупный капитал, государство наращивает запретительную законодательную базу для малого бизнеса, декларируя «раскрепощение» предпринимательской инициативы. В реальности происходит рост недоверия между малым бизнесом и властью. Деятельность государства следует направить на развитие предпринимательского мышления населения, формирование мотивации для создания собственного дела, параллельно снижая уровень бюрократии в принятии законов, улучшая условия ведения бизнеса, реализуя политику поддержки платежеспособного спроса населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игнатова Ирина Викторовна, Игнатов Евгений Сергеевич, Лузина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Aspects of Entrepreneurship

Review. The purpose of the research is to evaluate the entrepreneurship sector with regard to its completeness with institutions and their efficacy. The model of entrepreneurial institutions has been developed. It includes informal constraints, namely: natural laws, laws of enterprise, social norms (religious and social). Formal rules include normative regulations of different levels of legal significance and legislative organizations. They also include structures that enforce social norms and formal rules. The area of entrepreneurship regulation is replete with the requisite tools. It is dominated by the rules governing commercial enterprise, while a non-commercial enterprise is paid much less attention. The effectiveness of the implementation of formal rules is not high enough. The fines paid for the violation of labor legislation, fire safety and antitrust legislation prevail in the structure of the fines paid to the RF federal budget. Factors: tightening the rules of entrepreneurial activities; an insufficiently rapid process of adopting and implementing legislative acts; contradictions of the rules of law; lobbying interests of big capital by the state; increased number of participants in the procurement process. Organizations that facilitate enterprise development are inefficient; the majority of entrepreneurs do not take part in their activities. In Russia "subsidy" enterprise is being developed, there are no fundamentally innovative initiatives to facilitate the "rules of the game" on the market. Supporting big business, the state is increasing restrictive legislative framework for small businesses declaring "emancipation" of entrepreneurial initiatives. In fact, distrust is growing between small business and the government. The government should focus its work on developing entrepreneurial thinking of people, motivating people to set up their own businesses simultaneously reducing the level of bureaucracy in law-making, improving the business environment by implementing the policies that support effective demand of the population.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты предпринимательства»

И. В. Игнатова*, Е. С. Игнатов**, Т. В. Лузина***

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Цель исследования — оценить наполненность институтами сферы предпринимательства, их действенность.

Разработана модель институтов предпринимательства. Она включает неформальные ограничения — природные законы, законы предпринимательства, социальные нормы (религиозные и общественные). Формальные правила — нормативные правовые акты разного уровня юридической значимости и законотворческие организации. Также структуры, обеспечивающие выполнение социальных норм и формальных правил. Сфера регулирования предпринимательства насыщена требуемыми инструментами. В ней преобладают правила, регламентирующие коммерческое предпринимательство, некоммерческое представлено незначительно. Эффективность реализации формальных правил недостаточно высока. В структуре перечисленных штрафов в федеральный бюджет РФ преобладают суммы за нарушения трудового законодательства, о пожарной безопасности, антимонопольного. Факторы: ужесточение правил осуществления предпринимательской деятельности; низкий уровень оперативности принятия и внедрения законодательных актов; противоречивость норм права; лоббирование государством интересов крупного капитала; увеличение числа участников закупок. Организации, способствующие развитию предпринимательства, неэффективны, большинство предпринимателей не принимают участия в их деятельности.

В России развивается «субсидийное» предпринимательство, отсутствуют принципиально новые инициативы, облегчающие правила игры на рынке. Поддерживая крупный капитал, государство наращивает запретительную законодательную базу для малого бизнеса, декларируя «раскрепощение» предпринимательской инициативы. В реальности происходит рост недоверия между малым бизнесом и властью.

Деятельность государства следует направить на развитие предпринимательского мышления населения, формирование мотивации для создания собственного дела, параллельно снижая уровень бюрократии в принятии законов, улучшая условия ведения бизнеса, реализуя политику поддержки платежеспособного спроса населения.

© Игнатова И. В., Игнатов Е. С., Лузина Т. В., 2016

* Игнатова Ирина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент Тюменского государственного университета [email protected]

625000, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 38

** Игнатов Евгений Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент Тюменского государственного университета

[email protected] 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 38

*** Лузина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Тюменского государственного университета [email protected] 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 38

Ключевые слова: институт, формальные правила, неформальные ограничения, предпринимательство, структуры, барьеры, рейтинг, законы, свобода, штрафы, мораторий, бюрократия, недоверие, капитал.

001: 10.17803/1729-5920.2016.119.10.066-076

Институты являются одним из основных факторов развития страны, приобретя в последние годы значимость и актуальность. Особенно их влияние чувствительно для такого сектора экономики, как предпринимательство, реагирующего на малейшие изменения в законодательстве. По данным исследования Глобального мониторинга предпринимательства составлена иерархия факторов, препятствующих развитию предпринимательства в России (в порядке значимости): 1-е место — низкая эффективность государственных программ по развитию предпринимательства, 2-е — высокий уровень бюрократии, 3-е — неэффективная государственная политика по поддержке предпринимательства, 4-е — низкая доступность к финансированию, 5-е — сложность во внедрении разработок, 6-е — высокие барьеры выхода на рынок1. По мнению российских предпринимателей, в стране реализуется недостаточное количество программ, поддерживающих предпринимателей, новых фирм, сложно получить спектр услуг в режиме «одного окна». Возникают проблемы с лицензированием деятельности в связи с государственной бюрократией. Нерешенными остаются вопросы о смягчении государственной политики в сфере налогообложения, кредитования и госсубсидий.

Отметим, что проблемы, выделенные предпринимателями, относятся к разряду институциональных, их решение напрямую связано с развитием рыночных отношений в стране, ростом занятости населения, насыщением рынка товарами и т.д.

В рамках исследования следует обратиться к данным ежегодного мирового рейтинга условий ведения бизнеса, организованного Всемирным банком (табл. 1), осуществляющего мониторинг не только экономических условий для функционирования бизнеса, но и институциональных. Таблица 1 составлена на основе нескольких источников, ссылки на которые приведены в таблице.

Таблица 1 Рейтинг некоторых стран мира по показателю «ведение бизнеса»

Период Страна

2009 г.2 2010 г.3 2015 г.4 2016 г.5

1 1 1 II 1 Сингапур

2 2 2 2 Новая Зеландия Дания

3 3 4 3

— — 5 4 Южная Корея

— — 3 5 Гонконг, Китай

6 5 8 6 Великобритания

4 4 7 7 США

— — 11 8 Швеция

10 10 6 9 Норвегия

— — 9 10 Финляндия

5 6 14 15 Германия

7 7 13 17 Ирландия

8 8 16 14 Канада

9 9 10 13 Австралия

13 15 29 34 Япония

86 89 90 84 Китай

118 120 62 51 РФ

Итак, по данным таблицы 1, из 189 стран мира, принимавших участие в рейтинге в 2015 г. (на период 2016 г.), РФ заняла 51-е место (120-е место в 2010 г.). Во многом такой

1 Верховская О. Р., Дорохина М. В., Сергеева А. В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013». СПб., 2014. С. 55.

2 Ведение бизнеса в России — 2009 // URL: http://subnational.doingbusiness.org (дата обращения: 10 февраля 2016 г.).

3 Ведение бизнеса — 2011: улучшение условий для предпринимателей // URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 10 февраля 2016 г.).

4 World Bank. 2014. Doing Business 2015 : Going Beyond Efficiency. Washington, DC : World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2.

5 World Bank. 2016. Doing Business 2016 : Measuring Regulatory Quality and Efficiency. Washington, DC : World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0667-4.

скачек обеспечен изменением методики Doing Business. Безусловно, положительная динамика детерминирована реализацией мероприятий, направленных на улучшение условий развития бизнеса по рейтингуемым показателям.

В 2015 г. Россия улучшила свои позиции по индикаторам: подключение к электроснабжению — с 53-го места в 2014 г. поднялась на 29-е место в 2016 г.; получение кредита — с 61-го на 42-е; налогообложение — с 50-го на 47-е. Произошло ухудшение показателей: регистрация предприятий — падение с 34-го на 41-е место; получение разрешения на строительство — со 117-го на 119-е; защита инвесторов — с 64-го на 66-е; международная торговля — с 169-го на 170-е; разрешение неплатежеспособности (урегулирование банкротств) — с 44-го на 51-е. Индикаторы «регистрация собственности» и «обеспечение исполнения контрактов» в России не изменились, остались соответственно на 8-м и 5-м местах.

Сравнивая динамику показателей России и лидера рейтинга, отмечаем устойчивый благоприятный климат Сингапура для ведения бизнеса. Из 10 показателей эта страна на первом месте по трем, падение по другим пунктам если есть, то незначительное. Россия в 2015 г. сделала рывок по индикаторам «подключение к электроснабжению» (на 24 пункта), «получение кредита» (на 19 пунктов). По пяти показателям отмечаем падение рейтинга: максимальное снижение (на 7 пунктов) — «регистрация предприятий» и «разрешение неплатежеспособности».

Следовательно, улучшения в показателях рейтинга относятся к экономической сфере функционирования предпринимателей, по индикаторам институциональной составляющей отмечается падение по всем показателям.

Все указанное свидетельствует о наличии нерешенных актуальных задач, требующих те-

оретического обоснования и практических рекомендаций.

Ключевое понятие, используемое в исследовании, «институт» анализируется различными научными школами. Классическое направление связано с изучением экономических институтов (Т. Гоббс, Д. Юм, А. Смит, Г. Спенсер и др.), оно акцентирует внимание на их социальной эффективности вне зависимости от способа формирования. Однако с этих позиций исследуются лишь отдельные фрагменты институтов, что не позволяет говорить о едином классическом подходе к данному феномену. Институты анализируются как правила и ограничения (Г. Шмоллер)6, как регуляторы общественных отношений, устанавливающие социальные правила и соглашения (Т. Веблен)7. Э. Дюркгейм рассматривал институты как любой вид мыслей, действий и чувств, ограничивающих индивидов8. В рассмотренных подходах к исследованию институтов происходит их отождествление с организациями.

Современные институционалисты рассматривают институты как правила (В. Хофелд, Дж. Коммонс, Д. Норт, Э. Остр и др.) или как равновесие (Э. Шоттер и др.).

В рамках социально-экономических исследований институты рассматриваются как образцы (идеальные образы) и нормы поведения, ценности, а также привычки мышления (стереотипы), влияющие на выбор стратегий экономического действия в дополнение к мотивации рационального экономического выбора9. Т. Парсонс предложил интерпретацию институтов как решающего фактора интеграции и стабилизации общества10. Более подробно исследование понятия «институт» проведено в работе Е. В. Попова, М. В. Власова, А. Ю. Вере-тенниковой11.

В своем исследовании будем придерживаться определения институтов, предложенного Д. Нортом. По его мнению, институты включают в

6 Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда / пер. с нем. В. М. Нечаева. М., 2008.

7 Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984.

8 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М., 1995. С. 26.

9 Кирдина С. Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 14.

10 Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. М., 1998.

11 Попов Е. В., Власов М. В., Веретенникова А. Ю. Об экономическом институте // Вестник УрФУ. Серия экономики и управления. 2011. № 6. С. 4—21.

себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других12. Применительно к предпринимательству они, с одной стороны, обеспечивают условия его функционирования, с другой — выступают фактором ограничения свободы деятельности. На рисунке 1 представлена модель институтов предпринимательства.

Модель институтов предпринимательства

Институты традиционно подразделяются на неформальные и формальные правила. Неформальные правила представлены объективными законами (природные), экзистенциональными законами предпринимательства и социальными нормами (религиозные и общественные). Влияние законов природы на функционирование общества рассматривал в своих исследованиях В. О. Ключевский13. Согласно его выводам, каждый народ имеет характерные черты, обусловленные местом его проживания (горная местность, равнина, север, юг, средняя полоса России, побережье и т.д.), оказывающие влияние на любой вид деятельности, в том числе предпринимательство. В соответствии с теорией О. В. Ключевского для великоросса ха-

рактерно противоречие. С одной стороны, он расчетлив, с другой стороны, часто принимает самое безнадежное решение из возможных. Он способен интенсивно трудиться (лучше, если в одиночку) в течение короткого времени и длительный период отдыхать. Так под влиянием природных явлений сформировались характерные особенности отношения к труду, развитость определенных навыков.

Следующий уровень неформальных правил — законы предпринимательства, подробно они рассмотрены в работе одного из соавторов статьи14. Здесь отметим, что данные законы отражают суть предпринимательства и сформулированы следующим образом: предпринимательская деятельность представляет собой повторяющуюся предпринимательскую активность, которая проявляется в непрерывном воспроизводстве предпринимательских идей, расширяющих возможности общества. Предпринимательство по мере развития трансформируется в другой вид деятельности. Предпринимательская прибыль представляет собой показатель степени удовлетворения общественных потребностей. Данные экзистенциальные законы находятся на верхнем уровне иерархии, т.к. обусловливают закономерности предпринимательства, где ограничением выступают лишь ресурсы.

Социальные нормы, следующий уровень иерархии неформальных правил включают религиозные и общественные нормы. Религиозные нормы первичны по отношению к общественным. Любая религия регламентирует виды деятельности, поощряя одни и осуждая другие. Исследование этих вопросов изложено М. Вебером в труде «Протестантская этика и дух капитализма». Среди отечественных ученых, предметом изучения которых стало влияние религиозных норм на предпринимательскую деятельность, выделим Н. Бердяева, среди современников — Б. С. Братуся, А. В. Бо-яренцеву и др. Исследователи отмечают, что религиозные нормы наложили отпечаток на способы осуществления предпринимательской деятельности. Для предпринимателей было характерно, с одной стороны, стремле-

12 НортД. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 7.

13 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Лекция четвертая. Природа страны и история народа // URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/4.htm (дата обращения: 12 февраля 2016 г.).

14 Игнатова И. В. Системные законы предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 100-102.

ние к немедленному обогащению, независимо от способов получения дохода, с другой стороны, «муки совести» за незаконную прибыль. Это привело к появлению в России значительного числа благотворителей и меценатов.

Все религии сходятся на том, что предпринимательство — это полезная деятельность для общества, она необходима. На основе религиозных формируются общественные нормы, отражающие ценности, мораль, этику и другое.

Итак, социальные нормы представляют собой механизм реализации законов, а формальные правила являются инструментом адаптации законов и социальных норм. В идеале формальные правила должны соответствовать принципам предпринимательства.

В статье проанализированы формальные правила предпринимательской деятельности, так как они наиболее гибкие, динамичные, оказывающие мгновенное воздействие на поведение предпринимателей, по сравнению с религиозными нормами, социальными ценностями и т.д., формирующимися столетиями, проявление которых неявно выражено в поведении предпринимателей.

Формальные правила весьма разнообразны, их классификация может производиться по различным признакам. В данном исследовании под формальными правилами будем понимать законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность на разных уровнях власти. В связи с этим целесообразно их классифицировать, исходя из юридической значимости, выделяя международные правовые акты, федеральные, ведомственные, региональные и местные законодательные акты. Также выделяют организационные структуры, деятельность которых направлена на разработку правовых норм («правил игры»), регламентирующих предпринимательскую деятельность, контроль их выполнения, поддержку и защиту интересов предпринимателей.

Международные соглашения, декларации и конвенции гарантируют «каждому человеку право на труд и свободный выбор занятия»15. Конституция РФ закрепляет гарантии единства «экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых

средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности», «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Общие вопросы предпринимательской деятельности отражены в Гражданском кодексе РФ, который регламентирует «отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность...», определяет объекты гражданских прав, права собственности граждан и юридических лиц.

В рамках исследования авторами проведена классификация федеральных законов РФ, учитывающая четыре аспекта институциональной структуры (среды) предпринимательства: свобода предпринимательской деятельности; свобода входа (выхода) из отрасли; свобода организации процесса производства; свобода купли-продажи собственности (ресурсов) (табл. 2).

Таким образом, в таблице 2 выполнена оценка институционального обеспечения предпринимательской деятельности, регламентированного федеральным законодательством России. Информация позволяет сделать вывод о насыщенности требуемыми инструментами сферы регулирования предпринимательской деятельности. На основании исследования федеральных законов и подзаконных актов можно заключить о преобладании правил, регламентирующих коммерческое предпринимательство, некоммерческое (например, социальное) представлено незначительно.

Возникает вопрос об эффективности реализации формальных правил, по нашему предположению, она недостаточно высока. Косвенно это подтверждают данные о динамике и структуре перечисленных в бюджет РФ сумм штрафов (табл. 3). Для расчета использована информация из разных источников, ссылки на которые приведены в таблице.

Данные таблицы 3 иллюстрируют положительную динамику перечисления в федеральный бюджет РФ сумм взысканных штрафов и санкций. Прирост в 2014 г. составил 8,9 % по сравнению с 2013 г., 17,1 % — в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Структурно в 2011 г. наиболь-

15 Декларация социального прогресса и развития : принята 11.12.1969 Резолюцией 2542 на 1829-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15980 (дата обращения: 10 февраля 2016).

Таблица 2

Классификация федеральных законов РФ, регламентирующих предпринимательскую деятельность

Группировочный признак Наименование федеральных законов

Свобода предпринимательской деятельности О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

О несостоятельности (банкротстве)

Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ

Свобода входа/выхода из отрасли О защите конкуренции

О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Свобода организации процесса производства О лицензировании отдельных видов деятельности

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

О некоммерческих организациях

Об акционерных обществах (АО)

Об обществах с ограниченной ответственностью (ООО)

Об общественных объединениях

Свобода купли-продажи собственности (ресурсов) О техническом регулировании

О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Динамика и структура перечисленных в бюджет РФ сумм штрафов за нарушение законодательства

Таблица 3

Штрафы 2011 г.16 2012 г.17 2013 г.18 2014 г.19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу

Всего, 22 975,4 100,0 20 697,8 100,0 24 236,4 100,0 26 397,8 100,0

в т.ч. за нарушения законодательства: — об обязательных требованиях государственных стандартов 70,1 0,3 102,4 0,5 237,9 1,0 413,0 1,6

— антимонопольного 12 524,2 54,5 6 994,6 33,8 1 119,6 4,6 1 221,8 4,6

— о налогах и сборах 1 002,2 4,4 906,6 4,4 871,4 3,6 918,5 3,5

— таможенного 691,6 3,0 750,7 3,6 713,1 2,9 967,7 3,7

— валютного 744,2 3,2 448,8 2,2 325,5 1,3 532,3 2,0

— трудового 542,2 2,4 526,5 2,5 777,6 3,2 1 660,3 6,3

— о пожарной безопасности 988,6 4,3 1 734,6 8,4 1 844,9 7,6 1 316,3 5,0

— о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг 57,1 0,3 234,1 1,1 2099,5 8,7 844,9 3,2

— о госрегистрации юридических лиц и ИП 12,5 0,05 13,3 0,1 11,1 0,1 11,1 0,04

— в условиях договоров о бюджетных кредитах — — 3,5 0,02 28,6 0,1 8,9 0,03

Прочие 6 342,7 27,6 8 982,7 43,4 16 187,6 66,9 18 474,7 70,1

16 Отчет об исполнении Федерального бюджета на 1 января 2012 года // URL: ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 14 февраля 2016 г.)

17 Отчет об исполнении Федерального бюджета на 1 января 2013 года // URL ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 14 февраля 2016

18 Отчет об исполнении Федерального бюджета на 1 января 2014 года // URL ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 14 февраля 2016

19 Отчет об исполнении Федерального бюджета на 1 января 2015 года // URL: ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 14 февраля 2016 г.)

http://www.roskazna.ru/

http://www.roskazna.ru/

http://www.roskazna.ru/

http://www.roskazna.ru/

ший вес в сумме перечисленных в федеральный бюджет штрафов приходится на нарушения антимонопольного законодательства (54,5 %, что составляет 12 524,2 млн руб.). В 2012 г. их доля снижается более чем в 1,5 раза (33,8 %), а в 2013 и 2014 гг. сократилась в 7 раз, составила 4,6 %. Однако в абсолютных величинах суммы штрафов от нарушений антимонопольного законодательства за анализируемый период сократились в 10 раз: с 12 524,2 до 1 221,8 млн руб. В 2013 г., по сравнению с 2012 г., их величина сократилась в 7 раз (с 6 994,6 до 1 119,6 млн руб.). На протяжении всего анализируемого периода проводится разъяснительная работа с субъектами предпринимательской деятельности, приняты поправки к федеральному закону.

За анализируемый период неуклонно растет величина перечисленных сумм за нарушения обязательных требований государственных стандартов (в 6 раз): с 70,1 до 413,0 млн руб. Кроме того, в 2013 г., по сравнению с 2012 г., на 48 % увеличилась сумма, внесенная в федеральный бюджет, за нарушения трудового законодательства, в 2014 г. она повысилась еще в 2 раза (со 777,6 до 1 660,3 млн руб.).

На наш взгляд, факторами, повлиявшими на динамику и структуру перечисленных сумм штрафов за нарушение законодательства, являются принятые дополнения и поправки к федеральным законам, ужесточающие правила осуществления предпринимательской деятельности, проведение разъяснительной работы с участниками рынка, завершение в данный период рассмотрения нескольких дел крупных отечественных компаний (ОАО «Газпром», фирм — производителей труб большого диаметра), увеличение числа участников закупок.

Таким образом, данные таблицы 3 свидетельствуют о нарушении и неисполнении законов, противоречивости норм гражданского, валютного, таможенного и трудового законодательства. По мнению экспертов, законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, создаются в интересах крупных предпринимателей, обладающих властью (источником которой является государство) и имеющих возможность конвертировать эту власть в доходы20. Иными словами, государство лоббирует интересы крупного капитала, особенно

это усугубляется в период кризиса, когда декларируется правильная цель — раскрепостить предпринимательскую инициативу, снизить избыточное административное и правоохранительное давление, сделать юридическую защиту действенной, но на местах она не достигается либо принимает извращенные формы. Зачастую положительная и необходимая федеральная законодательная инициатива нивелируется в регионах, что подтверждается «различием в оценках инициатив на федеральном и местном уровнях власти и свидетельствует об отсутствии системы реализации законодательных новаций на местах»21.

Одним из аспектов проблемы эффективности институтов предпринимательства считаем низкий уровень оперативности принятия и внедрения законодательных актов. Экономика в XXI в. достигла высокого уровня интенсификации, глобализации. Нормативно-правовая база не успевает за меняющимися внешними условиями. Особенно это очевидно в период кризисных ситуаций, когда меры по поддержке предпринимательства, в частности малого бизнеса, должны быть внедрены немедленно, но на деле Закон № 246-ФЗ «О введении моратория на плановые проверки малого бизнеса» принят лишь через год после начала кризисных явлений в экономике. Данная законотворческая инициатива предусматривает запрет на плановые проверки малого бизнеса по соблюдению трудового законодательства, транспортный надзор, в сфере рекламы, строительства и другое. Мораторий касается только плановых проверок, а внеплановые никак не ограничивает. По нашим оценкам, данный Закон принципиально не улучшит условия для ведения бизнеса. Интерес вызывает риск-ориентированный подход при планировании проверочных мероприятий, но внедрение его в практику предполагается в 2018 г., поэтому рано обсуждать его преимущества и недостатки.

Элементом институциональной среды являются организации, обеспечивающие поддержку предпринимателей, защиту их интересов, создание условий для осуществления бизнеса. Далее проанализируем их функции, выделив международные структуры, федеральные, региональные.

20 ПанеяхЭ. Правила игры для российского предпринимателя. М., 2008. С. 74.

21 Указ. соч. С. 79.

На международном уровне они представлены Европейским банком развития и реконструкции, Всемирным банком, Международным банком реконструкции и развития, Фондом «Новая Евразия», Инвестиционным фондом развития, Организацией экономического сотрудничества и развития, Международной организацией сотрудничества и т.д. В зависимости от цели создания, они реализуют соответствующие функции, в частности предоставление займов на льготных условиях субъектам малого и среднего бизнеса, оказание консалтинговых услуг, содействие инвестициям и техническому сотрудничеству предпринимательских структур, деятельность, направленная на расширение взаимодействия иностранных и российских представителей деловой сферы, а также бизнеса и органов власти.

Межрегиональная организация предпринимателей и межрегиональная организация «Академия менеджмента и рынка» проводят научно-аналитические исследования в области предпринимательства, содействуют формированию привлекательного имиджа отечественного бизнеса, организуют тематические конференции, семинары, конкурсы, осуществляют издательскую деятельность.

Исследуя цели и функции федеральных организаций, регулирующих деятельность предпринимателей, авторами проведена их классификация по следующим признакам: поддержка предпринимательства, создание условий для развития деловой среды, защита интересов бизнеса, мониторинг функционирования предпринимателей (табл. 4).

На уровне государства развитие предпринимательской деятельности сопровождается федеральным фондом (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), федеральными исследовательскими институтами (Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства), федеральными общественными организациями («Опора России», «Российская академия бизнеса», «Деловая Россия», «Российская академия бизнеса и предпринимательства», Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческое партнерство «Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства»). Их функции сводятся к созданию и поддержанию положительного имиджа отечественного предпринимательства в стране и мире, консультированию представителей деловой сферы, участию в разработке законодательных актов, касающихся деятельности малого и среднего бизнеса, представлению и защите предпринимательства в государственных органах, расширению взаимодействия бизнеса и власти, научно-методическому обеспечению предпринимательской деятельности.

В системе институтов предпринимательства первостепенное значение имеют законотворческие структуры, представленные федеральными органами власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству).

Наиболее важными функциями общественных объединений и организаций, по мнению

Классификация федеральных структур

Таблица 4

Поддержка малого бизнеса Создание условий для развития малого бизнеса Исследование проблем предпринимательства Защита интересов бизнеса

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства Торгово-промышленная палата РФ Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»

Некоммерческое партнерство «Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства» Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» Институт общественных омбудсменов

Центр поддержки негосударственных организаций Общероссийская общественная организация «Российская академия бизнеса» Российский союз промышленников и предпринимателей

Российский союз промышленников и предпринимателей

предпринимателей, считаются правовая поддержка и консультирование (20 %); информационная поддержка (18 %); лоббирование деловых и коммерческих интересов (17 %); взаимодействие с властью, разработка законопроектов (15 %); отраслевая и профессиональная поддержка (14 %); обучение (13 %); оказание других услуг для бизнеса (9 %); лоббирование политических интересов (8 %); проведение съездов и конференций (7 %); благотворительная деятельность (7 %). В рамках этого же исследования на вопрос об участии в деятельности каких-либо союзов и объединений предпринимателей (опрошено 1 594 чел.) 62 % ответили, что не участвуют, 24 % — принимают участие в отраслевых объединениях, 14 % — в территориальных22.

Итак, большинство предпринимателей не принимают участия в деятельности профессиональных союзов и объединений; отмечая их целесообразность, респонденты выделили в качестве основного направления работы этих структур правовую и информационную поддержку, консультирование, лоббирование деловых проектов и взаимодействие с властью.

Россия относится к числу стран с высокой долей государственного участия в рыночной экономике. Приоритет в регулировании предпринимательской деятельности отдается административным методам. Это способствует развитию «субсидийного» предпринимательства, когда субъекты деловой сферы реализу-

ют свою деятельность посредством получения госсубсидий. Результаты анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деловую сферу, свидетельствует об отсутствии принципиально новых инициатив, облегчающих правила игры на рынке. Поддерживая крупный капитал, государство наращивает запретительную и ограничивающую законодательную базу для малого бизнеса, декларируя, как цель, — «раскрепостить» предпринимательскую инициативу. В реальности происходит рост недоверия между малым бизнесом и властью. Часть предприятий закрываются, сокращают объемы, часть «уходит в тень», чтобы снизить налоговую нагрузку.

Формируют «ограниченную свободу предпринимательства» и определяют рамки неформальные и формальные правила. Неформальные правила инертные, жесткие, именно они лежат в сознании любого человека, в том числе предпринимателя. Формальные правила более гибкие, динамичные, но не успевающие за изменениями экономической ситуации. Следовательно, деятельность государства нужно направить на изменение сознания человека в сторону предпринимательского мышления, формирование мотивации для создания собственного дела, параллельно снижая уровень бюрократии в принятии законов, улучшая условия ведения бизнеса, реализуя политику поддержки платежеспособного спроса населения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М., 1984.

2. Верховская О. Р., Дорохина М. В., Сергеева А. В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013». — СПб., 2014.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. — М., 1995.

4. Игнатова И. В. Системные законы предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1. — С. 100—102.

5. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. — 2001. — № 2.

6. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. — 1997. — № 3.

7. ПанеяхЭ. Правила игры для российского предпринимателя. — М., 2008.

8. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. — М., 1998.

22 Социологические исследования : Российский деловой портал «Альянс Медиа». URL: www.allmedia.ru. (дата обращения: 20 января 2016 г.).

9. Попов Е. В., Власов М. В., Веретенникова А. Ю. Об экономическом институте // Вестник УрФУ. Серия : Экономика и управление. — 2011. — № 6. 10. Шмоллер Г. Народное хозяйство, науки о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда / пер. с нем. В. М. Нечаева. — М., 2008.

Материал поступил в редакцию 2 февраля 2016 г.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF ENTREPRENEURSHIP

IGNATOVA Irina Viktorovna — Ph.D. in Sociology, Associate Professor at the Tyumen State University

[email protected]

625000, Russia, Tyumen, ul. Lenina, d. 38.

IGNATOV Evgeny Sergeevich —Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Tyumen State University

[email protected]

625000, Russia, Tyumen, ul. Lenina, d. 38.

LUZINA Tatyana Viktorovna — Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Tyumen State University

[email protected]

625000, Russia, Tyumen, ul. Lenina, d. 38.

Review. The purpose of the research is to evaluate the entrepreneurship sector with regard to its completeness with institutions and their efficacy.

The model of entrepreneurial institutions has been developed. It includes informal constraints, namely: natural laws, laws of enterprise, social norms (religious and social). Formal rules include normative regulations of different levels of legal significance and legislative organizations. They also include structures that enforce social norms and formal rules. The area of entrepreneurship regulation is replete with the requisite tools. It is dominated by the rules governing commercial enterprise, while a non-commercial enterprise is paid much less attention. The effectiveness of the implementation of formal rules is not high enough. The fines paid for the violation of labor legislation, fire safety and antitrust legislation prevail in the structure of the fines paid to the RF federal budget. Factors: tightening the rules of entrepreneurial activities; an insufficiently rapid process of adopting and implementing legislative acts; contradictions of the rules of law; lobbying interests of big capital by the state; increased number of participants in the procurement process. Organizations that facilitate enterprise development are inefficient; the majority of entrepreneurs do not take part in their activities.

In Russia "subsidy" enterprise is being developed, there are no fundamentally innovative initiatives to facilitate the "rules of the game" on the market. Supporting big business, the state is increasing restrictive legislative framework for small businesses declaring "emancipation" of entrepreneurial initiatives. In fact, distrust is growing between small business and the government.

The government should focus its work on developing entrepreneurial thinking of people, motivating people to set up their own businesses simultaneously reducing the level of bureaucracy in law-making, improving the business environment by implementing the policies that support effective demand of the population.

Keywords: Institute, formal rules, informal restrictions, entrepreneurship, structures, barriers, rating, laws, freedom, fines, moratorium, bureaucracy, mistrust, capital.

BIBLIOGRAPHY

1. Veblen, T. The Theory of the Leisure Class. M., 1984.

2. Verhovskaya, A. R, Dorokhin, M. V., Sergeeva A. V. The national report "Global Entrepreneurship Monitor. Russia 2013 " SPb., 2014.

3. Durkheim, E. Sociology. Its Subject Matter, Method, Mission /E. Durkheim: Trans. from Fr., compilation, epilogue and comments by A. B. Hoffmann. - M., 1995.

4. Ignatova I. V. Systemic Laws of Business // Problems of Modern Economy. 2011 № 1. P. 100-102.

УНИВЕРСИТЕТ

имени О.Е. КУТАФИНА

5. Kirdina, S.G. Institutional matrix: Macrosociological explanatory hypothesis // Sociological Researches. 2001. № 2.

6. North, D. Institutional changes: a framework for analysis /D. North // Questions of Economics. 1997. № 3.

7. Paneyakh, E. Rules of the Game for the Russian Entrepreneur. M., 2008.

8. Parsons, T The system of modern societies: Trans. from Engl. L. A. Sedova and A. D. Kovaleva; Ed. by M. S. Kovaleva. M., 1998.

9. Popov, E. V., Vlasov, M. V., Veretennikova A. Y. The Economic Institute // Bulletin of the Urals Federal University. Economics and Management Series. 2011. № 6.

10. Shmoller, G. The national economy, national economy sciences and its methods. Economy, customs and law. Division of labor: Trans. from Germ. V. M. Nechaeva. M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.