Научная статья на тему 'Институциональные аспекты формирования системы межхозяйственного самоуправления в агропродовольственном секторе экономики Украины'

Институциональные аспекты формирования системы межхозяйственного самоуправления в агропродовольственном секторе экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты формирования системы межхозяйственного самоуправления в агропродовольственном секторе экономики Украины»

дит его в сферу приоритетов. В государственных и частных структурах лидеры помогают претворять намеченные перспективы в конкретные проекты и воплощать в жизнь.

Электронные государственные услуги будут способствовать межведомственной интеграции. Предоставление электронных государственных услуг требует тесного сотрудничества различных государственных органов, организаций, компаний. Здесь необходимо нам консолидировать свои усилия, и в качестве приоритета всегда ставить гражданина и его потребности.

Для реализации «электронного правительства» требуется профессионализм менеджеров. Развитие «электронного правительства» все больше нуждается в профессионалах в области ИКТ, работающих в органах управления. Ведь именно эти люди являются проводниками и реализаторами всех инициатив.

«Электронное правительство» использует государственно-частное партнерство. Сотрудничество с частным сектором должно стать приоритетом деятельности «электронного правительства». Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным сектором в предоставлении электронных сервисов.

После того, как стартовало «электронное правительство», процесс распространения электронных сервисов подхватил коммерческий сектор. Сейчас есть электронные билеты, бронирование гостиниц, развиваются платежные системы, свои проекты по интернет-банкингу запускают банки. В целом «электронное правительство» послужило катализатором для развития электронных сервисов, а это уже отдельный сегмент бизнеса. Следующая наша задача -дать новый импульс для прорыва в развитии ИКТ отрасли. Но для этого необходимо накопить некую критическую массу по высококвалифицированным специалистам - это первое, а второе - технологии. Наращивание технологии достигается за счет развития электронных сервисов. Для решения вопросов с кадрами создан Международный 1Т-университет.

Сегодня инфокоммуникационные технологии являются неотъемлемой составляющей большой государственной инфраструктуры. Одновременно

расширяется международное сотрудничество в информационном пространстве. Так, в рамках Международной зерновой конференции совместно с АО «РФЦА» (Казахстан) и компанией РТС (Россия) будет проведена презентация фьючерсных сделок на зерновые на площадке ЕТС (Евразийской торговой системы) - первой отечественной товарной биржи.

УКРАИНА

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

П.Т. Саблук, д.э.н., проф., акад. УААН, засл. деятель науки и техники Украины, дир. ННЦ Институт аграрной экономики

Агропродовольственный сектор экономики Украины пребывает на пути становления институциональных условий формирования его конкурентоспособности. Проблема носит комплексный характер и в связи с этим возникает необходимость разрешения определенных ее составляющих, среди которых -формирование системы межхозяйственного самоуправления. Рассмотрение ее в данном ракурсе есть объективной необходимостью в силу того, что Украина официально признана страной с рыночной экономикой, но определенные институты все еще остаются неэффективными, прежде всего это касается межхозяйственного самоуправления.

Институциональные аспекты этой составляющей необходимо определять как сложный механизм взаимоотношений между участниками хозяйственнокоммерческих структур обеспечения удовлетворения потребностей экономических агентов рынка.

Постановка вопроса в таком аспекте имеет глубокий научный и практический смысл, так как агропродовольственный сектор жиздится на совершенно отличных от других отраслей институтах, которые управляют товарно-денежными отношениями. Это одна из проблем, которую необходимо решить для становления организованного аграрного рынка.

Известно, что основная масса сельскохозяйственной продукции производится многочисленными личными крестьянскими и фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными предприятиями, которые не в состоянии самостоятельно формировать достаточно большие партии сельскохозяйственной продукции для продаж. Этим пользуются различные посреднические

структуры, которые по существу монополизировали продуктовые рынки страны и в погоне за сверхприбылями успешно ведут борьбу с одной стороны за установление как можно низших закупочных, а с другой -как можно высших реализационных цен. В результате такой деятельности в проигрыше остаются как первичные производители сельскохозяйственной продукции, так и потребители продуктов питания.

Поэтому в различных прослойках украинского общества все более утверждается мнение, что формирование крупнотоварного конкурентоспособного агропромышленного производства лежит в плоскости налаживания тесных, или как раньше говорили, прямых межхозяйственных связей.

Организационно-экономическими механиз-

мами для налаживания межхозяйственных связей являются механизмы кооперации, корпоратизации и кластеризации.

Отечественная практика развития кооперации, прежде всего обслуживающей, свидетельствует, что в ней заинтересованы преимущественно личные крестьянские и фермерские хозяйства. Объединение в кооперативы дает им возможность на основе совместной заготовительной, агротехнической, снабженческой и сбытовой деятельности достичь сопоставимых с сельскохозяйственными предприятиями уровней технологичности и товарности, и тем самым повысить конкурентоспособность своей продукции. Поэтому при участии науки подготовлены и приняты Правительством Украины законодательные акты, направленные на развитие кооперации. Кооперирование мелких товаропроизводителей, как мы полагаем, позволит повы-

сить уровень конкурентоспособности личных крестянс-ких и небольших фермерських хазяйств до уровня сельскохозяйственных предприятий с традиционной организацей производства, которые однако в условиях глобализации также низкоконкурентны.

Эти необходимые мероприятия с целью формирования крупнотоварного производства недостаточны для завоевания ведущих позиций на аграрном рынке в современных условиях.

Поэтому как и ситуация на продуктовых рынках, так и существующая отраслевая (секторная) организация управления развитием агропромышленного производства стимулирует процессы вертикальной интеграции через формирование корпоративных агропромышленных объединений, в частности агрохолдингов, основанных на аренде рассредоточенных по территориям больших земельных массивов.

На сегодня, по разрозненным источникам (а официальной статистики по холдингам в стране не существует), около 50 агрохолдингов, созданных путем поглощения более 2000 сельскохозяйственных предприятий с традиционной организацией производства, ведут свою производственную деятельность на около 20% сельскохозяйственных угодий. Эти объединения корпоративного типа имеют ряд преимуществ крупнотоварного производства: развитая специализация; активное привлечение инвестиций для технического переоснащения; внедрение инновационных технологий; производство продуктов питания высокого качества; возможности выхода на внешние рынки без посредников.

Однако наши исследования свидетельствуют, что их деятельность обостряет социальные проблемы на селе в следствии: роста уровня безработицы через высвобождение лишних работников; зачастую нерационального использования земли из-за нарушения севооборотов; установления заниженных внутрикорпоративных закупочных цен; внесения налоговых платежей не в местные бюджеты, а по месту регистрации (обычно в городах) головной структуры холдинга и тому подобное, что в итоге стало еще одним источником вымывания средств из села.

Поэтому нами инициируется внесение изменений в Закон Украины «О холдинговых компаниях в Украине» в направлении децентрализации управления холдингами путем формирования дочерних предприятий на территориях с рациональными ограничениями по размерам землепользования в пределах административного района.

Вместе с тем в странах ЕС, Канаде, Австралии, США и других странах с развитым сельским хозяйством особая роль в организации крупнотоварного конкурентоспособного агропромышленного производства принадлежит не корпоративным объединениям, в основу деятельности которых положенная концентрация собственности, а кооперативно-ассоциативным объединением самостоятельных сельскохозяйственных предприятий, создаваемых для совместной деятельности по продвижению их продукции на рынках.

Оптовая реализация больше 2/3 сельхозпродукции в этих странах осуществляется не через коммерческих посредников, а благодаря деятельности самоуправляющихся хозяйственных или государственно- хозяйственных объединений.

Это объединения кластерной организации, механизм деятельности которых предусматривает частно-государственное партнерство и межхозяйст-венное самоуправление.

В аграрном секторе Украины также осуществляют деятельность более сотни общественных организаций, которые созданы в правовых рамках Закона Украины «Об объединениях граждан» для удовлетворения и защиты законных социальных, экономических, творческих, национально-культурных, спортивных и других общих интересов своих членов.

Фактически же большинство из этих общественных организаций созданы путем реорганизации эффективно работавших в условиях плановой системы хозяйствования агропромышленных объединений, и они объединяют не отдельных граждан, а хозяйствующих субъектов: фермеров, сельхозпредприятия, отраслевые перерабатывающие предприятия, кредитные союзы, аграрные биржи, и тому подобное. Они пока что играют малозаметную роль в формировании крупнотоварного производства и управлении развитием АПК.

Чтобы существенно повысить их роль, в последние годы постоянно делаются попытки усовершенствовать законодательство об общественных организациях (и не только в агропродовольственной, но и в других сферах экономики). Сегодня для публичного обсуждения представлены варианты законопроектов под названиями «О профессиональных и межпрофессиональных объединениях в агропродо-вольственном комплексе», «О саморегулированных организациях», «Об общественных организациях», «О профессиональных объединениях», «Об аграрных палатах в Украине», «Об общих принципах развития государственного партнерства в Украине» и другие, большое количество которых является еще одним свидетельством неурегулированности проблем развития межхозяйственного самоуправления.

Вместе с тем, сельхозпроизводители в объединениях видят не только средство защиты своих общих интересов, а в основном как средство получения выгод от:

- совместной деятельности по заготовке, хранению, переработке, сбыту своей продукции без посредников;

- налаживания частно-государственных партнерских отношений в создании благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности и облегчении доступа к средствам государственной поддержки.

Поэтому, на наш взгляд, методологический подход к организации деятельности самоуправляющихся объединений должен быть несколько другой.

Определяющими координатами профессионально - деятельной дифференциации и интеграции в Украине являются классификаторы профессий и видов экономической деятельности. Подобные классификации применяются и в других странах. Первый определяет профессию как способность выполнять однотипные работы, которые требуют соответствующей квалификации, а второй - экономическую деятельность как процесс производства продукции (товаров и услуг), который осуществляется с использованием определенных ресурсов.

Деятельность самоуправляющихся хозяйственных объединений предприятий и хозяйств, в противовес общественным (профессиональным) объединениям тех или других специалистов - физических лиц, которые создаются для защиты интересов их членов в пределах правового поля Закона Украины «Об объединениях граждан», должна базироваться не на противостоянии и защите от чиновников и агробизнеса, а на принципах частно-государственного экономического партнерства и межхозяйствен-ного самоуправления, не на общественно-благот-

ворительных или предпринимательских, а на агент-

1

ских началах .

Самоуправляющиеся хозяйственные объединения в агропродовольственной сфере должны выступать:

- с одной стороны, как агенты сельхозпроизводителей, организовывают их совместную хозяйственную деятельность по продвижению сельхозпродукции на рынок, а также представляют их интересы перед государством для облегчения доступа к средствам государственной поддержки;

- с другой стороны, как агенты государства, которые осуществляют часть управленческих полномочий по реализации государственной аграрной политики.

Этим условиям отвечают хозяйственные объединения кластерной организации.

Могут формироваться два типа агропромышленных объединений кластерной организации:

- как территориальное объединение предприятий, которое функционирует на основе договора о совместной деятельности в форме простого товарищества без создания юридического лица и без объединения капиталов его учасников (аналог из советской практики - НВО або РАПО);

- как продуктовое объединение предприятий, которое создано в соответствии с законодательством как хозяйственная ассоциация с созданием юридического лица (аналог из советской практики

- тресты совхозов).

Понятно, что советский опыт формирования конкурентоспособных агропромышленных объединений необходимо адаптировать к новым экономическим реалиям, использовав для этого международные наработки.

С этой целью нами подготовлен законопроект под названием «Об самоуправляющихся хозяйственных объединениях в агропродовольственной сфере», который позволит расширить законодательные рамки Хозяйственного кодекса Украины и стимулировать создание межхозяйственных объединений крупнотоварного производства, с присвоением им статуса «неприбыльных».

Кроме того, предпринимаются усилия по расширению влияния существующих общественных организаций на развитие агропромышленного производства путем передачи им полномочий по освоению и распределению средств государственной поддержки.

Для этого предлагается использовать методологический подход ВТО к организации государственной поддержки сельхозпроизводителей за программами «зеленой» корзины, путем их освоения через хозяйственные и общественные объединения.

Это следующие услуги общего характера:

- услуги по созданию, усовершенствованию инфраструктуры, включая транспортные средства, рыночное и портовое оборудование, другой инфраструктуры в сочетании с программами по охране окружающей среды;

- услуги по маркетингу, продвижение товаров на рынок;

- распространение информации, опыта, и консультативные услуги;

1 Агент - наемный работник, который представляет интересы (предоставляет услуги) нанимателя (-ю), и за это получает вознаграждение - (процент) от стоимости предоставленных услуг или средства на покрытие понесенных расходов и материальное поощрение производительного труда.

- услуги по инспекции на соответствие нормам безопасности, здравоохранения, уровня качества;

- научно-исследовательские работы;

- борьба с вредителями и болезнями растений и животных.

Кроме того, самоуправляющимся хозяйственным объединениям делегируется часть государственных полномочий по распоряжению средствами государственной поддержки согласно правил «желтой» и «синей» корзин ВТО для обеспечения их эффективного целевого использования, в том числе:

- помощь на реструктуризацию, которая предоставляется через инвестиции;

- за программами продуктовой поддержки: субсидии на продукцию растениеводства и животноводства, на материально-технические ресурсы, компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой, и тому подобное;

- за программами непродуктовой поддержки: льготное кредитование, льготы на транспортировку, выплаты на фиксированное поголовье скота, площади, урожаи и тому подобное.

Условия освоения средств государственной поддержки, как и полномочия по управлению программами и фондами развития агропромышленного производства, а также регулирования аграрного рынка должны устанавливаются по принципу «консенсуса» и оформляются межотраслевыми (отраслевыми) или продуктовыми соглашениями, которые заключаются между членами самоуправляющихся объединений и органами государственного управления. Они являются обязательными к исполнению участниками соглашений.

Государственное финансирование деятельности сельхозпроизводителей - членов самоуправляющихся хозяйственных и общественных объединений за правилами ВТО будет стимулировать привлечение частного капитала для финансирования деятельности объединений со стороны их участников в виде как членских взносов, так и особенно — их целевых взносов для реализации инвестиционных проектов, что, на наш взгляд, сделает эти объединения жизнеспособными.

С учетом изложенных положений нами разрабатывается проект Закона Украины под условным названием «Об общественных отраслевых объединениях в агропродовольственной сфере». Планируется с помощью этого законопроекта повысить действенность следующих видов объединений:

- сельскохозяйственных объединений первичных производителей сельскохозяйственной продукции за определенными организационно - правовыми формами хозяйствования, в структуре товарной продукции которых сельскохозяйственная продукция составляет более 50%;

- отраслевые объединения субъектов хозяйствования за определенным видом (ами) экономической деятельности в агропродовольственной сфере, которые объединяют большинство однотипных субъектов хозяйствования за видами экономической деятельности, в структуре товарной продукции (услуг) которых продукция (услуги) отрасли составляет более 50%;

Высший Сельскохозяйственный Совет (аграрная палата), который объединяет самоуправляемые объединения в лице их руководителей (полномочных представителей).

За такой схемой нами предлагается выстроить систему хозяйственного самоуправления в агропромышленном секторе экономики Украины. И хотя на пути принятия этих законопроектов Верховной Радой Украины будет много сложностей, такая схема неизбежна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.