Научная статья на тему 'Институциональные аспекты формирования систем управления организациями в цифровой экономике'

Институциональные аспекты формирования систем управления организациями в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DIGITAL ECONOMY / MANAGEMENT / ECONOMIC INSTITUTE / INSTITUTIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочковский Н.С.

В статье представлены институциональные аспекты развития систем управления организациями, определенные в программе «Цифровая экономика РФ». Автором проведен анализ программы и сформированы особенности реализации основных общих экономических институтов в сфере управления организациями. В статье выделены следующие экономические институты: институт собственности, институт корпоративного управления, институт арбитражного суда, институт третейского суда, институт государственно-частного партнерства, институт экономической кооперации, институт товарной биржи, институт профессиональных союзов, институт экономического саморегулирования. Автором определены возможные сценарии совершенствования институционального обеспечения управления организациями в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional aspects of the formation of management systems of organizations in the digital economy

The article presents the institutional aspects of the development of organization management systems as defined in the Digital Economy of the Russian Federation program. The author analyzed the program and formed features of the implementation of the main general economic institutions in the field of organization management. The following economic institutes are distinguished in the article: Institute of Property, Institute of Corporate Governance, Institute of Arbitration Court, Institute of Arbitration Court, Institute of Public-Private Partnership, Institute of Economic Cooperation, Institute of Commodity Exchange, Institute of Trade Unions, Institute of Economic Self-Regulation. The author identifies possible scenarios for improving institutional support for the management of organizations in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты формирования систем управления организациями в цифровой экономике»

Институциональные аспекты формирования систем управления организациями в цифровой экономике

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Мрочковский Николай Сергеевич,

докторант кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», nikolay@mrochkovskiy.ru

В статье представлены институциональные аспекты развития систем управления организациями, определенные в программе «Цифровая экономика РФ». Автором проведен анализ программы и сформированы особенности реализации основных общих экономических институтов в сфере управления организациями.

В статье выделены следующие экономические институты: институт собственности, институт корпоративного управления, институт арбитражного суда, институт третейского суда, институт государственно-частного партнерства, институт экономической кооперации, институт товарной биржи, институт профессиональных союзов, институт экономического саморегулирования.

Автором определены возможные сценарии совершенствования институционального обеспечения управления организациями в цифровой экономике.

Ключевые слова: цифровая экономика, управление, экономический институт, институциональное обеспечение.

1 Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" // Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р

2 Программа "Цифровая экономика", п.1У.

Институциональное обеспечение развития систем управления организациями включает в себя систему взаимосвязанных формальных и неформальных норм и институтов, регламентирующих основные аспекты функционирования данного сегмента деятельности, а также основы государственной поддержки его прогрессивного совершенствования, устойчивого роста социально-экономической эффективности управления.

Основным законодательным актом, регламентирующим процессы развития организаций в цифровой экономике в Российской Федерации, является программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1. В данном нормативном документе, в частности, выделены приоритетные для отечественной экономики сектора осуществления деятельности, а именно:

- большие данные;

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

- системы распределенного реестра;

- квантовые технологии;

- новые производственные технологии;

- промышленный интернет;

- компоненты робототехники и сенсорика;

- технологии беспроводной связи;

- технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В рассматриваемом нормативном документе выделены пять основных приоритетов стратегического развития отечественной цифровой экономики: «К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность»2. По каждому из указанных пяти направлений в программе определены приоритетные мероприятия, которые носят, на наш взгляд, достаточно общий, недетализированный и, соответственно, в определенной мере декларативный характер.

Пятый раздел рассматриваемой программы посвящен вопросам управления цифровой экономикой. В рамках данного раздела выделены последовательные стратегический, оперативный и тактический уровни управления развития цифровой экономики Российской Федерации. Не вполне ясна подобная дифференциация уровней управления, поскольку, в соответствии с положениями традиционной теории стратегического управления организациями, стратегический уровень конкретизируется в положениях организационной тактики; последняя же детализируется и уточняется в рамках оперативного управления3.

В рассматриваемом нормативном акте указано: «На стратегическом уровне системы управления утверждаются направления развития цифровой экономики, стратегические цели и планы, а также отчеты об их достижении. При этом рабочий орган стратегического уровня

3 Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2018. С.11; Сайрусов В.С. Проблемы и перспективы стратегического управления предпринимательскими структурами // Вопросы экономики и управления. 2018. №4. С.51

управления должен рассматривать и согласовывать форсайты и прогнозы развития цифровой экономики и цифровых технологий, основные направления развития цифровой экономики, результаты мониторинга и контроля программы развития цифровой экономики, изменения программы и системы управления»4.

В соответствии с положениями программы, на оперативном уровне управления цифровой экономикой и процессами развития организаций Российской Федерации должны решаться следующие основные задачи:

- формирование совместно с профессиональными сообществами субъектов хозяйственной деятельности, другими группами заинтересованных лиц форсайта и моделей будущего развития цифровой экономики;

- координация действий профильных органов государственной власти различного уровня и местного самоуправления по вопросам развития цифровой экономики;

- управление «портфелями» проектов и отдельными проектами, имеющими государственное значение;

- организация мониторинга и оценки эффективности выполнения программных мероприятий;

- установка стандартов регулирования национальной цифровой экономики;

- анализ и внесение изменения в документы стратегического планирования по вопросам развития цифровой экономики (на наш взгляд, данная управленческая компетенция не может осуществляться на оперативном уровне управления; коррективы в стратегические нормативные программные документы собственно и должны вноситься на стратегическом уровне менеджмента).

Как указано в рассматриваемой программе, «на тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по каждому из следующих направлений: разработка и реализация планов цифровой трансформации органов власти, государственных учреждений, корпораций и фондов; исполнение проектов настоящей Программы с целью достижения результата, реализация и масштабирование пилотных проектов и лучших практик; организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики; формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, существенных для цифровой экономики, включая стандарты и государственные требования, а также примерные программы; разработка предложений по мерам законодательного регулирования развития цифровой экономики».

С начала 2000 г.г. практически в любых программах стратегического социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в рамках стратегических программных документах по вопросам развития отдельных сфер деятельности, приводятся количественные ориентиры эффективности реализации программных мероприятий. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» выделены следующие основные индикаторы результативности программных мероприятий, которые предполагается достигнуть к 2024 году:

- успешное функционирование не менее 10 отраслевых индустриальных цифровых платформ для основных предметных областей цифровой экономики

(цифрового здравоохранения, цифрового образования, т.н. «умного города» и др.);

- деятельность не менее 500 отечественных экономических субъектов в сфере информационного предпринимательства;

- доля населения, обладающего цифровыми навыками - не менее 40% (на наш взгляд, данный показатель является явно заниженным; элементарными цифровыми навыками, хотя бы в области использования современных мобильных приложений, должна в условиях интенсивного развития цифровой экономики обладать большая доля населения);

- количество выпускников организаций высшего и среднего специального образования, обладающих навыками в области цифровых технологий на среднемировом уровне - не менее 800 тыс. чел. в год (на наш взгляд, корректнее было бы вести речь о близком к 100% охвате такого рода выпускников навыками в области информационных технологий хотя бы на некотором среднем уровне, тем более что и материально-техническая база, и кадровый потенциал для решения данной задачи имеется практически во всех организациях ВО и в подавляющем большинстве учреждений ССП России);

- охват домохозяйств Российской Федерации широкополосным интернетом на уровне не менее 97% (данный показатель, напротив, представляется крайне завышенным: так, по данным на начало 2018 г. 29,8% населения РФ составляют пенсионеры5, причем с учетом одновременного действия факторов инертного старения населения и проведения пенсионной реформы к 2024 г. значение данного индикатора вряд ли кардинальным образом изменится - при этом в значительной части домохозяйств, состоящих только из пенсионеров, нет ни ПК, ни какой-либо необходимости в его приобретении, ни средств на ПК и доступ в интернет);

- обеспечение отечественных субъектов хозяйственной деятельности услугами национальной платежной системы на уровне не менее 90% (данный индикатор носит выраженной нерыночный и, более того, как мы полагаем, крайне неэффективный с точки зрения государственного регулирования хозяйственной деятельности в РФ в целом характер - непонятно, какими средствами можно обеспечить его достижение -с использованием административного ресурса, законодательных ограничений, определенных запретов на действие систем Visa и Master Card и т.п.).

Несмотря на актуальность программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ее основными недостатками, ограничивающими эффективность практического использования, являются:

1. Отсутствие в тексте нормативно-правового акта четкой дефиниции понятия «цифровая экономика», ее секторов и элементов, что может вызывать коллизии в процессе дальнейшего институционального обеспечения развития субъектов хозяйственной деятельности РФ, в рамках юридических актов конкретной силы, таких как постановления правительства, распоряжения, инструктивные материалы и т.п.

2. Многочисленные неточности в определении предметов регулирования различных уровней цифровой экономики: стратегического, тактического и оперативного.

X X

о

го А с.

X

го m

о

4 Программа "Цифровая экономика", п.У.

5 Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. С.81.

м о м о

о es о es

о ш m

X

<

m О X X

3. Условность плановых количественных индикаторов развития цифровой экономики Российской Федерации, которая, тем не менее, ввиду институционального закрепления такого рода недостаточно проработанных плановых показателей, может также вызывать определенные коллизии в сфере отраслевого государственного регулирования деятельности организаций.

4. В рамках программы не уделяется существенное внимание обеспечению прогрессивного развития стар-тап-проектов.

5. В тексте программы не акцентируется внимание на решении такой актуальной проблемы, как интеграция в структуру цифровой экономики групп населения, в настоящее время слабо охваченных ее ресурсами, в первую очередь граждан пожилого возраста (обучение компьютерной грамотности, обеспечение ПК, формирование удаленной занятости пенсионеров за ПК на дому, в т.ч. как одно из направлений трудоустройства граждан, дополнительно высвобождаемых в результате пенсионной реформы).

Важным элементом институциональной среды регулирования хозяйственной деятельности является Федеральный Закон «Об электронной подписи»1, который существенно лучше структурирован и потенциально эффективен с точки зрения влияния на развитие отечественного бизнеса по сравнению с рассмотренной выше программой «Цифровая экономика Российской Федерации».

В частности, в ст. 2 указанного нормативно-правового документа представлен широкий перечень терминов и определений, не только непосредственно затрагивающих отношения, связанные с электронной цифровой подписью (ЭЦП) субъектов предпринимательства, но и смежными экономическими отношениями, такие, например, как «корпоративная информационная система», «информационная система общего пользования» и т.п. Подобный подход позволяет минимизировать последующие коллизии в правоприменительной практике, в части рассмотрения различных типов взаимоотношений, связанных с реализацией права электронной цифровой подписи организациями и ее подтверждением.

В целом, рассматриваемый нормативно-правовой акт исчерпывающе, на наш взгляд, регламентирует возможные принципы, частные вопросы формирования электронной цифровой подписи, институционализируя данный процесс, формируя в бизнес среде и сфере правоприменения РФ устойчивое представление о том, что ЭЦП является не менее эффективным и, вместе с тем, существенно более удобным инструментом по сравнению с традиционной подписью субъектов хозяйственной деятельности.

Кроме того, на основании данного документа сформированы возможности для развития нового вида деятельности - аккредитованных удостоверяющих центров, осуществляющих роль своего рода нотариусов по удостоверению ЭЦП в пространстве цифровой экономики. Закон определяет функции такого рода центров и требования к их обязательному государственному сертифицированию.

Следует отметить, что в интернет-пространстве, основные институты трансформируются достаточно

существенным образом. Основные направления такого рода трансформации касательно наиболее значимых общих институтов обеспечения эффективности деятельности систематизированы в таблице 1.

Таблица 1

Особенности реализации основных общих экономических

Основные экономические институты Особенности функционирования организаций

1. Институт собственности Отношения интеллектуальной собственности, непосредственно вытекающие из процесса деятельности организаций в цифровой экономике, во всем мире защищаются менее результативно по отношению с процедурами защиты физической собственности. В РФ данная проблема стоит еще более остро, в т.ч. ввиду отсутствия существенного опыта правоприменительной практики. Институт же собственности на многие объекты виртуальной экономики в значительной степени носит номинальный характер.

2. Институт корпоративного управления Контроль собственников за проектами в цифровой экономике существенно менее эффективен по сравнению с традиционными системами корпоративного управления и контроля (например, вытекающими из положений ФЗ РФ «Об акционерных обществах»). Например, права приобретателей токенов в процессе ICO существенно в меньшей степени институционально обеспечены по сравнению с правами владельцев акций и об-пигаций, размещаемых в результате IPO.

3. Институт арбитражного суда В отношении процессов деятельности организаций, в том числе реализуемого в рамках цифровой экономики, действует традиционный институт арбитражного суда, национального и международного уровня.

4. Институт третейского суда В 2015 - 2018 г.г. формируются попытки создания и обеспечения эффективного функционирования авторитетных третейских судов по различным аспектам деятельности субъектов интеллектуального предпринимательства в сети Интернет.

5. Институт государственно-частного партнерства В РФ данный институт действует в сфере поставки информационных услуг для системы Электронного правительства, в вовлечении субъектов хозяйственной деятельности в проекты государственной инновационной инфраструктуры, вовлечении организаций в процесс заверения ЭЦП и т.п.

6. Институт экономической кооперации В виртуальном пространстве цифровой экономики действуют многочисленные формы экономической кооперации и интеграции, которые, как правило, слабо институционализированы и, соответственно, потенциально защищены.

7. Институт товарной биржи (биржи услуг, биржи криптовалют и т.п.). В 2016 - 2018 г.г. активно развивается институт виртуальных бирж криптовалют. По данным на середину 2018 г. наиболее динамично развивающимися биржами криптовалют являются EXMO, YoBit, Binance, LocalBitcoins, Live-Coin, C-Cex, Poloniex, SpectroCoin, HitBtSx.

8. Институт профессиональных союзов Практически не действует в отношении работников организаций, задействованных на условиях удаленной занятости, которая сама по себе зачастую является нелегальной.

9. Институт экономического само-регулирования В РФ функционируют ассоциации интернет-предпринимателей, интернет-консультантов, которые реализуют преимущественно образовательные функции, а также решают задачи вовлечения в информационный бизнес максимально широкого круга субъектов сферы традиционной деятельности.

Источник: разработана автором

По результатам анализа особенностей и проблем развития формальных и неформальных институтов

1 Федеральный Закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 №63-Ф3 (с изм. и доп. от 31.12.2017). М.: Бек, 2018.

выделены основные вероятные сценарии совершенствования институционального обеспечения развития управления организациями в цифровой экономике (таблица 2).

Таблица 2

Возможные сценарии совершенствования институционального обеспечения управления организациями в цифровой экономике

Наименование сценария Основное содержание сценария

1. Сценарий «догоняющей модернизации» формальных институтов Инертная модернизация национальных систем гражданского права в соответствии с основными содержательными изменениями виртуального сегмента мировой экономики. Постепенная унификация международного права в исследуемой области.

2. Сценарий ускоренного развития неформальных институтов цифровой экономики Формирование и развитие институтов третейских интернет-судов, институтов гарантирования и страхования деятельности в виртуальном сегменте цифровой экономики, механизмов проверки добросовестности экономических агентов виртуального пространства и т.п.

3. Сценарий комплексной институционализации на основе технологии ЫосксЬ|ат1 Использование технологии ЫосксЬ|ат для формирования института абсолютно транспарентных контрактов (основанных на децентрализованных системах хранения информации), обеспечения прозрачности трансакций в цифровой экономике.

4. Синтетический сценарий институциональной модернизации Комплексная реализация сценариев 1,2 и 3.

5. Сценарий хаотического развития институтов виртуального сегмента цифровой экономики Фрагментарное развитие институтов виртуального пространства цифровой экономики, низкий уровень их конгруэнтности с национальными системами гражданского законодательства. Существенные коллизии и риски осуществления различных типов предпринимательских трансакций в сети Интернет.

Источник: разработана автором

Как показано в таблице 7, наиболее предпочтительным с точки зрения обеспечения прогрессивного развития систем управления организациями являются синтетический сценарий институциональной модернизации виртуального сегмента цифровой экономики, предусматривающий ускоренную реактивную модернизацию и унификацию формальных институтов в непосредственной взаимосвязи с превентивным развитием специальных неформальных институтов и определенной институционализацией элементов механизма ЫосксИат.

Литература

1. Федеральный Закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 №63-Ф3 (с изм. и доп. от 31.12.2017). М.: Бек, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" // Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р

3. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2018. С.11; Сайрусов В.С. Проблемы и перспективы стратегического управления предпринимательскими структурами // Вопросы экономики и управления. 2018. №4. С.51

4. Гаджиева И.Н., Сыбачин С.А., Ляндау Ю.В. Цифровая трансформация бизнеса Управление в России: проблемы и перспективы. 2019. № 2. С. 21-24.

5. Генкин, А., Михеев, А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра / А. Генкин, А. Михеев. -Москва Изд-во: «Альпина-Паблишер», 2018. - 592 с.

6. Келли, К. Неизбежное. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее / К. Келли. - Москва, Изд-во: «Манн, Иванов и Фербер»,

2017. - 352 с.

7. Коэн, Шмидт, Э., , Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств / Э. Шмидт, Дж. Коэн. - Москва, Изд-во: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 368 с.

8. Лугачев, М. И., Скрипкин, К. Г. К проблеме циф-ровизации российской экономики / М.И. Лугачев, К.Г. Скрипкин // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2017) Сборник научных трудов XX научно-практической конференции 26-28 апреля 2017 г. — ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова Москва, 2017.

— С. 51-59.

9. Лугачев, М. И. и др. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность / М.И. Лугачев // Бизнес-информатика, 2018. - №2 (44) - С. 45-53

10. Ляндау Ю.В., Таспенова Г.А. Технологии оценки и управления стоимостью компании Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 5. № 5. С. 15-19.

11. Масленников, В.В., Ляндау Ю.В., Чигров, А.С. Формализация стратегий на основе сбалансированной системы показателей / В.В. Масленников, Ю.В. Ляндау, А.С. Чигров. - М.: Изд-во: «Русайнс», 2016. -230 с.

12. Портер, М., Хаппелманн, Дж. Революция в производстве / М. Портер, Дж. Хаппелманн. - Harvard Business Review Россия, 2018. - с. 3-16

13. Роджэрс, Д. Цифровая трансформация / Д. Роджерс. - Москва Изд-во: «Точка», 2018. - 344 с.

14. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики,

2018. С.81.

15. Халин, В.Г., Чернова, Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. - 2018.

- №10 - С. 46-63

Institutional aspects of the formation of management

systems of organizations in the digital economy Mrochkovsky N.S.

Plekhanov Russian University of Economics The article presents the institutional aspects of the development of organization management systems as defined in the Digital Economy of the Russian Federation program. The author analyzed the program and formed features of the implementation of the main general economic institutions in the field of organization management. The following economic institutes are distinguished in the article: Institute of Property, Institute of Corporate Governance,

X X О го А С.

X

го m

о

1 Подробнее возможности использования технологии block-chain в процессе обеспечения эффективности развития ин-

теллектуального предпринимательства в цифровой экономики будут рассмотрены в гл.5.

M

о

M

о

Institute of Arbitration Court, Institute of Arbitration Court, Institute of Public-Private Partnership, Institute of Economic Cooperation, Institute of Commodity Exchange, Institute of Trade Unions, Institute of Economic Self-Regulation. The author identifies possible scenarios for improving institutional support for the management of organizations in the digital economy.

Keywords: digital economy, management, economic institute,

institutional support. References

1. Federal Law "On Electronic Signatures" dated 04.06.2011 No.

63-FZ (as amended and supplemented on 12.31.2017). M .: Beck, 2018.

2. The program "Digital Economy of the Russian Federation" //

Approved by Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r

3. Vesnin V.R. Strategic management. - M .: Prospect, 2018.P.11;

Sayrusov V.S. Problems and prospects of strategic management of entrepreneurial structures // Issues of Economics and Management. 2018. No4. S.51

4. Gadzhieva I.N., Sybachin S.A., Landau Yu.V. Digital Transformation of Business Management in Russia: Problems and Prospects. 2019.No 2.P. 21-24.

5. Genkin, A., Mikheev, A. Blockchain. How it works and what

awaits us tomorrow / A. Genkin, A. Mikheev. - Moscow Publishing House: Alpina Publisher, 2018. - 592 p.

6. Kelly, K. The Inevitable. 12 technological trends that determine

our future / K. Kelly. - Moscow, Publishing House: "Mann, Ivanov and Ferber", 2017. - 352 p.

7. Cohen, Schmidt, E.,,, J. The New Digital World. How technology is changing people's lives, business models and the concept of states / E. Schmidt, J. Cohen. - Moscow, Publishing House: "Mann, Ivanov and Ferber", 2013. - 368 p.

8. Lugachev, M. I., Skripkin, K. G. On the problem of digitalization

of the Russian economy / M.I. Lugachev, K.G. Skripkin // Enterprise Engineering and Knowledge Management (IP & UZ-2017) Proceedings of the XX Scientific and Practical Conference April 26-28, 2017 - FSBEI HE REU named after G.V. Plekhanova Moscow, 2017. - P. 51-59.

9. Lugachev, M. I. et al. Digital enterprise: transformation into a

new reality / M.I. Lugachev // Business Informatics, 2018. -No. 2 (44) - S. 45-53

10. Landau Yu.V., Taspenova G.A. Technologies for valuation and management of company value. Economics and management: problems, solutions. 2017.V. 5. No. 5. P. 15-19.

11. Maslennikov, V.V., Landau Yu.V., Chigrov, A.S. Formalization of strategies based on a balanced scorecard / V.V. Maslennikov, Yu.V. Landau, A.S. Chigrov. - M.: Publishing House: "Rusyns", 2016. - 230 p.

12. Porter, M., Happelmann, J. The revolution in production / M. Porter, J. Happelmann. - Harvard Business Review Russia, 2018 .-- p. 3-16

13. Rogers, D. Digital Transformation / D. Rogers. - Moscow Publishing House: "The Point", 2018. - 344 p.

14. Russian statistical yearbook. - M.: From the Federal State Statistics Service, 2018. P.81.

15. Khalin, V.G., Chernova, G.V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks / V.G. Khalin, G.V. Chernova // Management Consulting. - 2018. - No. 10 - S. 46-63

o

CS

o

CS

O HI

m

X

3

<

m

o

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.