ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 658.1
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ДОСТОВЕРНОСТИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ БИЗНЕСА
Н. А. КАЗАКОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail:axd_audit@mail. т Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Е. А. ФЕДЧЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных
E-mail:axd_audit@mail. т Кубанский государственный университет
В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения достоверности учетной информации о бизнесе на основе комплексного использования стандартов, совершенствования институциональных механизмов формирования и методов контроля за учетной информацией.
Ключевые слова: учетная информация, достоверность, транспарентность, качество, бизнес-процесс, институциональные факторы, аналитические возможности, институциональные интересы.
Актуальные проблемы обеспечения и оценки достоверности учетной информации о бизнесе
Проблемы транспарентности и релевантности учетно-финансовой информации сегодня стоят весьма остро во всем мире наряду с качеством продукции, работ, услуг, трудовых ресурсов, капитала, менеджмента.
Это обусловлено тем, что бизнес всегда стоит перед дилеммой: либо укреплять устойчивость бизнеса, развивая цивилизованные отношения и максимально учитывая все возможные реалии экономических процессов, либо идти на изначально более высокий риск с целью получения сверхприбыли.
Даже в достаточно сильных в правовом отношении государствах мошеннические операции в бизнесе открыто допускают 25 % компаний, в Турции - 53 %, в Испании - 38 %, в России - 55 %. Более того, 42 % респондентов не осуждают такую практику [1].
Достоверность и транспарентность учетной информации непосредственно связаны с качеством учетных процедур и методологией их проведения, поэтому достоверность и транспарентность можно считать важнейшими составляющими качества и аналитических возможностей учетной информации, позволяющими на ее основе принимать решения, управлять бизнесом и государством.
В развитых странах для повышения качества учетных процедур и достоверности учетной информации усиливаются меры государственного контроля за финансовой отчетностью, а также вводится уголовное наказание за представление недостоверной отчетности. При этом ведущая роль отводится стандартам учета и аудита всех уровней контроля.
Анализ бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, проведенный Росстатом при формировании региональных баз данных «БОО» (бухгалтерская отчетность организаций), свидетельствует о наличии различного рода ошибок, связанных с качеством ведения учета, не только в сельском хозяйстве и малом бизнесе, но и в крупных компаниях [3].
В научном сообществе проблемы достоверности учетной информации для управления бизнесом поднимаются в различных областях теоретических и прикладных исследований: в области традиционных моделей бухгалтерского учета (Х. Андерсон, В. Ф. Палий, Я. В. Соколов, Н. Н. Карзаева, Л. И. Хоружий и др.), в области оценки качества продукции, труда и менеджмента (В. Н. Бурков, С. Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян и др.), в области методов оценки качества учетной
информации (Э. В. Минько, М. Л. Кричевский,
A. П. Крылов, В Н. Мишин, И. И. Мазур,
B. Д. Шапиро, Е. С. Соколова и др.), а также в сфере аудита, ревизии и контроля (М. В. Мельник, В. Г. Когденко, С. А. Орехов, С. В. Панкова, Ф. И. Шамхалов, А. Д. Шеремет и др.).
В учетных системах мира, а также в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и системах менеджмента качества, установленных Международной организацией по стандартизации (ISO), стоит актуальная задача создания эффективной системы, обеспечивающей транспарентность и релевантность информации о бизнес-процессах. Предлагается использование системы постоянного мониторинга, для чего разрабатываются индикативные критерии, методы регулирования и контроля за учетной информацией через государственные, профессионально-общественные (саморегулируемых организаций) и внутрифирменные стандарты.
Мировой опыт и исследования российских ученых, направленные на решения проблем повышения достоверности и релевантности учетной информации в бизнес-процессе, показывают, что этого можно достичь:
- во-первых, развитием принципов формирования учетной информации, соответствующих рыночной экономике, и в том числе сформулированных в МСФО;
- во-вторых, совершенствованием механизмов регулирования учетной информации;
- в-третьих, обеспечением адекватной системы контроля за достоверностью учетной информации и методики расчета показателей ее качества.
Правительство Российской Федерации в программном документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р) поставило задачу продолжить работу по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций, повышению ответственности за своевременность и содержание раскрываемой информации. Совершенствование нормативной базы по бухгалтерскому учету в России направлено прежде всего на реализацию
требований МСФО. Такая определенность дает возможность бизнесу заранее настраивать свои учетные системы, поскольку МСФО стали частью российского правового поля, а появление официальных МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности, превращения их в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной учетной информации [8].
В то же время принципы МСФО касаются только формирования учетной информации о бизнесе в системах бухгалтерского учета и не затрагивают другой учетной управленческой или стратегической информации, которая формируется в бизнес-процессе. Такой подход существенно сужает сферу применения учетной информации. Чтобы учетная информация соответствовала потребностям системы управления бизнесом, необходимы дополнительные принципы ее формирования, такие как:
- структурированность;
- оптимальность;
- соответствие заданному уровню качества;
- кумулятивность;
- непрерывность;
- адекватность [7].
Принцип структурированности обеспечивает системное построение учетной информации. Принцип оптимальности определяет необходимость удовлетворения информационных потребностей пользователей на всех этапах бизнес-процесса. Принцип соответствия заданному уровню качества предполагает наличие показателей оценки качества учетной информации и методики их расчета. Принцип кумулятивности обеспечивает накопление и хранение информации на всех этапах бизнес-процесса. Принцип непрерывности отражает взаимосвязь вновь созданной учетной информации с уже зафиксированной в бизнес-процессе. Принцип адекватности определяет степень соответствия информации текущему моменту времени.
Достоверность и релевантность учетной информации можно оценивать с качественной и количественной стороны с позиции ее потребительской стоимости как набор нескольких характеристик или потребительных свойств, способных удовлетворять различные информационные пот-
ребности пользователей. Данный подход может быть использован при разработке количественных показателей и формировании обобщенного критерия достоверности учетной информации.
В этом аспекте заслуживает внимания система показателей для количественной оценки качества учетной информации, предложенная Е. С. Соколовой: коэффициенты искажения, влияния, доступности и соответствия методологии расчета [7].
Коэффициент искажения характеризует отсутствие существенных искажений учетной информации. Для принятия решения об отсутствии искажений в учетной информации используются:
- расчет учетных показателей в соответствии с действующей нормативной базой;
- экспертная оценка расчетов учетных показателей независимыми экспертами;
- ограничение временного периода проведения оценки надежности учетной информации;
- независимый контроль за расчетом экономических показателей.
Заданные условия соответствуют абсолютным характеристикам показателя. Оценка искажения основана на степени отклонения учетного показателя от базового:
д _ Пс - пн ' Пс + Ян
где д - коэффициент искажения 1-го показателя;
п - число совпадений знаков отклонений фактического значения признака от базового значения;
пн - число несовпадений знаков отклонений фактического значения признака от базового значения.
Коэффициент искажения для учетной системы рассчитывается по формуле
д=
Ъ д
1=1
т
где т - количество учетных показателей.
Коэффициент влияния характеризует степень влияния учетной информации на управленческое решение участников бизнес-процесса: удовлетворенность инвесторов (показатели финансового состояния организации), кредиторов (показатели
платежеспособности, ликвидности), поставщиков и подрядчиков (показатели платежеспособности), покупателей (показатели финансовой устойчивости), государственных органов (активы, капитал, обязательства, показатели финансового состояния), работников организации (показатели платежеспособности, уровня заработной платы), общественности (показатели занятости, экологии, социально-экономические, распределения производительных сил).
При расчете коэффициента влияния для всей учетной системы принимается во внимание количество учетных показателей для каждого пользователя, а также количество пользователей:
( т \
г
у = £ ^ т
V
где У - коэффициент влияния;
т - количество учетных показателей для каждого пользователя; g - количество пользователей. Коэффициент доступности оценивает возможность пользователей информации разобраться в формировании или расчете учетных показателей на основе наличия и количества альтернативных методов их расчета. Коэффициент соответствия методологии расчета характеризует единство методологии расчета показателей текущего и прошлых периодов. Коэффициенты доступности и соответствия методологии рассчитываются аналогично коэффициенту влияния. Оценка всех коэффициентов качества определяется с помощью интервальной шкалы (табл. 1).
Рассмотренные коэффициенты качества учетной информации с использованием предложенной оценочной шкалы были использованы для оценки достоверности информации, формируемой и применяемой в управлении бизнесом по 60 экономическим субъектам за 2009-2010 гг.1. Одновременно проверялось влияние принципов формирования учетной информации на ее ка-
Таблица 1
Шкала оценки коэффициентов качества учетной информации
Интервал шкалы Значение интервала
До 0,5 Полное искажение
От 0,5 до 0,8 Частичное искажение
От 0,8 и более Неискаженная информация
1Все хозяйствующие субъекты были разделены на три группы: первая группа принципов не использовала (32 организации); вторая группа формировала учетную информацию, частично используя новые принципы (16 организаций); третья группа использовала принципы (12 организаций).
чественные характеристики (потребительские свойства). Полученные результаты, обработанные методами корреляционно-регрессионного анализа, представлены в табл. 2 [7].
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что развитие и использование в учетной практике принципов формирования учетной информации, соответствующих требованиям управления бизнесом в современной рыночной экономике, значительно повышают.ее потребительские качественные характеристики: существенно улучшается коэффициент влияния до 0,72, что соответствует мало искаженной информации, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения участникам бизнес-процесса. Коэффициенты доступности и соответствия методологии расчета близки к 1, что свидетельствует о неискаженной информации, дающей возможность пользователям ее анализировать и строить на ее основе прогнозы развития бизнеса. В то же время уменьшение значения коэффициента искажения говорит о существенных отклонениях значений учетных показателей от базовых, что требует его доработки в части установления более адекватных критериальных значений.
Главная цель оценки достоверности и качества, а значит, и аналитических возможностей учетной информации, - обеспечение потребителей (участников бизнес-процесса) учетной информацией, отвечающей определенной системе критериев, в которой учетные показатели должны соответствовать качественным характеристикам, а те в свою очередь должны оцениваться количественными коэффициентами соответствующего уровня.
Таким образом, достоверность и релевантность учетной информации могут рассматриваться как совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой показателей, определяющих степень удовлетворения пот-
Таблица 2
Влияние использования принципов формирования учетной информации на уровень ее достоверности (значение показателей качества)
Показатель качества учетной информации, имеющий высокое значение Организации использовали принципы учетной информации Организации частично использовали принципы учетной информации Организации не использовали принципы учетной информации
Коэффициент искажения 0,102 0,430 0,625
Коэффициент влияния 0,720 0,520 0,050
Коэффициент доступности 0,850 0,430 0,010
Коэффициент соответствия методологии расчета 0,950 0,350 0,085
ребностей пользователей учетной информацией в рыночных условиях при оптимальных затратах на формирование этой информации.
Институциональная среда и аналитические возможности учетной информации бизнеса
Институциональный подход к оценке учетной информации бизнеса охватывает в комплексе воздействие на него экономических, политических, культурных, правовых, исторических, социологических, психологических факторов. Основоположниками институционального подхода в экономике являются Т. Веблен, Дж. Ком-монс и У. Митчел, которые связывали появление институционализма прежде всего с возникновением различных форм собственности и организационно-правового управления экономических субъектов, что потребовало государственного и общественного регулирования экономической среды и упорядочения внутренних и специализированных правовых институтов.
Институциональные особенности учетной информации рассматривали в своих трудах такие российские ученые, как Е. Ю. Воронова, С. В. Камы-совская, В. В. Панков, Я. В. Соколов, Е. М. Сорокина, Л. А. Чайковская и другие авторы [6]. Аналитическим институциональным аспектам финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской и консолидированной отчетности, посвящены работы В. Г. Когденко, М. В. Мельник, А. Н. Хорина.
Хозяйствующий субъект любой формы управления является прежде всего институциональной единицей, функционирующей и развивающейся в определенной институциональной среде.
Макрофакторы функционирования бизнеса (как совокупность общественных, материальных и духовных условий, в которых организация осуществляет свою деятельность, с одной стороны, и как комплекс взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, с другой) определяют сегодня институциональные интересы и стимулы для эффективного развития бизнеса. Благодаря таким факторам макросреды, как правовая система, нормативная база регулирования предпринимательской деятельности, обычаи и практика делового оборота, социально-культурные установки в обществе, система образования и подготовки специализированных кадров, информационные процессы в профессиональной среде, научно-технический прогресс, процессы глобализации и интеграции, уменьшается общая неопределенность деятельности бизнеса в условиях рыночной экономики, структурируются технические, технологические и институциональные рамки управленческого процесса, определяется уровень легитимности и признания в деловом сообществе.
Институциональная микросреда конкретного хозяйствующего субъекта зависит от формы и организационной структуры управления, принятой учетной политики и учетно-отчетной практики, складывающихся в большей степени под воздействием неявных и неформальных правил и коммуникаций. Она отражает многообразие и структуру процесса учета, обладает выраженной спецификой вида деятельности и конкретного организационного уровня (организации, сегмента, филиала, структурного подразделения, холдинга) [2].
Влияние институциональных факторов функционирования экономических субъектов на оценку их деятельности проявляется в специфике
содержания и структуры их внутренней учетно-финансовой, микроэкономической, внеучетной и нормативно-управленческой информации, а также публичной информации о бизнесе, определяемой региональными, по видам экономической деятельности бизнес-институтами (рис. 1).
Институциональные условия функционирования хозяйствующего субъекта можно представить в виде определенных форм организации отношений в бизнес-среде в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проявляемых в совокупности формальных и неформальных правил поведения участников экономических процессов, целей и интересов пользователей аналитической информации.
Таким образом, институциональная среда бизнеса выступает как набор взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, оп-
ределяющих структуру стимулов для эффективного развития конкретного экономического субъекта.
Экономические институты государства включают конкретные формы организации бизнеса, обмена, распределения, потребления, правила поведения субъектов, мотивы и стимулы, воплощенные в функциональных особенностях институциональной структуры.
Институт организационно-правовых форм представляет собой способ закрепления использования имущества экономическим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Выбор организационно-правовых форм диктуется целями бизнеса, наличием ресурсов и их источников, а также стратегией защиты собственности, а иногда схемой финансирования деятельности или схемой налогового планирования.
институциональная срэд^
Учетная информация хозяйствующего субъекта
Институциональный выбор хозяйствующего субъекта
Институциональные факторы
Институциональные эффекты
Нормативно-правовая база
Элементы системы учета
Компоненты
Теория учета
Проблемы учета
Интересы пользователей учетной информации
Риски
Методология учета
Учетной информации
Рис. 1. Взаимосвязь учетной информации и основных элементов институциональной среды
При выборе конкретных организационно-правовых форм управления бизнесом различаются и формы ведения учета и отчетности, а следовательно, институциональные аналитические особенности и транспарентность учетной информации.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, вообще не обязаны вести бухгалтерский учет2. Однако в целях выплаты дивидендов участникам (учредителям) бизнеса требуется определение чистой прибыли, а в некоторых случаях и чистых активов в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. В связи с этим организации обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность по общим правилам.
В каждой стране существуют свои организационно-правовые формы управления бизнесом, которые закреплены законодательством. Организационно-правовые формы управления предпринимательской деятельностью - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по бизнесу, с одной стороны, и отношения конкретного бизнеса с другими экономическими субъектами и государственными органами, с другой. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы. Ее выбор зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:
- сферой деятельности;
- наличием денежных средств;
- достоинствами тех или иных форм управления бизнесом;
- состоянием конкретного рынка.
Основные формы предпринимательства можно сгруппировать в три класса:
- индивидуальные;
- коллективные;
- корпоративные.
В свою очередь, их также можно классифицировать на:
- микропредприятия;
- малые;
- средние;
- крупные.
2 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», с 2013 г. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Для отнесения бизнеса к той или иной категории необходимо учитывать определенные финансово-экономические показатели и критерии, регламентированные в нормативно-правовых документах, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом дополнений и изменений к ним, а также в приказах и постановлениях ФНС России и Федеральной службы по финансовым рынкам. Критериями оценки размеров бизнеса являются показатели среднесписочной численности работников, выручки от продаж, стоимости активов, суммы федеральных налогов и сборов, участия в уставном капитале других организаций, структуры и источников формирования уставного капитала.
В современной экономике доминирующее положение как в малом, так и в крупном бизнесе заняли коллективные формы предпринимательства - хозяйственные общества, ассоциации, союзы. Их организационные формы и экономическое содержание мало изменяются на протяжении десятилетий. Однако структура, развитие и долевое участие различных форм предпринимательской деятельности в экономике страны постоянно меняются. Организационно-правовые формы субъектов рыночных отношений регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законами о соответствующих формах управления бизнесом. Развитие рыночной экономики ведет к концентрации собственности и интеграции экономических субъектов, что вызывает появление различных формальных и неформальных взаимосвязей между экономическими субъектами -группами субъектов, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами: концернов, холдингов, корпораций, в которых одна компания контролирует одну или несколько других. Это различные формы организации предпринимательской деятельности, предусматривающие долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менед-
жеров). Преимущество объединения бизнесов проявляется в синергетическом эффекте, что позволяет существенно укрепить инвестиционный потенциал, сократить постоянные издержки, повысить рентабельность и технологический уровень бизнеса. Реорганизационные мероприятия (выделение, объединение, разделение и др.) позволяют экономить финансовые, трудовые и производственные ресурсы, оптимизировать налоги, скоординировать финансовые и материальные потоки внутри группы. Интеграция влияет на все показатели деятельности экономических субъектов, входящих в группу. Для управления корпоративным бизнесом используется как учетная информация отдельных компаний группы, так и консолидированная финансовая отчетность, а также особенности формирования группы. Аналитические аспекты корпоративной учетной информации должны обеспечивать оценку роли отдельных компаний в деятельности группы, и прежде всего в ее финансовых показателях.
Другим видом экономических институтов, влияющих на качество, информативность и аналитические возможности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, выступает финансовый рынок. Он включает денежный рынок (краткосрочные кредитные операции) и рынок капитала (среднесрочные и долгосрочные кредиты, ценные бумаги). Чем больше капитала привлекается в бизнес от государства или внешних инвесторов, тем более информированной и прозрачной должна быть отчетность экономических субъектов.
Налоговая система и особенности налогообложения хозяйствующих субъектов оказывают существенное влияние на стандарты и качественные аспекты учета и отчетности. Наличие различий в бухгалтерском и налоговом учете приводит к возникновению отложенных налоговых активов и отложенных обязательств, оказывающих непосредственное влияние на активы, источники финансирования и чистую экономическую прибыль, что требует их учета и отражения в отчетности хозяйствующих субъектов.
В научной и профессиональной среде продолжаются дискуссии о достоверности и сопоставимости учетно-финансовых показателей за несколько периодов, о соответствии российской системы бухгалтерского учета и отчетности
международным стандартам, о проблемах финансового анализа и перспективах развития аналитических, управленческих возможностей учетной информации хозяйствующих субъектов с учетом специфики их институциональных особенностей. Существующие проблемы учетной информации, связанные с влиянием на нее различных институциональных факторов и требующие решения, обобщены в виде табл. 3.
Совершенствование учетной информации с развитием современных институтов и институциональных интересов пользователей
Продолжающиеся процессы реформирования учета и отчетности в России связаны с качественными институциональными изменениями, которые в ближайшей перспективе могут оказать существенное влияние на условия и эффективность управления предприятиями и организациями.
Приоритетная роль учетной информации как основного средства коммуникации в современной институциональной бизнес-среде проявляется в том, что ее цели и требования сегодня становятся первостепенными при разработке новой, адекватной условиям глобализации и интеграции методологии учета. Это связано прежде всего с тем, что согласно действующим соглашениям государства, вступившие во Всемирную торговую организацию, обязаны вести учет по методологии МСФО.
Введение МСФО является важнейшим шагом обеспечения информационной инфраструктуры рынка капитала в России, создания благоприятного инвестиционного климата и, соответственно, экономического роста. В условиях рыночных отношений нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что его участники обеспечены достоверной качественной информацией об объектах инвестиций. Основным источником такой информации является бухгалтерский учет, а точнее, бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций.
За последние полвека в мировой практике бухгалтерского учета формировались такие требования к финансовой отчетности, которые делают ее максимально полезной и удобной для принятия
Таблица 3
Проблемы учетной информации, связанные с институциональной средой бизнес-процесса
Наименование показателя Проблема Фактор Принцип Риск
Система учета хозяйствующих субъектов Потеря доверия к публичной учетной информации хозяйствующего субъекта Достоверность и релевантность учетной информации. Частая смена методологии учета в процессе реформирования. Содержание учетной политики хозяйствующего субъекта. Уровень востребованности пользователями учетной информации. Уровень организации и обеспечения процесса учета Существенность. Прозрачность. Непротиворечивость. Непрерывность. Приоритет экономического содержания над формой представления учетной информации Риски, обусловленные представлением учетной информации. Риски, связанные с порядком регулирования учетной информации. Риски организации учета информации. Риски, обусловленные действиями инвесторов и кредиторов
Бухгалтерская финансовая отчетность при существующей ее форме и содержании не может служить основой для принятия управленческих решений
Отсутствие гармонизированной нормативно-законодательной и методической базы учетной информации, реализация которой обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета
Теории институциональной среды учетной информации хозяйствующих субъектов Изъятие инвесторами-собственниками своих инвестиций Законодательство. Политическая ситуация в стране. Социально-экономическая, природно-климатическая, экономическая ситуация Принцип открытости информационных потоков. Принцип комп-лементарности и поэтапности изменений. Принцип ин-новационности изменений Рыночный риск (процентный, валютный, товарный, фондовый)
Уменьшение величины капитала и активов Кредитный риск или риск контрагента (страновой, завершения операций)
Инициация кредиторами процедуры банкротства Риск основной деятельности или операционный риск (имущественный риск, риск ликвидности, риск взаимоотношений)
экономических решений неограниченным кругом пользователей. МСФО стали тем инструментом, с помощью которого эти требования формализуются с начала 1970-х гг.
В настоящее время МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений. Конечно, МСФО - это не идеал. Однако МСФО сегодня -это международный язык бизнеса. Чтобы получать выгоды от вовлеченности в мировую экономику, российский бизнес должен уметь говорить на этом языке. Именно поэтому вместе с началом рыночных реформ в России начался поиск механизмов официального принятия МСФО, успешно завершившийся в конце минувшего года.
Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.2010
№ 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В силу этого закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107 утверждено положение, в котором детально расписан механизм признания МСФО для применения на территории нашей страны. При разработке этого механизма использовался опыт принятия МСФО в странах Европейского Союза.
В условиях дальнейшей адаптации российской системы учета к МСФО будет продолжаться изменение положений по бухгалтерскому учету. При этом подавляющее большинство готовящихся новых требований может быть реализовано в учетной политике российских организаций уже
сегодня в условиях имеющейся нормативной базы. Ориентируясь на МСФО, организация может сформировать такую учетную политику, которая будет гармонировать с последующими изменениями в нормативно-методическом регулировании учета. Тогда изменения не будут приводить к необходимости каждый раз перестраивать учетные системы, а будут лишь подтверждать правильность уже выбранных организацией подходов к отражению тех или иных хозяйственных ситуаций. В этой связи появление официальных МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной информации [8].
Согласно Концепции финансовой отчетности ее основной целью является полезность для различных категорий пользователей с целью принятия ими разного рода решений [5]. Эта информация должна быть исчерпывающей и доступной к восприятию лицами, компетентными как в конкретном виде экономической деятельности, так и в области государственного управления и кредитно-финансового бизнеса. Наиболее часто в последнее время их называют стратегическими или институциональными инвесторами.
Институциональная концепция учетной информации основывается на возможности объединения существующих институциональных факторов с соответствующими элементами учетных систем хозяйствующих субъектов. Поэтому перспективы дальнейшего совершенствования учетной информации базируются на тенденциях соответствия принципам справедливой оценки стоимости бизнеса, будущих экономических выгод, раскрытия конкретной рыночной позиции компании, исходя из концепции капитала (справедливой оценки стоимости активов, имущества, обязательств) на основе требований МСФО, оценки, Кодекса корпоративного поведения, фондового рынка, а также применения глобального стандарта по всему миру.
Развитие учетной информации связано с изменением ее целевого назначения и смещением пользовательских приоритетов от инвестора к институциональному инвестору, от бухгалтера к профессиональному финансовому аналитику.
Российский бизнес и экономика в целом для устойчивого и эффективного развития нуждаются в дополнительных источниках финансирования. Лишь путем объективного информирования о своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности можно привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов. Адекватность информации определяется интересом пользователя к наиболее важным показателям бизнеса. Поэтому на сегодня в области развития учетной информации нет задачи более важной, чем формирование востребованной рыночно ориентированной отчетности. Для этого первоочередное внимание должно быть уделено правильному представлению в финансовой отчетности активов, капитала, денежных потоков и финансовых результатов. Эта информация является основой для достоверной оценки стратегической стоимости бизнеса, будущих экономических выгод, раскрытия конкретной рыночной позиции компании.
Некоторые российские ученые-экономисты, такие как Е. Ю. Воронова, А. Н. Хорин, Л. А. Чайковская, В. В. Панков, в институциональных интересах хозяйствующего субъекта предлагают пересмотреть традиционную бухгалтерскую трактовку капитала и отражать в отчетности сумму дисконтированных показателей будущих экономических выгод и дисконтированных денежных потоков как эквивалентов реальной стоимости различных элементов капитала [6].
Отчетность также должна содержать относительные показатели эффективности, деловой активности и динамичности развития бизнеса, в том числе в части использования различных элементов материально-производственных запасов [4]. Это, бесспорно, сделает финансовую отчетность более информативной, добавив к ее основным функциям аналитическую, и будет способствовать ускорению процесса принятия управленческих решений различными заинтересованными субъектами.
Таким образом, современная рыночно ориентированная отчетность экономических субъектов должна представлять собой целенаправленную систему учетной информации о реальной стоимости различных элементов основного и оборотного капитала (активах) и экономических ожиданиях бизнеса (будущих доходах и прибыли).
Проблема, цель Представление учетной информации о бизнесе Фактор, оказывающий влияние Пользователи учетной информации Принцип и требование Риск
Оценка стратегической стоимости бизнеса, будущих экономических выгод, раскрытия конкретной рыночной позиции компании, исходя из концепции капитала (справедливой оценки стоимости активов, имущества, обязательств) Отчет о фактическом положении дел в компании и оценка перспектив развития бизнеса (создание стоимости и прогнозируемые предпринимательские риски) Социальный. Научно-техническое развитие. Инвестиционный Собственники. Институциональные инвесторы. Финансовые аналитики. Органы государственного управления Принцип справедливости. Соблюдение требований МСФО, аудита, оценки, Кодекса корпоративного поведения, фондового рынка, применения глобального стандарта по всему миру Институциональные риски, связанные с формированием и представлением учетной информации
Целенаправленная система учетной информации о реальной стоимости различных элементов основного и оборотного капитала (активах) и экономических ожиданиях бизнеса
Рис. 2. Модель построения современной рыночно ориентированной отчетности экономических субъектов
с учетом институциональных интересов бизнеса
На рис. 2 изображена модель представления учетной информации с учетом институциональных интересов бизнеса.
Модель позволяет увидеть взаимосвязь разных групп понятий и показать логику последовательного перехода от проблемы к цели, от цели к необходимой информации и форме ее представления во взаимосвязи с потребностями, факторами и принципами развития отчетности, содержание которой в максимальной степени будет удовлетворять интересам институциональных пользователей.
Список литературы
1. Белоусов А. И. Учетные аспекты резервирования рисков в контексте мировых тенденций формирования стоимости бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 41.
2. Казакова Н. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.
3. КазаковаН. А. Экономический анализ: вопросы качества информационного обеспечения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14.
4. Казакова Н. А., Черепанова Л. А. Методологические вопросы учета материально-производственных запасов в аспекте институциональных интересов организаций сельского хозяйства // Управленческий учет. 2011. № 1.
5. МСФО: практика и теория: http://www. msfo-mag. ru.
6. Панков В. В., Чайковская Л. А. и др. Институциональные аспекты бухгалтерского учета и контроля: научное изд. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
7. Соколова Е. С. Статистические методы в системе контроля качества финансовой информации // Вопросы статистики. 2010. № 4.
8. Сухарев И. Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. № 3.