ART 470052 УДК 332.1
Бобырь Елена Викторовна,
студентка экономического факультета Краснодарского кооперативного института (филиала) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Краснодар
Институциональное развитие экономики современного региона
Аннотация. В статье рассматривается современное направление регионального развития российской экономики. В работе представлен рейтинг социально-экономического развития, а также социально-экономические показатели Краснодарского края, что впоследствии позволило раскрыть результативность институционального состава региона. В завершение статьи даются краткие выводы и рекомендации.
Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, институциональный состав. Раздел: (04) экономика.
Социально-экономическое развитие регионов во многом предопределяется используемой региональной политикой, эффективной системой управления муниципальной региональной власти. На практике существует обилие методик для оценки социально-экономического развития регионов. К сожалению, на современном этапе экономического развития российской экономики наблюдается инерционное региональное воздействие, это связано в первую очередь с существенным различием социально-экономического развития региона, а также в значительном отличии институционального состава регионов.
Институциональное развитие экономики современного региона происходит под влиянием взаимодействия институтов и организации, требует непрерывной модернизации институциональных основ управления на региональном и муниципальном уровнях и повышения эффективности влияния правовых, экономических и организационных форм воздействия на процесс социально-экономического развития региона.
В последнее время данные вопросы актуальны и рассматриваются многими отечественными и зарубежными авторами. Органы государственной власти рассматривают и раскрывают социально-экономическое развитие регионов, лишь с позиции количественных показателей, однако, по мнению многих авторов, количественная составляющая без их качественной характеристики не дает полной и объективной картины развития субъектов экономики.
На рисунке представлены цели разработки и применения основных методик, оценки социально-экономического развития субъектов хозяйствования.
Для раскрытия социально-экономического развития регионов (табл. 1), представим показатели, используемые для составления данного рейтинга: численность населения во взаимосвязи с коэффициентом естественного прироста и относительного прироста (убыли) населения; ожидаемая продолжительность жизни; уровень безработицы в среднем за год; объем валового регионального продукта (в расчете на одного жителя субъекта РФ и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников; инвестиции в основной капитал на душу населения; оборот розничной торговли на душу населения и доходы бюджета субъекта РФ на душу населения
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
субъекта РФ; оборот общественного питания на душу населения; базовый индекс потребительских цен; индекс промышленного производства; количество индивидуальных предпринимателей и количество юридических лиц.
Оценка степень экономической безопасности регионов, т. е. возможности противостоять внутренним и внешним угрозам
Разработка мер по реабилитации территорий радиоактивного загрязнения и оказанию помощи пострадавшему населению
Оценка эффективности социально-экономических преобразований, получение целостной картины развития региона, определение уровня социальной напряженности
Устранение неравномерности в уровнях социально-экономического развития регионов
Г \
Оценка эффективности социально-экономических
преобразований, получение целостной картины развития
региона, определение уровня социальной напряженности
Оценка степени оптимальности развития общества как один из аспектов его благосостояния
Ранжирование регионов по указанным показателям и построение рейтингов уровня развития регионов
Выявление конкурентоспособных и неконкурентоспособных отраслей, а также сфер жизнедеятельности субъектов
Оценка степени межрегиональной дифференциации регионов
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов
Социально-экономическое развитие регионов
Цели разработки и применения основных методик оценки социально-экономического развития
научно-методический электронный журнал
регионов [1, с. 142-144]
По результатам рейтинга лучшие показатели остаются у г. Москвы, г. Санкт-Петербург, Московская область, т. е. наиболее эффективные субъекты социально-экономического развития расположены в центральной части Европейской территории России. Здесь, считаем необходимым раскрыть еще и сложившеюся динамику уровня социально-экономического регионов, что в теории и практике подразумевает распределения субъектов экономики на классы. По количественным показателям динамики уровня социально-экономического развития выделено восемь классов регионов. Но прежде чем перейти к перечислению классов приведем пример исторического ракурса, который на наш взгляд впоследствии и повлиял на отнесение тех или иных регионов к тому или иному классу социально-экономического развития региона. Исторический ракурс. До Великой отечественной войны основная масса промышленных предприятий была сконцентрирована на западе европейской части СССР, что негативно отразилось после первых же бомбежек фашистов «Блицкриг», немецкой армии, заставил советский союз передислоцировать промышленные предприятия вглубь страны, но уже вначале 50-х годов, доктрина изменилась.
Таблица 1
Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.
Место в рейтинге Субъект Российской Федерации Общий балл
1 г. Москва 1091
2 Республика Татарстан 1046
3 г. Санкт-Петербург 1027
4 Ханты-Мансийский авт.округ-Югра 993
5 Московская область 987
6 Тюменская область (без АО) 986
7 Краснодарский край 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 932
9 Республика Саха (Якутия) 929
10 Красноярский край 910
75 г. Севастополь 390
76 Орловская область 379
77 Республика Северная Осетия-Алания 378
78 Костромская область 367
79 Еврейская автономная область 364
80 Ивановская область 357
81 Республика Ингушетия 343
82 Республика Калмыкия 339
83 Псковская область 321
84 Карачаево-Черкесская Республика 309
85 Курганская область 298
Первый класс - регионы с устойчивым высоким (средним) уровнем развития.
Ко второму классу относятся регионы, восстановившие высокий (средний) уровень развития в современный период после спада в послевоенный период.
Третий класс - регионы, ранее отсталые, достигшие высокого уровня развития в послевоенный и современный периоды за счет экстенсивного освоения природных ресурсов.
К четвертому классу относятся регионы, ранее отсталые, но достигшие высокого уровня развития в современный период, благодаря добывающим и экспортоориенти-рованным отраслям экономики; часть из них - за счет эффективной деятельности
научно-методический электронный журнал
крупных предприятий металлургии, машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Пятый класс - регионы, ранее отсталые, поднявшиеся до среднего и выше среднего уровня развития в современный период, находятся в северных районах, богатых природными ресурсами, освоение которых сдерживается вследствие малонаселенности и отсутствия развитой транспортной инфраструктуры.
К шестому классу относят группу регионов, утративших высокий уровень развития в послевоенный и современный периоды. Основной причиной падения уровня их социально-экономического развития является отсутствие конкурентоспособных в рыночных условиях предприятий промышленности.
Седьмой класс - регионы, испытывающие спад в современный период после высоких темпов развития в советский период - эти регионы обладают значительным потенциалом для экономического роста, но тяжело адаптируются к условиям рыночных отношений.
К восьмому классу относят регионы с устойчивым низким уровнем развития.
Рассмотрим более детализированно результативность социально-экономических показателей Краснодарского края (табл. 2) и институциональный состав (табл. 3).
Таблица 2
Социально-экономические показатели Краснодарского края [2]
Показатели 1 квартал 2015 г. 1 квартал 2016 г.
значения Темп роста, % значения Темп роста, %
Уровень жизни населения
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 26 817 108,4 28 480 106,2
Реальные денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 97,7 Х 99,5
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб. 24 982 103,1 25 357 101,5
Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 88,1 Х 94,0
Задолженность по заработной плате, млн. рублей 5,9 20,5 23,1 В 3,9 р.
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению 0,8 Х 0,8 Х
Инфляция
Индекс потребительских цен, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 117,1 Х 108,0
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года Х 107,4 Х 102,0
Цены производителей промышленных товаров, в % к соответствующему периоду предыдущего года Х 114,6 Х 109,6
Цены производителей промышленных товаров, в % к декабрю предыдущего года Х 110,7 Х 102,6
Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: средние доходы населения за анализируемый период увеличились на 1663 руб.; наблюдается снижение инфляции в среднем на 5,5%, что оказывает существенное влияние на позиции рейтинга и, как следствие, экономическую безопасность и конкурентоспособность региона.
Таблица 3
Распределение числа организаций по видам экономической деятельности
(на 1 января; единиц) [3]
Институты 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего 120412 122540 125965 129961 137836 143138
из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6617 6142 5704 5302 5066 4983
рыболовство, рыбоводство 353 361 366 366 355 350
добыча полезных ископаемых 512 523 530 526 543 535
Обрабатывающие производства 10031 10019 10202 10248 10859 10947
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 732 743 762 785 850 859
строительство 14236 14730 15607 16402 17841 18750
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 34734 35334 36577 38122 41930 44558
гостиницы и рестораны 5004 5089 5273 5575 5719 5879
транспорт и связь 7106 7424 7717 8130 8879 9390
финансовая деятельность 1581 1664 1787 1889 1979 2060
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 21264 22239 22969 23887 24994 25954
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2170 2225 2285 2401 2433 2492
образование 4488 4511 4541 4546 4547 4514
здравоохранение и предоставление социальных услуг 2431 2526 2574 2645 2740 2868
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 8903 9010 9071 9137 9101 8999
В стремлении обеспечить устойчивые темпы социального развития и экономического роста, придать положительную динамику повышения конкурентоспособности национальной экономики, правительство Российской Федерации меняет направление региональной политики, обращая внимание на регионы, где возможно образование конкурентоспособных экономических трендов. В современную институциональную практику регионального управления вводятся новые «институты развития» (кластеры, ОЭЗ, технопарки и др.), внедрение которых в экономику призвано дать импульс ускорения инновационному развитию субъектов Российской Федерации.
В современных условиях, переход органов регионального управления к стратегии устойчивого развития, должно опираться на реально существующую ресурсную базу, эффективную систему государственного управления региональным развитием. Данное регулирование построено на согласованном взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе осуществления ими региональной политики, комплексную, эффективную и взаимосогласованную систему стратегических и программных документов в сфере регионального развития России.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Создание институциональной среды в РФ и в ее субъектах, проблемы формирования цивилизованных мотиваций поведения человека, адекватных условиям рыночной экономики, приобретают приоритетное значение. Государственные и общественные институты приобретают особое значение в процессах формирования институциональной среды и построения цивилизованной рыночной экономической системы, как в отдельных субъектах РФ, так и в масштабах всего российского государства.
Ссылки на источники
1. Краснодарстат. Малое и среднее предпринимательство: основные показатели. - URL: http://krsdstat.gks .ru/
2. Маринов А. А. Условия социально-экономического развития региона // Молодой ученый. - 2009. -№ 11. - С. 141-145.
3. Распределение числа организаций по видам экономической деятельности. - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/1d8d338045470aa49c35fe1b0c85 4b35/1.htm.
Elena Bobyr,
student of economic faculty, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, Krasnodar
The institutional development of a modern economy in the region
Abstract. The article discusses the current direction of regional development of the Russian economy. The paper presents the rating of socio-economic development and socio-economic indicators of the Krasnodar region, which subsequently allowed to reveal the performance of the institutional structure of the region. At the end of the article provides brief conclusions and recommendations. Key words: region, socio-economic development, institutional structure.
Рекомендовано к публикации:
Карташовым К. А., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 30.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 31.01.17 Опубликована Published 31.01.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Бобырь Е. В., 2017
977230412017324