Научная статья на тему 'Институциональное обеспечение новойиндустриализации в формате глобальных индексов'

Институциональное обеспечение новойиндустриализации в формате глобальных индексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / РЕЙТИНГ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ / СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ / ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / ВОСПРИЯТИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / INSTITUTIONAL SUPPORT / NEW INDUSTRIALIZATION / RATING / GLOBAL INDICES / COMPLIANCE WITH LAWS / CONDUCTING BUSINESS / PERCEPTION OF CORRUPTION / ECONOMIC FREEDOM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Н. Ф., Кавура В. Л.

В статье представлены результаты исследования по определению институционального обеспечения новой индустриализации стран мира в результате анализа рейтингов по глобальным индексам, а именно: соблюдение законов в стране, условия ведения бизнеса, восприятие коррупции, экономическая свобода. Выводы могут быть полезными для стран, находящихся на этапе формирования инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional support of the new industrialization in the format of global indices

The article presents the results of a study on the definition of the institutional support of the new industrialization around the world as a result of the analysis of the ratings on global indices, namely, the compliance with laws in the country, the conditions of doing business, perception of corruption, economic freedom. The findingsmay be useful for countries in the process of developing an innovative economy.

Текст научной работы на тему «Институциональное обеспечение новойиндустриализации в формате глобальных индексов»

Институциональные проблемы социально-экономического

развития

УДК 330.341.2

Н.Ф. ВАСИЛЬЕВА, канд. экон. наук, старший

научный сотрудник,

е-mail: [email protected],

В.Л. КАВУРА, научный сотрудник,

е-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В ФОРМАТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ

В статье представлены результаты исследования по определению институционального обеспечения новой индустриализации стран мира в результате анализа рейтингов по глобальным индексам, а именно: соблюдение законов в стране, условия ведения бизнеса, восприятие коррупции, экономическая свобода. Выводы могут быть полезными для стран, находящихся на этапе формирования инновационной экономики.

Ключевые слова: институциональное обеспечение, новая индустриализация, рейтинг, глобальные индексы, соблюдение законов, ведение бизнеса, восприятие коррупции, экономическая свобода.

Vasileva N.F. Kavura V.L. Institutional support of the new industrialization in the format of global indices.

The article presents the results of a study on the definition of the institutional support of the new industrialization around the world as a result of the analysis of the ratings on global indices, namely, the compliance with laws in the country, the conditions of doing business, perception of corruption, economic freedom. The findings may be useful for countries in the process of developing an innovative economy.

Keywords: institutional support, new industrialization, rating, global indices, compliance with laws, conducting business, perception of corruption, economic freedom.

Успешное развитие новой индустриализации зависит не только от технико-технологической составляющей, но и от институционального обеспечения, от наличия мощных институтов. Слабость институционального сектора повышает транзакционные издержки, что в итоге снижает инвестиционную и предпринимательскую активность, приводит к технологической отсталости промышленности и стагнации экономики.

При формировании институционального обеспечения новой индустриализации, как правило, делается акцент на приоритетной роли государства, что связано с его монополией в осуществлении таких видов деятельности, как законотворчество, налогообложение, рефинансирование банков, размещение заказов, распределение доходов, вложение инвестиций.

Таким образом, актуальность проведенного исследования обоснована тем,

© Н.Ф. Васильева, В.Л. Кавура, 2018

что движущие силы процесса новой индустриализации зависят от того, насколько государство и бизнес заинтересованы в его ускорении, насколько этому способствует, наряду с другими условиями, институциональное обеспечение, эффект от состояния которого сопоставим или превышает возможные эффекты от мер фискального и монетарного стимулирования.

Целью статьи является определение институционального обеспечения новой индустриализации в результате исследования и анализа рейтингов по глобальным индексам стран мира, а именно: соблюдение законов в стране, условия ведения бизнеса, восприятие коррупции, экономическая свобода.

Анализ выполнен на основе статистических материалов, аналитических международных экономических обзоров.

Проблемам обеспечения условий течения процесса новой индустриализации посвящено значительное количество публикаций как ученых с мировым именем В. Вейнгаста, Д. Норта, Д. Родрика, Г. Томаса [1-2] и др., так и российских ученых: К.Н. Андрианова, Е.А. Гасанова, С.Ю. Глазьева, С.С. Губанова, С.А. Жирон-кина, О.И. Маликова, С.А. Побываева, И.А. Погосова, С.А. Толкачева, Т.М. Цветковой и др. [3-6]. Но авторы в основном анализируют общеэкономические показатели новой индустриализации. Вопросы определения её институционального обеспечения, которые нашли отражение в глобальных рейтингах стран мира, остаются еще недостаточно изученными.

Проанализируем институциональное обеспечение новой индустриализации в формате глобальных индексов, в состав показателей которых входит показатель институционализации.

Успешное осуществление новой индустриализации в значительной степени зависит от уровня состояния законодательной базы, регулирующей этот

процесс. Это утверждение было доказано известными учеными Б. Вейнгастом, Д. Нортом, Г. Томасом [2, 3] и Д. Родри-ком [4], смысл которого состоит в том, что без создания эффективной законодательной и судебной системы, а также институтов защиты права собственности нельзя рассчитывать на успешное осуществление новой индустриализации и стабильное экономическое развитие, то есть чем выше рейтинг по Индексу верховенства закона, тем более эффективным является институциональная среда в стране, позволяющая ускорить темпы осуществления новой индустриализации, а также экономического развития страны (табл. 1).

Индекс верховенства закона является комбинированным показателем, который рассчитывается на основе данных, полученных из экспертных источников и опросов общественного мнения в странах, охваченных исследованием. Индекс составлен из 47 переменных, которые детально характеризуют уровень развития правовой среды и законодательную практику в странах мира, находящихся на разных уровнях экономического, технико-технологического, социального и политического развития. Все переменные объединены в восемь контрольных показателей: ограничение полномочий институтов власти; отсутствие коррупции; порядок и безопасность; защита основных прав; прозрачность институтов власти; соблюдение законов; гражданское правосудие; уголовное правосудие.

За период 2014-2016 гг. в десятку стран мира по рейтингу верховенства закона из стран-членов ЕС вошли: Дания (1), Норвегия (2), Финляндия (от 4 до 3), Швеция (от 3 до 4), Нидерланды (5), Германия (от 9 до 6), Австрия (7), Великобритания (от 13 до 10). Значительно отстают от них: Украина (78 место), а также страны, входящие в Таможенный союз и БРИКС (англ. BRICS - сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa),

Примечание: незаполненные графы свидетельствуют о том, что эта страна не принимала участия в рейтинге.

Таблица 1

Рейтинг по Индексу верховенства закона в странах мира [8]

Страна Рейтинг Страна Рейтинг

Годы Годы

2014 2015 2016 2014 2015 2016

1 2 3 4 5 6 7 8

Страны-члены ЕС Западной Европы Польша 22 21 22

Австрия 7 7 7 Словакия н/д н/д н/д

Бельгия 17 16 13 Словения 28 28 27

Великобритания 13 12 10 Румыния 33 32 32

Германия 9 8 6 Хорватия 36 35 39

Греция 32 33 41 Чехия 23 20 17

Дания 1 1 1 Эстония 15 15 14

Ирландия н/д н/д н/д Страны-члены Таможенного союза

Испания 24 24 24 Армения н/д н/д н/д

Италия 29 30 35 Беларусь 50 50 57

Кипр н/д н/д н/д Казахстан 71 65 73

Люксембург н/д н/д н/д Кыргызстан 78 74 83

Мальта н/д н/д н/д Россия 80 75 92

Нидерланды 5 5 5 Страны БРИКС

Норвегия 2 2 2 Бразилия 42 46 52

Португалия 26 23 23 Индия 66 59 66

Финляндия 4 4 3 Китай 78 71 80

Франция 18 18 21 Россия 80 75 92

Швеция 3 3 4 Южная Африка 40 36 43

Страны-члены ЕС Восточной Европы Другие страны

Болгария 44 45 53 Украина 70 78 78

Венгрия 30 37 49 США 19 19 18

Латвия н/д н/д н/д Южная Корея 14 11 19

Литва н/д н/д н/д Япония 12 13 15

Количество стран, которые п жняли участие в рейтинге

99 102 113 99 102 113

(низкий рейтинг у России - 92 место, Кыргызстана - 83, Китая - 80, Казахстана - 73).

В десятку лидеров рейтинга 2016 г. среди 113 стран мира вошли Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Германия, Австрия, Великобритания, а также Новая Зеландия, Сингапур. Россия в 2016 г. снизила свой рейтинг на 17 пунктов против 2015 г.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективной законодательной и судебной системе стран-членов ЕС, которая требует более детального анализа для практического использования другими странами.

Учитывая существенную роль создания бизнес-предприятий в процессе новой индустриализации, способствующих данному процессу, рассмотрим

следующий показатель оценки институционального обеспечения новой индустриализации - рейтинг стран мира по индексу «Ведение бизнеса» в зависимости от значений индикаторов регулирования предпринимательской деятельности. В состав комплексной оценки входят такие индикаторы, как условия регистрации предприятия, получение разрешений на строительство, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и условия ликвидации предприятий (табл. 2).

В последнем исследовании, проводимом c июня 2015 по июнь 2016 г., эксперты зафиксировали в 137 государствах 283 нормативно-правовые реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности по улучшению условий для создания и ведения бизнеса, наибольшая часть которых была направлена на упрощение процедуры создания предприятий. Следующие по значимости были реформы в сфере налогообложения, доступа к кредитам, регулирования международной торговли, которые стимулируют осуществления новой индустриализации. В совокупности десять стран, в том числе Казахстан и Беларусь, провели 48 регуляторных реформ.

Среди стран Западной Европы наилучшие результаты по данному рейтингу у Дании, Норвегии, Великобритании, Швеции и Финляндии; страны Восточной Европы значительно отстают от Западной Европы. Среди стран-членов Таможенного союза наилучшие результаты у Армении, а среди стран БРИКС у Южной Африки. Однако, несмотря на значительные улучшения, даже в указанных странах всё ещё существуют проблемы, требующие решений.

Первое место по суммарной степени благоприятности условий для

осуществления предпринимательской деятельности в 2016 г. заняла Новая Зеландия, а Сингапур (лидер с 2007 г. по 2015 г.) занял второе место. В десятку стран-лидеров также вошли: Дания, Гонконг, Южная Корея, Норвегия, Великобритания, США, Швеция и Македония

[9].

Следует отметить, что наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а наименее благоприятные - в странах Африки и Южной Азии с низким уровнем дохода (в 2016 г. такими странами признаны Южный Судан, Ливия и Эритрея). Россия в 2016 г. по сравнению с 2015 г. поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места [9]. Следует отметить, что ещё в мае 2012 г. президентом России был подписан указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 г. По состоянию на 2016 г. Россия имела наилучший результат по показателю «простота регистрации собственности» (9 место), наихудший - по показателю уровень ведения международной торговли (140 место).

Из числа реформ, направленных на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм, наиболее частыми в 2012-2016 гг. были реформы по упрощению процедуры создания предприятий. Следующие по популярности были реформы в сфере налогообложения, подключения к электроснабжению и регистрации собственности [9].

Не менее важным оценочным показателем институционального обеспечения новой индустриализации является Рейтинг по Индексу восприятия коррупции,

Таблица 2

Рейтинг стран по Индексу ведения бизнеса среди стран мира [9]

Рейтинг

Страна Годы

2012 2013 2014 2015 2016

1 2 3 4 5 6

Страны-члены ЕС Западной Европы

Австрия 29 30 21 21 19

Бельгия 33 36 42 43 42

Великобритания 7 10 8 6 7

Германия 20 21 14 15 17

Греция 78 72 61 60 61

Дания 5 5 4 3 3

Ирландия 15 15 13 17 18

Испания 44 52 33 33 32

Италия 73 65 56 45 50

Кипр 36 39 64 47 45

Люксембург 56 60 59 61 59

Мальта 102 103 94 80 76

Нидерланды 31 28 27 28 28

Норвегия 6 9 6 9 6

Португалия 30 31 25 23 25

Финляндия 11 12 9 10 13

Франция 34 38 31 27 29

Швеция 13 14 11 8 9

Страны-члены ЕС Восточной Европы

Болгария 66 58 38 38 39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Венгрия 54 54 54 42 41

Латвия 25 24 23 22 14

Литва 27 17 24 20 21

Польша 55 45 32 25 24

Словакия 46 49 37 29 33

Словения 35 33 51 29 30

Румыния 72 73 48 37 36

Хорватия 84 89 65 40 43

Чехия 65 75 44 36 27

Эстония 21 22 17 16 12

Страны- члены Таможенного союза

Армения 32 37 45 35 38

Беларусь 58 63 57 44 37

Казахстан 49 50 77 41 35

Кыргызстан 70 68 102 67 75

Россия 112 92 62 51 40

Страны БРИКС

Бразилия 130 116 120 116 123

Индия 132 134 142 130 130

Китай 91 96 90 84 78

Россия 112 92 62 51 40

Южная Африка 39 41 43 73 44

Всего стран, которые приняли участие в рейтинге

185 189 189 189 189

Из них количество стран, в которых зафиксированы нормативно-правовые реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленные на улучшение условий для создания и ведения бизнеса

108 114 123 122 137

Количество нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий для создания и ведения бизнеса, повышение прозрачности, укрепление права собственности, повышение эффективности процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства.

200 238 230 230 283

высокий уровень которой приводит к значительным социально-экономическим потерям, а также к замедлению процесса новой индустриализации (табл. 3).

Несмотря на некоторые недостатки в измерении индекса, в целом, он является относительно надёжным инструментом.

Наилучшим образом обстоят дела с восприятием коррупции в странах-членах ЕС: Дании (1 место на протяжении 5 лет), Финляндии (1-3 место), Швеции (3-4 место), Норвегии (5-7 место), Нидерландах (5-9 место), Великобритании (17-10 место) [табл. 3]. Украина, страны Таможенного союза и БРИКС значительно отстают от них.

Широкое распространение коррупции препятствует темпам развития новой индустриализации, а также является следствием низкого уровня развития демократических институтов и гражданского общества. Нежелание правительства проводить реформы можно объяснить возможной потерей доступа к финансам.

Одним из важнейших оценочных показателей институционального обеспечения новой индустриализации является наличие института экономической свободы, эффективность которого определяется Рейтингом по Индексу экономической свободы (табл. 4).

Эксперты Американского исследовательского центра «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) под экономической свободой понимают «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг...» [11]. Индекс экономической свободы рассчитывается по среднему арифметическому десяти показателей: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав

собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Наилучший рейтинг на протяжении последних 5 лет имеют страны-члены ЕС: Дания (от 9 до 12 места), Ирландия (от 11 до 8 места), Эстония (от 16 до 8 места), а также США (от 12 до 10 места). В десятку лидеров, имеющих лучшие результаты в 2016 г., вошли следующие страны: Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, Австралия, Канада, Чили, Ирландия, Эстония, Великобритания [табл. 4]. США заняли 11 место в рейтинге, после того как выбыли из первой десятки в 2010 г. Все страны, набравшие более 80 баллов, вошли в группу со «свободной экономикой».

В 2016 г. большая часть стран-членов ЕС оказалась в группе «умеренно свободных», а в группе «преимущественно несвободных» - страны БРИКС. В 2016 г. Россия оказалась в конце списка «преимущественно несвободных» стран, опустившись сразу на 10 позиций против 2015 г., и заняла в общем рейтинге 153 место, получив 50,6 балла по Индексу экономической свободы [11]. Среди слабых сторон российской экономики эксперты «Фонда наследия» особо отметили следующие: чрезмерное государственное присутствие во многих отраслях, которое нивелирует динамику частного сектора и ведёт к удорожанию инвестиций; нетарифные барьеры, значительно увеличивающие торговые издержки; отсутствие эффективно функционирующей правовой базы, бюрократические барьеры и непоследовательность в сфере регулирования.

В мировом масштабе увеличение экономической свободы в 2016 г. было обусловлено, главным образом, улучшением свободы торговли, денежно-кредитной свободы и снижением коррупционной нагрузки [11].

Таблица 3

Рейтинг по Индексу восприятия коррупции среди стран мира [10]

Рейтинг Страна Индекс

Годы Годы

2012 2013 2014 2015 2016 2012 2013 2014 2015 2016

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страны-члены ЕС Западной Европы

25 26 23 16 17 Австрия 69 69 72 76 75

16 15 15 15 15 Бельгия 75 75 76 77 77

17 14 14 10 10 Великобритания 74 76 78 81 81

13 12 12 10 11 Германия 79 78 79 81 81

94 80 69 58 69 Греция 36 40 43 46 44

1 1 1 1 1 Дания 90 91 92 91 90

25 21 17 18 19 Ирландия 69 72 74 75 73

30 40 37 36 43 Испания 65 59 60 58 58

72 69 69 61 61 Италия 42 43 43 43 47

29 31 31 32 47 Кипр 66 63 63 61 55

12 11 9 10 12 Люксембург 80 80 82 81 81

43 45 43 37 49 Мальта 57 56 55 56 55

9 8 8 5 8 Нидерланды 84 83 83 87 83

7 5 5 5 6 Норвегия 85 86 86 87 85

33 33 31 28 30 Португалия 63 62 63 63 62

1 3 3 2 3 Финляндия 90 89 89 90 89

22 22 26 23 23 Франция 71 71 69 70 69

4 3 4 3 4 Швеция 88 89 87 89 88

Страны-члены ЕС Восточной Европы

75 77 69 69 75 Болгария 41 41 41 43 41

46 47 47 50 57 Венгрия 55 54 54 51 48

48 49 43 40 45 Латвия 54 53 55 55 57

54 43 39 32 40 Литва 49 57 58 61 59

41 38 35 30 29 Польша 58 60 61 62 62

62 61 54 50 54 Словакия 46 47 50 51 51

37 43 39 35 33 Словения 62 57 58 60 61

66 69 69 58 59 Румыния 44 43 43 46 48

62 57 61 50 55 Хорватия 46 48 48 51 49

54 57 53 37 48 Чехия 49 48 51 56 55

32 28 26 23 22 Эстония 64 68 69 70 70

Страны-члены Таможенного союза

105 94 94 95 113 Армения 34 36 37 35 33

123 123 119 107 79 Беларусь 31 29 31 32 40

133 140 126 123 131 Казахстан 28 26 29 28 29

154 150 136 123 136 Кыргызстан 24 24 27 28 28

133 127 136 119 131 Россия 28 28 27 29 29

Страны БРИКС

69 72 69 76 79 Бразилия 43 42 43 38 40

94 94 85 76 79 Индия 36 36 38 38 40

80 80 100 83 79 Китай 39 40 36 37 40

133 127 136 119 131 Россия 28 28 27 29 29

69 72 67 61 64 Южная Африка 43 42 44 44 45

Всего ст ран, участвовавших в рейтинге

174 175 174 167 177 174 175 174 167 177

Таблица 4

Рейтинг по Индексу экономической свободы среди стран мира [11]

Рейтинг Страна Индекс

Годы Годы

2012 | 2013 2014 2015 | 2016 2012 2013 2014 2015 2016

1 | 2 3 4 1 5 6 7 8 9 10 11

Страны-члены ЕС Западной Европы

28 24 24 30 28 Австрия 70,3 71,8 90,0 71,2 71,7

38 40 35 40 44 Бельгия 69,0 69,2 69,9 68,8 68,4

14 14 14 13 10 Великобритания 74,1 74,8 74,9 75,8 76,4

26 19 18 16 17 Германия 71,0 72,8 73,4 73,8 74,4

119 117 119 130 138 Греция 55,4 55,4 55,7 54,0 53,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 9 10 11 12 Дания 76,2 76,1 76,1 76,3 75,3

9 11 9 9 8 Ирландия 76,9 75,7 76,2 76,6 77,3

36 46 49 49 43 Испания 69,1 68,0 67,2 67,6 68,5

92 82 86 80 86 Италия 58,8 60,6 60,9 61,7 61,2

20 41 46 45 42 Кипр 71,8 69,0 67,6 67,9 68,7

13 15 16 21 19 Люксембург 74,5 74,2 74,2 73,2 73,9

50 47 58 58 55 Мальта 67,0 67,5 66,4 66,5 66,7

15 17 15 17 16 Нидерланды 73,3 73,5 74,2 73,7 74,6

40 31 32 27 32 Норвегия 68,8 70,5 70,9 71,8 70,8

68 67 69 64 64 Португалия 63,0 63,1 63,5 65,3 65,1

17 16 19 19 24 Финляндия 72,3 74,0 73,4 73,4 72,6

67 61 70 73 75 Франция 63,2 64,1 63,5 62,5 62,3

21 18 20 23 26 Швеция 71,7 72,9 73,1 72,7 72,0

Страны-члены ЕС Восточной Европы

61 60 61 55 60 Болгария 64,7 65,0 65,7 66,8 65,9

49 48 51 54 58 Венгрия 67,1 67,3 67,0 66,8 66,0

23 23 42 37 36 Латвия 71,5 72,1 68,7 69,7 70,4

56 55 21 15 13 Литва 65,2 66,5 73,0 74,7 75,2

64 57 50 42 39 Польша 64,2 66,0 67,0 68,6 69,3

51 42 57 50 56 Словакия 67,0 68,7 66,4 67,2 66,6

н/д 76 74 88 90 Словения н/д 61,7 62,7 60,3 60,6

62 59 62 57 61 Румыния 64,4 65,1 65,5 66,6 65,6

83 77 87 81 103 Хорватия 60,9 61,3 60,4 61,5 59,1

30 29 26 24 21 Чехия 69,9 70,9 72,2 72,5 73,2

16 13 11 8 9 Эстония 73,2 75,3 75,9 76,8 77,2

Страны-члены Таможенного союза

39 38 41 52 54 Армения 68,8 69,4 68,9 67,1 67,0

153 153 150 153 157 Беларусь 49,0 48,0 50,1 49,8 48,8

65 68 67 69 68 Казахстан 63,6 63,0 63,7 63,3 63,6

88 85 85 82 96 Кыргызстан 60,2 61,1 61,1 61,3 59,б

144 139 140 143 153 Россия 50,5 51,1 51,9 52,1 50,6

Страны БРИКС

99 100 114 118 122 Бразилия 57,9 57,7 56,9 56,6 56,5

123 119 120 128 123 Индия 54,6 55,2 55,7 54,6 56,2

138 136 137 139 144 Китай 51,2 51,9 52,5 52,7 52,0

144 139 140 143 153 Россия 50,5 51,1 51,9 52,1 50,6

н/д 74 75 72 80 Южная Африка н/д 61,8 62,5 62,6 61,9

Всего стран, участвовавших в рейтинге

179 | 177 | 178 | 178 | 178 | | 179 | 177 | 178 | 178 | 178

По всем четырем глобальным показателям, которые характеризуют институциональное обеспечение новой индустриализации, в десяток стран, имеющих лучший рейтинг в 2016 г., вошли Новая Зеландия и Сингапур, по трем показателям -Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция.

Таким образом, по результатам исследования институционального обеспечения в формате глобальных индексов можно сделать вывод, что опыт стран, достигших лучших результатов и вошедших в десятку лучших в формировании институционального обеспечения новой индустриализации, может быть полезным для стран, находящихся на этапе формирования инновационной экономики. Так, для обеспечения необходимых предпосылок осуществления эффективной новой индустриализации экономики необходимо провести институциональную реформу, приоритетными направлениями которой, согласно результатам оценки ее институционального обеспечения в контексте глобальных индексов (соблюдение законов в стране, условия ведения бизнеса, противодействие коррупции, экономическая свобода), являются: повышение уровня соблюдения законов со стороны всех участников общественно-экономических отношений; совершенствование распределения полномочий государственной и региональной власти в вопросе новой индустриализации экономики; увеличение прозрачности и предсказуемости государственной политики, снижение давления на инновационный бизнес; совершенствование правового обеспечения и соблюдения защиты прав собственности; предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений; совершенствование управления государственными расходами и регулирование цен.

Безусловно, процесс новой индустриализации требует усиления контроля за расходованием бюджетных средств, направленных на инвестиционные цели, и активизацию инвестиционной деятельности частных и государственных предприятий, развитие институциональных механизмов государственно-частного партнерства на принципах гарантирования защиты интересов частных инвесторов и государства в реализации проектов. Только в таком случае можно ожидать улучшения позиций государства в глобальных комплексных индексах и, как следствие, поступления в страну новых инвестиций для осуществления новой индустриализации экономики.

Новая индустриализация это длительный процесс, который требует дальнейших исследований. Учитывая важность институционального обеспечения новой индустриализации экономики и достаточно динамичное совершенствование подходов к её реализации, дальнейшего исследования требует зарубежный опыт по данной проблеме.

Список использованной литературы

1. North, D. The Rise of Western World: A New Economic History. / D. North, R. Thomas, //Cambridge: Cambridge University Press, 1973. - 170 p.

2. North, D. Constitutions and Commitment: The Evolution of Institutions Governing Public Choice in Seventeenth Century England / D. North, B. Weingast, // Journal of Economic History. - 1989, XLIX. -P. 803-832.

3. Rodrik, D. Institutions for High-Quality Growth: What They Are аnd How to Acquire Them. / D. Rodrik // CEPR Discussion Paper No 2370 / Center for Economic Policy Research. - London, 1999. - P. 1113.

4. Промышленная политика в условиях новой индустриализации: моногра-

фия / авт. кол.: Андрианов К.Н., Маликова О.И., Побываев С.А., Толкачев С.А., Цветкова Т.М. и др.; под ред. Толкачева С.А. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 252 с.

5.Гасанов, М.А. Институциональное обеспечение неоиндустриализации российской экономики / М.А. Гасанов, С.А. Жиронкин // Известия ИГЭА. -2014. - № 4 (96). - С. 5-12.

7. Инновационное развитие экономики: международный опыт и проблемы России / [Глазьев С.Ю., Губанов С.С., По-госов И.А. и др.; редкол.: А.А. Масленников (отв. ред.) и др.]; Ин-т Европы Рос. акад. наук. - СПб.: Нестор-История, 2012. - 351 с.

8. World Justice Project: Индекс верховенства закона в странах мира в 20142016 годах. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - URL: http://gtmarket.ru/news/2014/03/07/6614, http://gtmarket.ru/news/2015/06/08/7193 http://gtmarket.ru/research/rule-of-law-index/info

9. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2013-2017 годах [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - URL:

http://gtmarket.ru/news/2012/10/23/5115,

http://gtmarket.ru/news/2013/10/29/6340,

http://gtmarket.ru/news/2014/10/29/6969

http://gtmarket.ru/news/2015/10/28/7261,

http://gtmarket.ru/news/2016/10/26/7312

http://gtmarket.ru/news/2016/10/26/7312

10. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2012-2015 годах [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - URL: http://gtmarket.ru/news/2012/12/05/5198, http://gtmarket.ru/news/2013/12/03/6442, http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004, http://gtmarket.ru/news/2016/01/27/7287, http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perce ptions-index/info

11. The Heritage Foundation: Рейтинг экономической свободы стран мира в 2012-2016 годах [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство. Центр гуманитарных технологий. -URL: http://gtmarket.ru/news/state/ 2012/01/13/3839, http://gtmarket.ru/news/ state/ 2013/01/10/5277,http://gtmarket.ru /news/2014/01/14/6575,http://gtmarket.ru/ne ws/2015/01/27/7068, http://gtmarket.ru/ ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info

Статья поступила в редакцию 12.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.