Научная статья на тему 'Институциональное обеспечение международных финансовых расчетов в условиях развития внешней торговли с ближневосточными странами'

Институциональное обеспечение международных финансовых расчетов в условиях развития внешней торговли с ближневосточными странами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обмен финансовыми сообщениями / санкционные ограничения против России / система СПФС / система CIPS / система SWIFT / товарооборот между Россией и странами ближнего Востока. / Exchange of financial messages / sanctions restrictions against Russia / SPFS system / CIPS system / SWIFT system / trade turnover between Russia and the countries of the Middle East

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попук Антон Валерьевич

Следствием наложенных на Россию санкций со стороны стран Запада стало то, что ряд платежей, проводимых под недружественной юрисдикцией, имеют задержки, либо не проходят совсем. При этом есть риски заморозки денег, а также не гарантируется сохранность средств. Это означает, что даже подключённые к SWIFT российские банки сталкиваются с определёнными трудностями и вынуждены иметь в виду возникающие ограничения. Спустя более чем год после введения ограничений можно оценить их последствия и просчитать перспективы ведения торговли в новых реалиях. Связь российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) с аналогами из других стран становится основой для обхода зависимости от западных финансовых систем, которая теперь помогает не менее эффективно обеспечивать безопасность транзакций, способствовать диверсификации рисков, укреплению внешнеэкономических отношений между государствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попук Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL SUPPORT FOR INTERNATIONAL FINANCIAL SETTLEMENTS IN THE CONTEXT OF DEVELOPING FOREIGN TRADE WITH MIDDLE EASTERN COUNTRIES

The consequence of the sanctions imposed on Russia by Western countries is that a number of payments carried out under unfriendly jurisdiction have delays or do not go through at all. At the same time, there is a risk of freezing money, and the safety of funds is not guaranteed. This means that even Russian banks connected to SWIFT face certain difficulties and are forced to take into account emerging restrictions. More than a year after the introduction of restrictions, it is possible to assess their consequences and calculate the prospects for trading in the new realities. The connection of the Russian System for Transfer of Financial Messages (SPFS) with analogues from other countries becomes the basis for bypassing dependence on Western financial systems, which now helps to ensure the security of transactions no less effectively, contribute to the diversification of risks, and strengthen foreign economic relations between states.

Текст научной работы на тему «Институциональное обеспечение международных финансовых расчетов в условиях развития внешней торговли с ближневосточными странами»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Институциональное обеспечение международных финансовых расчетов в условиях развития внешней торговли с ближневосточными странами

Попук Антон Валерьевич,

аспирант, кафедра мировой и национальной экономики, Всероссийская академия внешней торговли E-mail: apvantf@gmail.com

Следствием наложенных на Россию санкций со стороны стран Запада стало то, что ряд платежей, проводимых под недружественной юрисдикцией, имеют задержки, либо не проходят совсем. При этом есть риски заморозки денег, а также не гарантируется сохранность средств. Это означает, что даже подключённые к SWIFT российские банки сталкиваются с определёнными трудностями и вынуждены иметь в виду возникающие ограничения.

Спустя более чем год после введения ограничений можно оценить их последствия и просчитать перспективы ведения торговли в новых реалиях. Связь российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) с аналогами из других стран становится основой для обхода зависимости от западных финансовых систем, которая теперь помогает не менее эффективно обеспечивать безопасность транзакций, способствовать диверсификации рисков, укреплению внешнеэкономических отношений между государствами.

Ключевые слова: Обмен финансовыми сообщениями, санк-ционные ограничения против России, система СПФС, система CIPS, система SWIFT, товарооборот между Россией и странами ближнего Востока.

Тенденции торговых отношений с Ближневосточными странами

Партнёрство с Ближним Востоком для России выгодно в плане организации торговли нефтью, так как страны Персидского залива являются нашими конкурентами. Сделка ОПЕК+ стала примером удачного взаимодействия в этом ключе. Согласно ей, страны участницы соглашения договариваются о совместных сокращениях или увеличениях добычи нефти в зависимости от ситуаций на рынке, таких, например, как избыток предложения [5].

Учитывая, что торговля минеральным топливом для России остаётся важной, так как не все задачи по расширению несырьевого и неэнергетического экспорта удастся выполнить в ближайшее время, создаются проекты по поддержанию необходимых объемов поставок таких ресурсов за рубеж. Например, ведётся обсуждение создания газового хаба в Турции. Эксперты отмечают, что выполнение проекта альтернативного маршрута газовых поставок в ЕС может столкнуться с существенными политическими препятствиями. Однако, в случае неудачи политики диверсификации энергоснабжения в Евросоюзе, ограничения на реализацию турецкого проекта, по их мнению, не будут введены. Чтобы избежать таких ограничений, России и Турции придется создать совместное предприятие, где доля Турции составит более 50% [6].

Введённые против России санкции привели к переориентации поставок и другой российской продукции, такой как зерновые, медь и изделия из неё, драгоценные камни и металлы в Ближневосточный регион. Соотношение долей поступления зерновых из России на Ближний Восток до и после ухудшения политической обстановки показано на рисунке 1.

Ое

"Я1

см о см

Рис. 1. Доли торговли России зерновыми со странами Ближнего Востока

Что касается экспортных потоков из России -ставшая невостребованной продукция РФ, законтрактованная ранее западными странами, после

пересмотра договоров, стала высвобожденной оттуда и, в результате спроса на неё в странах Ближнего Востока, РФ получила возможность её реализации на новых рынках.

Повышенная потребность стран Ближнего Востока к определённым категориям товаров из России способствует только увеличению доходов в перспективе. Такими товарами традиционно являлись: продовольствие, различное оборудование, пиломатериалы [9]. По данным за 2022 год наибольшие доли в российском экспорте на Ближний Восток имеют такие категории товаров, как Ядерные реакторы, котлы, машины и механические устройства, их части (ТН ВЭД 84); Электрические машины и оборудование и их части; звукозаписывающие и воспроизводящие устройства, телевидение... (ТН ВЭД 85); Съедобные фрукты и орехи, кожура цитрусовых или дыни (ТН ВЭД 87).

Обращаясь к показателям торговли России со странами Ближнего Востока на основе таможенных данных, можно заметить, что объёмы товарооборота в целом сохраняются. В 2022 году наблюдается повышение стоимости всего объёма поставленных товаров из России на Ближний Восток, по сравнению с 2021 годом, что в целом обусловлено ростом цен. Вместе с этим заметно возобновление объёмов поставок после сокращений из-за пандемии коронавируса.

Общий объём экспорта из России на Ближний Восток снизился в 2020 году более чем на 15% по сравнению с 2019, но затем резко возрос. В 2021 году его рост составил более 50% по сравнению с 2020. Такая же тенденция наблюдается и для показателей импорта в Россию из данного региона. Цифры показателей торговли говорят о том, что ограничения, связанные с нарушением торговых цепочек, удалось преодолеть. Но теперь, в связи введением широкомасштабных санкций, стали появляться трудности с оплатой. Однако, согласно показателям объёмов торговли, товарооборот между Россией и, например, Турцией вырос более чем на 85% за весь 2022 год [7]. Соответствующие доли торговли за 2021 и 2022 год показаны на рисунке 2.

2010 20М 201: 201.1 2014 201? л..:. :и: ■ 2015 2020 2021 2022

■ Торговля со стрштмн Би ^Торгои/мсо асом миром

Рис. 3. Доля торговли России со странами Ближнего Востока

Серьёзным негативным фактором стала нарушенная логистика региона Чёрного моря, в результате чего затрудняются поставки на Ближний Восток. Учитывая важность получения определённых категорий товаров, Россия продолжает рассматриваться этими странами в качестве главного поставщика такой продукции.

После введения широкомасштабных санкций против России снижение экспортного потенциала РФ компенсируется различными мерами и схемами, обеспечивающими развитие торговых отношений на нужном уровне для удовлетворения потребностей и интересов стран партнёров.

По отношению к продукции импортозависимых категорий, в том числе которые затруднительно или невозможно производить, Россия проводит политику реализации механизмов параллельного импорта. В первую очередь это касается таких товаров, как станки и оборудование для производств, машины и автозапчасти, шины и материалы для них, масло для авто, различная электронная техника, которые вполне могут стать доступными при согласовании новых схем ведения торговли, полагаясь на партнёров из стран Ближнего Востока [2].

Развитие этого направления торговли коснулось и других стран Персидского залива, стало заметно расширение сотрудничества с Ираном. Но, в первую очередь, важным партнёром в этом регионе стала Турция, доля которой в экспорте товаров из России на 2022 год составила порядка 76%.

Рис. 2. Доли торговли России с Турцией

Таким образом, помимо развития торговых отношений с Китаем и Индией, Россия совершила переход на более интенсивную торговлю со странами Ближнего Востока, что является способом замещения существовавшего товарооборота со странами Европы (Рисунок 3).

Изменения в торговле России с Турцией в условиях санкций

Современные реалии торговли России с другими странами в целом сформировались вследствие многочисленных санкций, введённых ещё с 2014 года, и одним из самых негативных последствий стало то, что другие страны столкнулись с большими рисками при торговле с Россией, перспективы отношений стали просматриваться менее благоприятно. Между тем, можно привести примеры наших торговых партнёров, которые увеличили торговлю с Россией. Например, Турция продолжила расширять товарооборот с РФ. Выигрыш этой страны заключается в повышении спроса на турецкие товары в нашей стране, возможность получения российских товаров

Q.

"Я1

OJ

о

CM

по более выгодным условиям. РФ использует это взаимодействие для поддержания рынка, продолжения инвестиций в нашу страну [1].

Для Турции можно отметить важность импорта из РФ таких товаров, как нефть и газ, так как от них зависит энергетическая безопасность и конкурентоспособность её экономики. Турция рассчитывает проводить реэкспорт минерального топлива, поэтому турецкие политики продолжают ввести переговоры с Россией по созданию энергетического хаба на их территории. В планах также закупка российской нефти по сниженным ценам для экспорта продуктов её переработки. Для потребления на внутреннем рынке Турция закупает также дизельное топливо из РФ с большими преимуществами [1]. После введения странами ЕС потолка цен на российскую нефть, Турция получала нефть марки Urals со скидками, достигавшими 20 долл. за баррель, а также дизельное топливо из РФ с дисконтом до 40%.

Для осуществления поставок в РФ необходимых товаров, попавших в санкционные списки в США и ЕС, через территорию Турцию в последнее время стали использоваться определённые способы обхода ограничений [8].

Первый способ заключается в доставке европейской продукции в РФ через Турцию при помощи партнёрства с компанией, которая будет закупать их для себя, а потом в пути перенаправлять в Россию. Для реализации такого варианта либо заключают соглашение с турецкими партнёрами, расходы на посреднические услуги при этом могут достигать 5% от инвойсной стоимости товара, либо создают свою организацию, как новое юридическое лицо в Турции, что обойдётся в сумму до 5 тысяч долларов США. Для обеспечения полноценного функционирования такой компании необходимо выполнение ряда правовых и организационных условий, включая открытие счета в турецком банке, а также установление сотрудничества с таможенными брокерами и логистическими операторами.

Другой способ предусматривает, что товар из Европейского Союза должен пройти через территорию России транзитом, при этом, конечным пунктом выгрузки указывается Турция. Данная схема приводит к увеличению цены для конечного потребителя из-за затрат, вызванных усложнением таможенных процедур.

Ещё один способ подразумевает доставку товаров в Турцию и их остановку транзитной зоне, откуда они могут быть перепроданы в Россию. Это также сказывается на конечной цене продукции, так как теперь присутствуют риски запрета на вывоз санкционных товаров из зоны турецкого транзита.

Также имеет место способ, заключающийся в поставке товаров в Турцию непосредственно с их растаможиванием. Товары будут экспортированы в РФ уже после уплаты всех необходимых пошлин. Такой способ будет более затратным, чем предыдущий, но при этом поможет избежать рисков блокировки продукции.

Следует отметить, что предварительное согласование каждой отдельной сделки с отделом валютного контроля турецкого банка является обязательным этапом при организации транзита через Турцию. Важным аспектом данного процесса является то, что присутствует вероятность отказа в согласовании поставок.

Проблемы проведения международных расчетов

За последние полтора года 15 крупных российских банков были отключены от системы SWIFT. В результате, передача стандартизированных финансовых сообщений между Россией и другими странами существенно ограничилась. Проблема трудно решается и за счёт банков, не попавших под санкции, так как доверие со стороны иностранных партнёров к такому роду расчётов с Россией значительно снизилось. Различные препятствия, такие как задержки сообщений, риски безопасности их передачи заставляют рассматривать другие инструменты для взаиморасчётов в торговле, которые будут описаны далее в данной статье. Всё это может привести к существенному снижению потоков товаров и взаимных инвестиций, а также падению стоимости российских ценных бумаг. Сохранить и создать условия для расширения товарооборота сейчас является важной задачей для удержания и укрепления позиций России на международном рынке [4].

Поскольку существенного влияния от санкций на торговые пути из России на Ближний Восток не было, целесообразно начать искать новые инструменты для проведения платежей. Непосредственное подключение не только российских, но и иностранных пользователей к ним станет необходимой альтернативой SWIFT.

Решение задачи по осуществлению безопасности и стандартизации обмена финансовыми сообщениями стало зависеть от наличия альтернативных каналов. Отключение ряда российских банков от SWIFT приводит к отказу иностранных банков от взаимодействия с ними. Однако официальных ограничений по взаимодействию банков из региона Ближнего Востока с российскими банками, находящимися под санкциями, нет.

В новых реалиях выстраивание торговых отношений между Россией и ближневосточными странами потребует новых способов для взаимных расчётов. В этом направлении в данный момент политиками производятся определённые шаги.

В первую очередь, был взят курс на уменьшение количества расчётов между нашими странами в долларах и евро. Всё больше контрактов между российскими компаниями и партнёрами из стран Ближнего Востока предусматривают возможности оплаты в национальных валютах. За 2023 год в России удалось сократить долю расчётов в валютах США и ЕС во внешней торговле примерно в 2 раза. К концу года доля таких поступлений за экспорт стала составлять менее четверти. За этот же период доля доходов от экспорта в национальных

валютах «нейтральных» государств также увеличилась более чем в 2 раза и составила 37%. При этом, 33% расчётов пришлось на китайский юань. Что касается самого рубля, то его доля в доходах от экспорта на конец октября 2023 года сохраняет уровень примерно 38%. Конкретно в торговле с Ираном доля рубля и Иранского риала составляет 60% [3].

Помимо этого, между Россией и Турцией уже разработаны механизмы осуществления платежей для обеспечения импорта в РФ. При этом вся процедура использует в среднем четыре банка, которые будут проверять каждую транзакцию. Первым будет российский банк, в котором компания оформляет соответствующий платёж, затем банки-корреспонденты с российской и турецкой стороны, и окончательно - турецкий банк, где имеется счёт контрагента. Таким образом, уже нет особых проблем с денежным переводом, но существенно увеличивается срок проведения операций [8].

Пути решения проблем проведения международных расчетов

Часть российских внешнеторговых операций всё еще проводятся банками, не попавшими под санкции, с помощью SWIFT. Но что может стать альтернативой данной системе?

Для России такими системами являются отечественная Система передачи финансовых сообщений (СПФС), а также китайская Cross-Border Interbank Payment System (CIPS).

Концепция СПФС, помимо осуществления независимых переводов, предусматривает уменьшение издержек при передаче финансовых сообщений. Также СПФС является системой, использующей форматы SWIFT, то есть в принципе эти системы могли бы даже взаимодействовать. В России большое число платежей в последнее время стало проходить именно через СПФС. Планы развития данной системы заключаются в подключении иностранных банков к этой системе. Это удалось сделать для ряда банков из «нейтральных» стран, таких как Беларусь, Армения, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Куба. Ряд банков из других стран ЦБ РФ не раскрывает, в их числе могут быть банки Китая, Индии, Арабских государств. Однако, пока мало государств проявляют активность в подключении к СПФС. К системе на данный момент по информации, предоставляемой ЦБ РФ, присоединились 58 иностранных банков.

России приходится сталкиваться с определёнными трудностями при продвижении СПФС. Транзакции даже с «нейтральными» странами на основе данной системы на постоянной основе не ведутся, так как иностранные партнёры опасаются вторичных санкций. В данный момент проблему пытаются решить, например, через подключение большего числа организаций из СНГ.

Перспективной для России является китайская система банковских переводов CIPS. Целью системы при её создании было обеспечить безопас-

ность расчётов и защиту от разведки США, которая имеет доступ к финансовым сообщениям, проводимым в SWIFT. В данной системе работает большое число банков по всему миру и планируется подключение ряда российских банков напрямую к этой системе. Особенностью в работе в CIPS является возможность производить в расчёты только в юанях.

CIPS является вариантом, который уже сейчас сможет заменить SWIFT, поэтому к нему подключаются всё больше организаций, в основном из стран Азии. Около 30 российских банков также уже подключились к данной системе в качестве косвенных участников. Это дало возможность проводить трансграничные платежи, управляя своим счётом, открытым в банке, который является непосредственным прямым участником CIPS.

Однако, полагаться только на взаимодействие с Китаем в плане расчётов на основе национальных платёжных систем не во всём соответствует интересам Москвы. Растущая зависимость от рынка сбыта в Китае позволяет Пекину диктовать России более жёсткие ценовые условия, например, в контрактах на поставки газа. Новые механизмы должны предусматривать стыковку СПФС как можно с большим количеством платформ передачи платёжных сообщений из «нейтральных» стран.

Именно новый надёжный и безопасный канал передачи электронных сообщений - то, к чему нужно стремиться в итоге. Несмотря на наложенные санкции, если счёт партнёра из России не был заблокирован, торговля между банками может продолжаться через другие каналы, кроме SWIFT. В таких случаях процесс основывается преимущественно на взаимном доверии между сторонами.

Каким образом удалось решить все возникшие проблемы и начать снова устойчиво осуществлять передачу финансовых сообщений?

В первую очередь можно отметить, что во многих странах мира начала проводиться политика ухода от расчётов в долларах при торговле с другими государствами. Россия является одним из инициаторов соглашений по расчётам в национальных валютах. Сейчас, помимо этого, среди нейтральных по отношению к России стран рассматриваются варианты создания новых валют для ведения торговли между государствами. Страны БРИКС впервые обсуждали такую возможность на саммите в августе 2023 года. Главными целями стали уход от санкционного давления, поддержание спроса на национальную валюту из-за удержания положительного сальдо торгового баланса.

В странах БРИКС активно ведется работа по поиску новых способов расчётов между государствами. Различные электронные кошельки, интеграция карточных платежных систем наших государств пока не имеют конкретных планов реализации. Но к созданию альтернативной международной платежной системы для передачи финансовых сообщений возвращаются всё чаще. Рассматривается также возможность расчётов в цифровых валютах стран БРИКС.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

"Я1

OJ

о

CM

В настоящее время к организации присоединились 3 страны из Ближнего Востока: Египет, Иран и ОАЭ. Причём, эти государства планомерно ведут политику, противодействующую доминированию доллара, а также по развитию национальных платёжных систем. При этом между Россией и этими странами начались переговоры об обеспечении взаимодействия банков на основе новых инструментов, разработанных в наших странах, для обеспечения безопасных финансовых сообщений с целью развития суверенитетов государств. Египет и Иран проявили интерес к запуску на своих территориях российской платёжной системы «Мир» [10]. Представители России в ОАЭ также заявляли о начале сотрудничества по использованию карт данной системы на территории этой ближневосточной страны [11]. Планомерному расширению географии карт «Мир» мешает санкционная политика США, так как американские власти расценивают российскую платёжную систему, как инструмент обхода санкций и материальной поддержки российских банков, против которых были направлены международные ограничения. В связи с этим на партнёров России оказывается внешнее политическое давление со стороны Вашингтона.

Вместе с этим в России рассматривается внедрение цифрового рубля в качестве способа оплаты импортных заказов [12], [13]. Однако, для этого потребуется, чтобы он стал признанным за границей и не должен быть подвержен тем ограничениям, которые испытывает обычный рубль. Для решения этой задачи требуется предусмотреть возможности других стран для конвертации цифровых рублей в свои национальные валюты. Другими вариантами обхода санкций, связанными с блокировкой SWIFT, могут быть использование криптова-люты для оплаты импорта, а также использование натурального обмена. Такими способами уже стал пользоваться Иран для противодействия международным ограничениям.

Заключение

Таким образом, на данный момент имеются реальные инструменты для осуществления платёжных операций и ухода от последствий санкций. Поэтому, для развития торговых отношений с Ближневосточным регионом в текущих реалиях политикам необходимо продолжать продвигать данные инициативы.

Литература

1. Изменили ли санкции торговлю между Турцией и Россией? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://www.eurasian-research.org/publication/did-sanctions-change-trade-between-turkiye-and-russia/?lang=ru (Дата обращения 04.08.2023).

2. Параллельный импорт в 2022 году: список разрешенных товаров [Электронный ресурс]. -Режим доступа: свободный. URL: https://dasre-da.ru/learn/blog/article/1542-parallelnyj-import-

v-2022-godu-spisok-razreshennyh-tovarov (Дата обращения 10.08.2023).

3. Володин: Доля расчетов между Россией и Ираном в национальных валютах превышает 60% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. - URL: https://www.pnp.ru/pol-itics/volodin-dolya-raschetov-mezhdu-rossiey-i-iranom-v-nacionalnykh-valyutakh-prevyshaet-60. html?ysclid=lx0gcx4mok56211577 (Дата обращения 24.02.2024).

4. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2024 г. № 143 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: свободный. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/50345 (17.03.2024).

5. Что такое ОПЕК: как экспортеры нефти регулируют цены [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://quote. ru/news/training/5e25c63d9a794712c65dfeac (04.03.2024).

6. Россия и Турция форсируют создание газового хаба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://www.ve-domosti.ru/business/articles/2022/10/17/9458 16-rossiya-i-turtsiya-forsiruyut-sozdanie-haba (04.03.2024).

7. Товарооборот между Россией и Турцией снизился на 20% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://www.vedomosti. ru/economics/news/2024/02/10/1019610-tovaroo-borot (18.03.2024).

8. Турция: транзит поневоле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://logirus.ru/articles/ved/turtsiya-_tranzit_po-nevole.html (14.12.2023).

9. Экспорт в страны Ближнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://unotrans.com/cases/stati/eksport-v-strany-blizhnego-vostoka1.html (20.02.2024).

10. Как санкции США повлияют на платежи системы «Мир» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://www.vedomosti. ru/finance/articles/2024/02/26/1022071 -kak-sanktsii-ssha-povliyayut-na-platezhi-sistemi-mir (01.03.2024).

11. Россия ведёт переговоры об использовании карт «Мир» в ОАЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://pcnews. ru/blogs/rossia_vedet_peregovory_ob_ispolzova-nii_kart_mir_v_oae-1183324.html#gsc.tab=0 (25.11.2023).

12. Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 16 сентября 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://www.cbr.ru/press/ event/?id=14171 (05.02.2024).

13. Эксперты предложили цифровой рубль для расчетов постсоветских стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/06/2023/648713 059a79471091f93051 (17.03.2024).

INSTITUTIONAL SUPPORT FOR INTERNATIONAL FINANCIAL SETTLEMENTS IN THE CONTEXT OF DEVELOPING FOREIGN TRADE WITH MIDDLE EASTERN COUNTRIES

Popuk A.V.

All -Russian Academy of Foreign Trade

The consequence of the sanctions imposed on Russia by Western countries is that a number of payments carried out under unfriendly jurisdiction have delays or do not go through at all. At the same time, there is a risk of freezing money, and the safety of funds is not guaranteed. This means that even Russian banks connected to SWIFT face certain difficulties and are forced to take into account emerging restrictions.

More than a year after the introduction of restrictions, it is possible to assess their consequences and calculate the prospects for trading in the new realities. The connection of the Russian System for Transfer of Financial Messages (SPFS) with analogues from other countries becomes the basis for bypassing dependence on Western financial systems, which now helps to ensure the security of transactions no less effectively, contribute to the diversification of risks, and strengthen foreign economic relations between states.

Keywords: Exchange of financial messages, sanctions restrictions against Russia, SPFS system, CIPS system, SWIFT system, trade turnover between Russia and the countries of the Middle East.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Have sanctions changed trade between Turkey and Russia? [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https:// www.eurasian-research.org/publication/did-sanctions-change-trade-between-turkiye-and-russia/?lang=ru (Accessed on 04.08.2023).

2. Parallel imports in 2022: List of permitted goods [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://dasreda.ru/ learn/blog/article/1542-parallelnyj-import-v-2022-godu-spisok-razreshennyh-tovarov (Accessed on 10.08.2023).

3. Volodin: The share of settlements between Russia and Iran in national currencies exceeds 60% [Electronic resource]. - Ac-

cess mode: free. - URL: https://www.pnp.ru/politics/volodin-dolya-raschetov-mezhdu-rossiey-i-iranom-v-nacionalnykh-valyutakh-prevyshaet-60.html?ysclid=lx0gcx4mok56211577 (Accessed on 24.02.2024).

4. Decree of the President of the Russian Federation of 26.02.2024 No. 143 [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/50345 (17.03.2024).

5. What is OPEC: how oil exporters regulate prices [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://quote.ru/news/train-ing/5e25c63d9a794712c65dfeac (04.03.2024).

6. Russia and Turkey are accelerating the creation of a gas hub [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2022/10/17/945816-rossiya-i-turtsiya-forsiruyut-sozdanie-haba (04.03.2024).

7. Trade turnover between Russia and Turkey decreased by 20% [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://www. vedomosti.ru/economics/news/2024/02/10/1019610-tovaroob-orot (18.03.2024).

8. Turkey: transit against their will [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://logirus.ru/articles/ved/turtsiya-_tranzit_ ponevole.html (14.12.2023).

9. Export to the Middle East [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://unotrans.com/cases/stati/eksport-v-strany-blizhnego-vostoka1.html (20.02.2024).

10. How US sanctions will affect payments in the Mir system [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://www.ve-domosti.ru/finance/articles/2024/02/26/1022071-kak-sanktsii-ssha-povliyayut-na-platezhi-sistemi-mir (01.03.2024).

11. Russia is negotiating the use of Mir cards in the UAE [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://pcnews.ru/ blogs/rossia_vedet_peregovory_ob_ispolzovanii_kart_mir_v_ oae-1183324.html#gsc.tab=0 (25.11.2023).

12. Statement by the Chairman of the Bank of Russia Elvira Nabiulli-na following the meeting of the Board of directors of the Bank of Russia on September 16, 2022 [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=14171 (05.02.2024).

13. Experts proposed a digital ruble for settlements in post-Soviet countries [Electronic resource]. - Access mode: free. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/06/2023/648713059a794710 91f93051 (17.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.