УДК 339.5 ББК 65.05
А.Ю.Нехай
Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли
Международная электронная торговля динамично развивается, становясь одним из ведущих источников пополнения бюджета многих государств. Особый интерес вызывают тенденции роста электронной торговли и развитие ее институциональноправовой базы. В статье рассматриваются вопросы развития международной торговли, с использованием Интернет, с точки зрения правового регулирования.
Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, электронный обмен данными, электронные деньги, информационные технологии, интернет.
A.Iu.Nekhai
Institutional and legal problems of International electronic commerce
International e-commerce is developing rapidly, becoming one of the leading sources of replenishment of many states. Of particular interest are the trends of e-commerce growth and development of its legal and institutional framework. The article examines the development of international trade, using the Internet, in terms of regulation.
Keywords: electronic commerce, electronic data interchange, electronic money, information Technology, Internet
^информационные технологии оказа- ваться практически повсеместно: межуни-С У у ли огромное влияние на развитие верситетские системы связи, корпоративные СуяУ человеческой цивилизации. Заро- комплексы и др. В это же время активно дившись в 60-70-е гг. прошлого века они стре- автоматизировались различные функции мительно распространились по всему миру, управления, а новые технологии проникли в но, наиболее революционным изменением в финансовую сферу. С появлением Интернет технологическом укладе общества стало по- - глобальной информационной сети - поня-
явление Интернет, позволившее довести до тия «электронная коммерция» (e-commerce), логического завершения те процессы, кото- «электронные деньги» (e-cash), «электронная рые происходили в социально-экономическом торговля» (e-trade) стали общеупотребитель-пространстве на протяжении последней чет- ными.
верти ХХ века. Понятие «электронная торговля» первона-
Предшественниками Интернет в сетевой чально толковалось, прежде всего, как обмен экономике были корпоративные сети (интра- электронными документами и сообщения-нет) и сети делового партнерства (экстранет), ми. Например, Модельный закон Комиссии которые постепенно внедрялись в практику ООН по международному торговому праву работы различных компаний, формируя раз- ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL - United Nations личные уровни интеграции экономических Commission on International Trade Law) «Об субъектов. Предпосылками корпоративных се- электронной торговле», разработанный в 1996 тей, стали разработанная в США система свя- г. и рекомендованный ООН в качестве базо-зи между научными учреждениями, специали- вого документа для национальных законода-зирующимися в области военных технологий тельств определял электронную торговлю как ARPANET и внедрение компьютерных систем «сделку, заключаемую с помощью электронно-бронирования авиабилетов в 1960-е гг. Имен- го обмена данными и других средств передачи но тогда стали осваиваться принципы работы данных, предусматривающих использование в сети, а наиболее успешные модели быстро альтернативных бумажным форм и методов транслировались в другие отрасли экономики. передачи и хранения информации» [1].
По мере развития информационных тех- В начале XXI в. подходы к определению
нологий подобные системы стали использо- электронной торговли претерпели опреде-
ленные изменения. Под ней стали понимать особую сферу торговли, в которой покупки и продажи товаров или услуг осуществляются через электронные системы, такие как Интернет и другие компьютерные сети. Электронная торговля основывается на информационных технологиях, таких как мобильная коммерция, электронный перевод средств, Интернет-банкинг, Интернет-маркетинг, электронный обмен данными и др. При этом хотя бы в одна из транзакций в бизнес-цепочке осуществляется с использованием Интернет [2].
Согласно официальному определению Бюро цензов Министерства торговли США, «к сфере электронной торговли относится любая сделка, совершенная с помощью компьютерной сети, предполагающая передачу права собственности или права на использование товара или услуги. Сделки совершаются в форме конкретных электронных операций (например, акта продажи) и считаются совершенными, когда с помощью компьютерных сетей достигается соглашение между покупателем и продавцом о передаче собственности или права на использование товара или услуги. Соглашение в электронной форме, а не платеж, является ключевым конституирующим признаком сделки в сфере электронной торговли. Неценовые сделки (такие как свободное распространение в Интернете программного обеспечения компьютеров) к сфере электронной торговли не относятся» [3].
Модельный закон «Об электронной торговле», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ определяет «электронную торговлю» как торговлю, осуществляемую с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур [4].
Доля финансовых и торговых транзакций, осуществляемых при помощи компьютерных сетей в последние годы стремительно возрастает. По данным Торговой ассоциации электронной коммерции (Interactive Media Retail Group, IMRG) в 2012 г. общий объем рынка электронной торговли в мире в 2012 г. превысил $1 трлн., в 2013 г. достиг $1,25 трлн., а к 2015 г. - составит не менее $2 трлн [5].
Объемы электронной торговли растут практически во всех развитых странах мира, но если темпы прироста в США и Великобритании составляют в среднем 10-15% в год, то, например, в Индии они составляют около 50%, в Бразилии - 80%, в Китае к 2012 г. прирост трафика электронной коммерции достиг 130% в год.
Достаточно интенсивно развивается электронная торговля и в России. Так, по данным агентства Data Insight, в 2010 г. объем российского рынка электронной коммерции оценивался в 240 млрд рублей и составлял 1,6 % от
общего объема продаж всей российской розницы. В странах Евросоюза этот же показатель составлял 5,7%, в США - 6,4%. К 2015 г. доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли достигнет в России - 5%, странах ЕС - 8%, в США превысит 10%.
Совершенно очевидно, что при складывающейся модели развития коммерции в самом ближайшем будущем структура всей сферы обращения изменится достаточно радикальным образом. Как справедливо отмечает А. Вининг: «...будущее электронной розничной торговли носит глобальный характер. Мы наблюдаем высокий рост доверия к онлайн-покупкам во всем мире, а в сильно развитых странах еще и поддержку электронной коммерции со стороны государства, и те правительства, которые идут на эти шаги поступают мудро и правильно - интернет становится неотъемлемой частью экономики любой страны и с этим необходимо считаться» [6].
Действительно, во многих странах мира предпринимаются попытки формирования институционально-правового поля электронной торговли. Одной из первых стран, включившихся в эту работу стали США, где вопросы «электронной торговли» регулируются Федеральной торговой комиссией (FTC), а также Бюро цензов министерства торговли США. Законодательная база в этой сфере охватывает вопросы использования коммерческой электронной почты, Интернет-рекламы, конфиденциальности сделок, устанавливает национальные стандарты для электронного маркетинга [7].
В Великобритании основными компетенциями в сфере регулирования электронной торговли обладает служба FSA (Financial Services Authority). С 1 ноября 2009 г. вступил в силу новый закон, регулирующий деятельность всех организаций, осуществляющих продажи через Интернет, включая банки, платежные системы, электронные торговые площадки, Интернет-магазины и другие[8]. В законе не только определен принципиально новый класс регулируемых фирм, но и сформулированы пруденциальные требования к ним. В частности ст. 87 данного закона требует предоставления полной отчетности по сделкам, осуществляемым в онлайн режиме.
Электронная торговля может осуществляться как в национальных рамках, так и между контрагентами находящимися в разных государствах. Подобного рода «глобализация» коммерческой деятельности значительно усложняет статистический учет объемов международной торговли. А если учесть то обстоятельство, что значительную часть товаров, реализуемых в онлайн режиме можно как оплатить, так и получить в электронной (цифровой) форме (музыкальные произведе-
(<№./
ния, книги, фильмы, игры, фотопродукцию, программное обеспечение и др.), подходы к количественной оценке торгового оборота также требуют поиска новых подходов.
С проблемой статистического учета электронных торговых сделок тесно связана и все более остро встающая проблема налогообложения электронной торговли. В некоторых странах - лидерах в сфер электронной коммерции, в частности в США, доминирует мнение о том, что поскольку электронная торговля чрезвычайно перспективная отрасль экономики, она должна быть освобождена от налогообложения. С другой стороны в тех же США налог на продажи (аналог НДС) является одним из основных источников бюджета. По некоторым оценкам только по налогу с продаж потери бюджета США составляют около $8 млрд. ежегодно [9].
Вопросы Интернет-торговли в последние годы находятся в центре внимания Организации экономического сотрудничества и развития. В докладе ОЭСР «Вопросы, связанные с размыванием налоговой базы и переводом прибыли», опубликованном в феврале 2013 г. отмечалось, что финансовое законодательство разных стран отстает от требований реальности, в том числе и продиктованных бурным технологическим развитием. В числе важнейших проблем в этой сфере авторы доклада выделили несовершенство классификаций юридических лиц и применяемых в процессе Интернет-торговли сделок; сложность применения положений, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, в отношении прибыли от реализации цифровых товаров и услуг; неэффективность мер по борьбе с уходом от уплаты налогов в сфере электронной коммерции [10].
Одним из способов решения этого вопроса, по мнению авторов доклада, в числе прочего, могли бы стать изменения в правилах о постоянном представительстве для деятельности в области цифрового бизнеса, в частности. Так, наличие в стране программно-ап-
паратного обеспечения, с помощью которого заключается сделка купли-продажи можно считать равноценным наличию постоянного представительства, а сервер - фактической торговой точкой.
В ходе Международного Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР, проходившего в Москве было принято соглашение глав налоговых администраций стран - участников ОЭСР о выработке единых стандартов обмена информацией о перемещении финансовых потоков [11].
23 декабря 2013 г. Минфин России выступил с инициативой снижения уровня необлагаемых пошлинами покупок через интернет с 1 тысячи евро до 150 евро, помимо этого ведется работа над едиными правилами ведения Интернет-торговли в Рамках Таможенного Союза [12].
Резюмируя проведенный обзор можно сделать вывод, что в настоящий момент в мировой практике ведется активная работа по выработке подходов к организации и контролю за новой формой обращения товаров на рынке - электронной торговлей. Учитывая высокие темпы развития данной отрасли можно предположить, что в ближайшие годы ее доля в общем объеме торговых транзакций значительно возрастет. Свободное перемещение товаров, повышения числа тех из них, которые могут свободно перемещаться в цифровой форме, с одной стороны стимулируют рост мировой экономики, но с другой - значительно усложняют процедуры учета, контроля и налогообложения в данной сфере, повышают риски экономической безопасности. Решение указанных проблем на национальном уровне в современных условиях крайне затруднено. Не случайно наиболее эффективные попытки предпринимаются на уровне крупных интеграционных объединений (Европейский Союз, Таможенный Союз), а установление единых правил электронной торговли - одна из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед всем международным сообществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Руководство по принятию 1996 год с дополнительной статьей 5 бис, принятой в 1998 году. ООН. Нью-Йорк, 2006.
2. Laudon K. C.; Guercio T. C. E-commerce. business. technology. society. Pearson, 2012.
3. Миненкова Н.В. Электронная торговля: экономические и правовые аспекты // Портал «Логистика» для профессионалов в логистике и управлении цепями поставок. URL: http://www.logistics.ru/9/11/i20_28057p0. htm; E-commerce: The Benefits and Pitfalls of Conducting Business over the Internet. Wash., 1999, p. 70.
4. Модельный закон «Об электронной торговле». Принят на двадцать девятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Постановление от 25 ноября 2008 года №31-12
5. Официальный сайт Interactive Media Retail Group. URL http://www.imrg.org.
6. Weening А. E-commerce. URL http://www.imrg.org.
7. Advertising and Marketing on the Internet: Rules of the Road. Federal Trade Commission. Bureau of Consumer
Protection. September 2000.
8. The Payment Services Regulations 2009. UK: Legislation.
9. Кастельская А.В. Применение концепций источника дохода и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли // Внешнеторговое право. 2005. № 2.
10. Доклад ОЭСР: размывание налоговой базы и перевод прибыли // Российский налоговый бюллетень. Февраль 2013.
11. Коммюнике Форума по налоговому администрированию (FTA). Организован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Федеральной налоговой службой РФ. 17 мая 2013 г. URL: // http://www.nalog.ru/rub_mns_news/4172864/)
12. Россия будет добиваться единых правил интернет-торговли внутри Таможенного Союза // Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия Федеральной таможенной службы России РОСТЭК. URL: http://www.rosteck.ru/news/793/
REFERENCES
UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce with Guide to Enactment 1996 with additional article 5 bis , adopted in 1998. UN. New York, 2006.
Laudon K. C.; Guercio T. C. E-commerce. business. technology. society. Pearson, 2012.
Minenkova NV Ecommerce: economic and legal aspects // Portal "Logistics" for professionals in logistics and supply chain management. URL: http://www.logistics.ru/9/11/i20_28057p0.htm; E-commerce: The Benefits and Pitfalls of Conducting Business over the Internet. Wash., 1999, p.70.
Model law "On electronic commerce." Adopted at the twenty-ninth plenary meeting of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States. Judgment of November 25, 2008 № 31-12.
The official website for Interactive Media Retail Group. Available at: http://www.imrg.org (accessed 30 March 2014). Weening A. E-commerce. Available at: http://www.imrg.org (accessed 30 March 2014).
Advertising and Marketing on the Internet: Rules of the Road. Federal Trade Commission. Bureau of Consumer Protection. September 2000.
The Payment Services Regulations 2009. UK: Legislation.
Kastelsky AV Application of concepts and source of income taxation of a permanent establishment in e-commerce and permanent representation in the taxation of e-commerce // Foreign Trade Law. 2005. Number 2.
OECD report : erosion of the tax base and translation gains // Russian Tax Brief. February 2013.
11. Communique Forum on Tax Administration (FTA). Organized by the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD ) in collaboration with the Federal Tax Service of the Russian Federation. May 17, 2013. Available at: http://www.nalog.ru/rub_mns_news/4172864/ (accessed 30 March 2014).
Russia will seek common rules of e-commerce within the Customs Union / / The official website of the Federal State Unitary Enterprise Russian Federal Customs Service ROSTEK. Available at: http://www.rosteck.ru/news/793/ (accessed 30 March 2014).
9.
10.
12.
Информация об авторе:
Нехай Аскер Юрьевич
(Республика Адыгея, Теучежский район, п. Тлюстенхабль)
Магистр кафедры "Мировой экономики и менеджмента" Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the author:
Nekhai Asker Iur'evich
(Republic of Adygea, Teuchezhsk district, v. Tliustenkhabl' )
Graduate student of the Department of "World economy and management" Kuban State University E-mail: [email protected]