Научная статья на тему 'Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли'

Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБМЕН ДАННЫМИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ELECTRONIC COMMERCE / ELECTRONIC DATA INTERCHANGE / ELECTRONIC MONEY / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехай Аскер Юрьевич

Международная электронная торговля динамично развивается, становясь одним из ведущих источников пополнения бюджета многих государств. Особый интерес вызывают тенденции роста электронной торговли и развитие ее институциональноправовой базы. В статье рассматриваются вопросы развития международной торговли, с использованием Интернет, с точки зрения правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and legal problems of International electronic commerce

International e-commerce is developing rapidly, becoming one of the leading sources of replenishment of many states. Of particular interest are the trends of e-commerce growth and development of its legal and institutional framework. The article examines the development of international trade, using the Internet, in terms of regulation.

Текст научной работы на тему «Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли»

УДК 339.5 ББК 65.05

А.Ю.Нехай

Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли

Международная электронная торговля динамично развивается, становясь одним из ведущих источников пополнения бюджета многих государств. Особый интерес вызывают тенденции роста электронной торговли и развитие ее институциональноправовой базы. В статье рассматриваются вопросы развития международной торговли, с использованием Интернет, с точки зрения правового регулирования.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, электронный обмен данными, электронные деньги, информационные технологии, интернет.

A.Iu.Nekhai

Institutional and legal problems of International electronic commerce

International e-commerce is developing rapidly, becoming one of the leading sources of replenishment of many states. Of particular interest are the trends of e-commerce growth and development of its legal and institutional framework. The article examines the development of international trade, using the Internet, in terms of regulation.

Keywords: electronic commerce, electronic data interchange, electronic money, information Technology, Internet

^информационные технологии оказа- ваться практически повсеместно: межуни-С У у ли огромное влияние на развитие верситетские системы связи, корпоративные СуяУ человеческой цивилизации. Заро- комплексы и др. В это же время активно дившись в 60-70-е гг. прошлого века они стре- автоматизировались различные функции мительно распространились по всему миру, управления, а новые технологии проникли в но, наиболее революционным изменением в финансовую сферу. С появлением Интернет технологическом укладе общества стало по- - глобальной информационной сети - поня-

явление Интернет, позволившее довести до тия «электронная коммерция» (e-commerce), логического завершения те процессы, кото- «электронные деньги» (e-cash), «электронная рые происходили в социально-экономическом торговля» (e-trade) стали общеупотребитель-пространстве на протяжении последней чет- ными.

верти ХХ века. Понятие «электронная торговля» первона-

Предшественниками Интернет в сетевой чально толковалось, прежде всего, как обмен экономике были корпоративные сети (интра- электронными документами и сообщения-нет) и сети делового партнерства (экстранет), ми. Например, Модельный закон Комиссии которые постепенно внедрялись в практику ООН по международному торговому праву работы различных компаний, формируя раз- ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL - United Nations личные уровни интеграции экономических Commission on International Trade Law) «Об субъектов. Предпосылками корпоративных се- электронной торговле», разработанный в 1996 тей, стали разработанная в США система свя- г. и рекомендованный ООН в качестве базо-зи между научными учреждениями, специали- вого документа для национальных законода-зирующимися в области военных технологий тельств определял электронную торговлю как ARPANET и внедрение компьютерных систем «сделку, заключаемую с помощью электронно-бронирования авиабилетов в 1960-е гг. Имен- го обмена данными и других средств передачи но тогда стали осваиваться принципы работы данных, предусматривающих использование в сети, а наиболее успешные модели быстро альтернативных бумажным форм и методов транслировались в другие отрасли экономики. передачи и хранения информации» [1].

По мере развития информационных тех- В начале XXI в. подходы к определению

нологий подобные системы стали использо- электронной торговли претерпели опреде-

ленные изменения. Под ней стали понимать особую сферу торговли, в которой покупки и продажи товаров или услуг осуществляются через электронные системы, такие как Интернет и другие компьютерные сети. Электронная торговля основывается на информационных технологиях, таких как мобильная коммерция, электронный перевод средств, Интернет-банкинг, Интернет-маркетинг, электронный обмен данными и др. При этом хотя бы в одна из транзакций в бизнес-цепочке осуществляется с использованием Интернет [2].

Согласно официальному определению Бюро цензов Министерства торговли США, «к сфере электронной торговли относится любая сделка, совершенная с помощью компьютерной сети, предполагающая передачу права собственности или права на использование товара или услуги. Сделки совершаются в форме конкретных электронных операций (например, акта продажи) и считаются совершенными, когда с помощью компьютерных сетей достигается соглашение между покупателем и продавцом о передаче собственности или права на использование товара или услуги. Соглашение в электронной форме, а не платеж, является ключевым конституирующим признаком сделки в сфере электронной торговли. Неценовые сделки (такие как свободное распространение в Интернете программного обеспечения компьютеров) к сфере электронной торговли не относятся» [3].

Модельный закон «Об электронной торговле», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ определяет «электронную торговлю» как торговлю, осуществляемую с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур [4].

Доля финансовых и торговых транзакций, осуществляемых при помощи компьютерных сетей в последние годы стремительно возрастает. По данным Торговой ассоциации электронной коммерции (Interactive Media Retail Group, IMRG) в 2012 г. общий объем рынка электронной торговли в мире в 2012 г. превысил $1 трлн., в 2013 г. достиг $1,25 трлн., а к 2015 г. - составит не менее $2 трлн [5].

Объемы электронной торговли растут практически во всех развитых странах мира, но если темпы прироста в США и Великобритании составляют в среднем 10-15% в год, то, например, в Индии они составляют около 50%, в Бразилии - 80%, в Китае к 2012 г. прирост трафика электронной коммерции достиг 130% в год.

Достаточно интенсивно развивается электронная торговля и в России. Так, по данным агентства Data Insight, в 2010 г. объем российского рынка электронной коммерции оценивался в 240 млрд рублей и составлял 1,6 % от

общего объема продаж всей российской розницы. В странах Евросоюза этот же показатель составлял 5,7%, в США - 6,4%. К 2015 г. доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли достигнет в России - 5%, странах ЕС - 8%, в США превысит 10%.

Совершенно очевидно, что при складывающейся модели развития коммерции в самом ближайшем будущем структура всей сферы обращения изменится достаточно радикальным образом. Как справедливо отмечает А. Вининг: «...будущее электронной розничной торговли носит глобальный характер. Мы наблюдаем высокий рост доверия к онлайн-покупкам во всем мире, а в сильно развитых странах еще и поддержку электронной коммерции со стороны государства, и те правительства, которые идут на эти шаги поступают мудро и правильно - интернет становится неотъемлемой частью экономики любой страны и с этим необходимо считаться» [6].

Действительно, во многих странах мира предпринимаются попытки формирования институционально-правового поля электронной торговли. Одной из первых стран, включившихся в эту работу стали США, где вопросы «электронной торговли» регулируются Федеральной торговой комиссией (FTC), а также Бюро цензов министерства торговли США. Законодательная база в этой сфере охватывает вопросы использования коммерческой электронной почты, Интернет-рекламы, конфиденциальности сделок, устанавливает национальные стандарты для электронного маркетинга [7].

В Великобритании основными компетенциями в сфере регулирования электронной торговли обладает служба FSA (Financial Services Authority). С 1 ноября 2009 г. вступил в силу новый закон, регулирующий деятельность всех организаций, осуществляющих продажи через Интернет, включая банки, платежные системы, электронные торговые площадки, Интернет-магазины и другие[8]. В законе не только определен принципиально новый класс регулируемых фирм, но и сформулированы пруденциальные требования к ним. В частности ст. 87 данного закона требует предоставления полной отчетности по сделкам, осуществляемым в онлайн режиме.

Электронная торговля может осуществляться как в национальных рамках, так и между контрагентами находящимися в разных государствах. Подобного рода «глобализация» коммерческой деятельности значительно усложняет статистический учет объемов международной торговли. А если учесть то обстоятельство, что значительную часть товаров, реализуемых в онлайн режиме можно как оплатить, так и получить в электронной (цифровой) форме (музыкальные произведе-

(<№./

ния, книги, фильмы, игры, фотопродукцию, программное обеспечение и др.), подходы к количественной оценке торгового оборота также требуют поиска новых подходов.

С проблемой статистического учета электронных торговых сделок тесно связана и все более остро встающая проблема налогообложения электронной торговли. В некоторых странах - лидерах в сфер электронной коммерции, в частности в США, доминирует мнение о том, что поскольку электронная торговля чрезвычайно перспективная отрасль экономики, она должна быть освобождена от налогообложения. С другой стороны в тех же США налог на продажи (аналог НДС) является одним из основных источников бюджета. По некоторым оценкам только по налогу с продаж потери бюджета США составляют около $8 млрд. ежегодно [9].

Вопросы Интернет-торговли в последние годы находятся в центре внимания Организации экономического сотрудничества и развития. В докладе ОЭСР «Вопросы, связанные с размыванием налоговой базы и переводом прибыли», опубликованном в феврале 2013 г. отмечалось, что финансовое законодательство разных стран отстает от требований реальности, в том числе и продиктованных бурным технологическим развитием. В числе важнейших проблем в этой сфере авторы доклада выделили несовершенство классификаций юридических лиц и применяемых в процессе Интернет-торговли сделок; сложность применения положений, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, в отношении прибыли от реализации цифровых товаров и услуг; неэффективность мер по борьбе с уходом от уплаты налогов в сфере электронной коммерции [10].

Одним из способов решения этого вопроса, по мнению авторов доклада, в числе прочего, могли бы стать изменения в правилах о постоянном представительстве для деятельности в области цифрового бизнеса, в частности. Так, наличие в стране программно-ап-

паратного обеспечения, с помощью которого заключается сделка купли-продажи можно считать равноценным наличию постоянного представительства, а сервер - фактической торговой точкой.

В ходе Международного Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР, проходившего в Москве было принято соглашение глав налоговых администраций стран - участников ОЭСР о выработке единых стандартов обмена информацией о перемещении финансовых потоков [11].

23 декабря 2013 г. Минфин России выступил с инициативой снижения уровня необлагаемых пошлинами покупок через интернет с 1 тысячи евро до 150 евро, помимо этого ведется работа над едиными правилами ведения Интернет-торговли в Рамках Таможенного Союза [12].

Резюмируя проведенный обзор можно сделать вывод, что в настоящий момент в мировой практике ведется активная работа по выработке подходов к организации и контролю за новой формой обращения товаров на рынке - электронной торговлей. Учитывая высокие темпы развития данной отрасли можно предположить, что в ближайшие годы ее доля в общем объеме торговых транзакций значительно возрастет. Свободное перемещение товаров, повышения числа тех из них, которые могут свободно перемещаться в цифровой форме, с одной стороны стимулируют рост мировой экономики, но с другой - значительно усложняют процедуры учета, контроля и налогообложения в данной сфере, повышают риски экономической безопасности. Решение указанных проблем на национальном уровне в современных условиях крайне затруднено. Не случайно наиболее эффективные попытки предпринимаются на уровне крупных интеграционных объединений (Европейский Союз, Таможенный Союз), а установление единых правил электронной торговли - одна из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед всем международным сообществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Руководство по принятию 1996 год с дополнительной статьей 5 бис, принятой в 1998 году. ООН. Нью-Йорк, 2006.

2. Laudon K. C.; Guercio T. C. E-commerce. business. technology. society. Pearson, 2012.

3. Миненкова Н.В. Электронная торговля: экономические и правовые аспекты // Портал «Логистика» для профессионалов в логистике и управлении цепями поставок. URL: http://www.logistics.ru/9/11/i20_28057p0. htm; E-commerce: The Benefits and Pitfalls of Conducting Business over the Internet. Wash., 1999, p. 70.

4. Модельный закон «Об электронной торговле». Принят на двадцать девятом пленарном заседании

Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Постановление от 25 ноября 2008 года №31-12

5. Официальный сайт Interactive Media Retail Group. URL http://www.imrg.org.

6. Weening А. E-commerce. URL http://www.imrg.org.

7. Advertising and Marketing on the Internet: Rules of the Road. Federal Trade Commission. Bureau of Consumer

Protection. September 2000.

8. The Payment Services Regulations 2009. UK: Legislation.

9. Кастельская А.В. Применение концепций источника дохода и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли // Внешнеторговое право. 2005. № 2.

10. Доклад ОЭСР: размывание налоговой базы и перевод прибыли // Российский налоговый бюллетень. Февраль 2013.

11. Коммюнике Форума по налоговому администрированию (FTA). Организован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Федеральной налоговой службой РФ. 17 мая 2013 г. URL: // http://www.nalog.ru/rub_mns_news/4172864/)

12. Россия будет добиваться единых правил интернет-торговли внутри Таможенного Союза // Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия Федеральной таможенной службы России РОСТЭК. URL: http://www.rosteck.ru/news/793/

REFERENCES

UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce with Guide to Enactment 1996 with additional article 5 bis , adopted in 1998. UN. New York, 2006.

Laudon K. C.; Guercio T. C. E-commerce. business. technology. society. Pearson, 2012.

Minenkova NV Ecommerce: economic and legal aspects // Portal "Logistics" for professionals in logistics and supply chain management. URL: http://www.logistics.ru/9/11/i20_28057p0.htm; E-commerce: The Benefits and Pitfalls of Conducting Business over the Internet. Wash., 1999, p.70.

Model law "On electronic commerce." Adopted at the twenty-ninth plenary meeting of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States. Judgment of November 25, 2008 № 31-12.

The official website for Interactive Media Retail Group. Available at: http://www.imrg.org (accessed 30 March 2014). Weening A. E-commerce. Available at: http://www.imrg.org (accessed 30 March 2014).

Advertising and Marketing on the Internet: Rules of the Road. Federal Trade Commission. Bureau of Consumer Protection. September 2000.

The Payment Services Regulations 2009. UK: Legislation.

Kastelsky AV Application of concepts and source of income taxation of a permanent establishment in e-commerce and permanent representation in the taxation of e-commerce // Foreign Trade Law. 2005. Number 2.

OECD report : erosion of the tax base and translation gains // Russian Tax Brief. February 2013.

11. Communique Forum on Tax Administration (FTA). Organized by the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD ) in collaboration with the Federal Tax Service of the Russian Federation. May 17, 2013. Available at: http://www.nalog.ru/rub_mns_news/4172864/ (accessed 30 March 2014).

Russia will seek common rules of e-commerce within the Customs Union / / The official website of the Federal State Unitary Enterprise Russian Federal Customs Service ROSTEK. Available at: http://www.rosteck.ru/news/793/ (accessed 30 March 2014).

9.

10.

12.

Информация об авторе:

Нехай Аскер Юрьевич

(Республика Адыгея, Теучежский район, п. Тлюстенхабль)

Магистр кафедры "Мировой экономики и менеджмента" Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the author:

Nekhai Asker Iur'evich

(Republic of Adygea, Teuchezhsk district, v. Tliustenkhabl' )

Graduate student of the Department of "World economy and management" Kuban State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.