УДК 1 (091)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Е.И. Шашлова
DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-31-36
Наследие философов русского зарубежья широко исследовано в литературе. Во Франции на развитие философии наибольшее влияние оказали эмигранты, ставшие французскими философами: Ж. Гурвич, А. Койре, А. Кожев, Э. Левинас. Эти молодые люди получили немецкое философское образование и в 20-30-ее гг. ХХ в. выступили проводниками немецкой философии во Франции, оказав существенное влияние на развитие современной французской мысли. Философы-эмигранты разных поколений не представляют единого институционального поля для историков философии, в связи с чем необходимо определить специфику институционального положения рассматриваемых авторов. В некоторых зарубежных социологических исследованиях французской философии дан обзор институционального положения рассматриваемых философов (Ж.-Л. Фабиани [1], Л. Пенто [2]; и др.). Тем не менее необходимо систематизировать имеющиеся попытки количественного анализа наследия русских эмигрантов молодого поколения, классифицировать основания институционального анализа. Необходимо отличить содержательный социологический анализ французских исследователей Фабиани и Пенто от количественных методов в истории философии, использующих данные в цифровом пространстве - цифровом архиве Национальной библиотеки Франции (BNF) - Gallica и Хронике научной, культурной и социальной жизни русской эмиграции во Франции (1920-1940) [3]. Постановка проблемы в статье направлена на рассмотрение наследия Ж. Гурвича, А. Койре, А. Кожева, Э. Левинаса в едином институциональном поле философского образования и научного производства между мировыми войнами во Франции. Философия
Шашлова Екатерина Игоревна - кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: [email protected], т. 8(863)2184000, доб. 210-22.
данных авторов не представляет содержательного единства, хотя можно установить общие истоки - феноменология Гуссерля и Хайдегге-ра. Каждый из указанных авторов внес вклад в трансляцию актуальных для 20-х годов немецкой мысли во французской среде через участие в образовательной деятельности Сорбонны и Высшей практической школы, о заседаниях научных обществ, публикациях статей и рецензий, а также переводах немецкой философии на французский язык. Несмотря на активное участие в производстве актуальной философской мысли, данные авторы находились на периферии признанных академических институтов. В нашу задачу входит выявление закономерностей присутствия русских эмигрантов молодого поколения в академической философской среде русского зарубежья и анализ момента перехода анализируемых авторов в статус «французских философов».
В истории философии одним из способов мыслить фундаментальные изменения в порядке функционирования знания является описание «переворота», или «поворота». Так, привычными стали определения «коперниканский переворот Канта», «лингвистический поворот», «антропологический поворот» и т.п. Для настоящего момента в истории философии интересен вопрос: произошел ли «цифровой переворот» в гуманитарном знании и философии?
Возникновение новых цифровых методов исследования и появление вместе с тем нового предмета познания говорит о том, что можно поставить вопрос об изменении парадигм в гуманитарных науках. Разделяя специфику философского знания и гуманитарных исследований, закономерно задать вопрос: изменили ли цифровые технологии парадигмы в исследованиях гуманитарных науки и философии? При имеющей-
Ekaterina Shashlova - Southern Federal University, 116, Dneprovskiy Lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184000 (210-22).
ся трансформации предметной области, появлении новых методов ответ на вопрос о сущностном изменении знания не является очевидным.
Социальная детерминация знания стала мощнейшим инструментом в изменении эпистемологических парадигм. Сегодня мы имеем различные варианты обоснования социальной обусловленности познания, в том числе и социологии философии, ставящей под сомнение незыблемость абсолютного философского знания и меняющей методологию историко-философских исследований.
«Цифровая жизнь» для гуманитария может представлять даже не метод, но новую оптику и новое пространство для получения эмпирических сведений. Цифровое измерение гуманитарных исследований не является качественным показателем «естественно-научности» знания о человеке. В первую очередь, это новый способ использовать количественные методы. Так как поле эмпирических данных становится константой в качестве предмета исследований, а выводы можно верифицировать, то один из вопросов, возникающий при анализе цифровых технологий в философии, следующий: становится ли знание научным, если оно использует предметную область цифровой информации и методы, осуществляемые через цифровые технологии? Цифровой поворот - это новые возможности в исследованиях, изменяющие прежнюю структуру и содержание гуманитарной науки.
Рассмотрим это на примере истории философии. Так, существует точка зрения, что современное состояние философии постулирует ее смерть (А. Бадью), и исторические исследования философии подвергают сомнению ее вневременную сущность. Для такого подхода характерен отказ от эмпирических методов исследования философии, цифровое измерение философии будет являться одной из эмпирических плоскостей, не имеющей отношения к сущностному знанию. Другая позиция в философии (например, исследования Фуко) позволяет обратить внимание на контекст возникновения философских идей. Эта позиция подкрепляется исследованиями экономики, социологии, филологии, истории, а теперь еще и цифровыми технологиями. Философия в таком ракурсе предстает как один из видов знания, формирующийся в соответствии с эмпирическим предметным контекстом. Философия расширяет свое предметное поле, включая новую цифровую онтологию, а также расширяет собственные методы, включая в свой арсенал анализ Больших данных (Big Data).
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: в философии не случилось пара-дигмального переворота. Мы находимся в прежней эпистемологической парадигме, встраивая цифровое измерение в старые элементы знания. Но гуманитарные исследования перешли в новые эпистемологические пространства, используя междисциплинарные методы (эмпирическая область расширилась, расширилось поле применения количественных методов). Если мы проводим историко-философское исследование в новой парадигме, то приходится говорить не об изменении философии, но о новом частном цифровом эмпирическом исследовании истории философского знания. Представляется, что философия находится еще в образе науки XIX в. и старается обрести прочное положение среди постоянно трансформирующегося естественнонаучного и гуманитарного знания.
Рассмотрим пример историко-философского исследования с помощью количественных методов. С расширением возможностей цифровых технологий и созданием оцифрованных электронных архивов философских текстов история философии становится такой эмпирической дисциплиной, которая не может игнорировать количественный анализ.
В последние годы появился ряд проектов количественных и цифровых исследований в истории философии. Так, одним из известных стал проект Минерва (Милан, Италия)*, позволяющий визуализировать количественные исследования философских текстов. Авторы проекта представили визуализацию трудов И. Канта. Визуализация данных основывается на вычленении наиболее важных терминов и слов, употребляемых Кантом во всем корпусе трудов. Выявленные слова выстраиваются в сети взаимодействий, что позволяет визуализировать эволюцию кантовского лексикона, в частности эволюцию лемм. Таким образом был составлен атлас кан-товского лексикона, в котором можно было анализировать наиболее важные слова в их связи с другими словами, в их историческом развитии и эволюции. Используемая программа позволяет анализировать слова в их контексте, демонстрировать текстовые и визуальные аннотации и пр., сравнивать тексты между собой на основании лексических совпадений [4].
* Описание проекта 2013 года с иллюстрациями представлено на сайте https://densitydesign.org/2013/08/ mmerva-data-visuaHzatюn-to-suppoIt-the-mterpretatюn-of-kants-work/.
Опыт такого веб-инструмента, как Минерва, демонстрирует, что современная историография философии не ограничивается теоретическим анализом историко-философских методов и их применения. Цифровизация знания позволяет выделить особую область эмпирического материала, с которым ранее историки философии не могли работать в силу большой сложности количественного анализа, выполняемого вручную.
Российские авторы также стали обращаться к формальным подходам для историко-философских исследований. Одними из самых заметных являются работы М. Демина [5] и А. Куприянова [6], посвященные канону немецкой философии XIX века. Формальное исследование, демонстрирующее динамику упоминаний ключевых немецких философов в учебниках по истории философии XIX века, показало, что произошло серьезное переформирование философского канона, результатом которого являются наши представления о лидерах немецкой мысли, ставших классиками [7].
Количественный анализ философии Канта также представлен в российских исследованиях. Л. Крыштоп предлагает с помощью цифровых технологий проанализировать эволюцию термина «постулат» и определить специфику его функционирования в кантовском корпусе текстов [8].
Таким образом, подтверждая значимость количественного анализа в историко-философских исследованиях в формировании выводов об историко-философских трансформациях, обратимся к истории французской философии между мировыми войнами.
В данной статье мы рассмотрим присутствие русских эмигрантов в академических полях учебных заведений и периодических изданий. Для цифрового поиска упоминаний нами была использована база данных Национальной французской библиотеки Gallica (gallica.bnf.fr), позволяющая осуществлять расширенный поиск слов в избранных периодических изданиях. Нами будут представлены результаты поиска во французских журналах, издаваемых авторитетными учеными Франции и представляющими органы «официальной» философской мысли: «Revue philosophique de la France et de l'étranger» [9] и «Revue de métaphysique et de morale» [10]. Последний, «Журнал метафизики и морали», является органом Французского философского общества. Помимо цифрового поиска во французских изданиях, нами был использован подсчет упоминаний в газетной хронике русских
эмигрантов [3] и сводном указателе статей русской эмиграции [11].
Сравнение упоминаний эмигрантов в газетной хронике в период 1920-1940 гг. показывает, что в ряде рассматриваемых парижских органах печати русской эмиграции («Последние Новости: Еженедельная газета», «Возрождение: Орган национальной русской мыли», «Русская газета в Париже: еженедельная газета», «Звено: Еженедельная литературно-политическая газета», «Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики» и др.) А. Койре, Ж. Гурвич и А. Кожев (А. Кожевников) были представлены следующим образом [3]:
- 4 упоминания А. Кожевникова (философ, физик, деятель культуры) в период 1930-1931 гг.: Научно-философское общество, темы заседаний: геометрия, бесконечность, типы культуры, физика.
- 21 упоминание лекций А. Койре в период с 1924 по 1933 гг. Институты: Сорбонна - 14, в том числе Институт славянских исследований - 1; Французская академия моральных и политических наук - 1; Высшая школа религиозных исследований (Ecole des Hautes Etudes Religieuses) - 3, Русский Академический Союз - 1; Высшая практическая школа (Ecole pratique des Hautes Etudes) - 3; Темы лекций Койре можно разделить по периодам: 1924-1928 - русская философия (9); 1928-1930 гг. - религия, русская философия, Беме, наука (11); 1932-1933 гг. - Гегель (2).
- 52 упоминания Ж. Гурвича как лектора и участника заседаний в период 1925-1933 гг. Институты, среди которых Сорбонна фигурирует наиболее часто: Русский народный университет, Франко-русский институт социальных и политических наук, Общество студентов Франко-Русского института, Республиканско-демо-кратическое объединение, Парижская группа евразийцев, Французское философское общество, Союз молодых поэтов и писателей, Русское философское общество, Французская Академия Наук, Коллеж Севинь (Collège Sévigné), Высшая школа социальных исследований, Кружок изучения социальных проблем современности, Международный института философии и социологии права, Лионский юридический факультет. Темы лекций Гурвича по периодам: 1925-1926 гг. -русская философия, русская философия права; 1927-1930 гг. - немецкая философия, социальная философия, право, Лосский; 1932-1933 гг. -немецкая социальная философия, Фихте, Гегель,
социальное право, Прудон, государство, фашизм; и др.
Философы старшего поколения в хронике представлены следующим образом: Н. Бердяев -более 350 упоминаний в хронике, Л. Шестов -60 упоминаний. Из русских философов старшего поколения выпадает Н. Лосский (8 упоминаний), который до 1942 г. жил в Праге и иногда участвовал в мероприятиях в Париже.
Примечательно, что Кожев, Койре и Гур-вич представлены совершенно разными институтами. Лишь Сорбонна значится у Койре и Гурви-ча как наиболее часто упоминаемое учреждение (это связано с перечислением тем лекционных курсов, читавшихся в Сорбонне). В ранний период и Койре (1924-1928), и Гурвич (1925-1926) читают лекции по русской философии. Кожев был упомянут лишь 4 раза в период 1930-1931 гг. в рамках работы Научно-философского общества, темами заседаний которых значились: «Основные понятия геометрии», «Идея бесконечности и типы культуры», «Идеи детерминизма в классической и современной физике» (последняя тема принадлежит Кожеву). Участвовавший в прениях Д.П. Рябушинский позже, в том же 1931 г. направит Кожеву письмо, в котором просит предоставить биографические сведения: «В журнале "Monde Slave", издаваемом в Париже, предполагается дать отчет о деятельности русских ученых, проживающих в данное время вне пределов Родины, за истекшее десятилетие. Русская академическая группа и Русский Академический Союз поручили мне физико-математический отдел. Буду Вам чрезмерно благодарен, если Вы не откажете сообщить мне в сжатой форме отчет о Вашей ученой, организационной и преподавательской деятельности, перечень ваших печатных трудов, членом каких обществ Вы состоите, если возможно Вашу фотографию и биографические данные» [12]. В 1932 г. Кожев завершит работу над рукописью «Идея детерминизма в классической и современной физике», которая выступила дополнительной диссертацией к исследованию Кожева о религиозной философии Вл. Соловьева. Таким образом, в указанной хронике Кожев предстает физиком и философом науки, что демонстрирует тематическое совпадение его исследований с работами Койре по истории науки. Но и указывает также на то, что Кожев не читал открытых лекций ни по истории русской философии (хотя имел защищенную в Германии под руководством К. Яс-
перса диссертацию о религиозной философии Вл. Соловьева), ни по истории немецкой философии (знание которой он продемонстрирует в курсе по философии Гегеля) до начала работы в Высшей практической школе в 1933-1934 учебном году.
Из анализируемых персон Гурвич лидирует по количеству упоминаний участия в публичных мероприятиях. Присутствие в хронике русского зарубежья подтверждает и Сводный указатель статей «Русская эмиграция. Журналы и сборники на русском языке. 1920-1980» [10]: Гурвич - 23 публикации (основные темы - социально-политическая философия и философия права); Койре - 2 (рецензии на французские издания Б. Гротуйзена и А. Бергсона); Кожев отсутствует, однако М. Филони [13] указывает на рецензию Кожева в издании «Евразийская хроника»*. Для сравнения со старшим поколением приведем данные из Сводки: Шестов - 40; Лосский - 59; Бердяев - 143 статей на русском языке.
Необходимо отметить, что статьи молодых эмигрантов ограничены по времени: А. Койре публиковался на русском лишь в 1927 и 1928 гг., а Ж. Гурвич активно публиковался на русском до 1932 г. (Гурвич позже будет иметь несколько статей на русском языке, однако они посвящены в основном памяти философов и будут появляться гораздо реже). А в хронике мероприятий деятельность молодых эмигрантов ограничена 1933 г. (у Кожева - 1932). Можно заключить, что после 1933 г. они концентрируются в специализированных французских институтах (журнал «Recherches philosophiques», созданный самим Койре как орган новой философии, ориентированной на иностранных авторов; журнал «Revue philosophique de la France et de l'étranger»; созданный в Высшей практической школе отдел V, посвященный религии и пр.) и не фигурируют в мероприятиях и публикациях как русские философы (см. таб.). Стоит отметить, что Эммануэль Левинас практически нигде не упоминается в качестве русского эмигранта.
* В указанной сводке статей на русском языке присутствует «Евразийская хроника» (1925-1937) и в именном указателе авторов отсутствует Кожев (Кожевников). Однако в библиографии работ Кожева, составленной М. Филони, имеется рецензия Кожева в «Евразийской хронике» 1927 г [см. 13], Таким образом, некоторые подсчеты упоминаний могут иметь неточности.
Таблица
Сравнение упоминаний русских философов-эмигрантов в документах разного типа
после Первой мировой войны
Философы Количество выпусков Количество Количество Количество статей
«Revue philosophique выпусков «Revue упоминаний философа на
de la France et de de métaphysique философа для каждого русском языке.
l'étranger» [10] et de morale» [9] мероприятия. (Хроника (Сводный указатель
с упоминаниями с упоминаниями русской эмиграции в статей на русском
философа Париже) [3] языке) [11]
Н. Бердяев 0 / 2* 0 350 143
Н. Лосский 7 / 9* 2 8 59
Л. Шестов 17 0 60 40
Ж. Гурвич 9 11 52 23
А. Койре 18 0 21 2
А. Кожев 1 0 4 1
Э. Левинас 6 1 0 0
* Данные до Первой мировой войны.
Молодое поколение в начале тридцатых годов начинает все меньше принимать участие в мероприятиях русской эмиграции. При попытке объяснения данного факта можно опереться на события в немецкой философии накануне 1933 г. и позднее. Фигура Мартина Хайдеггера, ставшего ректором Фрайбургского университета весной 1933 г. и поддерживавшего новый политический режим в Германии, стала одним из главных ориентиров актуальной феноменологической методологии для молодых эмигрантов - авторов материалов «Recherches philosophiques», в то время как французские философские институты продолжают игнорировать Хайдеггера и в учебных курсах, и в публикациях. Игнорирование немецкой философии в учебных курсах Сорбонны в 1936-1937 учебном году отражено при анализе Бюллетеней групп, изучающих философию.
Таким образом, проведенные количественные исследования в истории философии, выполненные с помощью цифровых технологий, позволяют визуализировать и обнаружить новые фактические данные внутри академического институционального поля философии, в котором распределены иерархические позиции агентов действия, учреждены неотъемлемые связи между социальным и академическим статусом. Подсчет упоминаний русских эмигрантов старшего и младшего поколений между мировыми войнами показал, что именно в 1933 г. приостанавливается институциональное участие молодых философов в сообществе русских эмигрантов в Париже и начинается формирование их статуса «французских философов», который в дальнейшем будет только закрепляться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Fabiani J.-L. Qu'est-ce qu'un philosophe français? La vie sociale des concepts (1880-1980). Paris: Éditions de l'EHESS, 2010.
2. Pinto Luois. Les Philosophes entre le lycée et l'avant-garde. Les métamorphoses de la philosophie dans la France d'aujourd'hui. Paris: l'Harmattan, 1986.
3. L'Émigration russe: Chronique de la vie scientifique, culturelle et sociale en France. 1920-1940. Paris: YMKA-PRESS, М.: Эксмо, 1996. Т. 1-4.
4. Pellegrin, Valerio & Caviglia Giorgio & Ciuccarelli Paolo. Minerva: an Information Visualization Tool to Support Philosophical Historiography. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate. net/publication/258045361_Minerva_an_Informa-tion_Visualization_Tool_to_Support_Philosophi-cal_Historiography (дата обращения: 10.09.2018).
5. Демин М. Как Гегель вышел в классики: к исследованию канона немецкого идеализма // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2015. № 1. С. 14-31.
6. Куприянов А.В. От просопографии университетской профессуры до цифрового следа философского парохода: «средние данные» и формальные подходы в истории науки // Топос. Философ-ско-культурологический журнал. 2017. № 1-2. С. 111-137.
7. Maxim Demin & Alexei Kouprianov. Studying Kanonbildung: An Exercise // Distant Reading of Contemporary Self-descriptions of the 19th Century German Philosophy, Social Epistemology, 2018. Vol. 32. № 2. P. 112-127.
8. Крыштоп Л. Метод количественного анализа в историко-философских исследованиях (на примере анализа термина «постулат» в сочинениях И. Канта) // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2018, Т. 4 (1). С. 28-43.
9. Revue de métaphysique et de morale (1893-1944). [Электронный ресурс]. URL : https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/cb343491074/date.r= (дата обращения: 10.09.2018).
10. Revue philosophique de la France et de l'étranger (1876-1944). [Электронный ресурс]. URL: https:// gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34349223n/date.r= (дата обращения: 10.09.2018).
11. L'Emigration russe - Revue et recueils, 1920-1980. Index general des articles. P., 1988.
12. Письмо Д.П. Рябушинского А.В. Кожевникову от 17 ноября 1931 г. // Bibliothèque nationale de France. Département des manuscrits. Fonds Alexandre Ko-jève. NAF 28320, Boîte 22.2. Correspondance reçue: M-Z. Riabouchinsky (D.).
13. Filoni M. Bibliographie de l'oeuvre d'Alexandre Kojève; Id., La bibliothèque philosophique d'Alexandre Kojève, in Hommage à Alexandre Kojève // Actes de la «Journée A. Kojève» du 28 janvier 2003, Paris, BnF Bibliothèque nationale de France, 2007/ P. 99-132. [Электронный ресурс]. URL: http://picus.unica.it/index.php?page=sfoglia. Documento&id=282&lang=it (дата обращения: 10.09.2018).
REFERENCES
1. Fabiani J.-L. Qu'est-ce qu'un philosophe français?. La vie sociale des concepts (1880-1980) [What is a French philosopher?. The social life of concepts (1880-1980)]. Paris, Éditions de l'EHESS, 2010.
2. Pinto Luois/ Les Philosophes entre le lycée et l'avant-garde. Les métamorphoses de la philosophie dans la France d'aujourd'hui [the philosophers between high school and avant-garde. The metamorphoses of philosophy in France today]. Paris, l'Harmattan, 1986.
3. L'Émigration russe: Chronique de la vie scientifique, culturelle et sociale en France. 1920-1940 [Russian Emigration: Chronicle of scientific, cultural and social life in France]. Paris, YMKA-PRESS, Moscow, Eksmo, 1996. Т. 1-4.
4. Pellegrini Valerio & Caviglia Giorgio & Ciuccarelli Paolo. (). Minerva: an Information Visualization Tool to Support Philosophical Historiography. 2013, available at: http://www.researchgate.net/publica-
tion/258045361_Minerva_an_Information_Visual-ization_Tool_to_Support_Philosophical_Historiog-raphy (accessed September 10, 2018).
5. Demin M. Yuzhnyj polyus. Issledovaniya po isto-rii sovremennoy zapadnoy filosofii, 2015, vol. 1, pp. 14-31.
6. Kupriyanov A.V Topos. Filosofsko-kul'turolo-gicheskiy zhurnal, 2017, no. 1-2, pp. 111-137.
7. Maxim Demin & Alexei Kouprianov. Distant Reading of Contemporary Self-descriptions of the 19th Century German Philosophy, Social Epistemology, 2018, vol. 32, no. 2, pp. 112-127.
8. Kryshtop L. Yuzhnyy polyus. Issledovaniya po isto-rii sovremennoy zapadnoy filosofii, 2018, vol. 4 (1), pp. 28-43.
9. Revue de métaphysique et de morale (1893-1944) [Revue de métaphysique et de moral (1893-1944)], available at: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/ cb343491074/date.r= (accessed September 10, 2018).
10. Revue philosophique de la France et de l'étranger (1876-1944) [Revue philosophique de la France and abroad (1876-1944)], available at: https://gallica. bnf.fr/ark:/12148/cb34349223n/date.r= (accessed September 10, 2018).
11. L'Emigration russe - Revue et recueils, 1920-1980. Index general des articles [The Emigration of the Russian - Journal and books, 1920-1980. General Index of articles]. Paris, 1988.
12. Riabouchinsky D., 17/11/1931. Bibliothèque nationale de France. Département des manuscrits. Fonds Alexandre Kojève [National library of France. Department of manuscripts. Funds Alexandre Kojève]. NAF 28320, Boîte 22.2. Correspondance reçue: M-Z.
13. Filoni M. Bibliographie de l'oeuvre d'Alexandre Kojève; Id., La bibliothèque philosophique d'Alexandre Kojève, in Hommage à Alexandre Kojève. Actes de la «Journée A. Kojève» du 28 janvier 2003 [Bibliographie de l'œuvre d'alexandre Kojève; Id., The philosophical library of Alexander Kojève, in homage to Alexander Kojève. Acts of the Day A. Kojève,» January 28, 2003], Paris, BnF Bibliothèque nationale de France, 2007, pp. 99-132.
15 ноября 2018 г.