ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
АГРАРНОЙ СФЕРЫ
В. Д. МАМОНТОВ, Т. М. КОЖЕВНИКОВА
Важнейшим ограничением современной стратегии модернизации экономического развития является отсутствие в России эффективных организационных и финансовых технологий роста, а также адекватного законодательного оформлением прав собственности, которое, наряду с технологией, выделяется в качестве основополагающего фактора модернизации. В силу этого активное включение государства в формирование и реализацию стратегии институциональной модернизации имеет принципиальное значение и становится приоритетным фактором восстановления производственного потенциала и финансовой устойчивости сельхозпроизводства, стимулирующим развитие интеграционных процессов в условиях либерализации мировой торговли на новой институциональной основе, а передача совокупности финансовых полномочий на уровень региона в ходе административной реформы актуализирует разработку региональных стратегий институциональной модернизации агроэкономики. В данной статье анализируется влияние институтов на процесс модернизации в экономике в целом и в сельском хозяйстве в частности.
Ключевые слова: институциональная модернизация, аграрный сектор, стратегия.
Аграрная экономика и аграрный рынок - это интегрированный результат конкуренции сельхозтоваропроизводителей и конкуренции покупателей сельхозпродукции, каждый их которых действует по определенным правилам. Для исследования стратегии и идентификации вектора ее развития наибольшими способностями обладает институциональная методология. Именно она способна дать теоретическое объяснение как общим, так и специфическим тенденциям модернизации аграрной сферы, выработать практические рекомендации по целесообразному регулированию аграрных рынков. Однако следует учитывать, что «один лишь институционализм никоим образом не может стать методологической панацеей для России, да и любой другой страны. Он должен органически «влиться» в состав эволюционной теории наряду с другими подходами, системно описывающими трансформационные и трансакционные факторы» [2]. С позиции современного неоинституционализма институциональная парадигма - это общее ядро, масштабный фундаментальный подход, эффективно используемый для изучения широкого круга экономических проблем.
В ходе трансформации российской экономики было выявлено, что ее эффективное функционирование в первую очередь зависит от развитости ее институтов. Создание эффективной институциональной структуры пространственной экономики, формирование активной мотивации поведения, аде-
кватной условиям рыночной экономики, становятся приоритетными в условиях перехода от трансформации к модернизации.
Складывающаяся ситуация и практика управления сельскохозяйственными предприятиями показывают, что достижение устойчивого развития сельского хозяйства региона требует разработки стратегии его институциональной модернизации, потребность в которой актуализируется необходимостью компенсации негативных эффектов от вступления России в ВТО и императивами повышения конкурентоспособности отечественной аграрной экономики при росте или снижении покупательной способности населения.
Институциональная модернизация предполагает изменение правил поведения экономических факторов, задекларированных в соответствующих документах, стратегиях, концепциях, определяющих цели и задачи развития агросферы, инструменты их достижения.
В качестве сложившихся экономических факторов, обеспечивающих реализацию стратегии институциональной модернизации аграрной сферы как совокупности прогнозируемых направлений ее обновления, выступают:
- достижение целостности институционально-правовых основ агросферы;
- формирование аграрных рынков и рыночной инфраструктуры;
- таргетирование инфляции;
- повышение коэффициента монетизации ВВП;
- снижение налогового бремени;
- накопление отечественного промышленного и финансового капитала;
- повышение качества человеческого капитала;
- формирование рыночной ментальности и предпринимательской активности населения;
- активное включение России в глобализирующееся мировое хозяйство, стимулирующее повышение конкурентоспособности субъектов агросферы.
Эти объективные факторные условия обеспечивают решение проблем развития аграрной сферы на основе использования механизмов институционального проектирования, стратегического планирования и прогнозирования, целевого программирования и формирования дорожной карты на основе технологии форсайта [4].
Наибольшими разрешающими способностями при обосновании той или иной стратегии модернизации аграрной сферы обладает методология теории экономического развития (Developments economics), адекватно описывающая общие и специфические эффекты осуществленных модернизаций и содержащая практические рекомендации по долгосрочному росту экономики. Непрерывный характер экономического развития в условиях модернизации сменяется на циклический, отражаемый «длинными волнами».
Модернизация институтов аграрной сферы, предполагающая обновление старых и формирование новых институтов, включает в себя как количественные (массовость новых институциональных практик), так и качественные (способ институциональных преобразований) составляющие, характеризующие эффективность их функционирования, а также влияние предшествующей траектории развития, реализуемые в рамках следующих способов институциональных изменений: проектирование
или генерирование новых институтов, рекомбинация или мутирование существующих институциональных форм, импорт и трансплантация заимствованных институтов. Специфика институциональной модернизации аграрной экономики России проявляется в наложении процессов рыночной трансформации национальной экономики на ее ускоренную интеграцию в глобализирующееся мировое хозяйство, что обусловливает функциональные преобразования, реструктуризацию и институциональную реорганизацию системы агрохозяйствования и формирование механизмов взаимодействия субъектов аграрной экономики [3].
Механизм институциональной модернизации аграрной сферы России включает в себя два альтернативных варианта: происходит либо трансформация старых неформальных институтов в новые формальные (и обратно), либо адаптация старых формальных норм к новым неформальным (и обратно), что обусловлено нелинейным, возвратнопоступательным характером развития России. В результате в институциональной структуре российской агроэкономики взаимодействуют устаревшие нормы (навыки самостоятельного предпринимательского хозяйствования на земле, сохранившиеся в неформальной экономике подсобных хозяйств населения) и созданные качественно новые институты: государственные органы и учреждения (осуществляющие ведение земельного кадастра, закупочные и товарные интервенции, мониторинг цен на продовольственных рынках, контрольные службы - ветеринарного, эпидемиологического надзора и др.); экономические структуры (агрофирмы, фермерские хозяйства, агрохолдинги); закупочные фирмы и организации; кооперативные структуры; банковские, страховые и другие финансовые организации, обслуживающие аграрную сферу. Специфика линейно-нелинейного развития обусловливает необходимость определения ориентиров модернизации аграрной политики.
Сама по себе аграрная политика направлена на динамическое и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечение на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране. Институциональная структура аграрной политики включает в себя системные (внешние) институты, определяющие тип координации экономической системы (институт собственности, институты, определяющие порядок принятия и корректировки экономических решений, нормы хозяйственной этики) и локальноорганизационные (внутренние) институции, снижающие степень неопределенности и способствующие минимизации трансакционных издержек. Каждый из перечисленных элементов оказывает влияние на аграрную политику и модернизируется в ходе изменения ее стратегии. Институциональные механизмы государственного регулирования агросферы разделяются на политические, финансовые, правовые, организационные и информационные. При определении стратегии модернизации аграрной сферы необходимым условием является относительная стабильность институциональной структуры и четко тестируемый вектор институциональных изменений. Ограничения модернизации базового института собственности как системообразующего
в институциональной структуре обусловлены несовершенством правового поля, административными барьерами в этой области, недостаточно прозрачными механизмами предоставления и прекращения прав собственности на землю, неразвитостью земельного рынка. В общей тенденции модернизации института земельной собственности четко тестируется ее концентрация, определяемая, прежде всего, потребностями современного высокомеханизированного сельского хозяйства.
Двойственный характер модернизации на мезо-уровне российской экономики проявляется в том, что происходит, с одной стороны, финализация рыночно-трансформационных преобразований; а с другой - переход от индустриального типа воспроизводства к инновационному, т. е. изменение содержания экономических отношений. При этом хозяйственное пространство региона характеризуется высокими межрегиональными барьерами на пути потоков ресурсов, а также экономическими разрывами, сложившимися между регионами и обусловливающими сегментацию хозяйственного пространства, что детерминирует формирование в рамках территории как стабильных, устойчиво развивающихся, так и несостоятельных (депрессивных) зон. Как следствие, при согласовании позиционированных на разных уровнях интересов экономических субъектов реализация стратегии модернизации институтов аграрной сферы обеспечивается диффе-ренцированностью применяемых инструментов государственного регулирования [1].
Г осударственное регулирование аграрной сферы выступает необходимой составляющей эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и представляет собой взаимосвязанное, взаимообусловленное сочетание экономических регуляторов (цен, финансовокредитных инструментов, государственных интервенций, программ продовольственных талонов и др.), нацеленных на расширение сбыта сельхозпродукции на внутреннем рынке через повышение экономической доступности продовольствия и формирование госзаказа на поставку продовольствия; на стимулирование отечественного сельхозпроизводства и на повышение степени решения проблем продовольственной безопасности страны, особенно актуализирующихся в ситуации кризиса 2007-2008 гг. на международных продовольственных и финансовых рынках и детерминирующих разработку соответствующей национальной доктрины. Эти регуляторы перманентно эволюционируют как вследствие саморегулирующихся трансформаций, так и целенаправленных управленческих воздействий государства,
которые по критерию механизма воздействия классифицируются на экономическое, социальное и экологическое.
Модернизация аграрной политики проявляется в:
- изменении ее целевой направленности с возрождения сельскохозяйственного производства после трансформационного спада на повышение конкурентоспособности в условиях трансформации международной системы продовольственной безопасности и мирового экономического кризиса;
- реструктуризации поддерживающих инструментов реализации аграрной политики через переход от преимущественно прямой поддержки предложения сельскохозяйственного производства (субсидирование процентной ставки по кредитам, компенсации на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, приобретение техники и др.) к косвенной поддержке спроса (через продовольственные талоны), позволяющей одновременно решить социальную проблему жизнеобеспечения малоимущих в условиях расширяющегося экономического кризиса;
- более эффективном использовании инструментов государственного регулирования на основе обеспечения своевременности государственных торговых и закупочных интервенций, проведения годовых аукционов по закупке зерна в государственные продовольственные фонды в третьем квартале года (в период уборки).
Конкурентоспособность аграрного производства России как интегративно-критериальная характеристика модернизации агроэкономической системы обеспечивается, с одной стороны, государственной поддержкой мелкотоварного сектора агропроизводства и стимулированием кооперации его субъектов, а с другой - интеграцией крупных сельхозпредприятий. Двойственность предложенной аграрной политики проявляется в том, что, с одной стороны, стимулирование интеграции крупных агропредприятий формирует квазикон-курентные условия на внутреннем рынке, дискриминируя положение средних и малых агрофирм и снижая их конкурентоспособность. С другой стороны, государственная аграрная политика избирательной поддержки мелкотоварного агропроизводства детерминируется необходимостью обеспечения защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей от иностранных конкурентов, которым национальные правительства и наднациональные межправительственные институты предоставляют политическую и финансовую поддержку, искусственно формирующую конкурентоспособность производимой продукции.
Стратегия модернизации развития аграрной сферы на основе динамичного освоения национальных и заимствованных (имитационных) технологических инноваций предполагает внедрение организационных, в том числе управленческих инноваций, что обеспечивается соответствием требований креативности и качества сформировавшегося человеческого капитала в контексте профессиональноквалификационного уровня населения и его экономического сознания, позволяющими овладеть мо-дернизационной парадигмой. В этой связи качественное совершенствование трудовых ресурсов выступает важнейшим ориентиром модернизации, определяя перемещение вектора государственной аграрной политики с общей поддержки человеческого фактора на формирование предпринимательского слоя на селе, наряду со снятием административных барьеров его функционирования, а также создание сети бизнес-инкубаторов и единого регионального учебного центра агробизнеса. Результатом повышения предпринимательских качеств человеческого капитала аграрной сферы, стимулирования процессов кооперации станет обратный механизм формирования агрохолдингов - «снизу», от сельского хозяйства, а не «сверху», от промышленной или зерноторговой корпорации, который обеспечит устойчивость этого нового институционализированного субъекта аграрного рынка.
Кризисные явления в мировой экономической и финансовой системе, угроза дальнейшей эскалации кризиса на международных продовольственных рынках и обострение в этой связи проблемы продовольственной безопасности выдвигают следующие стратегические ориентиры модернизации институтов аграрной сферы:
- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей агропродовольствен-ной сферы;
- деблокирование межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельхозпродукции для бюджетных учреждений;
- внедрение системы адресной продовольственной помощи малоимущим слоям населения через программу продовольственных талонов;
- комплексная оценка степени продовольственной безопасности на основе продовольственного мониторинга;
- создание единого государственного института по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов с целью объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;
- стимулирование перехода от производства «обезличенного» продовольствия к выпуску отечественного продовольствия с надежными брендами;
- экологизация сельхозпроизводства, включающая развитие природоохранно ориентированной системы использования земли, компенсацию негативных тенденций дегумуфикации, эродирования, засоления почв, подтопления, опустынивания; контроль и снижение негативного ан-тропо- и техногенного воздействия на агросреду; использование ресурсосберегающих технологий; снижение деструктурирующего воздействия сельхозтехники на почву; а также активное позиционирование России на мировом аграрном рынке как производителя экологически чистых продуктов и развитие агротуризма.
Литература
1. Водянникова В. Экономика сельского хозяйства. М., 2007.
2. Иншаков О., Фролов Д. Место институционализма в экономической науке // Экономист. 2005. № 10.
3. Кожевникова Т. М., Бельченко О. А. Инновационное развитие сельского хозяйства в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9.
4. Макаренко Б. Возможна ли в России модернизация? // Pro et contra. 2008. Т. 12. № 5-6.
* * *
INSTITUTIONAL COMPONENT OF THE AGRARIAN SPHERE MODERNIZATION
V. D. Mamontov, T. M. Kozhevnikova
The most important restriction of modem strategy of economic development modernization is absence of effective organizational and financial technologies of growth in Russia, and also adequate legislative registration of the property rights which, along with technology, is allocated as a fundamental factor of modernization. Owing to this fact active inclusion of the state in formation and realization of institutional modernization strategy has basic value and becomes a priority factor of restoration of production potential and financial stability of the agricultural production, stimulating development of integration processes in the conditions of liberalization of world trade on a new institutional basis, and transfer of financial powers set on region level during administrative reform updates development of regional strategy of institutional modernization of agroeconomy. In this article influence of institutes on modernization process in economy as a whole and in agriculture in particular is analyzed.
Key words: institutional modernization, agrarian sector,
strategy.