Научная статья на тему 'Институционализация и методологические основания социологии детства'

Институционализация и методологические основания социологии детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бесчасная Альбина Ахметовна

Childhood sociology is a relatively young scientific school in sociology, which appeared as a result of interaction of social and intra-scientific factors in the knowledge evolution. The problems, which are of interest for childhood sociology, concern not only the present position of children in the society, but the prospects of future evolution for the society as well. The provisions of social synergy as methodological basis of social research are the key to understanding and solving childhood social problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization and methodological basics of childhood sociology

Childhood sociology is a relatively young scientific school in sociology, which appeared as a result of interaction of social and intra-scientific factors in the knowledge evolution. The problems, which are of interest for childhood sociology, concern not only the present position of children in the society, but the prospects of future evolution for the society as well. The provisions of social synergy as methodological basis of social research are the key to understanding and solving childhood social problems.

Текст научной работы на тему «Институционализация и методологические основания социологии детства»

ституты социализации человека. Но этот процесс все же возможен, он поддается сознательному управлению. Кроме того, он и неизбежен, так как связан с сохранением целостности всего общества.

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М, 1991.

3. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1996. С. 250-315.

4. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. С. 55.

Поступила в редакцию 25.05.2007 г.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИИ ДЕТСТВА

А.А. Бесчасная

Beschasnaya A.A. Institutionalization and methodological basics of childhood sociology. Childhood sociology is a relatively young scientific school in sociology, which appeared as a result of interaction of social and intra-scientific factors in the knowledge evolution. The problems, which are of interest for childhood sociology, concern not only the present position of children in the society, but the prospects of future evolution for the society as well. The provisions of social synergy as methodological basis of social research are the key to understanding and solving childhood social problems.

Общественная жизнь в XX в. отличалась выраженной активностью и динамизмом социальных явлений, ускорением всех социальных процессов, вт. ч. и процессов познания. За последнее столетие значительно расширились и обогатились знания о природе, радикально изменились представления о технике, обществе и человеке. Активно развивались гуманитарные, в первую очередь, общественные науки, а также медицина, генетика, физика, кибернетика, биохимия, геномика. Сейчас трудно найти область научного познания, где бы не возникли новые научные направления и дисциплины. К подобному роду комплексному междисциплинарному знанию относится и социология детства (детского общества).

Детство и дети стали привлекать уче-ных-социологов в качестве объектов их научных изысканий сравнительно недавно. Несмотря на то, что еще древние мыслители касались детской проблематики в своих работах, целенаправленная научная деятельность в этом направлении стала развиваться лишь в XVIII в., отдельные научные отрасли (такие, как возрастная психология, педология, этнография детства) сформировались значительно позднее, в конце XIX - начале XX в. Во второй половине XX в. детство по-

степенно становится объектом изучения комплекса гуманитарных и общественных наук. Ряд из них сформировали свои научные концепции детства, а в других - подобные исследования эпизодичны.

К основным социальным факторам возникновения социологии детства в России мы относим проблемы, накопленные в результате определенных недостатков политики в области детства в советские годы (идеологизация воспитания, возникновение формализма в детской политике и в деятельности детских учреждений и т. д.), а также вновь возникших в результате социально-экономических реформ в России в последние годы. Сложность и динамичность современных преобразований общественной жизни накладывает отпечаток на социальное положение и благополучие детей. Однако будущее социально-экономических преобразований во многом определяется его непосредственными участниками и исполнителями, в том числе - потенциальными, которые в настоящее время являются представителями детского и юного поколения. Кроме того, сегодня мы с полным правом можем констатировать, что интерес научных кругов к проблеме детства не случаен, он обусловлен повышенным вниманием к детству и детям в мировом со-

обществе. Именно результаты научных проектов позволяют обществу строить свою стратегию поддержки и защиты детства как на российском, так и на мировом уровне. Необходимость институционализации социологии детства обуславливается тем, что в современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте научного познания -детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний об инновационных объектах социальной действительности (например, о правах детей). В обществе серьезно расширяется круг «потребителей» научных знаний о детях. Если раньше эти знания были необходимы, прежде всего, педагогическим работникам, то в связи с новыми реалиями такую потребность испытывают руководители многочисленных детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур (например, комитетов по делам молодежи), создатели и работники средств массовой коммуникации.

Основным внутринаучным фактором становления социологии детства является диалектика познания. Человечество проделало длительный путь от целостного непосредственного восприятия мира к углубленному познанию его отдельных сторон. Научное знание также эволюционировало от метанауки древности до формирования комплексных современных научных направлений и исследовательских областей. Происходившие в конце второго тысячелетия интеграционные процессы в науке также характерны и для современного познания в третьем тысячелетии. Возвращение к представлениям о целостной картине мира происходит на новой научной основе - комплексном и междисциплинарном знании. Поэтому и социология детства (как и множество других научных дисциплин: биоэтика, биохимия, генетика, геронтология, ювенология и др.) возникает как результат объективных интеграционных процессов современного знания. Известный социолог и психолог детства И.С. Кон еще в 1982 г. обосновал положение о том, что аппарат социологии наиболее приспособлен для междисциплинарного синтеза различных наук о детстве [1]. Социология детства, очевидно, базируется на комплексном междисциплинарном знании о механизмах формирования личности ребенка и о его жизнедея-

тельности на основе диалектической взаимосвязи биологических (психофизиологических), духовных (культурных) и социальноэкономических основ.

Социология детства в системе социологических наук находится на уровне частных (специальных) социологических теорий, занимая, таким образом, промежуточное положение между общесоциологической теорией и эмпирическими социологическими исследованиями.

Общесоциологическая теория - теоретическая и методологическая основа любой частной социологической теории. Мировая социология располагает такими основными подходами, как структурно-функциональная парадигма, парадигма социального конфликта и парадигма символического интеракцио-низма [2]. В нашей стране общесоциологическая теория долгое время строилась на основных положениях диалектико-материалистической социальной философии. На современном этапе наблюдается обогащение общесоциологической теории за счет других научных школ и учений, например, социальной синергетики, основные положения которой вполне применимы в качестве методологических основ социологии детства. На общесоциологическом уровне формируется теория (парадигма), которая является базой, объединяющей знания о предмете в систему, и направляющей основой для эмпирических исследований. Теоретическая парадигма -это исходный образ, который направляет ход мышления и исследования. Она помогает определить методологию исследования, т. е. какие предметы следует изучать и как увязать полученные факты. Именно подобную методологическую функцию в социологии детства способна выполнять социальная синергетика. Рассмотрим основные положения социальной синергетики и их применение в рамках социологии детства.

Термин «синергетика» произошел от греч. 8упе^е1а, что означает совместное действие [3]. Теория социальной синергетики исследует общие закономерности социальной самоорганизации, которая происходит в результате существующего внутри нее взаимоотношения социального порядка и социального хаоса. Так как самоорганизация - это качественное изменение некоторой объективной реальности, то синергетика является

теорией развития [4]. Этому процессу подвержены открытые системы. Для обозначения открытой системы в синергетике используется термин диссипативная система [5].

Специфика диссипативной системы состоит в том, что ее существование поддерживается постоянным обменом со средой, веществом или энергией или тем и другим одновременно. Отсюда термин «диссипативный» (диссипация - рассеивание вещества и энергии). При прекращении такого обмена диссипативная структура разрушается и исчезает. Кроме того, важная особенность диссипативной системы - это сочетание порядка с хаосом. В диссипативной системе существует упорядоченная реакция на хаотические воздействия внешней среды. Разные диссипативные системы оказываются устойчивыми по отношению к разным (в количественном и качественном отношении) классам взаимодействий со средой. Это позволяет говорить о разных степенях синтеза порядка и хаоса. В процессе синтеза порядка и хаоса диссипативная система стремится к достижению состояния максимальной устойчивости. Так как максимальная устойчивость обладает абсолютным значением, а диссипативная система обретает только относительную устойчивость, то переход от одной степени устойчивости (т. е. степени сочетания порядка и хаоса) к другой есть развитие системы. Степень устойчивости системы имеет тенденцию повышаться или понижаться в зависимости от внутренних и внешних воздействий. Данные воздействия подталкивают систему к выбору различных вариантов устойчивого и относительно стабильного состояния. Моментом выбора является бифуркация, которая представляет собой точку разветвления эволюционной линии, где количественная эволюция, достигая порогового значения, переходит в качественный скачок [6]. Выбор (детектор) направления поиска устойчивого состояния является выбором из альтернатив, который есть результат взаимодействия между системами. Взаимодействие происходит либо по пути конкуренции (деятельность в различных или противоположных направлениях), либо по пути кооперации (деятельность в одном направлении). Конечный результат выбора направления развития будет являться равнодействующим итогом воздействия различных причин и сил, а так-

же качественно новой комбинацией свойств системы и ее этапа развития. В социальной диссипативной системе, какой является общество в целом и детское в том числе, в качестве одного из детектора выступают идеалы и ценности, которым принадлежит руководящая функция в выборе направления движения системы.

В связи с упомянутыми основными положениями социальной синергетики можно отметить, что общество в целом и каждый его элемент в отдельности (такие как человек, ребенок, дети, или детское общество) являются диссипативными системами. Они могут существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного взаимообмена со средой обитания такими компонентами как питание, размножение, информация, общение, производство материальных и духовных ценностей и т. д. Общество, в свою очередь, является иерархической диссипативной структурой, для нормального функционирования и развития необходимо взаимодействовать с окружающей его природной и социальной средой. Например, наблюдаемая в современном мире глобализация затронула в 80-х гг. СССР и социалистические страны Восточной Европы. Наблюдавшиеся в 70-80-е гг. отставание и застой в экономике в соцстранах с акцентом на тяжелую промышленность и плановое производство не позволяли им быть конкурентоспособными в рамках глобальной экономики. Разрушению «железного занавеса» способствовало развитие средств массовой информации, которые пошатнули контроль над идеологией и культурой и позволили населению стран усомниться в провозглашенных идеалах и ценностях [7]. Этот пример показывает, что общество, стремящееся к развитию, необходимым условием которого является процветание и жизнеспособность, устойчивость и стабильность к внешним и внутренним воздействиям, не может существовать в изолированном состоянии. Такое общество обречено на деградацию, регресс и гибель. Развитие общества, человеческой личности, положение детей в обществе детерминировано от социально-экономическими условиями, материальными факторами. А согласно теории социальной синергетики это не единственный и не ведущий фактор развития общества (что и отличает социальную синергети-

ку от диалектического материализма). Человеческое общество состоит из существ, обладающих сознанием. Это свойство позволяет людям руководствоваться в своей деятельности не только биологическими инстинктами, но и произвольными мотивами, реализовывать не только биологические, но и социальные потребности. Поэтому, когда человек и общество стоят перед проблемой выбора направлений деятельности и развития, решение происходит под воздействием объективных и субъективных факторов. В роли субъективных факторов выступают интересы, мнения, идеи, ценности, идеалы и т. д. - все то, что характеризует духовный мир и культуру общества. В момент бифуркации, когда общество (человек) стоит на распутье, происходит столкновение идеалов, т. к. представители тех или иных материальных и нематериальных компонентов являются носителями каких-либо идеалов. Здесь присутствуют три особенности взаимодействия (конфронтации или кооперации) идеалов [8]. Во-первых, борьба идеалов есть не только столкновение интеллектуальных образов, а также предполагает и социальную конфронтацию их носителей в виде живых людей, готовых ради реализации своих идеалов пойти на определенные жертвы. Например, гражданская война в 20-х гг. в России провела водораздел в умах и идеях людей и привела к братоубийственной трагедии. Или ослабление формирования межнациональных отношений, уважения и интереса к национальным культурам привело к возникновению ксенофобии, культивированию националистических организаций и, соответственно, к межнациональным конфликтам и жертвам, которые встречаются и в детской среде (конфликты в школах, гибель девочки азербайджанки в 2005 г. и ранение девочки мулатки в 2006 г. в Санкт-Петербурге). Во-вторых, результат социального отбора бифуркационных возможностей (или «исторических» альтернатив) является синтезом качественного и количественного соотношения сил носителей разных идеалов. Поэтому этот результат является равнодействующим итогом, который может не соответствовать ни одному из идеалов. В-третьих, борьба идеалов показывает принципиальное отличие социального отбора и развития от биологического. В биологическом отборе происходит борьба за существование, что

приводит к приспособлению к окружающей среде. Социальный отбор стремится к преобразованию и изменению существующих условий.

Таким образом, деятельность общества и самоорганизация диссипативной системы определяется общезначимыми идеалами. Идеал определяет систему ценностей в данной культуре. Идеал (в научном понимании этого термина) является наглядным представлением желаемого образа объекта, направлением реализации цели, это «стандарт ценности». Идеалу принадлежит организующее начало в обществе. Провозглашение и существование идеалов в обществе требует организационных и реальных действий для их достижения. Идеалы организуют и руководят деятельностью социальных структур, институтов и организаций. Но здесь заключается опасность, когда идеал отрывается от реальности и происходит кризис и дисфункция социальных структур. Идеал отражает то, каким должен быть мир, чтобы соответствовать человеческим потребностям и интересам. Поэтому идеал строит картину должного на основе картины существующего и аттрактора цели. Аттрактор цели обозначает «конечное» состояние развивающейся системы, цель ее развития. Следовательно, состояние диссипативной системы, ее состав и структура определяются не только прошлым и настоящим, но и будущим. Будущее как бы формирует настоящее. Аттрактор цели и общественные идеалы детерминируют характер ценностей, норм, традиций, обычаев и т. д., которые господствуют в обществе и которые присутствуют в деятельности социальных элементов и структур. Например, спартанский идеал государственного устройства предполагал воспитание образцового члена общества с помощью методов, которые в XX в. кажутся совершенно аморальными. Достойным гражданином здесь считался только атлетически сложенный человек, обладающий всесторонним и безупречным физическим развитием. Такой идеал воспитания диктовал, в частности, очень странные с современной точки зрения нормы поведения, как, например, совместное участие юношей и девушек в спортивных состязаниях в обнаженном виде и обязательное умерщвление слабых детей и стариков. История знает и еще более странные традиции и нормы, например, гордость

отца за то, что его ребенок был съеден вождем (в племенах Центральной Африки); шутки с детьми на половые темы и игра с половыми органами в арабских культурах и в Западной Европе ХУ-ХУ1 в.; традиция посещения могил предков с устройством на них пикника и веселья, существовавшая в Китае вплоть до середины XX в. [6, 9, 10].

Таким образом, теория социальной синергетики, как методологическая основа, позволяет рассмотреть, охарактеризовать и объяснить особенности детства, его образ, положение детей в обществе в различные исторические эпохи, в различных этнона-циональных обществах и культурах. Кроме того, социально-синергетический подход дает возможность исследователям объединить исторический подход с индивидуальным, филогенез и социогенез с онтогенезом и пер-соногенезом. Следовательно, социальная синергетика подтверждает возможность и необходимость изучения особенностей и закономерностей развития детского общества и детства в трех проекциях (плоскостях), о которых упоминали предыдущие исследователи детства [11, 12]. Первый аспект изучения предполагает построение исторической ретроспективы («вертикаль») формирования феномена детства, на протяжении которой происходила трансформация образов и понятия детства, положения детей, становление ребенка как личности в аспекте истории. Второй аспект изучения предполагает построение горизонтальных срезов, что позволяет анализировать феномен детства в этнографическом пространстве, через призму существовавших и существующих культур, религий, социальных факторов и способов социализации, влияющих на развитие и формирование личности ребенка, образа и положения детства. Третий аспект изучения предполагает выявление закономерностей и особенностей пер-соногенеза, выражающийся в формировании индивидуальных путей и стилей жизни ребенка, в приобщении его к различным социальным группам, к культуре и ценностям, в проявлении его жизнедеятельности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть методологическое значение социальной синергетики для конструирования социальной политики в области защиты и улучшения положения детей. Формирование мер по улучшению положения детей в современном российском и мировом обществе должно подчиняться принципам ценности жизни каждого ребенка и сохранения существования человечества. Обеспечение данного подхода возможно посредством построения универсального механизма функционирования системы поддержки детства, который синтезировал бы в себе весь положительный опыт и традиции человечества в области детства и жизнеустройства общества и был бы устойчив к среднесрочным воздействиям социальноэкономических факторов. В результате, уничтожающий хаос не смог бы завоевать господствующее положение над порядком.

1. Щеглова С.Н. Детство: Методы исследования. М., 1999. С. 32.

2. Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 42.

3. Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Электронные текстовые данные (БУБ-КОМ). М., 2004. Загл. с этикетки диска.

4. Бранский В.П., Пожарский СД. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2002. С. 10.

5. Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 197.

6. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004. С. 22.

7. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. С. 31.

8. Бранский В.П. // Вопр. философии. 2000. № 4. С. 120.

9. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. С. 114-115.

10. Фицджералд ЧП. История Китая. М., 2005. С. 114.

11. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

12. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.

Поступила в редакцию 29.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.