УДК 343.9
П.А. КАБАНОВ,
доктор юридических наук, доцент
Научно-исследовательский институт противодействия коррупции Института экономики, управления и права (г. Казань)
институционализация антикоррупционной политики в субъектах российской федерации
В статье рассматриваются вопросы институционализации региональной антикоррупционной политики в Российской Федерации. Дается краткая характеристика процесса институционализации механизмов и инструментов антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации.
Антикоррупционная политика как целостная система (совокупность) мер и средств (инструментов), используемых органами государства и институтами гражданского общества для противодействия коррупции, существовала во все времена. Другое дело, что она именовалась в различные времена различными терминами, как и само явление, именуемое ныне собирательным термином «коррупция». Необходимо отметить, что коррупция и антикоррупционная политика имеют существенные исторические, территориальные и географические различия. От понимания этого зависит во многом и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.
Осознание необходимости формирования собственной национальной федеральной антикоррупционной политики происходило одновременно с увеличением общественной опасности и распространенности коррупционных проявлений в различных сферах жизнедеятельности. на потребность в формировании и реализации антикоррупционной политики обращали внимание и представители научного сообщества, предлагая собственное видение решения этой проблемы. Однако политическая воля высших должностных лиц государства в вопросах по противодействию коррупции, на которую так рассчитывали отечественные и зарубежные специалисты, в силу различных причин длительное время не проявлялась. Значительно раньше осознание общественной опасности коррупции и необходимости противодействия этому злу пришло в российские
регионы. Именно там начали формироваться и реализовываться региональные стратегии противодействия коррупции.
Первым субъектом Российской Федерации, предпринявшим попытку создания собственной системы антикоррупционной политики, стала Республика Башкортостан, в которой впервые в России еще в 1994 г. был принят закон «О борьбе с коррупцией» [1], в последующем замененный другим более совершенным антикоррупционным законом [2]. Не получив поддержку федерального центра и других субъектов Рф, антикоррупционные меры, предусмотренные республиканским законом, стали носить декларативный характер и не повлияли на распространение коррупции. Аналогичные попытки создания собственных инструментов противодействия коррупции в конце XX в. происходили и в других субъектах РФ. Так, летом 1999 г. в Нижегородской области была принята комплексная программа мер по предотвращению коррупции [3]. Антикоррупционные инициативы субъектов РФ и отдельных муниципальных образований конца XX в. не носили системного характера, они чаще напоминали скоротечные предвыборные пиар-кампании, цели которых были диаметрально противоположны целям последовательной антикоррупционной политики. Лишь только в начале XXI в. в субъектах РФ высшие должностные лица стали относиться к антикоррупционной деятельности не как к разовой краткосрочной политической кампании, а как к одному из важнейших направлений регио-
нальной государственной политики. По мнению современных исследователей, предпосылками такого отношения к проблеме противодействия коррупции и формирования региональной антикоррупционной политики в отдельных субъектах РФ явились: а) увеличение распространения коррупции в органах социального управления и осознание ее общественной опасности правящей политической элитой; б) объективная оценка и описание состояния и общественной опасности коррупции представителями научного сообщества; в) активная позиция правозащитных организаций и средств массовой коммуникации (институтов гражданского общества - прим. автора) в изобличении коррупционного поведения в обществе и адекватная интерпретация ими результатов противодействия коррупции [4].
Здесь необходимо оговориться, что антикоррупционные инициативы в большинстве субъектов рф исходили от их высших должностных лиц или органов государственной власти. Например, в Республике Татарстан с инициативой по разработке стратегии антикоррупционной политики выступил ее первый Президент М.Ш. Шаймиев [5], которого поддержали большинство представителей республиканских органов государственной власти и высокопоставленные представители государственных правоохранительных органов. Закономерным следствием такого состояния дел в сфере социального управления и активизации борьбы с коррупцией стало создание Президентом РТ специальной комиссии для разработки стратегии антикоррупционной политики в республике. В комиссию вошли не только представители органов государственной власти, но и исследователи проблем коррупции. Комиссия оперативно разработала Стратегию антикоррупционной политики в Республике Татарстан, которая была утверждена инициатором ее разработки [6]. Стратегия явилась лишь политическим документом, определившим направления и векторы движения по противодействию коррупции для последующего формирования и реализации антикоррупционной политики на региональном уровне. Только после принятия в апреле 2005 г. Стратегии антикоррупционной политики в Республике Татарстан стали активно формироваться организационные и правовые основы республиканской антикоррупционной политики, институты и механизмы по ее реализации.
Основным региональным правовым актом, направленным на противодействие коррупции, является Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» [7]. В этом законе впервые были заложены типовые правовые механизмы противодействия коррупции на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях, а также инструменты, обеспечивающие контроль за реализацией республиканской антикоррупционной политики.
Для эффективной реализации основных организационных и правовых механизмов антикоррупционной политики в РТ принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов. Среди них особое место занимают правовые акты Президента РТ: Указ Президента Республики Татарстан от 7 августа 2006 г. о создании специализированного органа по реализации антикоррупционной политики - отдела по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан [8] и Указ Президента Республики Татарстан о создании Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики [9]. Этими указами обозначены основные цели, функции и задачи названных органов, определен их численный и персональный состав, порядок деятельности, правовое положение и ряд других важных вопросов, связанных с эффективностью реализации антикоррупционной политики в республике.
Особое место в противодействии коррупции на региональном уровне занимает создание системы ведомственной антикоррупционной политики. Разрабатываются и издаются ведомственные нормативные правовые акты, как правило, организационно-правового характера: регулируют создание и деятельность специализированных ведомственных структур (антикоррупционных комиссий (комитетов) или комиссий по реализации антикоррупционной политики), по созданию ведомственных антикоррупционных программ и механизмов их реализации определяют их персональный состав. Исключением из этого правила являются ведомственные приказы, регулирующие отдельные вопросы реализации антикоррупционной политики, отнесенные законодателем к их компетенции. например, порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органов испол-
нительной власти Республики Татарстан или вопросы организации антикоррупционного образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования республики, а также по контролю за ходом реализации ведомственных антикоррупционных программ.
На муниципальном уровне решениями советов муниципалитетов, постановлениями и распоряжениями глав администраций муниципальных образований, мэров городов и/или руководителей исполкомов органов местного самоуправления создаются комиссии по реализации антикоррупционной политики, утверждается их персональный состав, механизмы подготовки и принятия муниципальных антикоррупционных программ и контроля за их реализацией, правовое регулирование назначения и проведения антикоррупционных экспертиз.
Опыт формирования и реализации региональной антикоррупционной политики в РТ был положительно оценен представителями федеральных органов исполнительной власти [10], официальными должностными лицами, вовлеченными в процесс ее реализации на федеральном уровне [11], и получил свое распространение, в том числе в материалах региональных научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов».
С незначительными отклонениями от опыта РТ разрабатывались и реализовывались организационные и правовые механизмы региональной антикоррупционной политики и в других субъектах РФ. Эти отклонения были вызваны стремительностью развития регионального антикоррупционного законодательства. Региональные законодатели, стремясь не отстать от соседних регионов, разрабатывали и принимали антикоррупционное законодательство без предварительной разработки стратегии антикоррупционной политики, подменяя их региональными среднесрочными программами противодействия коррупции. В результате этого стала создаваться региональная система антикоррупционного законодательства и осуществляться организационно-правовое обеспечение антикоррупционной политики. Вслед за Татарстаном только в Приволжском федеральном округе были приняты региональные законы о противодействии коррупции в Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Республике Марий Эл, Саратовской, нижегородской, Пензенской и Ульяновской областях и ряде других
субъектов Российской федерации. некоторые субъекты Рф помимо законов о противодействии коррупции принимали и региональное законодательство об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, другие же ограничивались регулированием этого инструмента антикоррупционной политики подзаконными нормативными правовыми актами.
Вслед за принятием регионального антикоррупционного законодательства или одновременно с ним формировались и специализированные органы, предназначенные для создания эффективной региональной системы противодействия коррупции. Их целью являлась координация деятельности различных субъектов антикоррупционной политики, контроль за реализацией мер по противодействию коррупции и вовлечение институтов гражданского общества в антикоррупционную деятельность. Исключением из этого правила является Самарская область, где достаточно продолжительное время активно работает Координационный совет «Партнерство в борьбе с коррупцией», объединяющий представителей законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций и средств массовой коммуникации, а региональный закон о противодействии коррупции длительное время не принимался.
На фоне взятых на себя Российской Федерацией обязательств перед международными организациями по противодействию коррупции и других факторов активная правотворческая и организационно-правовая антикоррупционная деятельность субъектов РФ способствовала принятию сначала Национального плана противодействия коррупции [12], а затем, в декабре 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции» [13] и ряда других правовых актов, направленных на формирование федеральной антикоррупционной политики [14]. С другой стороны, принятие федерального антикоррупционного законодательства для одних субъектов потребовало корректировки собственного регионального антикоррупционного законодательства [15], а для других - скорейшего принятия такового для формирования собственной региональной антикоррупционной политики.
Анализ регионального антикоррупционного законодательства, подзаконных нормативных
правовых актов, региональной практики противодействия коррупции позволяет выделить основные направления формирования и реализации региональной антикоррупционной политики. На наш взгляд, к ним следует отнести следующие взаимосвязанные направления.
Во-первых, создание собственной региональной правовой базы по противодействию коррупции в виде регионального законодательства и целостной системы подзаконных нормативных правовых актов, направленных на его последовательную реализацию и обеспечение социального контроля за формированием и реализацией антикоррупционной политики. Основным элементом нормативно-правовой базы по формированию антикоррупционной политики выступает региональный закон о противодействии коррупции. Вслед за ним происходит правовое регулирование основных механизмов и институтов противодействия коррупции в регионе, в отдельных органах государственной власти и его административно-территориальных единицах (муниципальных образованиях). Весь этот сложный процесс можно именовать институционализация правового регулирования региональной антикоррупционной политики (здесь и далее - выд. авт.).
Во-вторых, создание специализированных государственных региональных органов по формированию и реализации антикоррупционной политики в составе органов исполнительной власти, статус которых определяется либо законодательством и/или подзаконным нормативным правовым актом главы субъекта РФ или иного высшего должностного лица органов исполнительной власти. В Ульяновской области таким органам стал Уполномоченный по противодействию коррупции в этом субъекте РФ и его аппарат [16], в Республике Татарстан - отдел по реализации антикоррупционной политики при Президенте РТ [8]. Правительство Саратовской области создало специальный отдел по противодействию коррупции с аналогичными функциями [17]. В других субъектах РФ аналогичные функции выполняют подразделения региональных органов власти по противодействию коррупции, в задачи которых входят, как правило, сотрудничество со всеми субъектами антикоррупционной политики и обеспечение деятельности коллегиальных, экспертных или совещательных органов по формированию и
реализации региональной антикоррупционной политики, а также контролю за эффективностью мер противодействия коррупции [18; 19]. Однако следует отметить, что создание таких специализированных региональных государственных органов по реализации антикоррупционной политики происходит медленно. Это важное направление региональной антикоррупционной политики можно именовать институционализация специализированных региональных государственных антикоррупционных органов.
В-третьих, формирование специализированных совещательных, координационных и экспертных советов и/или комиссий при главе субъекта Российской Федерации. При этом такие органы могут появляться как до принятия регионального антикоррупционного законодательства в целях выработки и последующей реализации региональной антикоррупционной политики [20; 21; 22], так и во исполнение этого законодательства для ее реализации и корректировки в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности [22; 23; 24]. В отдельных субъектах РФ в антикоррупционном законодательстве предусмотрено создание экспертных советов по противодействию коррупции не при исполнительных, а при региональных законодательных органах. Персональный состав специализированных совещательных, координационных и экспертных советов и/или комиссий в субъектах РФ, как правило, регулируется нормативными правовыми актами об их создании и организации деятельности. В одних субъектах эти органы состоят лишь из представителей региональных органов государственной власти [24; 25; 26], в других - в состав специализированного совета или комиссии входят представители различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организации и средств массовой коммуникации [22].
Как показывает практика работы Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан, создание специализированного антикоррупционного совета из представителей различных сфер деятельности, в том числе общественных организаций (правозащитных, ветеранских, молодежных, научных, образовательных и т.п.), сведущих в вопросах противодействия коррупции, позволяет не только
оценивать коррупционную ситуацию в обществе, но и достигать другой цели антикоррупционной деятельности - вовлечения институтов гражданского общества и населения в реализацию региональной антикоррупционной политики, в том числе и путем осуществления постоянного контроля за деятельностью субъектов противодействия коррупции. В отдельных субъектах РФ при совещательных органах по противодействию коррупции существуют и обслуживающие эти органы структурные подразделения - секретариаты, отделы, комиссии и т.д., входящие в структуру органов государственной власти [27]. Однако следует оговориться, что в современной научной, учебной и публицистической литературе практически не анализируется эффективность деятельности специализированных совещательных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, а если и говориться, то бегло, в пределах одного-двух абзацев в докладах и выступлениях региональных руководителей [28]. Представляется, что требу ет-ся более внимательный подход к анализу эффективности деятельности этих антикоррупционных органов. Вместе с тем изложенное позволяет констатировать, что в субъектах Российской Федерации с разной степенью активности происходит институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, обеспечивающих контроль за реализацией региональной антикоррупционной политики и ее своевременную корректировку для повышения эффективности.
В-четвертых, создание эффективных многоуровневых инструментов и механизмов противодействия коррупции на региональном уровне. В качестве основных инструментов региональных антикоррупционных технологий, используются следующие меры, закрепленные в федеральном и региональном антикоррупционном законодательстве:
а) разработка и реализация взаимосвязанной и согласованной системы целевых (региональных, отраслевых, муниципальных) антикоррупционных программ в регионе;
б) правовое регулирование, организация и проведение антикоррупционных (государственных, независимых, общественных) экспертиз нормативных правовых актов и их проектов;
в) правовое регулирование, организация и проведение регионального антикоррупционного мониторинга и учет его результатов в осуществлении и корректировке региональной антикоррупционной политики;
г) организация и осуществление системы антикоррупционного образования (или воспитания), интеграция такого образования в образовательные стандарты и образовательные учреждения для различных категорий обучающихся;
д) организация и проведение постоянной целенаправленной антикоррупционной пропаганды в средствах массовой коммуникации;
е) вовлечение общественных организации и иных институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики и государственная поддержка таких организаций и институтов;
ж) обеспечение постоянного действенного государственного (парламентского, президентского, ведомственного, межведомственного) муниципального и общественного контроля за ходом и реализацией региональной антикоррупционной политики путем обнародования результатов антикоррупционной деятельности субъектов антикоррупционной политики;
з) иные общесоциальные антикоррупционные механизмы и инструменты.
Из всех указанных выше антикоррупционных инструментов и механизмов наиболее применяемыми в субъектах Российской Федерации являются целевые среднесрочные антикоррупционные программы, которые формируются и реализуются не только по горизонтали, но и по вертикали, включая даже локальные антикоррупционные программы отдельных организаций и учреждений.
Вторым по степени применяемости и правовому регулированию из инструментов противодействия коррупции выступает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. К ней привлечено значительное количество государственных, муниципальных, общественных и независимых экспертов, которые осуществляют этот вид деятельности в каждом субъекте Российской Федерации.
С меньшей степенью интенсивности субъектами РФ используются такие инструменты противодействия коррупции как антикоррупционный
мониторинг, антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда. Такое положение обусловлено радом объективных причин. Во-первых, новизной и отсутствием легального толкования данных инструментов, что ограничивает их использование. Во-вторых, отсутствием подготовленных высококвалифицированных кадров, способных пользоваться этими антикоррупционными инструментами. В-третьих, отсутствие опыта использования этих инструментов не только на региональном, но и на федеральном уровне. В-четвертых, в большинстве субъектов РФ отсутствует правовое регулирование этих видов антикоррупционной деятельности. Например, правовое регулирование организации и проведения антикоррупционного мониторинга существует только в некоторых регионах России: Санкт-Петербурге [29], Свердловской области [30], Краснодарском крае [31], Республике Татарстан [32], Нижегородской области [33] и некоторых муниципальных образованиях Тюменской и Псковской областей. В других субъектах Рф механизмы организации и проведения антикоррупционного мониторинга находятся лишь на стадии осмысления и/или научно-практической разработки. В-пятых, на федеральном уровне этим инструментам не придается должного значения в правовом регулировании, имеются лишь пожелания об их использовании без предложения необходимых методических рекомендаций и технологических решений.
Еще сложнее обстоят дела в большинстве субъектов Российской федерации с вовлечением населения и институтов гражданского в реализацию региональной антикоррупционной политики. Вовлечение, как правило, практикуется в нескольких формах: а) участие представителей институтов гражданского общества в работе региональных, муниципальных и ведомственных совещательных, координационных и экспертных советов и/или антикоррупционных комиссий; б) участие в осуществлении общественной и/или независимой антикоррупционной экспертизы региональных, в том числе и ведомственных и муниципальных нормативных правовых актов и их проектов; в) участие в совместных мероприятиях с органами государственной власти в осуществлении антикоррупционного аудита и контроля за ходом и результатами реализации региональной антикоррупционной политики; г) создание специализированных
антикоррупционных общественных организаций, например, таких как «Антикоррупционный совет Омской области» [34].
Обеспечение постоянного действенного государственного (парламентского, президентского, ведомственного, межведомственного) муниципального и общественного контроля за ходом и реализацией региональной антикоррупционной политики в субъектах Рф осуществляется, в основном, путем добровольного обнародования результатов антикоррупционной деятельности субъектами антикоррупционной политики. Оно предусмотрено в региональном антикоррупционном законодательстве в виде предоставления в органы государственной власти специальных ежегодных документов.
В одних субъектах Российской федерации (Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Саратовская, Ростовская, Калужская, Пензенская, Новгородская, Кемеровская и Ульяновская области) эти документы именуются ежегодными сводными отчетами. В других регионах подобные документы называются специальными докладами (Ленинградская и Волгоградская области), а в-третьих - ежегодными информационными сообщениями (Нижегородская и Липецкая области, Республика Алтай).
Как правило, ежегодные документы о состоянии коррупции и результатах реализации мер антикоррупционной политики, подготовленные специализированными органами по противодействию коррупции, помимо предоставления в официальные органы государственной власти субъектов Рф направляются и в средства массовой коммуникации для публикации наиболее важных положений и информирования населения. Сами ежегодные официальные документы по результатам реализации антикоррупционной политики в отдельных регионах (Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Алтай, Республика Хакасия, Пермский край, Ульяновская, Липецкая, Ленинградская и Саратовская области) размещаются на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций в виде электронных документов.
Полноценная и эффективная региональная антикоррупционная политика невозможна без соз-
дания общесоциальных механизмов противодействия коррупции: а) совершенствования системы государственного и муниципального управления (порядка прохождения государственной службы и муниципальной службы); б) корректировки региональной и муниципальной кадровой политики с учетом антикоррупционной составляющей; в) морального и материального стимулирования добросовестности государственных и муниципальных служащих; г) обеспечение информационной открытости органов государственной власти и муниципального управления [34].
Общесоциальным механизмам противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации уделяется пристальное внимание в рамках проведения административной реформы региональных органов государственной власти [35; 36; 37]: введение дополнительных ограничений и запретов для региональных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также внедрения контроля за их соблюдением [38; 39]. К тому же региональные и муниципальные власти принимают необходимые антикоррупционные меры по созданию механизмов урегулирования конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе. Вырабатываются необходимые меры по информационной открытости антикоррупционной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и доступности этих информационных ресурсов для населения и организаций. В качестве примеров можно привести следующие.
На официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия имеется специальный раздел «Противодействие коррупции». В этом разделе размещены нормативные правовые акты, регулирующие реализацию региональной антикоррупционной политики1.
На официальном сайте Удмуртской Республики имеется раздел «Противодействие коррупции», в котором кроме нормативных правовых актов, регулирующих региональную антикоррупционную политику, имеется и отчет о состоянии реализации мер антикоррупционной политики2.
1 URL: http://www.e-mordovia.ru/kor/index.php
2 URL: http://www.udmurt.ru/about/government/antikorrupziy/ index.php
На официальном сайте Президента Республики Татарстан в разделе «Республиканский совет по реализации антикоррупционной политики» размещены сведения о правовом регулировании региональной антикоррупционной политики и полные ежегодные отчеты о ее реализации3.
Правительство Липецкой области на сайте Управления административных органов Липецкой области разместило раздел «Предупреждение коррупции», в структуре которого содержатся федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие противодействие коррупции в этом субъекте РФ, а также информация о результатах противодействия коррупции в Липецкой области4.
В Пермском крае на официальном сайте имеется раздел «Антикоррупционная политика Пермского края», где размещены правовые основы этой политики и предоставлены отчеты о ее реализации5.
На официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области имеется раздел «Борьба с коррупцией», в котором лишь размещена информация, составляющая правовую основу противодействия коррупции и проекты нормативных правовых актов, представленных для проведения общественной антикоррупционной экспертизы6. На официальных сайтах некоторых других субъектов Российской федерации присутствует раздел «Антикоррупция».
Примеры свидетельствуют, что на официальных сайтах региональных органов власти по-разному именуются данные, отражающие правовые основы противодействия коррупции и результаты региональной антикоррупционной политики. Нет единообразия и в наименовании информационных разделов. Однако не взирая на явные разночтения в противодействии коррупции на региональном уровне, изложенное выше позволяет предположить, что в субъектах Российской федерации с разной степенью интенсивности и успешности происходит институционализа-ция отдельных инструментов и механизмов противодействия коррупции. Относительно успешно развивается антикоррупционная экспер-
3 URL: http://www.tatar.ru/?node_id=3420
4 URL: http://www.uao-lipetsk.ru/492/494/
5 URL: http://admin.permkrai.ru/antikor/
6 URL: http://www.adm.sakhalin.ru/index.php?id=484
тиза нормативных правовых актов и их проектов, постоянно реализуются и корректируются целевые среднесрочные программы противодействия коррупции, происходит вовлечение институтов гражданского общества и населения в реализацию антикоррупционной политики, создаются институты государственного и общественного контроля за ходом и результатами региональной и муниципальной антикоррупционной политики. Менее успешно используются такие инструменты региональной антикоррупционной политики как антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное образование (воспитание) и антикоррупционная пропаганда, а также иные общесоциальные меры противодействия коррупции, в том числе и открытость для населения и институтов гражданского общества хода и результатов региональной антикоррупционной политики.
Проведенный нами анализ вопросов реализации антикоррупционной политики на региональном уровне позволяет прийти к следующим выводам:
1. В процессе реализации антикоррупционной политики государства произошла институциона-лизация правового регулирования региональной антикоррупционной политики субъектов Российской Федерации. При этом правовое регулирование региональной антикоррупционной политики постоянно совершенствуется.
2. С учетом специфики субъектов Российской Федерация в структуре их органов власти началась медленная институционализация специализированных региональных государственных антикоррупционных органов.
3. С учетом опыта федеральной антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации заканчивается институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, обеспечивающих контроль за реализацией региональной антикоррупционной политики и ее своевременную корректировку в целях повышения ее эффективности.
4. По мере совершенствования федеральной и региональной антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации с различной степенью интенсивности происходит институцио-нализация отдельных инструментов и механизмов противодействия коррупции.
С учетом проведенного нами исследования можно сделать определенный вывод о том, что на современном этапе формирования и реализации антикоррупционной политики в значительной доле субъектов Российской Федерации создаются эффективные системы противодействия коррупции, которые нуждаются в постоянной корректировке и оценке их эффективности. Процесс завершения создания организационно-правовых основ эффективных региональных систем противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации может занять не менее 2-3 лет, а на уровне муниципальных образований около 5 лет - и то лишь при интенсивной поддержке федеральных органов власти.
Список литературы
1. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. ВС-25/36 // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. - 1995. - № 2 (32). - Ст. 37.
2. О противодействии коррупции в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. № 145-З // Республика Башкортостан. - 2009. - 17 июля.
3. О комплексной программе мер по предотвращению коррупции в Нижегородской области: Постановление Администрации Нижегородской области от 11 июня 1999 г. // Нижегородские новости. - 1999. - 21 июля.
4. Бикмухаметов А.Э. Криминологический анализ предпосылок формирования антикоррупционной политики в Республике Татарстан // Следователь. - 2008. - № 8. -С. 10-12.
5. О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2004 г.: Доклад Президента Республики Татарстан М. Шаймиева на сессии Государственного Совета 26 марта 2004 г. // Республика Татарстан. - 2004. - 27 марта.
6. О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2005. - № 16. - Ст. 0350.
7. О противодействии коррупции в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г № 34-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2006. -№5. - Ст. 1464.
8. Об утверждении Положения об отделе по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 7 августа 2006 г. № УП-284 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -2006. - № 30. - Ст. 0782.
9. О Республиканском совете по реализации антикоррупционной политики: Указ Президента Республики Татарстан
от 18 августа 2006 г. N° УП-315 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2006. - № 30. - Ст. 0782.
10. Герасимов С. Об опыте работы органов власти Республики Татарстан по противодействию коррупции // Следователь. - 2007. - № 12. - С. 49-54.
11. Панкратов А.Ю. Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан: правовые основы и практический опыт // Следователь. - 2008. - № 3. - С. 49-53.
12. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 30 июля 2008 г. Пр. № 1568 // Российская газета. - 2008. - 5 августа.
13. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
14. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. -№ 29. - Ст. 3609.
15. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и внесении изменений в закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» // Закон Мурманской области от 23 ноября 2009 г. № 1154-01-ЗМО // Мурманский вестник. -2009. - 1 декабря.
16. Чернышева В. Уполномочен бороться с коррупцией // Российская газета. - 2009. - 9 июля.
17. Вопросы отдела по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области: Постановление Правительства Саратовской области от 19 февраля 2007 г. № 47-П // Саратовская областная газета. - 2007. - 2 марта.
18. О службе безопасности и информационной защиты Астраханской области: Постановление Правительства Астраханской области от 4 мая 2005 года № 47-П (в ред. от 19 мая 2010 г. № 211-П) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. - 2006. -7 марта.
19. О специально уполномоченном органе по противодействию коррупции в Республике Хакасия: Постановление Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. № 173 // Вестник Хакасии. - 2009. - 20 мая.
20. О Координационном совете по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области: Постановление Губернатора Ульяновской области от 19 апреля 2007 г. № 28 // Ульяновская правда. - 2007. - 25 апреля.
21. О Межведомственном совете при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по противодействию коррупции: Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 августа 2008 г. № 84-ПГ // Красный Север. - 2008. - 5 сентября.
22. О Межведомственном совете по противодействию коррупции в исполнительных органах власти Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 г. № 2034 // Петербургский дневник. -2009. - 16 марта.
23. О создании Совета по противодействию коррупции в Вологодской области: Постановление Губернатора Вологодской области от 13 мая 2010 г. № 239 // Красный Север. - 2010. - 18 мая.
24. О создании Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции: Указ Мэра Москвы от 12 декабря 2008 г. № 101-УМ // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2008. - 19 декабря.
25. О Межведомственной комиссии по противодействию коррупции: Указ Главы Республики Мордовия от 11 февраля 2008 года № 24-УГ // Известия Мордовии. - 2008. -12 февраля.
26. Об образовании Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Ленинградской области: Постановление Губернатора Ленинградской области от 30 сентября 2008 г. № 196 // Вестник Правительства Ленинградской области. - 2008. - 14 ноября.
27. Об образовании Совета при Губернаторе Кемеровской области по противодействию коррупции: Постановление Губернатора Кемеровской области от 5 сентября 2008 г. № 43-ПГ // Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области. - 2008. - № 9 (ч. 1).
28. Денин Н.В. Организационно-правовые аспекты противодействия коррупции в Брянской области // Право и безопасность. - 2010. - № 1 (34). - С. 32.
29. О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 декабря 2009 г. № 1448 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2010. - 29 января. - № 1.
30. О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционный мониторинг) в Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 13 марта 2009 г. № 229-УГ // Областная газета. - 2009. - 20 марта.
31. О мониторинге восприятия коррупции в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края: Постановление Главы (Губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. № 659 // Кубанские новости. -2009. - 6 августа.
32. О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2005 г. № 383 «Вопросы Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому развитию»: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2008 г. № 858 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -2008. - № 48. - Ст. 1966.
33. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области: Постановление Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2009 г № 685 // Нижегородские новости. - 2009. - 8 октября.
34. Сборник материалов о противодействии коррупции / под общ. ред. Ю.Л. Воробъева, Е.Г. Тарло; сост. В.В. Лоз-бинев. - М., 2010. - Т. 2. - С. 584.
35. О концепции городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 гг.:
Постановление Правительства Москвы от 20 октября 2009 г. № 1146-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. - 3 ноября.
36. О мерах по обеспечению административной реформы в Московской области: Постановление Правительства Московской области от 12 декабря 2005 г. № 860/48 // Информационный вестник Правительства Московской области. - 2006. - 4 января.
37. О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 2010-2012 гг.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 апреля 2010 г. № 354 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2010. - 28 мая.
38. О порядке предоставления гражданином, претендующим на замещение государственной должности Удмуртской
Республики, лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи: Указ Президента Удмуртской Республики от 27 августа 2009 г. № 232 // Известия Удмуртской Республики. - 2009. - 29 сентября.
39. О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 г № УП-4 // Республика Татарстан. - 2010. - 15 января.
В редакцию материал поступил 04.10.10
Г к - '1 .АЮРРУПЦИоННЫИ НИГИЛИЗМ - разновидность нигилизма, заключающаяся во внутренней позиции коррупционера, ставящей, в силу его коррупционных интересов, под сомнение правовые и моральные нормы, необходимость и целесообразность их соблюдения. Данный нигилизм, как правило, развивается по мере увеличения количества совершаемых лицом коррупционных нарушений и осознания им выгодности для него таких нарушений.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, институционализация антикоррупционной политики, институционализация правового регулирования региональной антикоррупционной политики, институционализация специализированных региональных государственных антикоррупционных органов, институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, институционализация отдельных инструментов и механизмов противодействия коррупции.