Научная статья на тему 'Институционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике. Часть 2'

Институционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / аналитические центры / публичная политика / экспертное знание / Vietnam / think tanks / public policy / expert knowledge

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семен Алексеевич Войтов, Евгений Викторович Журбей

В данном исследовании авторы рассматривают процесс институционализации аналитических центров в публичной политике Вьетнама. Начиная с 1986 года аналитические центры играли важную роль во время рыночного перехода СРВ. Именно в тот период были сформированы организационные особенности вьетнамских фабрик мысли, которые наблюдаются до сих пор: низкая политическая самостоятельность, присутствие идеологического нарратива в исследованиях, ориентированность на государство как на основного потребителя экспертного знания, и, как следствие, ресурсная зависимость от него. Отметим, что данные особенности были также обнаружены во время нашего анализа десяти современных вьетнамских аналитических центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семен Алексеевич Войтов, Евгений Викторович Журбей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization of think tanks in Vietnam and their role in public policy. Part 2

In this research the authors examine the process of institutionalization of think tanks in Vietnamese public policy. Since 1986, think tanks have played an important role during the market transformation of SRV. At that period the organizational features of the Vietnamese think tanks were formed. These features can also be seen today: low policy independence, the presence of an ideological narrative in research, a focus on the state as the main consumer of expert knowledge, and, as a result, resource dependence on it. It is important to note that these features were also found during our analysis of ten modern Vietnamese think tanks.

Текст научной работы на тему «Институционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике. Часть 2»

мировая система и международные регионы World System and international regions

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 3. С. 141-154.

Ojkumena. Regional researches. 2023. № 3. P. 141-154.

Научная статья УДК 303.8

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-3/141-154

Институционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной

политике. Часть 2

Семен Алексеевич Войтов НИУ Высшая школа экономики, Москва, Россия, cema2055@gmail.com Евгений Викторович Журбей Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия; Владивостокский государственный университет, Находка, Россия, zhurbey.ev@dvfu.ru

Аннотация. В данном исследовании авторы рассматривают процесс институционализации аналитических центров в публичной политике Вьетнама. Начиная с 1986 года аналитические центры играли важную роль во время рыночного перехода СРВ. Именно в тот период были сформированы организационные особенности вьетнамских фабрик мысли, которые наблюдаются до сих пор: низкая политическая самостоятельность, присутствие идеологического нарратива в исследованиях, ориентированность на государство как на основного потребителя экспертного знания, и, как следствие, ресурсная зависимость от него. Отметим, что данные особенности были также обнаружены во время нашего анализа десяти современных вьетнамских аналитических центров.

Ключевые слова: Вьетнам, аналитические центры, публичная политика, экспертное знание Для цитирования: Войтов С. А., Журбей Е. В. Институционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике. Часть 2 // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 3. С. 141-154. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-3/141-154

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-3/141-154

Institutionalization of think tanks in Vietnam and their role in public policy. Part 2

Semyon A. Voitov Higher School of Economics, Moscow, Russia, cema2055@gmail.com Evgeny V. Zhurbey Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia; Vladivostok State University, Nakhodka, Russia, zhurbey.ev@dvfu.ru

Abstract. In this research the authors examine the process of institutionalization of think tanks in Vietnamese public policy. Since 1986, think tanks have played an important role during the market transformation of SRV. At that period the organizational features of the Vietnamese think tanks were formed. These features can also be seen today: low policy independence, the presence of an ideological narrative in research, a focus on the state as the main consumer of expert knowledge, and, as a result, resource dependence on it. It is important to note that these features were also found during our analysis of ten modern Vietnamese think tanks. Key words: Vietnam, think tanks, public policy, expert knowledge

For citation: Voitov S. A., Zhurbey E. V. Institutionalization of think tanks in Vietnam and their role in public policy. Part 2 // Ojkumena. Regional researches. 2023. № 3. P. 141-154. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-3/141-154

Первые экспертные сообщества начали появляться во Вьетнаме в середине ХХ века. Коммунистический северный Вьетнам активно использовал ученых и журналистов для распространения коммунистических идеалов на Юге с дальнейшей целью объеденить страну.

Ярким представителем является Вьетнамский инстиут экономики (Vietnam Institute of Economics). Основанный 6 февраля 1960 VIE в начале использовался как инструмент продвижения коммунистических идей Северного Вьетнама на Юге с помощью статей, монографий и учебников. Институт также разрабатывал стратегии национального объединения, как необходимого условия для развития всего Вьетнама. При этом вплоть до середины 80-х годов XX века институт обеспечивал академическую обоснованность использования социалистической модели развития Вьетнама [10].

Высокий спрос на академическое и прикладное знание возник после начала политики обновления в 1986 году. Экономическая и политическая либерализация способствовала становлению и развитию новых отношений между

Окончание - начало см.: Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 2. С. 157-170.

© Войтов С. А., Журбей Е. В., 2023

Войтов С. А., Журбей Е. В. ИИнституционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике

акторами внутри пространства публичной политики. Вместе с этим возросла и их ресурсная база. Поэтому не удивительно, что акторы (государственные и негосударственные), попав в новые условия, испытывали трудности при взаимодействии друг с другом [1, p. 5].

Возникший спрос готовы были удовлетворить в первую очередь государственные институты и научно-исследовательские центры. Университет социальных и гуманитарных наук (VNU-USSH), Государственная академия политических наук имени Хо Ши Мина (HCMA), Центральный институт экономики и менеджмента (CIEM) и Институт мировой экономики и политики (IWEP) первыми начали осуществлять прикладные исследования по прямому поручению правительства СРВ. Однако стоит отметить, что данным учреждениям не хватало опыта работы с рыночными отношениями, так как до этого свои исследования они проводили исключительно в рамках социалистической парадигмы [5, p. 35-36]. Вместе с недостатком опыта наблюдалась и нехватка необходимой научной литературы: многие зарубежные исследования не имели перевода на вьетнамский язык, а к некоторым академическим ресурсам у вьетнамских исследователей вообще не было доступа [5, p. 36]. Таким образом, можно утверждать, что, обучая других акторов, аналитические центры обучались и сами.

Подчеркнём, что в период политики обновления "Дой мой" процесс ин-ституционализации экспертных сообществ Вьетнама также отличался географически. Чиновники северного Вьетнама, политико-административного центра страны, опирались на государственные и квази-государственные научно-исследовательские учреждения. Объяснялось это, в первую очередь, идеологическим аспектом. Чиновники южного Вьетнама отличались несколько более либеральными взглядами, вследствие чего нередко собирали ad hoc рабочие группы из независимых экспертов. Также стоит понимать, что сосредоточение финансовых ресурсов на юге было больше, чем на севере. Вследствие чего между бизнесом, поддерживающим внедрение рыночных отношений, и властью, стремящейся не потерять своего влияния, было много как разногласий, так и точек соприкосновения.

Заметна роль аналитических центров и в создании обновлённой нормативно-правовой базы. Правительственному аппарату в сжатые сроки было необходимо адаптировать бюрократические механизмы под международные стандарты, что вызывало определённые сложности. Поэтому такие учреждения, как Институт изучения труда и общественных вопросов (ILSSA), Центральный институт экономики и менеджмента (CIEM) и Институт политического планирования по развитию сельскохозяйственных районов (IPSARD), внесли весомый вклад, который в итоге позволил Вьетнаму в 1995 году вступить в АСЕАН, а в 2007 году — в ВТО. Консультации получали не только чиновники, но и бизнесмены, которые планировали выйти на международный рынок [1, p. 12-13].

Таким образом, можно утверждать, что наиболее активная фаза ин-ституционализация аналитических центров и экспертных сообществ наблюдалась в период двух первых десятилетий политики обновления "Дой мой". Резкий приток финансовых ресурсов в страну и общественный ажиотаж от политических преобразований обеспечивали ограниченный организационный плюрализм: аналитические центры имели больше свободы в формировании стратегии поведения (положение в пространстве публичной политики, ресурсная база и каналы связи с государством). В то время даже можно было говорить о некоторой степени конкуренции между учреждениями, так как одним из главных критериев была эффективность, что влияло на уровень спроса на их услуги.

На 2020 год во Вьетнаме насчитывалось 180 аналитических центров (10 позиция в мировом рейтинге) [3, p. 44]. В номинации лучших аналитических центров Южной, Юго-Восточной Азии и Океании представлено 7 вьетнамских аналитических центров: Институт мировой экономики и политики (IWEP) (18 место); Дипломатическая академия Вьетнама (DAV) (42 место); Вьетнамский институт экономики (VIE) (4 место); Вьетнамский институт экономических и политических исследований (VERP) (59 место); Вьетнамский институт американских исследований (97 место); Научно-исследовательский институт развития Меконга (105 место) и Центр по изучению аграрной политики (108 место)

[3, p. 107-113]. В номинации лучших аналитических центров по изучению социальной политики представлено 3 учреждения: Вьетнамский институт экономических и политических исследований (VERP) (90 место); Институт политики и менеджмента (IPAM) (108 место) и Исследовательский институт аграрной политики и здравоохранения (113 место) [3, p. 202-208]. То, что вьетнамские аналитические центры представлены в данном рейтинг, показывает не только их высокую эффективность, но и признание на международном уровне.

Преобладающими типами аналитических центров в СРВ являются государственные и квази-государственные [1, p. 4]. Данные учреждения либо непосредственно встроены в государственную систему (Институт мировой экономики и политики (IWEP) при Вьетнамской академии социальных наук, Дипломатическая академия Вьетнама при МИД СРВ и т. д.), либо функционируют вне государственной системы, но финансово тесно с ней связанные (Институт политики и менеджмента (IPAM), Центральный институт экономики и менеджмента (CIEM) и т. д.). По сравнению с независимыми аналитическими центрами данные учреждения обладают более устойчивым финансовым положением, ибо напрямую финансируются государством либо получают правительственные гранты на исследования.

В условиях постоянного сужения пространства публичной политики, давящей цензуры как оффлайн, так и онлайн аналитические центры независимого и квази-независимого типов во Вьетнаме не могут эффективно функционировать. Сам статус независимого учреждения негативно сказывается на уровне его восприятия, ибо рассматривается акторами как угроза национальной безопасности. Вследствие чего, подобным учреждениям приходится подгонять результаты своих исследований так, чтобы они не противоречили партийным установкам. В противном случае их ждёт закрытие, как это произошло в 2009 году с Вьетнамским институтом исследования развития: в одной из его работ была замечена острая критика проводимой партией экономических и финансовых преобразований в стране [2, p. 31].

Большинство аналитических центров СРВ, как и общественных организаций и НКО, функционируют в рамках демократического централизма. Это означает, что принятие решений осуществляется исключительно сверху вниз, а внутри организации существует жёсткая иерархия между начальником и подчинёнными. Более того, исследователи на стартовых и средних позициях практически никак не могут повлиять на ход проводимых исследований. Нередки случаи назначения на проект без учёта мнения сотрудников. Также отмечается, что уровень заработной платы сотрудников зависит от количества проектов, в которых они принимают участие. Таким образом, во избежание внутриорганизационной конкуренции, исследователи предпочитают не выносить на обсуждение проекты, в которые им удалось попасть. Всё это ведёт к тому, что горизонтальные связи между сотрудниками аналитических центров Вьетнама развиты слабо [6].

Вряд ли можно говорить о том, что институционализация аналитических центров во Вьетнаме сегодня подошла к концу или находится на этапе завершения. Во-первых, статус аналитических центров во Вьетнаме не закреплён на законодательном уровне. Вследствие чего происходит ситуация, когда государственные и квази-государственные аналитические центры юридически рассматриваются либо как государственные департаменты, либо как образовательные учреждения. Независимые аналитические центры, в свою очередь, зачастую рассматриваются как НКО (нередко с иностранным финансированием) [11].

Вьетнам пытается следовать мировым трендам в области образования, науки и эффективного политического администрирования. Вместе с этим сегодня предпринимаются попытки создать видение аналитических центров с вьетнамской спецификой. Как ориентир берётся американский, японский и китайский опыты: вьетнамскими специалистами обсуждаются, какие зарубежные практики будут жизнеспособны в СРВ [8]. При этом интересно то, к каким выводам приходят вьетнамские исследователи. Они отмечают, что американский тип аналитического центра в условиях вьетнамской политической системы не сможет прижиться, так институционные рамки не позволяют организациям заниматься открытым лоббированием интересов и давлением на

Войтов С. А., Журбей Е. В. ИИнституционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике ...

144 -

власть. Более того, набор персонала и финансовая политика новых аналитических центров должны осуществляться исключительно под государственным контролем [8, р. 34-35]. Таким образом, идеальный вьетнамский аналитический центр рассматривается как инструмент для проведения государственной политики, полностью управляемый и лояльный КПВ.

Мы предполагаем, что в будущем аналитические центры СРВ действительно будут развиваться в данном направлении, ведь для этого есть все условия: авторитарная политическая система, сильный идеологический нарра-тив, исключительная роль государственных акторов в публичной политике, слаборазвитое гражданское общество, цензура в медиа и интернет-пространстве и полная подотчётность НКО и общественных организаций вьетнамским органам власти.

Роль аналитического центра зависит от многих факторов: тип учреждения, положение в пространстве публичной политики, ресурсы влияния на публичную политику, организационная структура учреждения и т. д. Совокупность данных переменных позволяет определить стратегию поведения аналитического центра. В данном параграфе мы попробуем определить, какую роль играют аналитические центры в публичной политике СРВ и насколько эффективно они могут влиять на неё.

Нами уже было упомянуто, что большинство вьетнамских аналитических центров — это государственные и квази-государственные учреждения. Это означает, что в пространстве публичной политики они занимают ближайшее к государственным акторам положение. Более того, их финансовая база частично или полностью формируется государственными поступлениями. Иначе говоря, финансовая зависимость определяет высокую лояльность научно-исследовательских учреждений и их нежелание заниматься политическим давлением.

Государственные аналитические центры Вьетнама, по сравнению с "негосударственными коллегами", имеют более широкие каналы связи с властью. При этом взаимодействие зачастую осуществляется в виде неформальных встреч с чиновниками. О прямом лоббировании своих интересов в правительстве говорить не приходится, однако чем больше аналитический центр имеет таких связей, тем более стабильней его положение. Здесь заметна прямая взаимозависимость: позиция политика в Верховном Собрании СРВ или на заседаниях КПВ, подкреплённая научным обоснованием, имеет больше шансов получить поддержку. Это, в свою очередь, позволяет ему продвигаться по карьерной лестнице. Аналитический центр, в свою очередь, зарабатывает очки доверия среди правящей верхушки, что положительно сказывается на его финансовом положении [1, р. 9].

Опираясь на ранее указанные особенности развития гражданского общества в СРВ и ограничения на проявление политической активности, смеем предположить, что негосударственные акторы редко обращаются за услугами к аналитическим центрам. С трудом можно говорить и о том, что аналитические центры являются медиаторами знания и мнений между государством и обществом, так как принципы демократического централизма, жёсткая цензура и непрозрачная система исполнительной власти не позволяют развиваться институтам делиберативного принятия публичных решений. Общество рассматривается не как равноправный партнёр, а как нейтральный объект исследования.

Что касается взаимодействия аналитических центров с академическим полем, то оно достаточно близко. В первую очередь, это объясняется тем, что многие аналитические центры (Институт мировой экономики и политики, Институт регионального и устойчивого развития, Центр аналитики и прогнозирования и т. д.) находятся под управлением Вьетнамской академии социальных наук. Назначение на управляющие должности происходит при непосредственном участии членов академии. При этом зонтичная структура академии позволяет следить за академическими достижениями аналитических центров, проводить семинары, вебинары и конференции. Более того, аналитические центры нередко занимаются подготовкой специалистов, предоставляют услуги повышения квалификации и тренинги. Отметим, что именно через академию научно-исследовательские учреждения участвуют в международных проектах и исследованиях [9].

В рамках данного исследования нами также был осуществлён анализ влияния десяти вьетнамских аналитических центров в разных областях публичной политики: здравоохранение, экономическое развитие, защита уязвимых социальных групп, энергопотребление и т. д. (см. таблицы № 1, № 2 и № 3). Выбор учреждений также определялся доступностью их данных в сети интернет. Для поиска аналитических центров мы использовали базу данных интернет-ресурса "OnThinkTanks" [7]. Далее нами были введены 12 критериев влияния, а именно:

• тип аналитического центра;

• источники финансирования;

• сфера деятельности;

• партнёры (как доноры, так и исследовательские группы);

• фокус-группы;

• цели и деятельность;

• размер персонала и наличие учёных степеней;

• количество публикаций;

• публикуемые журналы;

• количество проекты;

• количество публикаций в медиа;

• дата создания.

Тип учреждения даёт общее представление о том, как функционирует организация, как оно воспринимается обществом, государством и какое положение в пространстве публичной политики оно занимает. Источник финансирования определяет, кто именно оказывает финансовую помощь, на каких условиях и с какой целью. Однако конкретных сумм на официальных сайтах или доступных документах нам найти не удалось. Сфера деятельности определяет, в какой области учреждение проводит исследования и проекты. Под партнёрами мы понимаем одновременно как финансирующих доноров, так и сторонние организации, участвующие в проведении совместных исследований и проектов. Фокус-группы — совокупность акторов, на которых ориентирована основная масса проводимых исследований и проектов. Цели и деятельность, в свою очередь, нередко представляют собой чётко прописанные цели и пути их достижения. Размер персонала и количество научных степеней помогают определить интеллектуальные и академические ресурсы учреждения, его возможности формировать академическую повестку. Количество публикаций включает себя сумму отчётов, аналитических записок (нами учитывались все доступные публикации на официальном сайте учреждения). Наличие рецензируемых аналитическим центром журналов говорит о высоком академическом влиянии и авторитете. Количество проектов показывает, насколько активно аналитический центр воздействует на выбранную фокус-группу (нами учитывались все упомянутые на сайте проекты, которые реализуются на данный момент или уже были реализованы). Количество публикаций в медиа, среди прочих критериев, является единственным критерием по оценке влияния на пространство медиа (нами учитывались публикации в интернет СМИ со ссылкой на экспертов аналитического центра или их работы в период с 31.12.2020-31.12.2021).

Анализу влияния на публичную политику подверглись 10 аналитических центров, из которых 5 - университетского, 4 - независимого и 1 - государственного типов. Сразу отметим, что подобное распределение не отражает суммарного типологического распределения аналитических центров в рамках Вьетнама. Рассматривая аналитические центры университетского типа, необходимо помнить о том, что подавляющая часть высших образовательных учреждения СРВ являются государственными. Более того, многие аналитические центры и департаменты (из нашей выборки это Вьетнамский институт экономики (VIE) и Институт политики и менеджмента (IPAM)) находятся под управлением Вьетнамской академии наук. Вследствие чего трудно говорить о действительно независимом и непредвзятом исследовании относительно проводимых правительством программ. Тесную связь с государством определяют также и источники финансирования: университетский аналитический центр получает государственную поддержку либо опосредованно (через бюджет университета, частью которого он является), либо прямо через государственные гранты и заказы. Что касается финансирования независимых учреждений, то

Войтов С. А., Журбей Е. В. ИИнституционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике

их финансирование осуществляется путём донорских пожертвований. Основными донорами рассматриваемых аналитических центров стали международные зарубежные компании и фонды: "Азиатский банк развития", "Оксфам", Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Агентство США по международному развитию, Фонд Фридриха Наумана и т. д. (см. таблицу № 1). Донорская география достаточно широка.

Отметим, что все представленные аналитические центры в независимости от типа имеют широкие связи с зарубежными институтами и научно-исследовательскими центрами. Сфера деятельности аналитических центров разнообразна: 2 учреждения работают в сфере экономического развития Вьетнама и его международной интеграции, 5 — в сфере сельского хозяйствования и природопользования, 1 — в сфере политического менеджмента, 1 — в сфере энергетики и 1 — в сфере общественного здравоохранения (см. таблицу № 1).

Заметно различие в определении фокус-групп. Университетские и государственный аналитические центры более сфокусированы на государственных акторов. Общество также указано в их списке фокус-групп, однако его определение обширно, без выделения конкретных социальных групп. Более того, прописанные ими цели имеют заметную ориентацию на предоставление услуг, информации и анализа именно правительству СРВ и высшим эшелонам КПВ. Иная ситуация с независимыми учреждениями. Они имеют более широкий и проработанный список фокус-групп. Уже само выделение малоимущих и уязвимых групп показывает наличие существенных проблем во вьетнамском обществе, над которыми работают данные учреждения. По степени проработанности данного критерия особо выделяются "Центр развития сельскохозяйственных районов Центрального Вьетнама" и "Центр устойчивого развития сельских районов". Ими осуществляются исследования и по проблемам гендерного равенства, городской и сельской миграции, социального и экономического обеспечения малоимущих (см. таблицу № 2).

Независимые аналитические центры из данного списка также отличаются своей более высокой практико-ориентированной деятельностью. Если максимальное значение реализуемых/реализованных проектов среди университетских учреждений составляет 10 ("Вьетнамский институт экономики"), то среди независимых учреждений максимальное количество равно 175 ("Центр развития сельскохозяйственных районов Центрального Вьетнама") и 88 ("Центр устойчивого развития сельских районов") (см. таблицу № 3). При этом считаем важным обратить внимание на заказчиков данных проектов. В данном случае интересен кейс "Научно-исследовательского института развития Меконга". Такие проекты, как "Исследование гендерных последствий изменения климата во Вьетнаме" и "Оценка гендерных и социально-экономических последствий локального строительства мостов и управления дорожными ресурсами", были спонсированы "ООН-женщины" и "Всемирный банк" соответственно. Кроме того, клиентами этого аналитического центра также стали "Международная финансовая корпорация", Вьетнамский отдел "Оксфам", Вьетнамский отдел "ЮНИСЭФ", "Программа развития ООН" и т. д. [29]. Реализация этих проектов предполагает как теоретическую, так и практическую работу "в поле", где специалисты непосредственно работают с представителями выбранной социальной группы (см. таблицу № 1).

Что касается воздействия на академическое пространство, то здесь заметно доминирование университетских аналитических центров над независимыми. Во-первых, они обладают более широким штатом исследователей (лидером является Вьетнамский институт экономики — 37 исследователей). Также данные учреждения имеют больше исследователей со степенями PhD, нередко полученными за рубежом. Во-вторых, такими учреждениями, как Вьетнамский институт экономики, Институт политики и менеджмента, публикуются собственные рецензируемые журналы. Отметим, что независимые организации также имеют немалый штат сотрудников с высоким уровнем образования (см. таблицы № 2 и № 3). Однако их отличие в том, что у них отсутствует собственная, наработанная годами, академическая база и признание.

Вьетнамские аналитические центры из данного списка это в основном достаточно молодые организации, образованные после 2000 годов. При этом это не мешает им профессионально осуществлять свои функции. Более того,

многие из них нередко были реорганизованы, поэтому имеют за собой ресурсную базу прежних учреждений.

Отдельно отметим работу аналитических центров с медиа. Критерий частоты цитируемости в медиа показал, что вьетнамские СМИ не так активно обращаются за экспертным мнением сотрудников указанных центров. В период с 31.12.2020 по 31.12.2021, используя Google News с вьетнамской геолокацией, нами было обнаружено 9 упоминаний "Вьетнамского института экономических и политических исследований" и 1 упоминание "Научно-исследовательского института развития Меконга". Упоминаний остальных учреждений не было обнаружено (см. таблицу № 3).

В пространстве публичной политики СРВ каждый тип аналитических центров занимает своё положение: независимые — рядом с общественными акторами, университетские и государственные — рядом с академическим пространством и государством соответственно. Независимые центры нацелены на работу именно с определенными общественными группами и проблемами распределения, предоставления общественных благ. Вследствие чего они преимущественно осуществляют исследования и проекты прикладного характера. Однако существующие институциональные и идеологические ограничения не позволяют им заниматься открытым адвокатированием общественных интересов с сопутствующей государственной критикой.

Университетские и государственные аналитические центры более дистанцированы от общества. Основными клиентами их услуг являются органы государственной власти. При этом заметно их высокое воздействие на академическое пространство. Многие проводимые ими проекты — это семинары, мастер-классы и конференции теоретического характера.

Что объединяет все представленные аналитические центры, так это их слабое взаимодействие с медиа и СМИ. При этом практически все учреждения ведут активность в социальных сетях, однако их охват аудитории достаточно узок. Также отметим, что независимые организации больше ресурсов уделяют своему имиджу и бренду: их официальные сайты визуально привлекательны и клиентоориентированы.

Таким образом, нами был проведён анализ пространства публичной политики в СРВ, который показал, что существующие институциональные рамки, авторитаризм политической системы и активная онлайн и офлайн цензура ограничивают возможности аналитических центров. Более того, гражданское общество во Вьетнаме находится на стадии своего формирования, поэтому их влияние и заинтересованность в участии в политическом процессе крайне низки. Это значит, что общество, как актор принятия публичных решений, достаточно инертен.

Нами также были изучены неформальные институты, формирующие модели как внутри общества, так и внутри организаций. Принципы демократического централизма, присущие работе органов исполнительной власти СРВ, применяются и внутри аналитических центров как основа административно-управленческих процессов. Это значительно снижает их автономность и способность осуществлять независимые исследования. Данный факт не удивителен, ведь процесс институционализации аналитических центров в СРВ начался относительно недавно и под прямым государственным патронажем. Тем не менее мы считаем, что во Вьетнаме до сих пор нет чёткого и общепринятого понимания, чем является аналитический центр. Ориентируясь на западные тренды, вьетнамские специалисты сталкиваются с трудностями, пытаясь адаптировать наиболее успешные зарубежные практики.

Проведённое нами исследование 10 вьетнамских аналитических центров наглядно показало, как именно государственные, университетские и независимые учреждения используют свою ресурсную базу и влияют на пространство публичной политики. Отметим, что государственные и университетские центры более склонны выполнять классические для таких фабрик мысли функции: исследования, семинары, конференции подготовка профессиональных кадров и т. д. Независимые организации, в свою очередь, могут рассматриваться одновременно и как аналитические центры, и как НКО, так как их деятельность нередко связана с защитой уязвимых групп. Более того, их нередко финансируют международные НКО и организации и периодически обращаются за их услугами.

Таблица 1. Типология аналитических центров Вьетнама Table 1. Typology of think tanks in Vietnam

к GO

Наименование организации Тип Источники финансирования Сфера деятельности Доноры и партнёры

Вьетнамский институт экономии (VIE) Университетский(при Вьетнамской академии социальных наук) Финансируется Вьетнамской академией социальных наук Экономика СРВ, мировая экономика, интеграционные процессы Государственные органы, Вьетнамская академия социальных наук

Вьетнамский институт экономических и политических исследований (VEPR) Университетский(при Ханойском национальном университете) Финансируется Ханойским национальным университетом, правительственные гранты Проблемы вьетнамской экономики и их влияние на заинтересованные группы, торговля, экономика, финансы Ханойский национальный университет, Фонд Фридриха Наумана, Оксфам и Фонд имени Конрада Аденауэра

Научно-исследователь-ский институт развития Меконга Независимый Пожертвования и спонсорские взносы Продовольствие, сельское хозяйство, окружающая среда, природные ресурсы, энергетика, социальная политика Кроуфордская школа публичной политики, Исследовательский институт Альфреда Дикина, Институт политики и стратегии развития сельских районов и сельского хозяйства

Центр по изучению аграрной политики Государственный Государственное финансирование Сельское хозяйство и проблемы экологии во Вьетнаме Азиатский банк развития, европейские и американские университеты

Институт политики и менеджмента (IPAM) Университетский(при Вьетнамской академии социальных наук) Финансируется Вьетнамской академией социальных наук Политика, административно-бюрократические процессы,публичная политика Университет общественных и гуманитарные наук, Министерство науки и технологий СРВ, Фонд Розы Люксембург, Лундский универстет

Научно-исследователь-ский институт политики здравоохранения и сельского хозяйства Университетский(при Университете Экономики Хошимина) Финансируется Университетом экономики Хошимина Социальная политика, здравоохранение, питание и продовольствие Меконг Органике, Азиатский исследовательский институт, Австралийский национальный университет, Университет Бейлор

Центр развития сельских районов Центрального Вьетнама Университетский (при Университете сельского и лесного хозяйства Хюэ) Финансируется Университетом сельского и лесного хозяйства Хюэ Окружающая среда, природные ресурсы, устойчивое развитие сельского хозяйства, защита детей, тендерное равенство, традиционная культура Информация не найдена

Центр устойчивого развития сельских районов (SRD) Независимый (создан с разрешения Министерства науки и технологий) Пожертвования и спонсорские взносы Окружающая среда, природные ресурсы, энергетика, продовольствие, сельское хозяйство Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Агентство США по международному развитию, Оксфам, Ферн, Винрок Интернешенл и т. д.

Наименование организации Тип Источники финансирования Сфера деятельности Доноры и партнёры

Институт социальных и медицинских исследовании Независимый Пожертвования и спонсорские взносы Социальная политика, здоровье, контроль табакосодержащих продуктов, социальные меньшинства и уязвимые группы Международные и отечественные НПО. фонды, университеты, государственные учреждения и частные предприятия

Вьетнамская инициатива энергетического перехода Независимый Пожертвования и спонсорские взносы Окружающая среда, природные ресурсы, энергетика Сеть из 5 иностранных аналитических центров по вопросам энергетики: вопросам энергетики: SHURA Energy Transition Center The Institute for Climate and Society; Agora energiewende; IDDRI; Renewable Energy Institute; Institute for Essential services reform; The Green Energy Strategy Institute; Iniciativa climatica de mexico и Vietnam Initiative for Energy Transition

Источник: составлено авторами. Source: compiled by the authors.

Таблица 2. Аналитические центры Вьетнама: целевые аудитории, цель деятельности, академический потенциал, количество публикаций

Table 2. Think tanks In Vietnam: target audiences, purpose of activity, academic potential, number of publications

к Ol О

Наименование организации Фокус-группы Цели и деятельность Численность персонала и наличие учёных степеней Количество публикаций

Вьетнамский институт экономики (VIE) Государство, научное сообщество Изучение теоретических и практических вопросов экономики Вьетнама в контексте международной экономической интеграции. Предоставление научных аргументов КПВ и правительству СРВ для разработки стратегий социально-экономического развития. Предоставление последипломного образования и обучения в области экономики 37 человек (7 - PhD, 30 -информация не найдена) Информация не найдена

Вьетнамский институт экономических и политических исследований (VEPR) Государство, общество, бизнес Проведение экономических и политических исследований, помогающих принятию решений директивными органами, бизнесом и заинтересованными группами. Организация курсов повышения квалификации по экономике, финансам и анализу политики Информация не найдена 96 публикаций

Научно-исследовательский институт развития Меконга Государство, локальные НКО, международные организации Осуществление исследований и реализация проектов по улучшению жизни населения в районе дельты реки Меконг 16 человек (4-PhD, 5-магистры, 7 - бакалавры) 8 статей и 8 полит, рекомендаций

Центр по изучению аграрной политики Государство, местные органы власти, Министерство финансов, Министерство науки и технологий, Министерство промышленности и торговли, отраслевые ассоциации Предоставление научной основы для разработки политики и программ. Консультирование, обучение, продвижение торговли, построение моделей в области сельского хозяйства и развития сельских районов. Организация форумов для обсуждения полиция между органами власти и заинтересованными сторонами. 13 человек (4-PhD, 5-магистры, 4 - бакалавры) 7 публикаций

Институт политики и менеджмента (IPAM) Государство, общество Исследование, внедрение и поиск передовых решений в корректировке политики и управленческой деятельности. Предоставление различных услуг: сбор и предоставление информации о политике управления, совершенствованию организационных процессов 9 человек (4-PhD, 1 -магистр, 4 - бакалавры) Информация не найдена

Наименование организации Фокус-группы Цели и деятельность Численность персонала и наличие учёных степеней Количество публикаций

Научно-исследовательский институт политики здравоохранения и сельского хозяйства Лидеры в отрасли политики здравоохранения, медицинские учреждения и институты, государство Консультирование правительства по вопросам политики в области здравоохранения, государственного медицинского страхования. Консультация местных органов власти по вопросам политики развития. Проведение учебных курсов по разработке и реализации региональной политики здравоохранения. 26 человек (11 - PhD, 5-магистры, 7 - бакалавры) 40 публикаций в сторонних журналах и изданиях

Центр развития сельских районов Центрального Вьетнама Уязвимые общественные группы (дети, женщины, бедняки, национальные меньшинства) Проведение исследований, тренингов, в целях повышения потенциала местных сообществ, общественных организаций и муниципальных властей в области улучшения условий жизни, охраны окружающей среды социальной справедливости и продвижения демократии 15 человек (2 - PhD, 2 - магистры, 11 - бакалавры) 7 организационных и проектных отчётов

Центр устойчивого разе пня сель скак районов (ЗРЮ) Малообеспеченные группы населения, городские мигранты, мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители Поддержка людей с ограниченными возможностями; Содействие тендерному равенству и защите детей; Содействие свободной торговле между ЕС и Вьетнамом в рамках Е\/РТА. Сокращение бедности, защита окружающей среды, адаптация и смягчение последствий изменения климата 30 человек. Не найдено данных, касательно научных степеней 16 исследований и 12 ежегодных отчётов (с 2008 по 2019 год)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт социальных и медицинских исследований Этнические меньшинства, малоимущие, дети, женщины, пожилые люди и люди, живущие с ВИЧ Реализация исследований в области социально-медицинских наук. Предоставление надежной информации и данных для разработки и реализации стратегий общественного здравоохранения органами власти. Содействие повышению качества социально-медицинских исследований посредством обучения и сотрудничества. Информация не найдена 44 публикации

Вьетнамская инициатива энергетического перехода Правительство Вьетнама и партнеры, а также представители деловых, неправительственных и исследовательских сообществ Обеспечение эффективной международной поддержки энергетического перехода Вьетнама в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями. Создание платформы для реализации мероприятий по сотрудничеству в целях развития энергетического сектора. Поддержка диалога между правительством Вьетнама и партнёрами, представителями деловых кругов, неправительственных организаций и исследовательских сообществ по развитию энергетики в рамках энергетического перехода СРВ. 6 человек (2 - PhD), 3 - магистры 1 - бакалавр) 24 публикации

Таблица 3. Аналитические центры Вьетнама и их присутствие в медиапространстве страны Table 3. Think tanks In Vietnam and their presence In the media space of the country

Наименование организации Публикуемые журналы Количество проектов Количество упоминаний в медиа Дата создания организации

Вьетнамский институт экономики (VIE) "Журнал экономических исследований", "Социо-экономическое развитие Вьетнама" 10 Упоминания отсутствуют 06.02.1960

Вьетнамский институт экономических и политических исследований (VEPR) Не публикует 6 9 01.01.2008

Научно-исследовательский институт развития Меконга Не публикует 8 1 21.01.2013

Центр по изучению аграрной политики Не публикует Информация не найдена Упоминания отсутствуют 29.09.2006

Институт политики и менеджмента (IPAM) "Исследования политики и менеджмента" Информация не найдена Упоминания отсутствуют 16.04.2013

Научно-исследовательский институт политики здравоохранения и сельского хозяйства Не публикует 3 Упоминания отсутствуют 13.11.2019

Центр развития сельских районов Центрального Вьетнама Не публикует 175 проектов с 1995 по 2020 год Упоминания отсутствуют 01.01.1995

Центр устойчивого развития сельских районов (SRD) Не публикует 88 проектов с 2006 по 2021 год Упоминания отсутствуют 30.03.2006

Институт социальных н медицинских исследований Не публикует Информация не найдена Упоминания отсутствуют Информация не найдена

Вьетнамская инициатива энергетического перехода Не публикует Информация не найдена Упоминания отсутствуют 01.08.2018

Считаем, что использованное нами понимание публичной политики как институционально-регулируемого и динамичного пространства позволило выполнить все поставленные исследовательские задачи. Выбранная типология аналитических центров нами также помогла нам в этом. Таким образом, нам удалось понять, что представляет из себя вьетнамский аналитический центр (с учётом разных организационных типов) и каково его влияние на публичную политику. Отметим, что данное исследование могло быть более проработанным, если бы мы обладали открытым доступом к организационной информации.

Изучение данной темы имеет большой исследовательский потенциал. В работе мы рассматривали публичную политику в общем, широком понимании. При этом мы понимаем, что изучение аналитических центров в СРВ может осуществляться и в более предметных направлениях публичной политики: здравоохранение, общественное природопользование, социально-экономическая политика и т. д. Считаем, что эта ниша требует более повышенного внимания.

Литература

1. Datta, A. Not just a beautiful flower? Knowledge, information and economic policymaking / A. Datta, P. Huong // ODI Report. 2013. 80 p.

2. Decree № 12/2012/ND-CP dated 01/3/2012 on the Registration and Administration of Foreign Non-Governmental Organizations in Vietnam // The Official Site of the Committee for Foreign NonGovernmental Organizations Affairs. 2012. URL: http://comingo.gov.vn/en/decree-no-12-2012-nd-cp-dated-01-3-2012-on-the-registration-and-administration-of-foreign-non-governmental-organizations-in-vietnam/ (дата обращения: 25.11.2022).

3. McGann, J. 2020 Global Go To Think Tank Index Report / J. McGann // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. 2021. 372 p.

4. Projects of Mekong Development Research Institute // MDRI. 2022. URL: https://mdri.org.vn/ projects/ (дата обращения: 25.11.2022).

5. Rama, M. Making Difficult Choices: Vietnam in Transition / M. Rama. Washington: The World Bank, 2008. 104 p.

6. Supporting think tanks series: Developing capacities in complex environments - experiences from Vietnam // On Think Tanks. 2013. URL: https://onthinktanks.org/articles/supporting-think-tanks-series-developing-capacities-in-complex-environments-experiences-from-vietnam/ (дата обращения: 25.11.2022)

7. World's Think Tanks Directory // On Think Tanks. 2022. URL: https://onthinktanks.org/download-full-dataset/ (дата обращения: 25.11.2022).

8. Ooan, T., Phan, D. Hoat dong cua "Think Tank" trong ddi song chinh tri My va mot so gdi у tham khao cho Viet Nam / T. Ooan, D. Phan // Chau My Ngay Nay. № 4. 2021. Tr. 34-35. = Доан, Т., Фан, З. Деятельность "Мозговых центров" в политической жизни Америки и некоторые рекомендации для Вьетнама / Т. Доан, З. Фан // Америка сегодня. № 4. 2021. С. 34-35.

9. Odn vi thuoc va trub thuoc Vien Han lam KHXH Viet Nam // Cong thong tin dien ttf cua Vien han lam khoa hoc xa hoi Viet Nam. 2022. URL: https://vass.gov.vn/noidung/cacviennghiencuu/Pages/default. aspx = Подразделения при Вьетнамской академии социальных наук // Портал Вьетнамской академии социальных наук. 2022. URL: https://vass.gov.vn/noidung/cacviennghiencuu/Pages/default.aspx (дата обращения: 25.11.2022).

10. Gidi thieu chung // Vien Kinh te Viet Nam. 2022. URL: http://vie.vass.gov.vn/vn/gioi-thieu-vien-kinh-te-viet-nam.html = Общая информация // Вьетнамский институт экономики. 2022. URL: http://vie. vass.gov.vn/vn/gioi-thieu-vien-kinh-te-viet-nam.html (дата обращения: 25.11.2022).

11. Think tanks - "tui khon" cua cac chinh tri gia hien dai: mot vai cam nghT khi doc chuyen khao "Think tanks trong ddi song chinh tri Hoa Ky, Trung Quoc, Nhat Ban va nhufig gdi у doi vdi Viet Nam" // Chinh tri va phat trien. 2021. URL: http://www.chinhtrivaphattrien.vn/Detail.aspx?id=1437 = Аналитические центры - "козырь в рукаве" современных политиков: размышления о монографии "Аналитические центры в политической жизни США, Китая, Японии и рекомендации для Вьетнама" // Политика и развитие. 2021. URL: http://www.chinhtrivaphattrien.vn/Detail.aspx?id=1437 (дата обращения: 25.11.2022).

Войтов С. А., Журбей Е. В. ИИнституционализация аналитических центров Вьетнама и их роль в публичной политике

154 -

References

1. Datta, A. Not just a beautiful flower? Knowledge, information and economic policymaking / A. Datta, P. Huong // ODI Report. 2013. 80 p.

2. Decree № 12/2012/ND-CP dated 01/3/2012 on the Registration and Administration of Foreign Non-Governmental Organizations in Vietnam // The Official Site of the Committee for Foreign Nongovernmental Organizations Affairs. 2012. URL: http://comingo.gov.vn/en/decree-no-12-2012-nd-cp-dated-01-3-2012-on-the-registration-and-administration-of-foreign-non-governmental-organizations-in-vietnam/ (accessed 25.11.2022).

3. McGann, J. 2020 Global Go To Think Tank Index Report / J. McGann // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports. 2021. 372 p.

4. Projects of Mekong Development Research Institute // MDRI. 2022. URL: https://mdri.org.vn/ projects/ (accessed 25.11.2022)

5. Rama, M. Making Difficult Choices: Vietnam in Transition / M. Rama. Washington: The World Bank, 2008. 104 p.

6. Supporting think tanks series: Developing capacities in complex environments - experiences from Vietnam // On Think Tanks. 2013. URL: https://onthinktanks.org/articles/supporting-think-tanks-se-ries-developing-capacities-in-complex-environments-experiences-from-vietnam/ (accessed 25.11.2022)

7. World's Think Tanks Directory // On Think Tanks. 2022. Mode of access: https://onthinktanks. org/download-full-dataset/ (accessed 25.11.2022).

8. Doan, T., Phan, Z. The activities of "Think Tanks" in the political life of America and some recommendations for Vietnam / T. Doan, Z. Phan // America today. № 4. 2021. P. 34-35. (In Viet.).

9. Units under the Vietnam Academy of Social Sciences // Portal of the Vietnam Academy of Social Sciences. 2022. URL: https://vass.gov.vn/noidung/cacviennghiencuu/Pages/default.aspx (accessed 25.11.2022) (In Viet.).

10. Vietnam Institute of Economics. .2022. .URL: http://vie.vass.gov.vn/vn/gioi-thieu-vien-kinh-te-vi-et-nam.html (accessed 25.11.2022) (In Viet.).

11. Think Tanks - the "trump card in the sleeve" of modern politicians: reflections on the monograph "Think tanks in the political life of the USA, China, Japan and recommendations for Vietnam" // Politics and development. 2021. URL: http://www.chinhtrivaphattrien.vn/Detail.aspx?id=1437 (дата обращения: 25.11.2022) (In Viet.).

Информация об авторах

Семен Алексеевич Войтов, магистрант Высшей школы экономики, Москва, Россия, e-mail: cema2055@gmail. com

Евгений Викторович Журбей, канд. ист. наук, доцент кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия; доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических наук филиала Владивостокского государственного университета, Находка, Россия, e-mail: zhurbey.ev@dvfu.ru

Information about the authors

Semyon A. Voitov, Master student, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, e-mail: cema2055@gmail.com

Evgeniy V. Zhurbey, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Pacific Asia, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia; Associate Professor, Department of Humanities and Social and Economic Sciences, Vladivostok State University Branch, Nakhodka, Russia, e-mail: zhurbey.ev@dvfu.ru

Поступила в редакцию 19.01.2023 Одобрена после рецензирования 01.08.2023 Принята к публикации 24.08.2023 Received 19.01.2023 Approved 01.08.2023 Accepted 24.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.