Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В ПЕРВОЙ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В ПЕРВОЙ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ / ПЕРВАЯ ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РИЙГИКОГУ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глебкин Сергей Александрович

Первая Эстонская Республика существовала всего 20 лет, однако за этот небольшой исторический период избирательное право пережило несколько трансформаций. Избирательное право менялось в зависимости от перехода государства из состояния военного положения в мирное время, а затем снова в военное положение. Несмотря на трудности, эстонские власти стремились к полному соблюдению законов, которые, однако, иногда не соответствовали демократическим принципам. В статье рассмотрены эстонские нормативно-правовые акты и дана оценка эстонскому институту выборов за данный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION INSTITUTE IN THE FIRST REPUBLIC OF ESTONIA

The first Republic of Estonia existed for only 20 years, but during this short historical period, the right to vote has gone through several transformations. Suffrage changed depending on the transition of the state from a state of martial law to peacetime, and then back to martial law. Despite the difficulties, the Estonian 25 authorities sought to fully comply with the laws, which, however, sometimes did not correspond to democratic principles. The article examines Estonian legal acts and assesses the Estonian institution of elections for a given historical period

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В ПЕРВОЙ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 342.82

Глебкин Сергей Александрович Уральский государственный педагогический университет

Институт общественных наук Россия, Екатеринбург glebkins02@mail.ru Glebkin Sergei Ural State Pedagogical University Institute of Social Sciences Russia, Ekaterinburg

ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В ПЕРВОЙ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Аннотация: первая Эстонская Республика существовала всего 20 лет, однако за этот небольшой исторический период избирательное право пережило несколько трансформаций. Избирательное право менялось в зависимости от перехода государства из состояния военного положения в мирное время, а затем снова в военное положение. Несмотря на трудности, эстонские власти стремились к полному соблюдению законов, которые, однако, иногда не соответствовали демократическим принципам. В статье рассмотрены эстонские нормативно-правовые акты и дана оценка эстонскому институту выборов за данный исторический период.

Ключевые слова: история, институт выборов, первая Эстонская Республика, Рийгикогу, избирательное право.

ELECTION INSTITUTE IN THE FIRST REPUBLIC OF ESTONIA Annotation: the first Republic of Estonia existed for only 20 years, but during this short historical period, the right to vote has gone through several transformations. Suffrage changed depending on the transition of the state from a state of martial law to peacetime, and then back to martial law. Despite the difficulties, the Estonian

authorities sought to fully comply with the laws, which, however, sometimes did not correspond to democratic principles. The article examines Estonian legal acts and assesses the Estonian institution of elections for a given historical period. Key words: history, institution of elections, first Republic of Estonia, Riigikogu, suffrage.

Формирование института выборов в новообразованном государстве является обязательным условием для организации государственной власти во всех государствах, стремящихся к демократии. Эстонский народ стремился к национальной идентичности и самоопределению, а политические изменения в России и мире сподвигли эстонскую интеллигенцию к активным действиям.

Рассмотрим события, которые предшествовали формированию демократический институтов в первой Эстонской Республике. Временный Земский совет Эстляндской губернии (эст. Maapâev), избранный в 1917 году, стал предшественником эстонского Учредительного собрания - первого парламента Эстонии. Данные выборы были инициированы российским Временным правительством и регулировались постановлением Временного правительства от 30 марта 1917 года. Согласно пункту 16 данного постановления: «Право участия в выборах имеют все жители волостей, достигшие 21 года и проживавшие к 1 марта 1917 г. не менее года в пределах волости и принадлежащих к ней имений или местечек», - можно сделать вывод, что демократические права эстонцам были предоставлены [6, с. 153]. Это было сделано в целях временной организации управления Эстляндской губернии. Выборы в Земский совет состоялись в мае-июне 1917 года. Они были двухуровневыми. На первом этапе были избраны представители сельских территорий. На втором этапе в сентябре 1917 года, после муниципальных выборов, были избраны представители от городов [12, с. 100]. Данные выборы не были прямыми. И.Н. Грязин писал, что: «В сельской местности выборщики избирались по 1 человеку на 100 избирателей, а члены Земского совета

собрания избирались коллегиями выборщиков отдельных земель» [2]. Таким образом, еще до обретения независимости в Эстонии стал формироваться институт выборов. Данный опыт, безусловно, повлиял на дальнейшую политическую обстановку и укрепил зародыши национальной идентичности и демократических ценностей у населения.

Однако Таллинский Совет, который состоял преимущественно из меньшевиков, объявил результаты выборов недействительными. Российское Временное правительство призвало Таллинский Совет к порядку, что затем привело к признанию результатов выборов в Земское собрание. 1 июля 1917 года Земский совет открылся в замке Тоопмеа [7, с. 106-107]. Затем прошли выборы в городские думы, где большевики на некоторых участках получили 40% голосов, а левые партии в целом получили почти две трети голосов, однако это не имело особого исторического значения, так как в конце октября 1917 года большевики захватили власть в Эстонии, распустили органы местного самоуправления и Земский совет [7, с. 108-109] [12, с. 101]. Несмотря на это, Земский совет пытался продолжить свое существование и после ноября 1917 года. На основе Земского совета существовал Комитет старейшин, который действовал подпольно [12, с. 102].

Перед переворотом в октябре на территории будущей Эстонии прошли выборы во всероссийское Учредительное собрание, на котором большевики получили 40% голосов, Демократический блок получил 29% голосов, а Трудовая партия получила 21% голосов, при этом явка составила 57% [7, с. 108] [12, с. 109]. Большевики не препятствовали проведению выборов и в эстонское Учредительное собрание, поэтому выборы состоялись в феврале 1918 года. Однако, по результатам выборов на нескольких участках, большевики получили всего 37,1% голосов, а большинство голосов получили партии, поддерживающие независимость Эстонии. Данные выборы были прерваны большевиками и не были завершены на некоторых территориях [7, с. 110]. Затем началась немецкая оккупация Эстонии, из-за которой развитие

демократических институтов было остановлено. Таким образом, можно заметить, что эстонская национальная интеллигенция стремилась к развитию демократических институтов в Эстонии еще до провозглашения ее независимости.

Официально независимость Эстонской Республики была провозглашена 24 февраля 1918 года, однако, чтобы получить независимость, пришлось пережить немецкую оккупацию, а затем победить войну с большевиками. 2 марта 1920 года Советская Россия признала независимость Эстонии. Даже во время Освободительной войны в Эстонии проходили выборы. Так, весной 1919 года обстановка на фронте была благоприятной для эстонского временного правительства, поэтому им были назначены выборы в Учредительное собрание на 5-7 апреля. Большевики не были допущены на эти выборы, поэтому призывали к бойкоту выборов. Явка составила 80%. Социал-демократы получили 33,3% голосов (41 место), эсеры (независимые социалисты) - 5,8% голосов (7 мест), Трудовая партия - 25,1% голосов (30 мест). Народная партия получила 20,7% голосов (25 мест). Остальные 17 мест получили небольшие партии [2, с. 109]. Март Лаар считает, что победу на выборах одержали левые силы [1, с. 126]. На официальном сайте Рийгикогу (современного эстонского парламента) есть свидетельства, согласно которым политическая агитация велась уже перед выборами в Учредительное собрание в 1919 году [10]. Это интересный факт, свидетельствующий о развитии в Эстонии законной борьбы за голоса избирателей. Таким образом, в 1919 году в Эстонии был избран первый парламент. Конечно, данные выборы были не совсем демократическими, ведь не были допущены большевики, которые пользовались определенной поддержкой у населения, однако такая мера была необходима для защиты суверенитета в условиях продолжающейся Освободительной войны.

Учредительное собрание разработало и утвердило первую Конституцию, закрепляющую права граждан, в том числе избирательных. 21 декабря 1920

года первая Конституция Эстонской Республики вступила в силу. В данном документе было четко прописано, кто имеет право принимать участие в выборах, а также представлены принципы избирательного права. Так, статья 27 гласит: «Имеет право голоса каждый гражданин, который достиг 20 лет и пробыл не меньше года без перерыва гражданином Эстонии» [3, с. 112]. Избирательное право не было всеобщим. Так, согласно статье 28, права голоса лишались граждане, признанные сумасшедшими, слепыми, глухонемыми; помимо этого права лишались расточители, объявленные под опекой; а также некоторые категории преступников [3, с. 112]. Избирательное право распространялось на выборы в эстонский парламент - Рийгикогу (эст. ти^ко^и),, что указано в статье 37 Конституции. В документе прописаны и общие принципы парламентских выборов: так, статья 36 Конституции гласит: «Рийгикогу состоит из ста членов, избираемых посредством всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов на основании пропорциональной системы <...> Закон о выборах в Рийгикогу будет издан как специальный закон» [3, с. 113]. Можно наблюдать некоторое противоречие между статьями Конституции: с одной стороны выборы должны быть всеобщими, а с другой стороны избирательного права лишаются некоторые категории граждан, что не допускается, например, в современной Российской Федерации. Помимо государственного парламента, граждане Эстонии имеют право избирать органы местного самоуправления, о чем гласит статья 76 Конституции: «Представительства самоуправляющихся единиц избираются посредством всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов на основе пропорциональной системы» [3, с. 116]. Глава Эстонской Республики -государственный старейшина (эст. тiigivanem) - избирается парламентом [3, с.115]. Таким образом, первая эстонская Конституция определила право граждан на свободное волеизъявление и законодательно закрепила избирательное право в молодом государстве.

Когда Конституция была разработана и утверждена, но еще не вступила в силу, Учредительное собрание распустилось и объявило о выборах в первый Рийгикогу. Принципы утвержденной Конституции уже должны были соблюдаться на этих выборах. Партии и политические блоки могли представить несколько списков кандидатов в одной административно-территориальной единице. На данных выборах социал-демократы получили 17,1% голосов (18 мест), эсеры получили 10,7% голосов (11 мест), Трудовая партия - 21,1% голосов (22 места), объединение аграриев - 20,8% голосов (21 место), Народная партия - 10,4% (10 мест). В Рийгикогу попали и коммунисты - Центральный комитет Таллинских профсоюзов получил 5 мест [7, с. 113]. Явка на этих выборах составила 72,6% [10]. Таким образом, данные выборы являются более демократическими, чем прошлые, так как на выборы были допущены коммунисты.

В 1923 году прошли досрочные парламентские выборы из-за разногласий по поводу преподавания религиозной дисциплины в школе [8, с. 5]. На данных выборах победу одержала партия аграриев - они получили 21,5% голосов (23 места). Социал-демократы получили 14% голосов (15 мест), Трудовая партия -11,2% голосов (12 мест). В парламент прошли и коммунисты под видом Независимой социалистической рабочей партии - они набрали 4,7% голосов и получили 5 мест. Явка составила 67,8% [10]. Справедливость этих выборов может вызвать сомнения, так как в очередной раз создавались препятствия для коммунистов. Историк Д. Нохлен считает, что «На выборах были некоторые нарушения - некоторые списки, по большей части коммунистов, были объявлены недействительными до выборов из-за нарушений избирательного права, и полученные результаты дали Эстонии самый фрагментированный парламент в её истории» [11, с. 582]. Таким образом, выборы во второй Рийгикогу состоялись, однако существует недопонимание насчет тезиса, нарушали ли коммунисты избирательное законодательство. Избирательного закона первой половины 1920-х годов, а также задокументированных

нарушений коммунистами избирательного законодательства нет в открытом доступе, из-за чего установить правдивость или ложность данного тезиса затруднительно.

Деятельность второго Рийгикогу характеризовалась принятием важного закона для развития избирательного права в Эстонии. Так, перед выборами в третий Рийгикогу, 18 февраля 1926 года был принят закон «о выборах в Рийгикогу, о народном голосовании и народной инициативе» [5]. Следует подробнее изучить этот закон и выделить ряд наиболее важных положений. Во-первых, Эстония делилась на 10 избирательных округов, которые в свою очередь делились на избирательные участки. Во-вторых, подтверждалось всеобщее избирательное право, кроме исключений, указанных в Конституции. Также подробно разъяснено, какие категории задержанных и осужденных лишались избирательного права. В-третьих, утверждались органы, ответственные за проведение выборов. В-четвертых, от каждой партии допускалось по одному человеку в состав участковой комиссии. В-пятых, местная управа постоянно должна была вести избирательные списки. В-шестых, людям было представлено право разработать «народную» инициативу и предоставить ее в Рийгикогу в качестве законодательной, а также выдвинуть предложение о проведении референдума или досрочных выборов. В-седьмых, на парламентских выборах избиратель мог проголосовать только за один список кандидатов, что представляет собой пропорциональную избирательную систему. В-восьмых, для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать подписи рекомендателей, внести денежный залог, а партиям также разработать избирательный список, исходя из требований закона. В-девятых, подробно расписаны требования к бюллетеням, помещениям для голосования, порядкам проведения выборов и составления протоколов. В-десятых, был подробно расписан порядок распределения мест в парламенте и введен избирательный порог (необходимо было выиграть хотя бы два места, чтобы быть представленными в парламенте) [5]. Таким образом, принятый закон был

очень подробным, а изложенные положения позволяли разрешить широкий спектр возможных разногласий.

В соответствии с новым избирательным законом 15-17 мая 1926 года прошли выборы в третий Рийгикогу. Объединение социал-демократов и коммунистов (Эстонская социалистическая рабочая партия) одержало победу -оно получило 22,9% голосов (24 места). Объединение аграриев получило 21,4% голосов (23 места). Объединение новопоселенцев, арендаторов и мелких земледельцев значительно улучшило свои позиции и получило третье место -13,5% голосов или 14 мест. Трудовая партия получила 12,3% голосов (13 мест). Явка составила 73,3% [10]. В парламент прошло 10 партий, что меньше, чем на предыдущих выборах - это следствие введения избирательных барьеров.

11-13 мая 1929 года состоялись очередные выборы в Рийгикогу (4 созыв). Социалистическая рабочая партия победила на выборах, получив 24,1% голосов (25 мест). За ним следуют партия аграриев - 23,1% (24 места), Объединение новопоселенцев, арендаторов и мелких земледельцев - 13,7% (14 мест) и Трудовая партия Эстонии - 10,2% (10 мест). Явка составила 69,3% [10]. Как и на предыдущих выборах, всего в Рийгикогу прошло 10 партий.

Выборы в пятый созыв Рийгикогу прошли с 21 по 23 мая 1932 года. Объединение новопоселенцев, арендаторов и мелких земледельцев и партия аграриев объединились в Объединенную фермерскую партию - они победили на выборах, набрав 39,8% голосов и получив 42 места. Трудовая партия, эстонская народная партия и христианская народная партия объединились в Национально-центристскую партию и получили 22,1% голосов (23 места). Социалистическая рабочая партия Эстонии получила 21% голосов (22 места). Также прошли еще три небольшие партии. Явка составила 67,1% [10]. Таким образом, выборы в пятый Рийгикогу, как и выборы в третий и четвертый Рийгикогу, прошли в стандартном порядке и в соответствии с избирательным законом 1926 года.

В ходе работы пятого созыва Рийгикогу была принята новая Конституция. 24 января 1934 года измененная Конституция вступила в силу. Данная Конституция существенно изменила государственный строй Эстонии. Следует подробно изучить Конституцию 1934 года, чтобы выделить изменения в избирательном праве. Статья 29 новой Конституции гласила: «Народ осуществляет государственную власть: 1) всенародным голосованием; 2) инициируя народ; 3) избирая Рийгикогу; 4) избирая государственного старейшину [авт. - главу государства]» [4]. Таким образом, предполагалось введение института всеобщих выборов главы государства, о чем говорилось и в статье 58: «Глава государства избирается народом всеобщим, единым, прямым и тайным голосованием сроком на пять лет» [4]. Статья 36 гласит: «Пятьдесят членов Рийгикогу избираются всеобщим, единым, прямым и тайным голосованием на основе принципов соразмерности, но таким образом, чтобы избиратель имел возможность избирать отдельных лиц» [4]. Таким образом, предполагалось уменьшение количества членов парламента в два раза, а также введение возможности голосовать не за списки кандидатов, а за отдельных лиц. Также Глава государства, избранный на пять лет, имел право распустить Рийгикогу, наложить вето на принятые Рийгикогу постановления и издавать законы в виде указа [10]. Эстонские историки пишут, что «В действительности новая Конституция в значительной степени не была выполнена, и не было выборов в Рийгикогу с наполовину сокращенным составом» [10]. Также, 27 февраля 1934 года глава государства К. Пятс представил Рийгикогу Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о военной службе, который запрещает военнослужащим участвовать в политических объединениях, осуществлять политическую агитацию и баллотироваться на выборах в Рийгикогу или самоуправления. А 2 октября 1934 года Рийгикогу был окончательно распущен [10]. Таким образом, Эстония стала президентской республикой, где прекратилось влияние демократически избранного законодательного органа.

Итак, в соответствии с новой Конституцией необходимо было провести выборы главы государства. Данные выборы планировались, однако из-за угрозы государственного переворота К. Пятс ввел в стране военное положение, которое запрещало любую политическую активность [7, с. 136]. Таким образом, ни парламентских, ни президентских выборов в 1934 году проведено не было.

Избирательная активность возобновилась лишь в 1936-1937 годах, когда К. Пятс назначил выборы в переходный аналог парламента - Национальную ассамблею (эст. Какутко^и). Депутаты нижней палаты избиралась на народном голосовании, а депутаты верхней палаты выдвигались от различных государственных структур или назначались главой государства [10]. Для проведения этих выборов было изменено избирательное законодательство. Согласно Закону об образовании Национальной ассамблеи, Эстония была разделена на 80 независимых избирательных округов для выборов в нижнюю палату Национальной ассамблеи, и от каждого избирательного округа избирался один кандидат. То есть пропорциональная избирательная система была заменена на одномандатную. Кандидат должен был быть не младше 25 лет, иметь право голоса и предоставить не менее 100 подписей в его поддержку. Если в избирательном округе был выдвинут только 1 кандидат, голосование не проводилось, и кандидат объявлялся избранным. Поскольку деятельность всех партий была приостановлена, к участию в выборах преимущественно допускались кандидаты, одобренные проправительственным политическим объединением - Патриотической лигой [11]. 12-14 декабря 1936 года состоялись выборы в нижнюю палату Национальной ассамблеи. Эстонские историки пишут, что «оппозиция призывала к бойкоту выборов, поскольку правительство не предоставляло никаких политических прав кандидатам от оппозиции» [10]. Выборы не были проведены в 50 округах, так как оппозиция не выдвинула ни одного кандидата, вследствие чего 50 проправительственных депутатов автоматически победили. В остальных 30 районах явка избирателей была низкой, например, 30% в Таллинне и 38% в Тарту. Явка на выборах

составила 57,8%. Всего было избрано 80 депутатов, среди которых подавляющее большинство было из Патриотической лиги [12, с. 122]. Таким образом, К. Пятс разрешил провести выборы в переходный аналог парламента, однако они не были демократическими из-за запрета на деятельность политических партий, в том числе оппозиционных.

В 1937 году Национальной ассамблеей была разработана новая Конституция, которая вводила должность Президента, а также порядок его избрания: Президент должен был избираться голосованием обеих палат парламента (Рийгикогу). Было предусмотрено проведение всеобщего голосования по одномандатным округам для избрания нижней палаты Рийгикогу - Палаты депутатов [12, с. 121]. Для кандидатов в 2,5 раза повышался денежный залог и требовалось в 1,5 раза больше подписей, чем на последних выборах [10]. Также повышался возраст получения избирательного права - в соответствии с новой Конституцией, голосовать разрешалось гражданам, достигшим 23 лет, а также требовалось, чтобы гражданин обладал эстонским гражданством не один год, как требовалось ранее, а минимум три года [12, с. 121].

В соответствии с новой Конституцией, 24-25 февраля 1938 года прошли выборы в нижнюю палату Рийгикогу. Военное положение, продолжавшееся с 1934 года, не было отменено, поэтому запрет на деятельность политических партий продолжался. Было избрано 80 кандидатов, из которых 46 были из проправительственного политического объединения «Национальный фронт за реализацию Конституции». Кандидаты от этого объединения получили суммарно 57,4% голосов. Явка составила 71% [10]. Таким образом, данные выборы так же были недемократическими из-за продолжавшегося военного положения и ограничения прав оппозиционных политиков.

Последние выборы в первой Эстонской Республике прошли так же в 1938 году. Президентские выборы состоялись 24 апреля 1938 года, на которых

Рийгикогу переизбрал К. Пятса [10]. В 1940 году заканчивается история первой Эстонской Республики, так как она вошла в состав СССР.

Эстонский институт выборов в первой Республике имел ряд особенностей. Представляется целесообразным выделить их.

Следует отметить регулярность местных (муниципальных) выборов, которые проходили в первой Эстонской Республике. Так, местные выборы проводились в 1919, 1921, 1923, 1927, 1930 и в 1934 годах [1].

Большое влияние на выборы в течение всей истории первой Эстонской Республики оказывало положение обороны или военное положение, которое действовало в начале и конце данного исторического периода. Так как первые выборы и становление независимости проходили в военное время, то предпринимались меры по запрету коммунистической партии, а также в избирательных законах большое внимание уделялось избирательному праву военных - в Конституциях и избирательном законе отдельно прописывался порядок голосования для военнослужащих. В свою очередь, начиная с 1934 года действовало военное положение, которое запрещало деятельность политических партий. В том же году было запрещено участие военнослужащих в политической агитации, а также их участие в выборах. То есть, различные обстоятельства, произошедшие в течение внушительной части данного исторического периода, иногда не позволяли проводить абсолютно демократические выборы.

Хочется уделить внимание праву народа на защиту национальных меньшинств, которое выражалось и в избирательном праве. Так, на выборах с 1918 по 1932 годы участие принимала партия, защищающая интересы русского населения. Она называлась по-разному: Демократический союз русских граждан (1918 год), Русский национальный союз в Эстонии (1920 год - 1 место в Рийгикогу), Объединенная русская партия (1923 год - 4 места), Объединенная партия русских (1926 год - 3 места), Русский национальный союз (1929 год - 2 места, 1932 год - 5 мест) [8] [10] [12, с. 109]. Также в разные годы участие в

парламентских выборах принимали Германо-шведский избирательный блок, Германская балтийская партия, Группа Сету-Ингрия, Еврейское национальное меньшинство.

Таким образом, за 20 лет независимости Эстония обрела опыт проведения демократических и недемократических выборов, а также пережила несколько трансформаций избирательного права. Общая тенденция заключалась в том, чтобы создать полностью демократический институт выборов, однако этого сделать не удалось из-за угроз национальной безопасности или из-за возможного нарушения государственного порядка. Также эстонские власти стремились к абсолютному соблюдению законов, а принципы избирательного права были изложены в разных версиях конституций, и наиболее четко они были расписаны в избирательном законе 1926 года. Прежде всего, институт выборов регламентировал выборы в эстонский парламент - Рийгикогу, а также выборы органов местного самоуправления. Полученный исторический опыт лег в основу современного эстонского избирательного права, в котором предполагается, что парламент Рийгикогу так же должен избираться в соответствии с демократическими принципами.

Список литературы:

1. Архив прошедших выборов // Valimised : офиц. сайт. - 2019. [Электронный ресурс] // URL: https://www.valimised.ee/ru/arkhiv-proshedshikh-vyborov (дата обращения 25.11.2022).

2. Грязин И. Н., Руус, М. П. Юридическая дата рождения Эстонской, демократической республики (теоретическая постановка проблемы) / И. Н. Грязин, М. П. Руус // Теоретические проблемы истории права: Труды по правоведению II / Тартуский государственный университет. - Тарту, 1989. -Вып. 847. - С. 112-123.

3. Дурденевский, В. Н. Послевоенные конституции Запада / В. Н. Дурденевский ; Ин-т совет. права. - Л. : Гос. изд-во, 1924. Вып. 1 : Соединенные

вопросы российской юстиции выпуск № 22

Штаты. Ирландия. Польша. Литва. Латвия. Эстония. Финляндия. - 1924. - 135 с.

4. Закон о внесении изменений в Конституцию Эстонской Республики, инициированный народом и принятый народом всенародным голосованием 14, 15 и 16 октября 1933 года // Государственный вестник (Riigi Teataja). - №86. -1933. - 28 окт. - С. 989-996.

5. Закон о выборах в Рийгикогу, о народном голосовании и народной инициативе // Государственный вестник (Riigi Teataja). - №16. - 1926. - 26 фев. - С. 141-152.

6. Карьяхярм, Т. Поворотные моменты истории Эстонии : Сборник документов и материалов для гимназий / Т. Карьяхярм, А. Адамсон. - Таллинн : Арго, 2008. - 408 с. - ISBN 978-9949-438-32-7.

7. Лаар, М. Очерки истории эстонского народа / М. Лаар, Х. Валк, Л. Вахтре. - Таллинн : Купар, 1992. - 243 с. - ISBN: МИВ 198/БН2-02122016/26.

8. II Riigikogu valimised: 5.-7. mail 1923 / Riigi Statistika Keskbüroo. -Tallinn : Tallinna Eesti Kirjastus-Ühisus, 1923. - 77 с.

9. III Riigikogu valimised : 15.-17. mail 1926 / Riigi Statistika Keskbüroo. -Tallinn : Tallinna Eesti Kirjastus-Ühisus, 1927. - 48 с.

10. History of the Riigikogu // Riigikogu : офиц. сайт. - 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://www.riigikogu.ee/en/introduction-and-history/history-riigikogu/ (дата обращения 01.12.2022).

11. Nohlen D. Elections in Europe: A data handbook / D. Nohlen, P. Stöver. -Baden-Baden : Nomos, 2010. - 2070 с.

12. Toivo U. Raun. Estonia and the Estonians / Toivo U. Raun. - Stanford : Hoover Press, 2001. - 313 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.