Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита прав человека / права человека / правозащитный институт / Уполномоченный по правам человека / омбудсмен / human rights protection / human rights / human rights institution / Commissioner for Human Rights / Ombudsman

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.С. Позмогов

В данной статье рассматривается роль института Уполномоченного по правам человека в РФ на современном этапе. В последние годы важность рассматриваемого института значительно возросла, в связи с многочисленными нарушениями в сфере защиты личных неотчуждаемых прав, таких как право на жизнь, безопасность, охрану здоровья, а также потребительские, культурные, экономические права. Также пагубно влияет и отсутствие должной реакции государства. Все это снижает доверие к демократическим институтам. Произошедшие в последние годы мировые события, такие как пандемия, экономический кризис, геополитические конфликты, обусловили важность развития института Уполномоченного по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

This article examines the role of the institution of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation at the present stage. In recent years, the importance of the institution under consideration has increased significantly, due to numerous violations in the field of protection of personal inalienable rights, such as the right to life, safety, health protection, as well as consumer, cultural, and economic rights. The lack of a proper reaction of the state is also detrimental. All this reduces the credibility of democratic institutions. The world events that have taken place in recent years, such as the pandemic, the economic crisis, and geopolitical conflicts, have determined the importance of developing the institution of the Commissioner for Human Rights.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.С. Позмогов, магистрант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-1-175-178

Аннотация. В данной статье рассматривается роль института Уполномоченного по правам человека в РФ на современном этапе. В последние годы важность рассматриваемого института значительно возросла, в связи с многочисленными нарушениями в сфере защиты личных неотчуждаемых прав, таких как право на жизнь, безопасность, охрану здоровья, а также потребительские, культурные, экономические права. Также пагубно влияет и отсутствие должной реакции государства. Все это снижает доверие к демократическим институтам. Произошедшие в последние годы мировые события, такие как пандемия, экономический кризис, геополитические конфликты, обусловили важность развития института Уполномоченного по правам человека.

Ключевые слова: защита прав человека, права человека, правозащитный институт, Уполномоченный по правам человека, омбудсмен.

В последнее время институт Уполномоченного по правам человека приобретает популярность. Проблемы, связанные с ограничением прав и свобод человека, которые, в свою очередь, вызваны пандемией, требует решений методами правовой защиты, которые присущи омбудсмену. Согласно общепринятой позиции, в период пандемии значительно возросла роль рассматриваемого правозащитного института. Целесообразно начать с периода повышения роли омбудсмена.

В 2020 году образовалась неоднозначная ситуация в области защиты личных прав и свобод граждан не только в Российской Федерации, но и в мире. В начале пандемии, имело место большое количество мер, связанных с ограничением отдельных прав и свобод в условиях противодействия новой коронавирусной инфекции. Данная проблема стала главной темой для обсуждения в международных правозащитных организациях. В рамках защиты личных данных граждан, и обеспечения принципа неприкосновенности частной жизни, Организация Объединённых Наций, совместно с другими правоохранными организациями выступили с совместным заявлением с целью поддержать использование технологий, цифровизацию данных в рамках борьбы с СОУГО-19, при

этом, призвали обеспечивать уважение права граждан на неприкосновенность частной жизни и другим незыблемым правам человека [5].

Однако данный вопрос действительно обладает дискуссионным характером, так, с одной стороны присутствует ограничение права на личную свободу, свободу выбора, с другой стороны, таким образом, государство обеспечивает права граждан на жизнь и здоровье.

Среди наиболее значимых нарушений следует отметить нарушение трудовых прав, так некоторые работодатели принуждали выходить на работу во время самоизоляции, другие заставляли брать отпуск за свой счет. Нарушались права в области здравоохранения, граждане не могли получить положенную медицинскую помощь в связи с дефицитом лекарств, огромной нагрузкой на медицинский персонал, нехваткой средств защиты. Кроме того, большое количество людей из-за закрытых границ были не в состоянии вернуться на родину. В результате пандемии появились проблемы в экономической сфере. Предприятия обанкротились. Из-за этого появилась невыплата зарплат, вследствие отсутствия зарплат невозможно было стабильно выплачивать алименты. Так как государство несло убытки, снизилась

поддержка неполных семей. Экологическое благополучие оказалось под угрозой. В таких условиях аппарат Уполномоченного претерпевал изменения.

В данном случае, без должного регулирования обойтись не представлялось возможным. Так, в значительной степени повысилась популярность института Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный по правам человека в РФ -Т.Н. Москалькова, в ежегодном докладе обозначила важность создания и совершенствования механизмов защиты прав человека и гражданина в условиях пандемии. Пандемия, с первых дней, послужила дестабилизации общества, вероятно, не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Уполномоченный по правам человека в РФ отмечает, что появилась «острая востребованность в помощи института государственной правовой защиты» [3].

В 2020 году была организована горячая линия, с целью принятия обращений от граждан, и по приведенной статистике, сотрудникам Аппарата уполномоченного по правам человека «удалось оказать содействие в защите прав по 1701 обращению 6492 гражданам». В докладе указывается на то, что некоторые нормативные акты не могли эффективно применяться в установившейся действительности, в этой связи важно отметить Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2].

Должность уполномоченного по правам человека закреплена Конституцией России, но более подробно полномочия и правовой статус расписаны в федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», который был принят 25 декабря 1996 г. Государственной Думой РФ [1].

Уполномоченный обладает большим количеством полномочий, а именно в сфере его независимости. Такие полномочия дарованы ему, в связи с важностью его деятельности. Независимость позволяет минимизировать влияние на решения Уполномоченного со стороны иных государственных органов или должностных лиц.

Также это позволяет увеличить время, в которое Уполномоченный отстаивает права и свободы человека и гражданина, в связи с отсутствием докладов каким-либо государственным органам, за исключением Государственной Думы. Но в Государственную Думу Уполномоченный по правам человека делает доклад лишь раз в год, что позволяет ему отвлекаться от защиты прав людей на малое время [6, с. 72].

Информирование Президента РФ, высших органов власти это далеко не единственная цель докладов Уполномоченного по правам человека. Также он предлагает свои идеи в области совершенствования законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Стоит отметить, особый вклад в развитие институт омбудсмена Т.Н. Москальковой, активное взаимодействие с международными организациями, диалог с вражеской стороной в ходе украинского конфликта, демонстрация инициативы, активное оказание помощи в защите прав и свобод, в значительной мере повышает доверие граждан и укрепляет механизмы защиты прав и свобод человека.

В деятельности омбудсмена в России есть свои недостатки. Один из них заключается в том, что решение Уполномоченного по правам человека не является обязательным, а скорее носит рекомендательный характер. Но можно сказать, что такие рекомендации распространяются и на органы государственной власти, для которых составляется доклад. Со стороны Государственной Думы не регламентировано обязательное вынесение постановления по итогам заслушивания доклада. Если бы доклады и решения Уполномоченного имели юридическую силу, то это могло бы позволить уменьшить пробелы и коллизии в законодательстве в сфере защиты прав и свобод человека.

Проблемы также имеются в регламентации аппарата Уполномоченного по правам человека [7, с. 44]. ФКЗ в главе 3 закрепляет компетенции Уполномоченного по правам человека, однако в нормах данной главы отражаются лишь разрозненные полномочия омбудсмена. Более эффективным видится закрепление статьи с закреп-

ленным перечнем полномочий Уполномоченного по правам человека.

При рассмотрении жалобы, таким образом, можно сделать вывод, что Уполномоченный по правам человека имеет большой спектр средств, необходимых ему для получения нужной информации по защите прав и свобод человека и гражданина. По результатам рассмотрения жалобы, Уполномоченный по правам человека самостоятельно не может вынести решение о том, что были нарушены права человека, а только подает заявление на рассмотрение данного дела в уполномоченные органы. Такой процесс может негативно сказаться на времени восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Также следует указать, что важным направлением развития правозащитного института можно назвать более широкое использование потенциала гражданского общества в обеспечении прав граждан.

В 2021-2022 году институтом федерального омбудсмена предприняты шаги в этом направлении [4]. Впервые был создан Молодежный совет при Уполномоченном, который, с одной стороны, позволил привлечь талантливых молодых людей к осуществлению правозащитной деятельности, с другой - является каналом связи Уполномоченного с молодым поколением. Кроме того, стоит отметить деятельность омбудсмена и его аппарата, в направлении развития гражданского общества.

Повысилась роль Экспертного совета при Уполномоченном - в течение 2021 года на его площадках проведено 13 заседаний с участием представителей гражданского общества, в ходе которых обсуждался широкий спектр проблем правозащитной повестки. Все указанные мероприятия позволят повысить роль данного правозащитного института, и укрепить позицию гражданского общества в целом.

Стоит отметить деятельность омбудсмена в области правозащиты граждан в 2022-2023 году. В тяжелое для общества время роль Уполномоченного растет. Как отмечено в Докладе за 2022 год, в деятельности омбудсмен появилось три важнейших направления работы: помощь беженцам, гражданам приграничных терри-

торий; помощь военнослужащим, права которых были нарушены; помощь гражданам в вопросах частичной мобилизации [4].

На сегодняшний день, стоит учитывать и довольно напряженную обстановку, как внутреннюю, так и внешнеполитическую, что, безусловно, оказывает влияние на деятельность Уполномоченного по правам человека. Можно полагать, что именно колоссальная нагрузка значительно снижает эффективность деятельности рассматриваемого института. Возможно, увеличение количества Уполномоченных по правам человека положительно скажется на эффективности, но тогда уполномоченным органам придется проводить более тщательный отбор кандидатов для того, чтобы каждый из Уполномоченных был настоящим профессионалом в области защиты прав и свобод.

Таким образом, Уполномоченный по правам человека осуществляет деятельность по правам человека открыто и подотчетно. Ежегодные доклады Уполномоченного позволяют отразить результаты деятельности, а также выявить проблемы в области защиты прав человека. Можно полагать, что эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека можно увеличить, закрыв пробелы в законодательстве об Уполномоченном, и придавая большее значение результатам его деятельности. Наиболее важной проблемой является то, что решения омбудсмена носят лишь рекомендательный характер, что значительно снижает эффективность деятельности данного правозащитного института.

В заключение стоит сделать вывод о том, что в рамках своей деятельности омбудсмен осуществляет защиту прав и свобод граждан путем принятия к рассмотрению жалоб на нарушение прав. ФКЗ закрепляет основные компетенции омбудсмена при рассмотрении жалоб, и осуществлении профессиональной деятельности в целом. Кроме того, Уполномоченный по правам человека обязан руководствоваться основными конституционными принципами.

Библиографический список

1. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ // Российская газета. № 43-44. 04.03.1997.

2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Российская газета. № 95. 05.05.2006.

3. Доклад Уполномоченного по правам человека за 2020 год. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020.

4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год / Официальный сайт Государственной Думы РФ. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://duma.gov.ru/.

5. Совместное заявление о защите данных и неприкосновенности частной жизни в условиях борьбы с COVID-19. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/coronavirus/joint-statement-data-protection-and-privacy-covid-19-response.

6. Идрисова Ч.С., Деникаева С.Э. Проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021.

- №4. - С. 67-74.

7. Шамрин М.Ю. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ / М.Ю. Шамрин, Е.В. Мигачева // Актуальные проблемы российского права. - 2022. -№1 (134). - С. 41-48.

INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

V.S. Pozmogov, Graduate Student

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. This article examines the role of the institution of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation at the present stage. In recent years, the importance of the institution under consideration has increased significantly, due to numerous violations in the field of protection of personal inalienable rights, such as the right to life, safety, health protection, as well as consumer, cultural, and economic rights. The lack of a proper reaction of the state is also detrimental. All this reduces the credibility of democratic institutions. The world events that have taken place in recent years, such as the pandemic, the economic crisis, and geopolitical conflicts, have determined the importance of developing the institution of the Commissioner for Human Rights.

Keywords: human rights protection; human rights; human rights institution; Commissioner for Human Rights; Ombudsman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.