Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ УХАЖИВАНИЯ В ЦИКЛЕ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ-АККИНЦЕВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX века)'

ИНСТИТУТ УХАЖИВАНИЯ В ЦИКЛЕ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ-АККИНЦЕВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
762
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ухаживание / предсвадебная обрядность / Чеченцы-аккинцы / caring / prewedding ceremony / Chechens-akkins

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яхаджиева Аминат Хасановна

Освещается с использованием полевого этнографического материала одна из малоисследованных проблем институт ухаживания у чеченцев-аккинцев, важный момент предсвадебной обрядности данного этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The offered article is devoted to one of little researched problems institute of caring at Chechens-akkins. The given custom was one of the important points of prewedding ceremonialism of the given ethnos. The article is written, basically, on a field ethnographic material of the author.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ УХАЖИВАНИЯ В ЦИКЛЕ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ-АККИНЦЕВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX века)»

УДК 392.51

ИНСТИТУТ УХАЖИВАНИЯ В ЦИКЛЕ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ-АККИНЦЕВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX века)

© 2009 г. А.Х. Яхаджиева

Средняя общеобразовательная школа, Secondary School,

ул. Гагарина, 7, с. Солнечное, Gagarin St., 7, Solnechnoe,

Хасавюртовский район, Дагестан, 368019 Hasavyurtovskiy raion, Dagestan, 368019

Освещается с использованием полевого этнографического материала одна из малоисследованных проблем — институт ухаживания у чеченцев-аккинцев, важный момент предсвадебной обрядности данного этноса.

Ключевые слова: ухаживание, предсвадебная обрядность, чеченцы-аккинцы.

The offered article is devoted to one of little researched problems — institute of caring at Chechens-akkins. The given custom was one of the important points ofprewedding ceremonialism of the given ethnos. The article is written, basically, on a field ethnographic material of the author

Keywords: caring, prewedding ceremony, Chechens-akkins.

Предлагаемая статья посвящена описанию наиболее интересного обычая предсвадебного цикла чечен-цев-акинцев - обычая ухаживания. Нами ставится задача выявить этноспецифические особенности традиций ухаживания, которые не имели аналогии у соседних народов Северного Кавказа и Дагестана. Хотя специальное исследование по традиционной семье и семейной обрядности у чеченцев в целом и чеченцев-аккинцев в частности отсутствует, отдельным аспектам этой проблемы посвящены некоторые работы. Сведения, приводимые в них, весьма ценны, хотя и фрагментарны [1]. А подлинно широкое и разностороннее развитие этнографическая наука на Северном Кавказе получила лишь в 1960-х гг., и именно с этого времени значительно возрос интерес и к этнографии чеченского народа, к их общественному и семейному быту, народным обычаям [2].

По своей структуре свадьба чеченцев-аккинцев, как у всех народов Кавказа, распадается на предсвадебный цикл (знакомство, ухаживание, сватовство, предварительный сговор, помолвка, доставка невесте подарков от жениха и т. д.), собственно свадьбу («ловзар») и по-слесвадебные ритуалы. Нами рассматривается «институт ухаживания», который имел немаловажное значение в цикле предсвадебных обрядов. В основу «ухаживания» ложились общепринятые права и нормативы в данном обществе в определенное время, призванные содействовать или воспрепятствовать молодым в их знакомстве, в дальнейшем общении и, главное, в выборе девушкой будущего супруга, а парнем - будущей супруги. Именно этот отрезок досвадебного цикла, который совмещал знакомство и ухаживание, можно условно назвать «институтом ухаживания».

Предбрачный ритуал - один из самых сложных комплексов бытовой культуры любого народа. Он состоит из древнейших магических представлений и связанных с ними обрядовых действий, которые подвергались трансформации и переосмыслению, в результате которого усиливалась их эстетическая направленность.

Предсвадебная обрядность чеченцев и чеченцев-аккинцев специфична именно благодаря институту

ухаживания, так как этот момент предсвадебного ритуала не имеет аналогии даже у соседнего ингушского народа [3, с. 38]. В отличие от ритуального предбрач-ного ухаживания юноши за девушкой у чеченцев-аккинцев, у ингушей оно не носило обязательного характера [4, с. 48] и это в то время, когда чеченка-аккинка имела возможность выбирать себе парня самостоятельно.

Вернее, как отмечают специалисты, «если известное выражение, что культура народа определяется его отношением к женщине, принять за аксиому, то очевидно, что уровень демократичности ее, надо полагать, определяется возможностями, санкционируемыми обществом для выбора девушкой будущего супруга. Все-таки в основе семейного счастья лежит проверенное временем взаимное чувство молодых. Это понимали чеченцы и стремились, насколько это возможно, оттеснить родителей от навязывания ими своего желания в решении брачного вопроса» [3 с. 40], что относится и к чеченцам-аккинцам.

По традиции чеченцев-аккинцев девушке с 15-летнего возраста разрешалось посещать места развлечений, где собиралась молодежь, но на вечеринках «синкъерам», проводимых в честь какой-нибудь гостьи или гостя, свадьбах «ловзар» она занимала еще места сзади «настоящих» невест. Девушка должна была пройти после 15-летия период девичества (2-3 года) и освоить в совершенстве все тонкости института ухаживания; она должна была освоить «науку» «догдаха» (букв.: вырывать сердце), «сакъера» (букв.: душу поджигать), которая имела немаловажное значение в период выбора будущего супруга [3, с. 42].

Знакомились молодые, помимо вечеринок и свадеб, на торжествах, устраиваемых после завершения сельскохозяйственных работ «жог1а» (белхи) в чьем-нибудь доме, куда девушки собирались по приглашению хозяйки дома для оказания ей помощи в работе, но чаще знакомились во время встречи у родника. Девушки шли к роднику группами, иногда взрослую девушку сопровождали сестра или младший брат. Шли к роднику одевшись привлекательно, нарядно с большими кувшинами «турха» [5, л. 8].

Парни приезжали верхом на коне увидеть любимую девушку или познакомиться. Одним из вариантов знакомства был следующий: юноша, встретив знакомую девушку, идущую к роднику за водой, спешивался с коня и после расспросов о благополучии -(«маршалла хаттар») мог попросить воды напиться или попросить ее постирать носовой платок. Если девушка была согласна принимать его ухаживание, возвращала платок через определенное время, приложив к нему (платку) второй, вышитый собственноручно. Если девушка была против, то отказывала юноше в его просьбе [6, л. 10]. Вернее, поскольку инициатива исходила от мужчины, девушка могла принять его любовь или ее отклонить, стремясь это сделать тактично.

Поводом для встреч у многих народов было хождение девушек за водой, где их поджидали парни. Этот момент у народов Дагестана отмечает С.Ш. Гад-жиева: «Одним из наиболее популярных мест, где молодые люди могли встречаться друг с другом, были водные источники. Утром и вечером, в одиночку или группами, девушки, нарядно одетые, шли с кувшинами по воду. В эти же часы на пути к роднику или у родника сходились молодые парни. Девушки проходили мимо них молча, стараясь лишь незаметно взглянуть на них, особенно, если среди них были их избранники. По этим взглядам юноши легко определяли, как к ним относятся. Иногда молодые люди обменивались несколькими фразами. Чтобы найти повод поговорить с девушкой, юноша мог остановить ее и попросить напиться. Обычай требовал, чтобы разговор начал парень. Бывало и так, что девушек встречали не те, кого бы им хотелось видеть, а пожелавшие пошутить с девушками» [7, с. 155].

В основном знакомилась молодежь на вечеринках «синкъеран»; иногда выразить желание познакомиться юноша мог и отправив на кончике стрелы цветок [5, л. 8]. Зная символику «послания», девушка, если согласна, принимала цветок и возвращала стрелу. Молодой человек выражал свое желание познакомиться, посадив дерево рядом с домом родителей понравившейся девушки или оставляя у ворот румяное яблоко, грушу или гроздь винограда [8, л. 14]. Эти знаки внимания, имевшие место в традиционной предсвадебной обрядности чеченцев-аккинцев, соблюдались молодыми людьми в момент ухаживания за девушками.

Знакомство и ухаживание в рассматриваемый период проходило несколько «ступеней» или моментов в процессе совершенствования.

Раскрывая этнические формы взаимоотношений юношей и девушек, С.-М.А. Хасиев отмечает «ступени», которые необходимо было учесть в период знакомства и ухаживания: а) хьешан ц1арах дош далар (от девушки), даккхар (молодого человека), (доел.: от имени гостя (ради гостя) дать слово). Молодой человек просил дать ему слово и девушка давала его; б) юрта-хочу ц1арах дош далар (девушка), дакхар (молодой человек) (доел.: дать слово (обязательство), посчитав парня односельчанином), молодой человек просил дать слово (обязательство) от имени односельчанина;

в) хан йиллар (доел.: назначить время), т.е. определить срок выхода замуж [3, с. 42]. Именно эти моменты предсвадебной обрядности чеченцев-аккинцев представляют наибольший интерес в формах взаимоотношений юношей и девушек, в которых была как бы «зашифрована» глубокая нравственная информация. Немаловажное значение в формировании определенных взаимоотношений имел и нравственный идеал, который находил свое отражение в прекрасном. Разумеется, идеалом для молодых служил всесторонне развитый человек прекрасный и душой и телом, а нравственным идеалом считалось единство этического и эстетического идеалов, так как форма и содержание неразрывно связаны между собой. Содержанием является внутренняя красота человека, которая всегда была главнее и важнее внешней.

Из всего сказанного следует отметить, что свадебная обрядность, вернее предсвадебная, чеченцев-аккинцев отличается особенностью, которая заключается в институте ухаживания и носит официальный оттенок. Институт ухаживания представлял собой целый комплекс предсвадебной обрядности, различающийся по своему составу. Например, парень имел право официально ухаживать за определенной понравившейся девушкой только после публичного обращения к ней во время вечеринки (считает ли она возможным принимать ухаживание такого-то «хьешан ц1арах сакъерар т1елоций ахьа») [3, с. 44]. Здесь же необходимо отметить, что за одной девушкой могли одновременно ухаживать несколько парней, то же самое и по отношению к парню он мог одновременно ухаживать за несколькими девушками [8, л. 22]. Дело в том, что по традиции хозяева, где гостили девушка или парень, устроив в ее или его честь вечеринку «синкъерам», приглашали молодежь, где гостье или гостю представляли местного парня или девушку, якобы для развлечения гостьи или гостя [8, л. 16]. Это явление считалось общепринятым правилом, и девушка обязана была принимать ухаживания местного парня из этических соображений, хотя у нее был уже на месте проживания свой парень, с которым отношения были на более высокой ступени. Если парень с вечеринки намеревался дальше продолжить отношения с определенной девушкой, то он должен был просить эту же девушку от имени односельчан принимать ухаживания («юьртахочу ц1арах сакъеран дош далар»). Видимо, ко второму моменту процедуры обращались в случае серьезных намерений, т.е. здесь круг ухаживающих суживался [5, л. 15]. А когда ухаживания доходили до завершающей ступени «хан ийлар» (доел.: назначить время выхода девушки), вопрос также решался на вечеринке. На данной ступени завершался окончательный выбор, где предпочтение давалось одному из многих ухажеров, а именно тому, кто прошел все ступени ухаживания и за это время отличился своей воспитанностью, галантностью и т.д. [6, л. 28].

В заключение необходимо отметить, что знакомство и ухаживание являются первым этапом свадебного обряда данного этноса.

В среде народа зарождались и формировались социальные институты, способствовавшие общению юношей и девушек. Со временем институты менялись, но сохранялись формы, характерные для данного этноса, вырабатывались этикетные обрядовые знаки, символизирующие знакомство и выражение искренних чувств, являясь первой ступенью на пути к самостоятельной жизни, в то же время знакомство и ухаживание выполняли роль перекидного мостика с юношеской жизни во взрослую, мостика, на котором происходила апробация знания этикета в облике девушки и юноши. В какой бы форме не происходили знакомство и ухаживание, главным было то, что человек, воспитанный согласно нравственной философии народа, всегда будет чувствовать такт и меру во взаимоотношении, в ходе знакомства и дальнейшего его поддержания.

Знакомство и ухаживание в историческом прошлом и те формы, в какие облекались взаимоотношения юношей и девушек, обряды и ритуалы, имевшие место, были связаны и с определенными обстоятельствами и сохранялись на протяжении долгого времени, именно потому как в них была необходимость. Скромность, сдержанность, степенность благородство - основные добродетели аккинского этикета, которые удерживаются и в наше время. Силу жизни имеют те формы взаимоотношений, которые способствуют созданию гармоничных взаимоотношений. Изменились условия жизни, обстоятельства, некоторые обрядовые и этикетные знаки трансформировались, но неизменными требованиями, имевшими силу в прошлом и сохраняющие силу в настоящем, являются нормы нравственности, на основе которых должны строиться взаимоотношения людей.

Литература

1. Иванов И. Чечня // Москвитянин. 1851. № 3. С. 4; Бер-же А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1959; Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. 3; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883. Вып. 3; Акимов В.Н. Свадебный обычай и обряды чеченцев и ингушей // СМЭ. М., 1888. Вып. 3.

2. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967). М., 1968; Её же. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС. М., 1976. Вып. 6; Хасиев С.-МА. О некоторых древних чеченских оберегах (К вопросу о пережитках первобытных культов вайнахов) // Археолого-этнографический сб. Грозный, 1969. № 3.

3. См.: Хасиев С.-М.А. Институт ухаживания у чеченцев. (По материалам 2-й половины XIX - начала XX века) // Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Грозный, 1982.

4. См.: Кудусова Ф.И. Досвадебные обряды ингушей в дореволюционном прошлом // Там же. С. 48.

5. Полевой материал автора. Информатор: Мажидова И., г. Хасавюрт.

6. Полевой материал. Информатор: Бетербиева А., г. Хасавюрт.

7. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М., 1985. С. 155.

8. Полевой материал автора. Информатор: Яхаджиева Х.С., с. Солнечное, Хасавюртовский район.

Поступила в редакцию 14 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.