Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ СУВЕРЕНИТЕТА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ'

ИНСТИТУТ СУВЕРЕНИТЕТА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курилкина Ольга Александровна

В настоящем исследовании автором предпринята попытка исследования дефиниций народного и государственного суверенитета. Вопросы суверенитета являются предметом большинства исследований политико-правового характера, начиная с древности и до сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курилкина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF SOVEREIGNTY: THEORETICAL AND PRACTICAL UNDERSTANDING

In this research paper the author attempts to study the definitions of national and state sovereignty. The issues of the sovereignty are the subject in the majority of political and legal studies from antiquity to the present day.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ СУВЕРЕНИТЕТА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ»

УДК 342 ББК 67.400

Курилкина Ольга Александровна Kurilkina Olga Alexandrovna

доцент кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.

Associate Professor, the Department of Theory of State and Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru

ИНСТИТУТ СУВЕРЕНИТЕТА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Institute of sovereignty: theoretical and practical understanding

В настоящем исследовании автором предпринята попытка исследования дефиниций народного и государственного суверенитета. Вопросы суверенитета являются предметом большинства исследований политико-правового характера, начиная с древности и до сегодняшнего дня.

Ключевые слова: народный суверенитет, государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, личность, политико-правовая жизнь, конституция.

Исследуя институт суверенитета, необходимо напомнить, что начиная с ХУП-ХУШ вв. было принято большое количество актов конституционного значения в Голландии (1579 г.), Англии (законодательство Английской революции 1640-1660 гг., Билль о правах 1689 г. Акт об устроении 1701 г. и др.), США (первые «модельные» писаные конституции 1787 г.), Франции (1791 г.). Названные страны стали одними из первых, которые закрепили в своих нормативных правовых актах дефиницию «суверенитет», причем изначально - «народного суверенитета».

Справедливости ради стоит отметить, что вопросы народного суверенитета, а также место и роли социума в политической жизни государства являлись предметом исследования многих видных ученых, среди которых Жан-Жак Руссо, Жан Боден и другие.

Так, например, согласно высказыванию Жана Бодена государственный суверенитет есть верховная власть. А уже в середине XVIII в. Жан-Жак Руссо вводит в научный оборот понятие «народный суверенитет». В 1762 г. в работе «Об общественном договоре, или принципы политического права» он понимает су-

In this research paper the author attempts to study the definitions of national and state sovereignty. The issues of the sovereignty are the subject in the majority of political and legal studies from antiquity to the present day.

Keywords:popular sovereignty, state sovereignty, human and civil rights and freedoms, personality, political and legal life, constitution.

веренитет как власть, которая определяется общей волей [1, с. 225-260].

Конечно, важнейшую роль в создании института «народного суверенитета» стала доктрина народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо («Общественный договор», 1762). Суверенитет для него един, и он принадлежит создаваемому в результате общественного договора «условному коллективному целому», «политическому организму», который называется одновременно государством и сувереном [1, с. 14].

В этой связи не лишним будет упомянуть, что единство власти народа означает, что единственным источником любой власти в обществе выступает суверенный свободный народ как совокупность всех его граждан. В государствах, где наблюдается такая ситуация, что власть - это, прежде всего, интегрированная воля всего народа, можно найти большое количество примеров проявления этого факта, например, выборы органов государственной власти, организация и реализация которых становятся возможными только при совпадении суверенной политической воли абсолютного или относительного большинства избирателей соответствующей территории.

При этом в современности принцип народного суверенитета является принципом обязательным и естественным для большинства конституций государств. Исключением не стала и Конституция РФ, которая в ст. 3 провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Кроме того, не лишним будет напомнить, что недавно принятые поправки в Конституцию РФ, во-первых, являются ярким примером проявления единой воли народа, а во-вторых, расширяют конституционно-правовое регулирование института суверенитета, провозглашая защиту своего суверенитета и территориальной целостности [3].

Верховенство воли народа выражается, прежде всего, в том, что народ осуществляет принятие Конституции, а также законов, определяющих и регулирующих весь спектр общественных отношений, будь то отношения по организации и функционированию формы государства, взаимоотношению органов государственного властвования и правовому статусу человека и гражданина, функционированию системы формирующих органов государственной власти и местного самоуправления, или отношения по контролю и надзору их деятельности и др. В этой связи, закономерным выглядит и юридическое верховенство власти народа, которое выражается в верховенстве Конституции (Основного закона) и закона над другими правовыми актами. Законы являются выражением представительной демократии, в то время как все остальные нормативные правовые акты издаются от имени должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

В современном мире значение воли народа в демократических, правовых государствах, каковой является и Российская Федерация, неуклонно растет. В частности в 2020 г. поправки в Конституцию вступили в силу лишь после одобрения их путем народного голосования. О данном положении говорит ст. 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [4]. Другими словами, введением обязательного условия - одобрения народом поправок в Кон-

ституцию РФ в 2020 г., законодатель подчеркнул роль народного волеизъявления в управлении делами государства. При этом данный факт позволил говорить о возникновении новой формы непосредственной демократии, наряду с референдумом и выборами - народном голосовании. Но стоит заметить, что упоминание о двух традиционных формах непосредственной демократии содержится в положениях Конституции РФ (п. 3 ст. 3 Конституции РФ), а новая форма - народное голосование лишь в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. Можно предположить, что подобное положение дел объясняется невозможностью внесения поправок и изменений в некоторые конституционные положения, в частности в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя».

Объективно, что в науке теории государства и права и конституционного права исследование института суверенитета и народного суверенитета, в частности, имеет длительную историю и занимает одно из важнейших мест, тем не менее, однозначного определения указанная категория так и не получила.

Исследователи до сих пор спорят о соотношении дефиниций «суверенитет», «народный суверенитет», «государственный суверенитет». Некоторые авторы выдвигали также идею «национального суверенитета» [5, с. 34]. Так, например, А.И. Лепешкин считал, что институты государственного и национального суверенитетов являются производными от народного суверенитета и являются лишь формами его развития в соответствующих сферах общественной жизни [5, с. 36].

Анализируя указанные сложности, автор соглашается с существующей точкой зрения, что в реальной политической жизни народный суверенитет - скорее абстрактный институт, и вряд ли его можно увидеть, поскольку он формируется и проявляется лишь в процессе активного политического волеизъявления граждан. Рассмотренный пример народного голосования является важнейшим современным проявлением института народного суверенитета.

Подтверждением сказанного можно считать выраженный во многих конституциях демократических стран мира приоритет положений, касающихся правового статуса личности и практики ее участия в политико-правовой

жизни государства, над статьями, регулирующими организацию и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. В Конституции РФ данному вопросу посвящена ст. 2 гл. 2, закрепляющая человека, его права и свободы высшей ценностью государства.

Таким образом, под народным суверенитетом понимается обусловленная общей волей граждан государства верховная власть народа, которая может быть реализована во всех сферах общественной политико-правовой жизни, в соответствии с закрепленными в Конституции и других нормативных правовых актах организационно-правовыми формами.

Причем стоит отметить, что характеристика суверенитета, и государственного, и народного, посредством таких категорий, как независимость и самостоятельность, является традиционной в юридической науке. Так, например, приведем мнение Ж. Бодена, который считал, что государственная власть обладает такими характеристиками, как неподотчетность, постоянство и др. Или немецкий мыслитель Г. Еллинек государственную власть называл независимой и верховной.

Не потерялся интерес к вопросам суверенитета и в XIX - начале XX в. Н.И. Палиенко придерживался мнения схожего с представленными выше высказываниями, характеризуя институт суверенитета как высшую, независимую правовую власть, принадлежащую только государству [6, с. 438]. Продолжая представленную мысль, Г.Ф. Шершеневич писал, что суверенитет есть необходимое свойство государственной власти, выражающее ее независимость извне и верховенство внутри [7, с. 215].

Стоит признать тот факт, что подобное понимание сущности и значения суверенитета соответствовало и мнению советских мыслителей. Тем не менее, стоит признать, что в различные эпохи и в условиях различных государств степень независимости воли народа как государственной власти может быть различной. В настоящее время наиболее распространенным пониманием принципа суверенитета является принцип, который призван отграничить государство от вмешательств иных государств в его внутренние дела.

Анализируя положение государств, причем независимо от исторического периода,

«внутренний» суверенитет - это иерархия государственного властвования внутри государства. А наличие иных политических властей в государстве, как правило, не воспрещается. Но верховенство государственной власти является обязательным условием любого государства.

В свою очередь, «внешний» суверенитет предполагает равноправие и неподчиненность государств друг другу. При этом взаимосвязь с точки зрения международных обязательств нельзя расценивать как зависимость государств одного от другого, а скорее наоборот, необходимо понимать подобные обязательства как элемент равноправия международных субъектов и защиты их суверенитета.

В Российской Федерации принцип суверенитета закреплен в ч. 1 ст. 4 Конституции РФ, где говорится, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Более того, идея суверенитета РФ стала одним из важнейших аспектов, которые были затронуты в ходе конституционно-правовых реформ 2020 г. В частности, ст. 67 была дополнена ч. 2.1, в которой говорится, что «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» [3].

Кроме того, ярким проявлением идеи государственного суверенитета в действии, по мнению автора, следует считать и ст. 79 Конституции РФ, где говорится, что «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» [3]. Таким образом, подчеркивается независимость государственной власти на

территории отечественного государства и невозможность вмешательства иностранной власти во внутренние дела государства. Последнему умозаключению есть подтверждение в положении дополненной статьи 79.1 Конституции РФ, которая провозглашает, что «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства» [3].

Стоит признать, что данная поправка вызвала большой резонанс у общественности. Более того, были попытки соотнести данное нововведение с положением ст. 15 Конституции РФ. Можно, конечно, по-разному оценивать поправку о приоритете Конституции России над решениями международного сообщества, но, по мнению автора, в любом случае она обязывает совершенствовать судебную систему РФ, целью которой является достижение правосудия и справедливости внутри своего государства, при котором необходимость в международном правосудии могла бы быть минимальна.

Литература

1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.

2. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета. 2020. № 55.

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. № 55. 2020.

5. Лепешкин А.И. Конституционные основы советского государства. М., 1987.

6. Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903.

7. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1: часть теоретическая. М., 1911.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на первый взгляд теоретическая категория «суверенитет» не перестает быть предметом конституционно-правовых реформ и в XXI веке. До сегодняшнего дня идея государственного суверенитета продолжает волновать общество, политически активных граждан и исследователей. Государства стараются защитить себя от вмешательства иностранной власти в их национальные дела, закрепляя принцип суверенитета в основные законы государств.

Российская Федерация, определяя приоритет международно-правовых норм в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), старается обезопасить себя от тех решений международных органов, которые могут ограничивать права и свободы человека и гражданина и противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Более того, конституционные реформы 2020 г. провозглашают и старания РФ по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Bibliography

1. Russo J.-J. On the social contract or principles of political law. Moscow, 1938.

2. History of political and legal doctrines / Ed. O. E. Leysta. Moscow, 1997.

3. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (with ed. and additional from March 14, 2020). Rossiyskaya Gazeta. 2020. № 55.

4. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power». Rossiyskaya Gazeta. № 55. 2020.

5. Lepeshkin A.I. Constitutional foundations of the Soviet state. Moscow, 1987.

6. Palienko N.I. Sovereignty. Historical development of the idea of sovereignty and its legal significance. Yaroslavl, 1903.

7. Shershenevich G.F. General theory of law, Vol. 1: part of the theoretical, Moscow, 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.