Научная статья на тему 'Институт примирения по законодательству Республики Узбекистан'

Институт примирения по законодательству Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРИМИРЕНИЯ / ПРАВОСУДИЕ / ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОМИЛОВАНИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЦА / ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА / ПРОЩЕНИЕ ПОТЕРПЕВШЕГО / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / INSTITUTE OF CONCILIATION / JUSTICE / RULE OF LAW / TOLERANCE / PARDONS / RIGHTS AND FREEDOMS OF A PERSON / COMPENSATION FOR DAMAGES / FORGIVENESS OF THE VICTIM / THE PRINCIPLE OF HUMANISM / EXEMPTION FROM CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пайзиев Дилшат Юлдашбаевич

В статье расматриваются вопросы становления и развития института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением в Республики Узбекистан, его современное состояние, место и значение древних ценностей как толерантность и помилование в реформировании судебно-правовой системы, работы, проводимые в области совершенствования института примирения в последние годы, а также опыт зарубежных стран в этой сфере. Вместе с тем автор в данной статье изложил сущность обязательных условий, присущих примирению, это совершение преступления, предусмотренного данной статьей, возмещение причиненного ущерба потерпевшему со стороны виновного и прощение потерпевшего, при наличии которых возможно освобождение лица от уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пайзиев Дилшат Юлдашбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTION OF CONCILIATION ACCORDING TO LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article analyses issues of formation and development of the institution of exemption from criminal liability due to conciliation in the Republic of Uzbekistan, its current state, the place and importance of such ancient values as tolerance and pardons in the reform of the judicial system, the works in recent years which is carried out in the field of developing the institution of conciliation and the experience of foreign countries in this area. However, the author of this article outlined the nature of obligatory conditions conciliation, compensate damages for victims and forgiveness by the victim, according to which a person can release from criminal liability.

Текст научной работы на тему «Институт примирения по законодательству Республики Узбекистан»

ИНСТИТУТ ПРИМИРЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Пайзиев Д.Ю. Email: Payziyev17143@scientifictext.ru

Пайзиев ДилшатЮлдашбаевич - старший преподаватель, кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, Академия Министерства Внутренних дел Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье расматриваются вопросы становления и развития института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением в Республики Узбекистан, его современное состояние, место и значение древних ценностей как толерантность и помилование в реформировании судебно-правовой системы, работы, проводимые в области совершенствования института примирения в последние годы, а также опыт зарубежных стран в этой сфере. Вместе с тем автор в данной статье изложил сущность обязательных условий, присущих примирению, это совершение преступления, предусмотренного данной статьей, возмещение причиненного ущерба потерпевшему со стороны виновного и прощение потерпевшего, при наличии которых возможно освобождение лица от уголовной ответственности.

Ключевые слова: институт примирения, правосудие, верховенства закона, толерантность, помилования, права и свободы лица, возмещение причиненного ущерба, прощение потерпевшего, принцип гуманизма, освобождение от уголовной ответственности.

INSTITUTION OF CONCILIATION ACCORDING TO LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Payziyev D.Yu.

Payziyev Dilshat Yuldashbayevich - Senior Teacher, CRIMINAL AND CRIMINAL-EXECUTIVE LAW, ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyses issues offormation and development of the institution of exemption from criminal liability due to conciliation in the Republic of Uzbekistan, its current state, the place and importance of such ancient values as tolerance and pardons in the reform of the judicial system, the works in recent years which is carried out in the field of developing the institution of conciliation and the experience offoreign countries in this area. However, the author of this article outlined the nature of obligatory conditions conciliation, compensate damages for victims and forgiveness by the victim, according to which a person can release from criminal liability.

Keywords: institute of conciliation, justice, rule of law, tolerance, pardons, rights and freedoms of a person, compensation for damages, forgiveness of the victim, the principle of humanism, exemption from criminal liability.

УДК343.222 (575.1)

С удовлетворением и гордостью можно отметить, что за годы независимости в нашей стране были восстановлены многие национальные традиции и обычаи. Наши давние и благородные ценности, основанные на принципах гуманизма, широко отражены национальном законодательстве. Одним из институтов, выражающих наши древние ценности, является институт примирения. Именно этот институт воплощает в себе ценности присущие нашему народу как толерантность, прощение, гуманизм.

Институт примирения в нашей стране был введен в действующее уголовное законодательство Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы Республики Узбекистан в связи с либерализацией уголовных наказаний» 29 августа 2001 года.

На сегодняшний день институт примирения нашел свое отражение во многих законодательствах развитых зарубежных стран и полностью испытан судебной практикой, который соответствует принципам гуманизма правового демократического государства и гражданского общества. Как уже отмечалось, институт примирения воплощает в себе такие ценности как толерантность, прощение, гуманизм. На основании этих ценностей взаимное согласие между правонарушителем и потерпевшим широко использовались в истории нашего государства. Например, в мусульманском праве лицо, совершившее преступление, при уплате соответствующей суммы (товон тулаш) жертве,

потерпевшая сторона имела право требовать от истца (суда) освобождения виновного от наказания [1, с. 74-78] и таким образом решались примирительные вопросы.

Следует отметить, что институт примирения играет важную и особую роль в сохранении места и положения лица в обществе, не оказывает негативного влияния на семейную среду, а также предотвращает правовые последствия уголовной ответственности. В обратном случае нетрудно представить, насколько негативно это может повлиять на семью, на будущее детей и близких. Институт примирения в уголовном законе служит важным инструментом для согласительного урегулирования негативных отношений между людьми, особенно родственниками, близкими и знакомыми. Институт примирения, являясь одной из форм и методом достижения правосудия, становится позитивным фактором укрепления правопорядка в обществе. Это яркий пример верховенства закона и принципов гуманизма в наших законодательствах.

Институт примирения, основанный на древних обычаях и традициях народа, представлен в законодательстве как один из наиболее эффективных на сегодняшний день институтов. Эффективность этого института привела к его постепенному, поэтапному расширению статей в законодательствах по которым возможно освобождение от уголовной ответственности.

В этом отношении анализ национального законодательства показывает что законом Республики Узбекистан от 29 августа 2001 года в Уголовный кодекс Республики Узбекистан был введен институт примирения (ст.66'.Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением) согласно которому по 26 статьям возможно освобождение от ответственности. Дальнейшее развитие данного института связано с расширением статей Уголовного кодекса, по которым возможно применение данной нормы. В частности, законом от 27 августа 2004 года количество возможности примирения достигло 30 статей. Согласно закону от 31 декабря 2005 года 31 статья, законом от 3 апреля 2009 года их количество составляет 40 статей, законом от 29 декабря 2012 года 44 статьи и законом от 23 сентября 2016 года круг уголовно-правовых норм допускающих примирение составила 45 статей Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

На сегодняшний день, согласно статье 661 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением) Уголовного кодекса применение института примирения сторон возможно по 45 статьям и 60 составу преступлений. По нашему мнению количество составов преступлений предусматривающих возможность примирения будет расширяться. В результате применения института примирения, число людей освобожденных от уголовной ответственности год за годом увеличивается. В результате проведённых работ институт примирения не только сократит число осужденных в обществе, но и предотвратит последствия, которые негативно могут отразиться на жизни людей и судьбы поколений. Это эффективный юридический институт, который защищает добровольные признания сторон от обширных судебных процессов, открывает широкие возможности для ускорения и упрощения этого процесса, устраняя издержки.

В результате изучения и сопоставления зарубежного опыта показывает, что в соответствии с законодательствами таких стран, как Российская Федерация [2], Азербайджан [3], Украина [4], Беларусь [5], Туркменистан [6] институт примирения может применяться только к лицам, совершившим преступление впервые. На основании законодательств Республики Казахстан [7], Киргизии [8] и Армении [9] при применении института примирения совершения преступления впервые уголовно-правового значения не имеет.

В соответствии со статьей 661 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусмотрено что лица, совершившие преступление не только впервые, но и осужденные ранее за совершение преступлений не представляющие большой общественной опасности и за менее тяжкие преступления без погашения и снятия судимости можно применить лицу институт освобождение от уголовной ответственности в связи примирением.

Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день в действующем уголовном законодательстве Республики Узбекистан предусмотрено правило, которое гласит, что те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления и в установленном порядке погашена и снята судимость, могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с примирением, если они примирились с потерпевшей стороной. Это свидетельствует о том, насколько усовершенствуются наши законы в отношении либерализации.

Согласно Уголовному кодексу Республики Узбекистан, для освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением должны быть соблюдены следующие условия:

- совершенное преступление предусмотрено статьей 661 Уголовного кодекса;

- признание вины подозреваемого, виновного или подсудимого в совершении преступления;

- возмещение причиненного ущерба потерпевшему;

- примирение потерпевшего и обвиняемого, то есть прощение потерпевшего.

Невыполнение одного из этих условий исключает применение института примирения по уголовному делу.

Исходя из законодательства, в случае примирения с подозреваемым, обвиняемым по преступлениям, предусмотренным статьей 661 Уголовного кодекса, уголовное дело может быть прекращено без урегулирования вопроса об обвинении судом в порядке, установленном главой 62 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Поэтому необходимо учесть, что институт примирения - это не только прощение потерпевшего, но и отклонение первоначальных требований и претензий потерпевшего к преступнику.

Хорошо известно, что сегодня в Республике Узбекистан проводятся широкомасштабные реформы направленные во всех сферах социальной, экономической и политической жизнидеятельности, либерализация судебно-правовой системы, повышение доверия общественности к правоохранительным органам, укрепление верховенства закона в обществе.

В этом направлении в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, дальнейшему реформированию судебно-правовой системы» за № 4850 от 21 октября 2016 года определено, что обеспечение настоящей независимости судебной власти, прав и свобод граждан, а также повышение степени достижения правосудия станут основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, в частности путём расширения статей применения института примирения [10].

Исходя из вышеуказанного, можно прийти к выводу, что вопрос расширения статей института примирения в законодательствах имеет важное значение в отношении системы уголовного правосудия в Республики Узбекистан. Стремление к добру, тратить каждый момент нашей жизни наилучшим образом, проявляя любовь и уважение друг к другу, также является проявлением большой смелости, терпимости и благородства.

Список литературы / References

1. Абдурасулова К.Р. Ярашилганлиги муносабати билан жиноий жавобгарликдан озод килиш институти: кечиримлилик ва багрикенгликнинг ёркин ифодаси // Хусусий айблов ва ярашув институтларини такомиллаштириш чоралари (Материалы Республиканской научно-практической конференции). Т.: Академия МВД РУз, 2015. С. 74-78.

2. Официальный правовой-информационный интернет портал Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru/ (дата обращения. 27.08.2019).

3. Единая электронная база Нормативно-правовых актов министерства Юстиции Республики Азербайжан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.e-qanun.az/ (дата обращения: 27.08.2019).

4. Официальный веб-портал Верховный Рады Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.zakon0.rada.gov.ш/ (дата обращения: 27.08.2019).

5. Национальный правовой интенет портал Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/ (дата обращения: 27.08.2019).

6. Сайт правового информационного центра Туркменистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.minjust.gov.tm/ru/ (дата обращения: 27.08.2019).

7. Правовой-информационный (законодательный) комплекс Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.online.zakon.kz./ (дата обращения: 27.08.2019).

8. Централизованный правовой-информационный банк данных при министерстве Юстиции Республики Киргизии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения: 27.08.2019).

9. Уголовный кодекс Республики Армения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.parliament.am/ (дата обращения: 27.08.2019).

10. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан » от 21 октября 2016 года // Сборник законодательных актов Республики Узбекистан, 2016. № 43. 497 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.