Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ'

ИНСТИТУТ ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1067
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОМОЩНИК СУДЬИ / СУДЬЯ / СУДЕБНЫЙ СЕКРЕТАРЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузин Станислав Алексеевич

Ключевыми нормативными актами, регламентирующими деятельность помощников судей, являются Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г., Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В статье рассмотрены причины и пути реформирования системы судопроизводства, которая позволит наделить помощников судей процессуальными полномочиями. Отмечается, что существенная доля процессуальных действий не требует непосредственного участия судьи и может без ущерба для качества судопроизводства осуществляться помощником судьи. Рассмотрен зарубежный опыт; отмечено, что в странах Запада существует, как правило, две должности, соответствующие российскому помощнику судьи - одна группа лиц выполняет организационные и технические обязанности, тогда как вторая уполномочена на совершение рутинных процессуальных действий и на консультирование судей. На основе анализа мирового и отечественного опыта автор делает вывод о том, что более детальная регламентация деятельности помощников судей положительно отразится на отправлении правосудия при условии, если на помощников судей возложить функциональные обязанности, выполняемые судьями, и исключить возложение на них некоторых секретарских обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF JUDICIAL ASSISTANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

The key regulations governing the activities of assistant judges are the Federal Law of the Russian Federation “On the Fundamentals of the Civil Service of the Russian Federation” dated July 31, 1995, the Civil Procedure Code of the Russian Federation, the Arbitration Procedure Code of the Russian Federation, the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. The article discusses the causes and ways of reforming the judicial system, which will allow vesting judicial assistants with procedural powers. It is noted that a significant proportion of procedural actions do not require the direct participation of a judge and can be carried out by an assistant judge without prejudice to the quality of legal proceedings. Foreign experience is considered; It is noted that in Western countries there are, as a rule, two positions corresponding to the Russian assistant judge - one group of persons performs organizational and technical duties, while the second is authorized to perform routine procedural actions and advise judges. Based on the analysis of world and domestic experience, the author concludes that a more detailed regulation of the activities of assistant judges will have a positive impact on the administration of justice, provided that the functional duties performed by judges are assigned to the assistant judges and certain secretarial duties are excluded.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ»

Институт помощников судей в российской федерации и перспективы его развития

Кузин Станислав Алексеевич,

аспирант кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: stasku96@gmail.com

Ключевыми нормативными актами, регламентирующими деятельность помощников судей, являются Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г., Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В статье рассмотрены причины и пути реформирования системы судопроизводства, которая позволит наделить помощников судей процессуальными полномочиями. Отмечается, что существенная доля процессуальных действий не требует непосредственного участия судьи и может без ущерба для качества судопроизводства осуществляться помощником судьи. Рассмотрен зарубежный опыт; отмечено, что в странах Запада существует, как правило, две должности, соответствующие российскому помощнику судьи -одна группа лиц выполняет организационные и технические обязанности, тогда как вторая уполномочена на совершение рутинных процессуальных действий и на консультирование судей. На основе анализа мирового и отечественного опыта автор делает вывод о том, что более детальная регламентация деятельности помощников судей положительно отразится на отправлении правосудия при условии, если на помощников судей возложить функциональные обязанности, выполняемые судьями, и исключить возложение на них некоторых секретарских обязанностей.

Ключевые слова: помощник судьи, судья, судебный секретарь, процессуальное законодательство, процессуальная функция, судопроизводство

Институт помощников судей знаком законодательству множества стран, но в российском правовом поле он появился относительно недавно. Согласимся с О.О. Басовой: деятельность помощника судьи в судопроизводстве играет важнейшую роль, ведь она, по сути, разграничивает судебные функции от административных и определяет прозрачность и независимость деятельности судебной ветви власти [3, с. 56].

Должность помощника судьи в федеральных судах общей юрисдикции была введена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 71 от 14 июня 2002 г. Нельзя сказать, что данный институт имеет достаточное регулятивное основание: законодатель крайне редко обращается к регламентации функций, прав и полномочий помощников судей, вынося их деятельность на периферию процесса судопроизводства. С 2018 года, полномочия помощника судьи закреплены в ст. 58 АПК РФ, 47.1 ГПК РФ и 244.1 УПК РФ.

Фактически служебное сословие, в обязанности которого входило содействие осуществлению судебного разбирательства, возникло достаточно давно: известно, к примеру, что уже в Российской Империи после судебной реформы 1864 г. появилось несколько типов служащих при судах, выполняющих организационные, ассистентские, канцелярские обязанности [8, с. 123]. В период советского режима общественно-политические условия и правовые основы изменились, что, в свою очередь, потребовало создания института общественных помощников советской прокуратуры [10, с. 46]. Тем не менее, несмотря на сходства в выполняемых функциях и обязанностях, нельзя отождествлять советских помощников прокуратуры или служащих при судах в Российской Империи с современными помощниками судей.

Изначально, после распада СССР, на первом этапе становления современной российской правовой парадигмы, законодательство предусматривало позицию помощника судьи, классифицируя таких помощников как федеральных государственных служащих, входящих в судебный аппарат суда. Помощники судей действовали (и продолжают действовать) согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г., Положению о помощнике судьи и, кроме того, в зависимости от конкретного суда, они подчиняются требованиям инструкций по делопроизводству и должностным инструкциям.

Второй причиной увеличения роли помощника судьи в отечественном судопроизводстве является

5 -а

сз

<

формирование резерва судебного корпуса судей арбитражных судов. Согласно п. 6 Положения о помощнике судьи арбитражного суда, утвержденного приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.12.02 г. № 61 помощники судей рассматриваются в качестве резерва для формирования арбитражного судейского корпуса. Преимуществом такого подхода является то, что специалист, выполняющий обязанности помощника судьи, получает уникальный профессиональный опыт, находясь «внутри» судебных процессов; такие обязанности, как подбор релевантной законодательной базы для конкретного дела, ведение протокола заседания, выполнение проектов судебных актов впоследствии помогают этому лицу качественно выполнять свои обязанности уже на должности судьи. В.Е. Афанасович в данной связи говорит о положительной практике преемственности при отправлении правосудия [2, с. 5].

В России, тем не менее, мы наблюдаем существенное ограничение полномочий помощников судей, особенно выраженное при сопоставлении данной должности с аналогичными в западных правовых системах. По сути, несмотря на широкий спектр полномочий, обязательства лиц, служащих на позиции помощников судей, сводятся к разрешению организационных вопросов. Помощник судьи принимает участие в судебном разбирательстве только в качестве технического помощника судьи, не оказывая влияние на исход дела. Помощник судьи, таким образом, не может представлять собственное видение в отношении разбирательства; он разрабатывает проекты ответов на обращения, поступающие в адрес судьи (речь идет, прежде всего, о ходатайствах об отсрочках уплаты госпошлины или исполнения судебного акта, прошениях о восстановлении процессуальных сроков и проч.). Помощник судьи не наделен процессуальными правами на осуществление действий, влекущих за собой возникновение, изменение, прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса. Формирование института помощника судьи, таким образом, не избавило судей от избытка дел, подлежащих рассмотрению ежедневно, хотя и поспособствовало их освобождению от ряда организационных и технических процедур. О.В. Николай-ченко в даннлй связи говорит о необходимости детализации процессуального положения помощника судьи, подобно тому, как это выполнено в рамках арбитражного законодательства [9, с. 203].

Попытки расширения спектра полномочий помощников судей в России были предприняты в 2011 г. 12 мая 2011 г. состоялась дискуссия членов Президиума ВАС РФ в отношении законопроекта о наделении помощников новыми процессуальными полномочиями. В. Яковлев [11, с. 27] ^ и многие другие эксперты указывали, что расши-2 рение полномочий помощников вполне оправдай но, ведь на тот период в арбитражных судах уже еЗ был сформирован качественный состав помощники ков судей, подготовленных к выполнению процес-

суальных, а не только организационных функций. Кроме того, подобные изменения вполне соотносятся с международным опытом развития института судебных помощников.

Е. Авакян говорит о реформе судопроизводства, которая позволит наделить помощников судей процессуальными полномочиями, как о «желанной новелле нашего процессуального законодательства». Исследователь аргументирует это тем, что существенная доля процессуальных действий не требует непосредственного участия судьи и может, без ущерба для качества судопроизводства, осуществляться помощником судьи. Мы видим, что законодатель не «успевает» зафиксировать действительную обстановку дел и не в полной мере отражает реальную практику российских судов.

В пользу необходимости расширения полномочий помощников судьи можно привести и отмеченный ранее факт формирование кадрового резерва судов из числа помощников судей; при этом, несмотря на перспективы карьерного роста, нельзя сказать, что должность помощника судьи сегодня пользуется популярностью у соискателей вакансий юридических специальностей. Придание прозрачного процессуального статуса помощникам судей и указание на возможность выполнения ими процессуальных действий в законе, безусловно, повысит привлекательность профессии помощника, что, в свою очередь, улучшит качество резерва кадров [1, а29].

Принятый в 2018 г. Федеральный закон N 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несколько уточнил обязанности и права помощников судей, но, при этом, расширение полномочий специалистов, занимающих эту должность, Законом реализовано не было. Напротив, данный нормативно-правовой акт еще раз акцентировал пределы функций помощников (ст. 52.1, в частности, гласит: «Помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия»). В связи с этим российские исследователи продолжили разработку доводов в пользу расширения процессуальных полномочий помощников судей. К примеру, О.О. Басова указывает на целесообразность внесения дополнений в текст ст. 278.1 УПК в отношении «проведения допроса свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, гражданского истца, гражданского ответчика посредством системы видеоконференц-связи» помощником судьи. Более того, исследователь говорит о возможности наделения помощников судей процессуальными полномочиями по проведению процедуры примирения между сторонами по делам частного обвинения [3, с. 60].

Спецификой деятельности помощников судей в российской правовой системе является совмещение функций помощника с функциями социального работника или педагога в судах, применяющих ювенальные технологии. Помощник судьи в данном случае собирает материалы, на основе

которых организует примирительную процедуру и составляет карту социального сопровождения в Муниципальную службу примирения и Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Фактически помощник судьи в данном случае исполняет функции медиации, хотя в законодательстве четкое закрепление возможности применения медиации в уголовном процессе с участием помощника судьи отсутствует [7, с. 403].

Для того, чтобы наметить векторы развития отечественного института помощника судьи, следует рассмотреть специфику деятельности помощника судьи за рубежом. Позиция «помощник судьи» в мире именуется различными терминами: клерк, юридический клерк, штатный юрист, судебный распорядитель и проч. В американских судах, характеризующихся насыщенностью персоналом, существует два вида помощников судей - клерк судьи/ клерк по правовым вопросам (judicial clerk) и юридический клерк (law clerk), при этом, в судах работают и штатные юристы, выполняющие функции личного ассистента судьи [5, с. 481]. В США наиболее близким аналогом должности помощника судьи можно назвать клерков по правовым вопросам (judicial clerk). Американские судебные клерки уполномочены на проведение юридических исследований, подготовку справок по делу, составление распоряжений и мнений по отдельным вопросам, редактирование распоряжений судьи. На практике судьи консультируются с клерками по вопросам законодательных положений и принимают их мнение во внимание при принятии решений. Клерки, помимо прочего, обеспечивают вызовы в зал суда и выполняют иные поручения судей [12]. Общепризнано, что институт судебных клерков в США является одним из наиболее эффективных в мире. Отчасти это объясняется долгой историей его существования (моментом зарождения данного института можно считать 1885 г., когда Генеральный прокурор США рекомендовал законодательно закрепить за каждым судьей Верховного Суда возможность пользоваться услугами личного секретаря или помощника [5, с. 481 ]). В России же данный правовой институт был введен только в 1995 г. и в течение последующего десятилетия функционировал с существенными ограничениями.

В немецкой судебной системе должности помощника судьи соответствуют две категории служащих: служащий судебной канцелярии (der Urkundsbeamter) и делопроизводитель управленческого аппарата суда (der Rechtspfleger). Служащий судебной канцелярии несет ответственность за ведение протокола заседания, прием корреспонденции, оформление документов, ведение регистра. Делопроизводитель, в свою очередь, исполняет ряд функций, в российском праве традиционно относимых в компетенции судей; он имеет право выносить решения, имеющие юридические последствия. Введение двух должностей, соответствующих российской концепции «помощник судьи», в США, Германии и других странах обусловлено стремлением «разгрузить» судей от выполнения

рутинных процессуальных действий, не требующих исключительной юридической компетенции и опыта судейства.

Британский законодатель, в свою очередь, ограничивает полномочия помощников судьи, хотя и не так строго, как российский. Судебный клерк (judicial clerk) может разъяснять мировым судьям особенности законодательных норм, связанных с текущим делом, представлять анализ трактовки прецедентов в иных судах [13, с.16]. Не имея права выносить приговоры или оспаривать их, клерк, тем не менее, способен указать на неправомерность судебного решения. Клерк, кроме того, может проводить предварительный опрос подсудимого, давать разъяснения относительно инкриминируемых деяний и процедуры судопроизводства; в целом, можно отметить множество полномочий судебного клерка в Великобритании, которые в российских судах соотносятся с полномочиями судьи [5, с. 484].

Как правило, судебный клерк не присутствует в совещательной комнате, но может по инициативе судей вызываться туда для консультации. Подобный круг компетенций и полномочий позволяет причислить данную должность к разряду экспертных, а не организационно-технических, как в России. Консультационная поддержка во время совещания со стороны помощника судьи в российских судах не только не практикуется, но и априори невозможна (законодатель положениями ст. 298 УПК РФ фиксирует тайну совещательной комнаты с запретом доступа в нее, в том числе, и для помощника судьи).

Как указано в документе Рабочей группы по разработке предложений совершенствования судебной системы РФ, фактический статус помощника судьи в России позволяет считать его «судьей номер два» [4, с. 29]. Легализация процессуальных функций помощников судей должна следовать по пути их отграничения от сугубо технических, которые выполняются секретарями. Особенно актуальным такое предположение представляется при учете того факта, что помощник судьи, как правило, претендует на судейскую должность.

Таким образом, деятельность помощника судьи в России направлена на организационно-правовое, информационное, документационное деятельности судьи, обеспечение его процессуальной деятельности. Полномочия помощника судьи в России достаточно ограниченны, особенно в сопоставлении с таковыми в странах Запада; действия помощника должны быть санкционированы судьей, что, в свою очередь, снижает их оперативность и эффективность. Общая тенденция такова: развитые страны западного мира формируют высокопрофессиональный состав юридических помощников, который способен выполнять множество функ- р ций, которые в России закреплены исключительно Д за судьями. Подобный подход - расширение про- Ч

m

цессуальных полномочий помощников - доказал К свою эффективность в реальной практике и впол- S не может быть адаптирован российской судебной у системой. Большинство отечественных исследо- А

вателеи в данной связи высказываются в пользу расширения спектра процессуальных полномочий помощников судей, «отодвинув», тем самым границы дозволенного: в этом случае помощник судьи сможет совершать многие процессуальные действия, влекущие юридические последствия, за исключением тех, которые связаны с вынесением судебного решения или завершающего определения по делу. Расширение полномочий помощника судьи сделает его правовой статус сопоставимым со статусом аналогичных сотрудников зарубежных судов. Совершенствование процессуального статуса помощника судьи позволит более эффективно использовать потенциал этого процессуального субъекта и снизить нагрузку на судей.

Анализируя мировой и отечественный опыт, можно отметить, что более детальная регламентация деятельности помощников судей положительно отразится на отправлении правосудия при условии, если на помощников судей возложить функциональные обязанности, выполняемые судьями, и исключить возложение на них некоторых секретарских обязанностей. Кроме того, если учитывать динамику цифровизация государственного управления и судопроизводства, можно предположить, что в будущем цифровые платформы смогут выполнять множество механической, рутинной работы, которую сегодня выполняет помощник судьи и секретарь. «Цифровой помощник», в частности, сможет исключить мелкие ошибки, допускаемые в судебных разбирательствах и их документальном сопровождении. Следовательно, помощники судей будут избавлены от тех обязанностей, которые может выполнять автоматизированная система; люди будут выполнять только ту работу, для которой нужна профессиональная юридическая компетенция. В таком контексте восприятие помощника как «судьи номер два» становится еще более актуальным.

Литература

1. Авакян, Е. Новый статус помощников судей /

B. Яковлев // Журнал «Закон». - 2011. - № 6. -

C. 29.

2. Афанасович, В.Е. Первый опыт: помощник судьи / В.Е. Афанасович // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. - 2005. - № 4. - С. 5.

3. Басова, О.О. Участие помощника судьи в уголовном судопроизводстве: концептуальный подход: дисс. ... канд. юр. наук. 12.00.09 / О.О. Басова. - М., 2018. - 237 с.

4. Бочаров, Т.Ю. Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации / Т.Ю. Бочаров, В.В. Волков, Л.А. Воскобитова, А.В. Дмитриева, А.А. Смола, К.Д. Титаев, И.В. Цветков. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. - 116 с.

5. Волобуева, Е.А. Полномочия помощника судьи по российскому и зарубежному законода-

тельству / Е.А. Волобуева // Актуальные проблемы современного уголовного процесса России: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 5 / под ред. В.А. Лазаревой. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. -С.481-486.

6. Колоколов, Н.А. Роль судебной власти в достижении социально-политических целей государства / Н.А. Колоколов // Российский судья. -2000. - N 1. - C. 3.

7. Кравченко, Д.Е. Медиация как средство реализации восстановительного правосудия по уголовным делам / Д.Е. Кравченко, М.Е. Кравченко // Вопросы российской юстиции. - 2020. -№ 6. - С. 398-407.

8. Мусинова, Т.Н. Сословие помощников присяжных поверенных в социальной структуре российской империи второй половины XIX века / Т.Н. Мусинова // Гуманитарный вектор. -2020. - № 3. - С. 120-126.

9. Николайченко, О.В. Правовой статус помощника судьи в свете осуществления правосудия только судом / О.В. Николайченко // Вестник СГЮА. - 2015. - № 3 (104). - С. 200-204.

10. Хаяли, Р.И. Институт общественных помощников в советской прокуратуре: правовой статус, социальный состав, полномочия / Р.И. Хаяли // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2021. - Т. 8, № 2. - С. 45-51.

11. Яковлев, В. Новый статус помощников судей /

B. Яковлев // Журнал «Закон». - 2011. - № 6. -

C. 27.

12. Chambers Handbook for Judhes Law Clerks and Secretaries. - Federal Judicial Center, Washinht-on, 1994. - 184 р.

13. Holvast, N. The Power Of The Judicial Assistant/ Law Clerk: Looking Behind The Scenes At Courts In The United States, England And Wales, And The Netherlands / N. Holvast // International Journal for Court Administration. - 2016. - № 7(2). -Рр.10-28.

THE INSTITUTE OF JUDICIAL ASSISTANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

Kuzin S.A.

Russian State University of Justice

The key regulations governing the activities of assistant judges are the Federal Law of the Russian Federation "On the Fundamentals of the Civil Service of the Russian Federation" dated July 31, 1995, the Civil Procedure Code of the Russian Federation, the Arbitration Procedure Code of the Russian Federation, the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. The article discusses the causes and ways of reforming the judicial system, which will allow vesting judicial assistants with procedural powers. It is noted that a significant proportion of procedural actions do not require the direct participation of a judge and can be carried out by an assistant judge without prejudice to the quality of legal proceedings. Foreign experience is considered; It is noted that in Western countries there are, as a rule, two positions corresponding to the Russian assistant judge - one group of persons performs organizational and technical duties, while the second is authorized to perform routine procedural actions and advise judges. Based on the analysis of world and domestic experience, the author concludes that a more detailed regu-

lation of the activities of assistant judges will have a positive impact on the administration of justice, provided that the functional duties performed by judges are assigned to the assistant judges and certain secretarial duties are excluded.

Keywords: assistant judge, judge, judicial clerk, procedural legislation, procedural function, legal proceedings.

References

1. Avakyan, E. The new status of assistant judges / V. Yakovlev // Law magazine. - 2011. - No. 6. - P. 29.

2. Afanasovich, V.E. First experience: assistant judge / V.E. Afa-nasovich // Bulletin of the Federal Arbitration Court of the West Siberian District. - 2005. - No. 4. - p. 5.

3. Basova, O.O. Participation of an assistant judge in criminal proceedings: a conceptual approach: diss. ... cand. legal Sciences. 12.00.09 / O.O. Basova. - M., 2018. - 237 p.

4. Bocharov, T. Yu. Proposals for improving the judicial system in the Russian Federation and changing regulations for their implementation / T. Yu. Bocharov, V.V. Volkov, L.A. Voskobitova, A.V. Dmitrieva, A A. Smola, K.D. Titaev, I.V. Tsvetkov. - M.: Center for Strategic Research, 2018. - 116 p.

5. Volobuyeva, E.A. Powers of an assistant judge under Russian and foreign legislation / E.A. Volobueva // Actual problems of the modern criminal process in Russia: interuniversity collection of scientific papers: Issue. 5 / ed. V.A. Lazareva. - Samara: Samara University Publishing House, 2010. - P. 481-486.

6. Kolokolov, N.A. The role of the judiciary in achieving the sociopolitical goals of the state / N.A. Kolokolov // Russian judge. -2000. - N 1. - C. 3.

7. Kravchenko, D.E. Mediation as a means of implementing restorative justice in criminal cases / D.E. Kravchenko, M.E. Kravchenko // Issues of Russian justice. - 2020. - No. 6. - P. 398-407.

8. Musinova, T.N. The Estate of Attorneys at Law in the Social Structure of the Russian Empire in the Second Half of the 19th Century / T.N. Musinova // Humanitarian Vector. - 2020. -No. 3. - S. 120-126.

9. Nikolaychenko, O.V. Legal status of an assistant judge in the light of the administration of justice only by the court / O.V. Nikolaychenko // Bulletin of the SGLA. - 2015. - No. 3 (104). - P. 200-204.

10. Khayali, R.I. Institute of public assistants in the Soviet prosecutor's office: legal status, social composition, powers / R.I. Khay-ali // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. - 2021. - V. 8, No. 2. - S. 45-51.

11. Yakovlev, V. The new status of assistant judges / V. Yakovlev // Journal "Law". - 2011. - No. 6. - P. 27.

12. Chambers Handbook for Judhes Law Clerks and Secretaries. -Federal Judicial Center, Washinhton, 1994. - 184 rubles.

13. Holvast, N. The Power Of The Judicial Assistant/Law Clerk: Looking Behind The Scenes At Courts In The United States, England And Wales, And The Netherlands / N. Holvast // International Journal for Court Administration. - 2016. - No. 7(2). -Rp.10-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.