ББК 66.3(7Сое),15
Н. А. Шведова
ИНСТИТУТ ПЕРВОЙ ЛЕДИ КАК КОМПОНЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рубеж ХХ—XXI вв. стал свидетелем завидной активности супругов кандидатов в президентских кампаниях в США. Поскольку кандидатами, как правило, являются мужчины, то речь идет главным образом об их женах, которые получили титул «Первая леди». Если ранее Первая леди нередко была лишь сопровождающим лицом своего мужа — главы государства (или кандидата на этот пост) в поездках по стране в попытках завоевания симпатий электората, то теперь ее роль вышла далеко за пределы этих границ. До и после избрания супруга президента страны в США выполняет достаточно широкий спектр функциональных обязанностей: от укрепления авторитета и власти президента внутри страны — до поддержания позитивного образа страны на мировой арене.
Актуальность темы продиктована также тем, что супруги могут положительно или, напротив, отрицательно повлиять на выбор избирателей, увеличив или сократив симпатии к претенденту. Опросы американцев, проводимые после президентских выборов на протяжении последних четырех десятилетий, стабильно показывают, что 5—7 % избирателей делают свой выбор, основываясь на симпатии или антипатии к потенциальной Первой леди [3]. Вот почему представляется логичным включение в понятие «институт Первой леди» потенциальных первых леди. На стадии избирательной гонки жена кандидата на высший пост в стране уже выполняет свою функцию в этом процессе — служит дополнительным неформальным политическим ресурсом, ценность которого увеличивается из-за тонкого эмоционально-психологического воздействия на избирателей.
В настоящее время в соответствии с многочисленными опросами общественного мнения в США большинство респондентов высказывают мнение о необходимости Первой леди продвигать общенациональный проект. Так, опрос 2012 г. показал, что 59 % респондентов считают важным, чтобы под эгидой Первой леди в США осуществлялся конкретный курс в период президентства ее супруга. Характерно, что демократы (76 %) более склонны поддерживать эту точку зрения, чем республиканцы (56 %) и независимые (57 %) [7].
Термин «Первая леди» и понятие «институт Первой леди»
Термин «Первая леди» относится к супруге президента США, не являясь официальным титулом [6]. История США знает разных первых леди. Жена первого президента США Джорджа Вашингтона Марта Вашингтон, завоевавшая симпатию своих современников и сохраняющая ее в исторической
© Шведова Н. А., 2013
перспективе, была неофициально названа «Леди Вашингтон». Она снискала любовь народа, помогая солдатам во время Американской революции. Ее неофициально называли так «главным образом потому, что доминировала британо-американская культура народа» [6]. Существуют документальные свидетельства о том, что двух ее ближайших преемниц — Абигейл Адамс и Долли Мэдисон — также называли «Леди Адамс» и «Леди Мэдисон». Последнюю президент З. Тейлор в 1848 г. неофициально назвал «Первой леди нашей земли», а в печати это название впервые было использовано в 1858 г. в ссылке на холостяка президента Бьюкенена и его племянницу Харриет, к которой применили выражение «Первая леди в Белом доме» [6].
Термин «Первая леди» неторопливо входил в общественный обиход во второй половине ХГХ в. Некоторые западные газеты использовали его применительно к Мэри Линкольн. Он почти всегда употреблялся по отношению к Первой леди с высшим образованием — Люси Хейс. Термин становится постоянным, не всегда вызывая всеобщее признание [6].
В широкое толкование понятия «институт Первой леди» в США следует включать не только супругу президента как его единственного субъекта, но и всех потенциальных первых леди, жен кандидатов на высший пост в стране, участвующих в предвыборной гонке. Субъектами института Первой леди вполне логично считать и супругов губернаторов штатов, а также депутатов высшего и регионального законодательного органа страны. Основанием служит тот факт, что все они осуществляют одинаковые функции, не будучи непосредственными объектами избирательного процесса (они — активные субъекты избирательных кампаний, с одной стороны, а с другой, победившие выполняют функцию поддержания неформальными способами и методами престижа власти, которой в данный исторический момент обладает супруг). Их влияние как на ход избирательного процесса, так и на политику пребывающего у власти супруга очевидно и разнообразно.
Зарождение института Первой леди связано с демократической традицией США, что неслучайно: американки на протяжении всей истории пользовались сильным влиянием в обществе, вне зависимости от периодов его взлетов и падений. Дефиниция «институт Первой леди» трактуется шире, чем термин «организация», которая предполагает наличие четко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института. Этот общественный институт подразумевает постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. В этом контексте он социальный институт, выступающий как механизм, обеспечивающий повторение и воспроизводство социальных отношений и социальных практик людей, которые обусловлены потребностями общества.
Институт Первой леди следует отнести к неформальным институтам, поскольку функции, средства и методы деятельности в нем не установлены формальными правилами. Иными словами, в специальных законодательных и других нормативных актах они четко не определены и не закреплены. Именно это наблюдается в США: в основном законе страны — Конституции — права и обязанности, статус супруги президента не определены, отсутствует иное законодательство, которое восполняло бы этот пробел.
Однако есть небольшое исключение: в соответствии с Законом об этике в самоуправлении от 1978 г. предусмотрено правило, по которому супруга президента не может принимать подарки, стоимость которых выше определенной суммы. Все подарки и их назначение должны быть открыты для общественности, они считаются собственностью правительства США. Если это дары от близких или друзей, то Первая леди получает возможность приобрести их, заплатив правительству оценочную стоимость. Кроме того, в настоящее время существует пункт в запрашиваемом правительством у Конгресса США бюджете для функционирования федерального правительства, который оправдывает федеральное финансирование зарплат сотрудников офиса супруги президента: эти расходы необходимы, чтобы «помочь выполнять обязанности президентства» [9].
Хозяйки Белого дома
В истории США не все первые леди были женами президентов. Дефиниция также относится к тем женщинам, которые официально исполняли роль хозяйки Белого дома*. Если умирала супруга президента или она была столь немощна, что не могла исполнять надлежащим образом роль хозяйки, президент выбирал другую женщину для исполнения обязанностей Первой леди, среди которых роль председательствующей на светских встречах Белого дома. Как правило, это были женщины-родственницы из семьи президента. Так, Эндрю Джексон назначил на роль Первой леди свою племянницу Эмили Донелсон. Мартин Ван Бурен роль хозяйки Белого дома поручил своей невестке Анжелике Синглтон Ван Бурен, которая пользовалась большим успехом. Сам президент уступал ей по популярности и проиграл борьбу за второй срок [5, с. 1].
Абигейл Адамс отличалась необычной для своего времени политической активностью, что нередко ставилось ей в упрек [2]. «Сделавшись женой президента, Адамс сохранила прежнюю простоту. Власть не вскружила ей голову, и влияние ее оставалось все так же сильно и благотворно. Ее меткая наблюдательность, умение разгадывать людей, трезвый практический взгляд и чистота характера, чуждого мелочных предубеждений <...> делали из нее полезную помощницу мужу» [5] — так во второй половине XIX в. ее характеризовала известная российская общественная деятельница М. К. Цебрикова. Эдит Вильсон, жену 28-го президента США Вудро Вильсона, прозвали «тайным президентом» и «первой дамой в правительстве».
Нет сомнения в том, что важнейшими факторами в определении места и степени влияния Первой леди являются индивидуальные черты ее личности и характер сложившихся взаимоотношений с «венценосным» супругом. Однако публичность этого влияния всегда зависит от господствующей в обществе тенденции к восприятию и реализации в стране принципов и политики гендерного равенства. Если в обществе реализуется политика гендерного равенства в условиях признания принципов гендерного баланса как общественного идеала, то в такой обстановке запрос на политическую роль со стороны Первой леди, несомненно, присутствует, что обусловит ее видимость и значимость в политиче-
* Правилами приличного тона в XIX в. считалось неподобающим для женщин посещать светские вечера в тех домах, где не присутствует хозяйка дома.
ской жизни страны. Иными словами, статус Первой леди в публичном пространстве можно сравнить с неким зеркальным отражением совокупного положения женщин в обществе в данный исторический момент.
Первые леди сорока четырех президентов США — это галерея женщин неповторимых индивидуальностей, среди которых немало талантливых и одаренных, владеющих литературным и поэтическим даром. Они оставили после себя книги, мемуары, среди которых есть и бестселлеры. Так, изданные посмертно письма упомянутой Абигейл Смит Адамс и сегодня считаются в США одним из лучших образцов эпистолярного жанра [4].
Бетти Форд всегда поддерживала мужа и была одной из самых активных первых леди в истории США: выступала за права женщин и легализацию абортов, патронировала детские больницы Вашингтона, устраивала в Белом доме праздники для детей из неблагополучных семей. Журнал «Тайм» назвал ее человеком года. Ее популярность среди американцев была столь высока, что во время президентской кампании 1976 г. предвыборный штаб Форда выпустил значки с надписью «Голосуйте за мужа Бетти!» [4].
Роль Первой леди порой бывает нелегкой из-за своего драматизма, обусловленного внутренним противоречием между доминирующим представлением о роли женщины и реальной необходимостью в публичном характере деятельности Первой леди — жены публичного политика. При этом одновременно случается, что это общество отрицает политическую власть женщин.
Формирование современного образа Первой леди
Если у истоков истории американского государства роль Первой леди сводилась к образу радушной хозяйки Белого дома, которая следит за проведением приемов (хотя и тогда были исключения, например Абигейл Смит Адамс, первая американская феминистка, жена Джона Адамса, второго президента США, мать шестого президента), то ХХ в. внес свои существенные изменения, сконструировав современный институт Первой леди.
Элеонора Рузвельт, Жаклин Кеннеди, Хиллари Родхем Клинтон внесли существенный вклад в формирование современного образа Первой леди США, определив его характер и границы. Этому способствовала их деятельность, достижения, которые и помогли сформировать эту роль.
Элеонора Рузвельт, по мнению многих американских исследователей, самая выдающаяся и влиятельная Первая леди США. Именно она кардинально изменила роль Первой леди, совершив революцию на этом поприще. Э. Рузвельт преобразовала роль хозяйки Белого дома, раздвинув рамки деятельности до общенационального масштаба: она стала последовательной защитницей общественных интересов, интересов малоимущих и государственной политики.
Э. Рузвельт была известна не меньше, чем ее муж, избиравшийся на высший пост в государстве рекордные четыре раза. Ее занятия благотворительностью и деятельность по защите гражданских прав приобрели колоссальный размах. Понимая силу воздействия на массовое сознание средств массовой информации, она стала устраивать регулярные пресс-конференции, на
которые приглашались только репортеры-женщины. Сам факт их приглашения означал поддержку женщин-профессионалок в рамках последовательного продвижения интересов женщин, защиты их прав. В результате достигался двойной эффект. Овдовев в апреле 1945 г., Э. Рузвельт продолжила свою политическую и государственную деятельность, не оставляя публичных выступлений. Она заслуженно завоевала международный авторитет: была послом США в ООН и делегаткой на учредительной конференции ООН, став ключевой фигурой в разработке и принятии Всеобщей декларации прав человека.
Если Э. Рузвельт начала преобразование современной роли Первой леди, то Х. Клинтон довершила его. Роль Первой леди возвысилась до роли защитника государственной политики как основной функции Первой леди. Как и у Э. Рузвельт, ее государственная служба не закончилась после ухода из Белого дома. Она единственная Первая леди, занявшая выборную должность. Хиллари Клинтон проложила новый путь, став сенатором, а затем баллотировалась на пост президента.
Справедливым представляется утверждение многих американских аналитиков о том, что сам факт борьбы Х. Клинтон за место в Белом доме внес кардинальные перемены в устройство института Первой леди в истории кампаний за президентский пост. Ведь он продемонстрировал практическую возможность для жены президента стать реальным игроком в большой политике, посягнув на высший пост в государстве. Х. Клинтон также вышла за пределы устоявшейся традиции для Первой леди быть только хозяйкой Белого дома при муже — хозяине в стране, тем самым разрушив сакральность этих границ. Характерно, что Билл Клинтон оказывал своей супруге очевидную поддержку в ее борьбе. Он подчеркивал достоинства своей жены: «Я надеюсь, вы поддержите ее. Если поддержите, вы будете всегда гордиться этим. Когда она станет президентом, она будет вселять в вас чувство гордости каждый день» [1].
Первые леди и специальные проекты
Уже на рубеже Х[Х—ХХ вв. первые леди стремились реализовывать масштабные гуманитарные программы (или проекты). Так, Лу Гувер прослыла патронессой детского спорта в США. Эта практика укреплялась на протяжении столетия. Первые леди выбирают актуальное направление, в соответствии с которым создается общенациональная программа, имеющая, несомненно, социальную значимость. Социально ориентированные программы раскрывают потенциал и завоевывают популярность Первой леди, тем самым укрепляя престиж власти президента и способствуя росту его позитивного рейтинга.
Во второй половине ХХ в. первые леди, как правило, реализовывали собственные программы. Жаклин Кеннеди посвятила себя восстановлению Белого дома и созданию в нем исторической ассоциации. Леди Берд Джонсон продолжала ее работу по созданию Комиссии первых леди для усовершенствования «прекрасной столицы», начав общенациональную кампанию по организации цветочных клумб. Пэт Никсон расширила коллекцию произведений искусства Белого дома и была упорной и последовательной сторонницей движения волонтеров.
Бетти Форд проводила работу по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, организовав в 1982 г. на ранчо «Мираж» в штате Калифорния Центр реабилитации алкоголиков и наркоманов имени Бетти Форд. Через пять лет в свет вышла ее книга «Великое пробуждение Бетти», в которой она с подкупающей честностью рассказала об истории своей зависимости от наркотиков и алкоголя. Трудно переоценить позитивное влияние, которое ее труд оказал на американское общество. Нэнси Рейган также инициировала программу в этом направлении под названием «Просто скажи: нет!», нацеленную на борьбу со злоупотреблением наркотиками и алкоголем среди молодежи. Розалин Картер боролась за улучшение ситуации в лечебницах для душевнобольных. Она служила в качестве почетного председателя Президентской комиссии по охране психического здоровья. Кроме того, поддерживала искусство.
Барбара Буш учредила программы, посвященные грамотности взрослого населения и пожилых американцев, а Лора Буш, как и ее свекровь, способствовала грамотности среди взрослого населения, активно поддерживая развитие библиотек в стране. Х. Клинтон приняла деятельное участие в подготовке реформы системы медицинского обеспечения как председатель Национальной комиссии по реформе здравоохранения. Она также продвигала программы в защиту интересов детей. Мишель Обама работает в этом же направлении: она инициировала программу борьбы с избыточным весом детей.
Институт Гэллапа произвел замеры в мае 2012 г., которые показали, что М. Обама пользуется поддержкой 66 % избирателей против 52 % мужа [8]. Однако М. Обаме пришлось немало потрудиться, чтобы завоевать симпатии американцев.
Заключение
Современный институт Первой леди, интегральный элемент демократического устройства общества, превратился в существенную составляющую американской политической культуры. И прежде всего потому, как не без оснований подчеркивают многие американские аналитики, что супруги могут оказывать значительное влияние на президента, трудноконтролируемое и не всегда очевидное, которое может быть самым сильным по сравнению с другими формальными и неформальными источниками влияния и давления.
Cам факт существования института Первой леди и деятельность института — свидетельство осознания и признания феминистской позиции в США, т. е. открытой поддержки и учета точки зрения пола на все аспекты интеллектуальных, социальных и политических действий как на уровне общества, так и на уровне правящих элит.
У института Первой леди, так же как у каждого социального института, имеется главная функция, которая соотносится с его основной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Эта функция, часто обозначаемая как «очеловечивание» образа высшего официального лица государства, связана с ролью Первой леди, которая состоит в обеспечении позитивного образа президента страны, в создании имиджа человека-президента со свойственными ему простыми человеческими
чертами характера, узнаваемыми миллионами американцев. Первая леди служит связующим звеном между президентом и обществом, определенным «каналом» для трансляции и «перевода» проводимого мужем-президентом курса на обыденный и понятный широким массам язык, что содействует поддержке данного политического и социально-экономического курса. Конечно, есть и другие очевидные функции, свойственные институту Первой леди. Однако все они нацелены на выполнение главной.
Изменение роли Первой леди коснулось прежде всего содержания и масштабов деятельности жены президента. Супруга становится не меньшим, чем сам президент, публичным лицом, ее деятельность приобретает общенациональный масштаб, выходя за пределы государства. Жена президента больше не принадлежит полностью своему мужу, детям и дому. Зачастую она играет роль общенационального лидера в реализации выбранного курса на период президентства своего супруга. Практика показывает, что первые леди играют заметную, хотя и неофициальную роль, во внешней политике Соединенных Штатов, часто выполняя обязанности «посланников доброй воли» и «специальных представителей» государства. В значительной степени международная деятельность первых леди развивалась по тем направлениям, по которым они работали внутри страны, становясь продолжением их активности. Однако проблемы защиты прав женщин стали главным направлением деятельности Первой леди США на международной арене.
Супруги не только глав государств и правительств, но и глав регионов, т. е. губернаторов, также стали видимыми за пределами «домашнего гнезда», активно стали заявлять о себе в общественно-политической жизни и превращаться в значимый фактор политического влияния.
Роль Первой леди в политике зависит от доминирующей в обществе идеологии в отношении гендерного равенства, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны. Господствующие или преобладающие тенденции в отношении к женщинам, их месту и роли в семье и обществе в целом, проецируются на модель поведения Первой леди. Существует и обратная связь: Первая леди закрепляет стандарт и диктует образец для подражания для остальных женщин в стране и в мире.
Библиографический список
1. Генис А. Супруги в Белом доме: институт «Первой леди» в президентской истории США. 29 октября 2012 г. URL: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/412720.html (дата обращения: 01.09.2013).
2. Ермоловская Т. Лимонадная Люси и другие. URL: http://www.liveinternet.ru/ tags/%E6%E5%ED%FB+%EF%F0%E5%E7%E8%E4%E5%ED%F2%EE%E2/ (дата обращения: 01.09.2013).
3. Первые леди и первые дети США. URL: http://www.rokf.ru/different/2008/09/08/ 005946.html (дата обращения: 01.09.2013).
4. Претенденты на Белый дом: сопоставление деталей / Washington profile. 5 сентября 2008 г. URL: http://lmzdjk.spybb.ru/viewtopic.php?id=88 (дата обращения: 01.09.2013).
5. Цебрикова М. К. Американки 18 века. СПб., 1871.
6. First Ladies and Politics. URL: http://www.firstladies.org/blog/first-ladies-and-politics/ (дата обращения: 01.09.2013).
7. Hillary Clinton Edges Nancy Reagan as Best Recent First Lady in U.S. URL: http://www.angusreidglobal.com/polls/44421/hillary-clinton-edges-nancy-reagan-as-best-recent-first-lady-in-u-s/ (дата обращения: 01.09.2013).
8. Jeffrey M. J. Michelle Obama Remains Popular in U.S. Sixty-Six Percent Have a Positive View of the First Lady. May 30, 2012. URL: http://www.gallup.com/poll/154952/Michelle-Obama-Remains-Popular.aspx (дата обращения: 01.09.2013).
9. The Role of First Lady and Origin of the Title «First Lady». URL: http://www.firstladies.org/blog/the-role-of-first-lady-and-origin-of-the-title-first-lady/ (дата обращения: 01.09.2013).
ББК 66.3(2Рос),15
О. В. Красильникова
НУЖНЫ ЛИ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЖЕНЩИН В РОССИИ?
В настоящее время в России действует обширная система органов по защите прав человека и гражданина. К 2012 г. в 71 субъекте Российской Федерации сформировался институт уполномоченных по правам человека, еще в 8 регионах были приняты законы о создании должности омбудсмена [6, с. 1]. С 2009 г. в стране функционирует институт уполномоченного по правам ребенка, в 2012 г. появился омбудсмен по защите прав предпринимателей, а в 2013 г. начал свою работу уполномоченный по правам студентов.
Кроме того, на региональном уровне работают омбудсмены по делам военнослужащих, по делам учеников. Предлагается создать пост омбудсмена, который бы контролировал деятельность правоохранительных органов и учреждений пенитенциарной системы, уполномоченного по делам беженцев и вынужденных переселенцев, уполномоченного по правам народов Российской Федерации и правам граждан и народов на национально-культурное развитие.
Однако значительные успехи в развитии системы правовой защиты не привели к созданию института уполномоченного по правам женщин, в то время как в европейских, а в последнее время и в азиатских странах они успешно функционируют. Почему же в России, идущей по пути построения гражданского общества, идеи гендерного равенства не находят достойного отражения?
Дело в том, что надзор за исполнением законов, гарантирующих равноправие в сфере пола, традиционно считается компетенцией уполномоченных по правам человека, поэтому создание еще одного поста омбудсмена видится руководству страны излишним. Экс-президент Д. Медведев достаточно определенно высказывался против создания дополнительных институтов по защите прав
© Красильникова О. В., 2013