© Е.П. Симаева, 2005
ИНСТИТУТ «ОТВЕТСТВЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В КАНАДЕ В 40-е гг. XIX в.
Е.П. Симаева
В настоящее время наличие института ответственного правительства является основой формирования демократической системы государства. В середине XIX в. в ряде провинций на территории Канады быш учрежден институт «ответственного правительства». Первое ответственное правительство в Британской Северной Америке появилось в 1847 г. в Новой Шотландии. В течение нескольких лет другие колонии последовали примеру Новой Шотландии, и в 1851 г. правительство нового типа появилось на острове Принца Эдуарда, в 1854 г. — в Новом Браунсвике, а в 1855 г. — в Ньюфаундленде 1.
Вопрос о необходимости формирования исполнительной власти, ответственной перед представительным парламентом, рассматривался еще в докладе лорда Дергема «О состоянии дел в Британской Северной Америке», опубликованном в феврале 1839 года. Хотя британское правительство отказалось принять рекомендации Дергема, касающиеся ответственного правительства, идеи и прогрессивные взгляды лорда на протяжении многих лет прослеживались в профессиональной деятельности многих политических деятелей 2.
В июле 1840 г. британским парламентом был принят Акт о Союзе, который провозгласил образование единой провинции Канада. Главной целью Акта 1840 г. можно считать объединение Верхней и Нижней Канады, большинство населения которого составляли англо- и франко-канадцы соответственно 3.
В результате объединения, в рамках одной провинции было предусмотрено национально-территориальное деление Канады на Восточную и Западную части.
Акт о Союзе определил структуру законодательного органа (Легислатуры) Канады. Был учрежден парламент, состоящий из двух палат. Члены верхней палаты — Законодательного Совета — назначались пожизненно, а члены Законодательной ассамблеи — нижней палаты — избирались. Восточная и Западная Канада имели равное количество представителей в ассамблее.
Исполнительная власть была представлена Губернатором и Исполнительным Советом. Однако вся полнота власти в соответствии с Актом была сосредоточена в руках губернатора колонии, назначаемого из Лондона. Губернатором на тот период являлся барон Сиденхем, который был отправлен в Канаду в 1839 г. для проведения объединения провинций и разрешения вопроса об ответственном правительстве, поставленного лордом Дергемом в своем отчете. Сиденхему было дано указание установить «предельно возможную сбалансированность между политикой законодательного органа и исполнительной властью, объединяя вокруг себя только тех, кто своей жизненной позицией и характером добились всеобщего признания и уважения жителей провинции»4.
Барон Сиденхем попытался установить взаимопонимание с выборной ассамблеей, назначив правительственных советников из числа членов ассамблеи, пользующихся поддержкой большинства. В то же время он не решился зайти настолько далеко, чтобы всецело полагаться на «доверие» законодательного собрания правительству, и сохранил за собой право назначать и смещать членов Исполнительного Совета.
Сиденхем был блестящим администратором и грамотным политиком. Он добился того, что основанная на компромиссе система работала, осуществив ряд популярных политических нововведений, однако не сумел удовлетворить тех, кто требовал полного контроля законодательной власти (выборной ассамблеи) над исполнительной властью.
Чарльз Бэгот, сменивший в 1841 г. Си-денхема на посту губернатора, обладал большим дипломатическим опытом и хорошо разбирался в тонкостях межнациональных отношений.
Сторонниками принципа ответственного правительства была образована партия реформ, которую в Западной Канаде возглавлял Роберт Болдуин, а в Восточной — Луи Ипполит Лафонтен. Эта партия представляла
собой пример англо-французской коалиции и являлась предшествующей Либеральной партии Канады 5.
Франко-канадское крыло партии требовало проведения в жизнь рекомендаций лорда Дергема о создании ответственного перед парламентом правительства, надеясь, таким образом, сохранить свою культуру внутри союза.
Англоязычное крыло партии реформ надеялось, что контроль законодательной власти над исполнительной ослабит власть олигархии и тем самым поможет создать равные экономические возможности для предпринимателей.
Когда Исполнительный Совет Чарльза Бэгота не был утвержден Легислатурой, он сразу же предложил Болдуину и Лафонтену сформировать новое правительство, в котором ведущие посты должны были занимать реформисты, имевшие большинство в ассамблее. Понимая невозможность нормального управления Канадой без сотрудничества с франко-канадцами, Бэгот признал ответственность кабинета перед избранным законодательным собранием и необходимость участия различных политических партий в полностью развитой парламентской системе.
Преемником губернатора Чарльза Бэго-та в 1843 г. становится Чарльз Меткалф, который являлся сторонником либеральных взглядов, компетентным администратором и преданным короне служащим. Как представитель Королевы, он не намеревался сотрудничать с лидерами партии реформ. Предполагается, что Меткалф был направлен в Канаду с целью не допустить реализации принципа ответственного правительства.
В дальнейшем в 1846 г. Чарльза Меткалфа сменил лорд Каткарт. Он был назначен на должность губернатора лишь по одной причине — разобраться с исходившими от Соединенных Штатов Америки угрозами в период орегонского кризиса, поскольку граница между США и британскими колониями на западном побережье была далеко не четко выяснена. На протяжении долгих лет провинция Орегон была местом совместной торговли мехами и освоения земель, как британцев, так и американцев. В 1846 г. договор
об орегонской границе определил, что граница между двумя странами должна пролегать по 40-й параллели, но остров Ванкувер должен остаться во владении британцев.
В том же 1846 г. на должность секретаря министерства по делам колоний был представлен лорд Генри Грей, который в 1847 г.
назначил Джеймса Брюса Элджина, зятя лорда Дергема, губернатором Канады. Вновь назначенный правитель Канады получил указание завершить создание ответственного правительства. На выборах в декабре 1847 г. Лафонтен и Болдуин получили существенное большинство. Несмотря на тот факт, что предшественник Джеймса Элджина рассматривал реформаторов как партию «неверных», он созывает двух лидеров партии реформ для формирования нового правительства. Таким образом, Элджин последовал общепринятой в Великобритании практике, то есть сосредоточил политическую власть в руках партии, обладающей большинством в законодательной ассамблее 6.
Несколько лет спустя в 1849 г. произошло настоящее испытание принципов ответственного правительства, когда парламент принял билль о потерях во время восстаний 1837 г. (Rebellion Losses Bill), который должен был быть одобрен губернатором графом Эл-джином, прежде чем он вступит в силу. Билль обеспечивал компенсацию тем, которые пострадали от восстаний 1837 г. в Нижней Канаде. Поскольку в список потерпевших попали сторонники бывших мятежников, тори потребовали не утверждать этот акт. Губернатор отверг требования, строго следуя принципам ответственного правительства, но в ущерб своим личным симпатиям. В результате принятия Акта 1849 г. о выплате компенсаций были спровоцированы уличные беспорядки, участники которых забросали Джеймса Элд-жина камнями и подожгли здание парламента в Монреале. Однако из пепла правительственных зданий возродилось настоящее колониальное самоуправление, которое олицетворяло принципы ответственного правительства.
Как уже упоминалось, первое ответственное правительство было создано в Новой Шотлацдии, где партия реформ, возглавлявшаяся Джозефом Хау, никогда не прибегала к насилию и где «французской проблемы» просто не существовало. Генри Грей рекомендовал губернатору Новой Шотландии сделать лидера партии, имевшей большинство в законодательной ассамблее, своим главным советником и поручить ему в качестве премьер-министра сформировать правительство. Губернатору вменялось в обязанность следовать его советам во всех вопросах, за исключением имевших отношение к внешней политике, обороне и внешнеторговым тарифам и пошлинам. Однако если этот премьер-министр утратит «доверие» большинства
в ассамблее, он должен уйти со своего поста, и губернатор должен в этом случае поручить формирование нового правительства лидеру оппозиции. При указанной системе губернатор становится как бы конституционным монархом в том, что касалось внутренней политики колонии; при рассмотрении вопросов, находящихся в юрисдикции метрополии, он мог или наложить вето на решение правительства провинции, или направить его на рассмотрение в Лондон. Таким образом, становление института «ответственного правительства» происходило различными путями в североамериканских колониях Великобритании.
Подводя итог, отметим, что до представления ответственного правительства в Канаде законодательная ассамблея не имела эффективного контроля над Исполнительным Советом, в сотрудничестве с которым должен действовать губернатор, а с появлением это-
го демократического института Исполнительный Совет мог оставаться у власти в течение всего периода обладания доверием членов ассамблеи 7. Кроме того, учреждение ответственного правительства явилось одной из пред-посышок дальнейшего становления самостоятельности провинции Канада.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Материалы см. на сайте: http://www. canadiana.org/.
2 Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб., 1909. С. 60.
3 См.: http://www.canada.ru/.
4 Stanley George F. Gilman. A short history of the Canadian constitution. Toronto, 1969. P. 52.
5 См.: http://www. caland. narod.ru/.
6 Stanley George F. Ibid. P. 64.
7 Francis R. Origins: Canadian history to Confederation. Toronto, 1988 P. 261.
54
Е.П. Симаева. Институт «ответственного правительства» в Канаде в 40-е гг. XIX в.