Научная статья на тему 'Институт наставничества в военном летном вузе: проблемы и перспективы'

Институт наставничества в военном летном вузе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / EDUCATIONAL WORK / MENTORING / HISTORY OF MENTORING / SOCIALIZATION / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровская Елена Сергеевна

В статье исследуется наставничество в военном вузе как феномен эффективной системы формирования ценностных ориентаций и профессионально-значимых качеств будущих летчиков. Сегодня система наставничества в Вооруженных силах РФ и военных образовательных учреждениях находится на этапе переосмысления и возрождения. Современное видение проблемы в литературе освещено недостаточно и представлено фрагментарно. Специальных научных трудов, посвященных данной проблеме, не существует. Недостает методических материалов по организации наставничества в военных учебных заведениях в связи с тем, что длительное время наставничество не было частью системы воспитания и образования будущих военнослужащих и его роль была сведена до частной инициативы, стихийно проявляющейся на местах. Особенно важным остается вопрос о месте наставничества в воспитательном процессе и социализации в контексте глобальных изменений, происходящих в обществе, влияния на сознание молодежи множества факторов, способствующих нивелированию базовых человеческих ценностей, подмене понятий. Личный пример педагогов-наставников помогает раскрывать потенциальные возможности курсанта, вовлекать его в общественную жизнь своей группы, всего вуза, повышать его культурный, профессиональный уровень, раскрывать его творческие способности и профмастерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring in military aircraft university: problems and prospects

The article examines the phenomenon of mentoring in a military college as an effective system for the formation of value orientations and professionally significant qualities of future pilots. Today, the system of mentoring in the Russian armed forces and military educational institutions is at the stage of reconsideration and revival. The contemporary vision of the problem is not sufficiently consecrated, and is presented fragmented. There are no deep scientific papers on this subject. The military higher educational institutions lack the methodological materials on the organization of mentoring in military schools, due to the fact that for a long time mentoring was not part of the system of upbringing and education of future military personnel, and its role was reduced to a private, spontaneously manifested on the ground. Particularly important is the question of the place of mentoring in the educational process and socialization in the context of global changes occurring in society, taking into account the influence on the minds of young people of many factors contributing to the leveling of basic human values, the substitution of concepts. The personal example of teachers-mentors, like many other methods, help to reveal the potential abilities of a pupil, generate public interest, attract him to the social life of his group, the life of the entire university, contribute to a cadet’s cultural and professional development, reveal his/her creative abilities and professional skills.

Текст научной работы на тему «Институт наставничества в военном летном вузе: проблемы и перспективы»

УДК 37.035.7:378

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОЕННОМ ЛЕТНОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

MENTORING IN MILITARY AIRCRAFT UNIVERSITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

© 2019

Е.С. Петровская E.S. Petrovskaya

В статье исследуется наставничество в военном вузе как феномен эффективной системы формирования ценностных ориентаций и профессионально-значимых качеств будущих летчиков. Сегодня система наставничества в Вооруженных силах РФ и военных образовательных учреждениях находится на этапе переосмысления и возрождения. Современное видение проблемы в литературе освещено недостаточно и представлено фрагментарно. Специальных научных трудов, посвященных данной проблеме, не существует. Недостает методических материалов по организации наставничества в военных учебных заведениях в связи с тем, что длительное время наставничество не было частью системы воспитания и образования будущих военнослужащих и его роль была сведена до частной инициативы, стихийно проявляющейся на местах. Особенно важным остается вопрос о месте наставничества в воспитательном процессе и социализации в контексте глобальных изменений, происходящих в обществе, влияния на сознание молодежи множества факторов, способствующих нивелированию базовых человеческих ценностей, подмене понятий. Личный пример педагогов-наставников помогает раскрывать потенциальные возможности курсанта, вовлекать его в общественную жизнь своей группы, всего вуза, повышать его культурный, профессиональный уровень, раскрывать его творческие способности и профмастерство.

Ключевые слова: воспитательная работа; наставничество; история наставничества; социализация; ценностные ориентации; профессионально значимые качества.

The article examines the phenomenon of mentoring in a military college as an effective system for the formation of value orientations and professionally significant qualities of future pilots. Today, the system of mentoring in the Russian armed forces and military educational institutions is at the stage of reconsideration and revival. The contemporary vision of the problem is not sufficiently consecrated, and is presented fragmented. There are no deep scientific papers on this subject. The military higher educational institutions lack the methodological materials on the organization of mentoring in military schools, due to the fact that for a long time mentoring was not part of the system of upbringing and education of future military personnel, and its role was reduced to a private, spontaneously manifested on the ground. Particularly important is the question of the place of mentoring in the educational process and socialization in the context of global changes occurring in society, taking into account the influence on the minds of young people of many factors contributing to the leveling of basic human values, the substitution of concepts. The personal example of teachers-mentors, like many other methods, help to reveal the potential abilities of a pupil, generate public interest, attract him to the social life of his group, the life of the entire university, contribute to a cadet's cultural and professional development, reveal his/her creative abilities and professional skills.

Keywords: educational work; mentoring; history of mentoring; socialization; value orientations; professionally significant traits.

Наставничество в классическом значении курирования и поддержки новичков практически перестало существовать в начале 1990-х годов и сейчас находится на этапе переосмысления и возрождения, в том числе в Вооруженных силах РФ и военных образовательных учреждениях. К данному методу обучения молодежи обращаются лишь отдельные организации, тогда как он является одним из самых эффективных [1]. Наставничество позволяет придать процессу адаптации военнослужащего не стихийный,

а управляемый характер, тем самым выводя искусство управления на новый уровень.

Наставничество в русской армии как передача профессионального и личного опыта в системе воспитательной работы с военнослужащими имеет богатую историю. Заинтересованность педагога-наставника в нравственном и духовном росте воспитанника прослеживается в истории воспитания в Российской армии и в деятельности выдающихся военных [2]. Роль военного наставничества достаточно широко освещена в отечественной литературе. Блестя-

щими педагогами-воспитателями и авторами работ по наставничеству в армии были П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов [3].

Современное видение проблемы отражено в литературе недостаточно. Оно фрагментарно представлено в работах таких авторов, как А.Г. Маклаков, Ю.М. Чуйков, Е.В. Чарина [4-6]. Специальных научных трудов, посвященной данной проблеме, не существует.

Почти все специалисты, начинающие самостоятельную трудовую деятельность, пользуются услугами наставников. Подобное сотрудничество между начинающим сотрудником и опытным дает положительный эффект. Д. Клаттербак в 1991 г. в книге «Каждый нуждается в наставнике» писал: «Наставник - это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия, он должен просто поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе. Наставники - это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализо-вывать свой потенциал» [7, с. 99].

Итак, наставничество предполагает особый вид отношений, в которых главные роли отведены доверию, честности, надежности, объективности [5]. Именно поэтому роль наставничества в работе с молодежью, его влияние на становление личности человека являются значимыми. Наставничество стоит у истоков формирования человеческой субъектности, отвечает за само существование человека, является фундаментальной социальной потребностью человечества наряду с безопасностью, религией, семьей, поскольку своей целью имеет воспитание личности, социализацию подрастающего поколения, а эффективное решение этих задач имеет общегосударственное значение [8].

Военным высшим учебным заведениям недостает методических материалов по организации наставничества, так как длительное время оно не было частью системы воспитания и образования будущих военнослужащих, его роль была сведена до

частной инициативы, стихийно проявляющейся на местах.

Особенно важным остается вопрос о месте наставничества в воспитательном процессе и социализации военнослужащих в контексте глобальных изменений, происходящих в обществе, влияния на сознание молодежи множества факторов, способствующих нивелированию базовых человеческих ценностей, подмене понятий. Понимание важных основ человеческого общения (в группе, межличностного), таких как сострадание, преданность, доброта, благодарность, искажается. Это же касается восприятия себя как части чего-то большего -семьи, коллектива, страны. Долг, патриотизм, взаимовыручка, гражданственность, национальное самосознание - понятия, подвергшиеся переосмыслению.

Личный пример педагогов-наставников помогает раскрывать потенциальные возможности воспитанника, пробуждать в нем общественные интересы, вовлекать его в общественную жизнь группы, всего вуза, повышать его культурный, профессиональный уровень, раскрывать его творческие способности и профессиональное мастерство. К одной из ценных черт, которые наставники формируют у своих подопечных, относится интерес к самообучению, новейшим технологиям в области образования и желание овладеть ими [10].

К.Д. Ушинский назвал творческий и душевный подъем вершиной наставничества [9]. Любой преподаватель передает учащимся информацию, знания, но лишь подлинный наставник даст ученику вдохновение и веру в свои силы, укрепит его уверенность в том, что он способен на большее. Исходя из того, что сущность наставничества - процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллектуальной и психофизиологической составляющих, духовности, подготовки ее к эффективному выполнению профессиональных обязанностей и жизни в целом, можно предположить, что наставник должен обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью, иметь в структуре личности выраженный

эмпатийный компонент, социально-психологическую готовность к совместной деятельности, способность к рефлексии [8].

В военном вузе назначение офицера-наставника можно представить как педагогическое сопровождение с целью освоения курсантом военно-профессиональных компетенций, выстраивания траектории собственной профессиональной воинской службы, усвоения представлений о Вооруженных силах как о социальном институте и проектирования собственного места в нем, инте-риоризации нравственных ценностей и норм жизнедеятельности профессионального военного, офицера (командира).

Наставник - это человек, который готов делиться своими знаниями и опытом в обстановке взаимного доверия, может совместить в своей деятельности широкий спектр ролей: родителя, сверстника, педагога. Наставничество в процессе овладения профессией военного следует понимать более широко, чем это принято в системе образования в целом. Оно подразумевает глубинную психологическую работу над личностью обучающегося как над уникальной целостной системой, свойства которой не заданы заранее и могут быть изменены и дополнены в результате реализации присущей только человеку возможности самоактуализации.

Оказывать курсантам помощь в самореализации, в развитии личных качеств, в освоении и совершенствовании навыков управления, командования, общения - это далеко не полный перечень задач наставников. Традиционно считалось, что наставник - это более опытный, обладающий обширными знаниями педагог [11]. С этим нельзя не согласиться. Но в настоящее время этих преимуществ наставника перед курсантами недостаточно. К тому же постоянная опека, инструктирование обучающегося и контроль над ним, а также давление большого опыта наставника может привести к недопониманию между ними, к низким результатам самостоятельной деятельности курсанта. С учетом этого наше внимание направлено на возможности наставничества в оказании влияния на

формирование системы ценностных ори-ентаций и таких ключевых профессионально значимых качеств будущих летчиков, как социальная ответственность, развитый самоконтроль, целеустремленность, чувство долга, порядочность, исполнительность.

И если первичную социализацию и первые представления о мире человек приобретает в семье как в первоначальном источнике человеческого в человеке, и ее особенности обусловливают качество адаптации в военном образовательном учреждении, то следующий этап приобретения нового опыта, познания себя через общение с другим приходится на время профессионального обучения. Важнейшим критерием социальной адаптации является удовлетворенность отношениями со «значимыми другими» и своей позицией в этих отношениях.

Исследователи указывают, что наличие социальной поддержки обеспечивает сохранение человеком физического и психического здоровья, чувства благополучия и удовлетворенности жизнью, тогда как ее отсутствие приводит к снижению качества жизни и трудностям в преодолении сложных ситуаций [1].

В рамках научно-исследовательской работы в феврале 2018 г. был проведен опрос курсантов 2-го и 4-го курсов филиала Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в Сызрани с целью изучения роли и места наставничества в образовательной военной среде, его влияния на становление профессионально значимых качеств будущих летчиков.

Курсантам задавались вопросы о том, видят ли они необходимость в развитии наставничества и готовы ли они поддерживать становление данного института в летном военном вузе.

Всем категориям опрошенных был задан вопрос «Нужно ли внедрять наставничество в летном военном вузе?» Утвердительно на него ответило подавляющее количество респондентов, что подтверждает гипотезу о востребованности данного метода (рис. 1).

I курсанты 2 курса ■ курсанты 4 курса

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Нужны ли наставники в летном военном вузе?»

Следующий вопрос должен был определить основное назначение наставников в летном военном вузе (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите наиболее востребованные направления поддержки со стороны наставников»

Согласно данным опроса, миссия наставников видится курсантам не столько в содействии адаптации, сколько в осуществлении практикоориентированного обучения, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, совместного выявления и устранения допущенных ошибок, предупреждения о возможных «подводных камнях» службы и т.д.

Опрос целевой группы позволяет также сформулировать четкий набор конкретных требований к тому, как должна быть организована работа наставников в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Прежде всего, чтобы достичь хороших результатов, наставник должен взаимодействовать со своим подопечным ежедневно не менее одного раза, а то и чаще (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Как часто должен взаимодействовать наставник с подопечным, чтобы достичь хороших результатов?»

Таким образом, руководящему составу Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина необходимо создавать возможности и условия для взаимодействия наставников с подопечными.

Внедрять наставничество с целью совершенствования профессионализма воспитанников необходимо постепенно, поэтапно, с учетом того, что оно должно способствовать формированию и развитию личностных составляющих и административных качеств курсантов.

Помощь наставника курсанту организуется в несколько этапов:

1) на этапе адаптации уточняется перечень компетенций (обязанностей и полномочий) сторон, устанавливаются недочеты в умениях и навыках воспитанников, чтобы разработать план адаптации;

2) на основном, т.е. проектировочном, этапе создается и воплощается в жизнь план адаптации, проводится коррекция профессиональных навыков воспитанника, ему оказываются содействие и помощь в создании собственного плана саморазвития;

3) на контрольно-оценочном этапе проводится проверка уровня профессионализма и подготовленности воспитанника,

выясняется уровень его стремления выполнять свои обязанности.

Подобная последовательность рациональна, так как способствует развитию профессиональных качеств курсантов и в тоже время подразумевает их саморазвитие, самоорганизацию.

Подводя итог сказанному, отметим: ключевым направлением учебно-воспитательного процесса в филиале Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в г. Сызрани должно стать

содействие осознанию курсантами собственной принадлежности к профессии «военный летчик» через тиражирование успешного опыта наставничества.

Для внедрения успешных технологий наставничества необходимо в первую очередь развернуть коммуникационные площадки в рамках проведения конференций и круглых столов, где опыт применения наставничества в военных вузах будет обсуждаться и экспертно оцениваться.

* * *

1. Снегирев А.Л., Суховецкая Е.Ю., Хомяков И.Д. Учебное моделирование в процессе формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров : монография. Новосибирск : Новосибирский военный ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2014. 123 с.

2. Глазунов А.М. Социальная ответственность российских военнослужащих в условиях социальной трансформации : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 27 с.

3. Интервью Ю.С. Белановского «Духовное наставничество в военном вузе». URL: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=belanovskiy y s (дата обращения: 15.03.2019).

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2008. 583 с.

5. Чуйков Ю.М. Наставничество в военном вузе: потенциальное и актуальное // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова. 2010. № 2. С. 213-215.

6. Чарина Е.В. Отношения в системе «наставник - молодой специалист» в процессе профессионализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 49 с.

7. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 7(182). С. 98-104.

8. Петровская Е.С. Психологические детерминанты наставничества в системе учебно-воспитательной работы с курсантами военного летного вуза // Достижения науки и образования. 2018. № 11(33). С. 47-50.

9. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. М. : Директ-Медиа, 2012. 33 с.

10. Петровская Е.С. Влияние первичной социализации на особенности адаптации курсантов к обучению в военном авиационном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : сборник материалов XII междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 90-летию Вольского военного института материального обеспечения / под ред. канд. пед. наук, доц. А.В. Немчининова. М. : Перо ; Вольск : Тип. ВВИМО, 2018. Ч. 5. Актуальные проблемы социально-экономических наук и права. С. 128-130.

11. Иванов М.Г. Формирование социальной ответственности студентов средствами правового воспитания : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.