Научная статья на тему 'Институт местного самоуправления в субъектах Северо-Кавказского региона: основные вопросы развития'

Институт местного самоуправления в субъектах Северо-Кавказского региона: основные вопросы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ НАУКА / СИЛОВЫЕ ОРГАНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирзаев Мирза Абдуллаевич

В статье рассматривается институт местного самоуправления в республиках СКФО. Описываются основные вопросы развития института местного самоуправления. Также особое внимание уделено проблемам, тормозящим развитие института местного самоуправления в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мирзаев Мирза Абдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт местного самоуправления в субъектах Северо-Кавказского региона: основные вопросы развития»

УДК 340. 342.553

Мирзаев Мирза Абдуллаевич

кандидат юридических наук, доцент

кафедры теории государства и права

юридического факультета Дагестанского

государственного университета

mirzaev47@mailru

Mirza A. Mirzayev

candidate of law,

associate professor of the theory

of the state and right of law department

of the Dagestan state university

ИНСТИТУТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ

INSTITUTE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REGIONS

OF THE NORTH: THE MAIN DEVELOPMENT ISSUES

Аннотация. В статье рассматривается институт местного самоуправления в республиках СКФО. Описываются основные вопросы развития института местного самоуправления. Также особое внимание уделено проблемам, тормозящим развитие института местного самоуправления в регионе.

Ключевые слова: федеральная власть, местное самоуправление, регионы, управленческая наука, силовые органы, законодательство.

Annotation. The article describes the Institute of local self-government in the countries of the NORTH. Describes the major development issues of local self-government. Also, special attention is paid to the problems, the development of the Institute of local self-government in the region.

Key words: the Federal Government, local government, regions, management science, law enforcement bodies, legislation.

Наиболее конфликтным регионом в нашей стране является Северо-Кавказский регион. Здесь отмечается множество нерешённых межнациональных вопросов. Причинами сложившегося положения на Кавказе являются необеспеченность методов управления соответственными культурно-информационными, экономическими,

этнополитическими методами, и, самое главное, - игнорирование диалога с гражданским обществом. На Северном Кавказе совершается множество террористических актов. Беззаконие и коррупция, террористические разборки и торговля оружием нередко осуществлялись с участием местных этнополитических элит. Такое положение дел в Северо-Кавказском регионе выгодно было не только бандитам, но и отдельным чиновникам, преступная бездеятельность которых приносила им политические и финансовые дивиденды.

Самое пагубное влияние оказал фактор состояния войны в Чечне, Дагестане, провоцирующий взрывоопасность этнополитической обстановки на Кавказе и в России в целом. И самое сложное состоит в том, что социально-экономические трудности используются до сих пор с целью стравливания разных национальностей. Зачастую местные власти, поддерживая межнациональные противостояния, не только сохраняли свои привилегии и должности, но и использовали нестабильную ситуацию для того, чтобы выбивать дополнительные средства из федерального бюджета, которые расходовались обычно не по целевому назначению. Немаловажно и то, что усиливалась зависимость властных структур от криминального мира, что способствовало всплеску преступности.

Проблемным вопросом в республиках СКФО остаётся уровень безработицы, притом самый высокий по стране — 16 %, наиболее тяжёлое положение в Ингушетии, в Чеченской Республике и Дагестане.

Надо сказать, что Кавказ, в силу своего географического положения, лежит на пересечении интересов и ценностей многих стран, к которым в первую очередь относятся США, Великобритания, Турция, Евросоюз и их военно-политические блоки. В этот же регион направлены устремления ряда ведущих государств исламского мира (Королевства Саудовская Аравия, Ирана и др.) и Китая. Теократический характер Саудовского государства, состав и взгляды его правящей элиты, процесс принятия решений и возможности расходования огромных денежных средств превращают Саудовскую Аравию в одного из ведущих международных «игроков» на российском Северном Кавказе. Думается, необходимо выработать особые методы и подходы к нейтрализации саудовского влияния [1] .

В этих непростых условиях развивался и продолжает развиваться институт местного самоуправления в республиках СКФО. С июня 2008 г. по август 2012 г. в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 [2] было внесено 36 изменений. Кроме того, были внесены изменения в федеральные законы от 12.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», [3] от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите

прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] и иные нормативные правовые акты. Вопрос в том, что все эти внесённые изменения должны быть отражены в уставах муниципальных образований. На наш взгляд, с учётом внесения большого количества изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 он требует доработки, поскольку содержит не только пробелы правового регулирования, коллизионные нормы, но и внутренние противоречия. Формулировки, используемые в законе, являются громоздкими и вызывают неоднозначное понимание, и, как следствие, неправильное применение на практике.

Как представляется, в вопросах компетенций не до конца ясным остаётся вопрос разграничения полномочий, что диктует необходимость совершенствования федерального и местного законодательства в этой области с чёткой формулировкой. Рассмотрим, как реализуется этот вопрос в регионе. Одной стороной проблемы является то, что на органы госвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления зачастую возлагают не характерные для них функции, в том числе решение задач, которые имеют не региональный или местный, а общегосударственный характер, или их решение возможно путем централизованного подхода, силами единой государственной системы органов. В частности, к вопросам местного значения относят профилактику терроризма и экстремизма, гражданскую оборону, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационную подготовку.

Другой стороной обозначенной проблемы является, напротив, централизация на федеральном уровне отдельных функций, которые могут исполняться на региональном или местном уровне. Это приведет к увеличению числа территориальных подразделений федеральных органов государственной власти и к снижению результативности решения отдельных вопросов. Это касается, прежде всего, контрольно-надзорных полномочий, существенно влияющих на социально-экономические процессы, инвестиционный климат в регионах. Существуют также проблемы определения вопросов местного значения и возможности их решения на уровне местного самоуправления. Прежде всего, это вопросы материально-финансовой базы сельского самоуправления, в особенности сёл с небольшим населением.

Ещё одним проблемным вопросом была и остаётся проблема миграции, которая усугубляет ситуацию в регионе, обостряет этнополитические отношения и усиливает конкуренцию на рынке труда. Приведенные факты свидетельствуют о необходимости

планомерной повседневной структурной корректировки всей кавказской политики, принятия нестандартных шагов в поиске путей, форм и методов решения обострившихся этнополитических проблем региона. В противном случае, неминуемо появление новых взрывов вооруженного насилия. И тогда федеральный центр ещё долго будет втянут в конфликтные ситуации. Думается, надо возвращать Кавказ на мирные рельсы, направляя усилия не на дискуссии о политическом статусе, а на решение конкретных социально-экономических проблем Северо-Кавказского региона.

Среди системных проблем, отрицательно влияющих на развитие местного самоуправления на Северном Кавказе, следует назвать коррупцию и клановость власти: «Уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен». Несмотря на значительность объемов выделяемых для Северного Кавказа финансовых средств, эффективность их расходования признается неудовлетворительной, немалая часть средств банально разворовывается.

Проблему стабилизации обстановки на Северном Кавказе нельзя свести только к прекращению военных действий и к решению наиболее острых социальных вопросов для Северного Кавказа в целом. В правовом контексте региональные акты о местном самоуправлении должны соответствовать поправкам в законодательство о местном самоуправлении, принятым парламентом в мае 2014 года. Как заявил Путин, он эти поправки уже подписал, сообщает пресс-служба Кремля. Вместе с тем, глава государства не исключил, что в случае необходимости в уже принятый закон могут быть внесены изменения. На наш взгляд, руководителям регионов необходимо организовать живой диалог с муниципальными собраниями, с населением, чтобы обсудить все новые преобразования в организации местного самоуправления в Российской Федерации. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. [5] . В самые короткие сроки субъекты Федерации должны выстраивать оптимальную модель организации местного самоуправления, и главное, как было отмечено, так, чтобы в основе отраслевого регионального законодательства лежала свобода выбора. Как представляется, при определении оптимальной модели организации местной власти, обязательно надо учитывать особенности регионов, национальные традиции проживающих там народов и, конечно, прислушиваться к мнениям жителей конкретных территорий. Именно участие граждан в принятии решения наполняет местное самоуправление подлинным смыслом. Изменения в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" №

131-Ф3 наделяют регионы правом перераспределять полномочия между субъектом и муниципалитетами. Думается, это позволит создать в каждом регионе эффективную систему местного самоуправления с учетом специфики всех муниципальных образований [6]. Владимир Путин подписал Федеральный закон № 136-Ф3 от 27 мая 2014 г. "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [7]. В них определены вопросы местного значения внутригородского района, в числе которых вопросы о формировании, утверждении и исполнении бюджета внутригородского района, а также контроля над исполнением данного бюджета; об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов; о владении, пользовании и распоряжении имуществом, которое находится в муниципальной собственности. Сюда же относятся вопросы создания условий для предоставления жителям внутригородского района услуг связи, торговли, бытового обслуживания, общественного питания; об организации и проведении работы с детьми и иные полномочия.

В соответствии с поправками порядок избрания главы муниципального образования будет устанавливаться законом субъекта РФ. Главы муниципальных образований будут выбираться везде, начиная от маленького села и заканчивая крупным городом. При этом формы выборов (прямое голосование населения или избрание главы муниципального образования через представительные органы) могут быть разными.

Законами субъекта РФ разрешено осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ на срок не менее срока полномочий представительного органа государственной власти субъекта РФ. Не допускается относить к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью, а также формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления и некоторые другие полномочия [8] .

Литература

1. Тишков В. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. Общая оценка ситуации и природы конфликтов. URL:

http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n2/stat8/ (дата

обращения: 10.09.2014).

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 21 июля 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсулътантПлюс».

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон Рос. Федерации от 12 июня 2012 г. № 67-ФЗ (с изм.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсулътантПлюс».

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсулътантПлюс».

5. Усовершенствована система организации местного самоуправления в России. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Там же.

7. Усовершенствована система организации местного самоуправления в России. URL: http://www.admbal.ru/content/usovershenstvovana-sistema-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii (дата обращения: 06.09.2014).

8. О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Literature

1. Tishkov V. Century Federalism and ethnic factor in the North Caucasus. General assessment of the situation and the nature of the conflict, available at: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n2/stat8/ (accessed: 10.09.2014).

2. On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation: the Federation. the law Grew. Federation dated 6 October 2003, no. 131-FZ (as amended on 21 July 2014). Access from Ref.-legal system "Consultantplus".

3. On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation: the Federation. the

law Grew. Federation of 12 June 2012, no. 67-FZ (with amendments.). Access from Ref.-legal system "Consultant plus".

4. On the protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control: Feder. the law Grew. Federation from December 26, 2008, no. 294-FZ (with amendments. and supplementary). Access from Ref.-legal system "Consultant plus".

5. Improved system of organization of local self-government in Russia. Access from Ref.-legal system "Garant".

6. Ibid. 7. Improved system of organization of local self-government in Russia, available at: http://www.admbal.ru/content/usovershenstvovana-sistema-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii (accessed: 06.09.2014).

8. On amendments to article 26 of the Federal law "On General principles of organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation " and Federal law "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation: the Federation. the law Grew. Federation dated may 27, 2014, no. 136-FZ. Access from Ref.-legal system "Garant"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.