Научная статья на тему 'Институт медиации как средство реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей'

Институт медиации как средство реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМИРЕНИЕ / RECONCILIATION / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / JUVENILE JUSTICE / МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыденко А. В.

В статье рассматриваются вопросы применения нового для отечественного законодательства и практики института медиации. По мнению автора, данный институт может быть успешно использован в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей в рамках правовой конструкции примирения с потерпевшим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediation institute as the means of restorative justice in regard to minor offenders

In the article the author concerns the issues of application of the mediation institute which is new for the Russian legislation and practice. The author believes that this institute can be successfully used in the sphere of criminal justice process in the case of minor offenders within the limits of the juridical construction of conciliation with a complainant.

Текст научной работы на тему «Институт медиации как средство реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей»

А. В. ДАВЫДЕНКО инспектор службы охраны Центра специального назначения

1 -.т х-.. 1 вневедомственной охраны МВД России,

А. V. БАУТВЕПКО

кандидат юридических наук

Институт медиации как средство реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Mediation institute as the means of restorative justice in regard to minor offenders

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения нового для отечественного законодательства и практики института - медиации. По мнению автора, данный институт может быть успешно использован в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей в рамках правовой конструкции примирения с потерпевшим.

Ключевые слова: примирение, ювенальная юстиция, медиация, принудительные меры воспитательного воздействия.

Abstract. In the article the author concerns the issues of application of the mediation institute which is new for the Russian legislation and practice. The author believes that this institute can be successfully used in the sphere of criminal justice process in the case of minor offenders within the limits of the juridical construction of conciliation with a complainant.

Key words: reconciliation, juvenile justice, mediation, compulsory educational measures.

Процесс коренного реформирования и трансформации российского общества, сопровождающийся кардинальными социальными переменами во всех сферах жизнедеятельности, весьма противоречив. Как полагает Ю. Р. Орлова, созданы основные институты правового и социального государства, предпринимались попытки приблизить национальное законодательство к общеевропейскому уровню. Вместе с тем наблюдались негативные тенденции изменения отдельных количественных и качественных показателей преступности, в том числе среди несовершеннолетних [1].

Несмотря на некоторое снижение абсолютного числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение последних пяти лет, с 2010 по 2014 год уголовная статистика отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой

преступности (в 2014 году к уголовной ответственности были привлечены 59 461 несовершеннолетний, из числа привлеченных только 32 572 были осуждены) [2]. Возрастает количество организованных преступных групп несовершеннолетних, увеличивается число тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на почве национальной ненависти или вражды в отношении представителей отдельных социальных групп. Растет количество преступлений, сопряженных с экстремизмом.

Все это свидетельствует, по нашему мнению, об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, большое количество тяжких и особо тяжких преступлений. По данным официальной статистики, если в 2012 году в Российской Федерации подростками или

при их участии было совершено 10,5 тыс. особо тяжких преступлений и 146,8 тыс. тяжких, что составило соответственно 5,4 % и 74,6 % от общего числа зарегистрированных преступлений, то в 2013 - 11,6 тыс. (6,3 %) и 135,5 тыс. (73,1 %), в 2014 - 11,4 тыс. (8,2 %) и 91,3 тыс. (66,4 %) [2].

Как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [3], одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности. Несмотря на столь значительные показатели преступности несовершеннолетних, законодателем в Уголовном кодексе Российской Федерации последовательно реализуется концепция гуманного отношения к несовершеннолетним в вопросах уголовной ответственности и наказания.

По мнению С. К. Жиляевой, криминализация подростковой среды продолжает оставаться тревожным явлением. Это результат неблагополучия в социально-экономической и духовно-нравственной сфере нашего социума, вызванного целым рядом причин: от падения жизненного уровня значительной части населения и криминализации общества до распространения жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу ввиду либерализации законодательной базы [4].

По статистическим сведениям ФСИН России, по состоянию на 01.01.2015 в структуре уголовно-исполнительной системы функционировало 30 воспитательных колоний, в которых отбывали наказание 1 776 наиболее криминализированных и педагогически запущенных несовершеннолетних осужденных. Из них 65 % осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, 53 % ранее имели условную судимость, отсрочку приговора или были осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы. 10 % несовершеннолетних до осуждения нигде не работали и не учились, 67 % употребляли алкоголь, 27 % - наркотические или психотропные вещества. 60 % подростков до осуждения состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [5].

В воспитательных колониях с несовершеннолетними осужденными проводится работа

по профилактике правонарушений во время отбывания наказания и привитию навыков правопослушного поведения после освобождения. Во взаимодействии с региональными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами государственной власти, общественными и религиозными организациями решаются вопросы трудового и бытового устройства воспитанников после освобождения из мест лишения свободы, профессиональной ориентации подростков с целью успешной интеграции в общество после освобождения. Администрациям воспитательных колоний оказывается помощь в духовно-нравственном, патриотическом, эстетическом, физическом и правовом воспитании несовершеннолетних с применением инновационных форм и методов воспитательной работы, в психологическом сопровождении и ресоциализа-ции после освобождения, в обучении персонала психолого-педагогическим методам работы с воспитанниками.

Вместе с тем особое беспокойство вызывает рецидив преступлений, совершаемых несовершеннолетними, освободившимися из воспитательных колоний и специализированных образовательных учреждений*, составивший за последние пять лет 25-30 %.

Проведенный нами анализ показывает, что основная доля повторных преступлений несовершеннолетними совершается в первый год после освобождения. Одна из причин состоит в том, что каждый второй несовершеннолетний, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы, испытывает при трудоустройстве серьезные препятствия. В большинстве случаев подростки получают отказ от работодателя из-за наличия судимости.

Кроме несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, значительная часть подростков за совершенные преступления приговаривается судом к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. По данным ФСИН России, в течение 2014 года на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояли 9 180 таких несовершеннолетних. Из них более 760 осужденных (8,3 %) не были заняты трудом или учебой,

* Речь идет о несовершеннолетних, которым судом принудительные меры воспитательного воздействия в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием были назначены в связи с освобождением их от наказания или уголовной ответственности.

а также имели склонность к совершению повторных преступлений [6].

В процессе исследований нами установлено, что криминогенный состав лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте к наказаниям, не связанным с лишением свободы, остается сложным: 28,5 % от числа прошедших по учету уголовно-исполнительных инспекций осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления (для сравнения: у взрослых, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, этот показатель составляет 19,7 %).

В целях общей профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сотрудники уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) кроме взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел сотрудничают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными организациями. УИИ участвуют в региональных программах по профилактике повторной преступности, социальной реабилитации, поддержке малоимущих граждан и семей, патриотическому воспитанию. Совместно с центрами социальной помощи семье и детям реабилитационными центрами по оказанию социальной помощи осужденным оказывается содействие в трудоустройстве.

Растет число лиц, не достигших возраста 14 лет и совершивших правонарушения, увеличивается их доля среди всех выявленных преступлений. Преступность лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (малолетних), в последнее десятилетие росла значительно быстрее, чем изменялся процент представителей данной возрастной группы от общего числа населения страны.

Благодаря принимаемым мерам за прошедшие три года прослеживается тенденция к сокращению повторной преступности среди несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. Статистическая отчетность ФСИН России говорит о том, что в 2012 году ими совершено 1 726 повторных преступлений (уровень повторной преступности составил 4,41 % от числа прошедших по учету несовершеннолетних), в 2013 году -1 157 преступлений (3,53 %), в 2014 году -822 преступления (3 %).

Сегодня все большее развитие в отечественной судебной практике получают принципы ювенальной юстиции, направленные на профи-

лактику правонарушений несовершеннолетних. Одним из перспективных направлений является, на наш взгляд, возложение судами на лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, дополнительных обязанностей, имеющих коррекционное значение. Вместе с тем необходимы комплексные программы социальной, педагогической и психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей, которые можно было бы обязать пройти при вынесении приговора. Такие программы наряду с уголовным надзором позволят совершенствовать систему социальной адаптации лиц, осужденных к наказаниям без лишения свободы, и будут способствовать предупреждению совершения ими повторных правонарушений.

По нашему мнению, заслуживает внимания перспектива использования в ювенальной юстиции медиации либо других форм урегулирования конфликтов, ориентированных на достижение соглашения сторон, заглаживание вреда и исцеление жертвы, которые получили название восстановительного правосудия. Применение медиации возможно как на этапе досудебного, так и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.

В практическую деятельность воспитательных колоний внедряются такие инновационные технологии, как элементы медиации. Так, например, в Пермской воспитательной колонии (Пермский край) реализуются программы примирения или заглаживания вреда перед потерпевшими. Аналогичные программы используются в деятельности Ангарской (Иркутская область), Можайской (Московская область) и Шаховской (Орловская область) воспитательных колоний.

Кроме того, внедряются методы комплексного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы (Республика Алтай, Алтайский, Забайкальский, Пермский края, Калининградская, Костромская, Курганская, Тамбовская, Тюменская области).

Что же такое медиация? Одни авторы указывают, что медиация - это внесудебный способ урегулирования спора между сторонами при участии и под руководством третьего нейтрального лица - посредника, не наделен-

ного правом вынесения обязательного для сторон решения [7]. По мнению других, медиация - это переговоры между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего права выносить обязательное для сторон решение [8]. Третьи считают, что медиация представляет собой самостоятельное разрешение конфликта сторонами при поддержке нейтрального третьего лица, не обладающего полномочиями при разрешении спора [9]. Четвертые отмечают, что под термином «медиация» понимается процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью посредника (медиатора), оказывающего содействие в урегулировании спора [10].

Имеются и своего рода комплексные определения данного понятия: «медиация - это внесудебное урегулирование споров между субъектами при участии незаинтересованной стороны; один из самых неформальных способов разрешения конфликтов - процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом - медиатором (посредником), который помогает вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов» [11].

Нами поддерживается позиция Р. Р. Максудова о том, что правовая медиация - это регулируемая правом посредническая деятельность третьего для сторон правового конфликта лица (медиатора), не обладающего полномочиями на разрешение спора по существу, направленная на их самостоятельное и добровольное примирение и на основе этого разрешение юридического конфликта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 п 1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации [12]. Концепция направлена в том числе на внедрение инновационных для России медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые обеспечивают реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности

оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком, а позволяет вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом.

Концепцией предусматривается создание системы защиты и оказания помощи детям всех возрастов и групп, включая детей, находящихся в социально опасном положении, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы; системы профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с детьми указанной категории; новых технологий, методов и форм работы по профилактике правонарушений среди детей, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы; института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим.

Для реализации положений концепции, по нашему мнению, необходимо внести изменения в отдельные законодательные акты, направленные на уголовно-процессуальную регламентацию примирительных процедур на досудебной стадии. Также необходимо внести изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 п 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [13], Семейный кодекс Российской Федерации [14] и другие нормативные правовые акты.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие сети служб медиации направлено прежде всего на создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье, формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей, гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков, улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.

Элементы медиации и восстановительного правосудия могут быть реализованы в рамках создания в Российской Федерации системы пробации, предусмотренной Кон-

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

цепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 п 1662-р [15], и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 п 1772-р [16].

Новые условия для развития медиации создаются в связи с принятием Российской Федерацией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [17]. На наш взгляд, это не что иное, как государственный заказ на развитие и внедрение медиации. Практическая реализация основных положений данного документа заключается в необходимости создания сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия. Результатом реализации мероприятий национальной стратегии станет создание благоприятных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей и подростков, вовлекаемых в конфликты, связанные с нарушением закона, а также внедрение в практику механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, что, в свою очередь, будет способствовать эффективной работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, технологии ювенальной юстиции имеют большой профилактический потенциал для разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних. Их социальная направленность сосредоточена прежде всего на использовании целого комплекса реабилитационных программ для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, таких как медиации, пробации и др. Вместе с тем, внедряя ювенальные технологии в практику, необходимо проанализировать зарубежный опыт их использования (в том числе негативный) для минимизации просчетов в этой важной и нужной работе с культурными традициями многонационального российского общества. ^

1. Орлова Ю. Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Рос. следователь. 2014. п 8. С. 27.

2. Состояние преступности в России // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru /presscenter/statistics (дата обращения: 01.06.2015).

3. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : пост. Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 01.02.2011 n 1 // Российская газета. 2011. n 29.

4. Жиляева С. К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Рос. следователь. 2013. n 1. С. 24.

5. Отчет о работе воспитательных колоний за 12 месяцев 2014 года. Тверь, ФГУ НИИИиПТ ФСИН России, 2015.

6. Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за 2014 год. Тверь, ФГУ НИИИиПТ ФСИН России. 2015.

7. Кудряшов А. А. Медиация в России // Нотариус.

2009. n 2. С. 25.

8. Решетникова И., Колясникова Ю. Медиация и арбитражный процесс // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. n 3. С. 34.

9. Максудов Р. Р. Восстановительная медиация: идея и технология : методические рекомендации. М. : Институт права и публичной политики, 2009. 72 с. (Серия Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями).

10. Удова О. Медиация как альтернативный способ разрешения споров // Бизнес и право. 2006. n 11. С. 32.

11. Гуськова А. П., Маткина Д. В. Медиация в уголовном процессе // Рос. судья. 2009. n 2. С. 29.

12. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации : распор. Правительства Рос. Федерации от 30.07.2014 n 1430-р // СЗ РФ. 2014. n 32, ст. 4557.

13. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : Федер. закон от 27.07.2010 n 193-ФЗ // СЗ РФ.

2010. n 31, ст. 4162.

14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 n 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. n 1, ст. 16.

15. О Концепциии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 17.11.2008 n 1662-р // СЗ РФ. 2008. n 47, ст. 5489.

16. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 n 1772-р // СЗ РФ. 2010. n 43, ст. 5544.

17. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 01.06.2012 n 761 // СЗ РФ. 2012. n 23, ст. 2994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.