2. Гусаева, К.Г. Конфессиональные конфликты и их проявление в изменяющемся обществе [Тест] /К.Г. Гусаева// Политика и общество, 2005.- № 9-10.
3. Мчедлов, М.П. Религиозна идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах [Текст] /М.П. Мчедлов// Социс.- 2006.-№10.
4. Нуруллаев, А.А. О соотношении политики и релетии [Текст] /А.А. Нуруллаев// Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2.
D. Medvedev
Stabilization and conflict-causing potential of religion in up to date political process
Specific interaction between politics and religion in modern environment is reviewed, factors determining disruptive and constructive effect of embedment of religion in political process are analyzed.
Получено 15.03.2009 г.
УДК 328.184 (470)
С.В. Муращенков, аспирант, (4872) 39-42-58,
MSV231284MSV@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Рассматривается специфика института лоббизма в условиях трансформации политической системы современной Росли. Выделяются особенности лоббистского вллхннх на ооганы госсдарственной власти.
Ключевые слова: лоббизм, лоббирование, политический институт, трансформация.
События конца XX - начала XXI веков в Росси, как и во всем мире, свидетельствуют о том, что процесс демократизации государственного управления зависит не только от модернизации политической системы. Становление демократического режима также предполагает то, что непосредственное принятие государственных решений должно осуществляться с учетом мнения граждан, социальных групп, политических паатий. Современное демократическое государство должно гарантировать каждому конккетному индивиду, группе людей, институту возможность лоббирования своих интересов посредством прямого обращения в органы государственной власти.
На активизацию участия российски граждан в политической деятельности значительное влияние окаа процесс государственного строи-
тельства, основанный на принципах либеральной демократии. В результате провозглашения принципа свободы в экономической и социальной сферах были созданы условия длл проявления частных интересов индивидов. В связи с этим возникла необходимость их защиты с помощью государственных институтов и прежде всего лоббизма.
В настоящее время определение лоббизма в отечественной литературе во многом опираетст на уже накопленный в залубежных исследования опыт. Лоббизм трактуется как специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций - политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т.п. (так называемых «групп давления») -на процесс принятия решений теми или иными органами власти. Лоббизм является связующим звеном, своего рода «посредником» между государством и институтами гражданского общества и характеризуетст следующими особенностями:
- во-первых, лоббирование связано лишь с принятием государственных актов (решения, принимаемые частными лицами, организациями или кооперациями, моггт также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом);
- во-вторых, все виды лоббизма мотивированы желанием окаать влияние (многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не еоббизм);
- в-третьих, лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан и государственными официальными лицами;
- в-четвертых, всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для пееедачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда существуют два необходимых условия:
- большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;
- расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интееесы сраз, возникает проблема очередности, приoрртета осуществления тех или иных интересов. Отсюда
закономерно стемиени ралиных груп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
На рынке лоббистских услуг в Росси действует множество ра-личных субъектов - от отдельного гражданна до крупой компани и даже государственого ведомства. Оценивая субъектов лоббированя, более половиы экспертов заключили, что степень влияния бизнес сообщества на органы власти по сравненю с обществеными объединенями и гражданами высока, что гoвoрит о том, что имено бизнес являетст основным субъектом лоббистской деятельности [1].
Реззльтаты проведенного нами контент-анализа информационых источников официальных должностных лиц подтверждают и частично расширяют выводы экспертного опроса: по мнению чиновников в отстаи-вани интересов в настоощее время заинтересованы бизнес, государственные предпрития и различного рода естественые монополии. В силу рода своей деятельности в органах власти он отстаивают экономические и политические интересы [2].
Основными объектами лоббистской деятельности выступают оога-ны законодательной, исполнтельной и судебной ветвей власти. Как правило, степень влиня лоббистов на органы власти зависит от сложивши-ся в регионе правовых норм и пoлитиecкрх практи. Большинство экспертов полагают, что такими объектами лоббированя, выступают, прежде всего, органы законодательной и исполнительной ветвей власти. На органы судебной власти, как покаал экспертный опрос, также окаывается влияне посредством организации пропагандистских кампаний в средствах массовой иформаци, однако оно несуществено, поскольку в связи с принциом независимости судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании.
Групы давления применяют на практике ранообразные методы и способы влияния на органы власти - используют вознаграждение, подкуп должностных ли; занимаемое положене в структурах власти; устные, письменные и иные контакты с чиновнками и др. Латентные способы воздействия на власть со стоооны лоббистов завистт от недостаточной ра-витости цивиизованных каналов полетиеской коммуниаци между политической системой и гражданским обществом, а также от отсутствия законодательных процедур и практи лоббирования в нашей стране.
Повышене роли лоббизма в политике пиодит к трансформации демократи от гражданского представетельства к педставительству ите-ресов. Лоббизм в даной ситуации выступает не только одним из главных механизмов выработки и пинятия политических решений, но и значимой
действующей силой становленя плюралистической демократ™ за счет влияня, оказываемого на ооганы власти.
По мнению В.В. Субочева, значимость института лоббизма в поли-тиеской системе соввеменной России не только не ослабевает, но и с каждым годом возрастает, так как лоббизм приобрел массовый характет, сфоомировлтась серьезно финансируемая индустрия лоббизма, отдельные лоббистские кампани приобрели статус социальных движенй [3]. Сегодня с точностью нито не может утветждать, существуют ли такие решения, которые принимались бы представителями власти в отсутствие воздействия на них со стороны заинтересованных лиц. В равной степен сложно представить, чтобы крупные экoнoмиecкрe структуры не пытались бы решить часть свои п°блем за счет взаимодействия с властью.
Регламентация лоббизма, проведение ясной границы между легитимным и нелегитимным, законым и незаконым воздействием на институты власти - единственный способ обеспеченя позрачности во взаимоотношениях государства и корпоративного сектора. За 15 лет демократического равития российской политической системы государственое руководство откаывллюсь очертить ясные и легитимные границы корпоративного лоббирования и общенациональной политики. В России по-прежнему лоббируются интетесы отдельных финансово-промышленых групп, кланов и конкретных личностей, котооые имеют возможность влиять на решения всех видов властей и ход политически процессов в стране.
В вопле о перспективах институционализации лоббизма в условиях трансфолмации политиеской системы современной России, можно coглрcртьcу с этапзацией российского политолога С. Перегдова. По его мнению, эволюция групповой политики шла по линии трансформации от пocттoтхртaрнoгo бюрократического корпоративизма к корпоративист-ско-плюрлтистичекому лоббизму [4].
Данная этanзaцря в полной мете подходит и к политиеской системе стран, чья трансформация будет окаывать существенное влияне на фолму и содержание лоббистского механзма. Равитие груповой поли-тии следует рaccмaтуивaть именно с точки зреня корпоративистско-плюралистической формы лоббистской структуры. Тем самым перспективы лоббизма будут зависеть от того, какой из двух основных типов пед cтaвятeльcтвa интетесов (корпоративный ил пюралистический) будет превалировать.
Корполативный вариант neДcтaвлгeльcтвa интересов можно охарактеризовать как представительство для немноги. Оно существует в виде обмена ии сделки между немногими влиятельными лоббирующими группами и политической властью. Это значит, что гocyдaрcтвo заключает с одной ии несколькими крупными трупами давленя, в основном, пед cтaвляюшдe интересы олигархического капитала, нефолмльное (или фор-
мальное) coглaшeниe, по которому данная трупа ии ассоциация получает опедленые льготы, пивилегаи, потецию в обмен на свою политие-скую лоольность. Корпоративное представительство, главным обраом, присуще для закрытой политической системы, не способной воспринимать большинство внешних импльсов из окружающей социальной среды, хотя корпоративизм достаточно сильно распростанен и в дeмoкрaтиecкрх политически системах, где во многих сферах деятельности количество абсолютно свободных, действующих на конкурентной основе ггупп давленя сравнительно невелико.
Плюралистический вариант представительства груповых интересов является классической формой давления со стороны множества субъектов лоббистской деятельности, вступающи между собой в активную конкуренгную борьбу. Данный вариант xaрaлгeлизyeтcя расширением количества субъектов лоббистской деятельности за счет институтов гражданского общества, которые вознкают в п°цессе дальнейшей демократизации станы. Основной характеристикой этого процесса будет не просто сам факт колиественного пиутствия социальных заингетесованых групп в политиеской жизн государства, а колиество и качество существующих точек доступа к процессу принятия политически решений. Как покаала мировая практика, имено множественность официальных позиций на ралиных ууовнях привела к вознкновеню разиных точек доступа, служащих основными каналами давления для одноцелевых и многоцелевых заинтересованных ггуп.
Увеличение таких точек будет следствием дальнейши п°цесс°в дeцeшряизaцри власти по горизонтали (система раделения властей) и системы управления по вертикали (развитие структур местного самоуправления). Тем самым будет создана почва для становления электоральной формы поддержки институтов власти, что не только повысит ее легитимность, но и увеличит степень участия социальных ггут в политие-ском процессе. В свою очередь, открытость политической системы и усилене социального контроля сделает инcтитут лоббизма в достаточной степен рaнcпoрeнгным по причине возньшовеня множества конкури-рующи лоббирующих труп, использующи разные методы воздействия на органы публиной власти.
В целом инcтитут лоббизма в политической системе современной России xaрaктeризyeтcу рядом следующих признаков:
- во-первых, в качестве основного фактора, окаывающего влияне на институт лоббизма, выступает формирование крупных монопольных интересов, признающи необходимость воздействовать на принятие госу-дарственых решений;
- во-вторых, особеностью формирования заинтересованных ггуп в России заключается в том, что он формально не организованы и пед ставляют собой по большей части ранородные группы людей;
- в-тетьих, наряду с общепизнаными субъектами лоббизма, такими, как монополистические объединения, профессиональные и общественные объединения, в современой России действуют также и особые субъекты, а имено органы власти всех ууовней (специфика данного субъекта заключается прежде всего в том, что он одновремено выступает также и в качестве объекта лоббистской деятельности);
- в-четвертых, лоббистская деятельность в России носит не специа-лизированый характел и осуществляется непосредствеными субъектами лоббирования.
Укрепение гocyдaрcтвa, централизация управления, усиление вер-титли власти, повышение профессионализма и социальной ответствено-сти всех участниов общественого диалога делают всё более необходимым скорейшее определение основ взаимоотношений общества, бизнеса и государственой власти. В последнее время в России все больше вознкает потебность в равитии легального, «цивилизованого» взаимодействия групп интересов и власти. По мнению большинства экспертов, принятие закона о регулировании лоббистской деятельности сможет снизить уровень негативного влияня лоббистов на органы власти, установить цивилизованные методы и пинипы лоббистской деятельности и др. [5].
В целом проведенное исследоване дает основание заключить, что процесс инcтитуцрoнaлизaции лоббизма в совлеменой России не завершен. Инcтитут лоббизма находится еще в стадии становления, что появляется в следующих чертах: отсутствии государственного кoнтуoля за деятельностью групп давления; использовании нецивиизованных методов влияня на органы власти; недостаточном осознани свои интересов как со стороны лоббистов, так и государства.
Нашему государству еще только предстоит выработать свою концепцию использованя лоббистской деятельности в политиеской сфеле. Эта задача может быть успешно реализована посредством тщательного анализа западного опыта: целенаправленое и последовательное регулирование правовых приемов и способов лоббирования, а также запрещене незаконого воздействия со стороны заингелесованых групп на государ-ственые и общественные институты могут способствовать приведеню лоббизма в цивилизованные рамки.
Библиографический список
1. Равитие института лоббирования в современой России (2008 г.). Экспелтный опос. Руководители: Бродовская Е.В., Муращенков С.В., лаборатория социально-политически исследований Тульского государствен ого унивелситета. Объем выболки - 30 человек.
2. Институт лоббизма в информационных источнках админста-тивных элит (2008 г.). Контент-анализ документов. Руководители: Бродов-
ска Е.В., Муращенков С.В., лаборатория социально-политических исследований Тульского государственного университета. Единицы анализа -ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию РФ за 2000 -2007 гг., ежегодные послания гyPeрнатoра Тульской области Тульской областной Думе за 2005 - 2007 гг.
3. Субочев, В.В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов [Текст] / В.В. Субочев // Право и политика. - 2007. - №3. - С. 6875.
4. Минченко, Е. Что такое лоббистские компании и как они работают? [Электронный ресурс] / Е. Минченко. - Режим доступа // http://www.polittech.org/index.php.
5. Муращенков, С.В. Перспективы равития цивилизованного лоббизма в России (по результатам экспеетного опроса) [Текст] / С.В. Муращенков // III магистерская научно-техническа конференция: тезисы докладов. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. - С. 86-87.
S. Murashenkov
The institute of lobbyism in conditions of transformation of political system of modern Russia
The article refers to the specificity of institute of lobbyism in conditions of transformation of political system of modern Russia. The author marks out the principal characteristic of lobbyist influence on bodies of the government.
Получено 20.03.2009 г.
УДК 32.1
Н.В. Скок, канд. полит. наук, доц., зав. каф., (+375-0222) 25-15-87, nvshel@mail.ru (Беларусь, Могилев, Белорусско-Российский университет)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОМ И БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВАХ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Раскрывается специфика политико-культурных процессов в российском и белорусском обществах в последние десятилетия, прежде всего, через призму изменений политических ценностее. Рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к описанию туанмтивных процессов, этапы политико-кльтууной трансформации и динамики ценностных изменений в России и Белоруссии.
Ключевые слова: политическая культура общества, политические ценности, ценностные ориентации, политические изменения, социокультурное развитие.
В современной политической науке центральным содержательным элементом политической культуры как индивида, так и общества в целом выступают политические ценности, а также соответствующие им ценностные ориентации, представляющие особую мотивационную систему чело-