Научная статья на тему 'Институт конфискации имущества в уголовном законодательстве иностранных государств'

Институт конфискации имущества в уголовном законодательстве иностранных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
786
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашков Николай Владимирович

В статье рассматриваются нормы уголовного законодательства отдельных зарубежных стран применительно к конфискации имущества. Кроме того, проводится анализ практики ее применения при назначении наказания за некоторые составы преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institute of confiscation of property in the criminal laws of foreign states

The article discusses the norms of the criminal legislation of separate foreign countries with reference to property confiscation. Besides, there is an analysis of the practice of its application in appointing of punishment for some corpus delicti

Текст научной работы на тему «Институт конфискации имущества в уголовном законодательстве иностранных государств»

ТРИБУНЯ молодого УЧЕНОГО

о

тв

с

ь

а

а

ода

X

S

а

со

е

кое

с

й

и

с

с

о

р

тическом уровне, с привлечением методологического арсенала отраслевой юриспруденции, опыта правотворческих и правоприменитеных органов, выводов и рекомендаций интерпретационной практики.

Примечания

1. Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньевой. — М., 1975. — С. 126.

2. Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 13. — Ст. 1139.

3. Собрание законодательства РФ. — 2008. № 24. — Ст. 2788.

4. Собрание законодательства РФ. — 2007. № 13.— Ст. 1474.

5. Собрание законодательства РФ. — 2002. №1. — Ч. I. — Ст. 3.

6. Российская газета. — 2008. — 5 августа.

7. СПС «Гарант». — 2010. — 12 февраля.

8. Собрание законодательства РФ. — 2008. № 17. — Ст. 1754.

й

и

і

е

і

§

с

о

д

ия

і

е

с

е

і

в

к

е

ф

е

0

а

в

ков

а

1

H.B. Шашков

Шашков Николай Владимирович — адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

E-mail: Shashkoff-nick@rambler.ru

Институт конфискации имущества в уголовном законодательстве иностранных государств

В статье рассматриваются нормы уголовного законодательства отдельных зарубежных стран применительно к конфискации имущества. Кроме того, проводится анализ практики ее применения при назначении наказания за некоторые составы преступлений.

The article discusses the norms of the criminal legislation of separate foreign countries with reference to property confiscation. Besides, there is an analysis of the practice of its application in appointing of punishment for some corpus delicti.

С учетом существования конфискации имущества в уголовном законодательстве РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера необходимо ее изучение и исследование в сравнении с аналогичными мерами зарубежных государств в связи с тем, что данный вид наказания как теоретическая проблема изучен в современной уголовно-правовой науке не в должной мере.

Рассмотрение уголовного законодательства некоторых зарубежных государств позволит правильно определить место конфискации имущества в системе других мер борьбы с преступностью.

Сравнительный анализ уголовного законодательства различныхгосударств, регламентирующего конфискацию имущества, показывает многообразие в подходахкопределению правовой природы, содержания,оснований и порядка ее применения. В некоторых странах конфискация включена в перечень видов наказаний, в других конфискация имущества рассматривается в качестве иной меры уголовно-правового характера, в третьих — регламентируется как уголовно-правовое последствие, а в уголовном законодательстве отдельных стран ее природа не определяется.

Именно так разнятся законы, изданные в различных капиталистических странах после Первой мировой войны и устанавливавшие конфискацию имущества как наказание за политические преступления. Например, в Италии Законом «О защите государства» от 9 ноября 1926 года1 предусматривалась конфискация даже при заочном осуждении лиц, обвиняющихся в политических преступлениях и уклонившихся от суда. Во Франции общая конфискация имущества была восстановлена после Первой мировой войны Законом от 14 ноября 1918 года за преступления и проступки против внешней безопасности государства, а Декрет от 29 июля 1939 года расширил применение этого вида наказания2.

Для российского государства изучение французского, германского и опыта некоторых других евро-пейскихгосударств особенно интересно, потому что уголовно-правовое законодательство указанных стран характеризует общность основныхпринципов и институтов, в частности, идеи правового государства и первоочередной защиты личности.

С 1 марта 1994 года во Франции действует новый УК, принятый в 1992 году. Он сменил «класси-

ческий» Кодекс Наполеона 1810 года, просуществовавший во Франции более 180 лет. Принятие нового УК ознаменовало переход Франции на качественно новый уровень развития уголовного права, для которого приоритетом становятся общечеловеческие ценности, превалирование международного права над внутригосударственным, строгое следование принципу законности, адекватность мер борьбы с наиболее опасными преступлениями сегодняшнего дня.

Среди видов наказания УКФранции предусматривает конфискацию имущества — как общую, так и специальную, и относит ее к так называемым исправительным видам наказания, а более конкретно — к наказанию в виде лишения или ограничения прав (п. 5 ст. 131-3 УКФранции)3.

Общая конфискация предусмотрена за совершение преступлений против человечества, а также незаконное производство, ввоз или вывоз наркотиков. Единственным ограничением относительно конфискации имущества является то, что конфискация вещи, предназначенной для совершения преступного деяния, или вещи, которая отнего получена, на основании п. 6 ст. 131-14 УКФранции не может быть назначена как наказание по делам о проступках в области средств массовой информации.

Когда конфискация назначается в качестве дополнительного наказания за преступление или проступок, она относится к предмету, который использовался или предназначался для совершения преступного деяния, или к предмету, являющемуся его результатом, за исключением предметов, которые могут быть возвращены. Кроме того, она может относиться к любому движимому предмету, определенному законом или постановлением, устанавливающими меры наказания за преступные деяния.

А в тех случаях, когда конфискованный предмет не изъят или не может быть представлен, конфискация предписывается в стоимостном выражении. Для взыскания суммы, представляющей стоимость конфискованного предмета, применяются постановления, относящиеся к лишению свободы, назначенному в случае неисполнения имущественных санкций, определенных обвинительным приговором.

Тем самым в УК Франции конфискация имущества закреплена в качестве дополнительного вида наказания. Кроме того, отметим, что допускается ее замена лишением свободы.

На основании ст. 8 УК Швеции, независимо от санкции, преступление можетв соответствии с тем, что предписано, повлечь конфискацию имущества, корпоративные штрафы или некоторые другие особые последствия, указанные в законе4. В Швеции конфискация рассматривается в качестве особого последствия совершения преступления.

В статье 1 гл. 36 УК Швеции отмечается, что доходы, полученные в результате преступления, подлежат конфискации, если только это не представляется «очевидно неразумным». То же должно применяться ко всему, полученному лицом в ка-

честве оплаты издержек, понесенных в связи с преступлением, при условии, что получение таких средств образует преступление. Стоимость полученного предмета может быть изъята вместо самого этого предмета.

Согласно ст. 2 «имущество, которое использовалось в качестве вспомогательного средства совершения преступления или которое является плодом такого преступления, может подлежать конфискации, если это требуется в целях упреждения преступления или по другим особым причинам». Данная мера применяется также в отношении имущества, использование которого образуетпреступле-ние или которое иным образом используется так, что это образует такое преступление.

В уголовном законодательстве Германии меры имущественно-конфискационного характера входят в систему правовых последствий преступлений, ре-гулируемыхразделом третьим УКФРГ5. Предпосылки и основания конфискационных мер различны. Если речь идет о назначении наказания, тогда основанием назначения является вина субъекта. Для мер исправления и безопасности основанием назначения является опасность лица. Это значит, что система правовых последствий уголовно-наказуемого деяния по УКФРГ «признаетсядуалистической, “двуколейной”, посколькувключаеткакпредполагающие вину субъекта меры наказания за деяние (Strafe), так и применяемые при отсутствии вины меры исправления и безопасности (Massregeln), направленные по своему историческому происхождению на превенцию преступлений»6.

Назначенная конфискация распространяется и на извлеченную выгоду. Она может распространяться также на предметы, которые приобрели исполнитель или подстрекатель и пособник путем отчуждения приобретенного предмета, или в качестве компенсации за его повреждение, разрушение или изъятие, или на основе приобретенного права.

Согласно абзацу 3 § 73 УК ФРГ если исполнитель или подстрекатель или пособник действовали в интересах другого, и последний получил благодаря этому имущественную выгоду, то назначение конфискации направляется и против него.

Законодательство Германии (§ 375 Положения о налогах 1977 г.) использует конфискацию имущества как действующий инструмент реализации уголовной политики в области контроля налогообложения, уклонения от уплаты налогов, нарушения таможенных правил укрывательства имущества при совершении налоговых преступлений. Нарушителю может быть назначена конфискация предметов, укрытых от налогов и пошлин, а также средств, использованных в преступных целях (яхты, автомобиля и других, которые служили для перевозки товаров)7. Многие юристы объясняютсуществова-ние нормы о расширенной конфискации интересами борьбы с организованной преступностью8.

В Уголовном кодексе Польши9 конфискация указана в перечне уголовно-правовых мер (п. 4 ст. 39) .

Шашков Н.В. Институт конфискации имущества в уголовном законодательстве иностранны/х государств

о

£

§

О

О

I

I

&

о

0

1

0)

ра

Й

5

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52

<3

со

0

1 со

0

1

со

0

1

5

з-

ІЗ

0 ■©■

1 8 К-

6 £

0

1

СО

ос

со

52

=3

<3

э

Согласно § 5 ст. 44 УК Польши в случае осуждения за преступление, связанное с нарушением запрета на изготовление, владение, выпуск в обращение или перевозку определенных предметов, суд может вынести решение конфисковать их.

Если предметы не находятся в собственности виновного, конфискацию можно назначить в том случае, когда предметы находились в совместной собственности. Конфискации подлежит только часть их, принадлежащая виновному, либо на него возлагается обязанность уплатить денежную сумму, равную их стоимости.

В статье 9 УК Японии10 конфискация установлена в качестве дополнительного наказания. Ее регулируют ст. 19, 19-П и 20. «Нижепоименованные предметы, — закреплено в ст. 19, — могут быть конфискованы:

1) предмет, который является образующим элементом преступления;

2) предмет, который был употреблен при совершении преступления или предназначался для этого;

3) предмет, который появился в результате преступления или был получен на основании преступления либо как вознаграждение за преступление;

4) предмет, полученный в обмен на предмет, названный в предыдущем пункте.

Конфискация возможна, если предмет не принадлежит иному, кроме преступника, лицу; однако этот предмет может быть конфискован, даже если он принадлежит иному, кроме преступника, лицу, если это лицо получило данный предметпосле преступления, будучи осведомлено о его характере».

В статье 20 УК Японии указано, что «конфискация не может назначаться за преступление, влекущее только уголовный арест или малый штраф, если это не предусмотрено специальными положениями; однако это не относится к конфискации предмета, предусмотренного в п. 1 ч. 1 ст. 19».

По Уголовному кодексу Аргентины11 предметы, которые использовались для совершения преступления, а также предметы или доходы, полученные в результате его совершения, изымаются в собственность федерации. Однако данная конфискация не должна ущемлять права потерпевшего на возмещение убытков или реституцию (абзац 1 ст. 23 УК Аргентины).

Если же эти предметы представляютопасность для общества, как закреплено в абзаце 2 данной статьи, то распоряжение об их конфискации может быть отдано даже в том случае, если она затронет интересы третьей стороны, но при этом право добросовестных третьих лиц на возмещение убытков должно быть соблюдено. Конфискация может быть обращена против третьего лица, если оно «неположенным образом» воспользовалось результатом преступления или полученными вследствие его совершения доходами (абзацЗ и 4 ст. 23 УК Аргентины).

В Уголовном кодексе Швейцарии, как и в УК РФ, конфискация опасных предметов и имущественных выгод регламентирована среди «иных

мер», которые расположены в разделе 3 Кодекса «Наказание, меры безопасности и другие меры»12.

В статье 59 УКШвейцарии указывается, что «судья распоряжается о конфискации имущественных выгод, которые были получены в результате совершения преступного деяния или были предназначены для того, чтобы дать повод для преступного деяния или вознаградить за его совершение, поскольку они не передаются потерпевшему для восстановления правомерного положения» (абзац 1 ст. 59). Однако она исключается, если третье лицо приобрело имущественные выгоды, не зная об основаниях конфискации и поскольку оно заплатило равноценное вознаграждение, или «конфискация может представлять для него несоразмерную суровость» (абзац 2 ст. 59).

Конфискация имущества ограничена сроками давности. В абзаце 3 ч. 1 ст. 59 УК Швейцарии, в частности, указано: «Давность конфискации составляет пять лет, если на уголовное преследование преступного деяния распространяются более длительные давностные сроки, то эти сроки применяются и к конфискации».

Уголовный кодекс Австрии выделил отдельный параграф «Конфискация имущества» (§ 20Ь): «(1) Имущественные ценности, которые находятся в распоряжении преступной организации (§ 278а) или террористического объединения (§ 278Ь) или предоставлялись и собирались в качестве средств для финансирования терроризма (§ 278с1), подлежат конфискации. (2) Имущественные ценности, которые происходят от деяния, запрещенного под угрозой наказания, должны быть конфискованы, если деяние, из которого они произошли, наказывается согласно закону места совершения деяния, несмотря на то, что на основании § 62-65 оно не подпадает под действие австрийских уголовных законов13. В § 20Ь указываются причины отказа от конфискации.

В Уголовном кодексе Бельгии14 речь идет о специальной конфискации — гл. II, отдел VI, подотдел 3 «О специальной конфискации» (ст. 42—43).

В Швеции выплата компенсации или возмещение убытков (ущерба) не входит в систему уголовных санкций или предусмотренных законом мер наказания. Однако суд может издать приказ о возмещении ущерба в сочетании с любыми другими мерами наказания.

Уголовные законодательства Испании и Великобритании также не включают в перечень видов уголовного наказания и мер безопасности конфискацию имущества15.

В параграфе 75 УК Дании16 указано, что доходы, извлеченные из любого преступного деяния, или сумма, им эквивалентная, могут быть полностью или частично конфискованы. Если размер такой суммы не был достаточно точно определен, то может быть конфискована сумма, предполагаемая эквивалентной доходам.

Согласно ч. 2 § 75 УК Дании «нижеперечисленные предметы также могут быть конфискованы,

если это является необходимым с целью предупреждения последующих преступлений или оправдано особыми обстоятельствами:

1) предметы, использованные или использование которых предполагалось в преступном деянии;

2) предметы, созданные преступным деянием;

3) предметы, благодаря которым преступное деяние было иным образом совершено».

Вместо предметов может конфисковываться сумма, «эквивалентная их стоимости или части их стоимости» (ч. 3 § 75 УК Дании).

В параграфе 76а УК Дании сказано, что полная или частичная конфискация имущества может иметь место, если:

«1. Совершенное деяние по своей сути может повлечь значительную выгоду; и в соответствии с законом совершенное деяние наказуемо тюремным заключением на срок шесть лет или более, или деяние является нарушением статьи 286 (1) настоящего Закона.

2. При условиях, упомянутых в п. 1 выше, полная или частичная конфискация имущества, которое приобрел супруг или сожитель преступника, может иметь место, если только:

а) имущество не было приобретено более чем за пять лет до совершения наказуемого деяния в связи с которым применяется конфискация на основании п.1;или

б) брак или сожительство не были действительными на момент приобретения.

3. При условиях, упомянутых в п. 1 выше, полная или частичная конфискация имущества, переданного юридическому лицу, в котором преступник один или совместно со своими ближайшими родственниками имеет решающее влияние. То же самое применяется, если лицо получило значительную часть прибыли юридического лица. Конфискация не может применяться, если имущество было передано юридическому лицу более чем за пять лет до совершения наказуемого деяния, в связи с которым применяется конфискация имущества в соответствии с п. 1 выше.

4. Конфискация в соответствии с п. I—3 выше не может иметь место, если преступник доказал, что данное имущество было приобретено правовым путем или с помощью правомерно приобретенных средств».

Непосредственный предупредительный эффект имеет норма, предусмотренная в § 77а УК Дании, в которой записано, что при наличии причин полагать, что «предметы благодаря их свойствам и в связи с другими существующими обстоятельствами могут быть использованы в преступном деянии, они могут быть конфискованы, если данная мера предполагается необходимой для предупреждения преступного деяния».

Характерной особенностью УК Дании является то, что в нем широко представлены положения, описывающие процедуру исполнения конфиска-

ции имущества, что является гарантией ее эффективного применения.

Проведенный нами анализ конфискации имущества различных государств свидетельствует о значительном многообразии подходов к регламентации ее юридической природы, оснований, содержания, порядка и условий ее применения. Тем не менее, уголовные кодексы зарубежных государств объединяет то, что все они при регулировании конфискации имущества исходят из интересов обеспечения, прежде всего, цели специального предупреждения преступлений. В уголовных кодексах ряда зарубежных государств приемлемым образом регламентируются вопросы конфискации имущества, полученного в результате преступления и переданного другим лицам, а также предметов преступления, принадлежащих виновному.

Примечания

1. bankrabot.com/work/work_9036.html

2. См.: Колосков И.А. Народ Франции в борьбе против фашизма. (Из истории освободительного движения во Франции в 1939—1944 гг.) / И.А. Колосков, Н.Г. Цырульников. — М., 1960. — С. 58—66.

3. См.: Уголовный кодекс Франции / Под науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой; Пер. с фр. и предисл. Н.Е. Крыловой. — СПб., 2002. — С. 225—227.

4. См.: Уголовный кодекс Швеции: Офиц. текст — СПб., 2001. — С. 272—276.

5. См.: Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. А.В. Серебренниковой. — М., 2000.

6. См.: Жалинский А.Э. Введение в немецкое право / А.Э. Жалинский, А.А. Рерихт. — М., 2001. — С. 632.

7. См.: Решетников Ф.М. Налоговые преступления и проступки / Серия «Законодательство зарубежных государств» Вып. 6. — М., 1995. — С.9.

8. См.: Жалинский А.Э. Указ. соч. / А.Э. Жалинский, А.А. Рерихт. — С. 641.

9. См.: Уголовный кодекс Польши: Офиц. текст. — СПб., 2001. — С. 65—66.

10. См.: Уголовный кодекс Японии: Офиц. текст. — СПб., 2002. — С. 38—39.

11. См.: Уголовный кодекс Аргентины: Офиц. текст. — СПб., 2003. — С. 41— 48.

12. См.: Уголовный кодекс Швейцарии: Офиц. текст. — М., 2001. — С. 28—29.

13. См.: Уголовный кодекс Австрии. — СПб., 2004. — С. 58—59.

14. См.: Уголовный кодекс Бельгии. — СПб., 2004. — С. 59—61.

15. См.: Уголовный кодекс Испании. — М., 1998. — С. 21, 39; Уголовное законодательство зарубежных стран. — М., 1998. — С. 42—47.

16. См.: Уголовный кодекс Дании: Офиц. текст. — СПб., 2001. — С. 66—71.

Шашков Н.В. Институт конфискации имущества в уголовном законодательстве иностранных государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.