Научная статья на тему 'Институт кандидатов на должности по судебному ведомству при судебных палатах Российской империи'

Институт кандидатов на должности по судебному ведомству при судебных палатах Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ / КАНДИДАТЫ НА СУДЕБНЫЕ ДОЛЖНОСТИ / TRIAL CHAMBERS / CANDIDATES FOR JUDICIAL POSITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курас Татьяна Леонидовна

Одним из значимых институтов, созданных в Российской империи в результате проведения Судебной реформы 1864 г., стал институт кандидатов на судебные должности. Он был направлен на подготовку профессиональных кадров для судебной системы. Кандидаты некоторое время работали в судебном ведомстве на различных невысоких должностях, получали необходимый опыт и в дальнейшем назначались на должности судей, прокуроров и их товарищей. Институт кандидатов на судебные должности обладал значительными достоинствами, позволял молодым людям получить практические навыки работы, продвигаться по службе. Однако его регламентация и практическая реализация имели существенные недостатки, не всегда позволяя надлежащим образом выполнять поставленные законодателем задачи по подготовке кандидатов на судебные должности к работе в качестве судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the important institutions, established in the Russian Empire as a result of judicial reform of the 21st century, became the institute of candidates for judicial office. It was aimed at training of professional personnel for the judicial system. Candidates some time worked in the judicial office at various low positions and received the necessary experience. Later they were appointed as judges, prosecutors and their mates. The institute of candidates for judicial positions had significant advantages, allowed young people to receive practical skills of work, advance in their careers. Its regulation and practical implementation had essential disadvantages, not always allowing carrying out properly the tasks, set by the legislator on training of candidates for judicial office to work as judges.

Текст научной работы на тему «Институт кандидатов на должности по судебному ведомству при судебных палатах Российской империи»

Отечественный опыт

УДК 347.99 (470) (091)

КУРАС Татьяна Леонидовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры судебного права Юридического института Иркутского государственного университета (664082, Россия, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 10; tanya_kuras@mail.ru)

ИНСТИТУТ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ ПО СУДЕБНОМУ ВЕДОМСТВУ ПРИ СУДЕБНЫХ ПАЛАТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. Одним из значимых институтов, созданных в Российской империи в результате проведения Судебной реформы 1864 г., стал институт кандидатов на судебные должности. Он был направлен на подготовку профессиональных кадров для судебной системы. Кандидаты некоторое время работали в судебном ведомстве на различных невысоких должностях, получали необходимый опыт и в дальнейшем назначались на должности судей, прокуроров и их товарищей. Институт кандидатов на судебные должности обладал значительными достоинствами, позволял молодым людям получить практические навыки работы, продвигаться по службе. Однако его регламентация и практическая реализация имели существенные недостатки, не всегда позволяя надлежащим образом выполнять поставленные законодателем задачи по подготовке кандидатов на судебные должности к работе в качестве судей. Ключевые слова: судебные палаты, кандидаты на судебные должности

В настоящее время в России при формировании судейского корпуса наметилась положительная, на наш взгляд, тенденция назначать на должности судей лиц, проработавших некоторое время в судебной системе на должностях секретарей, специалистов, помощников судей. Это позволяет обеспечить назначение на должности судей лиц, хорошо знакомых с судебной системой, доказавших свою теоретическую подготовку и получивших необходимые практические навыки работы в суде. Представляется целесообразным использовать положительный российский опыт функционирования института кандидатов на судебные должности во второй половине XIX в. и применить его с учетом современных реалий.

Судебная реформа 1864 г., создавшая новый тип судебной системы, могла быть претворена в жизнь исключительно квалифицированными юристами, отвечающими определенным требованиям. Участие в судебном процессе, построенном на принципах состязательности и гласности, требовало не только знания законов, но и умения анализировать факты и принимать решения на основе правовых норм. Грамотное решение кадрового вопроса становилось залогом успешной реализации судебной реформы [Ильина 2011: 3-4]. Одним из значимых институтов, созданных в Российской империи в результате проведения Судебной реформы XIX в. и направленных на подготовку профессиональных судейских кадров, стал институт кандидатов на судебные должности. По замыслу законодателя, кандидаты должны были некоторое время работать в судебном ведомстве в качестве секретарей и иных лиц такого же уровня, с тем чтобы получить необходимый опыт и быть в дальнейшем назначенными на должности судей. Идея, несомненно, была прогрессивной, ее надлежащая реализация могла обеспечить подготовку грамотных судей.

Первоначальная редакция «Судебных уставов» отличалась неопределенностью в регламентации статуса кандидатов: в законе не было закреплено устройство кандидатуры на судебные должности, срок и порядок их служебных и образовательных занятий, материальное положение1.

1 Объяснительная записка к проекту новой редакции Учреждения Судебных установлений. В 3 т. 1900. СПб. Т. II. С. 184.

Для устранения недостатков в деятельности указанных лиц был принят закон от 24 декабря 1891 г., которым определялось их положение. С этого времени институт кандидатов на судебные должности регламентировался гл. 3 разд. 9 первой книги «Учреждение Судебных установлений» (далее - «Учреждение») в редакции данного закона. В дополнение к нему Министерство юстиции издало циркуляр от 9 января 1892 г. № 772 «О порядке служебных занятий кандидатов и выдаче им удостоверений». С этого времени законодательная регламентация института стала более четкой, кандидаты стали делиться на старших и младших. В принятых актах, в частности, были определены сроки службы для каждой группы кандидатов, порядок и условия перехода из младших кандидатов в старшие и занятия старшими кандидатами судебных должностей1.

В соответствии со ст. 407 «Учреждения» кандидаты состояли при судебных палатах и окружных судах и определялись в это звание старшими председателями судебных палат по согласованию с прокурорами палат. Указанные должностные лица осуществляли руководство и надзор за кандидатами.

Кандидаты могли назначаться из лиц, окончивших курс юридических наук в высших учебных заведениях или имеющих аттестаты «о выдержании экзамена» в этих науках. Так, в 1897 г. при Варшавской судебной палате состояли 13 старших кандидатов на судебные должности. 10 из них окончили Императорский Варшавский университет, двое - Императорский Московский университет, один - Императорский университет Святого Владимира2. Лица, удовлетворяющие указанным в законе требованиям об образовании, могли поступить на службу в суд после подачи соответствующего прошения. Обычно просьбы о назначении в кандидаты на судебные должности удовлетворялись из-за недостатка профессиональных юристов [Ильина 2010: 31-32]. Отметим, что правило, закрепляющее высокие требования к кандидатам, вызывало неоднозначную реакцию на страницах юридической печати; многие считали его нецелесообразным [Василевский 1863: 425-438].

В соответствии со ст. 408 «Учреждения» кандидатам на судебные должности присваивались служебные права и преимущества: старшим - помощника секретаря окружного суда, а младшим - помощника секретаря при мировом съезде.

В соответствии со ст. 409 «Учреждения» и циркуляром № 772 Министерства юстиции звание старшего кандидата могло быть присвоено лицам, прослужившим не менее полутора лет по судебному ведомству и получившим от соответствующего суда удостоверение в приобретении ими достаточной практической подготовки для самостоятельных занятий по судебной части. Кроме того, для определения уровня теоретических знаний и практических навыков лиц, претендующих на звание старшего кандидата, проводился экзамен. Его принимала комиссия, состоящая из председателя или товарища председателя суда, члена суда и представителя прокуратуры. К примеру, в Варшавской судебной палате один из таких экзаменов был назначен на 27 апреля 1915 г.; его сдавали 17 человек, соответствующих предусмотренным требованиям [Курас 2010: 60].

«Учреждение» и циркуляр № 772 не устанавливали программы занятий кандидатов. В свободное время они должны были посещать заседания судов, при которых состояли. Однако на практике кандидаты были загружены работой, нередко их образовательный процесс никто не контролировал. Но имеются и другие примеры. Так, было налажено обучение кандидатов на судебные должности, состоявших при прокуроре Московской судебной палаты в период занятия данной

1 О порядке служебных занятий кандидатов и выдаче им удостоверений: циркуляр Министерства юстиции от 9 января 1892 г. № 772. - Полный свод законов Российской империи. Т. XXX. № 33370.

2 Памятная книжка Варшавского судебного округа на 1897 год. 1897. Варшава: Типография К. Ковалевского. С. 2.

должности Н.В. Муравьевым. По данным на 1888 г., в суде организовывались так называемые кандидатские собрания, на которых заслушивались и обсуждались научно-практические доклады кандидатов1.

В законе указывалось, что кандидаты начинают свою деятельность с должностей секретарей и помощников секретарей окружных судов и судебных палат. Так, в Омской судебной палате по данным на 1900 г. одну из четырех должностей помощника секретаря замещал старший кандидат на судебные должности. В Ташкентской судебной палате старшие кандидаты замещали две должности помощника секретаря2. Несомненно, работа в суде в качестве секретарей и их помощников позволяла кандидатам приобрести практические навыки, необходимые для будущей судейской работы.

В соответствии с законом институт кандидатов был единым независимо от того, за судом или прокуратурой они были закреплены. Однако на практике нередко по выполняемым обязанностям между такими кандидатами были существенные различия. В юридической печати отмечалось, что проведение подобной грани в кандидатских занятиях делает практическую подготовку стажеров односторонней и неполной [Тютрюмов 1896: 78].

В соответствии со ст. 414 «Учреждения» старший председатель судебной палаты мог командировать кандидатов в распоряжение председателей окружных судов или съездов мировых судей [Курас 2002: 76]. Нередко в случае необходимости кандидаты, состоявшие при окружных судах, наоборот, перемещались для соответствующей работы в судебные палаты.

Также закон предоставлял право в случаях недостатка судебных следователей, их высокой загруженности направлять кандидатов для исполнения их обязанностей. Анализ архивных материалов свидетельствует, что кандидаты весьма часто командировались к исполнению следственных обязанностей. Так, ордером прокурора Московской судебной палаты от 8 октября 1887 г. кандидат А. Казулин был командирован к судебному следователю 12-го участка г. Москвы для занятий под его руководством. За время работы он ознакомился с канцелярской деятельностью участка, необходимыми формальностями при начале следственного производства. После этого кандидат был допущен к изучению следственных дел, затем составлял проекты постановлений о принятии дел к производству, о привлечении в качестве обвиняемых, о заключении под стражу, о дальнейшем направлении дел. Кроме того, записывал показания свидетелей и обвиняемых, допрашиваемых судебным следователем, и составлял под его наблюдением протоколы осмотров и другие документы3.

В соответствии со ст. 415 «Учреждения» прокурор судебной палаты по соглашению с ее старшим председателем мог возложить на старших кандидатов исполнение должности товарища прокурора окружного суда. И такие случаи нередко возникали на практике в силу высокой загруженности должностных лиц прокурорского надзора. Младшие кандидаты на судебные должности нередко назначались секретарями при прокурорах судебных палат.

Следует отметить, что кандидаты распределялись по различным судебным округам весьма неравномерно. Так, по данным на 1899 г. в Московской судебной палате служили 152 кандидата на судебные должности, в Киевской - 122, в

1 Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 131. Оп. 7. Т. 1. Д. 1816. Л. 2.

2 Сборник статистических сведений Министерства юстиции. 1901. Вып. 16. Ч. 2. Сведения о личном составе и о деятельности судебных установлений Азиатской России, образованных по Уставам Александра II за 1900 г. СПб. С. 1.

3 ЦИАМ. Ф. 131. Оп. 7. Т. 1. Д. 1816. Л. 17.

Варшавской - 52, в Санкт-Петербургской - 49, в Одесской - 34, в Харьковской - 21, в Виленской и Тифлисской - по 10, в Саратовской - 9, в Казанской - 71.

На основании ст. 416 «Учреждения» при недостатке присяжных поверенных председатели судебных мест могли поручать старшим кандидатам защиту подсудимых по уголовным делам. Так, 22 декабря 1887 г. старшим председателем Московской судебной палаты по согласованию с председателем Московского окружного суда было дано распоряжение кандидату на судебные должности Аменову об его командировании на сессию данного окружного суда в Павловский Посад с 11 по 16 января 1888 г. для защиты подсудимых по назначению суда2.

Согласно ст. 417 «Учреждения» старшие кандидаты, пробывшие в этом звании не менее полутора лет, были вправе просить о выдаче свидетельства, в котором удостоверялось, что они доказали на службе свои познания по судебной части. Получившие такие свидетельства могли быть представленными к назначению на должности судебных следователей, товарищей прокуроров окружных судов и другие должности по судебному ведомству.

Работа кандидатов на должности по судебному ведомству не оплачивалась. Однако в соответствии со ст. 411 «Учреждения» кандидатам за усердную и полезную службу могли быть присвоены штатные оклады содержания. По округам судебных палат оклады распределялись министром юстиции, в пределах судебных округов в соответствии со ст. 412 «Учреждения» оклады назначались старшими председателями палат по согласованию с прокурорами палат. Так, в 1897 г. в округе Иркутской судебной палаты было образовано 7 таких окладов - по 600 рублей каждому3. К концу 1916 г. при Иркутской судебной палате состояли 13 старших кандидатов, которым выплачивалось вознаграждение в размере 837 руб., и 9 младших, выплаты которым составляли 282 руб.4 Однако в целом выплачиваемые кандидатам суммы были невелики по сравнению с жалованием иных лиц, состоящих на службе в палатах [Курас, Курас, Щербаков 2003: 84].

Несмотря на положительный опыт деятельности кандидатов на судебные должности, законодательная регламентация их статуса весь период их деятельности вызывала немало нареканий. В связи с этим данный вопрос обсуждался на совещании старших председателей и прокуроров судебных палат. Комиссия обсуждала проблемы бедственного материального положения кандидатов; дискутировала о неудобствах в связи с объединением судейских и прокурорских кандидатов; обсуждала запрет осуществления самостоятельной деятельности для младших кандидатов; отмечала отсутствие надлежащего руководства занятиями кандидатов и др. Законодателю было рекомендовано найти пути решения вышеуказанных проблем5.

Вопросы регламентации института судебных кандидатов неоднократно оказывались и в поле зрения «Судебной газеты» [Сабинин 1895]. В одной из ее статей отмечалось, что молодые талантливые люди уклонялись от работы в качестве кандидатов на судебные должности, поскольку в перспективе была долгая служба без жалованья, а потом - служба с мизерным жалованьем [Левитский 1898: 4]. К примеру, по данным на 1906 г., в Иркутской и Ташкентской судебных палатах не было ни одного старшего кандидата, а в Омской палате служил всего один стар-

1 Сборник статистических сведений Министерства юстиции. 1901. Вып. 15. Ч. 1. Сведения о личном составе и о деятельности судебных установлений Европейской России за 1899 г. СПб. С. 1.

2 ЦИАМ. Ф. 131. Оп. 7. Т. 1. Д. 1816. Л. 6.

3 Временные правила о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири, с законодательными мотивами и разъяснениями (сост. М.П. Домерщиков). 1897. СПб. С. 38.

4 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 246. Оп. 2. Д. 22. Л. 20-22.

5 Совещание старших прокуроров и председателей судебных палат по вопросам о кандидатах на должности по судебному ведомству. - Журнал Министерства юстиции. 1895. № 10. С. 37, 43-47.

ший кандидат1. На страницах юридической печати справедливо критиковалась ситуация, при которой младшие кандидаты, окончив университет, не получали никакого жалованья, в то время как все служащие, вплоть до курьера, получали его2. Действительно, в силу изложенных причин кандидаты на судебные должности нередко увольнялись от службы по собственному желанию.

Одной из причин увольнения кандидатов служила и сложность карьерного роста. Нередко молодых людей, являвшихся кандидатами, длительное время не назначали ни на какие судебные должности. Так, к 1894 г. старший кандидат при Варшавской судебной палате Г.М. Смолич состоял на службе в судебном ведомстве уже 7 лет; другой старший кандидат, состоящий при данной палате, Р.И. Стелинский служил к этому времени в судебном ведомстве 5 лет3. Проблема карьерного роста кандидатов на судебные должности освещалась и в юридической печати. Так, на страницах «Судебной газеты» анализировались порядок и условия назначения на судебные должности. Отмечалось, что «судебная кандидатура» судов при назначениях на вакантные должности находится в «полном пренебрежении» [Градовский 1883: 4].

Но несмотря на наличие таких негативных примеров, институт судебной кандидатуры позволял молодым людям, получившим высшее юридическое образование, сделать карьеру в судебной системе. Так, один из ярких выпускников юридического факультета Московского университета Александр Николаевич Гессе прошел весь нелегкий путь от кандидата на судебные должности до прокурора Варшавской судебной палаты, а затем и сенатора [Курас 2011: 136].

В целом институт кандидатов на судебные должности обладал значительными достоинствами, позволял молодым людям получить существенные практические навыки работы, продвигаться по службе. Однако его регламентация и практическая реализация имели существенные недостатки, которые не позволяли надлежащим образом выполнять поставленные законодателем задачи по подготовке кандидатов на судебные должности к работе в качестве судей.

Список литературы

Василевский А. 1863. Отзывы русских газет и журналов о судебной реформе. -Журнал Министерства юстиции. Май. С. 403-448.

Градовский Г. 1883. Еще о прокуратуре. - Судебная газета. № 19. 8 мая.

Ильина Т.Н. 2010. Кадровое обеспечение судебных учреждений в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.: институт кандидатов на должности по судебному ведомству. - Администратор суда. № 2. С. 31-34.

Ильина Т.Н. 2011. Организационно-правовые основы подготовки кадрового резерва для системы правосудия в России в 1864—1917гг. (историко-правовое исследование): автореф. дис. ... к.ю.н. М. 26 с.

Курас Т.Л. 2002. Материальное положение и правовая регламентация кандидатов на судебные должности на примере округа Иркутской судебной палаты (1897 - февраль 1917 г.). - Иркутский историко-экономический ежегодник: 2002. Иркутск: Изд-во ИГЭА. С. 74-77.

Курас Л.В., Курас Т.Л., Щербаков Н.Н. 2003. История Иркутской судебной палаты (1897- февраль 1917г.) Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. 254 с.

Курас Т.Л. 2010. Кандидаты на должности по судебному ведомству при судебных палатах Российской империи: общая характеристика, правовое положение. - Вестник Бурятского государственного университета. № 7. С. 58-63.

1 Сборник статистических сведений Министерства юстиции. 1907. Вып. 22. Ч. 2. Сведения о личном составе и о деятельности судебных установлений Азиатской России за 1906 г. СПб. С. 1.

2 По поводу младших кандидатов на судебные должности. - Судебная газета. 1898. № 46. С. 6.

3 Памятная книжка Варшавского судебного округа на 1894 год. Варшава. 1894. С. 2.

Курас Т.Л. 2011. Служба в судебных палатах Российской империи (на примере деятельности А.Н. Гессе). - Власть. № 10. С. 135-138.

Левитский М. 1898. О контингенте лиц нашего судебного ведомства. - Судебная газета. № 23.

Сабинин Л.Х. 1895. Недостатки организации судебной части. - Судебная газета. № 29. С. 5-7.

Тютрюмов И.М. 1896. Кандидаты на судебные должности. - Журнал Министерства юстиции. № 10. С. 55-110.

KURAS Tatyana Leonidovna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Justice, Law Institute, Irkutsk State University (10 Ulan-Batorskaya St, Irkutsk, Russia,664082; tanya_kuras@mail.ru)

INSTITUTE OF CANDIDATES FOR JUDICIAL POSITIONS AT THE TRIAL CHAMBERS OF THE RUSSIAN EMPIRE

Abstract. One of the important institutions, established in the Russian Empire as a result of judicial reform of the 21st century, was the institute of candidates for judicial office. It was aimed at training of professional personnel for the judicial system. Candidates some time worked in the judicial office at various low positions and received the necessary experience. Later they were appointed as judges, prosecutors and their mates. The institute of candidates for judicial positions had significant advantages, allowed young people to receive practical skills of work, advance in their careers. Its regulation and practical implementation had essential disadvantages, not always allowing carrying out properly the tasks, set by the legislator on training candidates for judicial office for their work as judges. Keywords: trial chambers, candidates for judicial positions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.