Научная статья на тему 'Институт исследования Сибири и подготовка исследователей'

Институт исследования Сибири и подготовка исследователей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
426
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРИ / СИБИРЬ / ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / THE INSTITUTE OF SIBERIAN STUDIES / SIBERIA / EDUCATION FOR RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дунбинский Илья Александрович

На основании журналов заседаний совета Института исследования Сибири, архивным документов и периодической печати проанализирована деятельность института по подготовке кадров исследователей природы Сибири, инструкторов по составлению школьных коллекций. Особое внимание уделяется программе курсов, организации их работы, а также преподавательскому составу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дунбинский Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institute of Siberian Studies: Educating Researchers

The article analyses the activities of the Institute aimed at educating researchers of Siberian nature and instructors on making school collections. The analysis is based on the journals of the sessions of the Council of the Institute of Siberian Studies, the archives and the periodicals. Special attention is paid to the curriculum of the courses, their organization and the faculty.

Текст научной работы на тему «Институт исследования Сибири и подготовка исследователей»

2012 История №4(20)

УДК 94 (571.1/.5).

И.А. Дунбинский

ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРИ И ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ*

На основании журналов заседаний совета Института исследования Сибири, архивных документов и периодической печати проанализирована деятельность института по подготовке кадров исследователей природы Сибири, инструкторов по составлению школьных коллекций. Особое внимание уделяется программе курсов, организации их работы, а также преподавательскому составу.

Ключевые слова: Институт исследования Сибири, Сибирь, подготовка исследователей.

13 июля 1919 г. А.В. Колчаком было утверждено Положение об Институте исследования Сибири. Однако указ вступил в силу лишь после опубликования в «Правительственном вестнике» 25 октября 1919 г. [1. 1919. 25 окт.]. До этого, начиная с февраля 1919 г., это научное учреждение действовало как общественная организация. Согласно «Положению об институте исследования Сибири», он приравнивался по своему статусу к университету, а не к Академии наук, как это предполагалось в проекте Положения, принятом на общем собрании Съезда по организации Института исследования Сибири 25 января 1919 г. Сам же институт передавался в ведение Министерства народного просвещения, а не Совета министров [2. Л. 3].

Институт организовывался в составе Среднесибирского и Дальневосточного отделений и 6 отделов: географического (с подотделами - геодезии, геофизики и гидрологии); бальнеологии и ку-рортоведения; естественно-исторического (с подотделами - ботаники, зоологии, сельского хозяйства и лесоведения); промышленно-технического; историко-этнографического; статистико-экономического (с подотделами - статистический и экономический). Директором института был назначен

В.В. Сапожников, его помощником - Б.П. Вейн-берг [3. С. 13].

Однако недостаток подготовленных специали-стов-исследователей, особенно вспомогательного и технического персонала, сдерживал работу ученых. М.И. Рожанец в записке в совет отдела ботаники Института исследования Сибири отмечал: «В текущем году при организации Степной геодезической экспедиции мне пришлось столкнуться с полным отсутствием подготовленных сотрудни-ков-экскурсантов, приглашаемых мною для сбора

коллекций. Если не принять соответствующих мер по подготовке кадров сотрудников-почвоведов, то уже в будущем году придется столкнуться с аналогичным явлением отсутствия необходимого рабочего персонала и поэтому мне кажется, что одной из ближайших задач подотдела почвоведения является в будущем году подготовка соответствующего персонала исследователей» [4. Л. 77]. К аналогичным выводам пришла и газета «Сибирский коммунист», которая охарактеризовала сложившуюся в то время в научном мире ситуацию следующим образом: «Пятилетняя внешняя и

внутренняя война безвозвратно унесла с собой сотни, тысячи ценных для государства интеллектуальных сил» [5. 1920. 24 февр.].

На заседании историко-этнографического отдела Института исследования Сибири от 7 декабря 1919 г. член совета и заведующий ботаническим отделом Института исследования Сибири С.С. Не-уструев обратился с запиской, в которой предложил организовать в Томске курсы для подготовки исследователей природы и инструкторов по составлению школьных коллекций и созданию школьных музеев [6. Л. 21]. Это заявление было рассмотрено и принято к сведению на заседании совета института 11 декабря того же года [7. С. 76].

Курсы находились в ведении особой советской комиссии при Институте исследования Сибири и имели цель дать подготовку лицам, желающим участвовать в естественнонаучных экспедициях и экскурсиях, самостоятельно вести изучение природы, собирать коллекции для научных учреждений, школ, музеев и т. п., а также тем лицам, которые хотели бы пополнить свои знания [6. Л. 127]. С.С. Неуструевым была разработана и программа самих курсов [8. Л. 40].

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ № 12-11-70003а/Т «Институт исследования Сибири (1919-1920 гг.) и его роль в изучении региона».

Институт исследования Сибири в подготовке исследователей

Предметы, читавшиеся на курсах, были разделены на 7 основных групп: геологическую, почвенную, ботаническую, зоологическую, этнологическую, географическую и инструкторскую. Ряд предметов рекомендовался всем группам (метеорологические наблюдения в пути; основы общего страноведения; запись географических названий и вообще слов инородческих языков Сибири; определение географических координат). Всего читался 41 курс. Среди тех, кто читал лекции слушателям курсов, были профессора В.В. Сапожников (основные группы растительного царства и флористическая география растений; ботаническое коллектирование и гербаризация), Б.П. Вейнберг (магнитология), С. И. Руденко (систематическая антропология и антропометрия; собирание этнологических коллекций; палеонтология), Б. П. Де-нике (о регистрации и собирании памятников искусства в Сибири), А. Д. Григорьев (практический курс русской палеографии; наречия русского языка), М.А. Усов (динамическая геология; стратиграфия), М.Д. Рузский (зоогеография; муравьи), М.И. Рожанец (коллектирование почв, почвенные исследования в природе), Г.Э. Иогензен (пресмыкающиеся, млекопитающие, коллектирование позвоночных), К.Л. Френкель (животные-паразиты, коллектирование беспозвоночных животных), П.К. Соболевский (съемка с барометрической нивелировкой и чтение географических карт, определение географических координат (краткий курс практической астрономии). На курсах преподавали также Я.С. Эдельштейн (геоморфология), А.Н. Заварицкий (краткие сведения по петрографии), С.С. Неуструев (почвоведение; основы общего страноведения), В.Д. Дудецкий (климатология; метеорологические наблюдения), Н.Н. Бакай (архивоведение), М.А. Великанов (гидрология), А.Н. Чураков (геологическое исследование и коллекционирование), К.П. Горшенин (география почв Сибири), В.И. Баранов (исследование растительности в природе и экологическая география), Н. М. Залесский (птицы, коллектирование и препаровка), П.В. Сюзев (коллектирование и гербаризация), М.Ф. Нейбург и Т.К. Трипольшов (определение высших и низших растений), А. Н. Липин (главные группы царства животных), А. Кашкевич (частная зоология Сибири и методы исследования различных групп животных: земноводные),

М.Н. Хлебникова (пресноводные рыбы), В.Ф. Смолин (археологические разведки), М.К. Азадовский (собирание и запасание памятников народной словесности), С.М. Курбатов (собрание минералогических и петрографических коллекций [6. Л. 127]. Программа курсов была рассчитана на лиц со

средним образованием или достаточной подготовкой по естествознанию. Слушателям, достигшим 16 лет, разрешалось записываться на любые предметы. Лекции читались по будним дням с 5 до 9 вечера в помещении университета, а в праздничные дни с 2 часов дня до 3 и с 5 до 9 часов вечера. Запись на лекции велась в канцелярии Пермского университета, эвакуированного в Томск летом 1919 г. (она размещалась в новом анатомическом корпусе) и в деканате историко-филологического факультета Томского университета [9. 1919.

28 февр.].

Ассистентам института, ведущим практические работы, и лекторам (не членам института) заработная плата оплачивалась из средств, отпущенных отделом народного образования по 75 руб. за лекцию. Посторонним же лицам платили 75 руб. за час из средств Отдела народного образования, за руководство практическими занятиями не лекторам выплачивали 75 руб. из того же источника и 75 руб. из средств института, а всего лекторам по 150 руб. за час. [7. С. 113].

Первоначально планировалось начать работу курсов с февраля 1920 г., однако в связи с возникшими финансовыми затруднениями курсы удалось открыть лишь к началу марта того же года [7.

С. 113]. По этой же причине было принято решение сократить предложенную С. С. Неуструевым учебную программу по подготовке сибирских исследователей до краткосрочных курсов по отдельным предметам [7. С. 129]. Несмотря на то, что эти курсы существовали до июня 1920 г., ими было подготовлено порядка 150 исследователей Сибири.

Помимо организации курсов по подготовке исследователей Сибири и инструкторов по составлению школьных коллекций, по инициативе того же С.С. Неуструева была предпринята попытка организовать в Томске курсы по подготовке исследователей природы [7. С. 131]. Директор института исследования Сибири В.В. Сапожников предложил открыть факультет сибиреведения при Сибирских высших женских курсах [7. С. 117— 118]. Однако обе эти инициативы так и не были реализованы.

5 июля 1920 г. Сибревком принял постановления «О закрытии Института исследования Сибири и учреждении научных секций при Томском университете и Томском технологическом институте». Согласно этому постановлению институт закрывался с 1 июля 1920 г. Вместо него при институте и университете должны были создаваться научные секции, которым передавались «все дела Института исследования Сибири, имущество, предприятия и денежные ассигнования, отпущен-

И.А. Дунбинский

56 ------------------------------------------------------------------

ные по смете Института исследования Сибири». Этим же научным секциям, «как секциям старейших в Сибири научных учреждений», предоставлялось право исключительного приоритета научных исследований на территории Сибири». При научных секциях организовывалось объединенное «Бюро централизации научных исследований на территории Сибири» [10. Л. 232].

Однако продолжить подготовку кадров исследователей не удалось. Постановлением Сибревкома от 5 июня 1920 г. Институт исследования Сибири был ликвидирован. Тем не менее за весьма короткие сроки удалось организовать подготовку исследователей в самых различных областях знания, внесших свой вклад в изучение Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правительственный вестник (Омск).

2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 16.

3. Некрылов С.А., Фоминых С.Ф., Меркулов С.А. Из истории Института исследования Сибири // Журналы заседаний совета Института исследования Сибири (13 ноября 1919 г. 16 сентября 1920 г.). Томск, 2008.

4. ГАТО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 37.

5. Сибирский коммунист (Томск).

6. ГАТО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 32.

7. Журналы заседаний Совета института исследования Сибири // Журналы заседаний совета Института исследования Сибири (13 ноября 1919 г. - 16 сентября 1920 г.). Томск, 2008.

8. ГАТО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 48.

9. Знамя революции (Томск).

10. ГАТО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.