Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА'

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1813
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / MIGRATORY PROCESS / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / FOREIGN LABOR / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / LABOR MIGRANT / ПОДДАНСТВО / NATIONALITY / ПАСПОРТ / PASSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галушкин А.А.

Институт гражданства имеет существенное значение для развития государства и является одним из условий повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства - по защите своих граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF NATIONALITY AND ITS PLACE IN SYSTEM OF THE RUSSIAN LAW

The institute of nationality has essential value for develop-ment of the state and is one of conditions of increase of level of unity of the nation, development of patriotism, bigger trust of the people to the power, more active work of citizens of development of the state and the state – on protection of the citizens.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА»

A.A. ГАЛУШКИН, старший преподаватель кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Институт гражданства имеет существенное значение для развития государства и является одним из условий повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства -по защите своих граждан.

Ключевые слова: гражданство, миграция, миграционный процесс, иностранная рабочая сила, трудовой мигрант, подданство, паспорт.

A.A. GALUSHKIN, senior teacher of chair of judicial authority, law-enforcement and human rights activity of the Russian university of friendship of the people

THE INSTITUTE OF NATIONALITY AND ITS PLACE IN SYSTEM OF THE RUSSIAN LAW

The institute of nationality has essential value for development of the state and is one of conditions of increase of level of unity of the nation, development of patriotism, bigger trust of the people to the power, more active work of citizens of development of the state and the state - on protection of the citizens.

Keywords: nationality, migration, migratory process, foreign labor, labor migrant, citizenship, passport.

В конце XX в. с распадом Советского Союза и возникновением очагов этнополитических и региональных конфликтов, политической нестабильностью и ущемлением прав человека в новых независимых государствах наблюдался резкий всплеск вынужденных миграций. В связи с этим выявилась фактически неготовность многих стран к качественному регулированию процессов миграции населения1.

В России также обнаружились недостатки комплекса административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов.

С принятием Федерального за-конаот 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2 разрешились также многие проблемы и несоответствия в правоприменительной практике между Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. и Законом РФот 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», имевшие место в связи с тем, что исторически Конституция РФ была принята практически на два года позже, однако сказать, что в настоящее время решены все проблемы, по-прежнему нельзя.

Появление большого количества проблем в ныне действующем за-

1 Костюк М.Ф. Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. - С. 131-135.

2 См.: СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

конодательстве было неизбежным, учитывая особенности своеобразного исторического пути России, а также недавний распад общественного строя и полную перестройку как законодательства, так и государственной структуры3.

В связи с необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, поиском путей сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, изменением характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами вопросы, касающиеся темы статьи, стоят очень остро.4

Появление гражданства обычно связывают с возникновением государства инеотделимо от понятия государственного суверенитета, а гражданство, в свою очередь, является одним из признаков государственного суверенитета.

С точки зрения Н.В. Соколова, «в царской России существовало подданство, а не гражданство»5 .В своё

3 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ: Дис. ... д-раюрид. наук. М., 2005. С. 6, 7.

4 См.:Грудцына Л.Ю. Средний класс как основа развития экономических отношений собственности // Образование и право. 2013. № 5-6 (45-46).

5 Соколов Н.В. Правовые основы фун-

кционирования института гражданства

России // Учен.записки Санкт-Петербур-

гской академии управления и экономики. 2009. № 3. С. 102-107.

время В.М. Гессен отмечал, что «термин "подданство" в течение долгого времени имел частноправовое или полу-частноправовое значение, т.к. например, в течение XVIII в. крепостных называли "подданными своих помещиков"»6.

Подданство для большинства стран является одним из исторических этапов развития особого вида взаимоотношений между человеком и государством, предшествующего современному гражданству.

Каждый исторический тип государства имеет соответствующий ему тип гражданства (подданства). Рассмотрим все этапы развития Российского государства, связанные с подданством, и проведём анализ современных трактовок понятия «подданство».

В Большом Энциклопедическом Словаре отмечено, что «подданство - термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государ-ству»7. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова трактует «подданство» как гражданство, принадлежность к гражданам определенного государства8. Новый словарь

6 Гессен В.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 130 - 132.

7 Большой Энциклопедический Словарь // http://dic.academic. ru/dic.nsf/ enc3p/237034

8 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Изд-во "Астрель"», ООО «Изд-во "АСТ"», 2000. Т. I.

русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой раскрывает понятие «подданство» как:

«1) принадлежность лица государству; гражданство;

2) устар. подчинение кому-л., признание чьей-либо власти над со-бой»9.

В Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона10 подданство расценивается как юридическая связь между индивидом и государством. Рассмотрим основные точки зрения.

Как заявлял Лабанд, «подданный есть объект государственной власти, но не в смысле имущественном, а как субстрат этой власти; все же субъективные права являются рефлексом подданства»11.

Т.Гоббс, проводя сравнения между подданным и гражданином, находит их абсолютно идентичными12, в противоположность ему С. Пуфен-дорф в своем труде «О должности человека и гражданина согласно естественному праву» (1673) отмечает различия в обязанностях чело-

9 Толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой// http:// www.slovoblog. ru/efremova/

10 См.: http://www.cultinfo.ru/fulltext/ 1/001/007/121/

11 Лабанд Пауль. Государственное право германских государств (StaatsrechtdesDeutschenReiches). 4-е изд. (?)1901.

12 См.: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т.Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 2.

века(подданного) от обязанностей гражданина13.

Д.Дидро, сравнивая указанные понятия, констатирует, что подданный поставлен к государю в такое же отношение, как гражданин к законам. «Понятие "гражданин"не подходит к живущим в подчинении или в разобщенности; отсюда вытекает, что живущие в совершенно природном состоянии, как суверены, и совершенно лишенные этого состояния, как рабы, совсем не могут рассматриваться в качестве граждан, если считать, что возможно разумное общество, которое обладает неизменной моральной сущностью, стоящей выше физической личности государя»14.

Итак, мы заметили, что подданство чаще всего указывает на принадлежность индивида к определенному государству, и чётко прослеживается отсутствие связи этого индивида с территорией государства. Что касается гражданства, то данная правовая категория предусматривает обязанности государства защищать определенные права и интересы индивида вне зависимости от того, на какой территории этот индивид находится. Это, на наш взгляд,есть основное отличие гражданства от подданства.

13 См.: Малышева НИ, Политико-правовое наследие Самуила Пуфендорфа // Правоведение. 1999. № 1. С. 122 - 127.

14 Дидро Д. Соч.: В 2 т./ Сост. и ред. В.Н.

Кузнецова; прим. К.А. Киспоева; пер. с фр. К.А. Киспоева, Л.В. Литвиновой, Г.Д. Че-пурновой, А.В. Федорова, П.С. Юшкевича, Г.И .Ярхо. М.: Мысль, 1991. Т. 2. [Djv-ZIP] (Серия «Философское наследие».Т. 114).

В соответствии с этим будет логично отметить, что подданство характерно для большинства государ-ств(как в прошлом, так и в современном мире)с монархической формой правления и рассматривается как связь индивида с монархом. Так же необходимо подчеркнуть, что современные политические, экономические, технические, культурные процессы, а также процессы демократизации общества во многом изменили существующие монархии, сделав их более ограниченными, в результате чего институт гражданства целиком заменил собой институт подданства.

Вопросы подданства и гражданства, их связь и разграничения исследовались в работах дореволюционных российских ученых. Н.О. Куп-леваскийдаёт следующее понятие подданству: «Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности "верности" и "подчинения". Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства отличает подданнические отношения от других случайных отношений»15.

15 Куплеваский Н.О, Русское государственное право. Харьков. 1902. Т. 1. С. 134.

Следует отметить, что в данном определении чётко прослеживается взаимосвязь индивида с определенною страною и ее правительством, основанная на личных обязанностях государства по отношению к индивиду и индивида по отношению к государству.

Ф.Ф. Кокошкин в своих работах рассматривал сущность подданства с точки зрения субъектных отношений. Он считал, что люди, которые входят в состав государства, являются прежде всего субъектами, с которыми государство связано известными юридическими отношениями. В первую очередь государство предполагает наличие других субъектов, по отношению к которым оно имеет права и обязанности. Такими субъектами и являются люди, населяющие государственную территорию. «Государство имеет по отношению к ним права и обязанности точно так же, как и они по отношению к государству»16. «Как субъекты обязанностей по отношению к государству, - писал Ф.Ф. Кокошкин, - они называются подданными (subditi, sujets, Unterthane), как субъекты прав по отношению к нему - гражданами (cives, citoyens, Staatsburger), так что слова "гражданин" и "подданный" выражают две стороны одного и того же поня-тия»17.

Ф.Ф. Кокошкин рассматривал понятия «подданство» и «граждан-

16 Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 181, 182.

17 Там же. С. 182.

ство» в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова он объединял подданных и граждан, проживающих на одной территории, т.е. это - все граждане, находящиеся на государственной территории, подчиняющиеся государственной власти и состоящие в юридических отношениях с ней, не исключая и иностранцев, живущих в пределах государства. Но среди всей этой массы граждан он выделяет только тех подданных или граждан, которые состоят в более тесных отношениях с государством, чем остальные жители государственной территории, и наделены правами и обязанностями, которых не имеют последние.

К подданным в узком смысле слова он относит подданных другого государства, т.е. иностранцев, пребывающие на государственной территории. Их называют «временными» подданными (subdititem-porarii)18.

Применительно к населению как к элементу государства рассматривал вопросы подданства и A.A. Жилин. Он был не согласен с теми учеными, которые полагали, что различие между подданными и иностранцами заключается в том, что связь первых с государством имеет юридический, а вторых — фактический характер. A.A. Жилин усматривал фактический характер связи иностранцев с государством в том, что отношения иностранцев к государству обусловливаются простым фактом пребывания их на террито-

18 См.: там же.

рии государства, а также в том, что эти отношения могут быть во всякое время свободно прекращены государством путем высылки иностранцев из пределов государственной территории.

С его точки зрения, отношения государства к иностранцам во всех цивилизованных государствах регулируются правом и суть отношения юридические. Отношения подданных к государству также возникают под влиянием известных фактов: рождения, вступления в подданство. У подданных имеется личная связь с государством, над ними государство властвует в силу своего личного верховенства, а над иностранцами -в силу своего территориального верховенства.

A.A. Жилин отмечал:«Подданные обладают политическими правами, правом участия в управлении государством, которых иностранцы не имеют. Они обязаны верностью в отношении своего государства и несут обязанность воинской повинности, от которой иностранцы свободны. Что касается различных прав и обязанностей частноправового характера, то в современных государствах иностранцы по общему правилу - за немногими исключениями - в этом отношении уравнены с подданными. Таким образом, можно сказать, что иностранцы входят в состав населения государства, но не входят в состав народа в политико-юридическом смысле этого слова»19.

19Жилин А.А.Учебник государственного права (Пособие к лекциям). Пг., 1916.Ч. I. С. 114, 115.

«В государствах монархических отношение подданства мыслится, как отношение индивида к монарху; и такое отношение называется подданством. Наоборот, в республиканских государствах отношение подданства, как отношение индивида к государству, а не к органу власти в государстве, называется гражданством. Индивид является подданным в монархиях и гражданином в республиках»20.

В.М. Гессен в своих исследования отмечал, что термину «подданство» достаточно долгое время придавалось частноправовое или получастноправовое значение или, иначе говоря, русское право отношение между индивидом и властью рассматривало через призму отношения помещика к своим крестьянам. Например, до вступления на царский престол Александра I каждый подданный приносил присягу государю «верным, добрым и послушным рабом и подданным быть»21. В присяге Александру I «рабство» из формулы присяги исчезает, поскольку к этому времени вполне и окончательно осознается публично-правовая природа того отношения, которое существует между подданным и его государем22 .

Таким образом, подчеркивал В.М. Гессен, подданство не может

20Гессен В.М. Указ.соч. С. 123.

21 См.: Указ императрицы Елизаветы Петровныот 26 августа 1747 г. «О присяге иностранцев на подданство России» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XII. С. 748, 749.

22 См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.

быть отождествляемо с частноправовым инструментом рабства. Хотя в своем историческом значении оно рассматривается как чисто личное отношение между индивидом и монархом, как отношение, находящее в теории права свою аналогию в отношении крепостной (т.е. получастноправовой) зависимости крестьянина от землевладельца. В этих условиях для обозначения принадлежности индивида к государству и, в частности, для принадлежности к государству по личному началу этот термин, казалось бы, менее всего применим. Однако, отмечал В.М. Гессен, никакого другого термина русская наука в своем распоряжении не имеет.

«Называя, таким образом, принадлежность индивида к государству подданством, — писал он, — мы считаем необходимым категорически указать, что термин этот употребляется нами в том смысле, в каком он известен официальному языку нашего законодательства. Под подданством мы понимаем принадлежность индивида к государству, принадлежность, которая ни в каком отношении не зависит от формы правления, существующей в государстве.

Русский подданный является подданным в таком же смысле, в каком подданным является француз или американец.

В частности, под подданством в тесном значении этого слова, а именно в таком значении оно употребляется нами в дальнейшем, мы понимаем принадлежность к государству по личному началу, в отличие

от "иностранства" как принадлежности к государству по началу тер-риториальному»23.

Итак, при обращении к истории права становится понятным, что подданство является первым юридическим состоянием индивида, определяет его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета, т.е. Государю. Подданство как правовое состояние индивида исключает наличие обязательства государства по отношению к первому, а в случае гражданства, наоборот, государство выступает как средство защиты прав индивида и как институт защиты прав и интересов государства.

Исследуя ситуацию до XV в., необходимо отметить, что в данный период времени Российская держава быстро расширялась, раздвигала свои границы, поглощая территории, населенные множеством разноязычных племен и народов. На начальном этапе развития подданство имело черты средневековых феодальных начал. Подданные того времени делились по сословному признаку и не были равноправны.

Чаще всего понятие «граждан-ство»«осмысливается как центральная общеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всех отраслей пра-ва»24. Изучением данного правового института занимались такие выда-

23 Гессен В.М. Указ.соч. С. 133, 134.

24 Югов A.A. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1.С. 41.

ющиеся российские ученые-юристы, как С.А. Авакьян25, Л.Д. Воеводин26, С.С. Кишкин27, O.E. Кутафин28, А.Н. Кокотов29, Н.Я. Корж30, В.С. Шевцов31 и др. Каждый из этих исследователей придерживался определённой точки зрения. Проанализировав позиции указанных авторов, а также других исследователей, можно понять, какую роль играет институт гражданства в системе российского права.

Как верно отмечает ЛИ. Спиридонов, определение института гражданства и его места в системе российского права - задача непростая, что «объясняется сложностью понимания специфического государственно-правового явления, а также органической связью гражданства с государством и правом. Вряд ли эта задача разрешима формально-логическими средствами, которые

25 См.: Авакьян С.А, Гражданство Российской Федерации. М. : Росс.юрид. изд. дом, 1994.

26 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб.пос. М.: Изд-во МГУ; Издат. группа «ИНФРА-М, НОРМА», 1997.

27 См.: Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925.

28 См.:Кутафин O.E.Избр. труды: В 7 т. М.: Проспект, 2011. Т. 3: Российское гражданство.

29 См.: Конституционное право России. М.: Норма, 2007. С. 163 - 183.

30 См.: Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации: историко-правовой аспект. СПб.: Нева, 2004.

31 См.: Шевцов В.С. Гражданство СССР

// Конституционный статус личности в

СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 36-53.

могут быть использованы лишь при разработке традиционных дефиниций, в частности при определении права через ближайшее родовое понятие и указании на видовые отличия. В таких условиях любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно об определенном предме-те»32. Разобраться в данном феномене возможно, лишь проведя тщательный анализ научных разработок в данной области.

Известно «два основных методологических подхода к формированию теории гражданства в правовой науке»33. Во-первых,«с одной стороны, его исследование как публично-правовой категории, государ-ствообразующего феномена, компонента признаков сущности и формы государства», во-вторых,«необ-ходимо учитывать, что гражданство - это категория, стоящая на стыке публичного и частного права, неразрывно связанная с конституционно-правовым статусом человека, субъективными правами»34.

Государствообразующий феномен института гражданства в одном случае показывает территориальную принадлежность гражданина к какой либо политико-территори-

32 Спиридонов Л.И, Теория государства и права. М., 1996. С. 100.

33 Овсепян, Ж.И. К вопросу о госу-дарствоведческой концепции гражданства / / Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С.2-8.

34 Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: Учеб.-практ. пос. М.: Проспект. 2010. С. 40.

альной общности людей, а в другом

- указывает на государство (или го-сударствоподобное образование), имеющего статус субъекта Федерации.

Поэтому, соглашаясь с мнением М.В.Варлен, отметим, что следует различать два понятия гражданства

- международно-правовое (общенациональное, общефедеративное) и внутригосударственное (субъекта Федерации) и, соответственно, различать внешнее и внутреннее гражданство35 . С государственным суверенитетом идентично гражданство в международно-правовом его понимании, внешнее гражданство36.

Что касается последней точки зрения, то С.А. Авакьян формулирует своё мнение так: «Гражданство соответствующего государства является естественным состоянием для человека. Подавляющее большинство людей в мире обладают гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние безгражданства - скорее исключение, чем правило»37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, для более точного определения понятия гражданства необходимо провести анализ конкретных научных исследований

35 Соответствующая дифференциация гражданства принята в зарубежной науке (см. об этом:Черниченко C.B. Международно-правовые вопросы гражданства. М.: Изд-во «Международные отношения», 1968).

36 См.: Варлен М.В.Указ.соч. С. 40.

31 Авакьян C.A. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 20.

этого правового института и дать более качественную характеристику правовой связи человека с государством.

На основании ст. 3 действующего Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ(в ред. от 28 июня 2009 г.)«О гражданстве Российской Федерации»38 гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В соответствии с этим положением гражданство обеспечивает каждому гражданину как в России, так и в другом государстве, защиту существующих прав и свобод. По законодательству большинства стран гражданин приобретает гражданство автоматически «в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении

39

всей своей жизни»39.

Как было отмечено ранее, принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ было обусловлено прежде всего несоответствием Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. отдельным нормам Конституции РФ, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей

38 См.: СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

39Леонова Н.В., Пелишенко A.A. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве

Российской Федерации» (Постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

социально-экономического развития России, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» вызвал неоднозначные оценки как специалистов, так и общественности, что не удивительно. Как считает И.И. Овчинников, институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью40 .

Необходимо подчеркнуть, что вопрос о соотечественниках, возможности наличия у них преимущественного права, в частности у граждан бывшего СССР, приобретения гражданства Российской Федерации вызывал острые дискуссии в процессе обсуждения проекта Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». По мнению Ю.А. Мишина, председателя Союза российских граждан в Эстонии, члена Совета соотечественников при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, «в законопроекте совершенно не прослеживается правопреемственность Российской

40 См.: Овчинников И,И, Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 22.

Федерации от Советского Союза. И если во всех документах говорится, что Российская Федерация приняла на себя многие обязательства Советского Союза, то и вопрос гражданства тоже должен быть прописан очень четко: бывшие граждане Советского Союза имеют преимущественное право на приобретение гражданства Российской Федера-ции»41.

Вместе с тем проблема соотечественников, их гражданской принадлежности не остается без внимания законодателя и федеральных органов власти.42 Так, постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубе-жом»43 были утверждены Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (далее - Основные направления), включающие в себя политико-правовые и информационные мероприятия, дипломатические меры, экономические мероприятия, а также социальные и культурные мероприятия. На Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом было воз-

41 Стенограмма заседания «круглого стола» по проекту федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». 5 июня 2001 г. // http://www.postman.ru/ ~7аШ1т/1шШЩеДЪогтк/034/^Мт1

42Грудцына Л.Ю. Средний класс как основа развития экономических отношений собственности // Образование и право. 2013. № 5-6 (45-46).

43 См.: СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2383.

ложено осуществление координации деятельности федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и общественных организаций, а также контроль за деятельностью министерств и ведомств по реализации Основных направлений, систематическое информирование Правительства РФ и Президента РФ о ходе реализации последних.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 536 «О создании Фонда по поддержке соотечественников за рубежом "Россияне"»44 в целях реализации Основных направлений такой Фонд был создан. Основными направлениями деятельности Фонда являются: содействие проведению государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; разработка программ и проведение мероприятий, обеспечивающих поддержку соотечественников за рубежом, а также содействие выполнению международных программ в этой области; оказание гуманитарной помощи социально не защищенным слоям соотечественников за рубежом45; содействие привлечению отечественных и иностранных

44 См.: СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1836.

45 См.: Указ Президента РФ от 24 ноября 2000 г. № 1930 «О мерах по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, постоянно проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике» // СЗ РФ. 2000. № 48. Ст. 4665.

инвестиций для поддержки соотечественников за рубежом, а также развитию сотрудничества общественных и иных структур Российской Федерации и государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», устанавливая принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении последних, а также основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по реализации указанной политики, определяет государственную политику как совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, направленных на ока-заниегосударственной поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.

Исходя из указанного Федерального закона, под соотечественниками понимаются лица, родившиеся в

одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии46.

Миграционная политика тесно связана с проблемами беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих политическое и временное убежище, трудовых и иных переселенцев, а соответственно, с правовым статусом граждан и иностранных граждан, его конституционно-правовой основой и особенностями для отдельных категорий физических лиц47.

Первоочередная цель государственной миграционной политики -регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к

46См.: Басик В.Л.Указ.соч. С. 53.

47 См., например: Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 5. С. 12; Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.) // Библиотечка «Российской газеты». 2003. № 16. С. 44; Прокофьев Ю. Ваш работник

- иностранец // Коллегия. 2003. № 4. С. 5, 6.

лицам, ищущим убежища на территории России48.

В современных условиях глобализации передвижения граждан начинают выступать в качестве неотъемлемой составляющей политических процессов объединения населения земного шара. Данные передвижения очень интенсивны как внутри каждого государства, так и за его пределами, причиной этому являются:

- межрасовые браки, заключаемые между гражданами различных государств;

- постоянно возникающие вопросы приобретения и утраты гражданства;

- изменения законодательства о гражданстве.

Решение этих вопросов способствовало тому, что законодательство о гражданстве постоянно находится в состоянии развития, а также суды в поиске правильных решений по данному вопросу рассматривает всё более сложные и интересные ситуации.

В данном случае необходимо учитывать, что порядок приобретения и изменения гражданства определяется следующим правовым порядком.

48 См.: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999. С. 56.

Итак, гражданство как истори-ко-правовая категория возникло как формальное выражение принадлежности гражданина к тому или иному государству и сформировалось в результате процесса постепенного исторического построения взаимоотношений государства и человека в системе правления.49

Советский ученый И.Е. Фарбер отмечал, что «гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом»50. Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны.

49Грудцы1на Л.Ю. Свобода и гражданское общество // Образование и право. 2011. № 1(17). С. 22-30.

50 Фарбер И,Е, Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 50, 51.

Библиографический список:

1, Авакъян С,А, Гражданство Российской Федерации. М. : Росс.юрид. изд. дом, 1994.

2, Авакъян С,А, Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 20.

3, Авдокушин Е,Ф, Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999. С. 56.

4, Бай Н,Г. Понятие, классификация, основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Правовая инициатива. 2013. № 7. С. 3.

5, Басик В,П, Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 6, 7.

6, Бердникова К,Л, Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти // Современное право. 2012. № 2. С. 26 - 30.

7, Бондаръ Н,С, Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. М., 1996. С. 35.

8, Варлен М,В, Гражданство: Россия и СНГ: Учеб.-практ. пос. М.: Проспект, 2010. С. 40.

9, Воеводин Л,Д, Юридический статус личности в России: Учеб. пос. М.: Изд-во МГУ; Издат. группа «ИНФРА-М, НОРМА», 1997.

10, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права че-

ловека: Сб. международных договоров. М., 1989.

11. Галушкин A.A. Организационно-правовые основы имплементации международного законодательства о гражданстве в правовую систему России и стран СНГ// Правовая инициатива. 2013. № 1. С. 5.

12.Гессен В.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 123.

13. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 2.

14. Головко A.A. Человек, личность, гражданин. Минск, 1982. С. 19.

15. Грудцына Л.Ю. Общество и социальные сети: введение в проблему // Новый юридический журнал. 2012. № 4.

16.Грудцы1на Л.Ю. Свобода и гражданское общество // Образование и право. 2011. № 1(17). С. 22-30.

17. Грудцыта Л.Ю. Средний класс как основа развития экономических отношений собственности // Образование и право. 2013. № 5-6 (45-46).

18. Дидро Д. Соч.: В 2 т. / Сост. и ред.

B.Н. Кузнецова; прим. К.А. Киспоева; пер. с фр. К.А. Киспоева, Л.В. Литвиновой, Г.Д. Чепурновой, А.В. Федорова, П.С. Юшкевича, Г.И. Ярхо. М.: Мысль, 1991. Т. 2(Се-рия «Философское наследие». Т. 114).

19. Жилин A.A. Учебник государственного права (Пособие к лекциям). Пг., 1916. Ч. 1. С. 114, 115.

20. Карповец Ф.В. Место Федеральной миграционной службы в организации государственной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 58.

21. Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925.

22. Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912.

C. 181, 182.

23. Конституционное право России. М.: Норма, 2007. С. 163 - 183.

24. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. Екатеринбург, 1995. С. 116.

25. Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации: историко-правовой аспект. СПб.: Нева, 2004.

26. Костюк М.Ф. Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. - С. 131-135.

27. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал росс.права. 2006. № 3. С. 84-95.

28. Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Харьков, 1902. Т. 1. С. 134.

29. Кутафин О.Е. Избр. труды: В 7 т. М., 2011. Т. 3: Российское гражданство. С. 32.

30. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.

31. Леонова Н.В., Пелишенко A.A. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

32. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 5. С. 12.

33. Овсепян Ж.И. К вопросу о госу-дарствоведческой концепции гражданства // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С.2-8.

34. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 22.

35. От нового закона больше всех выиграют шпионы // http^/ko^ko!™ (Изд. Фонда гражданских свобод. 21 февраля 2002 г. // http://www.kolokol.ru/R/P/ 2045).

36. Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю.И. Аверьянова. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 369.

37. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.) // Библиотечка «Российской газеты». 2003. № 16. С. 44.

38,Прокофъев Ю, Ваш работник -иностранец // Коллегия. 2003. № 4. С. 5, 6.

39, Соколов Н,В, Правовые основы функционирования института гражданства России // Учен. записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. № 3. С. 102-107.

40, Спиридонов Л,И, Теория государства и права. М., 1996. С. 100.

41. Суверенитет государственный // Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Изд-во

«Советская энциклопедия», 1976. Т. 25 С. 26.

42. Толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой// http:// www.slovoblog. ru/efremova/

43. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Изд-во "Астрель"», ООО «Изд-во "АСТ"», 2000. Т. 1.

44.Ушаков H.A. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Моск. журнал междун. права. 1994. № 2. С. 3, 4.

45. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 50, 51.

46. Шевцов B.C. Гражданство СССР // Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 36-53.

47. Югов A.A Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1. С.3 - 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.