УДК 657.62
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ
В.А. Быков, Д.С. Вахрушев, Д.В. Туманов
Аннотация. В статье рассматриваются основы стратегического управления кризисом, предлагаются возможные направления финансового оздоровления, а также алгоритм построения антикризисного стратегического развития муниципальных унитарных предприятий, в виде формирования механизма государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: банкротство, кризис, государственно-частное партнерство, стратегия, унитарные предприятия, антикризисное управление.
INSTITUTE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN ELEMENT OF MANAGEMENT OF SUSTAINABILITY OF FINANCIAL SUPPORT OF THE SOCIAL SPHERE AT THE REGIONAL AND LOCAL LEVELS
V.A. Bykov, D.S. Vakhrushev, D.V. Tumanov
Abstract. In the article the article discusses the basics of strategic crisis management, offers possible directions of financial recovery, as well as the algorithm of building an anti-crisis strategic development of municipal unitary enterprises, in the form of the formation of the mechanism of public-private partnership.
Keywords: bankruptcy, crisis, public-private partnership, strategy, unitary enterprises, crisis management.
За двадцать с лишним лет работы института банкротства Россия лишилась сотен тысяч предприятий реального сектора экономики. Низкая юридическая и социальная ответственность собственников и неэффективный менеджмент приводят к тому, что основная масса предприятий, к сожалению, банкротится.
Институт банкротства активно используется рейдерами для захвата предприятий, имеющих затруднительное финансово-экономическое положение и в связи с этим, находящимися в предбан-кротном состоянии [2].
По данным статистики за февраль 2018 г. демография организаций показала, что в РФ официально ликвидировано, в том числе
по причине банкротства, 44076 организаций, в том числе в Центральном федеральном округе - 18490 организаций, в Ярославской области - 473 организаций. В жилищно-коммунальной сфере за февраль 2018 г. официально ликвидировано около 400 предприятий по всей России [3].
Антикризисное стратегическое развитие предприятия в жилищно-коммунальной сфере является одним из наиболее важнейших направлений стратегического менеджмента, а также значимых социально-экономических задач государства. Отечественная жилищно-коммунальная сфера находится в сложном положении, что требует особого внимания со стороны государства.
Учитывая положительный отечественный опыт и законодательные нормы в жилищно-коммунальной сфере, возможно повысить качество управления предприятиями при дополнительном организационном и управляющем воздействии государства.
Для оценки качества управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы необходимо использовать бухгалтерскую и управленческую отчетность, на основе которой проводится расчет систематизированных показателей.
В случаях, когда в результате проведения анализа основные показатели эффективности являются отрицательными или значительно ниже нормы, предприятие оказывается в кризисном или в предкризисном состоянии. Для предотвращения отрицательных последствий руководству компании необходимо принять меры по введению в организацию антикризисной стратегии, способной оказать положительное влияние на дальнейшую финансовую деятельность этой организации.
Известно, что по отношению к отдельным категориям организаций-должников законодательством РФ может быть установлен определенный срок, по истечению которого должны быть выявлены те или иные признаки предбанкротного и банкротного состояния организации.
Если у стратегического предприятия обнаружились неисполненные обязательства, срок оплаты которых просрочен более чем на шесть месяцев, то такую ситуацию принято воспринимать как признак неплатежеспособности, а точнее признак банкротства этой организации (п. 3 ст. 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») [1].
Законодательством РФ (в п. 2 ст. 197 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») установлен такой же срок для организаций, являющихся субъектами естественных монополий. Данный пункт вступил в силу 1 июля 2009 г., до этого такие ситуации рассматривались в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», во второй статье которого в качестве признака банкротства выступало такое же условие, когда у организации числится просроченный в течение полугода долг. Вступивший в силу с 1 июля 2009 г. пункт в ст. 197 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» действует и в наше время.
Стоит понимать, что если у организации возникли трудности, рассматриваемые в точки зрения признаков банкротства, то это не дает право немедленно возбуждать дело о банкротстве организации.
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -Закон о банкротстве) юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (п. 2 ст. 3) [1].
Здесь очевидно, что такое понятие с экономической точки зрения будет считаться слишком узким, а при рассмотрении вопросов финансового оздоровления такое определение нам, мягко говоря, не подходит.
Судить о финансово-экономических потенциалах и перспективах фирмы нельзя лишь по наличию каких-то просроченных задолженностей или по факту прекращения исполнения обязательств перед соответствующими органами.
Поэтому, с экономической точки зрения, будем понимать понятия платежеспособность и неплатежеспособность как присущее организации свойства, характеризующие финансовое состояние, при этом стоит разделять причины ухудшения и утраты способности платить по долгам на следующие категории:
- внутренние и внешние;
- объективные и субъективные.
Выводом вышесказанного является тот факт, что платежеспособное и неплатёжеспособное финансовое состояние компании не зависит от предложенных на законодательном уровне признаках банкротства организаций. Признаки банкротства - это лишь внешнее проявление финансовой несостоятельности фирмы.
Соответственно, такое финансовое состояние, как неплатежеспособность фирмы, наступает задолго до того, как фирма накопила задолженность, и само такое состояние выступает причиной накопления этих долгов.
Одной из главных задач менеджмента на любой организации (в том числе и в компаниях в сфере ЖКХ) принято считать недопущение ситуаций, которые способны повлечь за собой возникновение неплатежеспособности. С этой целью вводят режим профилактики неплатежеспособности, который включает следующие мероприятия:
1. Своевременное обнаружение отрицательных факторов финансово-хозяйственной деятельности организации, приводимые в дальнейшем к той же самой неплатежеспособности.
2. Незамедлительное принятие мер по недопущению развития необратимых факторов, которые влекут за собой риск потери платежеспособности (текущей) и по итогу приводят к появлению признаков, похожих на банкротство.
3. В первую очередь, за счет контроля финансово-хозяйственной деятельности компании и незамедлительного и своевременного вмешательства руководства в поведение кризиса на предприятии - осуществляется так называемая профилактика несостоятельности организации.
Такие меры профилактики главным образом применяются, когда в компании еще только зарождаются причины и факторы (назовем их начальными или первыми), способные отрицательно воздействовать на способность организации расплачиваться по своим долгам. Эти меры должны быть предприняты задолго до возникновения просроченных задолженностей и, соответственно, причин, ведущих к банкротству.
В этом плане в качестве антикризисного стратегического инструмента может вступить идея финансового оздоровления, способная определенным образом обеспечить защиту имущественных интересов компании и ее владельцев.
Как правило, финансовое оздоровление используется в случае, когда в организации наблюдается определенная цепь событий, начинающаяся с возникновения финансовой проблемы, дальнейшего появления неплатежеспособности, в связи с которой имеет место быть накоплению долгов, далее со стороны кредиторов происходит истребование задолженности, в худшем случае - подача заявления о признании организации-должника банкротом, что приводит в конечном счете к появлению угроз имущественным интересам фирмы и ее владельцев.
Итак, говоря о характеристике понятия финансового оздоровления организации, обычно подразумевают использование процедур, способных реабилитировать компанию, находящуюся в предкризисном или кризисном состоянии, при этом поочередно устраняются составные части описанной выше цепи событий.
Одним из таких методов начального этапа финансового оздоровления, является построение антикризисной системы профилактики неплатежеспособного предприятия, заключающейся в своевременном обнаружении негативных факторов финансовой деятельности компании, незамедлительном проведении мер по их устранению и дальнейшем контроле и при необходимости вмешательстве в организацию финансовой деятельности при повторном возникновении угроз кризиса [5].
Профилактика основывается на сформированной в виде плана программе, включающей некий перечень мероприятий по финансовому оздоровлению всех сфер деятельности компании (сбыт, производство, финансы, управление, маркетинг и др.), основанием которых служат показатели, определенные в ходе анализа и оценки качества финансово-хозяйственной деятельности и способные определить рекомендуемые, допустимые или наоборот, опасные и недопустимые (кризисные) значения, в отношении которых придется принимать меры для их исправления.
Проводя анализ предприятий сферы ЖКХ в целях выявления факторов нестабильности и угроз наступления кризисных ситуаций, выявлены основные проблемы, которые могут повлечь за собой кризис в компаниях:
1. Опережающее уменьшение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.
2. Постоянное снижение величины чистых активов.
3. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств показывает стабильно неустойчивое финансовое положение.
В качестве основного направления антикризисного стратегического развития для социальной сферы предлагается идея формирования механизма реализации государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), состоящего из ряда следующих последовательных этапов:
Этап 1. Заключение соглашения.
Цель: создание условий для достижения взаимной дополнительной выгоды для согласующихся сторон, при этом каждая из них вправе руководствоваться своими личными интересами.
При заключении соглашения оговаривается тот момент, что доходы от финансово-хозяйственной деятельности предприятия будут делиться прямо пропорционально вложенным инвестициям каждой из сторон. Такое соглашения о сотрудничестве должно быть официально оформлено и иметь юридическую силу.
Этап 2. Оценка основных признаков возникновения ГЧП.
На втором этапе, как правило, проводят оценку основополагающих признаков возникновения ГЧП. Признаки могут быть следующие:
- выбран характер ГЧП, который может быть среднесрочным (полагаясь на рыночную практику РФ в области инвестирования, среднесрочными соглашениями считаются проекты, длительность которых не менее одного года и не более трех лет) и долгосрочным (длительность такого проекта три года и выше);
- официально оформленное соглашение о сотрудничестве (например, в рамках гражданско-правовых отношений, соглашение имеет вид контрактной формы);
- наблюдается полное или частное финансирование в отношении частной стороны;
- объектами соглашения ГЧП выступают предоставление общественно значимых услуг/работ или производство и реализация общественно значимого продукта/товара;
- наблюдается деление доходов (неимущественных выгод), расходов, финансовых рисков.
Этап 3. Определение участников проекта.
Участниками соглашения ГЧП от лица государства (в том числе рассматривается и муниципальный уровень) выступают:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- некоммерческие организации (со 100 % государственным участием), например, государственные и муниципальные учреждения, фонды, госкорпорации);
- государственные коммерческие компании (как правило, это государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Участниками со стороны частного сектора могут быть коммерческие и некоммерческие организации (с различной организационно-правовой формой), например, негосударственные учреждения; физические лица (ИП).
Этап 4. Выбор правовой формы воздействия.
Правовая форма воздействия бывает разных типов, рассмотрим некоторые из них:
1. Контрактная форма - обычно такая форма существует без образования юридического лица. Главным образом, заключается договор простого товарищества, в котором закрепляются наиболее существенные условия договора, права и обязанности сторон ГЧП. Встречаются случаи, когда контрактной формой выступает концессионное соглашение, по которому одна сторона - концедент, вправе передать объекты предприятия другой стороне - концессионеру, с целью модернизации переданного имущества или строительства нового. Иными договорами, в соответствии с законодательством нашей страны, могут быть договоры, целью заключения которых, является объединение усилий для достижения определенного проекта, например, договор аренда, договор подряда, договор займа и кредита, договор страхования, договор доверительного управления тем или иным имуществом, инвестиционный договор и др. Отдельно выделим заключение соглашений о сотрудничестве или намерениях осуществления каких-либо совместных действий в определенной сфере деятельности.
2. Институциональная форма. Как правило, такая форма соглашения требует образования нового юридического лица. Главным образом, происходит создание коммерческих организаций, с правами
участников соглашения в распределении доходов совместного предприятия, его расходов и рисков. Происходит это распределение прямо пропорционально принадлежащим им долям. Объединение носит название товарищества или АО, или ООО и др. Также возможно создание некоммерческой организации на основании факта определенного взноса участниками соглашения. Формой такого соглашения выступают фонды, учреждения, некоммерческие партнерства или автономные некоммерческие компании. При создании управляющей компании преследуется цель обеспечения эффективного управления имуществом (движимое или недвижимое) в определенной сфере для достижения поставленных задач, идущих из интересов общества и государства.
Этап 5. Траектория выбора модели.
Для наглядности представим таблицу 1, в которой будут указаны базовые модели, зависящие от формы собственности, порядка управления и способе финансирования.
Таблица 1
Траектория выбора модели [4, с. 129]
Базовая модель Собственность Управление Финансирование
Модель оператора Частная/ государственная Частное Частное
Модель кооперации Частная/ государственная Частное/ государственное Частное/ государственное
Модель концессии Государственная Частное/ государственное Частное/ государственное
Модель договорная Частная/ государственная Частное Частное
Модель лизинга Частная Частное/ государственное Частное/ государственное
Как правило, сторонами соглашения ГЧП выбирается одна базовая модель.
Этап 6. Реализация проекта.
Руководством объединяющихся сторон выбирается форма ГЧП, которая подразумевает собой создание совместно и бизнес-структурой необходимых подразделений, тут же разрабатываются
и реализуются адресные программы, осуществляются исследовательские и опытно-конструкторские работы (по заказу созданной ранее бизнес структуры).
Определяются вид предложений по соглашению ГЧП для участвующих сторон.
Со стороны государства осуществляется экономическая поддержка, например, в форме кредитования.
При этом нормативно-правовыми механизмами совместного бизнес-подразделения будут считаться:
- договор о сотрудничестве или договор о совместной деятельности;
- положение о совместном подразделении и другие локальные акты, регламентирующие деятельность;
- договоры об оказании услуг или трудовые договоры с сотрудниками организации-партнера;
- договор безвозмездного пользования имуществом, договор аренды.
Таким образом, для того, чтобы предприятия социальной сферы (сферы ЖКХ) вывести из кризисной ситуации, необходимо органам местного самоуправления изменить организационно-правовую форму, что позволит полноценно участвовать в муниципальном задании по уборке города и получать из муниципального бюджета соответствующие субсидии. Данный механизм позволит сохранить предприятие и рабочие места персонала, а также повысить качество содержания муниципальной территории. При смене организационно-правовой формы, финансово-хозяйственная деятельность унитарных предприятий станет финансироваться напрямую из муниципалитета в форме субсидий. Это позволит организациям в более полной мере отвечать по своим обязательствам, которые в том числе включают в себя затраты на оказание муниципальных услуг, выполнение работ.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
2. Быков В.А. Анализ практики рейдерских захватов чужого бизнеса в России в 2000-2016 гг. // Наука и общество: проблемы и перспективы развития: материалы IV межрегиональной научно-практической
конференции научно-педагогических и практических работников / под ред. Н.С. Семеновой. Ярославль, 2017.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Официальная статистика. Предпринимательство. Институциональные преобразования в экономике. Демография организаций в феврале 2018 г. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/reform/# (дата обращения: 23.07.2018).
4. Распопов В.М., Арсенова Е.В. и др. Антикризисное бизнес-регулирование: монография. М., 2018.
5. ТумановД.В. Бизнес-план как основа финансового оздоровления предприятия // Сборник научных трудов по материалам международной очно-заочной научно-практической конференции «Финансы: уроки истории и вызовы современности». Ярославль, 2015.
В.А. Быков
кандидат экономических наук
доцент кафедры экономических дисциплин
Ярославского филиала Московского финансово-юридического
университета МФЮА
E-mail: [email protected]
Д.С. Вахрушев
доктор экономических наук, профессор профессор кафедры финансов и кредита Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова E-mail: [email protected]
Д.В. Туманов
кандидат экономических наук
заведующий кафедрой менеджмента и общегуманитарных наук Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: [email protected]