Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУТ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
права человека / гарантии прав / защита прав человека / конституционные гарантии / демократия / гражданское общество / статус гражданина.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мецгер А.А.

Права человека являются выражением целей, ценностей и интересов, присущих не отдельным социальным слоям или классам, а всему обществу.Функционирование национальной системы защиты прав человека можно рассмотреть на примере России, которая начиная с 1990-х гг. идет по пути создания и совершенствования законодательной базы и правовых механизмов защиты прав человека. В данной области в России не все проблемы еще решены, так как прошло не так много времени и сама социально-политическая и экономическая ситуация в стране в силу целого ряда факторов достаточно непроста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-7-70-75 МЕЦГЕР Андрей Александрович,

NIION: 2021-0079-7/22-068 кандидат юридических наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-025-2022-07-068 частного права Института государственного управления

и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

e-mail: metzger@yandex.ru

ИНСТИТУТ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Права человека являются выражением целей, ценностей и интересов, присущих не отдельным социальным слоям или классам, а всему обществу.Функционирование национальной системы защиты прав человека можно рассмотреть на примере России, которая начиная с 1990-х гг. идет по пути создания и совершенствования законодательной базы и правовых механизмов защиты прав человека. В данной области в России не все проблемы еще решены, так как прошло не так много времени и сама социально-политическая и экономическая ситуация в стране в силу целого ряда факторов достаточно непроста.

Ключевые слова: права человека, гарантии прав, защита прав человека, конституционные гарантии, демократия, гражданское общество, статус гражданина.

METSGER Andrey Aleksandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Public Law and Legal Support of Management of the Institute of Public Administration and Law of FSBOU "State University of Management"

THE INSTITUTION OF GUARANTEES OF CITIZENS 'RIGHTS IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Human rights are the expression of goals, values and interests that are not inherent in individual social strata or classes, but in society as a whole. The functioning of the national system for the protection of human rights can be considered in the example of Russia, which since the 1990s has been on the path of establishing and improving the legislative framework and legal mechanisms for the protection of human rights. In this area, not all problems have yet been solved in Russia, as not much time has passed and the social, political and economic situation in the country itself is rather difficult due to a number of factors.

Key words: human rights, guarantees of rights, protection of human rights, constitutional guarantees, democracy, civil society, citizenship status.

Права человека являются выражением целей, ценностей и интересов, присущих не отдельным социальным слоям или классам, а всему обществу. Это положение представляется актуальным, так как в недавнем прошлом в советской государственно-правовой теории акцент делался не на ценностях, присущих всему обществу, а на пролетарско-классовом подходе к объяснению сущности прав личности.

Функционирование национальной системы защиты прав человека можно рассмотреть на примере России, которая начиная с 1990-х гг. идет по пути создания и совершенствования законодательной базы и правовых механизмов защиты прав человека. При употреблении понятия «гражданин»

в рамках настоящей статьи будем считать, что это личность, рассматриваемая через призму государственно-правового института гражданства. Личность в этом качестве обладает определенной суммой прав, наделена определенными обязанностями, составляющими в совокупности правовой статус гражданина, и вступает в отношения с государством в лице его органов и должностных лиц. С точки зрения возможности юридически значимых отношений гражданина и государства охватывают лишь сферу их взаимных прав и обязанностей, закрепленных нормами права[11].Например, К.Ф. Шеремет выделяет шесть отличительных черт: «Во-первых, совершенно по-иному определена роль института прав и свобод

человека в обществе и государстве. В статье 2 Конституции установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства составляют признание, соблюдение и защита прав и свобод. При этом новая Конституция отказалась от абсолютного приоритета прав и интересов государства по отношению к правам и интересам личности.

Во-вторых, права и свободы получили новое теоретико-правовое обоснование: отвергается их трактовка как исключительно дарованных государством, права и свободы человека признаются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.

В-третьих, новая Конституция содержит иную систему прав и свобод, отвечающую сложившимся международным стандартам их классификации во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах, на первое место выдвинуты личные права и свободы: право на жизнь, достоинство личности, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, свобода мысли и слова. Это не умаляет экономических и культурных прав, но служит необходимой предпосылкой их полной реализации.

В-четвертых, существенно расширена связь национального законодательства о правах и свободах с международным правом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры объявлены составной частью правовой системы России (п.4 ст.15).

В-пятых, новый Основной Закон формулирует конституционно-правовые принципы реализации прав и свобод.1 Они касаются как действий государства, так и поведения граждан. Принципы, которые обязано соблюдать и обеспечивать государство, весьма значительны: права и свободы гражданина являются непосредственно действующими; не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие установленные права и свободы; они могут быть ограничены только законом; нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Неукоснительным является принцип: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц[20].

Еще одним основополагающим актом в области прав человека является Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., во имя утверждения прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

1 Такая классификация приводится в работе

бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса

Бутрос-Гали «Организация Объединенных Наций и права человека».

Первые ростки идеи о правах человека связаны с полисной демократией, возникшей в Афинах и Риме[19]. Эти ростки нашли свое отражение в трудах мыслителей Древнего мира и связывались преимущественно с политическими правами (право на участие в делах общества и государства, в отправлении правосудия и т.д.). Наиболее активное научное обоснование (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Блэкстон, Руссо, Кантор) и широкое законодательное закрепление идея личной неприкосновенности получила в период распада феодализма и формирования капиталистических общественных отношений, то есть в так называемое «новое время»[7]. Тем самым именно с этого момента право личной неприкосновенности стало развиваться не только как социальный институт, но и как правовой.

«В декларации, — отмечает Б.С.Эбзеев, — предпринята прямая позитивная разработка проблемы прав и свобод человека. Речь при этом идет о нечто большем, чем развитие и углубление прав человека или их обогащение с учетом общедемократических течений общественной мысли; категория прав человека выступает в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный характер»[24].

Врамках настоящей статьипод личностью понимается «исторически конкретный, социально действующий человек, обладающий специфическими качествами, формирующимися и реализующимися в его практической деятельности»[4]. Личность представляет собой единство и взаимосвязь социально и биологически обусловленных черт, определяемых как индивидуальными особенностями психики, так и индивидуально приобретенным опытом. Определяющую, доминирующую роль играют социально обусловленные черты[10].Отсюда и различие в видах норм, которыми регулируются взаимоотношения «личность - общество» и «гражданин - государство». Если на первые взаимоотношения распространяются все виды социальных норм, существующие в обществе (моральные, правовые, организационно-технические, этические, обычаи, правила общежития), то вторые регламентируются преимущественно правом, что, разумеется, не исключает при этом действия норм нравственности, морали[2].

Отметим, что личная свобода - это фактически складывающаяся и охраняемая обществом и государством свобода конкретной личности в сфере ее индивидуальной жизнедеятельности, проявляющаяся в совокупности отношений,

отражающих допустимые границы внешнего вмешательства. Сфера личной свободы граждан лежит за пределами их обязанностей перед государством. Вместе с тем обеспечение, охрана и в необходимых случаях защита личной свободы связана с активными положительными действиями общества и государства в лице их организаций, органов, должностных лиц и самих граж-дан[1].

Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия

- главного принципа, характеризующего правовой статус личности. В ст. 19 Конституции РФ выделены три основных аспекта этого многогранного понятия: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. Итак, права и свободы основываются на их гаран-тированности[22].

Право как специфический феномен впервые появляется в греческомгороде-государстве

- полисе. Жизнь полиса управляется общими для всех исообща принимаемыми законами.Возник-новение понятия «права человека» связано с появлением ираспространением идей естественного права, высказанных впервыесофистами (Протагором, Горгием, Гиппием, Антифонтом и др., V-IV вв. дон.э.), развитыми затем Сократом, Платоном и Аристотелем. Древнегреческиемыс-лители утверждали, что все люди равны и свободны от рождения и имеютодинаковые, обусловленные природой права.

Термин «гарантии прав» применяется для обозначения способов и средств, при помощи которых осуществляется обеспечение прав. Гарантировать - значит обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии[18]. Представляется верной позиция ученых, которые считают, что определение понятия «гарантия» только через «обеспечение» неверно: они соотносятся как вид и род. Гарантия - это вид обеспечивающих условий.

Используемое в ч. 1 ст. 45 Конституции России слово«гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов[21].

Естественно-правовые идеи получили дальнейшее развитие в ДревнемРиме, в учениях стоиков (Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, Цицерона).

Положения Декларации 1789 г., идеи право-вогогосударства получили поддержку в трудах многих известныхдореволюционных ученых, философов - Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородце-ва,В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева[2, 16].В развернутом виде права человека получили

отражение во Всеобщейдекларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей Органи-зацииОбъединенных Наций (ООН) в 1948 г., и последующих международныхдокументах, касающихся прав человека[5, 6].

В настоящее время ученые говорят о необходимости формированияправ четвертого поколения, призванных защитить человека от новых угрозего существованию (загрязнение окружающей среды, растущая финансоваязадолженность развивающихся стран, новейшие достижения в биологии,связанные с возможностью клонирования живых организмов и др.)[23].

Теория прав человека формулирует основные принципы, которыезакреплены в Основном законе Российской Федерации, во Всеобщейде-кларации прав человека, Международном пакте о гражданских иполитических правах, Международном пакте об экономических, социальныхи культурных правах[15].

Наряду с правами и свободами основупра-вового статуса личности составляют также ее обязанности, закрепленныев конституции и других важнейших законодательных актах[17].

В Конституции РФ закреплены следующие обязанности человека игражданина:

- равенство обязанностей (ст. 6, ч. 2 Конституции РФ);

- соблюдение Конституции и законов (ст. 15, ч. 2 Конституции РФ);

- уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3 Конституции РФ);

- забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 21,ст. 38 Конституции РФ):родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; трудоспособные дети,достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

- получение основного общего образования (ст. 43, ч.4): каждыйгражданин обязан получить основное общее образование, а родители илилица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этогообразования;

- забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, ч. 3);

- уплата налогов и сборов (ст. 57);

- сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);

- защита Отечества (ст. 59): каждый военнообязанный гражданинобязан «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального-объявления войны и всеобщей мобилизации[6].

Современное международное право содержит огромный массивобщепризнанных, а, следовательно, обязательных для всех государств нор-м,касающихся основных прав и свобод человека. Права и свободы все большеопределяются международным правом несмотря на то, что они реа-

лизуютсяв основном через внутригосударственное право[12, 14].

В настоящее время в сфере темы «права человека» весьма часто употребляются такие понятия, как «охрана прав человека», «соблюдение прав человека», «защита прав человека». Что подразумевает каждое из этих понятий, как они соотносятся с понятиями «гарантии прав человека», «гарантированность»?

Отвечая на эти вопросы, обратимся к главе 2 Конституции Российской Федерации. Анализируя ее 48 статей, можно прийти к выводу, что права, свободы и обязанности включают в себя четыре стороны: соблюдение, охрану, защиту и невмешательство[1].

Хочется отметить, что развитие общественных отношений, институтов гражданского общества, общественных организаций, их активная деятельность и реальное влияние на состояние прав человека в стране возможно только в случае действительного желания власть имущих реализовать гарантии прав человека на деле - в случае, когда государство (государственные органы и чиновники) сделает первый (такой необходимый) шаг в решении этой проблемы[13]. Важно помнить, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации», что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров - в том числе, в судебных разбиратель-ствах[3].

Однако теоретически невозможно провести четкой разделительной правовойлинии между конституционными нормами и конституционными гарантиями,поскольку последние так же закономерно вытекают из первых, как первыебазиру-ются и получают свое воплощение в последних. Иными словами, сам фактзакрепления нормы в конституции свидетельствует о необходимости ее соблюдения(а значит - исполнения, ненарушения) и является ее главной гарантией, ведьконститу-

ция - высший закон государства. Проиллюстрируем это на примере.

Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом . Норма статьисформули-рована именно так, а никак иначе (например, «государство гарантируетравенство всех перед законом и судом»). Статья содержит принцип равноправия[2, 9].

Конституционные права и гарантии (право-гарантии) представляетсявозможным делить по двум признакам:

а) использования прав и свобод;

б) защиты прав исвобод, которые в свою очередь, подразделяются на гарантии, ограничение которыхв Конституции РФ не предусмотрено (назовем их «безусловными») и гарантии,ограни-чение которых предусмотрено в тексте Основного закона (назовем их «подусловием»)[8].

Деление каждого прав и гарантий на «безусловные» и «под условием» неслучайно. Автору представляется, что подобное соотношение поможет нагляднеепредставить и осмыслить картину многовариантности (правовой гибкости) декларируемых гарантий[3].

Под «безусловными» правами и гарантиями понимаютсяконституционные формулировки: «каждый имеет право», «гарантируются», «вРос-сийской Федерации признаются», «государство гарантирует» и т.д., конкретно неоговариваю-щие какие бы то ни было ограничения их реализации^]. Например, согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прави свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц[13, 16].Это означает следующее: государство не может гарантировать и не гаран-тируетчеловеку реализацию (защиту) его прав, если очевидно, что такая реализациянарушает права других людей. Безусловно, многие нормы Конституции РФ носятотсылочный (бланкетный) характер и при определенных условиях некото-рыеограничения могут вводиться (ст.56 Конституции РФ)[21]. Однако весьма важен самфакт отражения подобных особенностей в тексте Основного закона.

Список литературы:

[1] Алпатов Ю.М. Организация местного самоуправления в городах федерального значения / Дисс. докт. юрид. наук. - М., 2009.

[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.

[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.

[4] Буева Л.Н., Ковальзон М.Я. Социальная среда и формирование личности. // Социология и идеология. М., 1969. С. 236.

[5] Гоц Е.В. Вопросы укрепления рыночного развития российской государственности и регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России // Экономика и право. XXI век. 2016. № 4. С. 156-167.

[6] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Нетипичная форма государственного устройства: конфедерация России и Беларуси // Государство и право. 2012. № 7. С. 82-91.

[7] История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца, М., 1988. С. 68-74; 197237; 258-278.

[8] Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М.,

1995.

[9] Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: монография. М., 2012. С.

145.

[10] Лейкина Н.С. Влияние личностных особенностей на преступность. // Советское государство и право. М., 1967. № 1. С. 102.

[11] Личность: ее права и свободы в советском социалистическом обществе // Советское государство и право. М., 1968. № 8. С. 5 - 7.

[12] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.

[13] Милкин-Скопец М.А. Принцип разумности в либертарно-правовом дискурсе. Историко-пра-вовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

[14] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.

[15] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.

[16] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России //Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[17] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты //Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.

[18] Соловых С.Ж. К понятию процессуальных гарантий в арбитражном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 1.

[19] Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима 111-1 вв. до н.э. М., 1977. С. 41.

[20] Шеремет К.Ф. Новая Конституция России и права человека // Государство и право. 1994. № 11. С. 81-82.

[21] Шестак В.А. О некоторых положениях современной практики применения судами законодательства в сфере административного судопроизводства // Мировой судья. 2018. № 7. С. 36-40.

[22] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2. С. 36-39.

[23] Шестак В.А. Об отдельных вопросах организации надзора органов военной прокуратуры за законностью процессуальных действий на досудебной стадии уголовного судопроизводства в особых условиях //Военно-юридический журнал. 2018. № 5. С. 17-21.

[24] Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 155.

Spisok literatury:

[1] Alpatov Yu.M. Organizaciya mestnogo samoupravleniya v gorodah federal'nogo znacheniya / Diss. dokt. yurid. nauk. - M., 2009.

[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samoupravleniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 5. S. 33-36.

[3] Alpatov Yu.M. Yuridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.

[4] Bueva L.N., Koval'zon M.YA. Social'naya sreda i formirovanie lichnosti. // Sociologiya i ideologiya. M., 1969. S. 236.

[5] Goc E.V. Voprosy ukrepleniya rynochnogo razvitiya rossijskoj gosudarstvennosti i regulirovanie kon-traktnoj sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossii // Ekonomika i pravo. XXI vek. 2016. № 4. S. 156-167.

[6] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Netipichnaya forma gosudarstvennogo ustrojstva: konfederaciya Rossii i Belarusi // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 7. S. 82-91.

[7] Istoriya politicheskih i pravovyh uchenij. Pod red. V.S. Nersesyanca, M., 1988. S. 68-74; 197-237; 258-278.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Kartashkin V. A. Prava cheloveka v mezhdunarodnom i vnutrigosudarstvennom prave. - M., 1995.

[9] Lapaeva V.V. Tipy pravoponimaniya: pravovaya teoriya ipraktika: monografiya. M., 2012. S. 145.

[10] Lejkina N.S. Vliyanie lichnostnyh osobennostej na prestupnost'. // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. M., 1967. № 1. S. 102.

[11] Lichnost': ee prava i svobody v sovetskom socialisticheskom obshchestve // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. M., 1968. № 8. S. 5 - 7.

[12] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy realizacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhilish-cha // Semejnoe izhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.

[13] Milkin-Skopec M.A. Princip razumnosti v libertarno-pravovom diskurse. Istoriko-pravovoe issledo-vanie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

[14] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.

[15] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnostipreduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.

[16] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizaciiprav i svobod cheloveka v Rossii//Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[17] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Federaciya: istoriko-pravovye aspekty//Aktual'nye voprosy obra-zovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.

[18] Solovyh S.Zh. K ponyatiyu processual'nyh garantij v arbitrazhnom sudoproizvodstve // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2007. № 1.

[19] Utchenko S.L. Politicheskie ucheniya Drevnego Rima III-I vv. do n.e. M., 1977. S. 41.

[20] SHeremet K.F. Novaya Konstituciya Rossii i prava cheloveka // Gosudarstvo i pravo. 1994. № 11. S.

81-82.

[21] Shestak V.A. O nekotoryh polozheniyah sovremennoj praktiki primeneniya sudami zakonodatel'stva v sfere administrativnogo sudoproizvodstva // Mirovoj sud'ya. 2018. № 7. S. 36-40.

[22] Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya administra-tivnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36-39.

[23] Shestak V.A. Ob otdel'nyh voprosah organizacii nadzora organov voennoj prokuratury za zakon-nost'yu processual'nyh dejstvij na dosudebnoj stadii ugolovnogo sudoproizvodstva v osobyh usloviyah // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2018. № 5. S. 17-21.

[24] Ebzeev B.S. Konstituciya. Demokratiya. Prava cheloveka. M., 1992. S. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.