Научная статья на тему 'Институт евнухов как инструмент политической системы имперского Китая'

Институт евнухов как инструмент политической системы имперского Китая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ЕВНУХОВ / КИТАЙ / ЕВНУХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт евнухов как инструмент политической системы имперского Китая»

Лихачёв А.И., исторический факультет.

Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко.

Институт Евнухов как инструмент политической системы

имперского Китая

Институт евнухов знали от Запада до Востока еще в глубокой древности. В разных странах он, безусловно, имел свою специфику, но вместе с тем и некоторые общие черты. В частности, согласно классификации зарубежного историка, Джеймса Клуга, еще древние римляне делили евнухов на три категории: кастратов, спадоне и тлибиа. Главным критерием классификации была степень ампутации первичных половых признаков. Особенно ценились кастраты, которые не представляли никакой опасности для гаремов и пользовались доверием правителей и элиты. Наибольшего масштаба институт евнухов и гаремная система достигли в наиболее отдаленной части материка от Европы и Ближнего Востока - в Китае. Евнухи и гаремная система не единожды проявляли себя в судьбах Китая не самым положительным образом.

В Китае же гаремы и евнухи были известны давно, по некоторым исследованиям 3 - 4 тыс. лет (Усов, 2000, с. 6). Известны различные иероглифы из письменных памятников, которые можно перевести как «евнух».

Правда, известный китайский политический деятель, новатор и реформатор Кан Ювэй (1858 - 1927), который имел возможность наблюдать деяния евнухов в императорском Китае, утверждал то, что евнухов до династии Хань не было, а в древнем трактате «Чжоу ли» подделали информацию касательно евнухов, но приводит факты засилья и властвования евнухов в разных династиях, которое приводило каждый раз к гибели династии (Усов, 2000, с. 9-11). А вот в беседах знаменитого философа Мен-цзы есть краткие упоминания о евнухах, а это показывает наличие их еще в доханьский период. Таким образом, в настоящее время проблема появления института евнухов в Китае, скорее, склоняется к точки зрения древних авторов, в частности, известный историограф Китая Сыма Цянь (который, кстати, тоже был евнухом) подтверждает мнение о том, что уже в ханьскую эпоху евнухи играли заметную роль в жизни китайского общества и государства.

По подсчетам японских исследователей, число евнухов колебалось, в разные периоды, от 3 до 13 тыс. человек. Хроники времен конца династии Мин, то есть XVII в., говорят, что на 9 тыс. придворных дам приходилось 100 тыс. евнухов. По другим подсчетам, требовалось не менее 3 тыс. евнухов, чтобы обслуживать все стороны жизни императорского двора. Это свидетельствует об одной из самых главных отличительных особенностей -многочисленность Китайских евнухов.

В Китае евнух был, как правило, не ханьского происхождения, т. е. не китайского, а из различных народностей проживающих на территории Китая или соседствующих с ним. Источником поступления евнухов могли служить пленники или дары вассальных правителей. Этот источник поступления

евнухов не был единственным. Кастрации и оскоплению могли подвергаться преступники. Но наиболее интересный источник поступления новых кадров евнухов это добровольная кастрация, которую применяла, как правило, сельская беднота. Они отправляли под нож своих детей, в надежде на то, что их дитя со временем сможет улучшить положение своих родителей и родственников путем различных злоупотреблений. При большом количестве населения процент поступления евнухов из этого источника был относительно высок.

В исторических судьбах Китая институт евнухов был неразрывно связан с обитательницами гарема и вообще с женским фактором, который в свою очередь, в различные периоды, оказывал не малое влияние. Как пишет отечественный исследователь В. В. Малявин, «одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба был большой гарем. Наличие у правителя четырех жен стало в Китае - как и в странах мусульманского мира - нормой дворцовой жизни. Четыре жены императора символизировали, по мысли придворных книжников, четыре стороны света и четыре времени года, а вместе с государем они составляли священное число пять: пять стихий, пять цветов, пять вкусовых ощущений и т. д.» (Малявин, 2001, с. 117). С точки зрения китайского символизма, количество жен и наложниц, с течением времени, должно было увеличиваться, а это вело за собой к увеличению числа евнухов. В империи Тан организация императорского гарема приобрела свой законченный вид. Стоит отметить, что в гареме царила атмосфера соперничества и недоверия, каждая девушка боролась за высокую честь - стать матерью наследника престола (всеми способами: насильственное прерывание беременности, клевета, интриги и даже убийство соперниц). Поступление новых особ были различны: наложниц дарили вассалы; устраивали конкурсы по набору новых девушек; беднота, иногда, отдавала своих дочерей в надежде на лучшую жизнь в дальнейшем, если их дочь добьется внимания императора; так же императору могли приглянуться различные девушки, во время своих поездок по стране.

Использование евнухов не сводилось только к их работе в гаремах. В Китае евнухи возглавляли дворцовую гвардию и тайную полицию, дипломатические посольства и дворцовые мастерские. В «Запретном городе» по определению, не могли находиться (служить) полноценные мужчины, ибо это покушение на единоличную «собственность» императора в виде его женщин\наложниц. А так же, с точки зрения мистики и символизма, император обладал мужской, светлой силой ян, как и все полноценные мужчины, а женщины противоположной тёмной силой инь и император не мог допустить, чтобы кроме него был еще кто-то, в его дворце, способный распространять, да и просто владеющий, такой энергией, поэтому здесь следует логичный вариант с такими слугами, которые не обладают не той и не другой энергией (хотя были и женщины служанки), а являются неким медиатором во взаимоотношениях императора и его жен с гаремом (Маслов, 2003, с. 157-158). Некоторые императоры заводили у себя целые воинские подразделения из евнухов. Доверенные люди из числа евнухов ведали

финансовыми и торговыми операциями. Среди евнухов существовала своя иерархия: далеко не все из них были близки к царственной особе, большинство же занималось черной работой и были в полном смысле париями дворцового общества (Малявин, 2001, с. 119). Евнух, занимавший должность главного камердинера, ведал интимными встречами императора, вел учет всех встреч, чтобы знать точную дату предположительного зачатия.

Евнухи занимали высокие придворные должности, служили в уездных управах и составляли особую касту людей, очень бережно соблюдающую свои интересы. Они принимали участие в строительстве китайской государственной машины, составляли императорские указы, формировали местные структуры, нередко были историописателями, учеными, эстетами (Маслов, 2003, с. 158).

Таким образом, евнухи находились в непосредственной близости от источника власти в лице императора и могли занимать такие должности, на какие их назначал сам монарх, в том числе и в регионах.

Стоит отметить, что политическое влияние евнухов в разные периоды китайской истории, было различно. Известный тайваньский писатель, журналист, переводчик, диссидент, историк, правозащитник 2-ой пол. XX — нач. XXI вв. Бо Ян (1920 - 2008) выделяет, по крайней мере, три периода «засилья евнухов»: 1-й во II в. н. э. (Восточная Хань); 2-й с 755 - 903 гг. (Династия Тан), c мятежа Ань Лушаня до подавления евнухов Чжу Цюанчжуном; 3-й при династии Мин, с царствования Юнлэ (начало XV в.) и до конца династии (1644 г). Ряд отечественных историков придерживается такой же схемы: Усов В.Н., Маслов А.А. и др. Это происходило по разным причинам: императорам нужны были тайные глаза и уши, которые могли собрать различную информацию, да и вообще свободно передвигаться в замен официального чиновничества, поэтому они приближали к себе евнухов, которые зависели полностью только от его императорского величества (среди евнухов было много инородцев, которые могли уповать только на милость императора, так как официальное китайское чиновничество презирало их). С течением времени евнухи могли прочно закрепиться в аппарате власти, в таком виде, а при малолетстве императоров они входили в его первейшее окружение и, соответственно, усиленно влияли на него.

Это происходило, обычно, в кооперации с матерями малолетних императоров и, традиционно, сословие ученых противостояло против такого засилья, пытаясь открыть императору глаза на узурпаторство со стороны евнухов легальными методами. У евнухов же был регулярный «доступ к телу» монарха. Некоторые императоры, все же пытались ограничить влияние евнухов, это происходило, по преимуществу, со сменой очередной династии, например, династия Мин. Но как показывает история, евнухи все же не исчезали совсем, ибо сама форма и культура власти предполагала наличия института евнухов. Нередко евнухи участвовали в различных интригах и сколачивали, тайно и явно определенные состояния. Падение евнуха Лю Цзиня в 1510 году обнаружило всю пронизывающую империю коррупцию. Вся его собственность была конфискована в пользу государства. Ее

стоимость составляла 251 583 600 унций серебра. Так же множество драгоценных камней, два комплекта доспехов из чистого золота, 500 золотых тарелок и т. д. (Усов, 2000, с. 131).

Как утверждает отечественный исследователь Маслов А. А. «сам институт евнухов, институт бесполого правления, при котором по определению никогда не может установиться баланс инь и ян, был необходим императорской власти как лучшее объяснение «великой смуты» (да луанъ), которая иногда охватывала Поднебесную. Все беспорядки и всю дисгармонию, как это было в момент краха династии Хань, списывали на счет евнухов, при этом сакральный характер власти императора оставался девственно беспорочен. Это во многом объясняет, почему же именно евнухи во все времена и династии были столь влиятельны в Китае» (Маслов, 2003, с. 162).

Таким образом, в сакральном плане Китай управлялся следующими своеобразными «компонентами»: император, чиновники и евнухи. Император выступал как посредник между миром духов и миром людей воплощал всю полноту сакральной, небесной власти, был символом гармонии, абсолютного порядка, главенствования начала-ян. Чиновники выступали как трансляторы его благодатной энергии-дэ на места, воплощали ее в конкретных делах. Своя роль отводилась и теневой, «иньской» стороне власти, воплощенной в евнухах, которые были знаком всего негативного и ошибочного в сакральном измерении власти в Китае (Маслов, 2003, с. 163). Но если мы берем традиционную китайскую философию, то мир не может существовать без начала Ян и без начала Инь, так как весь мир выражен в этих началах.

Мы видим, что полномочия евнухов не ограничивались только работой в гареме, хотя это их основная функция. Многие источники и исследования сходятся во мнении о негативной роли евнухов в истории императорского Китая. Во все времена всегда винили, в первую очередь, евнухов. В различные периоды мы видим как политическое усиление, так и численное увеличение евнухов. Но история Китая знает и таких выдающихся представителей из числа евнухов как Чжэн Хэ (знаменитый мореход), отец-основатель китайской истории Сыма Цянь (к концу жизни был кастрирован), Цай Лунь (изобретатель бумаги) и еще некоторое количество человек, которые выделяются среди подавляющего большинства евнухов. Английский историк Эдвард Гиббон пишет: «действительно, бывали такие случаи, что евнухи отличались своей преданностью, своим мужеством и своими дарованиями; но если мы рассмотрим историю Персии, Индии и Китая, мы найдем, что могущество евнухов всегда обозначало упадок и гибель всех династий» (Клуг, 2004, с. 36). С Гиббоном можно только согласиться.

Список источников и литературы

1.Клуг Джеймс. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004.

2.Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

3.Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003.

4.Усов В.Н. Евнухи в Китае. - М.: ИД «Муравей», 2000. (Историческая библиотека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.