Научная статья на тему 'Институт доверия как основание современной экономики'

Институт доверия как основание современной экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
943
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ДОВЕРИЯ / ЭТИКА БИЗНЕСА / ЭТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лигновская Татьяна Анатольевна, Сазанова Светлана Леонидовна

В статье исследуются морально-этические, психологические и экономические основания института доверия. Авторы доказывают, что развитие института доверия необходимое и достаточное условие развития отечественной экономики на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лигновская Татьяна Анатольевна, Сазанова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF TRUST AS THE BASIS OF MODERN ECONOMY

The article explores the ethical, psychological and economic foundation of the Institute of trust. The authors argue that the development of the institution of trust is a necessary and sufficient condition for the development of the domestic economy at the present stage.

Текст научной работы на тему «Институт доверия как основание современной экономики»

УДК 330.16

ИНСТИТУТ ДОВЕРИЯ КАК ОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье исследуются морально-этические, психологические и экономические основания института доверия. Авторы доказывают, что развитие института доверия - необходимое и достаточное условие развития отечественной экономики на современном этапе.

Ключевые слова: институт доверия, этика бизнеса, этика хозяйственных отношений, транзакционные издержки, социально-экономическая система, оппортунистическое поведение.

INSTITUTE OF TRUST AS THE BASIS OF MODERN ECONOMY

Annotation. The article explores the ethical, psychological and economic foundation of the Institute of trust. The authors argue that the development of the institution of trust is a necessary and sufficient condition for the development of the domestic economy at the present stage.

Keywords: institution of trust, business ethics, ethics of economic relations, transaction costs, socio-economic system, opportunistic behavior.

Предпринимательская этика и влияние на ее становление и развитие социально-экономических институтов остается предметом научных дискуссий уже не одно десятилетие. На протяжении существенного периода человеческой истории этика предпринимательства формировалась в значительной степени под влиянием религиозных факторов, которые и в наше время остаются актуальными в целом ряде стран. В эпоху Просвещения философы переосмысливали морально-этические основания предпринимательской этики, опираясь на гуманистическую философию. В XIX-XX вв. произошла существенная трансформация этики предпринимательской деятельности под влиянием становления и развития капитализма, что повлекло изменения в общественной морали в целом. Во второй половине XX - начале XXI в. и в наши дни этика подверглась формализации и стала, фактически, одним из инструментов предпринимательства, что выразилось, в частности, в распространении этических кодексов в компаниях различных сфер деятельности. Важной составляющей успешного бизнеса сегодня является взаимодействие компании (предпринимателя) и стейкхолдеров, отношением которых определяется деловая репутация компании (и, тем более, отдельного предпринимателя), устойчивость развития конкретного бизнеса в меняющемся мире.

Одним из важнейших факторов, влияющих на деловую репутацию бизнеса, является доверие всех заинтересованных в его деятельности лиц: потребителей, поставщиков, сотрудников, общества и государства. Объектом исследования в настоящей статье является институт доверия как составляющая института этики хозяйственных отношений, а предметом - влияние института доверия на деятельность экономических субъектов. Основные задачи настоящего исследования - выявление морально-этических, психологических, экономических оснований института доверия; исследование влияние института доверия на результаты предпринимательской деятельности. Методология исследования междисциплинарна и включает метод рациональной реконструкции науки, исторический метод, методы институциональной экономики, что определяется предметом, объектом и задачами исследования.

Доверие - это сложный и многогранный феномен, неразрывно связанный с экономической/предпринимательской, морально-этической, психологической и институциональной составляющей жизнедеятельности человека. Изучение доверия как составляющей института этики хозяй-

Т.А Лигновская С.Л. Сазанова

Tatyana Lignovskaya Svetlana Sazanova

© Лигновская Т.А., Сазанова С.Л., 2015

ственных отношений в его взаимосвязи в предпринимательской деятельностью и ее результатами неизбежно предполагает, на наш взгляд, применения междисциплинарного подхода. Доверие как институциональный феномен формировался на протяжении всей истории человечества, что отражено в многочисленных памятниках культуры, исторических источниках различных народов. Доверие издревле признавалось ценностью, позволяющей людям без опасений за свою жизнь строить отношения друг с другом. Наибольшим доверием к друг другу характеризовались люди, принадлежавшие к одной общности (племени, общине, социальной группе), для взаимодействия с «чужаками» люди создавали различные ритуалы, демонстрирующие возможность доверия и обязательство его не нарушать. Например, рукопожатия, объятия, улыбки, обмен заложниками, оставление оружия за границами территории переговоров, обмен дарами и др. Исторический метод позволяет, изучив многочисленные примеры понимания/демонстрации доверия, понять его природу и сущность.

Понимание природы и сущности доверия невозможно без рациональной реконструкции, в силу необходимости построить «мост» между морально этической и психологической природой доверия (как социального феномена), с одной стороны, и его рационально-экономической природой (как социально-экономического института), с другой. Поэтому прибегнем к рациональной реконструкции различных трактовок понятия «доверия» через призму институциональной методологии, что позволит нам исследовать влияние доверия на хозяйственную деятельность и ее результаты. Мы считаем, что методология институциональной экономики является эффективным инструментом исследования доверия как социально-экономического института, т.к. она располагает значительным потенциалом в изучении неэкономических феноменов и их влияния на хозяйственную деятельность человека [1]. В частности, в дальнейших рассуждениях будут использованы такие инструменты институциональной экономики как концепция человека институционального [2], концепция оппортунистического поведения, теория трансакционных издержек и др. Избранная междисциплинарная методология позволит раскрыть влияние института доверия на результаты предпринимательской деятельности, выявив его морально-этические, психологические и экономические основания.

Остановимся на некоторых определениях доверия, раскрывающих различные аспекты этого понятия. Широко распространено понимание доверия как уверенности в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-либо [6], прямо связанное с двумя аспектами: 1) уверенностью честности того, кому доверяют и 2) уверенностью в истинности чего-либо, т.е. соответствию реальности, догматам, ценностям. Таково понимание доверия с морально-этической точки зрения, но важно обратить внимание на еще один, психологический, аспект доверия, а именно, чувство безопасности. В психологии доверие изучается в трех аспектах: доверие к окружающему миру, к людям, к самому себе [10]. Таким образом, человек испытывает потребность в доверии к значимым для себя объектам, если это что/кто-либо дает ему чувство безопасности. Длительное время феномен доверия оставался социально-психологическим феноменом и исследовался с морально-этической и психологической точек зрения, что не потеряло актуальности и сегодня. Главными критериями формирования доверия в этом случае являются «значимость» как необходимое, но недостаточное условие формирование доверия, истинность (соответствие реальности, догматам, ценностям), честность (отсутствие лжи) и безопасность (отсутствие угрозы жизни и/или имуществу). В самых древних источниках (например, Ветхий Завет) доверие выступает основным условием взаимодействия не только между людьми, но и между людьми и Богом, т.е. доверию придается сакральный смысл, а отсутствие доверия в силу нарушения сторонами (одной из сторон) своих обязательств - позиционируется как причина не только морально-этических и психологических, но и военно-политических, и экономических проблем. Стремление к ликвидации негативных, в первую очередь, экономических последствий нарушения доверия породило разнообразные ритуалы, которые выводили доверие из сфер морально-этической и психологической в сферу публичную и способствовали становлению доверия как соци-

ально-экономического феномена (института). К таким ритуалам можно отнести: заключение браков, как гарантий мира между общинами, родами, государствами; обмен дарами; отказ от ношения оружия в переговорах и др.

Институционализация доверия также происходила постепенно, что отражено в законодательных источниках, например, наказание за обман в торговой сделке, формирование правил, регламентов, стандартов производства продукции и т.д. Уже в становлении средневековых ремесленных цехов и торговых гильдий можно увидеть формирование института доверия, более того, на наш взгляд, именно потребность в институционализации доверия способствовала возникновению цехов и гильдий. Цеховые уставы, в частности, принуждали ремесленников соблюдать регламенты изготовления изделий с целью поддержания надлежащего качества, что способствовало росту деловой репутации и самого ремесленника и всего цеха. Несоблюдение правил подрывало доверие к цеху, т.е. всем ремесленникам со стороны как местных, так и иногородних/иноземных покупателей, что объясняет как превентивные жесткие меры, так и соответствующие санкции в отношении нарушителя. Институт, как известно, включает 1) норму/правило, 2) предписание к действию, 3) санкцию за нарушение правила, поэтому можно заключить, что институт доверия начал формироваться в неявном виде уже тогда, когда на неформальном, а тем более законодательном уровне появились санкции за нарушение обещаний/правил/регламентов. Можно утверждать также, что экономическая природа доверия проявилась с началом хозяйственной деятельности человека, но стала обособленным объектом исследования значительно позже.

Изучение экономической природы доверия как социального института тесно связано с осмыслением феномена оппортунизма и его роли в экономическом поведении человека. Определив оппортунизм как преследование личного интереса с использованием коварства О. Уильямсон [11] обратил внимание на необходимость института доверия как условия эффективных экономических взаимодействий, а также на необходимость защиты доверия с помощью институциональных механизмов. Экономический индивидуализм как методологический принцип, лежащий в основании новой институциональной теории [7; 16] позволяет сосредоточить внимание на формально-рациональных предпосылках оппортунизма и доверия, а также проектировать институты, препятствующие оппортунизму и способствующие сохранению и росту доверия.

Рационалистическое понимание доверия связано с возможностью адекватных ожиданий, т.е. предсказания, как будет действовать контрагент, как будут развиваться события и т.д. Именно это важно для прогнозирования ситуации, а значит, и принятия хозяйственных решений. Поэтому с точки зрения современной корпоративной этики доверие к контрагенту включает три составляющие: последовательность, обязательность, способности [12]. Последовательность как компонент доверия означает, что контрагент выполняет свои обещания (сейчас и в будущем) по содержанию и срокам. Обязательность означает, что контрагент приложит все усилия для достижения цели, выполнения взятых на себя обязательств, поскольку он разделяет общие цели (локальные и глобальные). Способности как компонент доверия означают, что контрагент обладает знаниями, навыками, умениями для выполнения обещаний. Вероятность оппортунизма и разрушения доверия возможна во всех его трех компонентах, она связана, на наш взгляд, как с объективными, так и с субъективными факторами. Объективные факторы связаны с изменениями внешней среды или личными обстоятельствами, которые невозможно предвидеть. Важно не наличие этих обстоятельств, а поведение человека, стремящегося выполнить обещание или использующего эти обстоятельства в свою пользу в одностороннем порядке. С рациональной точки зрения, несмотря на склонность человека к оппортунизму, возможно создание институциональных условий и механизмов, способствующих укреплению доверия, если выгоды оппортунизма минимизируются. Одним из таких институциональных механизмов выступает деловая этика, корпоративная этика, этика предпринимательской деятельности. На наш взгляд, охва-

тить все эти аспекты может «этика хозяйственных отношений», где ключевым является термин «хозяйство», охватывающий более широкую сферу человеческих отношений, чем термин «экономика» (последний уместен в случае, когда речь идет об этике деловых отношений). Предметом этики деловых отношений является влияние моральных/этических норм на экономическую деятельность людей, т.е. деятельность, связанную с созданием, распределением и использованием произведенной стоимости товаров и услуг. Предметом этики хозяйственных отношений является влияние моральных/этических норм на отношения, возникающие между людьми в процессе создания, распределения и использования произведенной стоимости товаров и услуг.

Институт доверия, с нашей точки зрения, является ключевым элементом института этики хозяйственных отношений и, соответственно, всех ее составляющих. Следование определенным моральным/этическим нормам всех членов сообщества (делового предприятия) способствует формированию адекватных ожиданий, а значит, повышает уровень доверия. Но допущение склонности к оппортунизму означает необходимость его мониторинга, что, в свою очередь, влечет рост трансакци-онных издержек, связанных с предотвращением введения в заблуждение (предконтрактный оппортунизм), отлынивания и вымогательства (постконтрактный оппортунизм. Необходим иной подход к решению проблемы оппортунизма и доверия, основанный на признании важности ценностей и психологических факторов институциональных отношений [5; 8]. Тогда институт доверия включает следующие элементы: ценности (общечеловеческие и корпоративные), этические принципы (общечеловеческие и корпоративные), правила/нормы поведения, санкции за нарушение норм/правил поведения.

Современная глобальная экономика стоит на пороге новой промышленной революции, т.е. начинающегося «всеобщего объединения интеллекта, машин, производителей и потребителей на основе кибер-технологий» [4] и поэтому нуждается в переосмыслении всей этической парадигмы управления. Многообразие видов, форм, методов ведения бизнеса открывает широкие возможности для оппортунизма и делает неэффективными традиционные институциональные регуляторы, такие как: законы, неформальные нормы, общественное порицание, локальные поведенческие нормы, рутины и др. Проблема, на наш взгляд в том, что в современном секуляризированном обществе возврат к сакральному смыслу института доверие вряд ли возможен, а рационалистический взгляд на оппортунизм и доверие себя исчерпал. Оппортунизм не признан обществом как табуированный феномен и борьба с ним порождает проблему «дурной бесконечности» и многочисленные неэффективные институты, о чем свидетельствует, например, бесконечная борьба с коррупцией [3] в России на государственном уровне, в бизнесе и социуме.

Сегодня успешная деятельность российского предпринимателя, помимо финансовых и технологических факторов, определяется лояльностью и отсутствием оппортунистического поведения его контрагентов, потребителей, т.е. всех заинтересованных в его деятельности лиц. В связи с этим, особую актуальность приобретает контроль оппортунистического поведения как стейкхолдеров, так самого предпринимателя. Основным условием эффективного контроля является сокращение издержек контроля, т.е. решение проблемы «контроля за контролером». Ключом к решению этой проблемы, на наш взгляд, является повышение уровня доверия всех заинтересованных лиц на основе общих ценностей и этических принципов.

Признание честности базовой (внутриличностной) ценностью означает, что базовым принципом становится «запрет лжи (табу)», а базовыми правилами: «не скрывай и не искажай информацию», «не отлынивай», «не вводи в заблуждение». Если честность признается ценностью всеми взаимодействующими сторонами, то этический принцип «запрет лжи» также разделяется всеми сторонами, и тогда производные от них правила «не искажай/не скрывай информацию», «не отлынивай», «не вводи в заблуждение» являются эндогенными для каждого. Эндогенизация ценностей при-

ведет к сокращению внутренних транзакционных издержек организации, поскольку специальных мероприятий по проведению мониторинга исполнения правил не потребуется или они могут быть сведены к самоконтролю, к минимальному внешнему контролю (для новичков), взаимному контролю в виде увещевания (для остальных). Для контрагентов предпринимателя/организации это будет означать сокращение собственных затрат на проверку деловой репутации и, как следствие, будет означать сокращение издержек предотвращения оппортунизма и издержек поиска альтернатив. Распространение подобной практики в предпринимательской среде будет означать, что совокупные транзакцион-ные затраты общества, а также связанные с ними риски сократятся, что, безусловно, будет способствовать росту устойчивости экономического развития в целом.

Мы установили, что доверие как социально-экономический институт включает: честность и безопасность, как эндогенные для каждого субъекта ценности; не противоречащие им ценности конкретной организации; основанные данных ценностях правила поведения; санкции за нарушение правил. Исторически доверие всегда являлось условием таких долгосрочных взаимодействий между людьми как брачные, политические, хозяйственные, институциональные отношения. Снижение доверия, а тем более его разрушение, имеет следствием разрушение долгосрочных взаимодействий, что, в свою очередь препятствует устойчивому развитию. Именно доверие позволяет предпринимателям субъективно ниже оценивать возможные риски долгосрочных взаимодействий и побуждает делать долгосрочные инвестиции. Стремление к сохранению доверия побуждает людей выполнять свои обязательства и препятствует оппортунизму. Таким образом, именно доверие является необходимым и достаточным условием развития отечественной экономики.

Представленное в настоящей статье исследование института доверия на основе междисциплинарного подхода позволило установить, что морально-этическим основанием доверия является «честность», как базовая ценность, и основанные на ней этические принципы: «не лги», «не отлынивай», «не вводи в заблуждение»; психологическим основанием доверия является стремление человека к безопасности; экономическим основанием доверия является минимизация трансакционных издержек, связанных с оппортунистическим поведением. Установлено, что исследование института доверия на основе экономического индивидуализма и рационализма недостаточно, так как не позволяет предложить эффективное решение проблемы «контроля за контролером». Выявление в структуре института доверия ценностей и основанных на них этических принципов, позволяет сформировать более глубокое понимание его сущности и содержания, раскрыть влияние института доверия на предпринимательскую деятельность, а также показать, что доверие является необходимым и достаточным условием развития отечественной экономики.

Библиографический список

1. Ерзнкян, Б. А. Вербальные и невербальные аспекты управления / Б. А. Ерзнкян, Т. А. Лигновская / Теория и практика институциональных преобразований в России : сборник научных трудов. Вып 28. / Под ред. Б. А. Ерзнкяна. - М. : ЦЭМИ РАН, 2014. - С. 156-163. - ISBN 978-5-8211-0668-1.

2. Ерзнкян, Б. А. Институциональное поведение: теоретические вопросы и практические проявления / Б. А. Ерзнкян, М. Делибашич, Н. Гргуревич // Экономическая наука современной России. - 2014. -№ 4(67). - С. 19-30.

3. Клейнер, В. Г. Коррупция в России, Россия в коррупции: есть ли выход? / В. Г. Клейнер // Вопросы экономики. - 2014. - № 6. - С. 81-96.

4. Клейнер, Г. Б. Три кита экономики / Г. Б. Клейнер // Прямые инвестиции. - 2014. - № 14(144). - С. 22-25.

5. Лигновская, Т. А. Психология институциональной экономики / Т. А. Лигновская, В. Ф. Уколов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 2. - С. 312-315.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка (онлайн версия) [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Режим доступа : http://dasses.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-7172.htm (дата обращения : 16.09.2015).

7. Сазанова, С. Л. Абстрактное и структурное моделирование как методологические инструменты институ-ционализма / С. Л. Сазанова // Теория и практика институциональных преобразований в России : сборник научных трудов. Вып. 31. / Под ред. Б. А. Ерзнкяна. - М. : ЦЭМИ РАН, 2015. - С. 42-55.

8. Сазанова, С. Л. Ценности хозяйственной этики как основание устойчивого развития / С. Л. Сазанова // Экономическая теория в XXI веке - 9 (16) : Российский антикризис и экономическая наука / Под ред. Ю. М. Осипова, В. М. Юрьевой, Е. С. Зотовой. - М. ; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. - 570 с. - ISBN 978-5-00078-6.

9. Сазанова, С. Л. Экономическое поведение: ценностно -рациональный аспект / С. Л. Сазанова // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 8. - С. 108-113.

10. Социальная психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.insai.ru/slovar/doverie (дата обращения : 15.09.2015).

11. Уильямсон, О. Экономические институты: фирмы, рынки, отношенческая контрактация / О. Уильямсон. -СПб. : Лениздат ; SEV Press, 1996. - 702 с. - ISBN 5-289-01816-6.

12. Хакер, С. От доверительных отношений к устойчивому бизнесу / С. Хакер, М. Уиллард. - М., 2009. - 144 с. - ISBN 978-5-94938-078-9.

13. Хантсмен, Дж. Победители никогда не лгут / Дж. Хантсмен. - Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2006. - 176 с. - ISBN 978-5-94938-9.

14. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Дж. Ходжсон. - М. : Дело, 2003. - 464 с. - ISBN 5-7749-0307-9.

15. Черной, Л. С. Предпринимательская этика и экономическое развитие: парадоксы современности / Л. С. Черной // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 4(67). - С. 49-64.

16. Эггертссон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггертссон. - М. : Дело, 2001. - 408 с. -ISBN 5-7749-0244-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.