ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ
УДК 008 DOI 10.53115/19975996_2023_04_190_194
ББК 71
И.Е. Мищенко
ИНСТИТУТ АРМИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОЕКЦИИ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МЕДИА
Целью данной статьи является раскрытие семантических смыслов и характеристик проекций и перцептивных репрезентаций армии в социокультурном пространстве России. Основным подходом для достижения данной цели выступает структурно-функциональный. В результате проделанной работы выявлено, что каждая из проекций и репрезентационных практик различных видов искусства и/или художественного творчества, сопряжена как минимум с одной из из характерных черт института с позиций структурно-функционального подхода к институтам. Предложен прикладной характер применения достигнутых выводов статьи: при определении направлений государственной культурной политики в области отношений армии и общества, а также с целью формирования полной картины и понимания армейского социокультурного института важно задействовать кино, литературные, игровые, мультипликационные и иные проекции, связанные с репрезентацией армии в социокультурном пространстве, поскольку все они передают свои аспекты функционирования института армии, его ценностей, идеалов, правил и моделей поведения.
Ключевые слова:
армия, военная проза, киноискусство, культурные проекции, культурные рецепции, социокультурный институт.
Мищенко И.Е. Институт армии в социокультурном пространстве современной России: проекции и репрезентации в художественных медиа // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С. 190-194. - DOI 10.53115/19975996_2023_04_190_194
© Мищенко Игорь Евгеньевич - кандидат педагогических наук, докторант, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск; е-таУ: [email protected].
Устойчивые социальные структуры, культурного по своей природе явления. к числу которых относятся социальные За этим последовало признание органиче-или социокультурные институты, реали- ского единства социального и культурного зуют себя через выполнение некоторой в институте и переход к практике широкосоциальной функции. Именно институцио- го употребления термина «социокультур-нальная функция, закрепленная в его вну- ный институт» или «социально-культурный тренней хартии и воплощенная в социаль- институт».
ных практиках, нормах и ценностях, если Армия является одной из институцио-
следовать классику культурной антрополо- нальных структур, однако ее институци-
гии Б. Малиновскому [15], определяет, чем ональный статус долгое время оставался
является институт и как он проявляет себя в некотором смысле непроясненным. Боль-
в едином социокультурном пространстве. шинство исследователей-институционали-
В современной науке не существует стов вслед за уже упоминавшимся Б. Мали-
единого мнения относительно того, явля- новским, если и упоминали ее, то вскользь.
ется ли институт частно-научным поняти- В итоге закрепилось понимание армии
ем или междисциплинарной категорией. иногда как политического института, а ино-
А в конце XX в. наметился поворот в по- гда - специфического военного института
3е нимании института как не исключительно (без подробного пояснения, чем является
социального или политического, но всегда последний).
Представляется, что, хотя армия, безусловно, выполняет военные и, до определенной степени, политические функции, ее ключевая роль носит все же социокультурную природу. Речь идет не только об определенном характере воспитания новых поколений, но и о формировании культурного восприятия войны и иных смежных культурных категорий. Ряд культур принимают это как функцию, а следовательно и цель существования армейского института, в то же время как иные культуры рассматривают функцией армии предотвращение или по крайней мере минимизацию продолжительности и масштабов последствий конфликтов. Говоря о последней, то, например Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны [24]. Задача данной работы, таким образом, состоит в анализе проекций и ре-презентационных образов армии в российском социокультурном пространстве.
Понятие института в социально-гуманитарном знании
Термин «институт» ведет происхождение от латинского слова «амйШШт», что переводится как «организация» или «принцип» [20, с. 109-113]. Принято, что основоположником институционализ-ма в науке считают итальянского философа и историка Дж. Вико. Он впервые употребил термин институт относительно неопределенного круга социальных явлений в коротком пассаже из «Оснований новой науки об общей природе наций» [2]. А благодаря работам Г. Спенсера, одного из создателей органицизма как методологического подхода социальных и культурных исследований, данный термин получает широкое распространение во всём пространстве социальных исследований. Он дает первое определение, с оглядкой на которое до сих пор предпринимаются попытки сформулировать максимально общее и полное понимание того, чем является социальный или социокультурный институт, и звучит оно как «установления, определяющие нормы и правила социальной регуляции» [13]. К институтам Спенсер относил семью, церковь, профсоюзы, обычаи, обряды и этикет. В начале XX в. Т. Веблен добавил к «спенсеровскому» пониманию институтов как «общепринятых образцов поведения» (т.е. норм и правил, регулятивов) также «общепринятые привычки мышления», что открывает страницу интеллектуальной истории в понимании институтов.
Следующий классик социологической мысли Э. Дюркгейм подошел к опре-
делению института критически, указав, что современная ему социологическая наука не знает того, что скрывается за этим термином. Сам исследователь определял институты как коллективные способы функционально специфического мышления или действия, экстериоризирован-ные человеком и воспринимаемые ими как внешнее давление: «не искажая смысла этого выражения, можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» [4]. Институт обладает особой, исторически формирующейся формой и структурой, определяющей отношения включенных в него людей и функции самого института [4]. В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм прямо указывает, что только наличие внутренней структуры и функции, трансформирует простую корпорацию или примитивный социальный агрегат в институт [3, с. 11]. Однако институты у Дюркгейма также, как и у Спенсера, лишены сущностного единства или однородности: он относит к ним государство, семью, право собственности, договор, наказание, ответственность, обычаи, нравственные правила, уголовное право, религию, магии и тотемизма, загробной жизни, инициации и сопутствующей ей издевательств, жертвоприношения, кровной мести, ремесленных корпораций, коммуны, коллективной собственности, наследования, разделения труда, кредитных банков, воспитание, правительства, философии, классов и каст (их перечисление осуществлено в порядке упоминания самим Дюркгеймом в работах разных лет) [3, с. 22, 25, 26, 45, 209, 287, 334, 347; 4; 5, с. 318, 453, 521, 557, 568, 673, 650].
Идеи Дюркгейма получили развитие в работах А.Р. Рэдклиффа-Брауна [21] (иногда транскрибируют как Радклифф-Браун) и Б.К. Малиновского. Последний, ставший классиком структурного функционализма, определял институты как «соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Предполагается также, что эти люди находятся в определенных отношениях друг к другу и к специфической части их естественной или искусственной среды. В соответствии с поставленной целью и согласно предписаниям традиции, подчиняясь специфическим нормам данной группы и используя те материальные средства, которыми они владеют, люди действуют сообща таким образом удовлетворяют свои желания, в то же время воздействуя
на окружающую среду» [15, с. 43-44]. Малиновский указывал следующие определяющие черты, универсально присущие любому институту [15, с. 52]: хартия (charter), т.е. система ценностей; участники (personnel), т.е. группа людей, организованных в соответствии с принятыми внутри института принципами власти; правила и нормы, являющиеся приобретаемыми людьми навыками, привычками и этическими обязательствами, предписываемыми всем участникам института; присущая институту функция, т.е. задача или проблема общества, которую решает институт.
Несмотря на то, что институциональные исследования и на теоретическом, и на прикладном уровнях являются популярной темой, подход структурного функционализма остается основным до сих пор. Он постулирует в числе прочего и то, что институт имеет выраженную манифестацию (хартию), т.е. некоторую артефактную проекцию в культурном пространстве. Чтобы проявить (манифестировать) себя, институт должен создавать такие артефакты, которые свидетельствовали бы о его ценностях, принципах организации, «правилах игры» и пр.
Проекции и репрезентации института в социокультурном пространстве
Представляется, что в социокультурном пространстве любой институт присутствует не только явным образом - через своих членов (personnel) и реализуемые ими действия, но также создает присутствие второго порядка. Используя научную метафору - «отбрасывает тени» в пространство культуры.
Исходя из логики социокультурных связей, вторичное присутствие института реализуется в двух основных формах: проекциях и перцептивных репрезентациях.
В данной статье проекция института в социокультурном пространстве определяется как его медийно-художественное воплощение через официальный манифест и/или комплекс официально одобренных медийно-художественных образов, фиксированных в конкретных культурных продуктах.
Перцептивная репрезентация института - это то, как его воспринимают, понимают и изображают люди, которые не связаны с этим институтом напрямую.
Иными словами, проекция - автореферентный образ, а перцептивная репрезентация - это образ, складывающийся во внешней по отношению к институту среде.
Официальными или формализованными проекциями института армии в социокультурном пространстве будут являться в первую очередь государственные законы и практики взаимодействия с гражданским обществом, выражаемые в том числе через создание общественных организаций (союзы ветеранов, союзы офицеров и пр.). В число проекций армейского института будут также входить художественные произведения, созданные с одобрения и при активном официальном участии военных специалистов. В мировом масштабе наиболее распространена практика прямого участия армии в консультировании и экспертизе художественных произведений на этапе их создания. В современной России укрепилось существование такой практики. Примером служит фильм «Небо», снятый при поддержке Министерства обороны Российской Федерации, демонстрирующий воинскую честь, отвагу и верность воинскому долгу российских летчиков [16], или фильм «Т-34», посвященный героизму советских танкистов в годы Великой Отечественной войны, при создании, которого военное ведомство предоставило технику и съемочные площадки [25]. Стоит отметить картину «Крым». Алексей Пиманов, режиссер данного фильма в своем интервью рассказал, что идея снять этот фильм принадлежит главе военного ведомства. Кроме того он пояснил, что в апреле 2016 года проходили масштабные съемки одного из эпизодов при участии Министерства обороны Российской Федерации с привлечением личного состава, наземной и авиационной техники [17]. Представляется, что это результат успешной государственной культурной политики и выстроенной системы коммуникации между армией и сферой культуры в целом.
Другое измерение представляют собой перцептивные репрезентации института армии в пространстве художественной культуры. Они демонстрируют то, как общество (или, по крайней мере, его креативная часть) воспринимает и репрезентирует армию. Различные виды искусства и/ или художественного творчества обладают своими отличительными чертами. Так, военная литература представлена тремя основными разновидностями, обладающими уникальными особенностями:
Автобиографическая реалистиче-
ская «военная проза», авторами которой выступают ветераны боевых действий или, как минимум, люди, проходившие военную службу - З. Прилепин [18], А. Ка-расев [12] и др. Несмотря на то, что авто-
ры этого направления сами являлись частью армейского института (personnel), их художественная позиция отчасти может не полностью совпадать с официальной проекцией. Однако это в любом случае один из наиболее влиятельных компонентов перцептивных репрезентаций, так как он во многом может восприниматься обществом наиболее верифицированным культурным продуктом из-за социального статуса авторов.
Другой пласт перцептивных репрезентаций - это так называемая «репортажная проза», написанная не военными людьми, которые либо присутствовали как гражданские специалисты в зонах военных конфликтов (например, как А. Проханов [19] - военным корреспондентом) либо интервьюировали непосредственных участников для написания художественного текста (как С. Алексиевич [1], В. Маканин [14] и др.). Художественные произведения этого жанра по факту обладают меньшей достоверностью. С другой стороны, они могут в большей степени совпадать с официальными проекциями института армии в социокультурное пространство. В мировой практике нередко используется расширение «репортажной прозы» до «ре-портажного художественного произведения» в целом. А при участии государственных институтов данный жанр «отбрасывает тень» последних, что особенно отражается на продуктах киноиндустрии - одном из наиболее влиятельных культурных производств. Как уже упоминалось ранее, участие Минобороны России в съемке фильмов «Небо», «Т-34» и других является ярким примером укрепления внутрироссийской культурной политики и что немало важно, одним из важных путей продвижения про-российской позиции во внешней культурной политике.
Военная фантастика - жанровая фантастическая литература, делающая военные конфликты прошлого и будущего сюжетом фантастических произведений. С точки зрения перцептивной репрезентации - это наиболее гибкое направление. Военная фантастика позволяет диверсифицировать варианты репрезентации армии, проводить мысленные эксперименты и неформализованный форсайт - выстраивать образ желаемого будущего развития армейского института и его восприятия обществом. В мировой практике таким «фантастическим форсайтом» отчасти стал роман Р. Хайнлайна «Звездный десант» [26], участвовавший в формировании современных американских традиций отношения
к военной службе. Если говорить о российской военной фантастике, то возможно положительный вклад внесли фантастические произведения Р. Злотникова «Обреченный на бой» [9], «Мятеж на окраине галактики» [8], «Виват, император!» [6], «Империя наносит ответный удар» [11], «Элита элит» [10], «Генерал-адмирал» [7], цикл С. Тарма-шева «Древний» [23]; [22] и пр.
Несколько иные, но близкие варианты перцептивной репрезентации армии представляет военный кинематограф. В силу специфики киноязыка и принципа «не рассказывай, а показывай», кинематограф менее приспособлен для сложных рассуждений о ценностях, но идеально подходит для демонстрации эмоций, моделей поведения людей, сопричастных армейскому институту, визуализации характерных черт участников рассматриваемого института.
Наконец, четвертым вариантом внешней культурной репрезентации являются игровые практики, предлагающие включенное переживание опыта участия в боевых действиях, с акцентом уже не на внутреннем мире людей, а на их деятельности.
Выводы
Названными четырьмя видами вся совокупность проекций и перцептивных репрезентаций армии в социокультурном пространстве России не исчерпывается. Можно говорить о музыкальной (в первую очередь - песенной), массмедийной, мультипликационной (анимационной) проекциях.
Но представленная выше краткая характеристика четырех видов демонстрирует, что каждая из проекций и/или репре-зентационных практик сопряжена с одной или несколькими из характерных черт института с позиций структурно-функционального подхода к институтам.
Это обладает прикладным практическим значением, например, для определения направлений государственной культурной политики в области отношений армии и общества: нельзя выбрать один вид искусства и/или художественного творчества и направить всю государственную поддержку на него. Таким образом, для формирования полной картины и понимания армейского социокультурного института важны и кинофильмы, и литературная, игровая, мультипликационная и иные проекции, связанные с репрезентацией армии в социокультурном пространстве, поскольку все они передают свои аспекты функционирования института армии, его ценностей, идеалов, правил
и моделей поведения. Исходя из положений институционализма, это обеспечит следующее: во-первых, поддержка всей совокупности творческих индустрий позволит более широко и многогранно раскрыть стороны функционирования армии как социокультурного института (функция). Во-вторых, комплексное отражение истории и традиции военной службы сможет существенно влиять на общественное восприятие и репрезентацию армии, а следовательно, и способствовать формированию практик ее взаимодействия с гражданским обществом, например, через привитие патриотических ценностей молодежи и участие в организациях, осуществляющих поддержку армии
(ценности). Следующим пунктом является искоренение негативных стереотипов об армии, что будет способствовать стимулированию мотивации молодых людей к прохождению военной службы, осознанию важности выбора данной профессии, и, соответственно, укреплению традиции прохождения военной службы как конструктивного диалога между армией и обществом (правила и нормы). В заключение стоит отметить, что вариативность искусств и художественного творчества, в которых отражается деятельность Вооруженных Сил, благоприятно скажется на расширении социальных групп, заинтересованных в познании армии как социокультурного института (участники).
Список литературы:
[1] [2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10; [11
[12 [13
[14 [15 [16
[17
[18 [19 [20
[21
[22
[23
[24
[25
[26
Алексиевич С. Цинковые мальчики. - М.: Время, 2013. - 320 с.
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М.: Refl-book, К.: НСА, 1994. - С. LXIV-LXVIII.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 576 с. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение - М.: Канон, 1995. - 352 с. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. - М.: ДЕЛО; РАНХиГС, 2018. - 736 с.
Злотников Р. Виват император! - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/edition2430 (25.05.2023)
Злотников Р. Генерал-адмирал. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/ edition63019 (25.05.2023)
Злотников Р. Мятеж на окраине Галактики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/ edition2422 (25.05.2023)
Злотников Р. Обреченный на бой. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/ edition16986 (25.05.2023)
Злотников Р. Элита элит. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/edition29441 (25.05.2023) Злотников Р., Орехов В. Империя наносит ответный удар. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// fantlab.ru/edition16233 (25.05.2023)
Карасев А. Чеченские рассказы // Дружба народов. - 2005, № 4. - С. 54-66.
Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data/475/176/ 1217/004.K0L0MYITSEV.pdf (07.12.2019) Маканин В. Асан. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.
Малиновский Б.К. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 2005. - 184 с.
Небо // Кинопоиск. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/1421591/?ysclid = l n0njncokt328866045&utm_referrer=yandex.ru (25.05.2023)
Пиманов рассказал, как Шойгу помог ему в Крыму // Звезда. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// tvzvezda.ru/news/201702081555-svo2.htm (25.05.2023) Прилепин З. Патологии. - М.: Андреевский флаг, 2005. - 320 с. Проханов А.А. Чеченский блюз. Идущие в ночи. - СПб.: Амфора. - 704 с.
Равочкин Н.Н. Институт как объект социально-философского анализа // Манускрипт. Т. 12. - 2019, вып. 8. - С. 109- 113.
Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивной обществе. - М.: Восточная литература; РАН, 2001. - 305 с.
Тармашев С. Древний: Вторжение. Расплата. Возрождение. Час воздаяния. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/edition393567 (25.05.2023)
Тармашев С. Древний: Катастрофа. Корпорация. Война. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// fantlab.ru/edition384347 (25.05.2023)
Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ // Консультант Плюс. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/œns_doc_LAW_10591/?ysdid = lnddpcg ng255475112 (25.05.2023)
Фильм «Т-34» показали в Национальном центре управления обороной Российской Федерации // МО РФ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://function.mil.ru/news_page/person/more. htm?id=12211581@egNews (25.05.2023)
Хайнлайн Р. Звёздный десант. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fantlab.ru/edition374174 (25.05.2023)