Научная статья на тему 'Институализация собраний и конференций граждан в системе управления ТОС'

Институализация собраний и конференций граждан в системе управления ТОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
227
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБРАНИЯ (КОНФЕРЕНЦИИ) ГРАЖ ДАН / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТОС / ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ / CITIZENS MEETINGS (CONFERENCES) / CONTROLLING MECHANISM / THE PROCEDURE FOR CONDUCTING MEETINGS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Репина Ирина Борисовна

Дан анализ понятия «собрание (конференции) граждан по вопросам ТОС», приведена его классификация, критерии различия форм учреждения ТОС. Определен порядок проведения учредительной конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Institutionalization of the Citizens Meetings and Conferences in the System of the Local Self-Administration Territorial Body Management

The concept of the citizens meetings (conferences) on the matters of the local self-administration territorial bodies has been analyzed. Its classification has been shown. The criteria for the local administration territory bodies institution forms differences have been demonstrated. The procedure for conduction of the foundation conferences has been determined

Текст научной работы на тему «Институализация собраний и конференций граждан в системе управления ТОС»

УДК 340.2

Репина Ирина Борисовна Irina Repina

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОБРАНИЙ И КОНФЕРЕНЦИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОС

ISSUES OF INSTITUTIONALIZATION OF THE CITIZENS MEETINGS AND CONFERENCES IN THE SYSTEM OF THE LOCAL SELF-ADMINISTRATION TERRITORIAL BODY MANAGEMENT

Дан анализ понятия «собрание (конференции) граждан по вопросам ТОС», приведена его классификация, критерии различия форм учреждения ТОС. Определен порядок проведения учредительной конференции

The concept of the citizens meetings ( conferences ) on the matters of the local self-administration territorial bodies has been analyzed. Its classification has been shown. The criteria for the local administration territory bodies institution forms differences have been demonstrated. The procedure for conduction of the foundation conferences has been determined

Ключевые слова: собрания (конференции) граждан, механизм управления ТОС, процедура проведения собрания

Key words: citizens meetings (conferences), controlling mechanism, the procedure for conducting meetings

Собрания граждан — один из самых массовых и древних институтов непосредственной демократии. Их существенное отличие по сравнению с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое три процессуальные процедуры: совместное обсуждение, поиск решения и его принятие. Собрания (конференции ) граждан — это форма осуществления непосредственного решения населением вопросов, имеющих значение для части территории муниципального образования. Среди целей и задач проведения собраний ( конференций) граждан можно выделить следующие: обсуждение вопросов местного значения, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществление территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования [1].

Следует различать собрания ( конференции), проводимые по вопросам осу-

ществления ТОС, и собрания (конференции) по иным вопросам местного значения. Выявление отличительных особенностей их проведения и значение для реализации целей и задач местного самоуправления возможно при анализе Устава конкретного муниципального образования и иных нормативных правовых актов муниципального образования [1, С. 192; 2].

Так, собрание (конференция) по вопросам местного значения — это формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Порядок проведения таких собраний (конференций) граждан определяется Уставом муниципального образования и может быть конкретизирован в специальном правовом акте представительного органа местного самоуправления

— Положении о порядке проведения собраний (конференций) граждан на территории муниципального образования.

В свою очередь, собрания ( конференции) по вопросам ТОС — это формы осу-

ществления гражданами территориального общественного самоуправления, общий порядок их проведения определяется Уставом муниципального образования, а затем конкретизируется в Уставе ТОС.

Собрания по вопросам осуществления ТОС также можно классифицировать на два вида, исходя из критерия их целевого предназначения в механизме управления ТОС: учредительные собрания, текущие собрания по вопросам ТОС.

В Уставе муниципального образования важно предельно конкретно урегулировать, в каких случаях для учреждения ТОС проводится собрание, а в каких — конференция [3; 4].

Следует выделить следующие критерии разграничения этих форм учреждения ТОС: численность населения, проживающего в границах предполагаемой территории ТОС и имеющего право на ТОС, размер и вид территории ТОС, специфика и традиции муниципального образования.

Для сельских населенных пунктов таким критерием может быть, например, численность граждан до 200 человек. Если в собрании имеют право принять участие более двухсот жителей части поселения, вместо собрания проводится конференция граждан. При установлении порядка проведения учредительной конференции необходимо, прежде всего, определить нормы представительства от каждой группы граждан, что очень важно для муниципальных образований — городов, где ТОС осуществляется в крупных территориальных единицах (районах города, микрорайонах).

Норма представительства может определяться исходя из критерия численности граждан, имеющих право на ТОС и проживающих на соответствующей территории. Делегат на конференцию должен избираться на собраниях граждан. Запрещаются какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании ( конференции) в зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и

иных взглядов, рода и характера занятий.

При подготовке к учредительному собранию проводится первое собрание жителей предполагаемой территории ТОС. В процессе его проведения граждане определяют, каким будет их ТОС, территорию ТОС, цели и задачи ТОС, а также решают вопрос о возможной регистрации ТОС в качестве юридического лица. Кроме того, на первом собрании должен быть определен порядок сбора предложений и замечаний в Устав ТОС, порядок их рассмотрения и внесения в текст Устава ТОС.

На первом собрании из числа жителей предполагаемой территории ТОС должна быть сформирована инициативная ( рабочая) группа, которая при подготовке к учредительному собранию имеет целью выполнение ряда организационных действий

[5]:

— осуществляет поиск материальных средств для проведения учредительного собрания, помещения, технических средств связи, обеспечивает иные условия для проведения учредительного собрания;

— осуществляет необходимые консультации с органами местного самоуправления, юристами и т.п. по вопросам, связанным с организацией и проведением учредительного собрания;

— запрашивает в уполномоченном органе местного самоуправления сведения о лицах, проживающих на территории предполагаемого ТОС и достигших 16-летнего возраста;

— за определенный срок до учредительного собрания ( конференции) извещает граждан о дате, месте и времени проведения учредительного собрания ( конференции);

— организовывает проведение собраний или сбор подписей по выдвижению представителей на конференцию;

— готовит проект повестки учредительного собрания (конференции) граждан;

— готовит описание границ территории и схему территории, на которой планируется ТОС;

— готовит проект Устава ТОС с учетом поступивших предложений и замечаний;

— проводит регистрацию жителей или их представителей, прибывших на учредительное собрание (конференцию).

Все расходы по подготовке и проведению учредительного собрания несут сами граждане, если иное не предусмотрено Уставом муниципального образования. Представляется целесообразным в муниципальном образовании установить специальные информационные стенды для размещения сообщений о собраниях ( конференциях) ТОС.

При проведении учредительного собрания ( конференции) участники избирают председательствующего или президиум собрания и секретаря собрания, а также членов счетной комиссии и утверждают повестку дня.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учредительное собрание граждан считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста [5].

Учредительная конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Учредительное собрание ( конференция) принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, определяет его наименование, провозглашает цели и задачи деятельности, вопросы местного значения, в решении которых будет принимать участие ТОС, утверждает Устав, избирает органы ТОС.

Формы принятия решений учредительным собранием (конференцией) определяются в Уставе муниципального образования и, как правило, они принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Процедура проведения собрания отражается в протоколе, который ведется

в свободной форме секретарем собрания, подписывается председательствующим и секретарем собрания.

Органы местного самоуправления муниципального образования вправе направить для участия в учредительном собрании ( конференции) граждан своих представителей с правом совещательного голоса. Порядок направления представителей органов местного самоуправления для участия в учредительных собраниях ( конференциях) ТОС, участия их в таких собраниях ( конференциях) определяется в Уставе муниципального образования. Решение учредительного собрания и Устав ТОС направляются в регистрирующий орган муниципального образования для регистрации Устава и утверждения границ ТОС в порядке, установленном Уставом муниципального образования. ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС уполномоченным на то органом местного самоуправления муниципального образования. В качестве юридического лица ТОС считается учрежденным с момента государственной регистрации.

После учреждения ТОС проводятся собрания ( конференции) по вопросам осуществления ТОС. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся [5]:

— установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

— принятие Устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

— избрание органов ТОС;

— определение основных направлений деятельности ТОС;

— утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета об ее исполнении;

— рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Итак, рассмотрев проблему институализации собраний и конференций граждан в системе ТОС, мы пришли к следующим выводам:

— во-первых, собрания и конференции являются одной из важнейших форм акту-

ализации гражданского общества на уровне ТОС;

— во-вторых, все процессуальные решения собраний и конференций должны быть урегулированы правовыми нормами государства, что исключило бы возможность конфликтов в сфере местного самоуправления;

Литература

1. Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества: монография. — СПб.: Инфо-да, 2007. — 192 с.

2. Меньшенина Н.Н. Значение и роль референдумов в современном политическом процессе // В сб.: Вологодские чтения. Материалы научной конференции. — Владивосток: ДВГТУ, 1998.

- С. 3-17.

3. Андреева О.А. Политико-правое обеспечение представительства на уровне местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 5. — С. 19-21.

4. Меньшенина Н.Н. Концепции местного самоуправления: история развития // В сб.: Апрельские чтения. Материалы V научной конференции ТИПП ДВГТУ. — Владивосток: Русский остров, 2002. — С.221-223.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/186367.htm. — [Дата обращения 06.04.2010 г.].

Коротко об авторе _______________________________________________Briefly about the author

Репина И.Б., аспирантка, Тихоокеанский госу- I. Repina, Post-graduate Student, Pacific State Uni-дарственный экономический университет (ТГЭУ) versity of Economics (PSUE)

Repina_Ira@mail.ru

Научные интересы: государственное и муниципальное управление, проблемы практического функционирования института территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления современной России

Areas of expertise: State and municipal government, issues of the institute of the territorial public self-administration practical functioning in the system of the municipal government of the present-day Russia

— в-третьих, качество правового регулирования процесса институализации собраний и конференций определяет эффективность и результативность взаимодействия не только в системе управления ТОС, но и в системе взаимоотношений государственной и муниципальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.