Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
УДК 316.354
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-9
Московкин В. М. Явэй Л.
Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности
Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, 85, Белгород, 308015, Россия
Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, 85, Белгород, 308015, Россия
Статья поступила 17января 2019 г.; Принята 5 марта 2019 г.;
Опубликована 30 марта 2019 г.
Аннотация. В работе построены бинарные матрицы наличия иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях для 72-х университетов ЦФО РФ, входивших в 2017 г. в рейтинги Эксперт РА и Интерфакс. Анализ первой матрицы позволил получить распределение университетов, ориентированных на разные страны или группы стран. Например, в кооперации с научно-образовательными организациями стран Латинской Америки и наборе испаноязычных студентов из этих стран наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Воронежа, Курска (Юго-Западный государственный университет), РУДН, МЭИ и Московский государственный лингвистический университет. Идентифицированы университеты ЦФО РФ, имеющие наибольшее количество аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях. На основе этих матриц получены агрегированные показатели наличия иноязычных сайтов и социальных сетей по субъектам ЦФО РФ, которые предлагается включать в нематериальные активы регионов, влияющих на региональную университетскую конкурентоспособность. Показана актуальность разработки стратегических программ управления репутацией университетов с помощью инструментов сети Интернет, приведены основные разделы таких программ.
Ключевые слова: иноязычные сайты университетов; социальные сети университетов; Интернет; университетская конкурентоспособность; нематериальные активы регионов; Webometrics; автопостинг; бинарная матрица. Информация для цитирования: Московкин В.М., Явей Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, N 1. С. 109-138, DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-9
: Е S Е л R С Н
result
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Vladimir M. Moskovkin Liu Yavei
Foreign-language websites and social media networks of universities: factors for increasing their competitiveness
Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia
Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia Received on January 17, 2019; Accepted on March 5, 2019; Published March 30, 2019
Abstract. The article presents a binary matrix for the availability of foreign-language websites and accounts on social media networks, messengers and apps for 72 universities of the Central Federal District of the Russian Federation, which were included in the Expert RA and Interfax rankings 2017. The analysis of the first matrix has made it possible to obtain a distribution of universities targeting different countries or groups of countries. For example, the classical universities of Belgorod, Voronezh, Kursk (South-West State University), Peoples' Friendship University, Moscow Power Engineering Institute and Moscow State Linguistics University are most interested in cooperation with scientific and educational organizations in Latin America and enrollment of Spanish-speaking students from those countries. There have been identified Central Federal District universities of the Russian Federation, which have the largest number of accounts in social networks, messengers and applications. On the basis of these matrices there has been obtained aggregated indicators on the presence of foreign-language websites and social networks for the subjects of the Central Federal District of the Russian Federation, which has been proposed to be included in the intangible assets of the regions that affect regional university competitiveness. The article shows the urgency of developing strategic programs for managing university reputation with the help of Internet tools and presents the main sections of such programs.
Keywords: university foreign language websites; university social networks; Internet; university competitiveness; regional intangible assets; Webometrics; autoposting; binary matrix
Information for citation: Moskovkin, V. M. and Yavei, L. (2019), "Foreign-language websites and social media networks of universities: factors for increasing their competitiveness", Research Result. Sociology and management, 5 (1), 109-138. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-9
Введение (Introduction). В эпоху информационного взрыва, связанного с появлением и быстрым развитием Интернета, движения открытого доступа, Web 2.0-технологий, облачных технологий, социальных сетей, мобильных устройств и приложений, кардинальным образом изменилась жизнь человека и общества, включая глобальное университетское сообщество. Сегодня Web-сайт университета при-
обретает решающее значение в процессе реализации информационной политики вуза, стремящегося к открытости и доступности (Окушова, Бычкова, Гужова, 2014). Авторы этой работу пишут: «Если университета нет на лентах новостей интернет-СМИ, в обзоре актуальных событий на электронных ресурсах экспертных сообществ, в горячем обсуждении студентов, аспирантов на форумах, в блогах, социаль-
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
ных сетях, - есть ли он вообще». Практически все самостоятельные университеты мира имеют собственные Web-сайты, представляя на них всю свою деятельность, включая, в первую очередь, образовательную и научную. С целью презентации этой деятельности в Интернете, испанцы в 2014 г. запустили рейтинг Webometrics, который в дальнейшем вошёл в систему глобальных университетских рейтингов, наряду с ARWU, THE, QS, TNU, Leiden, URAP, SIR, и стал играть роль имиджевого и репутационного инструментов для привлечения иностранных студентов и установления научных связей. В этой связи в работе (Latysheva, Karlova, Koryakina, 2015) отмечается, что около 90% абитуриентов ищут информацию о вузах через Интернет, а в работе (Окушова, Бычкова, Гужова, 2014) высказана мысль: «Как бы не относились корифеи высшего образования к национальным и мировым рейтингам, они предоставили студентам возможность сравнивать и выбирать, а значит быть потребителями и своим выбором влиять на качество услуг».
Поэтому перед университетами всего мира встала задача создания и сопровождения как можно большего числа иноязычных сайтов. Например, при создании сети российских федеральных университетов (2006-2012 гг.), одна из главных задач состояла в создании многоязычных сайтов (Черноухов, 2014).
Методология и методы (Methodology and methods). Помимо веб-сайтов университетов, которые служат важным инструментом маркетинговых коммуникаций (Черноухов, 2014; Ткаченко, 2017), в последнее время, резко возросла роль социальных сетей в образовательной и научной деятельности (Бабин, Редько, 2011; Бакланова, 2011; Бусыгина, 2016; Замятина, 2012; Карпова, Шульга, Рудникова, 2015; Королева, 2017; Лупанов, 2010; Медведева, Водатурская, 2013; Мельникова, 2013; Овчинникова, 2013; Ульянова, 2010; Фещенко, 2011; Latysheva, Karlova, Koryakina, 2015). Общение в социальных се-
тях в последнее десятилетие превратилось из периферического способа в основной жанр Интернет-коммуникации. Социальные сети не только поддерживают социальные связи, но и служат средством распространения актуальной информации и новостей. Их феномен меняет характер компьютерно-опосредованного общения, сложившийся за предшествующие двадцать лет (Овчинникова, 2013).
Многие зарубежные эксперты считают, что время автономных систем управления обучением (Learning Management System, LMS), сформировавшихся в индустриальную эпоху, давно прошло, и они делают ставку на популярные социальные сети (Фещенко, 2011). Студенты, преподаватели и учёные тесно взаимодействия друг с другом в социальных и научных сетях генерируют различные сообщения, дискуссии, ресурсы и новое знание.
Если раньше школы и вузы вынуждены были покупать дорогое программное обеспечение, содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети, то социальные сети все это предоставляют бесплатно (Фещен-ко, 2011). Поэтому в настоящее время обучающий процесс уходит в Facebook, Twitter и «В Контакте». Если сюда ещё добавить бесплатные онлайновые лекции и курсы лучших профессоров из лучших университетов мира, то мы увидим в каком плачевном состоянии очутилось традиционное образование.
В работе (Ульянова, 2010) высказана важная мысль о том, что для современных университетов управленческие модели на базе социальных сетей могут стать эффективным инструментом оперативного и стратегического управления. Близкие соображения сделаны и в работе (Лупанов, 2010).
Как известно, традиционный Интернет маркетинг вызывает раздражение пользователей Интернет, которые не хотят быть пассивной мишенью для рекламы. Поэтому они обзаводятся фильтрами и блокираторами всплывающих окон и баннеров
: Е S Е л R С Н
result
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
(Бакланова, 2011). Это привело к тому, что стало уделяться большее внимание продвижению услуг, в том числе образовательных, в социальных сетях (Social Media Marketing, SMM). Но проблема, по нашему опыту, состоит в том, что в наших, даже самых крупных, университетах отсутствуют специалисты по SMM.
В этой связи, помимо создания многоязычных сайтов, перед российскими федеральными университетами была поставлена задача создания аккаунтов в наиболее значимых социальных сетях (Черноухов,
2014). Представленность этих университетов в социальных сетях по данным вышеуказанной работы показана в таблице 1. Для сравнения в этой таблице приведены наши данные на уровень конца октября 2018 г., из которых следует, что федеральные университета за 5 лет улучшили своё позиционирование в социальных сетях, и особенно в УоиТиЬе. Такого рода бинарные матрицы по наличию социальных сетей и иноязычных сайтов мы будем строить в нашем исследовании для ведущих университетов ЦФО РФ.
Таблица 1
Представленность российских федеральных университетов в социальных сетях
Table 1
Representation of Russian Federal universities on social networks
Аббревиатура университета
весна
Ю1З
октябрь
2G1B
весна
Ю1З
Октябрь
2G1B
'ВКонтакте'
весна
Ю1З
октябрь
2G1B
You Tube
весна
Ю1З
октябрь
2G1B
Google+
весна
Ю1З
октябрь
2G1B
СФУ_
ЮФУ
СВФУ_
КФУ
УРФУ
ДВФУ
САФУ
БФУ
СКФУ
КрФУ
G
G
1
G
l
l
G
G
G
G
G
G
G
G
G
1
G
G
G
l
l
1
G
l
1
l
G
G
l
G
G
l
G
G
G
Отметим важные исследования по количественной оценке эффективности продвижения вуза в социальных сетях (Медведева, Водатурская, 2013) и механизмам оценки активности вузов в этих сетях (Карпова, Шульга, Рудникова, 2015). В первой работе проделан сравнительный количественный анализ групп экономического профиля ПГНИУ, МГУ, МВШЭ и РЭУ им. Г.В. Плеханова в социальной сети «В Контакте» и контент-анализ их сообщений. Во второй работе была предложна методика количественной оценки активности вузов в социальных сетях с шестью показателями и их весами, которая была реализована в виде Web-приложения оцен-
ки активности вузов в социальной сети «В Контакте». К сожалению, это Web-приложение сейчас не функционирует.
Известный зарубежный инструмент Klout Score оценивает влияние аккаунтов мировых социальных сетей Twitter, Face-book, Google+, Instagram, LinkedIn и другие. Он был использован при усовершенствовании методики расчета Национального рейтинга университетов ИА «Интерфакс» 2013 г. (Карпова, Шульга, Рудникова, 2015).
Социальные сети очень удобны при изучении карьерных траекторий выпускников вузов, определения зон влияния (сбора студентов) и преимущественного
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
распределения выпускников определенного вуза (Замятина, 2012).
В качестве количественного сравнительного инструмента по оценке охвата населения социальными сетями в разрезе России и её регионов может служить Brand Analytics. Он анализирует 5 социальных сетей «В Контакте» Twitter, Facebook, Live Journal, Instagram. Максимальный охват этими сетями был получен при анализе представленности 324 вузов России в социальных сетях: аккаунты социальной сети «В Контакте» имеются в 96% рассматриваемых сайтов вузов, сети Facebook - в 85%, Twitter - в 81%, YouTube - 62%, Instagram -в 48% из 324 сайтов российских вузов (Карпова, Шульга, Рудникова, 2015).
В заключении нашего обзора отметим, что социальные сети играют сейчас важную роль в научно-публикационной сфере при разработке альтметрик, которые стали внедряться с 2010 г. в качестве альтернативы к традиционным наукометрическим и библиометрическим индикаторам (Бусыгина, 2016).
Из выше приведенного обзора следует, что иноязычные сайты и социальные сети университетов являются их нематериальными активами, способствующими росту имиджа и конкурентоспособности университетов. Создание иноязычных сайтов университетов ведет к повышению значения индикатора Presence их вебомет-рического рейтинга за счёт создания новых Web-страниц, а самое главное - способствует лучшей узнаваемости университета в глобальном Интернет-пространстве, росту внешних ссылок на его сайт, что ведет к росту наиболее значимого индикатора Impact в вышеуказанном рейтинге.
Создание же социальных сетей университетов, особенно международных (Fa-cebook, Twitter, Google+ и другие), также способствует улучшению их узнаваемости и росту индикатора Impact в глобальном
вебометрическом рейтинге университетов.
В нашем исследовании была поставлена цель изучить количественные распределения иноязычных сайтов и социальных сетей, на примере университетов ЦФО РФ, входящих, по крайней мере, в один из рейтингов Эксперт РА и Интерфакс. Такие университеты были нами идентифицированы в работе (Московкин, Явэй, 2018) на уровень 2017 г. Эти количественные распределения изучаются с помощью построения бинарных матриц ( Б ) размерности
m х n, где m-количество университетов, n-количество иноязычных сайтов (социальных сетей), 1 < i < m, 1 < j < n, — 1 если
для i-го университета существует j-ый иноязычный сайт (если на сайте i-го университета присутствует аккаунт j -ой социальной сети), Б — 0 - в противном случае.
Сбор данных с сайтов вузов производился с 5 по 13 марта 2018 г. включительно.
Научные результаты и дискуссии (Research Results and Discussion). Наличие иноязычных сайтов у рассматриваемых университетов приведено в Приложении 1, которая построена в виде бинарной матрицы (m=72, n=15). Как видим, наиболее продвинутые университеты ЦФО РФ создали, в общей сложности, 15 иноязычных сайтов. 62 университета из 72 имеют англоязычные сайты, 15 университетов-китайскоязычные, 11 - франкоязычные, 10 - немецкоязычные сайты.
Сайты на корейском, турецком и персидском языках созданы в Московском государственном лингвистическом университете. Этот университет имеет больше всего иноязычных сайтов (9), далее идут Воронежский государственный университет и Российский новый университет (по 6 сайтов).
Распределение университетов, ориентированных на разные страны, приведено в таблице 2.
:esearch result
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Таблица 2
Распределение университетов, ориентированных на разные страны Distribution of universities oriented on different countries
Table 2
Ориентация на страны Количество университетов
Китай l5
Франкоязычные страны ll
Немецкоязычные страны l0
Испаноязычные страны 7
Вьетнам 5
Арабские страны 4
Польша l
Италоязычные страны l
Узбекистан l
Казахстан l
Монголия l
Корея l
Турция l
Иран l
Из Приложения 1 следует, что в кооперации с китайскими вузами и наборе китайских студентов наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Владимира, Воронежа, Москвы, Ивановский государственный химико-технологический университет, НИУ «ВШЭ», РУДН и ещё восемь вузов Москвы. В сотрудничестве с испаноязычными странами, в основном Латинской Америки, наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Воронежа, Курска (Юго-Западный государственный университет) и четыре московских университета. Следует сказать, что и многие другие вузы набирают для обучения студентов из Китая и стран Латинской Америки, но ещё не создали китайско-язычные и испаноязычные сайты. То же самое следует сказать и об арабских странах, так как арабоязычные сайты создали только Воронежский государственный университет, Тамбовский государственный технический университет, РУДН и Московский государственный лингвистический университет, хотя арабские студенты учат-
ся и во многих других вузах. Многие российские вузы пользуются услугами посреднических компаний или частных ре-крутеров для набора иностранных студентов и не связываются с созданием иноязычных сайтов, за исключением англоязычных.
Из Приложения 1 видим, что построенная бинарная матрица, как отмечено выше, имеет размерность 72x15. Если бы она была полностью плотной, то есть состояла бы из всех единиц, то количество её единичных элементов составило бы 72х15=1080. Фактическое их количество равно 122, что составляет (122/1080) х100%~11,3%. Следовательно, наша матрица является очень разряженной. Она имеет также достаточно разряженную субматрицу размерности 72х6 на пространстве первых шести наиболее употребительных языков.
В таблице 3 приведены университеты, имеющие больше всего иноязычных сайтов.
Распределение университетов и их сайтов по субъектам ЦФО РФ приведено в таблице 4.
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Университеты с наибольшим количеством иноязычных сайтов Universities with the largest number of foreign language websites
Таблица 3 Table 3
№ п/п Название университета Количество сайтов
1 Московский государственный лингвистический университет 9
2 Воронежский государственный университет 6
3 Российский университет дружбы народов 5
4 Российский новый университет 5
5 Московский государственный областной университет 5
6 Владимирский государственный университет А. Григорьевича и Н. Г. Столетовых 4
l Национальный исследовательский университет МЭИ 4
8 Московский технологический институт 4
Таблица 4
Распределение университетов и их иноязычных сайтов по субъектам ЦФО РФ
Table 4
Distribution of universities and their foreign-language websites across the regions of the Central Federal
District of the Russian Federation
Субъект ЦФО Количество Количество иноязычных сайтов Субъект Количество Количество иноязычных сайтов
РФ университетов ЦФО РФ университетов
Город Москва 38 10 Липецкая область 1 3
Воронежская область 5 12 Ярославская область 3 2
Ивановская область 3 5 Тульская область 2 2
Тамбовская область 3 5 Орловская область 2 2
Курская область 3 4 Брянская область 1 1
Рязанская Смоленская
область 3 4 область 1 0
Белгородская область 2 4 Калужская область 1 0
Владимирская область 1 4 Костромская область 1 0
Тверская область 2 4 Московская область 0 0
Всего 12 122
В Приложении 2 построена бинарная матрица размерности 72*18 наличия у университетов аккаунтов в социальных сетях, мессенджеров и приложений. Плотность её единичных элементов примерно в два раза больше по сравнению с предыдущей матрицей (303*1296)100% ~ 23,4%.
На основе этой матрицы (Прил. 2)
построена таблица распределения университетов и их аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях по субъектам ЦФО РФ (табл. 5).
В таблице 6 приведены университеты с наибольшим количеством аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях.
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Таблица 5
Распределение университетов и их аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях по субъектам ЦФО РФ
Table 5
Distribution of universities and their accounts on social networks, messengers and applications across the regions of the Central Federal District of the Russian Federation
Субъект ЦФО РФ Количество университетов Количество аккаунтов в социальных сетях, мес-сенджерах и приложениях Субъект ЦФО РФ Количество университетов Количество аккаунтов в социальных сетях, мес-сенджерах и приложениях
Город Москва зв l85 Рязанская область з 7
Воронежская область 5 l9 Тульская область 2 5
Ярославская область з l7 Костромская область l з
Тамбовская область з l4 Липецкая область l з
Курская область з ll Смоленская область l з
Белгородска я область 2 lO Владимирска я область l 2
Орловская область 2 В Брянская область l l
Тверская область 2 В Калужская область l O
Ивановская область з 7 Московская область O O
Всего 72 303
Таблица 6
Университеты с наибольшим количеством аккаунтов в социальных сетях,
мессенджерах и приложениях
Table 6
Universities with the largest number of accounts on social networks, messengers and applications
№ п/п Название университета Количество аккаунтов
l Российский государственный университет нефти и газа И.М. Губкина lO
2 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики 9
з Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 9
4 Воронежский государственный университет 7
5 Мичуринский государственный аграрный университет 7
б Ярославский государственный технический университет 7
: Е S Е л R С Н
result
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
1 Российский университет дружбы народов 1
8 Российская экономическая школа 1
9 Белгородский государственный национальный исследовательский университет 6
10 Воронежский государственный технический университет 6
11 Ярославский государственный педагогический университет К. Д. Ушинского 6
12 Московский физико-технический институт государственный университет 6
13 Национальный исследовательский университет МЭИ 6
14 Российский химико-технологический университет Д. И. Менделеева 6
15 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 6
16 Московский государственный строительный университет 6
11 Первый Московский государственный медицинский университет И. М. Сеченова 6
18 Национальный исследовательский университет МИЭТ 6
19 Российский государственный гуманитарный университет 6
20 Московский технологический институт 6
Так как наличие иноязычных сайтов таблицы 4 и 5 показывают агрегированные
и социальных сетей университетов отно- нематериальные активы субъектов ЦФО
сятся к их нематериальным активам, то РФ. Сведем их в одну таблицу (табл. 7).
Таблица 7
Значения показателя агрегированных нематериальных активов университетов
по субъектам ЦФО РФ
Table 7
Values of the aggregated indicator of intangible assets of universities across the regions of the Central Federal District of the Russian Federation
Субъект ЦФО РФ Количество иноязычных сайтов Количество аккаунтов в социальных сетях мессенджерах и приложениях Всего В расчете на один университет
Город Москва 10 185 255 6,1
Воронежская область 12 19 31 6,2
Ярославская область 2 11 19 6,3
Тамбовская область 5 14 19 6,3
Курская область 4 11 15 5,0
Белгородская область 4 10 14 1,0
Тверская область 4 8 12 6,0
Ивановская область 5 1 12 4,0
: Е S Е л R С Н
result
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Рязанская область 4 7 11 3,7
Орловская область 2 В 10 5,0
Тульская область 2 5 7 3,5
Липецкая область 3 3 б б,0
Владимирская область 4 2 б б,0
Смоленская область 0 3 3 3,0
Костромская область 0 3 3 3,0
Брянская область 1 1 2 2,0
Калужская область 0 0 0 -
Московская область 0 0 0 -
Всего 122 303 425 79,7
Рассчитанные значения показателя агрегированных нематериальных активов университетов по субъектам ЦФО РФ является частью региональной университетской конкурентоспособности, обусловленной наличием иноязычных сайтов, социальных сетей, мессенджеров и приложений у университетов. Из таблицы 7 видим более чем восьмикратный отрыв Москвы от ближайших конкурентов по рассчитанному показателю, при этом удельный показатель варьировал по регионам не значительно.
Изложим теперь наше видение того, как следует развивать многоязычные сайты университетов и их социальные сети в российских регионах, и тем самым повышать их региональную университетскую конкурентоспособность. Здесь отметим положительный опыт Томска, в котором согласовано ведется работа по улучшению позиционирования и продвижения томских вузов в коммуникативном пространстве Интернета (Окушова, Бычкова, Гужова, 2014).
Полагаем, что университеты должны разрабатывать стратегические программы
по управлению своей репутации в Интернете. Эти программы, на наш взгляд, должны иметь следующее разделы.
1. Развитие иноязычных сайтов университета.
Каждый университет, основываясь на своих образовательных и научных контактах с научными и образовательными организациями других стран, а также на планах по расширению этих контактов, должен быть заинтересован в создании и сопровождении как можно большего числа иноязычных сайтов. К их созданию и сопровождению следует привлекать иноязычные филологические кафедры, а также иностранных волонтеров, обучающихся в университете. Эта работа должна проводиться в рамках учебного процесса на вышеуказанных кафедрах, где студенты и аспиранты могут упражняться в иноязычном дискурсе и анализе иноязычного контента. Для этого целесообразно сравнивать контент иноязычных сайтов университетов других стран с собственным. Качество университетских сайтов оценивается два раза в год с помощью рейтинга Webomet-
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
rics. Администраторы сайтов в любое удобное для себя время могут оценивать эффективность функционирования своих сайтов с помощью Google (оценка показателя Presence в рейтинге Webometrics), Majestic и Ahrefs (оценка показателя Impact в рейтинге Webometrics), Google Scholar (оценка показателя Openness в рейтинге Webometrics), а также с помощью Google Analytics, Yandex метрика, Liveinternet, и др.
2. Развитие университетских социальных сетей.
Каждый университет должен создавать как можно большее число аккаунтов в различных социальных сетях, при этом для всех зарубежных социальных сетей (Face-book, Twitter, Instagram, Google+ и др.). должно создаваться столько аккаунтов, сколько университет имеет иноязычных сайтов. Например, среди российских федеральных университетов (Прил. 1) англоязычные аккаунты в Facebook и Twitter имеют только КФУ, УРФУ и СВФУ, кроме того УРФУ имеет англоязычный аккаунт в Instagram. Аккаунты на других языках отсутствуют.
Оценка эффективности работы университетских социальных сетей может осуществляться с помощью сервисов
Brand Analytics, Крибрум, Livedune и др.
Также, как и в случае университетских сайтов, студенты и аспиранты могут упражняться в иноязычном дискурсе и анализе иноязычного контента. Такого рада бакалаврские исследования проводились в ПГНИУ (Пермь) (Колесова, 2012) и НИТГУ (Томск) (Власкина, 2016).
3. Организация взаимодействия между многоязычным сайтом университета и его социальными сетями.
Эта проблема решается с помощью инструмента Seolit, осуществляющего с помощью RSS ленты автопостинг информации с сайта в социальные сети. Кроме сервиса Seolit могут использоваться сервисы SMM PLANNER, MEGAPOST и др. В первую очередь, такой автопостинг следует организовать для текущих новостей и научных публикаций, то есть для той информации, которая регулярно и в больших количествах генерируется персоналом университета. Кроме того, на всех интересных и содержательных Web-страницах сайта университета должны быть кнопки запуска их в социальные сети.
Схема взаимодействия между многоязычным сайтом университета и его акка-унтами в социальных сетях показана на рисунке.
Рис. Схема взаимодействия между многоязычным сайтом университета
и его аккаунтами в социальных сетях Figure. The scheme of interaction between the multilingual university website and its accounts on social networks
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
На рисунке показаны русскоязычный (ru), англоязычный (en) и китайскоязычный (cn) сайты университета, связанные через сервис Seolit.ru с соответствующими акка-унтами университета в социальных сетях (Fb - Facebook, Tw - Twitter). Точки на схеме показывают, что иноязычных сайтов может быть произвольное количество, а пунктирные линии говорят о том же по отношению к аккаунтам социальных сетей.
Кроме того, такие стратегические программы должны иметь разделы по открытому доступу к образовательным курсам и результатам научных исследований.
Ставя ранее в пример опыт Томска по улучшению позиционирования и продвижению томских вузов в коммуникативном пространстве Интернета, следует отметить, что Томский государственный университет поставил на поток подготовку магистерских диссертаций по данной тематике, привязывая её к различным университетам своего региона (Ткаченко, 2007, Шагдарова, 2016, Колесникова, 2018).
Заключение (Conclusions). В работе для 72-х университетов ЦФО РФ, входивших в 2017 г. в рейтинги Эксперт РА и Интерфакс, построены бинарные матрицы наличия иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях. В первом случае построена бинарная матрица размерности 72*15, во втором - размерности 72*18. Показана сильная разрежённость построенных матриц.
В результате анализа первой матрицы были сделаны выводы о том, что в научной кооперации с китайскими вузами и наборе китайских студентов наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Владимира, Воронежа, Москвы, Ивановский химико-технологический университет, НИУ «ВШЭ», РУДН и ещё восемь московских вузов, в сотрудничестве с испаноязычными странами, в основном Латинской Америки, наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Воронежа, Курска (Юго-Западный государственный универ-
ситет), РУДН, МЭИ и Московский государственный лингвистический университет. Сделан также вывод о том, что многие российские вузы пользуются услугами посреднических компаний или частных ре-крутеров для набора иностранных студентов и не связываются с созданием иноязычных сайтов, за исключением англоязычных.
Анализ второй бинарной матрицы показал, что наибольшее количество акка-унтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях создали РГУНиГ имени ИМ. Губкина (10), НИУ «ВШЭ» (9), РАНХ и ГС при Президенте РФ (9), Воронежский государственный университет (7), Мичуринский государственный аграрный университет (7), Ярославский государственный технический университет (7), РУДН (7) и Российская экономическая школа (7).
Суммированные по регионам количества иноязычных сайтов, социальных сетей, мессенджеров и приложений представляют собой агрегированные нематериальные активы субъектов ЦФО РФ и определяют региональную университетскую конкурентоспособность, обусловленную этими активами. Получен более чем восьмикратный отрыв Москвы от ближайших конкурентов по рассчитанному показателю, при этом удельный показатель в расчете на один университет варьировал по регионам не значительно.
Для управления репутацией университетов в Интернете предложено разрабатывать стратегические программы со следующими разделами: 1. развитие иноязычных сайтов университета; 2. развитие университетских социальных сетей; 3. организация взаимодействия между многоязычным сайтом университета и его социальными сетями; 4. разработка и продвижения on-line курсов и лекций; 5. интеграция в движение "Открытый доступ". Единая концепция первых трех разделов состоит в том, что каждый университет должен создавать как можно большее количество иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях, при этом для всех зарубежных
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
социальных сетей должно создаваться столько аккаунтов, сколько университет имеет иноязычных сайтов, а взаимодействие между многоязычным сайтом и его социальными сетями должно организовываться на базе инструмента БеоШ, осуществляющего с помощью настройки ЯББ ленты автопостинг информации с сайта в социальные сети, а также с помощью постинга наиболее интересных материалов с сайта в социальные сети.
Список литературы
Бабин Е.Н., Редько Н.В. Социальные сети как веб-сервис в организации образовательного процесса в вузе // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационная среда вуза XXI века» (Петрозаводск, 26-30 сент. 2011 г.). Петрозаводск, 2011.С. 20-24.
Бакланова Е.М. Эффективный маркетинг образовательных услуг в социальных сетях // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 3 (34). С. 111-115.
Бусыгина Т.В. Альтметрия как комплекс новых инструментов для оценки продуктов научной деятельности // Идеи и Идеалы. 2016. Т. 2, № 2 (28). С. 79-87.
Власкина В.Ю. Твиттер и Инстаграм как сферы реализации университетского дискурса. Выпускная квалификационная работа бакалавра (45.03.01 Филология). Томск: НИТГУ, 2016.
Замятина Н.Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных Интернет-сетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной Интернет-сети «ВКонтакте») // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 15-28.
Карпова Г.Г., Шульга Т.Э., Рудникова И.Н. Механизмы оценки активности вузов в интернет-сетях // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 11 (286). С. 3-13.
Колесникова Ю.Ю. Управление репутацией университета в Интернете (на примере Сибирского государственного медицинского университета). Магистерская диссертация (42.04.01 Реклама и связи). Томск: НИТГУ, 2018.
Колесова Т.В. Твиттер как особый вариант Интернет-коммуникации: культурная и
гендерная специфика. Выпускная квалификационная работа бакалавра. Пермь: ПГНИУ, 2012.
Королева Д.О. Перспективы использования мобильных и сетевых технологий в обучении школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1. С. 65-77.
Лупанов В.Н. Социальные сети и технологии в управлении системой образования региона // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13, № 2. С. 240-248.
Медведева Э.А., Водатурская Я.Р. Оценка эффективности продвижения ВУЗа в социальных сетях // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 4. С. 96-101.
Мельникова Н.И. Научные социальные сетевые сервисы как средство дифференциации и интеграции научного сообщества // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т. 1, № 1 (69). С. 255-260.
Московкин В.М., Явэй Л. К оценке региональной университетской конкурентоспособности // Научный результат. Экономические исследования. 2018. Т. 4, № 1. С. 35-53.
Неретина Е.А., Макарец А.Б. Web-сайт вуза как важный инструмент маркетинговых коммуникаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 41 (174). С. 85-94.
Овчинникова И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 2. С. 143-156.
Окушова Г.А., Бычкова, М.Н., Гужова, И.В. Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета. Томск: Издательский дом ТГУ, 2014.
Ткаченко П.С. Информационная политика Томского государственного университета. Магистерская диссертация (41.04.02 Регионо-ведение России). Томск: НИТГУ, 2017.
Ульянова А.И. Социальные сети как инструмент управления // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 8. С. 125-128.
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43). С. 44-50.
Черноухов Д.Э. Направления развития официальных веб-сайтов федеральных университетов России в условиях глобального рынка // Документ. Архив. История. Современность. 2014. Вып. 14. C. 18-25.
Шагдарова Б.Б. Репутация университета в коммуникативном пространстве Интернета (на примере Бурятского государственного университета). Магистерская диссертация (42.04.01 Реклама и связи с общественностью). Томск: НИТГУ, 2016.
Latysheva E.V., Karlova L.V., Koryakina A.S. Internet communication and transformation of university information space // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. Pp. 566-571.
References
Babin, E. N. and Redko, N. V. (2011), "Social networks as a web service in the organization of the educational process at the university", in Proceedings of the International scientific-practical conference "Information environment of the university of the XXI century", Petrozavodsk, Russia. (In Russian).
Baklanova, E. M. (2011), Effective marketing of educational services on social networks, Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo, 3 (34), 111-115. (In Russian).
Busygina, T. V. (2016), "Altmetrics as a set of new tools for evaluating the products of scientific activity", Idei i Idealy, 2 (2), 79-87. (In Russian).
Vlaskina, V. Yu. (2016), "Twitter and Insta-gram as a scope of the implementation of university discourse", Final qualification work of the bachelor, 45.03.01 Philology, NITGU, Tomsk, Russia. (In Russian).
Zamyatina, N. Yu. (2012), "The method for studying youth migration based on data from social Internet networks: Tomsk State University as a "center of production and distribution" of human capital (according to data from the social Internet network VKontakte)", Regional'nye issle-dovaniya, (2), 15-28. (In Russian).
Karpova, G. G., Shulga, T. E. and Rudniko-va, I. N. (2015), "Mechanisms for assessing the activity of universities on the Internet networks",
Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki, (11), 3-13. (In Russian).
Kolesnikova, Yu. Yu. (2018), "University reputation management on the Internet (on the example of the Siberian State Medical University)", Master thesis, 42.04.01 Advertising and communication, NITGU, Tomsk, Russia. (In Russian).
Kolesova, T. V. (2012), "Twitter as a special variant of Internet communication: cultural and gender specificity", Graduation qualification work of bachelor, PGNIU, Perm, Russia. (In Russian).
Koroleva, D. O. (2017), "Prospects for the use of mobile and network technologies in teaching students", Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagog-ika ipsihologiya, (1), 65-77. (In Russian).
Lupanov, V. N. (2010), "Social networks and technologies in the management of the regional education system", Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 13 (2), 240-248. (In Russian).
Medvedeva, E. A. and Vodaturskaya, Ya. R. (2013), "Evaluation of the effectiveness of the promotion of the university on social networks", Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, (4), 96-101. (In Russian).
Melnikova, N. I. (2013), "Scientific social network services as a means of differentiation and integration of the scientific community", Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 1 (1), 255-260. (In Russian).
Moskovkin, V. M. and Yavei, L. (2018), "Towards the evaluation of regional university competitiveness", Research Result. Economic Research, 4 (1), 35-53. (In Russian).
Neretina, E. A. and Makarets, A. B. (2009), "University website as an important tool for marketing communications", Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment, (41), 85-94. (In Russian).
Ovchinnikova, I. G. (2013), "Communication and identification on social networks: factors, types, national-cultural specificity (on the material of the social network Twitter)", Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Politologiya, (2), 143-156. (In Russian).
Okushova, G. A., Bychkova, M. N. and Guzhova, I. V. (2014), Positioning and promotion of Tomsk universities in the communicative space of the Internet, Izdatel'skiy dom TGU, Tomsk, Russia. (In Russian).
: Е S Е л R С Н
result
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Tkachenko, P. S. (2017), "Information policy of Tomsk State University", Master's thesis, 04.04.02 Regional Studies of Russia, NITGU, Tomsk, Russia. (In Russian).
Ulyanova, A. I. (2010), "Social networks as a management tool", Vestnik Kazanskogo tekhno-logicheskogo universiteta, (8), 125-128. (In Russian).
Feschenko, A. V. (2011), "Social networks in education: analysis of experience and development prospects", Otkrytoe i distantsionnoe obra-zovanie, (3), 44-50. (In Russian).
Chernoukhov, D. E. (2014), "Directions of development of official websites of Federal universities of Russia in the global market", Dokument. Arhiv. Istoriya. Sovremennost', 14, 18-25. (In Russian).
Shagdarova, B. B. (2016), "The reputation of the university in the communicative space of the Internet (on the example of the Buryat State University)", Master's thesis, 42.04.01 Advertising and Public Relations, NITGU, Tomsk, Russia. (In Russian).
Latysheva, E. V., Karlova, L. V. and Koryakina, A. S. (2015), "Internet communication and transformation of university information
space", Procedia-Social and Behavioral Sciences, 166, 566-571.
Конфликты интересов: у авторов нет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Московкин Владимир Михайлович,
доктор географических наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Явэй Лю, аспирант 3 года обучения Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Vladimir M. Moskovkin, Doctor of Geographic Sciences, Professor, Belgorod State National Research University.
Liu Yavei, 3d-year Postgraduate Student, Belgorod State National Research University.
r е s е л ]
сн result!
Московкин В. М, Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Приложение 1
Наличие иноязычных сайтов у университетов ЦФО РФ, входящих, по крайней мере, в один из рейтингов
Эксперт РА-2017 и Интерфакс-2017, 5-13 марта 2018 г.
Appendix 1
Availability of foreign-language websites at universities of the Central Federal District of the Russian Federation, included in
Язык
№ п/п Субъект РФ I Университет Английский Испанский Китайский Немецкий Французский Арабский Польский Вьетнамский Итальянский Узбекский Казахский Монгольский Корейский Турецкий Персидский Всего единиц
l Белгородская область
Белгородский государственный национальный исследовательский университет l l l о о о о о о о о о о о о 3
Белгородский государственный технологический университет В Г Шухова l о о о о о о о о о о о о о о l
2 Брянская область
Брянский государственный университет академика И. Г. Петровского l о о о о о о о о о о о о о о l
Э Владимирская область
Владимирский государственный универ-
ситет А. Григорьевича l о l l l о о о о о о о о о о 4
и Н. Г. Столетовых
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
4 Воронежская область
Воронежский государственный университет 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 6
Воронежский государственный технический университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Воронежский государственный аграрный университет К. Д. Глинки 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Воронежская государственная медицинская академия Н. Н. Бурденко 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Воронежский государственный лесотехнический университет Г. Ф. Морозова 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 2
5 Ивановская область
Ивановский государственный химико-технологический университет 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Ивановский государственный университет 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 2
Ивановский государственный энергетический университет В. И. Ленина 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
6 Калужская область
Калужский государственный университет К. Э. Циолковского 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
7 Костромская область
Костромской государственный университет Н. А. Некрасова 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
8 Курская область
Курский государственный университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Юго-Западный государственный университет Курск 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Курский государственный медицинский университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
9 Липецкая область
Липецкий государственный технический университет 1 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 3
10 Орловская область
Орловский государственный университет И. С. Тургенева 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Орловский государственный аграрный университет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
11 Рязанская область
Рязанский государственный университет С. А. Есенина 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Рязанский государственный радиотехнический университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Рязанский Государственный Медицинский университет академика И. П. Павлова 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
12 Смоленская область
Смоленский государственный университет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
13 Тамбовская область
Тамбовский государственный технический университет l о о о l l о о о о о о о о о 3
Тамбовский государственный университет Г. Р. Державина l о о о l о о о о о о о о о о 2
Мичуринский государственный аграрный университет о о о о о о о о о о о о о о о о
l4 Тверская область
Тверской государственный университет l о о l l о о о о о о о о о о 3
Тверской государственный технический университет l о о о о о о о о о о о о о о l
l5 Тульская область
Тульский государственный университет о о о о о о о о о о о о о о о о
Тульский государственный педагогический университет Л. Н. Толстого l о о l о о о о о о о о о о о 2
l6 Ярославская область
Ярославский государственный университет П. Г. Демидова l о о о о о о о о о о о о о о l
Ярославский государственный педагогический университет К. Д. Ушинского l о о о о о о о о о о о о о о l
Ярославский государственный технический университет о о о о о о о о о о о о о о о о
l7 Город Москва
Московский государственный университет М. В. Ломоносова l о l о о о о о о о о о о о о 2
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики l о l о о о о о о о о о о о о 2
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский физико-технический институт государственный университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский государственный технический университет Н. Э. Баумана 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Российский университет дружбы народов 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5
Национальный исследовательский университет МЭИ 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 4
Российский государственный университет нефти и газа И.М. Губкина 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский технологический университет МИРЭА 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Российская экономическая школа 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Российский химико-технологический университет Д. И. Менделеева 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский государственный институт международных отношений (университет) 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Московский государственный строительный университет l о l о о о о l о о о о о о о 3
Московский государственный технологический университет Станкин l о о о о о о о о о о о о о о l
Финансовый Университет при Правительстве РФ l о о о о о о о о о о о о о о l
Российский национальный исследова-
тельский медицинский университет l о о о о о о о о о о о о о о l
Н. И. Пирогова
Российский экономический университет Г. В. Плеханова l о l о о о о о о о о о о о о 2
Первый Московский государственный
медицинский университет l о о о о о о о о о о о о о о l
И. М. Сеченова
Национальный исследовательский университет МИЭТ l о о о о о о о о о о о о о о l
Российский государственный аграрный университет К. А. Тимирязева l о о о о о о о о о о о о о о l
Московский педагогический государственный университет l о l о о о о о о о о о о о о 2
Российский новый университет l о l l l о о l о о о о о о о 5
Московский государственный областной l l l l l о о о о о о о о о о 5
университет
Московский государственный университет путей сообщения l о о о о о о о о о о о о о о l
Российский государственный гуманитарный университет l о о о о о о о о о о о о о о l
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Московский государственный университет технологий и управления К. Г. Разумовского 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский технологический институт 1 0 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0 4
Московская государственная юридическая академия О. Е. Кутафина 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский технический университет связи и информатики 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский государственный лингвистический университет 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 9
Московский архитектурный институт (Государственная академия) 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Всероссийская академия внешней торговли 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Московский государственный университет дизайна и технологии 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Всего единиц 62 7 15 10 11 4 1 5 1 1 1 1 1 1 1 122
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М, Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Приложение 2
Наличие аккаунтов университетов ЦФО РФ, входящих, по крайней мере, в один из рейтингов Эксперт РА-2017 и Интерфакс-2017, в социальных сетях, мессенджерах и приложениях, 5-13 марта 2018 г.
Apendix 2
Availability of university accounts of the Russian Federation Central Federal District, included in at least one of the ratings _of Expert RA-2017 and Interfax-2017, March 5-13, 2018__
Социальные сети Мессенджеры и приложения
№ п/п Субъект РФ / Университет YouTube Facebook Twitter ВКонтакте Телеграмм Instagram OK.ru Google+ Live Journal Flickr Мой мир vimeo linkedin S VS ей Google play iTunes Viber я и н и д е
О -Ü- Cl S о г
1 You 1 ига и Q п ш В О ш V П ш © е о В
1 Белгородская область
Белгородский государственный нацио-
нальный исследовательский l i l l l о о о о о о о о l о о о б
университет
Белгородский государственный технологический университет В. Г. Шухова l l о l о l о о о о о о о о о о о 4
2 Брянская область
Брянский государственный университет академика И. Г. Петровского о о о l о о о о о о о о о о о о о l
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
3 Владимирская область
Владимирский государственный университет А. Григорьевича и Н. Г. Столетовых 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 2
4 Воронежская область
Воронежский государственный университет 1 1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 7
Воронежский государственный технический университет 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 6
Воронежский государственный аграрный университет К. Д. Глинки 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Воронежская государственная медицинская академия Н. Н. Бурденко 1 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4
Воронежский государственный лесотехнический университет Г. Ф. Моро- 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
зова
5 Ивановская область
Ивановский государственный химико-технологический университет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 2
Ивановский государственный университет 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Ивановский государственный энергетический университет В. И. Ленина 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 4
6 Калужская область
Калужский государственный университет К. Э. Циолковского 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
7 Костромская область
Костромской государственный университет Н. А. Некрасова 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3
8 Курская область
Курский государственный университет 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4
Юго-Западный государственный университет Курск 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3
Курский государственный медицинский университет 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4
9 Липецкая область
Липецкий государственный технический университет 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3
10 Орловская область
Орловский государственный университет И. С. Тургенева 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5
Орловский государственный аграрный университет 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3
11 Рязанская область
Рязанский государственный университет С. А. Есенина 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
Рязанский государственный радиотехнический университет 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 3
Рязанский Государственный Медицинский университет академика И. П. Павлова 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
12 Смоленская область
Смоленский государственный университет о l l l о о о о о о о о о о о о о 3
13 Тамбовская область
Тамбовский государственный технический университет о l о l о l о о о о о о о о о о о 3
Тамбовский государственный университет Г. Р. Державина о l l l о l о о о о о о о о о о о 4
Мичуринский государственный аграрный университет l l l l о l l о о о о о о l о о о 7
14 Тверская область
Тверской государственный университет о l l l о l о о о о о о о о о о о 4
Тверской государственный технический университет l о l l о l о о о о о о о о о о о 4
15 Тульская область
Тульский государственный университет о l l l о о о о о о о о о l о о о 4
Тульский государственный педагогический университет Л. Н. Толстого о о о l о о о о о о о о о о о о о l
16 Ярославская область
Ярославский государственный университет П. Г. Демидова о l l l о о о l о о о о о о о о о 4
Ярославский государственный педагогический университет К. Д. Ушин-ского l l l l о о о l о о о о о l о о о б
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М, Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Ярославский государственный технический университет о l l l о о l l l о о о о l о о о 7
1l Город Москва
Московский государственный университет М. В. Ломоносова о l l l о о о о о о о о о о о о о 3
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики l l l l l l о о о l о о о l о о l 9
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ l l l l о о l о о о о о о о о о о s
Московский физико-технический институт государственный университет l l l l о о о о l о о о l о о о о б
Московский государственный технический университет Н. Э. Баумана l l l l о l о о о о о о о о о о о s
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС l l о l l l о о о о о о о о о о о s
Росотйский университет дружбы народов о l l l о о l l l о l о о о о о о 7
Национальный исследовательский университет МЭИ о l l l l l о о о о о l о о о о о б
Российский государственный университет нефти и газа И.М. Губкина l l l l l о о l о l о l l l о о о 1О
Московский технологический университет МИРЭА о l l l о о о о о о о о о о о о о 3
Российская экономическая школа l l l l о l о l о о о о о l о о о 7
Российский химико-технологический университет Д. И. Менделеева l l l l l l о о о о о о о о о о о б
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Российская академия народного хо-
зяйства и государственной службы при Президенте Российской Федера- l l l l о l о о о о о о l l l l о 9
ции
Московский государственный инсти-
тут международных отношений (университет) l l l l о l о о о о о о о о о о о s
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет) l l l l l l о о о о о о о о о о о б
Московский государственный строительный университет l l l l о l l о о о о о о о о о о б
Московский государственный технологический университет Станкин l l l l о l о о о о о о о о о о о s
Финансовый Университет при Правительстве РФ l l l l о l о о о о о о о о о о о s
Российский национальный исследо-
вательский медицинский университет о l о l о l о о о о о о о о о о о 3
Н. И. Пирогова
Российский экономический университет Г. В. Плеханова l l о l l l о о о о о о о о о о о s
Первый Московский государственный медицинский университет И. М. Сеченова l l l l l l о о о о о о о о о о о б
Национальный исследовательский университет МИЭТ l l l l о l о о о о о о l о о о о б
Российский государственный аграрный университет К. А. Тимирязева о l о l о l о о о о о о о о о о о 3
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Московский педагогический государственный университет l l о l о l о о о о о о о l о о о s
Российский новый университет о l о l о l о о о о о о о о о о о з
Московский государственный областной университет l l l l о l о о о о о о о о о о о s
Московский государственный университет путей сообщения о о l о о о о о о о о о l о о о 2
Российский государственный гуманитарный университет l l l l о l о о о о о о о l о о о б
Московский государственный уни-
верситет технологий и управления о о l l о l о о о о о о о l о о о 4
К. Г. Разумовского
Московский государственный маши-
ностроительный университет (МАМИ) l l о l о о о о о о о о о о о о о з
Московский технологический институт l l l l о о l о о о l о о о о о о б
Московская государственная юридическая академия О. Е. Кутафина о l l l о l о о о о о о о о о о о 4
Московский технический университет связи и информатики о о о l о о о о о о о о о о о о о l
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический уни- l о о l о l о о о о о о о о о о о з
верситет
Московский государственный лингвистический университет l l о l о о о о о о о о о о о о о з
Московский архитектурный институт (Государственная академия) о о о о о о о о о о о о о о о о о о
r е s е л ]
res U l т i
Московкин В. М., Явэй Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности //Научный результат.
Социология и управление. Т. 5, № 1,2019.
Всероссийская академия внешней торговли l о о l о l о о о о о о l l о о о s
Московский государственный университет дизайна и технологии о l l l l о о о о о о о о о о о о 4
Всего единиц 39 s4 42 6S Ю 38 7 6 4 2 2 2 s 2о 3 3 l 3о3