Научная статья на тему 'Иноязычная коммуникативная компетенция: проблемы и перспективы'

Иноязычная коммуникативная компетенция: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАВЫКИ / МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИКТ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдувалиева Адиба Зокировна

В статье рассмотрен процесс реализации коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, который состоит в моделировании основных закономерностей иноязычной речевой коммуникации с учетом профессиональных потребностей студентов. Проанализированы главные условия коммуникативной организации занятия по иностранному языку: речевая направленность учебного процесса, функциональность и ситуативность обучения, новизна учебного материала, учет индивидуальных черт каждого студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдувалиева Адиба Зокировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иноязычная коммуникативная компетенция: проблемы и перспективы»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Абдувалиева А.З.

Абдувалиева Адиба Зокировна - старший преподаватель английского языка,

кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрен процесс реализации коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, который состоит в моделировании основных закономерностей иноязычной речевой коммуникации с учетом профессиональных потребностей студентов. Проанализированы главные условия коммуникативной организации занятия по иностранному языку: речевая направленность учебного процесса, функциональность и ситуативность обучения, новизна учебного материала, учет индивидуальных черт каждого студента.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная направленность, навыки, методы, творческий подход, ИКТ, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Можно отметить, что тенденции в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах согласуются с тенденциями профессионального образования и обучения. К основным положениям от носятся следующие: ориентация на международные требования и стандарты, профессиональная направленность, развитие самостоятельности, навыков самообразования, использование активных методов при формирования иноязычной коммуникативной компетентности, использование информационных технологий и технических средств обучения, предоставление дополнительных образовательных услуг.

Большие перспективы открываются с внедрением компетентностного, деятельностного подхода, позволяющего «заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей (комплексом компетенций), которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности по овладению таким содержанием» [1. С. 22]. Внедрение данного подхода в систему высшего образования позволит формировать у студентов способности осуществлять различные виды деятельности, в том числе коммуникативную, эффективно сформировать «вторичную языковую личность» выпускника вуза, готового к профессиональной межкультурной коммуникации. Преподаватель иностранного языка учит учащихся и студентов способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одну из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком [2]. Чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого студента. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить занятие условно - коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, решать любые проблемы, которые порождают мысль, размышление над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания

была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирование и формулирование этих мыслей [3]. «Нельзя упускать из виду функцию иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности (что имеет первостепенное значение), т.е. интереса к своей будущей профессии и стремления получить знания по возможно большему количеству коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком, обеспечивающее возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом» [4. С. 5]. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в вузе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковы инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ. Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности студентов, реализации творческого потенциала каждого из них инновационной деятельности. Инновационная деятельность - это одна из самых доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у студентов, создает условия для социализации личности и развития его самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Обеспечение интегративных связей языковой подготовки с профессиональной, формирование коммуникативной компетентности в контексте будущей профессиональной деятельности позволяет повысить уровень мотивации, создает условия для реальной коммуникации в профессиональной сфере. Совершенствование обучения профессиональному иностранному языку лежит в его оптимизации на основе принципов компетентностного, деятельностного и коммуникативного подходов в образовании и обучении, в разработке эффективной модели обучения и содержания обучения в терминах компетентностного подхода; определение эффективных методов и форм обучения, проектирование и создание средств обучения. Только комплексное решение вышеперечисленных проблем позволит разработать эффективную технологию обучения профессиональному иностранному языку, достичь положительного результата в разрешении противоречия между тенденциями гуманизации и гуманитаризации высшего образования и отсутствием научного обоснования формирования дидактической системы специальной лингвистической подготовки специалиста, между высокими требованиями к профессиональной иноязычной компетентности специалиста со стороны работодателей и низким ее реальным уровнем.

Список литературы

1. Федорова О.Н. Компетентностно деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей профессиональной школе // Языковое образование в вузе / Под ред. М.К. Колковой. СПб.: КАРО, 2005. С. 21-36.

2. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовимся к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003. 184 с.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-sovremenme-inmvationnie-tehnologn-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazika-2275310.html/ (дата обращения: 24.12.2018).

4. Рощина Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете // Иностранные языки на неспециальных факультетах / По ред. И.С. Яворской. Л.: ЛГУ, 1978. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.