Научная статья на тему 'ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряк Н.Ю.

Статья посвящена исследованию цифровизации в глобальном плане и ее влиянию на обучение. Рассмотрены преимущества и недостатки цифровизации, а также ресурсы, обеспечивающие эффективное обучение через интернет. Особое внимание уделяется вопросам цифровой трансформации системы образования, в частности ее роли в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The article is devoted to the study of digitalization in global terms and its impact on learning. The advantages and disadvantages of digitalization are considered, as well as resources that provide effective training via the Internet. Special attention is paid to the issues of digital transformation of the education system, in particular its role in the process of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Н.Ю. Буряк, канд. культурологии, доцент

Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-1-133-135

Аннотация. Статья посвящена исследованию цифровизации в глобальном плане и ее влиянию на обучение. Рассмотрены преимущества и недостатки цифровизации, а также ресурсы, обеспечивающие эффективное обучение через интернет. Особое внимание уделяется вопросам цифровой трансформации системы образования, в частности ее роли в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: цифровизация, иностранный язык, цифровая трансформация системы образования, Интернет, цифровые технологии, обучение.

Цифровизация - это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.

Цифровизация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства.

Интернет вещей (Internet of Things, IoT) является основной технологией, на которой базируется цифровая информация. Сегодня постоянно возрастает количество предметов и устройств окружающей нас действительности, которые имеют доступ к интернету. Это даёт возможность собирать информацию и даже дистанционно управлять такими устройствами. Можно считать, что в интернете существует виртуальный аналог устройства (или физического объекта), который содержит разные его характеристики и параметры внешней среды, что позволяет выполнять управление объектом через сеть интернет.

Цифровая трансформация системы образования, в первую очередь, предполагает оснащение школ и высших учебных заведений современными цифровыми технологиями, которые призваны повысить доступность обучения и обучающих материалов для всех. Также, сделан упор на получение онлайн-образования, когда ученики в силу обстоятельств не могут получать знания. Преимущества цифровизации образования:

- приучение учеников к самостоятельности с раннего возраста;

- устранение бумажной волокиты: учащимся не придется постоянно носить с собой многочисленные тетради и учебники, а учителям - всевозможные пособия: один планшет заменит собой килограммы макулатуры;

- экономия - снижение затрат на канцелярию, использование электронных версий учебников/тетрадей требует меньших затрат;

- более высокая доступность знания для людей в отдаленных населенных пунктах.

Возможные недостатки концепции:

- снижение социализации учеников;

- меньшее внимание физическому развитию;

- уменьшение функции педагогов.

Цифровая трансформация может сделать образование более доступным, полным и экономичным, но только при тщательном планировании и аккуратном внедрении, чтобы избежать возможных недостатков [1, с. 45].

Большую роль в процессе обучения иностранному языку играют онлайн-платформы, позволяющие разнообразить уроки, сделать их более яркими, интересными, запоминающимися, в то же время существенно облегчая работу учителю. Например, такие онлайн-платформы, как Quizziz, Kahoot!, Quizlet, Leamis и другие [5, с. 209].

С помощью этих сервисов можно создавать тесты и викторины по различным темам программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы уча-

щихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания. Можно отслеживать работу каждого студента и получать полную картину работы группы, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. При желании преподаватели могут воспользоваться не только своими тестами, но использовать готовые из библиотеки. Quizlet - считается ведущем бесплатным приложением для изучения иностранной лексики языков, а качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку - одно из условий успешного общения на иностранном языке. На данных сайтах представлен большой объем актуальных учебных материалов, которые всегда находятся под рукой, как у учителя, так и у ученика, нужно лишь только иметь выход в Интернет.

Одним из важных аспектов изучения иностранного языка является умение применять в своей практике электронные словари онлайн, которые также направлены на демонстрацию и закрепление языковых умений с целью поиска необходимой информации, а также отработку фонетического навыка обучаемого, так как словари имеют звуковое сопровождение для отработки произношения.

На дистанционных занятиях можно успешно применять виртуальные доски, например, Miro, Scribblar, Jamboard и другие. Их использование может решать самые разнообразные задачи: совместно выполнять упражнения и видеть действия друг друга, показывать стрелкой то место, на которое стоит обратить внимание, делать пометки, клеить стикеры, рисовать. На многие доски можно прикреплять ссылки, видео, картинки, таймер, их можно сохранить в виде картинок и использовать повторно, что не работает с обычной школьной доской. Таким образом, виртуальная доска по своей сути похожа на привычную нам реальную доску, но дополнительно открывает еще ряд возможностей, у каждой платформы они свои [3, c. 73].

Следует отметить и такой инструмент, как LearningApps - полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать

интерактивные упражнения для проверки знаний по грамматическим и лексическим темам программы.

Обучающее видео - вид Интернет-ресурса, позволяющий просматривать видеозаписи и выполнять задания к ним, который используется как в онлайн, так и в оффлайн-режиме. Задания могут быть как включены в саму видеозапись, так и в специальные рабочие тетради. Среди наиболее популярных ресурсов следующие:

1) Khan Academy - Интернет-ресурс, предоставляющий разнообразные видео и материалы к ним для изучения и, главным образом, повторения материалов по различным предметам, подготовки к международным экзаменам. На сайте существует раздел «Teachers», который позволяет в режиме онлайн добавлять задания к видео.

2) TED - электронный ресурс, главное содержание которого составляют видеофрагменты выступлений на широко обсуждаемые в обществе темы. Ресурс существует также в варианте TED Ed; где содержатся не только видеозаписи, но и планы учебных занятий, вопросы к видео, схемы для составления планов занятий. Программа позволяет также отследить прогресс обучающихся в изучении определённой темы, к которой был привязан план занятия и определённое видео. Видеолекции на английском языке знакомят студентов с профессиональной сферой их обучения, добавляя в изучение иностранного языка предметный компонент, созданный выдающимися учёными мира [2, c. 510].

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, включая и такую сферу, как изучение иностранных языков. Информационные технологии и цифровые инструменты в преподавании иностранных языков становятся все более значимыми и широко используемыми в образовании во всем мире, включая Россию. При этом цифровизация сама по себе не является методическим подходом, а лишь способна помочь в реализации существующих методов и, при необходимости, предложить новые виды деятельности в рамках этих методов [4].

Библиографический список

1. Бароненко Е.А., Скоробренко И.А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 45 с.

2. Волкова Е.А. Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей / Образовательные технологии и общество. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 510 с.

3. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. - М.: «Вильямс», 2018. - 73 с.

4. Митюн, М.А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 340-342.

5. Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - М.: «Вильямс», 2017. - 209 с.

FOREIGN LANGUAGE IN THE ERA OF DIGITALIZATION

N.Y. Buryak, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the study of digitalization in global terms and its impact on learning. The advantages and disadvantages of digitalization are considered, as well as resources that provide effective training via the Internet. Special attention is paid to the issues of digital transformation of the education system, in particular its role in the process of teaching a foreign language.

Keywords: digitalization, foreign language, digital transformation of the education system, Internet, digital technologies, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.