Lingua mobilis № 5 (51), 2014
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Ю. Н. Карпова
В статье автор ставит проблему формирования духовноэстетического развития личности будущего государственного служащего и предлагает в качестве одного из средств интегрирование в курс иностранного языка эстетики и художественной культуры, т.к. именно они являются источником знаний о мире, расширяют духовное и эстетическое познание студентов. Духовное развитие личности будущего государственного служащего посредством искусства является составной частью эстетического воспитания.
Ключевые слова: профессиональное образование, образованность, компетентность, духовно-эстетическое развитие, интеграция, искусство.
Выход нашей страны из сложившегося глубокого системного кризиса, существенно повлиявшего на экономическую, политическую, социальную, культурную, духовную сферы российского общества, не без основания связывается с качеством, эффективностью и высоким профессионализмом деятельности государственной службы на всех ее уровнях, которая является профессиональной деятельностью по реализации полномочий власти, требующей высокого уровня компетентности в рамках осуществляемых полномочий и с государственным уровнем ответственности за результаты деятельности.
В последнее время вместо понятия «профессионал» все чаще используются понятия «образованность» и «компетентность». Высокообразованный человек - это не только человек, образованный в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и миро-
22
Языкознание
вую историю и литературу, владеющий несколькими иностранными языками.
В. А. Новиков в своей книге «Профессиональное образование в России» выделяет основные цели современного профессионального образования, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются:
1. Воспитание граждан - людей социально активных, творческих, овладевших системой общечеловеческих ценностей и идеалов, способных к преобразованию общества, производства, экономических и общественных отношений, участию в управлении, обладающих чувством высокой гражданской ответственности за результаты своего труда, за судьбу народа и всей страны.
2. Удовлетворение текущих потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах, квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям социального, научно-технического, гуманитарного процесса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью [2. С. 65].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что формирование современных госслужащих будет соответствовать требованиям современного общества, если в основу их профессиональной подготовки будет положен принцип гуманизма, предполагающий формирование у человека чувства личной ответственности за свою деятельность и тем самым «очеловечивания» его профессиональной деятельности, преодоления профессиональной ограниченности и профессионального эгоизма.
Сегодня профессиональное образование уже можно определить как процесс и результат обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности, что наряду с овладением знаниями, умениями и навыками включает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, внимания, воли, чувств и т.д.
Гуманизация профессионального образования - это своего рода переориентация на личностную направленность как процесс и результат профессионального развития личности.
Гуманизация профессионального образования невозможна без непосредственного обращения к личности.
По мнению Серикова В.В., образование сегодня должно рассматривать механизмы личностного существования человека, от-
23
Lingua mobilis № 5 (51), 2014
ветственность, избирательность, творчество - как самоцель образования, достижению которой подчинены, в конечном итоге, его содержательны и процессуальные компоненты.
Центральным понятием в образовании сегодня является понятие личности. Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуации востребованности личности, ее сил саморазвития [4. С. 25]. Основная идея образования - обращение непосредственно к личности, а не к абстрактному человеку, к реальным процессам его жизнедеятельности, интересам, ценностям и интеллектуальному потенциалу, т.е. ко всему тому, что составляет мир человека.
Профессиональное образование сегодня не только должно быть личностно ориентированным, но и, главным образом, личностно деятельностным, так как в процессе образования человек, прежде всего, готовится к определенной деятельности.
Деятельностный подход к образованию подразумевает, что «студенты должны не просто усваивать знания, но и овладевать определенными видами профессиональной деятельности, включающими в себя: познавательную, ценностно-ориентированную, преобразовательную, коммуникативную и эстетическую деятельность в единстве» [2. С. 92].
Овладение всеми вышеперечисленными видами деятельности имеет особо важное значение для становления личности будущего профессионала, но в данной статье нам бы хотелось уделить особое внимание таким видам деятельности, как ценностно-ориентированная и эстетическая.
Ценностно-ориентированная деятельность имеет духовный характер и дает информацию о ценностях. Этот вид деятельности направлен на формирование целей и мотивов. Продуктом ее для индивида, личности является ее ценностная ориентация. Ценностноориентировочный потенциал личности определяется «обретенной им в процессе социализации в нравственной, политической, эстетической сферах, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями» [2. С. 88].
Говоря об эстетической деятельности, необходимо отметить, что она включает в себя «потребление или созидание произведений искусства, а также всякую деятельность, в первую очередь трудовую, связанную с совершенством процесса и продукта труда
24
Языкознание
человека, свободным проявлением им своих созидательных возможностей и способностей и получаемым от этого наслаждением. Как известно, эстетика как наука и определяет объективную основу освоения человеком мира, как творческую, почти целенаправленную деятельность людей, в которых раскрывается их общественная сущность и созидательные силы» [2. С. 89].
Не секрет, что в настоящее время в нашей стране наблюдается активный процесс разрушения духовных ценностей и идеалов, происходит духовно-нравственный кризис общества. Утрата и деформация духовных ценностей порождают серьезные нравственные, социально - психологические и эстетические проблемы. Девальвация ценностей культуры ведет к полной их подмене ценностями культуры материальной. Данная ситуация характерна в полной мере и для государственной службы. Вспоминая рождественское послание Патриарха Московского Всея Руси Кирилла хочется процитировать: «Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду ото лжи, обнажает неправду. И если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду... Этот суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением. Суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи». Никогда не может наступить в современном положении улучшение, если «... люди будут продолжать растрачивать последние крохи духовного блага, которое отчасти еще у них имеется» [1].
Духовность проявляется через внутренние установки личности, во внешнем облике, поведении человека и определяется «совокупностью ценностей, заложенных в концептуальном основании его смысло-жизненных ориентаций, особенностью которых является то, что они могут быть приобретены человеком только через свой собственный жизненный опыт, в процессе духовного труда по их овладению» [3].
Духовная культура - базисная характеристика личности, которая несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, т.к. непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. В силу этого одним из средств формирования духовной культуры в рамках системы эсте-
25
Lingua mobilis № 5 (51), 2014
тического воспитания является формирование ее на основе гуманистических ценностей искусства.
Искусство является одной из составляющих духовной культуры и представляет собой способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль в передаче человеку моральных ценностей. Именно поэтом. Одним из приоритетных направлений системы вузовской подготовки и подготовки государственных служащих в первую очередь должно стать духовное развитие личности посредством искусства, являющегося составной частью эстетического воспитания, в процессе которого студенты приобщаются к культурным ценностям, развивают свои способности к эстетическому восприятию и переживанию, формируется их эстетический вкус и представления об идеале.
Следовательно, наша задача - развивать эмоциональный мир студента, наполнять процесс познания захватывающими чувствами, стимулирующими познавательную деятельность, другими словами, формировать его эстетическую компетентность посредством создания условий для художественно-образного постижения мира. Безусловно, в формировании эстетической компетентности личности важна роль всех видов искусства и выбрав живопись, в качестве объекта эстетического восприятия и рефлексии, мы не умаляем роль иных. Наш выбор не случаен и продиктован желанием и возможностью интегрировать изобразительное искусство в процесс обучения иностранному языку в высшей школе, т.к. для подавляющего большинства знакомство с шедеврами мировой живописи начинается и заканчивается в средней школе в рамках предмета «Мировая художественная культура» и зачастую остается на уровне поверхностного знакомства.
Задача профессионального лингвообразования сегодня заключается в том, чтобы вооружить студентов дополнительным источником информации, теми знаниями о мире, которые содержатся во всем сказанном и написанном на этом языке. Иностранный язык выступает и как средство расширения духовного и эстетического познания, и как средство эксплицирования духовных смыслов. В
26
Языкознание
этом своем качестве он является и целью, так как для адекватного эксплицирования необходимо знание соответствующих слов и форм, лексикона и синтаксиса, развитие тезауруса. Основным источником знания в области эстетики является текст, являющийся и материальной основой формирования предметно-содержательного плана учебного интегрированного процесса и учебно-речевым действием. От текста отталкиваются и к порождению текста приходят. Предметность не только обеспечивает содержательный план в учебном процессе, но и служит мотивационной основой обучения. В разработанном нами интегрированном курсе иностранного языка и эстетики для создания предметно-содержательного плана используются тексты эстетического характера, видеофильмы, аудиозаписи, репродукции картин. Мыслительная и речевая деятельность студентов по освоению предметного плана, обладающего духовно-эстетическим содержанием, стимулирует духовное усилие обучающихся и задает духовную направленность их учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Тем самым интегрируемые предметы, усиливая интеллектоформирующий потенциал друг друга, наполняются духовным содержанием.
Основными методами были выбраны дискуссии, ролевые игры, «круглые столы», аудирование, стимулирование речевой активности с опорой на наглядность. Студенты на начальном этапе - это тот мягкий «пластилин», из которого лепить личность высоко духовную, творческую, обладающую эстетическом вкусом - дело приятное, благодарное и крайне необходимое. Необходимость продиктована самим временем. Ведь наряду с высочайшими достижениями искусство XXI века породило суррогаты, призванные напрямую вызывать у публики необходимые из коммерческих соображений эмоциональные реакции и при этом отключать интеллект.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности любого профессионала и госслужащего прежде всего. От их наличия и степени развитости зависит интеллигентность человека, творческая направленность деятельности, одухотворенность отношений с окружающим миром.
Эстетические чувства пробуждают в человеке нравственные и интеллектуальные стремления. Успех выхода из сложившегося кризиса определяется не в последнюю очередь эстетическим по-
27
Lingua mobilis № 5 (51), 2014
тенциалом общества. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры госслужащих, поскольку именно они являются главными субъектами преобразований и реформирования нашего общества.
Список литературы
1. Клизовский, А. И. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 т. Т.2. Рига: Виеда, 1992. 526 с.
2. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России/Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1998. 254 с.
3. Охотский, Е. В. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет: учеб. пособие / под общ. ред. Е. В. Охотского. М. : Изд-во РАГС, 1998. 335 с.
4. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. : Логос, 1999. 272 с.
References
1. Klizovskij, A. I. Osnovy miroponimanija novoj jepohi. V 3 t. T2. Riga: Vieda, 1992. 526 s.
2. Novikov, A. M. Profes-sional’noe obrazovanie v Rossii/ Perspektivy razvitija. M.: ICPNPO RAO, 1998. 254 s.
3. Ohotskij, E. V. Gosudarst-
vennaja sluzhba: kul’tura
povedenija i delovoj jetiket: ucheb. posobie / pod obshh. red. E. V. Ohotskogo. M. : Izd-vo RAGS, 1998. 335 s.
4. Serikov, V. V. Obrazovanie i lichnost’. Teorija i praktika proektirovanija obrazovatel’nyh sistem. M. : Logos, 1999. 272 s.
28