РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338 А.П. Латкин
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Иностранный туризм как перспективный вектор развития рынка туристских услуг регионов Дальнего Востока
В статье рассматриваются тенденции развития иностранного въездного туризма на Дальнем Востоке, отмечаются положительные результаты осуществляемых в последние годы институциональных и инфраструктурных проектов. Обосновывается перспективность Приморского и Камчатского краев для создания эколого-познавательного туристического продукта. Предлагается комплекс необходимых нормативно-законодательных, организационно-экономических и маркетинговых мероприятий.
Ключевые слова и словосочетания: Дальний Восток, тенденции проблемы, иностранный въездной туризм, организационно-экономические меры.
A.P. Latkin
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
International tourism as a perspective vector of travel services market development in the russian Far East
This article presents the trends of the international inbound tourism in the Russian Far East, examines positive improvements of the institutional and infrastructure projects in recent years, and rationalizes the investments prospects of Primorsky Krai and Kamchatsky Krai to create a new ecological and informative tourist product. In this regard, the author propose a range of necessary legislative, business and marketing activities.
Keywords: the Far East, trend, challenge, international inbound tourism, economics.
Российский Дальний Восток в последние годы можно с полным основанием отнести к регионам самых смелых государственных инициатив и экспериментов. Их стратегическое содержание определяется, с одной стороны, необходимостью поворота вектора развития России в АТР, а с другой - допущенным в ходе осуществления рыночных реформ снижением производственного, научно-технического и демографического потенциалов этого региона, на создание которых в социалистический период были затрачены огромные национальные ресурсы.
Латкин Александр Павлович - д-р экон. наук, профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС; e-mail: Aleksandr.LatkinP@vvsu.ru.
Геополитически и стратегически оправданным следует признать решение правительства России о проведении в 2012 г. очередного саммита АТЭС в г. Владивостоке, в процессе подготовки к которому были значительно улучшены транспортная инфраструктура и условия для въездного иностранного туризма в Приморском крае.
Особое место при этом занимает модернизация аэропорта Владивостока. Как известно, государство вложило в этот проект 12 млрд рублей, что в установленный срок обеспечило реконструкцию аэродромного комплекса и создание новой взлетно-посадочной полосы. Почти в 6 млрд рублей обошлось АО «Международный аэропорт Шереметьево» строительство пассажирского терминала, порядка 8 млрд рублей инвестированы в создание железнодорожного аэроэкспресса ОАО «Российские железные дороги».
Очень важно добавить, что к началу работы саммита АТЭС и уже после его проведения были сданы в эксплуатацию автострады «Владивосток-Аэропорт», «Владивосток-Уссурийск», «Уссурийск-Пограничный», начата и сейчас осуществляется реконструкция автострады «Владивосток-Находка-Восточный порт».
Вне всяких сомнений, этот грандиозный инфраструктурный проект обеспечил Владивостоку самый высокий на востоке страны потенциал как внутрироссийских, так и зарубежных авиаперевозок, одновременно создав самые благоприятные предпосылки для роста инвестиционной и туристской привлекательности практически всех административных центров Дальнего Востока.
Наряду с этим уже после саммита АТЭС в 2016 г. сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса в г. Петропавловске-Камчатском, начата модернизация аэропортового комплекса, морского вокзала, а также подготовлен проект модернизации аэропорта г. Хабаровска.
В совокупности эти инфраструктурные проекты, осуществляемые при поддержке российского правительства, позволили коренным образом изменить конъюнктуру дальневосточного рынка туристских услуг при формировании высокой динамики спроса в странах АТР на создаваемые здесь туристские продукты, прежде всего эколого-познавательной направленности.
Анализ актуализированных к настоящему времени стратегий социально-экономического развития регионов Дальнего Востока на период до 2025 года позволяет сделать вывод о сравнительно высоком потенциале въездного иностранного туризма в Приморском и Камчатском краях.
В частности, в Приморском крае за годы, прошедшие после саммита АТЭС, количество ежегодно въезжающих иностранных туристов возросло почти в 4 раза и, по прогнозу, достигнет в 2016 г. 360 тыс. человек. Важно подчеркнуть, что в этом количестве доля туристов из КНР составит лишь 8% (в 2011 г. - 34%), из Республики Корея -9,4% (в 2011 г. - 17%) при существенном увеличении этого показателя по другим странам АТР, прежде всего Японии и Вьетнама. За этот же период в 1,8 раза возросло количество иностранных туристов в Камчатском крае (рис. 1).
К сожалению, даже такая динамика далека от необходимого уровня реализации существующих в этих регионах уникальных природно-географических возмож-
ностей развития внутреннего и, особенно, въездного туризма, прежде всего, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. С этой точки зрения может показаться оправданным регулярное проведение международных форумов по проблемам и перспективам привлечения инвестиций и повышения предпринимательской активности, в том числе в туристской индустрии.
—*—Приморский край —*—Камчатский край
400 375 350 325 300 275 250
5 225
^ 200
kj
£ 175 150 125 100 75 50 25 О
2 С 11 2012 2С13 2 С 1^ 2 С 1 5 2C1S |П FO ГНС 3|
Рис. 1. Динамика въезда иностранных туристов в Приморский и Камчатский края
(2011-2016)
Следует откровенно признать, что в условиях теперь уже трехлетнего кризиса в экономике России при сохранении высокого уровня инфляции и достижении в 2016 г. критической, более чем 3% от ВВП, отметки дефицита федерального бюджета вся система национального управления остро нуждается в незамедлительном переходе к политике более ответственной оценки необходимости и результативности государственных расходов. Только через глубокое осознание этого требования во всех органах управления возможно преодоление затянувшегося кризиса и достижение нового качества политического и социально-экономического развития.
В последние годы именно этим обоснована политика государства на секвестирована многих инвестиционных проектов и программ на Дальнем Востоке при адекватном ухудшении показателей достигнутого ранее роста. Так, в Приморском крае при всех огромных бюджетных вложениях в инфраструктурные и промышленные объекты в предыдущий период статистика демонстрирует сокращение инвестиций в основной капитал к предыдущему году на 10,4% в 2015 г. и на 4,5% в I полугодии 2016 г., удельный вес убыточных предприятий в крупном и среднем бизнесе составил 30 и 27,4% соответственно, количество выехавших в I полугодии 2016 г. достигло 17,3 тыс. человек [7].
Имеющаяся, к сожалению, далеко не полная статистика развития туристской отрасли Дальнего Востока, рассматриваемого всем мировым сообществом в качестве уникальной по эколого-познавательному потенциалу контактной территории России между Европой и Азией, показывает низкую эффективность его использования для улучшения социально-экономического положения дальневосточных регионов.
32S/- 360
270,9 279,1
82/ S5.Y
9,76 10,25 11,36 Ii, 6 2 14,2 16,35
В подтверждение этого вывода стоит отметить, что самым крупным и быстрорастущим в мире является в последние годы рынок въездного туризма из стран АТР, где ежегодный объем морского круизного туризма достигает 3 млн человек, и только из КНР ежегодно выезжают около 120 млн человек. Вклад индустрии туризма в мировой ВВП составляет порядка 10%, что в 2 раза больше, чем в России, и примерно в 4 раза, чем в дальневосточных регионах [6].
Справедливости ради следует признать, что представляемые в различных научных публикациях и официальных отчетах статистические данные, особенно по иностранному въездному туризму, носят весьма условный характер из-за отсутствия надлежащего информационно-методического обеспечения отчетности туристских предпринимательских структур, о чем было заявлено заместителем министра культуры РФ А.Ю. Маниловой на заседании Координационного совета по совершенствованию статистического учета в туризме (г. Калуга, 18-20 апреля 2016 г.) [4]. В настоящее время динамика въезда в регионы Дальнего Востока иностранных туристов базируется на данных пограничной службы, которая формируется по факту пересечения российской границы при весьма субъективной оценке цели посещения нашей страны, включающей туризм, деловой или частный визит. Понятно, что при таком организационно-методическом несовершенстве системы статистического учета весьма сложно определять истинную траекторию развития как въездного, так и выездного иностранного туризма, а, следовательно, достигаемый при этом эффект.
Нельзя согласиться и с весьма односторонним использованием чисто количественных показателей туристской деятельности: вклад в ВРП, доходную часть бюджета, трудовую занятость и т.п., особенно с учетом процветающего в российской социально-экономической системе так называемого неформального предпринимательства. Представляется куда более важной оценка таких составляющих интегрального эффекта туризма, как его влияние на устойчивый рост человеческого капитала - здоровье и интеллектуальный потенциал.
Вполне очевидно, что именно эти проблемы должны составлять главный предмет исследований и дискуссий на всех проводимых на Дальнем Востоке, да и в стране в целом форумах с участием науки, власти и бизнеса при обязательной оценке реально сделанного по решениям, принятым на предыдущих форумах.
Что касается возможности эффективного использования эколого-познава-тельного потенциала Дальнего Востока, то здесь безальтернативно можно рассматривать вариант создания благоприятных нормативно-законодательных, инфраструктурных, организационно-экономических и маркетинговых условий для иностранного туризма. Доказательной базой для такого вывода являются реально существующие и прогнозируемые предпосылки на региональном и международном рынке туристских услуг.
Прежде всего это нарастающий спрос на уникальные экологические природные ресурсы среди потенциальных туристов Европы, Азии и Америки, интересы которых связаны с познанием новых тенденций развития Тихоокеанской России, арктического Севера, уникального растительного и животного мира этих территорий.
Сейчас уже сложилось мировое распределение этих интересов. Европа выбирает себе Гренландию, Исландию и Норвегию. Америка - Аляску и Северную Канаду. Для Азиатско-Тихоокеанского региона, включая наших ближайших соседей -Китай, Республику Корея, Японию - весьма притягательным является быстро формирующийся рынок туристских продуктов Дальнего Востока, прежде всего Приморского и Камчатского краев (рис. 2).
Рис. 2. Перспективные направления формирования мирового рынка эколого-познавательного туризма
Выбор указанных регионов в качестве своеобразного «локомотива» развития туристской привлекательности представляется оправданным в силу созданных здесь следующих конкурентных преимуществ.
Благодаря проведенному в 2012 г. АТЭС достигнутый уровень развития транспортной инфраструктуры в Приморском крае с имеющейся высокой вероятностью превращения уже в ближайшем будущем международного аэропорта Владивостока в дальневосточный хаб.
Значительное и устойчивое расширение транспортной сети авиакомпании «Аврора» с открытием как перспективных международных авиалиний, так и внутрирегиональных воздушных перевозок в города Благовещенск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан и Петропавловск-Камчатский с удобной для туристов состыковкой зарубежных и региональных авиарейсов (рис. 3).
наличие в Приморском крае необходимых инфраструктурных, культурно-развлекательных, рекреационных условий для удовлетворения интересов значительного количества иностранных туристов с возможностью продолжения их экскурсионных туров на Камчатке.
К числу таковых следует отнести филиалы Мариинского театра оперы и балета и Санкт-Петербургского Эрмитажа, Интегрированную курортно-развлекательную зону «Приморье», Приморский океанариум, Дальневосточный федеральный университет и Международный медицинский центр, институты Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Рис. 3. Планируемая транспортная сеть компании «Аврора» к 2020 г.
Уникальные экологические объекты Камчатского края, где 29 действующих, 300 потухших и разрушенных вулканов. Шесть природных территорий, объединенных под общим названием «Вулканы Камчатки», включены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и природного наследия: Кроноцкий заповедник, ЮжноКамчатский федеральный заказник, Быстринский, Налычевский, Ключевской и Южно-Камчатский природные парки. Четыре территории Камчатского края: Остров Карагинский, Мыс Утхолок, Река Морошечная и Парапольский Дол - по решению российского правительства внесены в «список находящихся на территории Российской Федерации водноболотных угодий, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц».
Нетронутая цивилизацией дикая природа, а также всемирно известные природные объекты, такие, как Долина гейзеров, кальдера вулкана Узон, природный парк «Вулканы Камчатки», Командорские острова, представляют собой не имеющие аналогов рекреационные ресурсы и создают неисчерпаемые возможности для развития экологического, экстремального и горнолыжного туризма, альпинизма, спортивной рыбалки и охоты, организации морских круизов, наблюдений за дикими животными в естественной среде обитания [1].
Имеются благоприятные условия для интеграции создаваемых в Приморском и Камчатском краях при поддержке российского правительства туристско-рекреационных кластеров на принципах взаимодополняемости туристских продуктов и реализации единой авиатранспортной схемы обслуживания иностранных туристов при использовании возможностей авиакомпании «Аврора» и зарубежных авиакомпаний. Перспективность осуществления данного проекта подтверждается положительной динамикой авиапассажиропотока между аэропортами Владивостока и Петропавловска-Камчатского при отрицательной динамике численности населения в этих регионах.
ьо 50 4J
х
Ж
0
1 30
т
Z
Н
20 10 О
2011 2012 2013 2014 2015 2016 (прогноз)
Рис. 4. Динамика авиапассажиропотока через аэропорт Владивостока в Петропавловск-Камчатский (тыс. чел.)
Перечисленные конкурентные преимущества могут и должны быть усилены в предстоящие годы. С целью определения приоритетных направлений этой работы автором настоящей статьи было проведено интервьюирование целого ряда своих коллег из научно-образовательной среды КНР, Республики Корея, Вьетнама и Японии, что позволяет сделать следующие выводы.
Ключевой проблемой коренного улучшения туристской привлекательности Дальнего Востока, особенно для иностранных авиакомпаний и граждан, является доведение региональной аэропортовой инфраструктуры до уровня международных стандартов, что возможно только при реализации адекватной предстоящему масштабу работы государственной политики. с учетом состояния российской экономики для этого понадобится некраткосрочный период, но другого пути нет. Речь идет о поэтапной реализации комплекса как инвестиционных проектов, так и нормативно-законодательных и организационных мероприятий.
самой первоочередной задачей для Камчатского края является создание современного пассажирского терминала и перронного комплекса с высококвалифицированным персоналом, где смогут быстро обслуживаться как авиалайнеры российских и зарубежных компаний, так и многочисленные пассажиры.
Улучшение транспортной доступности Камчатки для потенциальных потоков иностранных туристов из АТР наряду с использованием аэропорта Владивостока со всей очевидностью предполагает открытие уже в ближайшее время прямых авиалиний с регулярностью 2 раза в неделю из крупных авиахабов Сеул, Токио, Пекин, Гонконг, с возможностью привлечения зарубежных авиакомпаний.
При этом было бы неправильно отрицать возможности авиакомпании «Аврора», которая сейчас успешно осуществляет на Дальнем Востоке состыкованные рейсы из обозначенных выше авиахабов на Камчатку через аэропорты Владивостока и Хабаровска. Руководством данной авиакомпании разработана и апробирована в Приморском крае модель развития внутрирегиональных воздушных перевозок, что особенно важно для условий Камчатки, где для доставки от главного аэропорта
до размещения экотуристских объектов нужен комфортный авиатранспорт, может быть, зарубежные вертолеты.
Уместно отметить, что с учетом относительно коротких по сравнению с Россией отпусков иностранные туристы из Японии, Республики Корея, КНР и других стран готовы потратить на свои зарубежные поездки не более рабочей недели при приемлемых финансовых затратах. соблюдение данного критерия должно стать главным принципом обоснования и реализации маршрутов иностранного туризма в Приморский край и далее на Камчатку.
Достижение новых масштабов въездного иностранного туризма в регионы Дальнего Востока наряду с безупречным состоянием инфраструктуры объектов посещений и обеспечением безопасности используемых транспортных схем возможно при новом качестве обслуживания зарубежных гостей в гостиницах, медицинских центрах, местах общественного питания и массового отдыха. Совершенно очевидно, что здесь должны обеспечиваться информационно-справочные условия и культура обслуживания не хуже, а лучше, чем в любом курорте южного Китая, Таиланда, Индонезии и других стран АТР, которые все чаще посещают дальневосточники.
Для обеспечения устойчивых потоков иностранных туристов на Камчатку, где в ближайшее время будет действовать режим «свободный порт Дальний Восток», необходима нормативно-законодательная база «упрощенного визового оформления». К сожалению, в пилотном проекте Минвостокразвития «Свободный порт Владивосток», со времени легализации которого федеральным законом прошло уже больше года, данная процедура пока не используется.
Отметим, что безвизовый режим, действующий несколько лет между Россией и Республикой Корея, не вызвал никаких проблем при значительном увеличении пассажиропотока из Сеула на Владивосток.
Интересы развития туристского предпринимательства в регионах Дальнего Востока требуют наведения порядка и установления внятных правил ведения бизнеса, о чем в последнее время неоднократно делаются заявления в российском правительстве. Если рассматривать проект организации устойчивого потока иностранных туристов на Камчатку в качестве перспективного вектора развития туристской привлекательности Дальнего Востока, необходимо вводить в практику систему государственных гарантий под возможные риски реализации частным бизнесом своих инновационных проектов, вплоть до гарантий возврата до 50% вложенного капитала в случае форс-мажорных обстоятельств или незапланированного изменения условий внутренней или внешней среды.
Переход к новой модели развития иностранного туризма требует и нового качества маркетинга. Речь идет о глубоких и всесторонних исследованиях тенденций изменения рынка туристских услуг в АТР, особенно в Японии, КНР, Республике Корея, Вьетнаме, с установлением возможного спроса на туристские продукты Дальнего Востока, разработкой приемлемой ассортиментной и ценовой политики, с организацией показа на телевидении этих стран рекламных роликов дальневосточных туроператоров.
Таким образом по мере осуществления правительственных мер по развитию Дальнего Востока возникают благоприятные предпосылки для всё большей включенности этого уникального по природно-географическому потенциалу региона в рынок туристских услуг Северо-Восточной Азии.
1. Кулакова, Л.И. Проблемы и перспективы формирования экономического кластера в сфере туризма / Л.И. Кулакова // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №28. -С. 340-348.
2. Латкин, А.П. Российский Дальний Восток: предпосылки и условия привлечения иностранных инвестиций / А.П. Латкин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2015. -№4(31). - С. 57-61.
3. Латкин, А.П. Статистические и социологические исследования проблем и тенденций развития въездного туризма в Приморском крае / А.П. Латкин - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - С. 240.
4. О ходе XXII заседания Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://ткг£ га/^^еге1то^е1^ЕСТЮ^ГО=112731 (дата обращения 26.08.2016).
5. Стратегия Социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kamgov.ru/minecon (дата обращения 25.08.2016).
6. Тайгибова, Т.Т. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России / Т.Т. Тайгибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. научной конференции (г. Москва, апрель 2011). - М.: РИОР, 2011. Т. II. - С. 218-223.
7. Итоги 1 полугодия 2016 г. [Электронный ресурс] - Прим край стат. Режим доступа: http://primstat.gks.ru/
© Латкин, А.П., 2016
Для цитирования: Латкин, А.П. Иностранный туризм как перспективный вектор развития рынка туристских услуг регионов Дальнего Востока / А.П. Латкин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 3. - С. 7-15.
For citation: Latkin A.P. International tourism as a perspective vector of travel services market development in the russian Far East / A.P. Latkin // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 3. - P. 7-15.
Дата поступления: 28.09.2016.